в чем заключается историзм пушкина

В чем заключается историзм Пушкина: произведения на историческую тему

Содержание:

Историзм – устаревшее слово, название явления, предмета, не присутствующего в современном мире. Например: пищаль, светец, кольчуга. Они отличаются от архаизма отсутствием синонима в языке нашего времени. Данные слова не требуются людям, так как более не используются вещи, понятия, которые они называли. Существует множество историзмов из разных эпох, используемых в литературном языке. Они помогают определить концепцию произведения, век, год события.

В чем заключается историзм Пушкина – основные аспекты

в чем заключается историзм пушкина. Смотреть фото в чем заключается историзм пушкина. Смотреть картинку в чем заключается историзм пушкина. Картинка про в чем заключается историзм пушкина. Фото в чем заключается историзм пушкина

Историзмы в произведениях Пушкина применяются для передачи атмосферы того времени, когда происходит действие. На принципе историзма основаны многие реалистические произведения писателя. Автор передает исторический образ героев, обеспечивает последовательность, закономерность ситуаций. Пушкин тщательно соблюдает хронологию событий в своем творчестве, сохраняется вся история происходящего. Достаточно прочитать произведение «История Петра», где главное действующее лицо – Петр Первый. Зачем применяется историзм:

Пушкин основывается на фактах при написании своих шедевров. Каждое произведение – гармоничное сочетание исторической действительности и художественного вымысла.

Историзмы в произведениях Пушкина – примеры

Ни один исторический роман Александра Сергеевича не содержит ложной информации касательно хронологических данных. Каждый герой максимально соответствует образам реальных персонажей из прошлых лет. Рассмотрим три известных произведения Пушкина.

«История Пугачевского бунта»

Изначально произведение должно было являться историческим предисловием. Автор планировал создать поэму, описывающую все нюансы периода. Это служит причиной характерного содержания. Ключевые аспекты: Пугачев – главный герой, восстание и его течение, исследование первопричины возникновения бунта.

Поэма посвящена военным действиям, внутренним настроениям народа. Александр Сергеевич играет роль историка, ученого, повествующего о давних событиях. Из историзмов можно отметить:

«Медный всадник»

Тематика произведения требует использования историзмов. Они помогают четко описать событие, указать на отличия того времени от современной действительности. Многие слова, принятые историзмами в наше время, в годы жизни Пушкина не относились к этой категории. Примеры:

«Капитанская дочка»

Повесть показывает жизнь простых людей на фоне драматических событий восстания. Она основана на реальных событиях из истории. С помощью архаизмов, историзмов поэт передает обстановку того времени, взгляды и принципы простых русских семей. Главные действующие лица – вымышленные персонажи, но сюжетная линия построена на исторических фактах. Современники приняли работу Александра Сергеевича как серьезный научный труд. Он точно описал противостояние между двумя непримиримыми лагерями. Автор использует историзмы:

Источник

Историзм Пушкина («История пугачевского бунта» «Капитанская дочка»)

Историзм Пушкина («История пугачевского бунта» «Капитанская дочка»)

Вспомним, что историзм в литературе заключается в сле­дующем: в художественном произведении, повествующем о со­временной писателю действительности, события представлены на фоне большого исторического полотна.

Историзм Пушкина заключается в попытке объективного описания исторических событий, показе одного события с точ­ки зрения разных людей, глубокий интерес и к самому истори­ческому событию, и к людям, которые жили в это время.

«История Пугачевского бунта» сначала планировалась Пуш­киным как предисловие к повести. После поездки по местам боевых действий Пугачева он рассказал о событиях как ученый-историк, главным в произведении является изображение хода восстания, анализа деятельности тех или иных исторических деятелей.

В «Капитанской дочке» акценты расставлены совершенно иначе: кроме военных событий, его волнуют и другие вопросы (например, вопросы чести и долга), повествование ведется от имени героя-повествователя, то есть события представлены глазами простого человека, как бы изнутри. На фоне военных со­бытий представлена бытовая и личная жизнь людей.

Историзм Пушкина («История пугачевского бунта» «Капитанская дочка»)

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

Историзм в творческом мире А.С.Пушкина

в чем заключается историзм пушкина. Смотреть фото в чем заключается историзм пушкина. Смотреть картинку в чем заключается историзм пушкина. Картинка про в чем заключается историзм пушкина. Фото в чем заключается историзм пушкина

«Историзм в творческом мире А.С.Пушкина»

Одним из направлений познания писательского наследия гения мировой литературы является понимание его исторических позиций, его разностороннего интереса к историческим судьбам своего отечества. Отмеченный спектр пушкинского мышления постоянно вызывал заинтересованность у историков-профессионалов. Многие десятилетия исследований всякий раз подтверждали, что словесность и история — отрасли, исходящие из единого древа знания. Время настолько соединило их, что порожденные на этой общекорневой основе новые сцепления и связи постоянно усиливали интерес к творениям Пушкина как проявлению наиболее могучего потока гуманитарного знания. Наделенный редким даром обостренного чувства истории, поэт видел себя сквозь призму времени. Он осмысливает, осязает свою повседневность, жизни своих современников (героев произведений) как проявление личности на мгновенном отрезке истории. А.С.Пушкин открывает целые пласты богатого материала, который подвергает художественному осмыслению, щедро умножая собрание литературных шедевров, создает специальные исторические работы. Исходя из этого, мы выделили следующую цель: Как истоки обостренного чувства истории нашли свое отражение в творчестве великого поэта. Для реализации данной цели мы поставили задачи: ● выявить истоки и предпосылки пушкинского историзма; ● определить какую роль играет историзм в произведениях А.С.Пушкина; ● богатство русского языка как фактор столетий нашей истории; ● рассказать о преемственности поколений как непреложном законе истории; Актуальность работы заключается в том, что мы анализировали несколько произведений А.С.Пушкина. Для своей работы мы использовали следующие произведения: «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Медный всадник», а также ряд стихотворений различных периодов творчества поэта. II.Основная часть. 1. Истоки и предпосылки пушкинского историзма. Известный русский философ И.А.Ильин сказал о поэте: «Он был нам дан для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории». Историзм Пушкина проявлен во всем, что порождалось его творческими импульсами, его оценками происходящего, размышлениями о прошедшем, ощущением времени, в котором он жил и творил. Особое чувство истории обнаруживалось в беседах со своими друзьями и знакомыми и в его художественных творениях. Все, что порождало его могучий дар, несло в себе удивительную соединенность прошлого и настоящего. Самого Пушкина, видимо, следует рассматривать как яркое явление русской истории. Он выступает историческим фактором, прочным звеном в цепи преемственности русской культуры. Знаменитый русский историк В.О.Ключевский заметил в одном из своих выступлений: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много… И никогда не скажешь всего, что следует». Верные слова! Весьма важно подчеркнуть: выдающийся историк России изучал и высоко чтил великого русского гения – поэта — историка. Это ли не знак яркого проявления родственности истории и словесности. В данной работе мы решили рассмотреть вопрос, откуда берутся истоки и предпосылки пушкинского историзма как одно из непременных свойств его творческого мира? Время детства и лицейских лет Пушкина совпало с событиями войн с Наполеоном и с Отечественной войной народа России в 1812 году против наполеоновской агрессии. Естественно, это великое испытание для русского общества не могло не отразиться на созревании патриотического сознания юного Пушкина и пробуждении в нем острого ощущения истории. В 12-летнем Пушкине был виден уже 36-летний Пушкин. Он знал, что требует от него поэзия. Когда 14-летним мальчиком он писал свое стихотворение « К другу стихотворцу», в котором заявлял вполне осмысленно: …Когда на что решусь, уж я не отступаю, И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо мне как хочет целый свет, Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт. Пушкин не стоял на месте, постоянно совершенствуя свой дар, непрестанно углубляя и обогащая его. Рост пушкинского мастерства насыщался реалиями истории. Интерес к историческим книгам проявился у Пушкина в возрасте 8-11 лет (еще до лицея). В эти годы, пользуясь библиотекой отца, он прочитал всего Тацита («Историю Римского государства»). Большой интерес к прошедшим векам рождало у мальчика проживание летом в московском сельце Пушкиных Захарьине. Рядом расположилось село Вяземо, принадлежащее когда-то Борису Годунову. Царскосельский Лицей, куда в 1811г. привели Пушкина-это особая стихия, породившая новые взлеты разума, чувство дружбы, патриотизма, друзей на всю жизнь. Великое сражение россиян, разгром наполеоновских полчищ — все это усиливало любовь к Отечеству и порождало в сознании Пушкина новые, более стойкие чувства исторического призвания. Беседы, общение с офицерами-гусарами расширяли исторические сведения о событиях великих сражений. Пушкиноведы отмечают влияние двух поэтов В.Жуковского и К.Батюшкова. Выпускника-лицеиста стремительно тянуло к ним, ведь они оба ценили исторические сюжеты. Одновременно юного стихотворца привлекает поэтический язык Батюшкова. Читатель может спросить: «Где стремление у молодого поэта к историзму?». Нельзя не учитывать, что круг «арзамасцев», лучших знатоков русской словесности не мог не заметить того, что в поэтическом слове Пушкина происходит нечто новое: он «нащупывает» своеобразный прорыв к той словесности, которую назовут позднее литературой современного русского языка. Историзм, следовательно, проявляется у Пушкина и в том, что он включает в свои поэтические строчки преимущественно те слова, которые сохранило время прошедшее и приняло как свежесть, новизну время настоящее. Поэт-лицеист испытывает нарастающий интерес к «Истории» Карамзина, к построению его словесного состава. Общение с Карамзиным, наблюдение за его работой, беседы с историком явились громадным стимулом в усилении привязанности Пушкина к историческому знанию. Возрастание интереса к истории своих российских предков в сознании Пушкина непременно связано с посещением новых регионов необъятной России. В этом отношении было у Пушкина особенно интересным пребывание в южных пределах страны. На Кавказе его волнуют настроения, связанные со сказаниями горских народов, древние крепости, остатки развалин, сохранившиеся со времен древних Рима и Греции. В Крыму, в Гурзуфе, у Пушкина сильное впечатление оставил Георгиевский монастырь. Об этом он пишет П.Я. Чаадаеву: «Тут же я видел баснословные развалины храма Дианы… Тут посетили меня рифмы». Посещение Бахчисарая — столицы крымских ханов – подвигнуло фантазию Пушкина на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». …Интерес Пушкина к новейшей истории Франции, особенно к событиям Французской революции конца 18 века, не мог не обратиться к важнейшей фигуре, порождённой спадом революции, — к личности Наполеона Бонапарта. Для совсем ещё юного, но интересующегося историей поэта было удивительно видеть продвижение Наполеона от генерала к главнокомандующему южными силами Франции, затем к власти первого консула Франции и провозглашению себя императором Французской революции. По мере отдаления времен от войны с Наполеоном Пушкин глубже осмысливает личность самого Наполеона и его роль на переломном этапе двух веков. Уже, будучи в михайловской ссылке в стихотворении «К морю» (1824 год) поэт, высказывая известное сожаление, что он не откликнулся на зов и ожидание моря оторваться от берегов России, оправдывает свое решение, обращаясь к морю: О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы… Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Тема Наполеона звучит во многих других стихотворениях Пушкина. Нередко проблемы связаны с определенным общественным настроением в России, а чаще всего с духовным состоянием самого поэта, с ростом его творческой зрелости и переменой его в оценке самого себя. Поэтому упоминание о Наполеоне даже мельком, порой одной строкой, как бы случайно, дается неодинаково. В одной из глав «Евгения Онегина» у Пушкина возникает повод описать Москву, вспомнить ее недавнее прошлое, связанное с Наполеоном. Вот перед нами окончание XXXVI строфы: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Или в следующей XXXVII строфе: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отсюда, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он. Наконец, следует отметить еще один источник развития исторического интереса и знания у Пушкина. Это стимул — творческие замыслы писателя, создание новых творений. 2.Историзм в произведениях А.С.Пушкина. Поэма « Руслан и Людмила» основана на материале народных сказаний, былин, с привлечением сюжетов летописных сводов. Исторические мотивы явно преобладают над сказочными. Историзм выражен в обрисовке каждого действующего лица, его особенностей. Поэма наполнена сказаниями о волшебниках, о ведунах, о проделках колдуний и колдунов, историчны сказания о славянских богатырях, о битвах, о молчаливом поле брани, облагородстве князя киевского, о традициях языческой Руси. В поэме не может потрясти сердце читателя поле битвы, на котором оказывается Руслан. Это поле, видимо, давнего сражения, свидетельство сумерек истории Руси. Руслан взирает на этом поле, и слово витязя, обращенные к полю, потрясающе грустны и печальны: О, поле, поле, кто тебя Усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал Последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? Чьи небо слышало молитвы? Зачем же, поле, смолкло ты И поросло травой забвенья. Историзм Пушкина, слитый с поэтичностью языка, его очаровательные обороты и музыкальность, которой пронизаны строки всех шести песен поэмы. Двумя годами позже Пушкин создает «Песнь о вещем Олеге». Заметим, что в основу стихотворения положен летописный рассказ, приведенный в пятой главе первого тома « Истории» Н.М.Карамзина. В «Песнь» введены будущие преемники Олега — юные Игорь и Ольга. Факт об Олеговом щите, вооруженном в знак победы над византийцами на вратах Цареграда, упоминается в летописях. Введение автором этого историзма поэтическое повествование несомненно поднимает художественный уровень «Песни о вещем Олеге», усиливает значение ее замысла в целом. Если оценивать произведение « Капитанская дочка» как историческое, то следует в нем указать Пугачева. Пугачев, породивший кровавый клубок событий, чудом уцелевший Петр III, исчезнувший и явившийся для борьбы за овладение троном, с которого был сброшен его решительной супругой Екатериной. Петр Гринев-очевидец происходящего, волею судьбы непосредственно соприкасается с Пугачевым на всем протяжении повествования. Гринева, оказавшегося странным приятелем вождя крестьянского бунта, не покидают вопросы: кому он, становясь офицером, присягал, чьи интересы защищал? Ясно, что присягал он государыне-императрице и офицер он российский. Опять же обратимся к сюжету «Капитанской дочки». Вспомним сцену: по приказу добропорядочного коменданта Белгородской крепости Ивана Кузьмича Миронова приготовились пытать схваченного возле крепости старого молчавшего башкирца. «Я взглянул на него,- свидетельствует Гринев, — и содрогнулся… Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен…Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство… Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся,- тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок». А вот другая сцена, произошедшая спустя сутки после взятия крепости пугачевцами: «Несколько казаков подхватили старого капитана Миронова и потащили к висилице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузьмича, вздернутого на воздух». С тяжким чувством воспринимается и тот, и другой эпизод. В них отражены драматические события, потрясшие Россию. Правда «Капитанской дочки» исполнена высокой художественности и правды исторической, так как она создана пером великого художника-историка. Рассмотрим другое произведение А.С.Пушкина «Медный всадник». Уже отмечалось, что жизнь Петра, его выдающаяся личность влекли Пушкина с юных лет. Еще в Михайловском поэт изучает все 30 томов «Деяний Петра Великого». Вызволение писателя из ссылки по воле Николая I в 1826 году подвигнуло поэта на цикл стихов о Петре I, в которых Пушкин намекает молодому царю воспринимать опыт Петра I. Рассчитывая примером Петра Великого воздействовать на Николая I, Пушкин, конечно, прежде всего, надеялся на царскую амнистию декабристов. Пушкин признает, что Петр истинно творит историю, создает Державу, однако не несет никакой ответственности за последствия, тяжкие для народа. В «Медном всаднике» Петр I – реформатор, но Пушкин вынужден признать реальность – роль насильственных перемен в историческом процессе. Поэт наполняет неприязнь Евгения к Петру бунтом, протестом. Но бунт его беспомощен. Властелин остается властелином, а Евгений обречен на неудачу. Неслучайно Пушкин предупреждает читателя: Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье… Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ. Рассказ действительно печален: о жертвах властителя. В судьбе Евгения Пушкин отражает свои размышления о разоренном русском дворянстве. Разумом историка он не может не оправдать исторической миссии Петра. 3.Богатство русского языка как фактор столетий нашей истории. Природа и способы пушкинского творчества, для развития которого исторические реалии являлись плодотворной питательной средой, открывали новые возможности понимания сложнейших проявлений человеческой души, соединенности истории и современности. Именно это богатство творений поэта позволило в свое время Аполлону Григорьеву сказать: «Пушкин – наше все. Пушкин – представитель нашего душевного особенного. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности». Лицейские годы – это счастливое время для юного Пушкина, для развития его поэтической судьбы. В его стихотворениях поднимается уровень художественности, в них видна более свободная русская речь, звучат свежие слова, раскованность в их использовании. И входит историческая лексика, а точнее – идет нарастание талантливых строк, уровень поэтичности которых связан с историко-художественным их выражением. Лицейская историческая начитанность, образованность все значительнее выливаются в водопаде его стихотворений. Особенностью пушкинского слова было поэтическое отражение жизни, а не его высказывание своих политических пристрастий. 4.О преемственности поколений как непреложном законе истории. Анализируя свою жизнь и жизнь современников, Пушкин особо выделяет в этом анализе проблему преемственности поколений. Каждому поколению принадлежит свое время, свои интересы людей как субъекта истории. В какой гармоничной последовательности Пушкин воздвигнул свой нерукотворный памятник! В первых четырех строфах поэт полагается на справедливость оценки его творений судом грядущих времен. Эта вера дает ему утешение и силы достойно завершить отпущенный ему срок жизни, наполненный пробуждением у современников «чувств добрых». Он приглашает воспринять его нравственную позицию: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца. Поэт хочет надеяться, что следование этому совету – один из способов, далеко не худших, для укрепления в человеческом сословии правды и справедливости — важнейшего условия оказать помощь грядущему поколению. Пушкин как бы предугадывал конец своего бытия. Художественно сильно эти размышления поэта звучат в его стихотворении «И вновь я посетил тот уголок земли…» Обращаясь к молодой сосновой роще, вырастающей возле старых сосен, мимо которых Пушкин проезжал или проходил много раз, он произносит: …Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полн, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. В этих словах великого поэта спокойно и сердечно высказана волновавшаяся его мысль о самом существенном для человечества — о преемственности поколений как непреложном законе истории. Знаменитых мастеров слова отличало стремление найти связь с предшественниками, близкими и отдаленными. Эта черта была присуща Пушкину. Великий поэт, наделенный обостренным чувством времени, углубляясь сознанием в «дым столетий», умел угадать, приблизиться, увидеть конкретику минувших времен. Преемственность веков поэт рассматривал через сохранившиеся документы, древние письмена, сказания – этих своеобразных посланцев из прошлого. Историки не исключают, что не оборвись жизнь Пушкина так рано, он бы удивил своих современников, указав силой своего слова такой путь духовно-исторического развития, который, возможно, оказался для нас потерянным навсегда. Слов нет, невысказанное великим поэтом-мыслителем – большая утрата. Она – следствие утраты неимоверно более тяжелой – трагической гибели самого Пушкина. Пушкин вошел в историю русской цивилизации, создав своим творчеством и любовью к России нерасторжимую связь с сынами и дочерьми нашего Отечества, настоящими и будущими. Именно к ним обращены слова этого великого из россиян – поэта, историка, гражданина: 1. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». 2. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…» Вывод. Выводы Целью нашей работы мы ставили: выявить, как истоки обостренного чувства истории были отражены в творчестве великого поэта. В ходе работы мы пришли к следующим выводам: Историзм — это категория, заключающая в себе определённое методологическое содержание. Историзм предполагает рассмотрение явлений в их развитии, взаимосвязи, в процессе становления, с исторической точки зрения. Применительно к искусству речь должна идти об особом творческом принципе восприятия действительности, своеобразном художественном качестве. Сложившийся как осознанный принцип художественного мышления в начале XIX века, историзм с огромной силой проявился в творчестве Пушкина. Историзм явился одной из основ пушкинской реалистической системы, с ним связано воспроизведение действительности в её закономерном движении, в процессе развития, понимания личности в её исторической обусловленности. Историзм открыл новые возможности познания жизни; от него неотделим самый характер художественной типизации и в конечном итоге — эстетической концепции действительности. Творческое наследие Пушкина волнует ни одно поколение литературоведов, многие тайны уже удалось разгадать, что-то исследуется сейчас, но останется и то, что будет неразгаданным, останется загадкой для потомков. Мы затронули лишь малую часть того, что можно и нужно исследовать.

