в чем заключается кантовский агностицизм
Агностицизм и философия Канта
Агностицизм Канта следует взять в кавычки. Кант не был агностиком в смысле полного отрицания способности человека к познанию мира, иначе, как своими органами чувств (зрением, слухом, осязанием, обонянием). Кант не отрицал важность науки и научных методов. Наоборот, сам агностицизм Канта возник как плод его размышлений о совершенных Ньютоном открытиях основных законов механики. Открытия Ньютона показали, что человек может раскрывать законы природы, которые он не может ощущать непосредственно. Например, законы движения космических тел. Для таких открытий человек использует свое, как говорил Кант, априорное знание мира, т.е. знание, которое изначально содержится в разуме человека, а не приобретено на основе личного опыта. Например, априорным знанием является утверждение, что не могут существовать тела, не имеющие массу.
Используя свое априорное знание, человек познает вещи, которые никак не контактируют с человеком. Не видимы, не слышимы, не ощущаемыми им. Но они, тем не менее, существуют, и человек пытается их понять.
В связи с научными открытиями Ньютона перед Кантом возник важнейший вопрос о том, где пролегают границы познания человеком мира. До какой степени мы можем понять природу и сущность вещей, которые нами не ощущаются. В эпоху Канта такими вещами были атомы, вселенная. Сегодня это – кварки, черные дыры.
Кант полагал, что главную трудность в познании мира являет собой сам человек, точнее – его разум. Он противоречив. Пытаясь познать мир все глубже и глубже, разум рождает противоречия (как их называл Кант – антиномии). Можно убедительно доказывать, что мир бесконечен, но можно доказывать, что мир – конечен. Можно доказывать, что Бог есть, но можно доказывать, что Бога нет. И никто из спорящих сторон не будет прав или не прав.
Центральным понятием агностической философии Канта является понятие «вещи в себе» или «вещи самой по себе». Любые предметы материального мира одновременно являются «вещами в себе» и явлениями, т.е. имеют двойственную природу. Любой предмет материального мира познаваем только как явление, и в этом смысле он – феномен или «вещь для нас», но как вещь в себе он не познаваем до конца в принципе.
В качестве примера кантовской «вещи в себе» и явления можно взять любой, даже самый обыденный предмет. Например, стеклянный стакан. Он имеет определенную форму, массу, цвет или бесцветность, прозрачность, на ощупь он гладкий. Все это мы понимаем, разглядывая и ощупывая стакан. Все перечисленные характеристики стакана – это его явления, которые мы можем познать своими органами чувств. Форма станка – цилиндрическая, стакан цветной или прозрачный и т.п. То, как мы ощущаем предмет, это – его явление нам. Но в стакане есть нечто, что мы не видим и не ощущаем. Мы не видим атомов, из которых состоит стакан, но мы верим, что он состоит именно из атомов, поскольку это предположение об атомарном строении любого вещества является всеобще признанным, стало верой. Если однажды станет возможным с использованием специальных приборов увидеть атомы, из которых состоит стакан, немедленно встанет проблема о наличии еще более мелких частиц – кварков, из которых состоят атомы стакана. Мы снова будем предполагать и верить, что такие кварки существуют в реальности. И так до бесконечности. Стакан как совокупность атомов или еще более мелких частиц – кварков – является вещью в себе. И в этом своем качестве он не познаваем до конца в принципе, поскольку ни атомы, ни кварки никак не ощущаются нами.
Реальный мир – это мир вещей в себе. Он не может быть познан нами полностью и со 100-процентной достоверностью. То, что мы познаем – это мир явлений, т.е. тех характеристик вещей, которые мы воспринимаем из нашего опыта контактирования с ними. Таким образом, с одной стороны познанию мира препятствует наличие в нем вещей в себе, а с другой – логические тупики и противоречия, в которые заходит разум.
Агностицизм Канта – заложен в центральной мысли его философии, что мы знаем этот мир не таким, каким он является сам по себе, но только таким, каким он отражается в наших чувствах и осмысливается нашим разумом. И сколь бы бурно ни развивалась наука, расширяя наши представления об окружающем мире, всегда будет нечто, что мы еще не знаем и только можем предполагать.
В целом можно говорить о том, что Кант, размышляя о силе науки, о возможностях человеческого мышления, ни в коем случае не отрицал значение научного познания мира, но пришел к выводу, что такое познание имеет свои границы. Этой границей является мир «вещей в себе». В этом и заключается агностицизм Канта – убежденность в том, что всегда есть и останется нечто, что в принципе не будет познано человеком. Хотя человек и будет все глубже и точнее познавать мир, всегда будет существовать некий горизонт познания, за который невозможно будет переступить.
Спорность учения Канта заключается в том, что сама деятельность человека постоянно опровергает идею агностицизма. Примеры очень просты и очевидны. Мы не знаем в точности, что такое электрический ток, но выдвигаем предположение, что ток – это электромагнитная волна, создаваемая электронами. Исходя из этого предположения, человеком были созданы электростанции и электрические лампочки, появилось радио и телевидение, телефония. В основе всех этих изобретений лежала гипотеза о природе электрического тока как электромагнитной волне. Поскольку наши телефоны, радио и телеприемники работают, это означает, что гипотеза была верной, и мы смогли проникнуть в понимание сути электрического тока.
С точки зрения того, что всегда в мире будет существовать нечто, еще не познанное человеком, агностицизм как философская идея вечен. Но поскольку человек постоянно расширяет свои границы знания о мире и особенно быстро это происходит в наши дни, постоянно существовать будут и доводы в опровержение агностицизма.
Априоризм и агностицизм философии И.Канта
Агностицизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей. Кант выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудности при познании является не окружающая действительность (объект), а субъект познав деятельности – человека, точнее его разум.
Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не сущность вещей, а только их явления – не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».
И. Кант доказывает, что человеческому разуму не доступна «вещь-в-себе», то есть объективный мир сам по себе, независимый от человеческого восприятия.
Другая особенность его философии – априоризм (до опыта).
Если мир создается сознание, то что было в начале? Кант исходил из того, что нашему сознанию изначально присущи наиболее общие понятия, представления: пространство, время и причинность, а также реальность, возможность, принадлежать и другие всеобщие представления которые он называл категории (всего 12). Они априорны.
Познавая вещь мы ее определяем, выделяем свойства ч/з представления о них. Это механизм приводит к тому, что рассуждая о вещах мы фактически сталкиваемся в них с тем, что перед этим в них вложили.
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе»— субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
•человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Сущность – это внутреннее свойство вещи, поэтому сознание стремится к нему.
Однако помимо чистого разума существует разум практический. Кант имеет в виду человеческую волю, но, будучи сыном эпохи рационализма, называет ее практическим разумом. Деятельность практического разума невозможна без априорных идей: бога, свободы и бессмертия души.
Доклад о гносеологии Канта
Функционирование этих категорий задают основные мыслительные ходы человека, когда он пытается упорядочить свои восприятия. Результатом деятельность рассудка являются все знания накопленные человечеством в результате чувственного опыта, в ходе наблюдений и экспериментов. Такие предметы как: Физика, Биология, Химия, это есть суждения, которые рассудок выстроил, опираясь на априорные категории рассудка.
Рассудок работает с «вещами для нас». Может ли человек выйти из этих рамок? Человеческое познание неиссякаемо и пытается выйти из мира «вещей для нас» в мир » вещей в себе». В этом состоит задача разумного познания. Здесь на помощь приходят априорные формы разума, состоящие из трех элементов:
идея мира,
• идея души,
• идея Бога.
Тезис Антитезис
Мир конечен Мир бесконечен.
Есть предел деления вещей Все делимо до бесконечности.
Все причинно обусловлено Есть свобода воли.
Бог есть Бога нет.
Всё это по Канту подчеркивает правоту агностицизма, то есть непознаваемость мира. Из черного ящика разумного познания нет выхода. Человек не может выйти из мира» вещей для нас» и попасть в мир» вещей в себе». Человек обречен на познавательное бесплодие. Он вынужден жить в своём жизненном мире и не может понять, как выстроен объективный мир вокруг. Этот мир очень богат, но не доступен человеку. Однако в отличие от предыдущих философов, Кант уверен, что познание есть не пассивное восприятие, а активный процесс. Мы не только отражаем окружающий мир, но и конструируем» вещи для себя». Наткнувшись на антиномии, Кант не увидел, что в противоречиях заложен не тупик, а путь к развитию природы, общества, человека и его сознания. Эти открытия в виде диалектического метода сделал Гегель
Особенности агностицизма в философии
Среди представителей различных философских школ одним из самых спорных вопросов является существование бога. Агностицизм в философии — направление, утверждающее, что мир непознаваем. Его представители утверждают, что ответить на вопрос о существовании бога невозможно. По мнению агностиков, познавательные способности человека ограничены и некоторые области знаний не могут быть изучены или возможность для их изучения появится в будущем.
История термина
Термин «агностицизм» впервые был предложен для использования в научных кругах Т. Гексли. Английский зоолог, получив предложение присоединиться к «Метафизическому обществу», впервые всерьез задумался о своем отношении к богу и религии. Не найдя термина, который бы точно описывал его ощущения, ученый выбрал новое слово, которое, по его мнению, описывало его мироощущение.
Агностик в представлении Гексли — это человек, который не приемлет религиозных догм. Он не верит в существование ни одного из богов, поскольку оно не доказано научно. Но также допускает, что человечество сможет познать богов в будущем, или доказать, что богов не существует.
П. Кропоткин трактует историю термина по-своему. Он утверждает, что впервые его стали употреблять неверующие писатели, любившие собираться небольшой группой у Д. Ноульса, издателя журнала «Девятнадцатый век». Они предпочли отказаться от определения «атеист», предпочтя «агностик» — отрицающий гнозу.
Первые упоминания агностицизма встречаются в работах философов античного периода. О невозможности проверки и доказательства существования богов рассуждал софист Протагор и древнеиндийский философ Санджая. Он также сомневался в возможности доказать существование загробной жизни.
Связь агностицизма и религии
Агностицизм ошибочно считают религиозным верованием. Но это неверное понимание сути направления. Учение агностиков не отрицает существование богов, но не считает религии достоверным источником знаний о высшем первоначале. Оно отрицает возможность доказать истинность утверждений с помощью рационального подхода, которым руководствуются ученые в процессе изучения любой гипотезы.
Агностик может верить в бога, но быть приверженцем конкретной религии — нет. Догматические религии не оставляют места для сомнения, и противоречат агностическому убеждению в невозможности познания мира. Поэтому вера в бога может быть только неопределенной верой в идею, а не конкретный объект.
В некоторых религиях, определение бога дается кратко или не дается вообще. В буддизме и даосизме отсутствие персонифицированного бога позволяет избегать конфликта между религией и агностицизмом.
Направление в философии
В философии агностицизм как направление возник в 19 веке. Этот термин использовали для трактовки взглядов позитивистов. Они стремились избавить философию от заблуждений, и создать прочную структуру, основанную на знании. Все доказательства существования бога позитивисты считали несущественными, поскольку их нельзя было проверить на практике.
Позитивисты допускали существование высшего начала или нескольких начал, поэтому не относили себя к атеистам. Они стремились найти факты, которые подтвердили бы религиозные догмы или привели к новому пониманию божественного. Некоторые ученые верили, что возможность доказать или опровергнуть существование бога появится у ученых будущего и сформировали новое направление в философии, существующее на стыке науки и религии.
Подкатегории агностицизма
В агностицизме выделяют 4 подкатегории:
Зачастую агностики не присоединяются к конкретной группе, называя себя просто агностиками, без уточнений.
Особенности агностицизма Канта
Кант сформулировал основное понимание агностицизма, как направление, изучающее разницу между априорным знанием, и информацией, полученной опытным путем. Философ полагал, что некоторые сферы науки нельзя проверить с помощью основного рационального метода познания — эксперимента. Поэтому ни одно убеждение нельзя воспринимать как истину.
В результате своих рассуждений Кант пришел к выводу, что предметы обладает двойственностью. Их отдельные свойства можно изучить с помощью органов чувств: человек может определить вес, цвет и размер предмета без дополнительных приборов. Но их скрытые характеристики без специального оборудования изучить нельзя. В науке всегда будут оставаться спорные явления, которые до конца понять невозможно.
Агностицизм как мировоззрение
Агностицизм — не просто особое отношение к вопросу веры и религии, это отдельный вид мировоззрения, находящийся между верой в сверхъестественное и научным взглядом на мир. Для агностичекого подхода важно допускать существование бога, но подвергать сомнению любые доказательства его существования.
Агностическая этика не допускает догматизма. Это не отдельная парадигма, а интеллектуальная позиция. Каждый, кто причисляет себя к агностикам, должен рассматривать религию с позиции логики. Быть агностиком — значит быть скептиком. Представителей каждой философской школы, основанной на идее отрицания абсолютного познания, можно причислить к агностикам. При этом сами учения могут кардинально отличаться друг от друга.
