в чем заключается комизм взяточничества хлестакова в данной сцене
Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»
Уже в четвертом гоголевском акте все чиновники небольшого города из комедийной пьесы окончательно поверили в то, что Хлестаков, который по замыслу автора случайно оказывается в этом месте, является важнейшим чиновником. Все они думают, что этот мнимый ревизор должен проверить работу подведомственных государству учреждений, поэтому так сильно его боятся. И это позволило человеку, который ничего интересного собой не представляет, вдруг стать кем-то. Тем, кого они и хотели бы увидеть в нем. Сам автор его характеризует, что он пустой и никчемный человек — «пустышка», и добавляет, что тот «фитюлька».
Получается, что главный герой стал тем, кем его и хотели видеть. И вот теперь чиновники усердно стараются хоть немного сохранить свои подведомственные учреждения от каких-либо проверок. Они пытаются полностью обезопасить себя. А для этого они решают дать деньги, думая, что это самое чудесным решение, ведь в их мире все можно продать и все покупается. Как предлагает один из чиновников маленького города, «подсунуть» деньги ревизору, как это происходит, по мнению Артемия Филипповича, во всем «благоустроенном» обществе. А к ревизору все городские чиновники одеваются так, словно на парад. Они в мундирах и стараются выглядеть так, чтобы произвести положительное мнение на «ревизора». Так выглядит официальное представление так называемых «отцов города» перед лживым ревизором.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Чтобы показать, каково внутреннее состояние чиновников автор использует более точные ремарки, которые дают пояснение. Они — то и позволяют увидеть, как велик страх у чиновников, насколько они подобострастны и услужливы во всем. Гоголь так позывает их: «вытянувшись», «придерживая рукой шпагу». А когда они начинают дрожать перед проверяющим, то автор уже использует такие выражения: «потерявшись», стал ронять на пол много ассигнаций. Все действия чиновники выполняли по гоголевским репликам «поспешно» и все их тело дрожало от испуга и страха.
Иван Александрович, которого случайным образом приняли за проверяющего, не может даже догадаться о том, в чем истинная причина услужливости местного чиновничества по отношению к нему. А ведь они все так услужливы и внимательны, что Хлестаков вскоре даже начинает думать о том, что все это происходит, потому что он обладает самыми превосходнейшими качествами личности, которые и покорили местных чиновников. Поэтому он так смело и наивно играет роль гостя из высшего света, который любезен и благодарен этим людям за «теплый» прием.
Конечно же, темы для разговоров со всеми посетителями предлагает сам мнимый ревизор. И если сделать хоть небольшой анализ, то сразу же можно заметить, как невежественны его речи, скудны и убоги его интересы. Есть у него и сильнейшие слабости: это, прежде всего, сигары и женский пол, который никогда не может оставить его равнодушным. Любит Хлестаков хорошо и сытно покушать. А дальше его мысли взлетают еще выше. Например, он рассуждает о том, что ему больше нравится орден Владимира, а вот остальные уже ему нравится не так сильно. Хотя у него нет ничего, и заслуг-то у него тоже нет, чтобы ордена ему давать.
А как нелепо и смешно выглядят его вопросы к Луке Лукичу, у которого он все хотел узнать, какие же женщины ему нравятся больше всего: брюнетки или блондинки. А затем он еще и смог набраться смелости, чтобы заявить всем присутствующим о том, что в его глазах есть что-то такое неопределенное, которое так сильно действует на людей, что у них появляется вдруг робость. И когда он все это высказывает, и, понимая, что даже тема, где он рассказал о том, что он любит, довольно бедна, Хлестаков просто уже не знает, о чем же еще можно поговорить, поэтому в разговоре с Земляникой пытается сказать хоть какие-то фразы. Например, что он забывает фамилию своего собеседника и это же показывает его невежество.
Но и дальше разговор с Земляникой строится в виде странного диалога. Он, например, интересуется, есть ли у него дети. А когда узнает, что их пятеро, а двое даже взрослых, то задает свое глупые вопросы: «А как они того?». Но такого собеседника даже мнимый ревизор выбирает себе не случайно, так как Земляника все-таки выделятся среди остальных чиновников уездного города. Так, Артемий Филиппович с большой легкостью совсем за небольшой срок смог предать всех своих приятелей и даже родственников. А он их вот так «закладывает» только лишь с одной целью, чтобы продвинуться по службе. Сам автор так интересно описывает этого городского чиновника: смотритель местного училища. И тут же поясняет, что непонятно вообще, как ему вообще дали эту должность.
Но тут же обращает внимание и то, как сам Хлестаков реагирует на такое предложение, как не только ему рассказать обо всех, но и написать такой донос на бумаге. Он считает это забавным, поэтому сообщает Землянике, что такой донос ему будет очень приятным сюрпризом, и тогда, когда ему скучно, то он сможет прочесть и что-то забавное в этом доносе». Хлестаков посещает каждого чиновника и у каждого из них он берет деньги, якобы взаймы. И если первым оказывается судья, с которым такое денежное движение происходит совершенно случайно, то потом ему это начинает нравиться. А когда он входит уже во вкус, то начинает понимать: происходит что-то необычное и важное и эти деньги дают ему с удовольствием непросто так. Но это Хлестакова не останавливает, а только прибавляет желания.
И вдруг основной персонаж понимает, что его принимают за кого-то другого, какое-то важное, а может быть, даже государственное лицо. Но это его не останавливает, а лишь приводит к тому, что он действует быстро. Так, он старается выслушать внимательно всех, кто к нему обращается. И это так происходит, как это мог сделать важный чиновник, за которого его и принимают. Вот тут начинает проявляться новая манера общения для основного персонажа. И возникает она под воздействием той атмосферы, в которую он попадает. Так, эта атмосфера угодничества и раболепства. И каждый чиновник, который приходит к Хлестакову, чтобы представиться лишь только усиливает эту атмосферу и укрепляет новую манеру общения главного героя.
Но все-таки гоголевский персонаж так до конца и не понимает, что же это за взятки такие и зачем они ему даются. А ведь они имеют определенные цели. А наивный Хлестаков считает, что это чиновники уездного города так милы и что у них так чудесно заведено, поэтому ему так приятно общаться с этими учтивыми, приятными и все понимающими людьми. А ведь на самом деле гоголевский герой столь наивен и недалек, что он не способен завести какую-то интригу и вести действия, он может лишь только сам слепо следовать этому действию. В этом и есть своеобразие и необычность гоголевского сюжета о необыкновенном и странном ревизоре.
«Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»»
Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).
Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».
Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».
Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.
Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.
Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.
В чем заключается комизм взяточничества хлестакова в данной сцене
Ответ:
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее — смех?»
Задание №8 Кто из персонажей, показанных в приведённом фрагменте, является комичным? Задание 9 На чём основан комизм приведённой сцены из пьесы «Ревизор» и в каких произведениях русской классики встречаются подобные комические ситуации? (ЕГЭ по литературе)
8. В приведённом фрагменте комичным персонажем является Городничий.
Страх Городничего: «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие. не сделайте несчастным человека», из-за которого он не может отличить правду от лжи и принимает Хлестакова за настоящего ревизора. Его комичность заключается в том, что он из-за боязни потерять должность, получить заслуженное наказание за свою нечестную службу не утруждает себя и верит в то, что перед ним настоящий ревизор, выглядя при этом глупо и смешно.
Сквозник-Дмухановский в страхе за то, что все его грехи и пороки обнаружатся, сам рассказывает о них: «Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья», и сразу же начинает себя оправдывать: «. это клевета, ей-богу клевета». Городничий верит в то, что любой его проступок можно оправдать словами и деньгами: «Ну, слава богу! деньги взял», его наивность и попытки избежать наказания выглядят комично.
Таким образом, Городничий является комичным персонажем из-за своей глупости, взяточничества и трусости перед справедливостью.
9. Комизм приведенной сцены из пьесы «Ревизор» основан на ошибке, которая приводит в ужас всех городских чиновников. Во многих произведениях русской классики встречаются подобные комические ситуации.
Например, в поэме Н. В. Гоголя городские чиновники изображены комически. Они радушно принимают Чичикова, не узнавая кто он и откуда, они — любители пышности и пошлости света, проводить совещания им удавалось только с целью покутить или пообедать. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки решать не будут. Сам город NN изображен типизированным и комическим, как и город N в комедии «Ревизор», нравы и быт чиновников показаны смешно и глупо.
Комические сцены изображены также в произведении М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В город приезжает Воланд и обличает людские пороки, такие как бюрократизм, алчность и невежество. Чиновники и другие деятели Москвы выглядят и комично, и трагично, потому что их грехи проявляются по их же глупости. Как и жители города NN в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» проявляют себя с самой худшей стороны, раскрывая такие же пороки, которые таятся внутри Московских чиновников, из-за своей глупости и доверия непроверенным людям, в погоне за деньгами или личной выгодой. Таким образом, все три произведения связаны наличием комичных цен, но в каждом автор раскрывает их по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. Кто из персонажей, показанных в приведённом фрагменте, является комичным? 9.На чём основан комизм приведённой сцены из пьесы «Ревизор» и в каких произведениях русской классики встречаются подобные комические ситуации? (ЕГЭ по литературе)
8. Рассмотрим, кто из персонажей в приведенном фрагменте является комичным.
Во-первых, автор раскрывает образ Ивана Александровича Хлестакова, оправдывающегося перед городничим. В приведенной сцене главный герой показан писателем испуганным, но дерзко отвечающим Антону Антоновичу: «Нет, я не хочу! Вот ещё!».
Автор высмеивает поведение Хлестакова, его необоснованную заносчивость и наглость.
Во-вторых, комически Н. В. Гоголь изображает и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Писатель высмеивает лицемерящего, потерявшего голову от страха и предлагающего взятки городничего, который не замечает, что перед ним обычный дворянин, а не настоящий чиновник из Петербурга: «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие…»
Таким образом, Н. В. Гоголь комически изображает всех героев комедии, а единственным положительным персонажем, по мнению автора, является смех.
9. Комизм приведенной сцены основан на страхе героев друг перед другом. Рассмотрим, в каких произведениях русской классики встречаются подобные ситуации.
Во-первых, в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» писателем показана сцена, в которой показываются пороки некоторых героев. Как и в «Ревизоре» Н. В. Гоголя, в произведении автор высмеивает нравы людей, относящихся к высшему обществу — дворян. Писатель создал комичный образ госпожи Простаковой, считающей образование ненужным. Также сходство двух произведений заключается в том, что и
Д. И. Фонвизин, и Н. В. Гоголь показывают недостатки целого класса в нескольких персонажах. Так, дворянство представляет собой главная героиня, являющаяся собирательным образом жестоких по отношению к крепостным помещиц.
Во-вторых, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» также встречаются подобные ситуации. Как и в произведении Н. В. Гоголя, автор показывает столкновение двух противопоставленных друг другу персонажей. Писатель в диалоге Чацкого и Фамусова раскрывает основной конфликт: борьбу высшего консервативного общества и молодого поколения. Так же, как и в комедии «Ревизор», в произведении
А. С. Грибоедова персонаж, участвующий в сцене, испытывает некоторый страх. Так, Павел Афанасьевич закрывает уши руками и не хочет слышать речей Чацкого, так как отличие его мнения от светского настораживает и пугает Фамусова.
Таким образом, во многих произведениях русской классики встречаются подобные комические ситуации, однако каждый автор описывает их по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.