в чем заключается гуманизм достоевского
Реферат: Гуманизм философских взглядов Ф М Достоевского
Название: Гуманизм философских взглядов Ф М Достоевского Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 00:30:19 10 января 2010 Похожие работы Просмотров: 196 Комментариев: 21 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||
3. Лосев А. Ф. Страсть к дилектике. М. 1990 г. с 71
“Г. Достоевский, один из немногих мыслителей, не утративших веру в самого человека. ” 4
1. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
В эпиграфе к данному разделу, заложен ключ к пониманию всего философского творчества Ф. М. Достоевского-это идея гуманизма, любви к человечеству.
Размышляя о человеке, великий мыслитель, не оставил вниманием общество и отношение общества к человеку. Так он писал: ”Без высшей идеи не может существовать, ни человек, ни нация”. 5
Тем самым Достоевский видит прямую связь между нравственностью и возвышенными идеалами человека и нравственностью общества.
Следующей особенностью философского мышления Достоевского является отношение человека к религии, к богу, к моральным устоям церкви. Достоевский не был религиозным мистиком, все его творчество было антидогматично. В религии, а прежде всего в боге, Достоевский видел идеал человека.
И поэтому, человеческая природа, не обузданная верой, порождает безмерный эгоизм. Истинная вера, по Достоевскому, сопряжена с “переделкой” человека, которая достигается путем относительного страдания и обрядовой дисциплины.
есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то значит
Так называемая “русская идея” слишком широкое понятие, которое не входит в рамки нашей работы, но вместе с тем нас интересует ее отдельные моменты, так как они на прямую связаны с философией гуманизма Ф. М. Достоевского. Благодаря сохранившемуся в русском народе христианскому идеалу, ”всепримиримости” и “всечеловечности”, он способен, как считал Достоевский усваивать результаты европейской цивилизации, избегая вражду сословий, свойственную западному обществу. Во всеобщей реализации подобного идеала, тесно связанного с православием, Достоевский видел историческую миссию русского народа. Настаивая на “всечеловечности” русского национального идеала, Достоевский поясняет, что в нем не заключено ни какой враждебности к Западу: ”стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его было не только законно и разумно, в основании своем, но и совпало со стремлениями самого духа народного”. 7
7. Русская идея. сост. и авт. вступ. статья М. А. Маслин. М:Республика, 1992г
европейской тоске в своей русской душе всечеловеческой, всесоединяющей. а в конце концов, может быть и изречь окончательное слово великой, общей гармонии братского окончательного согласия всех племен по христову евангельскому закону. ” 8
8. Там же с. 170
Достоевский не устает повторять мотив о синтетической силе русского духа, ”о величайшем из величайших познаний, уже созданных русскими, как назначение общественное, как общее служение человечеству”. Он писал: ”Стать настоящим русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей всечеловеком, если хотите”. 9
Достоевский всю жизнь, жил с этой верой в способность русского народа к всеобьемлищему синтезу, в внутреннюю полноту и силу православия, в котором найдут себя в высшем, органическом синтезе все отдельные части западного христианства. Он глубоко чувствовал правду различных движений, бывших до этого, и стремился в самом русском духе разыскать условия внутренней целостности, внутреннего синтеза. Достоевский весьма удачно наметил условия внутреннего синтеза в русской душе, раскрыв религиозный смысл различных течений, различных общественный сил :в его романах эта тема выражена с исключительной силой, хотя она и до наших дней не достаточно раскрыта. В “Легенде о Великом инквизиторе” открывается природа утопизма с такой силой, как это не удавалось никому.
На почве православия сохраняется по Достоевскому, вся правда свободы, данная человеку, но преодолеть хаос, на почве православия невозможно, не нужно “уединения”, одностороннее развитие личного начала, социальные противоречия разрешаются здесь не через насильственное навязывание человечеству, а через примирение всех и всего в Церкви. Оцерковление всей жизни–вот положительный идеал, который одушевлял Достоевского и который он понимал никак внешнее подчинение всей жизни церкви, но как свободное и внутреннее условие жизни во всех ее формах христианских начал.
словно думал, что Россия одна в состоянии взять на себя бремя всего мира. Так изолируя Россию от всего христианского натурализма, во власти утопии. Он писал: ”Осуществится же когда-нибудь христова истина на земле”. Но эта идея. в которой заключена величайшая правда вместе с опаснейшим соблазном, должна быть еще освобождена от элементов натурализма, а главное, необходимо понять, что во всем христианском мире, а не в одной России существует вера.
Идея всечеловечества содержит в себе полноту истины, но она была связана с таким учением о России, при котором все остальные народы отходили в тень: своеобразие России, ее пути поняты Достоевским слишком в тонах натурализма, и универсальному, синтетическому духу России не развернуться всей широтой, пока не преодолены эти тона.
“Русская идея” в философском понимании Достоевского, на наш взгляд-это не гуманизм это не нравственность, свобода и всеобщее прощение в рамках одной нации, то есть индивидов по отношению друг к другу, а это нравственная чистота и единение всех народов под знаменем духовной свободы. Это, несомненно, сильное место в творчестве Достоевского –это по сути его вершина. Ведь очевидно, что гуманизм, то есть совокупность взглядов, выражающих уважение к правам человека, и заботу о благе людей, не имеет ни национальных, ни религиозных границ и поэтому эта идея должна иметь место и в наше время и в будущем.
3. Великий прорицатель России
Гуманизм по Достоевскому – это любовь и всепрощение непросто ко всему человечеству, это любовь и вера даже к падшему с “морем” грехов человеку. Для Достоевского нет ненужных людей, в каждом он видит живое существо, способное любить и страдать.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) было отмечено в общественном сознании возникновением новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место которым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Преступление и наказание»
Причины преступления Р. Р. Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников, бедный студент, переживающий свое тяжелое, унизительное положение, становится заложником собственной теории, позволяющей проливать «кровь по совести». Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь картинами нищеты, окружающими Родиона Романовича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: «…угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце». Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает «трещать по швам», потому что вслед за убийством «по теории» Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помощи таким и собирался пролить «кровь по совести» Родион Романович.
В чем проявляется гуманизм автора? Ф. М. Достоевский ставит перед собой цель показать всю тяжесть мук совести, которые испытывает Раскольников после совершения убийства. Благие цели (убить старуху и ее деньги пустить на благое дело) перестают занимать героя, т. к. на поверку оказывается, что основной причиной преступления становится желание Раскольникова проверить состоятельность своей теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» и о собственном месте в этой классификации.
Еще одним «слабым звеном» в теории Раскольникова становится необходимость отнести к «низшему» классу тех, кого он любит, а значит, они также могут стать расходным материалом при достижении «благой» цели «права имеющим». Отчуждение от окружающих и муки совести становятся невыносимым наказанием, заставляющим героя признаться в содеянном. Именно всесилие нравственности, по мнению автора, приводит Раскольникова к возрождению.
Гуманизм Ф. М. Достоевского проявляется в нескольких аспектах. Автор развенчивает античеловеческую теорию, в той или иной форме формирующуюся во второй половине XIX в., и предостерегает от страшного заблуждения людей, попирающих главный библейский завет: «Не убий!» Утрата духовности и веры грозит человеку потерей самого себя.
Возможность возрождения, которую получает герой в эпилоге романа, становится проявлением гуманизма автора и по отношению к заблудшей душе героя, спасению которой в значительной мере поспособствовала Сонечка Мармеладова. Раскольников, испытывая муки совести, пытается понять, что же стало внутренним стержнем, который поддерживает девушку после всех страданий, выпавших на ее долю, и приходит к выводу, что это Вера. Судьба Сони — воплощение «всего страдания человеческого» (а именно через страдание, по Ф. М. Достоевскому, человек и заслуживает счастье) и служение несчастным и нуждающимся. Это и становится душевным очищением героя.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Антигуманная теория Раскольникова
Ф. М. Достоевский в историю русской литературы вошел как гениальный художник, исследователь человеческой души, гуманист. Федор Михайлович в духовной жизни человека своей эпохи видел отражение процессов исторического развития общества. Писатель в своих произведениях показывает влияние на жизнь людей социальной несправедливости, страдания «униженных и оскорбленных». Он постоянно ищет ответы на актуальные для него вопросы – как защитить угнетенных и бесправных, как добиться справедливости? Поиски справедливости – характерная черта героев Достоевского. Этими мучительными поисками пронизан и роман «Преступление и наказание».
Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.
Однажды В. Г. Белинский сказал тогда еще начинающему писателю Ф. М. Достоевскому: «Цените ваш дар — и будете великим художником». И в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом согревало душу Достоевского – «государственного преступника». Возможно, и вероятнее всего, именно на каторге и возникло у него желание написать книгу о душевных терзаниях преступника, о болезненной ломке его теории. В переживаниях Родиона Раскольникова чувствуется что-то авторское, личное, хотя в главном автор и его герой совершенно противоположны.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Роман «Преступление и наказание» создавался Достоевским ради исследования интересовавшего его социально-нравственного вопроса о том, возможно ли «разрешение крови по совести» и может ли гуманный человек допустить убийство хотя бы одного, по его мнению, «никчемного» существа во имя избавления от мучений и страданий множества благородных людей?
Именно такой вопрос перед собой ставит Родион Раскольников, главный герой романа. раскольников – обычный русский студент, который из-за отсутствия денег был вынужден бросить учебу в университете. Живет молодой человек в жалкой каморке. Сама обстановка этой маленькой клетушки, напоминающей скорее шкаф, чем комнату, может свести с ума. Раскольников два года кое-как перебивался дешевыми уроками и поддержкой матери, жившей в провинции. Но потом он «озлился», бросил учебу и закрылся в своей каморке. Главный герой произведения ощущает в себе сильный, ясный ум, способный к анализу и отточенный изучением юридических дисциплин. Безусловно, Раскольников обладает недюжинными способностями, особым складом ума и сильным характером.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:
Раскольников открывает закон, согласно которому тот, кто силен умом, крепок духом, властен над другими. Кто много посмеет, тот и прав. Законодателем становится тот, кто может посягнуть на большее. Он считает, что так было всегда и всегда так будем. По его мнению, достигнув власти и встав над этим «людским муравейником», можно осчастливит людей, которые, уверен Раскольников, не способны самостоятельно понять, в чем заключается их счастье.
Своеобразие гуманизма Достоевского
Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Достоевский — певец «униженных» и оскорбленных» — получил всемирное признание как великий писатель — гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного «человеколюбия».
Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал альфу и омегу того этапа развития: крестьянин — тоже человек. Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) делает народ центральным понятием русского национального самосознания и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой личности определяется теперь ее отношением к народу. Гуманизм включается в более широкую систему общественно-исторических и духовно-нравственных ценностей.
Достоевский, как великий гуманист, пекся не только о народе вообще, но и о человеке, об отдельной личности. Он поднимает образ человека в литературе до философии человека. Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех пор, пока случай не поставит перед его совестью зеркало. С этого момента считавший себя гуманистом будет ускорять шаги, чтобы не откликнуться на крик о помощи, проклинать себя за это, исповедоваться в недобрых мыслях, бичевать душевные слабости, проводить «пробу».
Мучительные духовные поединки, страстные монологи, обнажающие изнанку души — все это было непривычным для «традиционного» гуманизма.
Целью Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и инстинкты, в мир жизненного действия. Его автор «Преступления и наказания» называл «фантастическим». Фантастический реализм Достоевского предстает в двух слагаемых. «Реализм»- оттого, что это верно соответствует психологии бытия человека. «Фантастический» — оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.
В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века — в образе жизни, социальных конфликтах, эксцессах уголовной хроники.
В сущности вся гениальная серия романов Достоевского, от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых», относится к эпохе 60-70-х годов, эпохе отмены крепостного права в России. И все вопросы, связанные с владением людьми, «живыми душами», как и ответственность за выбор страной новых путей, — все это больные «русские» вопросы. Достоевский недобро отзывался о революции 1789 года, но лозунг «свободы, равенства, братства», по-особому читавшийся в русских условиях, всегда был для него главным сосредоточием горячо разделяемых или яростно отвергаемых им идей. Достоевский хотел осознать русский путь в свете мирового развития, а вопросы своей души — как часть извечных вопросов человечества.
Достоевский был величайшим защитником идеала свободы, понимаемого им как беспрепятственная свобода личности. В пору реформ 1861 года это не было отвлеченной теорией. Но он подверг этот идеал свободы мучительному экзамену, угадав в нем противоборство добра и зла. Будет ли счастлив человек, если получит свободу? Как распорядится ей? Чем обернется для него эта свобода? Вот лишь часть ядовитых вопросов, адресованных Достоевским человеку, который желал бы, хотя бы и вопреки всему свету, пожить «по своей волюшке». Раскольников хочет быть свободным и доказать, что он «не тварь дрожащая» и «власть имеет». Но эта власть — свобода для себя при несвободе для других. Она и есть путь к преступлению.
Такой же проверке подвергает Достоевский идеал равенства. В социальном равенстве его отпугивает покушение на индивидуальность, погибель для яркого цветения жизни. Если в будущем все сильные умы будут «погашены в зародыше», а таланты приведены к общему знаменателю, то нужно ли людям такое равенство? А что если равенство вообще не совместимо со свободой, поскольку все неравно в природе?
Творческое углубление через индивида в личность совершалось в единстве с углублением через нации в народ. Это всемирно значимое открытие Достоевского привело к глубочайшему преобразованию той направленности искусства, которая связана с понятием гуманизма.
Список литературы
Мотылева Т.П. Достоевский и мировая литература. В кн. «Иностранная литература и современность». М., 1961.
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964.
Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л.,1980.
Гуманизм Достоевского
Вы будете перенаправлены на Автор24
Гуманизм – это утверждение и защита человеческой личности как мерила всех ценностей жизни.
Антигуманная теория Раскольникова
Ф. М. Достоевский в историю русской литературы вошел как гениальный художник, исследователь человеческой души, гуманист. Федор Михайлович в духовной жизни человека своей эпохи видел отражение процессов исторического развития общества. Писатель в своих произведениях показывает влияние на жизнь людей социальной несправедливости, страдания «униженных и оскорбленных». Он постоянно ищет ответы на актуальные для него вопросы – как защитить угнетенных и бесправных, как добиться справедливости? Поиски справедливости – характерная черта героев Достоевского. Этими мучительными поисками пронизан и роман «Преступление и наказание».
Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.
Роман «Преступление и наказание» создавался Достоевским ради исследования интересовавшего его социально-нравственного вопроса о том, возможно ли «разрешение крови по совести» и может ли гуманный человек допустить убийство хотя бы одного, по его мнению, «никчемного» существа во имя избавления от мучений и страданий множества благородных людей?
Готовые работы на аналогичную тему
Именно такой вопрос перед собой ставит Родион Раскольников, главный герой романа. раскольников – обычный русский студент, который из-за отсутствия денег был вынужден бросить учебу в университете. Живет молодой человек в жалкой каморке. Сама обстановка этой маленькой клетушки, напоминающей скорее шкаф, чем комнату, может свести с ума. Раскольников два года кое-как перебивался дешевыми уроками и поддержкой матери, жившей в провинции. Но потом он «озлился», бросил учебу и закрылся в своей каморке. Главный герой произведения ощущает в себе сильный, ясный ум, способный к анализу и отточенный изучением юридических дисциплин. Безусловно, Раскольников обладает недюжинными способностями, особым складом ума и сильным характером.
Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:
Раскольников открывает закон, согласно которому тот, кто силен умом, крепок духом, властен над другими. Кто много посмеет, тот и прав. Законодателем становится тот, кто может посягнуть на большее. Он считает, что так было всегда и всегда так будем. По его мнению, достигнув власти и встав над этим «людским муравейником», можно осчастливит людей, которые, уверен Раскольников, не способны самостоятельно понять, в чем заключается их счастье.
Гуманизм Достоевского
Раскольников понимает противоречивость своей ужасной теории. Он, одинокий, озлобленный «теоретик» не может дойти до осознания того, что делать хорошее, выбирая для этого путь преступный, очень сложно, даже невозможно. Это подмечает и К. И. Тюнькин в своей статье «Бунт Родиона Раскольникова». Возникает вопрос – где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? И ничего другого не остается, как решать с точки зрения своего блага.
На каторге Раскольников все еще убежден в правоте своей бесчеловечной, антигуманной идеи, однако в его душе все больше и больше укрепляются новые чувства. Достоевский ясно показывает, что лишь любовь к людям и вера в них способны спасти человека и вообще все человечество. На протяжении всего романа Достоевский проповедует идею «возлюби ближнего, как самого себя».
Христианский гуманизм Ф. Достоевского
Философские науки
Похожие материалы
Целью данных размышлений является не простое исследование вопроса о христианском гуманизме и его проявлении в творчестве Фёдора Михайловича в ретроспективном взгляде, а скорее определение конкретных точек правильного понимания и адекватной передачи мысли самого писателя для обозначения сильных и слабых сторон различных позиций в современных спорах достоевистов.
Начнём с определения «гуманизма». Как известно, первоначально гуманистами именовались образованные люди эпохи Возрождения, объединённые интересом изучения древней латинской и греческой классики, а также уделявшие своё внимание наукам о человеке (гуманитарным наукам). Однако всеми последующими эпохами «гуманизм» был принят в значении «особого типа философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями»[11, с.567]. Другими словами, гуманизм это такая установка, которая определяет личность, её свободу, счастье, развитие и проч. как главные человеческие ценности.
Нужно отметить, что в современной достоевистике существует тенденция интерпретирования религиозного верования Ф. М. Достоевского и выделения гуманистических идей в его позиции. Одновременно с этой тенденцией вопрос о характере веры писателя является предметом жарких дискуссий исследователей его творчества. Сформулировать актуальный дискуссионный вопрос мы можем следующим образом: «Каков характер религиозных воззрений Достоевского, и каковы их основания?».
Противоположного мнения, согласно работе Пичугиной О. В., придерживается петербургский философ, историк, культуролог Исупов К. Г., усматривавший затруднение в исследовании проблематики творчества писателя во включении в неё «теологических контекстов» [10, С.147-148]. Если Дунаев сужает особенности творчества русского классика до религиозного аспекта, то Исупов сужает и сам религиозный аспект. По его мнению, у Достоевского «нет трансцендентного Бога», но есть Богочеловек Христос, который воспринимается им «в аспектах явления и чуда» и осознаётся как «жертвенный идеал, нравственная норма, обетование Преображения и Спасения» [10, с. 148]. Другими словами, данная позиция не просто разъединяет мировоззрение и творчество писателя с догматами православия, но и вовсе настаивает на том, что Достоевским и его героями признавался только Христос, а против трансцендентного Бога как такового устраивался бунт. Но какова адекватность такой оценки? Бесспорно, для Достоевского Христос был «мерой всех вещей» [9], но вопрос состоит в том, действительно ли у одного из самых ярких певцов Христа и его учения, коим являлся Достоевский, отсутствует интерес к тонкостям богословия? Это столь же неоднозначный вопрос, как и в целом, вопрос дискуссии. Но положительный ответ на него делает из Достоевского светского гуманиста, вдохновлённого историей Христа. Однако можем ли мы делать такие заключения?