Знаменитые агностики
Среди представителей агностицизма можно выделить Протагора, Канта и Юма — крупнейшего шотландского философа. Среди современников Юм прославился своей политической и дипломатической деятельностью. Юм служил дипломатом в британском посольстве во Франции, и помимо основной работы занимался написанием научных трудов. Он издал фундаментальное собрание сочинений — сборник «История Англии», который быстро распространился по всем странам Западной Европы.
Под влиянием распространившихся среди интеллектуальной элиты взглядов Юма, сформировалось следующее поколение агностиков:
По утверждению Юма, познание должно основываться на ощущениях и опыте. Философ также допускал существование внеопытного знания, классическим типом которого называл математику. Математическая наука появилась в результате деятельности сознания, а оно, в отличие от восприятия, субъективно.
В научном мире агностик — не практик, а наблюдатель. Он может вступать в дискуссии с представителями разных направлений, но не занимать конкретную позицию. Для современной науки скептический подход крайне важен. Он позволяет научному подходу развиваться и прогрессировать. Агностицизм — не целостная концепция, а один из способов познания мира, который никогда не приведет к конечному результату.
Агностицизм
Суть понятия Агностицизм
Агностик – человек, опровергающий полное познание мира и явлений в силу ограниченного восприятия человека. Он уверен, что люди не знают где правда, а где ложь. Это скорее мировоззрение человека и разное восприятие мира.
Понятие «агностицизм» появилось в науке в 1869 году. Ввел его английский естествоиспытатель и биолог Томас Гексли. С греческого языка это слово переводится как «непознаваемый».
Гексли объяснял свое понятие: человек не может говорить, что прав в чем-то, если у него нет научных оснований. Например, научный деятель не может уверенно говорить о проблеме, если у него нет фактов. Агностицизм – это скорее способ изучения гипотезы с научной точки зрения. Ее нельзя воспринимать на веру без экспериментов и доказательств. Всякая научная гипотеза либо опровергается, либо подтверждается фактической основой.
Мышление агностиков:
1. Современный мир изучается человеком субъективно.
2. Агностики не навязывают свое мнение, потому что отрицают единое и точное познание мира.
3. Уверены, что у каждого своя точка зрения и нет смысла спорить, ведь все окажутся неправы.
Теория агностицизма основывается на науке и подтверждениях фактами, потому что это вера в познание. Реально лишь то, что имеет под собой доказательную основу.
Направления и формы агностицизма:
• Релятивизм. Он основан на относительности. Это принцип познания, при котором основой является чувственность, а она не отражает объективных и устойчивых явлений. Если какое-то понятие неистинно и субъективно, то оно отрицается объективностью познания и приводит к агностицизму.
• Иррационализм. В переводе с лат. – неразумный, нелогичный. Он основан на утверждении, что существует много областей миропонимания, недоступных разуму обычного человека.
Философский агностицизм
Агностицизм в философии – это обсуждение предмета, но не его доказательство, потому что философия основана на субъективизме. Представители этого мировоззрения уверены только в научном и социальном обосновании. Философия – лишь околонаучный теоретический вопрос, который нужно оспаривать. Существует мнение, что философия в агностицизме – это лишь регресс, движение назад, ведь они не ищут ответы.
Агностиков связывает устойчивость суждений. Из-за собственных убеждений они не ищут суть проблем, и все сводится к возникновению самостоятельных выводов, которые могут быть несовместимы с социальными укладами.
У представителей агностицизма стандартные ответы на все риторические вопросы, поэтому они никогда не смогут почувствовать, что правы. У них не хватает компетентности в отдельных областях. Это устойчивое мировоззрение, которое со временем совершенно не меняется, ведь агностики говорят, что окружающий мир полностью познать человек не может, так как абсолютной истины нет, и с этим нужно просто смириться.
Представители агностицизма
• Дэвид Юм говорил, что познание связано с человеческим субъективным опытом, и человек не в силах сделать вывод о настоящей реальности.
• Иммануил Кант, самый известный агностик, был уверен, что отдельно от людей есть внешний мир. Он влияет на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и обаяние), и мы лишь фрагментарно воспринимает этот мир. Агностицизм Канта держался на том, что вещи, которые мы не в силах зафиксировать органами чувств, не могут быть подтверждены.
