в чем заключается использование задача штриха в графике
Отличительные черты средств графики (линии, пятна, штриха) в передаче настроения работ
Введение
Офорты испанского гравера Франсиско Гойи вызывают интерес не только со стороны сюжета композиций и образного ряда, но и с характера художественного языка. В то время как его эстампы наполнены таинственными масками и острыми карикатурами из внешнего мира Испании XVIII века, его графика скрывает в себе внутренний мир самого художника. Этот мир наполнен тревогами и мучительными размышлениями, которые выплескивались на листы его гравюр, наделяя их эмоциональной силой. Импульс его переживаний проходил сквозь инструменты, процарапывался на металле и сохранял свою силу на последующих оттисках. В каждом его штрихе и в каждом тоновом пятне чувствуется темперамент гравера.
Экспрессия графического языка становится перманентной особенностью эстампов Гойи. Она отражает внутреннее содержание произведения в его истинном значении. Ее выход на первый план в гравюрах объясняется преобладанием душевного потрясения и пылкости чувств над сюжетом.
Чтобы увидеть экспрессивную манеру в его офортах, необходимо рассмотреть художественные приемы, благодаря которым Гойя добился такой эмоциональной выразительности. Проследить его художественные приемы в серии «Капричос», которая определяет его специфику гравюры – цель этого реферата.
Особенности художественного языка Гойи
Для рассмотрения художественного языка Гойи, следует обратиться к изучению вопроса о технике, в которой он преимущественно работал на рубеже XVIII- XIX вв.
Возможности офорта в передаче образов и символики
Офорт, будучи известным в европейском искусстве еще с XVI в, к эпохе Гойи быстро набрал популярность среди других видов глубокой гравюры. По технике исполнения он имеет отличие от резцовой гравюры в нанесении углубленного изображения. В офорте рисунок, нанесенный на металлическую доску иглой, получается в результате травления химическим раствором. В свою очередь, в резцовой гравюре рисунок получается с помощью физического воздействия – проработки резцом. Сравнивая эти техники, можно уже сделать вывод о том, что среди способов обработки печатной формы, офорт занимает главное место по разнообразию изобразительных возможностей. Эти изобразительные возможности стоят отдельного внимания.
Возможности офорта в области черной графики не имеют себе равных среди всех графических материалов благодаря наибольшему диапазону тональной насыщенности, ясно выраженной рельефности красочного слоя на оттиске, обусловленной этим сочности и бархатистости изображения и той особой мягкости, которая характерна только для глубокой гравюры.[1] Все эти графические характеристики играют большую роль в этом исследовании, т.к. именно из них складывается портрет художественного языка Гойи.
Офорты Гойи, независимо от того, к какому циклу они принадлежат, представляют собой синтез графического и литературного образа. В рамках этого исследования, интерес вызывает графическая составляющая его образного ряда, в том числе, как возможности офорта раскрывают идеи и символику его произведений.
Для того, чтобы обозначить особенности этого графического образа в исполнении Гойи, следует поверхностно задеть историю развития гравюры к этому периоду. Гравюра на рубеже XVIII- XIX вв. испытывает переломный момент, который происходит в рамках идейных направлений. Возникшая в XVII в. академическая гравюра, с ее опосредованным художественным мышлением, сталкивается с новой идейной системой — романтизмом. Свойственные системе академизма принципы, такие как, поверхностная тематика, законченность, начинают отвергаться новыми умами живописцев и трансформироваться в противоположную сторону. Из множества выработанных новых принципов в области гравюры нас интересует возникновение экспрессивно-личностного момента в произведении. Именно этот принцип находит яркое отражение в творчестве Гойи. Личное отношение автора к тематике произведения, выраженное на уровне технической составляющей, стало отличительной чертой его творчества. Острая эмоциональность, фактурность и драматическая выразительность позволяют назвать Гойю основоположником гравюры Нового времени.
Таким образом, главной характеристикой эстампов, выполненных в технике офорта в исполнении Франсиско Гойи, является экспрессия графического языка, о которой более подробно мы поговорим в следующей части.
Отличительные черты средств графики (линии, пятна, штриха) в передаче настроения работ
Средства графики, из которых составляется графический образ, влияют на общее восприятие произведения. В этом разделе мы рассмотрим, из характера и формы этих средств складывается новизна художественного языка.
Как уже упоминалось выше, эстампы Гойи отличаются эмоциональностью. Эта эмоциональность достигается не только динамичной композицией и внутренней историей, но и особенностью техники офорта, которая нас и интересует. Характер линии, штриха, пятна, а также их взаимодействие на листе определяет настроение произведений. Рассмотрим каждый из этих средств.
Свободное рисование, которое появилось благодаря травлению, породило возможность проявления индивидуальной манеры художника. Свобода заключается в движении иглы, использовании различных комбинаций графических средств, их взаимопроникновение, которое выливается в отсутствие чистоты и пустоты. Чистописание и вычерченность всегда приводят в офорте к жесткости и «замученности».[2]
Гойя изменяет графическую манеру сплетая фигуры и формы из скопища штрихов и пятен, имеющие свое внутреннее движение. Он сознательно отказывается от тщательной моделировки фигур и правильности рисунка, отдавая предпочтение характерной выразительности беглой, почти паутинной линии и светотеневым контрастам, создающим впечатление мгновенности, неуловимости и подвижности изображения.[3]
Штриховка имеет своенравный характер. Она размашистая, порывистая и царапающая. Это отдельная фигура в офорте, которая связывает все элементы своим движением. Движением, которое цепляется за каждую форму, проникая в нее и добавляя свой ритм, звучание и настрой. Через инструмент мастера – иглу – передается импульс эмоциональности, который наполняет силой каждое углубление. Оно же, в свою очередь, придает изображению большую глубину в физическом и смысловом планах. Порывистая штриховка создает угловатые силуэты, изломанные контуры фигур, искажая форму своим нравом, что можно проследить в офорте «Правда умерла» из серии «Бедствия войны» (см. приложение 1). Беспокойство пронизывает весь офорт.
Что касается пятен, то их тон добавляет зловещую атмосферу гравюрам, отражая душевное потрясение художника. Темные пятна впитывают в себя единую массу линий, контуров и штрихов, передавая мрак глубинной ночи, тьму склепа и черствость теплой земли. Контрасты темных и светлых пятен подчеркивают экспрессию графики Гойи, как, например, в офорте «Вверх и вниз» из серии «Капричос» (см. приложение 2). Здесь наш газ видит скольжение ритма, за счет передвижения пятен, лишь потом за этой монохромной динамикой появляются привычные глазу формы искривленных конечностей.
Использование контрастов в гравюрах не случайно. Они – символичное отображение идеи Гойи, которая раскрывается через противопоставление реальности и фантазии, трезвого анализа и социальной сатиры, внутреннего света и угнетающей тьмы. Свет и тьма — символы истины и мрачных хаотических сил, окружающих человека.[4]
Таким образом, средства графики занимают повествовательную роль произведения, дополняя своим экспрессивным характером образный ряд. Сюжет гравюр уступает место графической составляющей. Гойя выражает свое душевное потрясение и свои чувства с помощью графических средств, которые способны передать экспрессивно-личностный характер.
Покоряем штрих. Теория и практика
Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.
Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975
Зачем штриховка концепт-художнику?
В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.
Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.
Что можно передать с помощью штриха?
Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.
Штрихом можно показать тон и светотень
На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.
Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.
Можно передать и текстуру
На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.
В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.
Штрих отлично показывает форму
Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.
Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.
Все вместе
В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.
Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.
Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.
Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.
В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.
Глубина создается за счет направленной штриховки.
А можно более современный пример?
Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.
Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.
Время для практики. Упражнения
Ставим руку
Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.
Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.
Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.
Добавьте цвета и уведите узор в градиент.
Какие еще узоры приходят вам на ум?
Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.
В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.
Экспериментируйте с линией
Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.
Например, можно попробовать слепое рисование контуров:
Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе
Работаем над формой и масштабом
Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.
Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.
Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.
Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.
Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе
Добавляем объектам объем
Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.
Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.
Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.
Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:
Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач
В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.
Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!
Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.
Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.
Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:
У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!
Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.
Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете
Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?
Например, такие что-то такое.
Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников
Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.
Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее
Дополнительные материалы
Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.
Выразительные средства графики
Одно из основных средств выразительности графических техник — штрих. В зависимости отнаправления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным и идущим по форме. Он может идти в одном направлении или перекрещиваться. По длине штрихи могут быть длинными и короткими.
Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, выполнять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов. Использование одного или разных видов штриха зависит от художественной задачи и передаваемого образа. Поскольку штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины, для его исполнения лучше всего подходят графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо. Штрих выполняют кончиком карандаша. Для передачи тональных отношений пользуются наложением штриха один на другой или под углом, а также работают карандашами различной твердости. Чем тверже карандаш, тем легче и светлее штрих, чем мягче — тем штрих темнее шире. Для передачи материальности используют наложение штрихов по форме предмета.
Другое часто употребляемое средство выразительности — точка. Любой материал рисунка может оставлять след в виде точки. Ее можно найти в работах, выполненных различными художественными материалами. Выразительный образ создается при помощи как цветных, так и однотонных точек, а тоновые градации получаются за счет их плотности или разреженности.
В отличие от штриха, точки линия несет основную изобразительно-выразительную функцию во всех графических техниках. Используемые художниками линии разнообразны: тонкие и толстые, короткие и длинные, прямые и изогнутые, концентрические и замкнутые, к тому же в техниках мягких материалов линия содержит элемент фактурности.
В графическом образе важны не только линия сама по себе, но и характер, раскрывающий ее упругость или мягкость, плавность или угловатость, замкнутость или прерывистость, грубость или изящество.
Наряду с мокрыми способами техник соуса и сангины, рисунок кистью способом гризайля наиболее оправдан для освоения такого средства выразительности, как пятно. Пятно как средство выразительности органически включает в себя все остальные средства: линию, штрих, тон, цвет и т.д.
В данном параграфе рассмотрены выразительные средства, специфичные для графики. Все композиционные средства выразительности, такие как линия горизонта, пропорция, перспектива, равновесие, симметрия (асимметрия), динамика (статика), величина, масштабность, фактура и прочие, представлены в разделе «Живопись».
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «графика».
2. В чем основное отличие графики от живописи?
3. С чем связано появление нескольких способов рисования? Дайте характеристику каждого способа.
4. Какие выразительные средства изобразительного искусства характерны для графики? Почему?
5. Приведите примеры произведений, относящихся к разным видам печатной графики.
6. Каково значение штриха в создании графического образа?
Штрих
Смотреть что такое «Штрих» в других словарях:
штрих — штрих, а … Русский орфографический словарь
штрих — штрих/ … Морфемно-орфографический словарь
ШТРИХ — (нем.). 1) тонкая черта, линия. 2) проведение по струнам смычком. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШТРИХ нем. Strich. Черта. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык … Словарь иностранных слов русского языка
Штрих — Штрих многозначный термин: Штрих в музыке способ извлечения звука. Штрих графический символ. См. также: Штрих пунктир Штрих код … Википедия
ШТРИХ — ШТРИХ, штриха, муж. (нем. Strich). 1. Тонкая черта, линия. Штрих на бумаге. Штрихами на планах изображается рельеф местности. «Портрет был почти совсем готов, оставалось докончить лицо несколькими штрихами.» А.Тургенев. 2. перен. Характерная… … Толковый словарь Ушакова
штрих — подробность, румб, особенность, свойство, линия, гатура, штришок, атрибут, качество, тушевка, черта, момент, частность, принадлежность Словарь русских синонимов. штрих 1, см. черта. 2. см. качество Словарь синонимов русского языка. Практич … Словарь синонимов
ШТРИХ — ШТРИХ, а, муж. 1. Тонкая короткая черта. Штрихи на рисунке. 2. перен. Характерный момент, частность. Любопытный ш. в рассказе. Ш. к портрету кого н. (маленькая, но существенная черта характера). | прил. штриховой, ая, ое (к 1 знач.). Ш. рисунок.… … Толковый словарь Ожегова
штрих — а; м. [нем. Strich] 1. Короткая черта, линия (как элемент рисунка, чертежа и т.п.). Сделать несколько штрихов. Покрыть штрихами. Тонкие штрихи рисунка. 2. (обычно с опр.). Отдельная подробность, черта, сторона чего л. Завершающий ш. рассказа.… … Энциклопедический словарь
штрих — штрих, а; мн. штрихи, ов … Русское словесное ударение
Штрих — I м. 1. Тонкая короткая черта, линия (в рисунке, чертеже и т.п.). 2. перен. Отдельная подробность, характерный момент чего либо. II м. Специальное средство для исправления дефектов в машинописи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ШТРИХ — муж., нем. черта, черточка. Отделывать штрихами или штриховать рисунок. ся, страд. Штрихованье ср. ховка жен. действие по гл. Тень сплошная, слитная (кистью), тень точечная, и тень штриховая, в чертах, чертами. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… … Толковый словарь Даля
Штриховка и её разновидности
Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму лепится цветовым мазком.
Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.
Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.
Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.
Таким образом, для художника-графика представляется множество способов для воплощения своих творческих идей и личностного самовыражения, поделиться собственным восприятием мира и красоты вокруг. Комбинируя разные типы штриха можно создать действительно уникальное художественное произведение, включая опыт предшественников, импровизируя, создавая что-то новое! Стоит отметить, что от качества ваших материалов зависит благородство и аккуратность вашего рисунка, а вот глубина тона не приравнивается к мягкости карандаша и штрихует наслоением, постепенно усиливая тон и уточняя детали.
1. Штрих по диагонали дает динамичность и легкость рисунку. Используется для создания воздушного пространства и передачи полутона, перехода от света к тени. Накладываются штрихи параллельно друг другу остро заточенным грифелем как мягким так и твердым карандашом. Стоит отметить, что линия и тон — это два главных средства передачи предмета в рисунке. Штрих средствами линии формирует пространство и создает сам пластический образ. Основные виды штриховки: горизонтальна, вертикальная, наклонная и перекрестная.
2. Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.
3. Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как «бегают» по форме и обволакивают светотенью.
Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.
Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.
4. Штриховка короткими параллельными линиями передает фактуру на гладких поверхностях и воздушное пространство. Эта классическая штриховка, сочетая в себе как менее насыщенные штрихи, так и более глубокого оттенка, а именно тонкие и толстые линии. Данные сочетания и реализацию графических приемов возможно благодаря сильному или слабому давлению на карандаш, а также в зависимости от наклона грифеля во время рисования на бумаге. Сочетание светлого и более темного штриха по тону создает тонкий переход от света к тени, таким образом появляется объем. Используя в своем художественно-графическом арсенале разные виды нанесения тона (штриховку) и накладывая их друг на друга, можно изобразить свето-теневую градацию в полной мере. Варьируя толстую, темную и короткую штриховку в тенях и светлые, длинные линии на свету поможет создать интересный и объемный рисунок.
Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника — это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.
Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам Леонардо да Винчи: «Проси совета у того, кто умеет одержать победы над самим собой».
С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.
Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью различных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.
5. Тушевка — следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный карандаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.
6. Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета. Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изучению живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубого контура.
Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполнены перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленность, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.
На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется… Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!