В «Дневнике писателя» мы читаем: «Можно многое не сознавать, а лишь чувствовать. Можно очень много знать бессознательно… Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит его в своём сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о нём существует вполне» [7, c. 37-38]. Это говорит о том, что Достоевский действительно разделял истинную веру (ту, что «в сердце») и догматическую веру, требующую знания «правил», притом делал он это сознательно и применительно к «сердечному знанию Христа» русским народом. По мысли классика важна сама вера (та, что в сердце), поскольку она обнаруживается не только у грамотных верующих, но и у тех, кто не знаком с её догматической стороной. И в последнем случае, согласно Достоевскому, человек приобщается к образу и учению Христа через своё страдание. Но это, скажем так, практическая сторона вопроса. Христос, согласно догматам христианского вероучения, часть Святой Троицы, Бог-Сын. Потому, касаясь теоретической стороны вопроса, грамотному верующему невозможно обойти догматический образ Христа и, соответственно, трансцендентного Бога, Святую Троицу и Отчую Ипостась, которые, по мнению Исупова, писателя не интересовали. Мы не случайно выше сказали, что Достоевский разделял истинную и догматическую веру, но он никак не противопоставлял их друг другу. Однако некоторые исследователи придерживаются того мнения, согласно которому классик полностью отрицал внешнюю сторону христианства (обрядность и церковность), а также неверно понимал христологию. Таковыми являются А. Любомудров, В. Котельников, Д. Григорьев, И. Кириллова, Б. Тихомиров.
Мнение этих исследователей, согласно О. В. Пичугиной, представляет собой третью, нейтральную позицию в обозначенном нами дискуссионном вопросе. В данном контексте Достоевский представляется как бравый антисекуляризатор, чьё творчество и мировоззрение было приближено к «православной истине» [См.: 12] и тем самым противостояло себя новым веяниям второй половины 19 века (например, западничеству и атеизму). Данная позиция описывает не только положительное влияние творчества Достоевского на современный ему мир, но и предъявляет серьёзные обвинения его личному мировосприятию и пониманию христианства. Хочется отметить, что данными словами, я не стремлюсь сотворить себе кумира (Достоевский этого бы не одобрил), но хочу отметить только то, что мне кажется фактом упущения сущностной специфики и главного посыла творчества писателя.
Ведь положение дел, в котором исследуется не столько содержание мысли, сколько её форма, кажется весьма ограниченным. Несомненно, что для полного и целостного понимания взглядов писателя необходим анализ как того, так и другого аспекта его мысли. Однако критика взглядов Достоевского, его «неверного понимания» христологии, отрицания внешней стороны христианства и близость к тем или иным философским и религиозным направлениям, сведение особенностей его творчества только к религиозному аспекту, вероятно, и являются главными стимулами к современной тенденции вывода гуманистических идей из религиозной позиции Достоевского. Но не является ли это попыткой обойти важный вопрос понимания самого писателя и его творчества?
В «Преступлении и наказании» читатель ясно понимает, что там, где нет Бога, нет морали, всё становится дозволенным. Любой может возомнить себя Наполеоном, который «право имеет» уже и на то, чтобы поставить себя на место отрицаемого Бога. Гуманизм, соответствующий современным Достоевскому достижениям естественных и гуманитарных наук, писателем также не одобрялся. Более того, это является причиной отхода Достоевского от Белинского В. Г., который «учение Христово…должен был разрушать, называть его ложным и невежественным человеколюбием, осужденным современною наукой и экономическими началами» [6, С. 10].
Разъединение общечеловеческого с божественным, веры с гуманистическими ценностями способно породить два чувства: «безмерную гордость» и «безмерное самопрезиранье» [2, с. 314]. И лишь в единстве с высшей сферой «общечеловеческое» преодолевает опасность своеволия и становится областью долженствования, поскольку над «общечеловеческим» встаёт божественное, которое задаёт ориентир. Именно поэтому «отсутствие бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?» [3, с.612].
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что все три позиции, выделенные О. В. Пичугиной по актуальному дискуссионному вопросу, рассмотренного нами, являются крайними, несмотря на «нейтральный» статус последней. Каждая позиция требует более серьёзной разработки, аргументации и критики, поскольку мировоззрение и творчество Достоевского целостны. Да, размышления и утверждения писателя во многом противоречивы, но они затрагивают антиномичные вопросы экзистенции, которых не подчинить системности и не зафиксировать в статичности. Но от их разрешения зависит ответ на самый важный для человека вопрос о смысле его жизни и ценности жизни как таковой.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
- вкус каннам что такое
- номера в ялте недорого посуточно