Он полагал, что истинная проблема в познании мира – человек и его разум. Например, мы можем бесконечно доказывать существование Бога, а можем опровергать. Никакое из мнений не окажется правильным.
Центральным понятием агностицизма Канта были «вещи в себе». Абсолютно все объекты материального мира – это «вещи в себе», они имеют двойную природу. Если какой-то объект материального мира познается как явление, он становится чем-то феноменальным или «вещью для нас», однако не познаваем полностью.
• Герберт Спенсер утверждал, что люди не знают о «последней реальности», ведь существуют явления за пределами научного объяснения. Такие теоретические выводы можно обосновать только благодаря метафоричной религии.
• Карл Поппер, говорил про способ фальсификации. Он объяснял этот метод как отбрасывание не нужных фактов – обмана. Человек не способен подтвердить правду, но способен отсеять ложь и оказаться ближе к истине. В его агностицизме прогресс – это выявление предрассудков. А научный фактор определяется опровержением теоретических гипотез фактами.
Агностицизм в религии
Слово «агностик» часто используют в религии. Существует противопоставление агностиков верующим и атеистам. Однако атеисты яростно опровергают присутствие Бога, их еще называют неверующими или безбожниками. Агностики же отвергают саму вероятность поиска подтверждений присутствия Бога.
Принцип работы агностицизма в невозможности доказательства или опровержения присутствия высших сил. Самый честный ответ агностика: «Никто не может знать, существует ли Бог на самом деле». То есть, человек не мыслит категорически, а просто делится своей оценкой. Агностик с таким ответом не страдает от нападок верующих, критикуя религию.
Гносеологический агностицизм
Гносеология – это философское учение о принципиальной вероятности познания мира и ставящее перед людьми вопрос: познаваем ли мир? Отсюда возникают разные точки зрения:
• Оптимисты считают, что мы можем полностью познать окружающий мир и во все поверить.
• Скептики верят, но задаются бесконечными вопросами.
• Агностики не верят в полное познание мира, потому что многие вещи нельзя доказать наукой.
Агностицизм и скептицизм практически похожи, ведь агностик не уверен в том, возможно познать мир или нет, а скептик говорит: «мы в принципе не можем ответить на вопрос о познаваемости мира».
Проблемы агностицизма
Агностицизм в современном понимании – это тенденция отношения к знанию, обобщенное учение об ограниченности нашего познания. Отсюда возникают проблемы агностицизма как поиска смысла в вещах:
1. Люди рассматривают принципиальную возможность познания, ведь познаваемо только то, что существует сейчас. Например, нельзя познать время или драконов, это будет мнимое изучение феноменов и явлений. Мы не в силах увидеть невидимое – потому что по факту его не существует.
2. Проблема способов познания. Люди ограничены в возможности познаваемости окружающего мира. Не все опыты можно провести, чтобы что-то доказать, а значит, прогресс в агностицизме может отсутствовать.
3. Проблема способов описания. Человек не может дословно описать все, что он видит или слышит, а это тоже ограничение в полном познании мира.
Агностицизм прошел через множество преобразований, создав целую историю одного течения. Появившийся еще в античной философии в виде отдельных мнений людей, он сформировался в одно конкретное направление. Изначально это было лишь скептицизмом в древнегреческой философии Пиррона, а затем стало классическим вариантом позиции Юма и Канта.
Развернутый агностицизм возник в суждениях Юма. Он объяснял, что все познание исследуется опытом человека, а значит ограниченно. Однако Кант ввел усовершенствования в течение, указывая на резкое разграничение между «вещи в себе» и «вещи для нас», и исследуя отправную точку в познающем мышлении.
Также агностицизм прошел через критику В.И. Ленина, который указывал на то, что агностицизм разделяет явления и сущность, а значит и не продвигается дальше ощущений человека.
В настоящее же время одно из проявлений агностицизма – гносеологическая позиция конвенционализма. Суть ее заключается в связи факта и его высказывания, потому что этот процесс условный. Один и тот же факт можно рассматривать в разных интерпретациях и смыслах. Отсюда возник вывод о случайности познавательной функции человека. Другая современная концепция агностицизма – отрицание решения вопроса, потому что он может принадлежать к «метафизическим» или не допускает фактического доказательства.