в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга

Каким значением обладает тренинг коммуникации в современном мире

в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Смотреть фото в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Смотреть картинку в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Картинка про в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Фото в чем заключается коммуникативная функция применения тренингаВведение

В нынешнем мире высоких достижений, где абсолютно любые сведения можно с легкостью получить на просторах Всемирной паутины, навыки общения становятся очень значимым качеством. Развитая коммуникабельность может помочь с успехом реализовывать продукцию, осуществлять переговоры, проводить публичные выступления, понимать своего оппонента и быть полностью понятным.

в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Смотреть фото в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Смотреть картинку в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Картинка про в чем заключается коммуникативная функция применения тренинга. Фото в чем заключается коммуникативная функция применения тренингаТренинг коммуникации крайне важен для развития личности вообще, потому что общение определяет успех взаимодействия с окружающей действительностью, самим собой, людьми. Люди также поддаются общепринятым поведенческим стереотипам, которые нарабатываются в течение всей жизни. Однако, они просто не способны предоставить необходимого результата. В итоге всего этого возникают так называемые коммуникативные трудности (сложности в общении).

Почему появляются коммуникативные трудности?

Сложности в общении вполне могут появляться при неправильном или же недостаточном развитии конкретного коммуникативного навыка. Опыт жизни учит людей решать большое количество проблем посредством эффективных переговоров, но в некоторых ситуациях обстоятельства складываются таким образом, что скопленных теоретических познаний для эффективного решения проблемных вопросов совершенно не хватает.

Что помогает?

Суметь совладать с чувством растерянности и взять под тщательный контроль всю ситуацию помогает специальный тренинг на развитие коммуникативных навыков. Понимания и изменяя обыденные реакции, люди учатся смотреть на те или иные обстоятельства совершенно под иным углом.

Наработка необходимых навыков в игровом формате, когда преподаватель искусственным образом организовывает такие условия, которые осложняют результативное общение и препятствуют достижению поставленных целей. К примеру, коммуникативный метод обучения иностранному языку помогает общаться с иностранными клиентами и партнерами компании, тем самым повышая репутацию компании.

Задачи коммуникативных тренингов

Непосредственная цель такого рода тренингов – постановка навыков поведенческого характера, которые требуются для того, чтобы достичь целей говорящего. Отработка коммуникативных навыков имеет отношение как к невербальному, так и к вербальному коммуникативному уровню и может позволить:

Для чего необходимо?

Обратите особенное внимание на развитие собственных коммуникативных умений – успех не заставить ждать себя длительное время!

Отработайте приобретенные навыки, выстроив результативные взаимоотношения с коллегами и товарищами. Научитесь грамотно применять функции общения в качестве инструмента для того, чтобы достичь поставленных целей, потому что тот, кто владеет словом, владеет и ситуацией!

Видео: «Технологии работы с возражениями»

Коммуникативные тренинги на сегодняшний день пользуются огромным спросом. Это такой процесс.

Многие современные люди нуждаются в помощи, чтобы разобраться с проблемами.

В каждой крупной компании есть должность, которая называется тренинг-менеджер. Обучение и.

В последнее время стало достаточно модно посещать тренинги и проводить их. Но мало кто знает.

Часто можно столкнуться со скептицизмом в отношении тренингов по общению. Есть люди.

Источник

Вопрос. Цели и функции тренинга

Цели тренинга

· Создание возможностей для достижения конструктивных изменений на уровне отдельного человека как личности и субъекта профессиональной деятельности,

· Создание условий для оптимального функционирования личности и ее развития,

· Создание условий для достижений разнообразных изменений социально-психологических, психологических и других характеристик группы и организации (Приложение 1.4.1., стр. 294).

Цель психологического тренинга – достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы и организации.

При изменении психических феноменов человека предполагается три основных варианта их протекания.

1. Изменение как созревание, подчиняющееся определенным закономерностям, имеющее фазный, этапный стадийный характер. Для каждой стадии характерно достижение определенного уровня развития психических функций, осуществляемое на основе результатов предыдущего этапа. На каждом этапе существуют критические фрагменты, включающие в себя сенситивные периоды развития. Изменение как созревание связано с понятием возникновения, развития, инволюции и исчезновения.

2. Изменение как процесс и результат обучающих, воспитывающих, формирующих вмешательств, которые осуществляются как с учетом результатов и закономерностей изменения, как созревания, так и стихийно. Внешние вмешательства могут носить как конструктивный, так и разрушительный характер.

3. Изменение как процесс и результат воплощения собственных выборов человека, определяемый как результат созревания, так и итогами обучения, воспитания и формирования. Результаты осознанных изменений также могут носить конструктивный либо разрушительный характер.

Рассмотрение изменений психических явлений с детерминистских позиций предполагает, что психика, психологические феномены имеют системную природу, следовательно, речь идет именно об анализе системной детерминации, включающей определение всего многообразия связей и отношений структур психики и внешних обстоятельств.

Идея системной детерминанты применима ко всем вариантам изменений: стихийному развитию психики (созреванию); изменениям как результатам обучения, воспитания, формирования психических феноменов под руководством других людей, где изменение имеет конечной целью воплощение представлений, принятых в данный момент в обществе, группе или другим человеком как целесообразные.

Функции тренинга

· Диагностическая во время СПТ как тренер, так и участники группы имеют возможность определить различные модели поведения и реагирования, также личностные качества участников группы, увидеть их сильные и слабые стороны;

· Преобразующая – во время тренинга закладываются основы для внутренней работы участника группы по формированию осознанно желаемого свойства личности или типа поведения;

· Корректирующая – во время тренинга акцентируется внимание на слабых сторонах взаимодействия, и предлагаются различные способы для их изменения и формирования арсенала социально-эффективных моделей поведения;

· Профилактическая – во время СПТ участники группы имеют возможность подготовиться к ситуациям, отсутствующим в личном опыте, рассмотреть и апробировать эффективные способы поведения в них в условиях минимального риска посредством моделирования ситуаций;

· Функция адаптации – участие в СПТ расширяет арсенал коммуникативных приемов, используемых для различных целей социального взаимодействия, позволяет выработать навыки применения этих техник в профессионально значимых для участников группы ситуациях, то есть адаптировать полученный знания, умения и навыки к будущей профессиональной деятельности (Приложение 1.4.2., стр. 295).

Многофункциональность метода свидетельствует о том, что возможности тренинга существенно шире и охватывают области совершенствования интеллектуальных возможностей человека, развитие его волевых характеристик, осознания и разрешения личностных, профессиональных и организационных проблем.

Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 1804 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понятие тренинга. Функции тренинга

Тема 1: Тренинги и групповые методы в социальной работе

История создания групповых методов

Групповой метод применяется в социальной работе с конца XIX века, когда получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Их сотрудники — первые соцработники, осуществлявшие свою деятельность с помощью групповой работы. В США расцвет группового метода в социальной работе пришелся на 30-е годы XX века, когда была создана Национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936 г.) и начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе». В России метод групповой работы интенсивно используется с конца 70-х годов прежде всего психологами (Л. Петровская, В. Захаров, А. Хараш) и специалистами в области организационного консультирования (Г. Щедровицкий) и уже затем, в 90-х годах, после появления в государственном реестре профессий специальности «социальная работа», как метод социальной работы. По данным Национальной ассоциации социальных работников США, сегодня от 6 до 10% социальных работников используют в своей профессиональной деятельности метод групповой работы.
Метод групповой работы (групповой метод) — метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его духовных сил и формирования социального поведения.
Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США, групповая работа используется:

· В исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;

· Для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);

· Для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;

· Для утверждения личности;

· В целях обучения и воспитания чувства гражданственности;

· Для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.

Опыт же отечественный работы с группой дает основания утверждать, что к перечисленным назначениям группы смело можно добавить в качестве основных и следующие — формирование сплоченной команды, поиск и реализация благоприятных возможностей для организации, процесс обучения, обмен опытом, личное и профессиональное самоопределение, решение сложных проблем развития личности.
Принято выделять два основных типа групп:

1. Созданные специально для работы с их членами и «решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные), которые,в свою очередь, разделяются на два типа:
— группы, нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации);
— группы, цель которых — исправление отклонений; возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации).

2. Созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели.

Каждый из этих типов групп в свою очередь дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой. В группах социализации, например, цель социальной работы — помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). Группы ресоциализации также решают два типа задач: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.

Основные элементы групповой динамики

Цели группы

Цели группы определяются тем, в какую общую деятельность она включена. Если речь идет о групповой психокоррекционной, психотерапевтической, тренинговой и т. п. деятельности или о каких-либо формах социальной работы, связанных с работой с группой (клубная, в школе и т. д.), то в планировании результата ведущий группы, безусловно, опирается на определенную методологию.
Например; цель групп встреч — достижение более полной реализации личностного потенциала, личностный рост;
цель групп социально-психологического тренинга — совершенствование коммуникативных навыков личности;
цель групп взаимопомощи — взаимная поддержка и взаимное консультирование.

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего группового процесса. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными целямиНесовпадение декларируемых и истинных целей — нарушение профессиональной этики ведущих групповой процесс.
Другая проблема состоит в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это сообщает групповой динамике определенный толчок, но его результаты могут быть непрогнозируемыми.

Нормы группы

Нормы представляют собой совокупность неписаных правил, определяющих, что допустимо недопустимо (правильно или неправильно) в группе. Нормы можно разделить на две категории:

1. Нормы, которые изначально задает ведущий группы (руководитель), или они задаются каким-либо инструктирующим документом;

2. Нормы, выработанные группой в процессе совместной деятельности.

3.
В тренинговых группах обычно изначально задаются следующие нормы :

· Доверительный стиль общения (обращение ко всем участникам группы на ТЫ);

· Необходима активность каждого;

· Группа является закрытой (принцип конфиденциальности информации);

· Принцип «здесь и сейчас»;

· Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, использование высказываний, отражающих собственную позицию);

· Обратная связь должна быть безоценочной;

· Право каждого участника — просить помощи у группы.

Иногда могут задаваться и другие нормы. Нормы, выработанные группой, защищаются членами группы. При этом группа может осуществлять давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам. Для нормального продвижения группы должно быть достигнуто, по крайней мере, частичное совпадение задаваемых и вырабатываемых норм.

Сплоченность группы
Сплоченность, или cohesis — это взаимное тяготение членов группы друг к другу (С. Кратохвил, 1978). Сплоченность выражается в стремлении остаться в группе и сохранить ее любой ценой. К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. «Именно взаимная зависимость членов, объединенных стремлением к общей цели, обусловливает их готовность разделять трудности и опасности на этом пути и сглаживать личностные расхождения» (A. Marrow, 1977).

По мнению С. Кратохвила, сплоченности группы способствует:

· Удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;

· Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами;

· Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него;

· Разного рода симпатии между членами группы, их взаимное тяготение;

· Мотивировка каждым участником своего членства, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в группу;

· Дружески располагающая атмосфера;

· Престиж группы при одновременном повышении престижа индивидуума во время его членства в группе;

· Влияние групповой деятельности:

а) притягательность действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций);
б) групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку сплоченности;

· Соперничество с иной группой или группами;

· Вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества.

Необходимо стремиться к динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением, поскольку сплоченность дает участникам чувство безопасности и поддержки, а напряжение, в свою очередь, выступает как побуждающий фактор: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то переменить в себе (С. Кратохвил, 1978).

Тренинг как технология СР, функции и методологические принципы тренинга

Понятие тренинга. Функции тренинга

Изначально термин тренинг (train, training — англ.) имел ряд значений, связанных с общением, воспитанием, подготовкой к какой-либо деятельности и спортивной тренировкой. Постепенно, но достаточно быстро понятие «тренинг» перестало существовать как единое общепринятое понятие из области педагогики, и теперь тренинг включает различные приемы, формы, способы и средства, используемые в психологической практике, а также учебные занятия по отработке каких-либо практических навыков в профессиональном обучении.

Однако тренинг может рассматриваться как метод не только активного обучения, но и группового консультирования (по аналогии с групповой терапией). Основания для этого мы находим и в базовых, концептуальных определениях тренинга, данных в разное время психологами, внесшими огромный вклад в развитие его как метода.
JI.A. Петровская (1982) ввела в практическую психологию России термин «социально-психологический тренинг» как «средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия».

Ю.Н. Емельянов (1985) определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. При этом термин «тренинг» в структуре русской психологической речи целесообразнее использовать не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любыми сложными видами деятельности, в частности общением.
И.В. Бачков (1999) считает, что групповой психологический тренинг зто совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии, так и в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний.

