в чем заключается грех блуда
В чем заключается грех блуда
Блуд – 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие. Является второй из восьми главных страстей. Грех супружеской измены называется прелюбодеянием.
Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие (целибат). Блуд как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд посягает на чистоту и целомудрие человека. K блуду причисляются также проституция, гомосексуальные отношения, кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия).
Что такое духовный блуд?
Тема «духовного» блуда человечества является одной из главных в Ветхом Завете. Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср. Лк.15:11-32 ). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии. Блудить означает также впасть в раскол или ересь.
Физический и духовный блуд тесно связаны между собой. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в разделе, посвященном нравственности, состояние современного общества характеризуется как духовный кризис, к проявлениям которого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности блуда…
Что стимулирует блудную страсть?
От пяти причин усиливается блудная брань:
Желающий устранить от себя брань блуда да хранится от упомянутых поводов к ней: празднословие да заменит молитвословием, тщеславие смирением Христовым, многий сон бдением, красивые одежды рубищем, объедение воздержанием от излишества в пище. Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.
Мысленный блуд
О блуде в Священном Писании
В Ветхом Завете 7‑я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх.20:14 ; Втор.5:18 ) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали.
В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека – единению с Богом: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1Кор.6:19 ) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1Кор.6:15-17 ).
Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф.15:19 ; Мк.7:21 ), целомудрие же апостол Павел называет Божиим освящением христиан (см. 1Сол.4:3-5 ). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым ( Еф.5:3 ). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9-10 ; ср.: Откр.22:15 ), ибо блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом.
Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию ( Мф.9:13 ), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: Иди и впредь не греши ( Ин.8:3-11 ). Раскаявшиеся блудницы, которым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (см. Мф.21:31 ), стали верными Его ученицами.
Борьба с блудом в аскетической практике Церкви
Блуд предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием блуд относится к плотским страстям, т.е. страстям, связанным с потребностями тела. Апостол Павел и святые отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем.
Аскетика тесно связывает блуд с похотью. Под похотью понимается не половое желание как таковое, ибо оно дано человеку в браке как сила притяжения соединяющихся, а искажение отношений полов в результате грехопадения, связанное с эгоизмом, жаждой власти: видение в другом человеке лишь объекта для удовлетворения.
Блуд, как и любая другая страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через Таинства Церкви. Душевно-телесная природа блуда предполагает особые средства практической борьбы с ним. Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, безмолвие. Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика соединила ветхозаветную нетерпимость к блуду с пастырской любовной заботой о грешнике. Kаноническое право отличает блуд от прелюбодеяния, наказания за которое вдвое строже, чем за блуд.
Церковные каноны о блудном грехе
Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам Василия Великого или Григория Нисского, но срок епитимии может быть сокращен. Kлирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку.
Является ли блудом брак без венчания?
Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством государства, не считая его блудом, но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным.
О борьбе с блудной страстью.
Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святые Отцы говорят: «Целомудрие – совокупность всех добродетелей».
Как исповедовать блудные грехи?
Преподобный Макарий Оптинский давал такую рекомендацию: «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего».
«Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если же согласие с помыслом выразилось уже в каком-либо действии, то опять же стыд не должен стать препятствием к исповеди, напротив, переживание этого стыда можно назвать началом врачевания. Есть высказывание, что « блудные грехи стыдом сгорают ».
Блудные грехи исповедуют без подробностей, только называя их. Например: согрешил(а) блудом (прелюбодеянием, половыми извращениями, онанизмом, блудными помыслами…).
Почему интимные отношения вне брака – грех, а в браке благословенны?
иеромонах Макарий (Маркиш):
Половая близость ничем не греховна, когда мужчина и женщина находятся в определенном состоянии – в браке. Когда же половая близость становится надругательством над браком, нынешним или будущим, разрушением и гибелью брака и личности, – тогда она, разумеется, греховна.
Брак, созданный и благословенный Господом, служит для взращивания и умножения любви между людьми. Но люди, к сожалению, злоупотребляют полученными дарами – и от этого неисчислимые скорби. Возьмите пример: пусть у вас есть автомобиль. Если он ваш – прекрасно, он принесет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точности такой же автомобиль, только не ваш, а краденый – от него одно зло, вы понесете наказание по заслугам. Половая близость без брака – краденая.
игумен Петр Мещеринов:
Чем страшен блуд, можно ответить только с религиозной точки зрения; со всех остальных позиций всегда будет возможность контраргументов.
С религиозной же т.зр. ответ таков: блуд изгоняет из сердца человека Святого Духа. Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет (собственно, ад – и есть существование без Бога). Христос обратил на это особое внимание, сказав, что кто только лишь воззрит на женщину с вожделением…, и т.д.
Тут же возникают два следственных вопроса:
Потому что так устроен духовный мир. Бог так устроил, нравится нам это, или нет. Это всё равно, что если человек выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разобьётся – таковы законы мира, в котором мы живём; и с ними неразумно не считаться.
2) А как же брак? ведь те же самые плотские отношения, которые вне брака считаются столь большим грехом, в браке законны и не греховны?
В браке плотские отношения являются всего лишь завершением уже имеющихся духовных и душевных связей (а у христиан ещё и Таинства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встроены в творение, которое «хорошо весьма»; вне брака они попирают Божий замысл о мире и человеке.
«Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст.
«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу женщину.
– Что съестное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: женщину или хлеба?
– Хлебушка, отче.
– Возьми и научись сам смирять свою плоть и не захочешь блуда».
Из книги «Боголюбцы: рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах».
Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница
Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.
Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие
Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.
Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.
Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.
На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.
Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.
О семье в православии:
Наказание за прелюбодеяние
Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.
Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.
Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.
Значение заповеди «не прелюбодействуй»
Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.
Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии
Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.
Как искупить блудливый грех
Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.
Дополнительные советы по истреблению плотской страсти
Дело каждого христианина — истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.
Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.
Чем страшен блудный грех
В наши дни многие не хотят задумываться о сути происходящего в их жизни. Греховные и порочные явления называют новым словом, смягчая их отвратительность, а то вообще придавая их проявлению некий окрас человеческой естественности. Ведь Бог нас такими сотворил. Но разве от этого грех перестает быть грехом?
Современное общество погрязло в грехах. Посмотрите, какими только средствами не пропагандируют блуд! В литературе, в кино, в театре, в текстах и видеосюжетах СМИ постоянно встречаются упоминания о добрачных отношениях мужчины и женщины. Человека стараются убедить в том, что это норма жизни. К сожалению, сегодня многие свыклись с такой «нелегальной» формой брака, но блуд является тяжким смертным грехом. Как упоминается в свидетельстве блаженной Феодоры о загробной жизни, бесы блудных мытарств хвалятся, что доставляют в ад больше всего людей.
Может, стало бы понятнее, где добро, а где зло, если бы человек называл явления так, как они этого заслуживают? Многие ли скажут о себе: «Живу в блудном сожительстве»? Нет, говорят: «Это гражданский брак!» Красивые слова, за которыми прячут непристойные явления, называются эвфемизмами. