в чем заключается информационно поисковая активность предпринимателя
Лекция 12. Информационное обеспечение предпринимательства
Литература:
1. Организация предпринимательской деятельности /Под ред. С.И.Грядова. – М.: Колос, 2003. – С.240-255
2. Попов Н.А. и др. Предпринимательство в АПК. Учебник. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. – С.205-225
4. Основы предпринимательского дела: Учебник /Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С.170-179
5. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Н.В.Родионовой, О.О.Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – С.177-188
6. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1993. – С.316-327
7. Информационные технологии в экономике /Под ред. Ю.Ф.Симонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.
8. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 8000 с.
Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.
Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная – с 80-х годов 20 века. В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации. Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.
Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:
Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации. Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности. При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:
· Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);
· Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);
· Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;
· Сведения о собственности (размер имущества).
Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:
· Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
· Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.
В предпринимательской деятельности используется два основных вида информации — внутренняя и внешняя.
Внутренняя информация подразделяется на:
Бухгалтерская информация представлена в различных формах бухгалтерской отчетности:
На основании обобщения и обработки бухгалтерской информации принимаются основные управленческие решения о повышении эффективности производства, о распределении и перераспределении финансовых, трудовых и материальных ресурсов, о распределении прибыли и т.п. Из всех информаций она является наиболее точной, так как в ней отражается движение имущества и обязательств организации, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Недостатком бухгалтерской информации является ее низкая оперативность. Так, наиболее полная информация представляется в годовом отчете, затем в квартальных отчетах, а минимальным периодом пригодным для использования в управленческой деятельности, является календарный месяц. В предпринимательской деятельности значительная часть управленческих решений требует представления информации и обобщения за более короткие периоды (декада, неделя, рабочая смена).
Статистическая отчетность представляет интерес для предпринимателя тем, что в ее основе заложены те же принципы, что при формировании бухгалтерской отчетности. В статистической отчетности, в отличие от бухгалтерской отчетности преимущество отдается натуральным, а не стоимостным показателям. Поэтому на основании данных такой отчетности можно детально отслеживать движение имущества организации, а также его состояние (физическая и моральная изношенность, номенклатура и т.п.).
Производственная информация представляется и обобщается по окончании каждой рабочей смены (обособленно или с нарастающим итогом с начала отчетного периода). Производственная информация обладает меньшей точностью. Эта неточность обусловлена тем, что сбором и обработкой оперативной информации занимаются работники, не являющиеся специалистами в информационной области – это мастера цехов, бригадиры производственных звеньев и т.п.
Внешняя информация используется организацией, как правило, при осуществлении маркетинговой деятельности.
Для эффективного управления маркетингом необходима своевременная и правильная оценка рынков сбыта и конкуренции.
В этой работе важными являются сбор данных характеризующих рынок и его сегменты; сведения о предприятиях-производителях, работающих на данном рынке; о количестве потребителей; об объемах, приходящихся на отдельных потребителей; о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, оцениваются емкость и размер рынка.
Емкость рынка это максимально возможный объем сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года.
Существенное значение имеет оценка цен данной продукции (услуги). Следует учитывать, что цена товара оказывает значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж.
Небезынтересной представляется обработка информации о периодах максимального и минимального объемов продаж.
Существенное значение для организации маркетинговой деятельности имеет информация о законодательных ограничениях по продаже того или иного товара (налоговые, таможенные запреты; необходимость наличия лицензии и т.п.); установлению цены на продукцию (государственное peгулирование ценообразования). В отношении сельскохозяйственной продукции государственное влияние имеет тенденцию к максимальной поддержке процесса производства и реализации, а не ограничения.
При осуществлении маркетинговых мероприятий распространение информации о товаре имеет не меньшее значение, чем сбор информации о рынках сбыта. Она включает в себя следующий набор элементов:
Как известно, Минсельхозпродом РФ в 1995 году было принято peшение о создании единого информационного пространства агропромышленного комплекса России.
При этом, головной организацией, ответственной за координацию и методическое руководство было определено ГВЦ Минсельхозпрода России.
В 1998 году перечень мероприятий, выполняемых Минсельхозпродом РФ в области информационного обеспечения расширен. В частности предусматривается: разработка федеральной программы развития информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей, предусматривающий определение ее организационно-правового статуса и многоуровневой системы финансирования;
Основным направлением развития информационного обеспечения АПК на ближайшую перспективу является внедрение компьютерных технологий, создание баз и банков данных и повышение вследствие этого, оперативности и точности информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Соответствующее положение утверждено приказом Минсельхозпрода России от 18 января 1999 г. № 18. Данным положением определен порядок организации и правила обязательной регистрации, экспертизы и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов (программных продуктов), разработанных па средства бюджетного финансирования и являющихся собственностью Минсельхозпрода России.
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности: субъекты, стратегия, тактика, принципы организации
Для нынешней стадии развития социума характерна растущая роль информационной отрасли, в которую входят разноплановые блоки информации, непосредственно информационные структуры, субъекты, которые осуществляют сбор, формирование, последующее распространение и использование ресурсов информационного характера. Информационная сфера как некий системообразующий фактор жизни социума активно воздействует на состояние экономической, политической, оборонной и прочих составляющих безопасности нашей страны.
Неправомерный доступ к коммерческой либо банковской тайне способен нанести организации большой материальный ущерб, а также сопутствующие имиджевые издержки. Для защиты от утечки подобной информации стоит в рамках предприятия разрабатывать некие локальные акты, которые могут иметь различные названия: положения о конфиденциальных данных, перечни сведений, которые не подлежат разглашению и проч. Сотрудники должны знакомиться с подобными актами строго под расписку.
Для верного понимания терминов стоит также понять, что представляют собой объект и субъекты информационного обеспечения предпринимательской деятельности, какие именно функции выполняет организация системы информационного обеспечения предпринимательства на различных уровнях предприятия.
Нужно отметить, что объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства связаны друг с другом напрямую. Объектом данной системы является стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в настоящем и перспективном периодах. Точными же объектами информационного обеспечения можно назвать информационные и прочие ресурсы, такие как финансовые, кадровые, материально-технические и т.п.
Группы субъектов, осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства
Выделяются следующие группы субъектов, осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства: внутренние и внешние. К внешним субъектам причисляют органы законодательной, судебной, исполнительной власти, которые обязаны информационно обеспечить абсолютно всех законопослушных участников предпринимательских и прочих отношений; при этом их деятельность не должна полностью контролироваться непосредственно предпринимателями (по крайней мере, в нынешней российской действительности). Данные органы формируют законодательную базу функционирования, а также защиты предпринимательской активности в ее разноплановых аспектах, а также дают гарантию стабильности информационных отношений в интересах всех граждан страны.
Внутренними субъектами называют лиц, которые напрямую осуществляют деятельность, связанную с защитой информационной безопасности конкретного субъекта предпринимательской деятельности. В роли подобных субъектов могут выступать сотрудники собственной службы информационной безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, которые оказывают информационные услуги с целью защитить предпринимательскую деятельность.
Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение своей деятельности на основании конкретной стратегии и тактики.
Стратегия информационного обеспечения предпринимательской деятельности предполагает достаточно долгосрочный подход к достижению поставленной цели. В нее должна быть включена, во-первых, система превентивных мер по защите строго конфиденциальной информации, которая реализуется с помощью регулярной, непрерывной работы структурных подразделений данной организации касательно проверки контрагентов, анализа предполагаемых сделок, экспертизы документов, четкого выполнения установленных правил работы с документацией и проч. Допустимо выработать также стратегию реактивных мер, которая основывается на применении ситуационного подхода и реализуется с помощью системы мероприятий, специфических для конкретной ситуации.
Тактика информационного обеспечения предпринимательской деятельности включает в себя использование конкретных процедур, а также выполнение определенных действий с целью противодействия появляющимся угрозам. Подобными действиями в зависимости от ситуации могут быть, к примеру, принятие дополнительных мер по сохранности тайны коммерческого характера; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий в сторону контрагента-нарушителя в устной либо же письменной форме; обращение напрямую в правоохранительные органы либо же суд.
Получается, что среди базовых направлений по информационному обеспечению предпринимательской деятельности допустимо выделить следующее:
Требования к организации информационного обеспечения предпринимательства
К организации информационного обеспечения предпринимательства предъявляются конкретные требования, в числе которых можно назвать такие, как:
Этапы обеспечения информационной безопасности
В рамках определенного предприятия должна обеспечиваться организация службы информационной безопасности. Среди субъектов, которые обеспечивают защиту данной безопасности, самое важное значение у службы собственной безопасности, естественно, при имеющихся у предпринимателей для этого финансовых средствах. Можно определить некоторые этапы, которые рекомендованы предпринимателям при обеспечении безопасности информационного характера:
Предпринимательство в информационной сфере
Рассмотрены системообразующие признаки информационного предпринимательства – социальное назначение, цели, задачи, функции, структура, управление и технология функционирования информационного предприятия, организация и экономика производства новых информационных продуктов и услуг, обеспечение их качества с учетом требований стандарта ISO 9000: 2000, маркетинг информационного товара и др. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика». Представляет интерес для специалистов и руководителей в области информационной индустрии.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство в информационной сфере предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Основные положения предпринимательства в информационной сфере
1.1. Генезис информационного предпринимательства
Изучение предпринимательства в информационной сфере должно проводиться на системной основе. Одним из условий системного подхода является познание генезиса — возникновения информационного предпринимательства (ИП). Относительно такой социальной категории, как ИП, понятие «генезис» трактуется в расширительном смысле — с учетом категорий зарождения, развития, условий, причин, формирующих сущность и формы ИП на его исторических этапах.
Зарождение ИП уходит в глубь веков. По-видимому, первым актом в истории цивилизации следует считать раскрытие тайны за определенное вознаграждение, т. е. продажу важных сведений. Примером более организованного подхода представляется продажа листовок за «газету» — монету минимального достоинства Венецианской республики в XII в. В этой листовке содержались сведения о кораблях, прибывших в Венецию с товарами, и условиях их продажи. Купцы передавали листовки мальчикам, которые продавали их горожанам и приезжим.
Развитие содержания и форм ИП в исторической перспективе представляет сложную и малоизученную тему. Каждая общественная формация привносила свои признаки в содержание ИП. Это поступательное развитие происходило во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными и природными категориями, в первую очередь с другими видами предпринимательства — производством, торговлей, финансами и др. На формирование и развитие ИП влияли внутренние и внешние причины.
Рассмотрим внутренние причины. В любую историческую эпоху происходит расширение масштабов общественного производства и усложняются взаимосвязи между хозяйствующими субъектами и соответственно увеличивается и усложняется система управления хозяйством. Это стало постоянным фактором расширения состава информационных потоков и увеличения объемов обрабатываемой информации во всех сферах жизни общества.
Наличие внешних причин происхождения и развития ИП во многом обусловлено внутренними причинами. Предпринимательская инициатива на протяжении всей истории цивилизации находила и применяла методы и средства, направленные на рационализацию информационных процессов — от записи информации на папирусе до создания компьютеров и средств передачи данных. Необходимость реализации разнообразных средств преобразования информации связана с созданием способов, приемов, методов их рационального использования, что в свою очередь потребовало подготовки специалистов соответствующего профиля. В развитых странах давно создана система подготовки и переподготовки кадров по информационным специальностям. В отдельных учебных программах подготовки этих специалистов предусматривается изучение основ организации и экономики информационного производства.
Важной причиной развития ИП является конкуренция в информационной индустрии. В современной конкурентной борьбе качество информационной продукции и услуг (ИПУ) приобретает первостепенное значение во всех сферах социальной жизни, так как в современном обществе человек не обходится без применения информации.
1.2. Основные понятия информационного предпринимательства
Изучение сущности ИП начинается с определений (дефиниций) его основных понятий [31] в контексте предметной области ИП.
Предметная область ИП — это совокупность объектов, отображающих структуру и содержание ИП. К основным классам объектов относятся:
• информационные ресурсы (ИР) — базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных ИР, библиотеки, музейные коллекции документов и проч.;
• информационно-телекоммуникационная инфраструктура — производство и применение средств вычислительной техники, передачи данных, копирования и тиражирования документов, территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети, средства коммутации и управления информационными потоками;
• научно-производственный потенциал в областях связи, телекоммуникаций, информатики, вычислительной техники, распространения и доступа к информации, организационные структуры, включая кадры, обеспечивающие функционирование и развитие национальной информационной инфраструктуры;
• системы массовой информации;
• рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг;
• системы взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями;
• системы обеспечения информационной защиты и безопасности;
• система управления качеством информационной продукции и услуг и др.
В соответствии с предметной областью к числу базовых понятий следует отнести прежде всего такие, как предпринимательство в информационной сфере, информационный бизнес, информационный предприниматель и др. Наше основное понятие «предпринимательство в информационной сфере» является видовым по отношению к родовому понятию — «предпринимательство».
Предпринимательской (в соответствии с Гражданским кодексом РФ) является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. По отношению к общему понятию «предпринимательство» понятие «предпринимательство в информационной сфере» должно давать специфические признаки, обусловленные видовым характером рассматриваемого понятия. Таким основным признаком является производство информационной продукции и услуг (ИПУ), которое должно отвечать требованиям социальной значимости — быть востребованными и приносить необходимую прибыль от реализации ИПУ. Кроме того, следует учитывать, что современное информационное производство и его результат — ИПУ должны иметь постоянное развитие, обновление. Таким образом, предпринимательство в информационной сфере — это разновидность предпринимательской деятельности по производству, развитию и реализации социально значимой информационной продукции, услуг и получению прибыли.
Из приведенного определения следует, что ИП носит универсальные признаки предпринимательства как такового, т. е. является самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи информационных товаров, выполнения работ или оказания услуг, реализуемой лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким же образом можно спроектировать понятие «информационный предприниматель», опираясь на понятие «предприниматель», которое определяется как «физическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве предпринимателя, которое самостоятельно на свой риск осуществляет активную экономическую деятельность» [24]. Тогда информационным предпринимателем можно назвать предпринимателя, который осуществляет деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением информационной продукции и услуг, для получения прибыли.
Близки по смыслу рассмотренным выше понятиям понятия «информационный бизнес» и «информационный бизнесмен», которые при определенном допущении можно трактовать как синонимы понятий соответственно «информационное предпринимательство» и «информационный предприниматель».
Информационный бизнес — разновидность информационной деятельности, приносящей бизнесменам доход или другие выгоды.
Информационный бизнесмен — бизнесмен, занимающийся информационной деятельностью, приносящей прибыль или иные выгоды.
Субъект информационного предпринимательства — физическое или юридическое лицо, занимающееся информационным предпринимательством. Физическим лицом может быть гражданин данного государства, иностранный гражданин, лицо без гражданства, группа граждан (партнеров) — коллектив предпринимателей. Юридическим лицом может быть информационное предприятие, группа предприятий.
Объект информационного предпринимательства — совокупность категорий, на которую направлена деятельность информационного предпринимательства, например производство ИПУ, торговля информационным товаром, разработка новых видов ИПУ и др.
1.3. Типология информационного предпринимательства
При построении типологии ИП целесообразно идентифицировать информационное предпринимательство как систему и с позиций системного подхода определить внутреннюю и внешнюю среды ИП.
Внутренняя среда ИП характеризуется следующими системными признаками:
• ИП функционирует в форме информационного предприятия;
• информационное предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом;
• экономическая самостоятельность информационного предприятия осуществляется в рамках и на основе закона.
Внешняя среда ИП влияет на внутреннее состояние (среду) информационного предприятия и характеризуется такими факторами и условиями, как экономическое положение в стране, регионе, области; политическая ситуация; правовая среда; государственная поддержка предпринимательства; культурная среда; институционально-организационная среда; наличие природных факторов производства; физическая (климатическая) среда; социальные условия, национальные особенности региона; научно-техническая среда.
Относительно правовой среды ИП существует в форме юридического лица — информационного предприятия, имеющего следующие признаки [5, 25]: форма собственности, организационно-правовая форма, номенклатура продукции и услуг, цели и задачи деятельности, масштаб деятельности, регион деятельности и др.
Перечисленные признаки служат основанием для выбора оснований классификации:
• вид производимых продуктов и услуг — информационные материалы, программные продукты, информационные технологии, информационные системы, базы данных, полиграфическая продукция, реклама, связь, обучение, консультирование, комплекс продуктов, комплекс услуг и др.;
• характер информационной деятельности — производственный, коммерческий, инновационный;
• вид собственности — индивидуальная, частная, кооперативная, государственная, муниципальная, смешанная;
• отношение к собственности — полное право, право владения, право пользования, право распоряжения;
• характер владения — единоличное (индивидуальное, семейное), товарищество (полное, смешанное (действительные члены и члены-вкладчики), с ограниченной ответственностью), акционерное общество (открытое, закрытое) и др.;
• юридический статус — с образованием юридического лица, без образования юридического лица;
• время функционирования — до года, более года, 5 лет, 10 лет, 25 лет и т. д.;
• фаза существования — регистрация, функционирование, закрытие;
• экономическое состояние — благополучное, кризисное, ликвидационное.
Рассмотрим наиболее значимые признаки ИП.
Вид производимых продукции и услуг — довольно широкий постоянно увеличивающийся спектр изделий и услуг. Более подробно номенклатура ИПУ представлена в § 1.4.
Характер информационной деятельности позволяет выделить следующие основные направления деятельности ИП:
• производственное — производство ИПУ с последующей их реализацией;
• коммерческое — товарно-денежное, торгово-обменное, купля-продажа информационного товара;
• инновационное — разработка новых видов ИПУ.
Отношение к собственности. Полное юридическое право предпринимателя определяется совокупностью:
• права владения — предоставляемого законом фактического обладания имуществом, например компьютерным комплексом, и удержания его в собственном владении;
• права пользования — возможности эксплуатации имущества и извлечения с его помощью полезных результатов;
• права распоряжения — возможности совершения действий с имуществом по своему усмотрению и в своих интересах.
Вид собственности влияет на определение формы и содержания организации и управления предпринимательской деятельностью в информационной сфере. Под собственностью ИП понимаются средства и продукты информационного производства, принадлежащие предпринимателям и отражающие конкретный тип отношений собственности. Отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей в информационной индустрии [1–10, 12,14, 25, 27].
Формы собственности указаны в Общероссийском классификаторе форм собственности ОК 027–99. Это государственная собственность, включая федеральную и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, смешанная российская, смешанная российская с долей государственной собственности, общественных и религиозных организаций, потребительской кооперации, российских граждан, постоянно проживающих за границей.
Поясним содержательную часть некоторых форм собственности.
Государственная собственность — абсолютные права собственности принадлежат государственному институту публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества. Производством управляют назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в этом смысле она унитарна.
Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы, так как от них прямо зависит потенциал нации, например наука, образование, культура, оборона, музейное дело, архивное дело и др.
Муниципальная собственность является разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.).
Индивидуальная собственность концентрирует в одном субъекте труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной информационной сфере сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками, — лица, занимающиеся индивидуальной трудовой информационной деятельностью, у которых произошло слияние собственника и работника в одном лице, например разработчик веб-сайтов. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную или частно-трудовую.
Частная собственность близка по содержанию к индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом или юридическом лице, но отличается от нее тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах: одни трудятся, доходом и имуществом распоряжаются другие. Положение последних определяется как экономическая власть, а положение первых — как экономическая зависимость.
Смешанная собственность — соединение нескольких видов собственности в организации информационного предприятия. Могут быть объединены государственная и муниципальная, кооперативная и индивидуальная виды собственности.
Кооперативная собственность. В основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников в виде их функционирующего единства. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Кооперативная собственность может быть долевой, когда определены доли каждого участника в имуществе кооператива, или бездолевой, т. е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника.
Отношение к собственности в значительной мере определяет выбор организационно-правовой формы создаваемого информационного предприятия (см. § 4.1).
1.4. Типология информационной индустрии
В настоящее время предпринимательство в информационной сфере являет собой информационную индустрию со всеми существенными признаками, характерными для любой отрасли.
Специфической характеристикой информационной индустрии является характер производимых ИПУ (табл. 1.1). Каждый из указанных в табл. 1.1 классов ИПУ может быть детализирован на более мелкие подклассы. Например, научная документация, представляющая мощный пласт информационного ресурса в области научного производства, может быть разделена на полнотекстовую, библиографическую, аннотированную, реферативную и другие виды информации, в той или иной мере представляющие коммерческий интерес для потребителей [17].
Видовая номенклатура ИПУ имеет принципиальное значение для организации эффективного ИП, а особенно на первоначальном этапе предпринимательского пути, а также на его критических этапах.
1.5. Жизненный цикл информационного предприятия
Информационное предпринимательство существует в форме информационного предприятия (ИПР) со своим жизненным циклом. В общем виде жизненный цикл ИПР состоит из следующих основных фаз:
• фазы концептуализации, на которой проводятся анализ и сравнение идеализированной и институциональной информации. Учредители пытаются соотнести свое идеализированное представление о будущем предприятии и бизнесе с институциональной информацией по решаемой задаче, создавая концепцию будущего ИПР. Идеализированное представление во многом определяется профессиональными знаниями и жизненным опытом учредителей и иногда не в полной мере адекватно ситуации вследствие своей субъективности. Институциональная информация представляется содержанием совокупности официальных нормативных документов — законов, указов, постановлений, инструкций, стандартов и др., регламентирующих порядок создания и функционирования предприятий и бизнеса в стране;
• фазы создания, которая предполагает такие действия: подготовку комплекта учредительных документов — учредительного договора, устава предприятия и др., регистрацию предприятия в установленном порядке; набор персонала; приобретение в собственность или оформление аренды производственных площадей; установка оборудования и оснащение площадей; проведение рекламной кампании; поиск партнеров; установление контактов; заключение договоров и формирование портфеля заказов; организация основного и вспомогательного информационного производства;
• фазы функционирования — основной и самой длительной фазы, на которой происходит жизнедеятельность предприятия, его развитие, связанное с решением комплекса задач по производству, маркетингу информационного товара, управлению информационным бизнесом и др. На этой фазе осуществляются модернизация оборудования, расширение номенклатуры ИПУ за счет разработки и внедрения инновационных продуктов и услуг, увеличивается штатная численность, повышается профессиональный уровень работников, улучшается качество ИПУ и конкурентоспособность ИПР;
• фазы ликвидации предприятия, когда принимается решение о прекращении деятельности ИПР по разным причинам (воля учредителей, кризисное состояние предприятия, решение властных структур и др.).
Разумеется, каждое конкретное ИПР имеет свою специфику как по характеру задач, так и по последовательности их решения. Особенности построения определяются характером ИПР, режимом функционирования, объемом финансирования и др. Для сравнительно крупных ИПР фазы жизненного цикла могут быть представлены более детально (табл. 1.2).
1.6. Основные принципы предпринимательства в информационной сфере
В методологии ИП принципы составляют системную основу решения задач и существования ИП. Эти принципы известны и инвариантны в широком классе систем [25]. Вместе с тем парадигма ИП вносит в их состав и содержание специфические аспекты.
Принцип системности является одним из основополагающих, определяя подход к созданию и эксплуатации ИПР как к единому целостному функциональному объекту. На этой основе требуется выявлять многообразие связей между структурными компонентами ИПР, обеспечивающими совместимость компонентов и целостность ИПР, установить цели, задачи, функции и другие системообразующие признаки ИПР. Принцип системности обусловливает анализ ИПР на уровне макро — и микроподхода.
Принцип развития предполагает прежде всего изменение параметрических и функциональных свойств ИПР в лучшую сторону в соответствии с программой развития.
Принцип самоорганизации реализуется на всех этапах функционирования ИПР. На первом этапе формирования ИПР нужно обеспечить условия и организовать структуру ИПР из нескольких отдельных компонентов в более сложные структуры и связи для достижения целостности ИПР. Второй этап характеризуется гомеостатичностью, когда организация ИПР зависит от изменения внешних и внутренних условий его функционирования, что обеспечивается за счет использования принципа обратной связи. На третьем этапе ИПР должно обладать возможностью самосовершенствования на основе использования накопленного опыта функционирования. Частным случаем самоорганизации можно считать принцип масштабируемости ИПР.
Принцип гармонизации проявляется в том, что в ходе создания и функционирования ИП должно на внутреннем и внешнем уровнях обладать такими свойствами, как связь, стройность и соразмерность. В решении задач организации ИП необходимо учитывать соразмерность элементов ИП, соединение их в форме ИПР в единую органичную целостность.
Принцип совместимости должен учитываться при создании ИПР, когда следует предусмотреть механизм его совместимости с другими системами как по уровням иерархии (филиалы ИПР, вышестоящие системы), так и между системами различных классов (партнеры, поставщики).
Принцип адекватности в решении задач ИП заключается в необходимости достоверного отображения изучаемых предметов и процессов — фактов, событий, работ, мероприятий.
Принцип полноты предполагает учет комплекса решаемых задач, методов и средств, принципов, требований, условий и других категорий, в той или иной мере влияющих на уровень качества ИПУ. В организации ИПР следует исходить из условий сложности внешней среды и обеспечить полный учет факторов, влияющих на состояние ИП.
Принцип унификации и стандартизации предусматривает применение типовых, унифицированных и по возможности стандартизованных компонентов при проектировании и эксплуатации ИПР с целью экономии ресурсов, например типовых проектных, технологических, программных модулей. Этот принцип позволяет значительно сократить временные, трудовые и финансовые затраты.
Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между уровнем затрат на информационное производство и уровнем параметров качества, целевых результатов функционирования ИПР. Одним из основных параметров ИПР должна быть экономическая целесообразность, а не просто производство ИПУ. Реализацию принципа эффективности обеспечивают частные принципы. Например, принцип декомпозиции применяется для изучения и рационализации ИПР и его компонентов; принцип автоматизации ИПР направлен на повышение эффективности информационного производства.
Принцип метаинформационности предусматривает, что в задачах создания и функционирования ИПР следует учитывать связь объекта и субъекта, т. е. управляемого информационного производства управляющей информационной системы как инструмента предпринимателя. В нашем случае в контуре управления ИПР, в частности на уровне взаимодействия информационного производства — обработки данных управляемой и управляющей систем, обработка информации будет определяться формулой «обработка информации об обработке информации» или редуцированной формулой «информация об информации», т. е. как метаинформационность, наличие которой должно постоянно учитываться на уровне принципа в методологии ИП. Свойство метаинформационности в практических задачах ИПР в отличие от аналогичных систем в области промышленного производства позволяет обеспечить создание и функционирование технологического процесса обработки данных ИПР на ресурсах управляемого ИПР.
Принцип формализации состоит в необходимости корректного методического подхода к решению задач ИПР, применения формальных методов моделирования изучаемых и проектируемых процессов, связанных с ИПР.
Принцип идеализации предполагает, что в управлении информационным бизнесом всегда есть ориентир, идеальная модель, построенная на основе идеализированного представления процесса или объекта. Соотнесение принимаемого решения с моделью позволяет минимизировать ошибки, избежать крупных потерь в бизнесе.
Принцип абстрагирования заключается в выделении наиболее существенных признаков ИПР и преднамеренном исключении его второстепенных характеристик в решении задач рационализации ИПР.
Принцип стабильности решений предписывает следование принятым решениям до логического завершения задачи. Нарушение этого принципа приводит к снижению эффективности выполняемых работ.
Принцип историзма предполагает учет исторического развития информационного предпринимательства и его компонентов в пространственном и временном отношениях. Необходимо знать эволюцию ИП на протяжении всего исторического цикла рассматриваемой проблемы, особенно по производимому виду ИПУ.
Выше приведены не все принципы построения, функционирования и развития ИПР [25], но они характеризуют методологическую основу решения указанных задач.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику генезиса информационного предпринимательства.
2. Назовите внутренние и внешние причины возникновения ИП.
3. Дайте определения понятий ИП «предпринимательство в информационной сфере», «информационный предприниматель», «субъект информационного предпринимательства», «объект информационного предпринимательства».
4. Назовите основные признаки классификации ИП.
5. Проведите классификацию ИП в соответствии с основными признаками.
6. Какие формы собственности распространены в ИП?
7. Из каких основных фаз и стадий состоит жизненный цикл ИПР?
8. Назовите состав этапов по стадиям жизненного цикла ИПР.
9. Перечислите основные принципы информационного предпринимательства.
10. Какую роль играют принципы в организации и развитии ИП?