Список литературы 1.Интернет-ресурсы. 2.Новый справочник школьника. 5-11 класс. 3. Универсальное пособие. Т. 1.-Спб.: ИД «Весь», 2002.-800 с.,ил. 4. П.В. Анненков «Материалы для биографии А.С.Пушкина. М., Современник», 1987г. 5. Произведения Пушкина А.С.

Источник

Историзм Пушкина

Историзм — характерная черта зрелого творчества Пушкина. Наиболее ярко формирование историзма проявилось в работе над «Евгением Онегиным», «Капитанской дочкой» и «Борисом Годуновым».

Еще В. Г. Белинский говорил, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Он же отметил особую зрелость VII и VIII глав романа «Евгений Онегин», в которых историзм Пушкина проявился в полной мере. На первый план выступают взаимоотношения человека и истории, а автор объясняет поступки и поведение героев не роком или судьбой, как это было принято в романтической традиции, а тем, как влияет действительность и окружающая жизнь на человека.

Пушкин верил в поучительную роль истории и придавал ей большое значение с самого начала своего творческого пути. Декабристы в свое время также придавали большое значение прошлому и истории, и это отразилось в написанной в 1817 году оде «Вольность», где Пушкин обращается к историческому прошлому Франции и России, к образам короля Людовика XVI и Наполеона.

Стремясь охарактеризовать главного героя романа «Евгений Онегин» как человека образованного, Пушкин дает ему следующую характеристику:

И дней минувших анекдоты,

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Комментируя роман, литературовед Ю. М. Лотман объяснял, что анекдотами в то время назывались исторические очерки, а это значит, Онегин хорошо знал историю.

В конце «Евгения Онегина» судьба главного героя, как «лишнего человека», погружается в исторический контекст. Таков строй русской жизни, что даже лучшие люди эпохи не могут найти применение своим силам. То есть реалистическая традиция в литературе не может существовать без исторических отсылок, без историзма реализм немыслим.

В реалистическом произведении, в отличие от романтического, время конкретно: под этим подразумевается включение произведения в контекст исторических реалий и способность изобразить в нем современность. Первая глава романа написана в 1819 году, последняя — весной 1825 года, итем не менее Белинский считал роман историческим произведением (настолько достоверно Пушкин изобразил русскую жизнь).

Историзм Пушкина проявился в его зрелой лирике. В стихотворении «Вновь я посетил.» (1835) Пушкин подчеркивал свое понимание взаимоотношений человека и истории — скорее философское, нежели бытовое: «и сам, покорный общему закону, переменился я».

Говоря об историзме Пушкина, нельзя не упомянуть драму «Борис Годунов». Автор посвятил свое произведение историку Н. М. Карамзину, потому как приступил к работе над драмой в конце 1824 года, сразу после выхода XI тома «Истории государства Российского», который как раз описывал царствование Бориса Годунова (11 (21) февраля 1598-13 (23) апреля 1605).

Пушкин в работе над своим произведением не только опирался на труды историков, но и самостоятельно работал над сбором информации, систематизировал исторические документы, найденные в архивах, составлял хронологию событий с большим вниманием к деталям. Таким образом в драме «Борис Годунов» появилось несколько эпизодов, которых нет в «Истории.» Карамзина: описание смерти Федора Иоанновича, рассказ о слепце Афанасии Пушкине и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *