в чем заключается коммуникативная компетентность учителя логопеда
Статья «Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда.»
Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда.
На сегодняшний день развитие самообразование претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни. В современных условиях востребованы более квалифицированные работники сегодня остро встает вопрос конкурентоспособности, профессиональной успешности и профессиональной пригодности.
С.А. Дружилов определяет понятие «профессионализм», как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разных условиях. В этом понятии отражается такая степень овладения человеческой структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
В модели профессионализма учителя-логопеда С.А. Игнатьева выделяет следующие компетентности:
1. Методическая – понимание научно-теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательных процессов и тенденций.
2. Инструментальная – владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых.
4. Коммуникативная – умение осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение.
5. Адаптивная – способность адаптироваться к изменяющимся условиям.
Одним из главных направлений модернизации системы образования является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Достижение этого качества возможно только при условии полностью сформированной устной и письменной речи у обучающихся. А в условиях, когда отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы, что почти всегда проявляется в той или иной степени нарушенным развитием и в том числе и в речевом развитии, соответственно неуклонно увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи на всех этапах развития и обучения.
Поэтому требования к логопеду повышается. Необходимо четко диагностировать нарушения речевого развития и подобрать необходимую и а Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Прежде всего, выделяются два компонента профессиональной компетентности: профессионально-практические и социально-личностные навыки специалиста.
Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с детьми.
декватную методику коррекционно-педагогической работы для каждого возраста.
Профессиональные компетенции учителя-логопеда делятся на две группы
1. Общепрофессиональные – общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: коммуникативная, методологическая, комьпьтерная, инструментальная, адаптивная и др.
2. Профессинально-специализированные – специфические, характерные для логопедической практике:
— диагностическая – умение, изучив речевые, коммуникативные, моторные навыки ребенка и проанализировав данные беседы, анкеты, медецинских карт и заключения других специалистов, вынести точное речевое заключение, позволяющее правильно построить логопедическую работу.
— инструментальная – подбор приемов и методов коррекции, диагностики профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков и т.д.
— маршрутная – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей.
— коммуникативная – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.
— компьютерная – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.
Компетентностный подход в подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя- логопеда позволит повысить качество его профессиональной подготовки.
Литература: Волкова Л.С. – Логопедия; Феличева Т.Б., Чевелева Н.А.,Чиркина Т.В. «Основы логопедии»; Лапп Е.А., Фролова Н.Г. «Современный логопедический урок»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Ольга Исаева
Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы ДОУ. Вводимые в практику Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенными в ней пяти образовательным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития). Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам педагогов. Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, основанная на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что педагог дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать. В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний,ценностей: профессионализм, квалификация.
Компетенции:
1). Круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
2). Это наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, в которой компетентность (степень освоения компетенции) является мерой соответствия этому требованию.
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в условиях реализации ФГОС.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИСОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ:
• СПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
• СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ПЕРСПЕКТИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ, КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ДЕТЕЙ К РАЗВИТИЮ И РАСКРЫТИЮ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА,
• СПОСОБНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИМЕНИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ,
• СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА И К НЕПРЕРЫВНОМУ ЛИЧНОСТНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ.
В связи с переходом на новые стандарты образовательного процесса, претерпевает качественные изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста ДОУ, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-логопеда.
Основа мировоззрения учителя-логопеда – гуманная оценка роли человека с ОВЗ в современном мире.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя-логопеда в ДОУ направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).
Личностно-профессиональные качества учителя-логопеда:
• профессиональный долг служения обществу и людям с ОВЗ;
• профессионализм (педагогические компетенции и профессиональные качества педагога);
милосердие (как способность к бескорыстной помощи, прощению, состраданию).
Профессиональные компетенции учителя-логопедаделятся на две группы:
1. Общепрофессиональные – общепедагогические,необходимые педагогам всех направлений: учебные, исследовательские, коммуникативные, методологические, компьютерные, инструментальные, личностно- адаптивные, социально-личностные.
2. Профессионально-специализированные – специфические,характерные для логопедической практики:
— диагностическая компетенция специалиста, требующая глубокого изучения речевых, коммуникативных, моторных навыков ребенка с ОВЗ и анализ данных беседы, анкеты, медицинских карт и заключения других специалистов, умение вынести точное речевое заключение;
— маршрутная к. – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей;
— инструментальная к. – умение в подборе приемов и методов коррекции, диагностики и профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков и т. д.
— коммуникативная к. –подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети с ОВЗ, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.
— компьютерная к. – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.
Сферы профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ:
• профилактическая (абилитационная) работа,
• педагогическая диагностика и консультирование,
• специальное педагогическое просвещение,
• психологическая и психотерапевтическая помощь,
• образовательная и социально-педагогическая
• организация психолого-медико-педагогической службы
сопровождения в ДОУ,
• методическая деятельность в рамках наставничества
научно-исследовательская деятельность в области специальной коррекционной педагогики и логопедии.
Самообразование – это целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая самой личностью; приобретение
систематических знаний в какой-либо области науки.
• Самообразование осуществляется добровольно;
• планируется, управляется и контролируется самим человеком;
• необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Значение самообразования для профессиональной
компетентности учителя-логопеда:
• повышение качества профессиональных компетенций,
• готовность к педагогическому творчеству,
• профессиональный рост,
• создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника,
• соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства.
Учитель-логопед ДОУ должен обладать
• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным.
Новые требования к подготовке учителя-логопеда с учетом реализации ФГОС ДО.
Учитель-логопеддолжен соответствовать следующим требованиям:
1. Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы.
2. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию.
3. Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей.
4. Серьезные требования предъявляются к личности педагога.
5. Учитель-логопед должен быть проницательным и сдержанным, тактичным и профессиональным в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
6. Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.
Работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда, грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование. У современных педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.
Компетентностный подход в подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя-логопеда ДОУ позволит повысить качество его профессиональной подготовки.
Развитие профессиональных компетенций педагогов МБДОУ через построение партнерства Модернизация системы образования в России ставит вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.
Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.
Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.
Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.
Рабочая программа в соответствии с ФГОС до учителя-логопеда Оглавление. 1) Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты 2) Содержательный.
Развивающая игра в условиях реализации ФГОС Развивающая игра в условиях реализации ФГОС ДО. Кондрашова Г. Н. Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных.
Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС до Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных.
Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного возраста.
Презентация по логопедии «Профессиональные компетенции учителя-логопеда»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Профессиональные компетенции учителя-логопеда
Подготовила: Суханова А.И.,
учитель-логопед
МАОУ «Демьянская СОШ
имени гвардии матроса
Андрея Копотилова»
2021г.
Описание слайда:
Описание слайда:
На основе анализа научных исследований в области педагогики и психологии (Л.Г. Семушина, Т.Б. Филичева, Е.Б. Агеева, В. В. Юртайкини др.), наблюдений за деятельностью учителя-логопеда были определены специфические трудовые функции:
•диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;
Описание слайда:
Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:
Общепедагогическая;
Специальная;
Технологическая;
Коммуникативная;
Рефлексивная.
Описание слайда:
Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах.
Это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога;
Это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности.
Описание слайда:
Специальная:
Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями.
Технологическая:
Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности.
Описание слайда:
Коммуникативная:
Установление правильных взаимоотношений с обучаемыми и их родителями; владение приемами профессионального общения с коллегами.
Рефлексивная:
Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр.), самореализации (самоорганизация, контроль и учет
деятельности по
самообразованию и т.д.)
Описание слайда:
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
Самообразование – это целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
Самообразование осуществляется добровольно;
Планируется, управляется и контролируется самим
человеком;
Необходимо для совершенствования каких-либо
качеств и навыков.
Описание слайда:
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда
Повышение качества профессиональных компетенций;
Готовность к педагогическому творчеству;
Профессиональный рост;
Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства.
Описание слайда:
Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.
Описание слайда:
Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества. Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности.
Описание слайда:
Желаем успехов и профессионального совершенства!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья на тему «Причины трудностей усвоения письменной речи младшими школьниками
Логопедическое занятие на тему » Одежда, обувь»
Логопедическое занятие на тему: «Сказочные герои»
Логопедическое занятие. Тема: » Моя семья»
Презентация: Развитие оптико-пространственной сферы
Использование кинезиологических упражнений на занятиях
Коррекционное занятие «Дифференциация букв З-С в словосочетаниях, предложениях, тексте»
АОП логопеда с учащимися с УО
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5350406 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.