Кроме того, в психологической практике существуют следующие термины, часто употребляемые как синонимы понятия тренинг: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг, группы интенсивного общения, группы открытого общения, перцептивно-ориентированный тренинг, тренинг сенситивности.

Все это — разные названия формы работы с группой, которая является эквивалентом социально-психологического тренинга, цель которого — повышение компетентности общения, развитие его коммуникативной, интерактивной и перцептивной составляющих. Но многофункциональность метода свидетельствует о возможности использования его шире, чем только в качестве технологии повышения компетентности в общении: тренинг может быть использован для совершенствования интеллектуальных возможностей человека, развития его волевых характеристик, осознания и разрешения личностных и профессиональных проблем.
К основным функциям тренинга может быть отнесен весь спектр функций технологий практической психологии и социальной работы:

Отметим : специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

· Безусловное соблюдение ряда принципов групповой работы;

· Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии (помощь исходит не только и не столько от ведущего, сколько от самих участников);

· Стабильность в составе группы (обычно от 7 до 15 человек) и периодичность встреч;

· Определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

· Акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

· Активность, как правило, поведения каждого участника тренинга;

· Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

· Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В этих рамках существует огромное количество модификаций форм тренингов, которые могут сильно разниться между собой по целому ряду признаков, например по времени работы групп: от двух дней (обучающий тренинг) до пяти и более лет (терапевтические группы) с еженедельными встречами. В любом случае важной общей чертой для тренингов является их этапность (стадийность), обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы (законы групповой динамики).

Будучи формой практической психологической работы, тренинг всегда отражает своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, его проводящий.

Список использованной литературы:

1. Кольцова З.Л., Якимова. Е. В.: «Теория поведения и практика социальной работы»

2. Бачков И. В.: «Основы технологии группового тренинга»

3. Кузьмин, К. В.: «История социальной работы»

4. «Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 2 вида. В 2 частях» Часть 2.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 970 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Коммуникативный тренинг для развития личности и формирования коммуникативных навыков.

Подготовила: Токарева Ю.Д.

Коммуникативный тренинг

Данное методическое пособие представлено в трех частях. В первой части дается описание целей и задач тренинга. Вторая часть представлена принципами и правилами работы в группе, необходимыми для соблюдения экологичности в работе. Третья часть – собственно упражнения, используемые на занятиях. Упражнения могут быть использованы в разной последовательности (в зависимости от особенностей динамики в группе). Поэтому в деталях даем план лишь первого занятия (поскольку оно остается неизменяемым).

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются люди – это проблема взаимодействия с окружающими людьми. Выпадая из привычной социальной ниши, они испытывают дефицит общения. Для того, чтобы помочь людям преодолеть эти трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане, на наш взгляд, является коммуникативный тренинг.

Коммуникативный тренинг – это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе.

Для эффективного функционирования группы тренинга организующему и проводящему занятия, необходимо осознать основные цели и задачи тренинга.

Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;

Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;

Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция – приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности;

Рост коммуникативной открытости и качества общения;

Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;

Развитие способностей к адаптации и творчеству.

Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;

Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.

Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.

Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.

Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.

Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).

Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны. Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.

Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.

Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.

Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

В групповой работе следует учитывать следующие принципы:

Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.

Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий. Главная форма такой интеллектуальной деятельности групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так ив отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.

Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.

Необходимо отметить, что при наборе группы важно учитывать возраст участников, желательно, чтобы он был приблизительно одинаков.

Для того, чтобы работа в группе была более эффективной и экологичной, разработан ряд правил, которые принимаются в зависимости от особенностей группы.

1.ПРАВИЛО ИМЕННОЙ КАРТОЧКИ

Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

2.ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).

3.ПРАВИЛО «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»

Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

4.ПРАВИЛО НЕДОПУСТИМОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОЦЕНОК ЧЕЛОВЕКА

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

5.ПРАВИЛО ПРИСУТСТВИЯ НА ТРЕНИНГЕ

Присутствие на тренинге каждого члена группы НЕОБХОДИМО все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.

6.РАЗГОВОРЫ НА ТРЕНИНГЕ

Во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям слушать и слышать других, что, собственно, и является основным в работе психологической группы. С другой стороны, из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать под нос».

7. ЗАПРЕТ НА ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТРЕНИНГА ДО ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по-другому».

Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»!

Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.

Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.

Во время обсуждения правил, психолог дает возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

Опыт работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.

Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит и от группы, в которой проводится тренинг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *