в чем заключается искусство читателя

Томас Фостер «Искусство чтения. Как понимать книги» — краткое содержание

в чем заключается искусство читателя. Смотреть фото в чем заключается искусство читателя. Смотреть картинку в чем заключается искусство читателя. Картинка про в чем заключается искусство читателя. Фото в чем заключается искусство читателя

Очень часто, читая новую книгу, мы видим только ту информацию, которая лежит на поверхности, и совершенно не замечаем того, что остается между строк. На самом же деле, настоящая глубина и красота художественного произведения заключена именно в этих неуловимых знаках и символах, которые наше внимание пропускает. О том, как увидеть истинную идею, которую стремился донести автор, о том, как не упустить из вида его истинный посыл, и о том, как научиться читать между строк, рассказал Томас Фостер в своей книге «Искусство чтения. Как понимать книги».

О Томасе Фостере

Давайте же узнаем, о чем его книга.

Краткое содержание книги «Искусство чтения. Как понимать книги»

Книга состоит из введения, двадцати семи глав, напутствия и приложения. Кроме этого, в заключительной части работы дополнительным блоком присутствует мастер-класс для читателей, а также благодарности автора.

В силу большого количества глав и высокой полезности материала, излагать содержание книги в рамках привычного обзора совершенно нецелесообразно. Книга Томаса Фостера «Искусство чтения. Как понимать книги», написанная простым и интересным языком, обязательно требует полноценного прочтения. Мы же подготовили для вас самые главные идеи книги и практические советы автора.

Читай как профессор

Каждая книга — это целый мир, путешествие в совершенно другое измерение, созданное воображением автора, и умело приправленное им многообразием образов, интересными мыслями и, конечно же, скрытыми подтекстами.

Как научиться видеть больше, чем просто текст, проникнуть в самую суть книги и почувствовать то, что на самом деле хотел донести до нас автор? Томас Фостер охотно поделится с вами простыми приемами, овладев которыми, вы сможете найти «ключ» к любому литературному произведению.

Читайте чужими глазами. Читая книгу, мы неосознанно ищем в ней некое соответствие реальному миру и правдоподобие. Старайтесь читать не своими глазами, советует Фостер. Отыщите в книге особую точку прочтения, позволяющую в полной мере ощутить тот исторический, культурный, личный и социальный контекст, который закладывал в неё автор. Попробуйте оказаться в том историческом моменте, о котором повествует произведение.

Не забывайте о подтексте. Никогда не воспринимайте всё описанное в книге буквально. В художественной литературе солнце никогда не бывает просто солнцем и дождь никогда не идет без причины. Возможно, дождь сообщает вам о том, что скоро наступит весна? Размышляйте, ищите взаимосвязи и старайтесь прочувствовать настроение и атмосферу, которую автор старался передать в своём произведении.

Не застревайте рядом с героем. Для того чтобы продолжить повествование, автору важно соблюдать особые требования к сюжету. Каждый персонаж – это частичка сюжета, винтик, позволяющий повествованию двигаться дальше. Сюжет – это персонажи в действии, и, если замысел требует жертв, герой может быть устранен, а может пройти через множество испытаний. Все это происходит по логике литературы. В художественном произведении героям отведены особые роли, исполнив которые они плавно подводят сюжет к финалу.

Важность географии. География в литературе отличается от привычного понимания об этой науке. Главным образом, книжная география описывает не города, равнины, океаны или леса, а персонажей. Людей, которые живут в конкретных уголках планеты, и влияние этих уголков на самих людей. География, по замыслу автора, может даже становиться самостоятельным персонажем, играть свою собственную, не менее важную роль в сюжете. Талантливый автор может сделать так, чтобы география раскрывала отдельную тему или символ в сюжете, иными словами – заставить её работать на себя. Окружающая среда, описанная в произведении, служит для нас проводником в историю, психологию, а порой и в самое сердце идеи автора.

«Серьёзная» ирония. С помощью иронии автор может совершенно перевернуть наши представления и ожидания. Ирония в сюжете всегда подразумевает противоречие, и добавляет сюжету особую остроту. Не происходит то, что по нашим ожиданиям, должно было произойти: герой убит на собственном же празднике, пустыня не чувствует наступления весны… Вариантов великое множество. Однако почему вы решили, что это является иронией? Ирония настолько многозначна, что многие читатели даже не замечают её в умело созданном сюжете.

Полет фантазии. Что приходит на ум, когда персонаж находится в воздухе, в свободном полёте? Можно предположить, что он супергерой, сумасшедший или даже ангел. Автор вкладывает в полет человека гораздо больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Полет может значить свободу, любовь, величие или даже побег – всё это полёты фантазии автора. Позвольте же и вашему воображению оторваться от земли и научиться летать.

Крещение или как персонаж рождается заново. И снова о подтексте. Если персонаж упал в воду и промок, если ему удалось спастись и выплыть на поверхность – всё это приемы автора, сообщающие нам о том, что персонаж родился заново. Это символический акт, означающий крещение или возрождение, или же спасение героя символизирует новое начало, а гибель – потерю духовной значимости. Такой поворот сюжета, как утопление персонажа, может очень многое рассказать…

Клеймо на персонаже. В художественном произведении любое физическое несовершенство персонажа, необычные имена или странности, свойственные герою – это, безусловно, символы. В большинстве произведений авторы указывают нам на то, что это отличие играет в сюжете особенную роль. Слепота героя говорит нам о том, что он не замечает определённых вещей, значение имени Эдип – «раненая нога» и многие другие сюжетные «уловки» часто несут в себе намёк автора, особый тематический или психологический смысл.

Странный символ. Часто в художественной литературе можно встретить какой-то особенный символ, который совершенно никак не связан ни с персонажами, ни с картиной сюжета. Упоминание автором конкретного предмета, когда, казалось бы, это совсем не уместно, означает, что нужно мыслить шире. Подумайте, что вы знаете об этом символе, для чего он, что с ним можно сделать? Сосредоточьтесь на том, что знаете, и вы поймёте, что это подсказка.

Почему художественный стиль так сложен, зачем текст так многослойно прорисовывается автором, спросите вы. Ответ на этот вопрос совершенно прост.: потому что так нам становится интереснее читать.

Будьте внимательны, подмечайте любые мелочи, мыслите шире и вам откроется то, что же на самом деле автор скрыл между строк.

Краткое резюме

Книга Томаса Фостера «Искусство чтения. Как понимать книги» представляет собой не просто интересное и увлекательное произведение, читая которое начинаешь понимать, что чтение – это действительно искусство. Это не просто уникальная работа, развивающая мышление, или способ скоротать досуг при помощи пищи для ума. Этак книга является дверью, за которой скрывается особая реальность каждого нового литературного творения, с которым вам предстоит познакомиться в будущем. И мы настоятельно рекомендуем её к прочтению каждому, кто любит книги и стремится расширить свой кругозор.

Источник

Статья «Искусство быть читателем»

Учитель русского языка и литературы высшей категории,

Искусство быть читателем

(Возможности проектной деятельности на уроках литературы).

Уметь следовать за мыслями великого

человека есть наука самая занимательная.

Чтение и анализ художественной литературы представляет собой последовательные ступени восприятия словесного искусства, связь которых неоднократно отмечалась в методической науке (Н.И. Кудряшов, Е.В. Квятковский и др.). 1 Однако многие ученики воспринимают чтение лишь как необходимое домашнее задание, как ознакомление с содержанием изучаемого произведения того или иного автора. Замечено, что наиболее активно ученики включаются в процесс чтения накануне сочинений, творческих литературных заданий, при этом старательно выписывая из текста различные фразы, цитаты, авторские замечания, которые, по их мнению, могут пригодиться как «домашние заготовки».

Однако, как показывает практика, такая подготовка в большинстве случаев оказывается малоэффективной: сочинения, написанные в результате такого аврального чтения, чаще всего напоминают отзывы, рецензии о прочитанных произведениях.

Чтобы научить ребенка не просто читать, а вчитываться, вдумываться, анализировать мысли и чувства автора, его героев, спорить или соглашаться с ними, излагать свою точку зрения, т.е. творчески воспринимать литературное произведение, представляется целесообразным на уроках литературы проводить чтение художественных произведений с опорой на проектную деятельность учащихся.

Организация проектной деятельности включает следующие этапы работы:

3 – этап самостоятельного творчества учащихся.

Рассмотрим использование проектной технологии на примере чтения рассказа А.П. Чехова «Ванька» (проводится в 6 классе, когда учащиеся знакомы с жанром рождественского рассказа). в чем заключается искусство читателя. Смотреть фото в чем заключается искусство читателя. Смотреть картинку в чем заключается искусство читателя. Картинка про в чем заключается искусство читателя. Фото в чем заключается искусство читателя

Первый этап – подготовительный.

Цель его – создание интереса учащихся к художественному произведению, к предстоящей проектной деятельности, к самостоятельному поиску информации, являющейся ответом на определенные вопросы, поставленные учителем.

Уровень деятельности учащихся на данном этапе – репродуктивно-познавательный. Школьники, самостоятельно работая с текстом, пытаются найти ответы на вопросы, предложенные учителем, например:

— выбрать отрывки из текста, описывающие внешность героев, их чувства и др.;

— найти характеристики настроения героев и соответствующие им явления природы;

— найти в тексте подтверждение или опровержения тех или иных характеристик героев (например, доказать, что «милый дедушка» несимпатичен автору) и др.

Так, в целях создания условий, необходимых для работы на уроках литературы, детям предлагается нарисовать словесный портрет одного из героев, ориентируясь на описание автора (по указанию учителя или самостоятельно). Для этого ученики заполняют таблицу или дописывают предложения, которые содержат основные характеристики внешнего вида человека: рост, телосложение, цвет волос, глаз, особенности одежды, поведения, походки, манеру держаться и др.

Выполнение этого задания требует тщательного анализа текста, на основании чего сначала составляется словесное описание внешности героя, а затем школьники рисуют его красочный портрет. В рассказе «Ванька» описания героев настолько лаконичны, что устное рисование портрета мальчика становится необходимым средством раскрытия образа.

в чем заключается искусство читателя. Смотреть фото в чем заключается искусство читателя. Смотреть картинку в чем заключается искусство читателя. Картинка про в чем заключается искусство читателя. Фото в чем заключается искусство читателя

В качестве самостоятельного задания ученикам также поручается составление словесного описания героя и места событий, диалогов и т. п. Естественно, что текстовой материал не позволяет в полной мере создать целостный образ героя, поэтому ученикам необходимо его «достроить», додумать, представить и воплотить в наглядном или вербальном плане. В результате появляется описание барской усадьбы в деревне и дома сапожника Аляхина в городе.

Вспомним, что одним из ключевых умений для школьников является описание человека (его портрет и характеристика). Таким образом, самостоятельная работа учащихся на первом этапе проектной деятельности носит обучающий и развивающий характер, т.к. служит важным средством приобретения необходимых умений и навыков создания характеристики человека. С этой целью осуществляется также подготовка определенных «инструментов-средств», которыми пользуются учащиеся в процессе проектного сотрудничества друг с другом на следующем этапе.

Второй этап – операционно-деятельностный. Это этап организации проектной деятельности используется непосредственно на уроке литературы. Цель его: в ходе коллективного творческого взаимодействия научиться решать общие для группы учебные задачи, активизировать свои творческие способности.

Уровень деятельности учащихся на данном этапе – поисково-познавательный.

Организация проектной деятельность учащихся на уроках литературы – не самоцель, а форма учебной работы, позволяющая каждому ребенку активно приобщиться к литературному творчеству. Основным направлением деятельности педагога при обеспечении проектной деятельности учащихся на уроке является решение следующих задач:

1) организационных – четкое объяснение ориентиров учебной работы; помощь в размещении проектных групп, в распределении обязанностей и др.;

2) информационных – обеспечение учащихся необходимыми текстами, средствами анализа (таблицы, схемы, пустографки), статьями по изучаемым проблемам и др.

3) психолого-педагогических – поддержание интереса к групповой работе и ее активной поисковой направленности за счет включения в групповую работу проектных коллективов на правах «совещательного голоса».

В процессе проектной деятельности учащиеся активно вырабатывают творческий подход к решению учебной задачи, овладевают творческими способами работы с литературными текстами.

Для этого эффективны в применении следующие методы.

— Мозговой штурм. Он используется во всех программах творческого развития детей. Однако в процессе проектной деятельности его роль становится ведущей. Во-первых, мозговой штурм можно использоваться как организующий момент, вовлекающий в активное сотрудничество всех участников групповой работы. В начале работы над художественным произведением – вопрос о смысле названия: предположить гипотетически, о чём может идти речь в произведении с таким названием. Во-вторых, мозговой штурм можно использовать как способ развития беглости и оригинальности идей, для проявления гибкости мышления при рассмотрении известных проблем с иной, оригинальной, неожиданной точки зрения.

Литературоведы едины во мнении: рассказ Чехова «Ванька» следует отнести к антирождественским. Почему критик И.А. Есаулов 2 не согласен с этой точкой зрения?

Чтобы устранить боязнь высказывать свое определение, идею, мысль, необходимо соблюдать следующие правила:

— Нельзя критиковать чужое мнение – предлагай свое!

— Индивидуальность превыше всего, не копируй чужие идеи!

— Не разрывай цепь – «не тормози»!

— заржавленное перо, измятый лист бумаги, полка с колодками – коричневый, серый, чёрный цвета;

— «неописанный» восторг, веселый смех деда – желтый, красный цвет;

— большая Москва – тёмно- синий цвет.

— зимний лес, крякающий от мороза дед – серебристый и золотистый, розовый цвета.

в чем заключается искусство читателя. Смотреть фото в чем заключается искусство читателя. Смотреть картинку в чем заключается искусство читателя. Картинка про в чем заключается искусство читателя. Фото в чем заключается искусство читателяв чем заключается искусство читателя. Смотреть фото в чем заключается искусство читателя. Смотреть картинку в чем заключается искусство читателя. Картинка про в чем заключается искусство читателя. Фото в чем заключается искусство читателя

Эти и другие ассоциативные определения цвета дети индивидуально предлагают, коллективно обсуждают и выбирают в процессе обсуждений при использовании приема «мозгового штурма».

При работе с цветовыми ассоциациями в процессе чтения литературных произведений у детей развиваются следующие способности:

— ощущения пространства и себя внутри этого пространства (движение, цвет, осязание, слово, звук в пространстве);

— интерес к разнообразию форм, цвета, звуков, запахов, движений в природе, в окружающей действительности;

— понимание цвета, красок, жестов, интонаций в жизни и в искусстве.

Работа с литературной «палитрой», освоенная в процессе проектной деятельности продолжается и в самостоятельной работе. В течение года в нее вносятся лексические «цвета»:

— «цвет» настроения (тревоги, радости, огорчения, грусти, жалости и др.);

— «цвет» впечатления от наблюдения за природой после дождя, в яркий, солнечный морозный день, перед грозой, ранней весной, поздней осенью и т. д. (цвет неба, радуги, травы, цветов, воздуха);

— «цвет» звуков природы (пения птиц, шума деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др.);

— «цвет» звуков окружающего повседневного мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, в школе, в лесу),

— «цвет» движения, действия (бежать, прыгать, дремать и др.);

— «цвет» синонимов, антонимов и др.

Ученикам также предлагается наблюдать за предметами окружающего природного мира, за разнообразием форм в природе, в предметной среде человека; выполнять наброски, зарисовки во время прогулок и др. Благодаря разработанным «инструментам» литературного анализа дети могут глубже понять замысел писателя, воплотить свои художественные идеи в разные формы художественно-творческой деятельности.

Эффективны и другие методы организации поисковой работы.

— Метод аналогии . Большое число оригинальных идей рождается по аналогии, и этот процесс можно с успехом применять при организации групповой поисковой деятельности. Часто решение задач подсказывается положениями, аналогично тем, что встречается в окружающем мире, в природе, и даже в литературе. Использование аналогичных тем из других областей для получения новых, оригинальных идей – инициирующий работу мысли и воображения приём, который дети применяют при создании собственных работ творческого характера.

Например, на уроке литературы, посвященном рассказу «Ванька», пять проектных групп получили разные «литературные маршруты» с целью организации литературного исследования.

Так, первая и вторая группы выписывали слова и словосочетания, характеризующие художественное пространство дома сапожника Аляхина в Москве и барскую усадьбу в деревне. Третья и четвертая группы находили лексемы, обозначающие «цвет» городского и деревенского пейзажей. Пятая наносила на литературную карту «маршрут» событий рассказа и сверяла его с картой «Рождественский рассказ».

В результате необходимо было представить свои проекты и, объединив усилия, создать общую литературную «карту» произведения, определив ее:

Разработка литературной «карты» позволяет, во-первых, лучше усваивать теоретические понятия, во-вторых, проводить сравнительный анализ разных произведений. Например, сравнение литературных «карт» традиционного рождественского рассказа и «антирождественского» рассказа А.П Чехова «Ванька» (см. схема 1).

Литературная карта рождественского рассказа

Литературная карта рассказа

1.Завязка: бедственное положение героя в канун Рождества.

1.Завязка: бедственное положение Ваньки в доме сапожника.

2.Развитие действия: событие, дающее герою надежду на спасение.

2.Развитие действия: Ванька пишет деду письмо, поздравляя с Рождеством, и просит забрать (спасти) его.

3. Кульминация: свершение чуда.

3. Кульминация: воспоминания и мечты Ваньки о жизни в деревне.

4. Развязка: радостные переживания героя, чувство благодарности Спасителю.

4. Развязка: Ванька относит на почту письмо без настоящего адреса.

5. Эпилог: сочувствие герою и поучительные размышления автора.

5. Эпилог: во сне мальчик видит деревню.

Сравнительный анализ показал, что сюжет знаменитого чеховского рассказа развивается с нарушением жанровых канонов – нет счастливой развязки, но это не лишает его художественной ценности, суть которой заключается в «умягчении людских сердец». Владение приёмами и методами творческого чтения позволяет юным читателям раскрывать всё многообразие лексического значения слов, наблюдать за развитием образов, выявлять их существенные черты, сравнивать и сопоставлять героев и явления художественного пространства, т. е. понимать авторское отношение к созданному им произведению. Искусство чтения – это увлекательный процесс постижения общечеловеческих истин, тайн художественного творчества, литературных законов и традиций.

Метод эмпатии . Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого. Метод эмпатии часто используется в сфере человеческих отношений, когда возникает необходимость поставить себя в положение другого. Здесь могут быть использованы следующие задачи для учащихся: передать рассказ от имени одно из героев, устроить дискуссию от лица разных героев между проектными группами, отстаивая свои позиции на основе изучения текстов. Примером использования метода эмпатии могут служить задания, подобные следующему: написать поздравительное письмо Ваньке Жукову от лица современных школьников.

Так, с помощью литературного «компаса» было проведено сравнение цветовых ассоциаций жизни в городе и деревне, подтвержденное взятыми из рассказа «Ванька» отрывками (схема 2):

ярко-красные окна, белые крыши, посеребрённые инеем деревья, зелёные ёлки и сундучок, золочёный орех.

тёмный образ на стене.

Оказалось, что для описания жизни Ваньки в городе Чехов подобрал пять цветов, символизирующих, радость, торжество, жизнь, праздник, а для описания тяжелого положения мальчика в городе автор выбрал всего один даже не цвет, а его обозначение – темный образ на стене.

В результате презентации результатов деятельности групп учащиеся пришли к общему выводу: «В художественном мире рассказа невозможное Рождественское чудо все-таки происходит: Ванька (пусть только во сне) оказывается в милой деревне».

в чем заключается искусство читателя. Смотреть фото в чем заключается искусство читателя. Смотреть картинку в чем заключается искусство читателя. Картинка про в чем заключается искусство читателя. Фото в чем заключается искусство читателяТаким образом, второй этап – организация проектной деятельности позволяет активно включать учащихся в изучение и поиск изобразительных и выразительных средств создания художественных образов, что подготавливает осуществление третьего этапа работы.

Третий этап – это этап самостоятельного творчества учащихся.

Цель этапа: воплощение собственных мыслей, чувств, настроений, возникающих по поводу прочитанных литературных произведений, в различные творческие формы – рисунок, сочинение, танец и др.

Уровень деятельности учащихся – художественно-творческий.

Все творческие работы школьников могут носить индивидуальный характер – например, выставка рисунков на темы литературных произведений, в ходе заседаний «Клуба литературных героев», на котором каждый ученик представляет позицию либо автора, презентующего свою работу, либо самого героя, рассказывающего об авторе и других персонажах рассказа. Продемонстрировать уровень художественных достижений учащиеся могут в виде публикаций. Творческие работы наших учеников мы публикуем в школьном литературном журнале «Граффити» и отправляем на городские конкурсы, ставшие традиционными, например, конкурс рождественских рассказов «За звездой Рождества».

Таким образом, проектная деятельность позволяет не только раскрыть перед ребенком мир литературного искусства, но и во многом способствует пробуждению в нем интереса к художественной литературе, потребности в художественно-творческой деятельности, т. е. становится важнейшим фактором творческой самореализации школьников.

Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, ВЛАДОС. – 1995, С.142

И.А. Есаулов О некоторых особенностях рассказа А.П. Чехова “ Ванька ” // Проблемы исторической поэтики. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX веков. Вып. 2. – Петрозаводск, 1998.

Петрашов А.М. Краткий толковый словарь. – М.: Академия, 1995

Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя// Семейное чтение. – 2010. – № 4-5, С.6

Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя// Семейное чтение. – 2010. – № 4-5, С.6

Источник

Урок «Искусство быть читателем»

Урок литературного чтения в 7 классе 1

Искусство быть читателем. Книга в твоей жизни

3. Воспитательная цель : воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к следствиям собственной работы.

Результаты обучения для учащихся

1. Знают что такое художественная литература и ее роль как искусства, виды искусства;

2. Научились отличать художественное творчество от других видов деятельности человека;

3. Умеют рассуждать по заданной теме.

4. Умеют вести беседу и анализировать свои действия.

Основные идеи, отработанные на занятии

Вовлечение учащихся в групповую работу. Учащиеся демонстрируют умения преподносить свою работу. Дают оценку своим действиям.

Источники, оснащение и оборудование

Учебник К.Х.Жадановой « Литературное чтение » 7 класс, сигнальные карточки, постеры, таблицы, стикеры, листы оценивания. ТСО: мультимедийный комплекс ( компьютер, проектор ИА доска); флипчарты к уроку; слайдовая презентация урока;

Модули критического мышления, нового подхода, возрастные особенности, лидерства и управления, ИКТ, формативное и суммативное оценивание.

Приветствие. Создание благоприятного климата. Разминка « Солнце светит на того… ».

Раздаю оценочные листы

Ученики приветствуют, участвуют в тренинге (2 мин)

Учащиеся заполняют его в течение урока

Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам на тему « Как я провел летние каникулы »:

— Нравятся ли вам летние каникулы?

— Расскажите, чем вы занимались в свободное время.

— Отводили ли вы время на чтение книг?

— Какие книги вы прочли во время летних каникул?

— Чем они понравились (не понравились) вам?

Отвечают на вопросы, рассуждают, делятся мыслями и впечатлениями.

Определение темы, цели и задач урока

Чтение и обсуждение эпиграфа к уроку:

Кто много читает, тот много знает. Народная пословица.

В ходе беседы учащиеся самостоятельно определяют тему и цели урока.

Беседа по вопросам

Почему человек стремится окружить себя любым искусством?

Какая роль искусства в формировании человека?

Можно ли определить по любимому виду искусства человека его вкус?

Отвечают на вопросы

Изучение новой темы: лекция учителя

1. Вступительное слово учителя.

Тучка в небе голубом Плывет, как мечта, одиноко. (А. Малышко)

б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе; в) музыкальный — соединением звуков разной высоты, силы, тембра.

Какой же вид искусства, по вашему мнению, является самым совершенным? Почему?

Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *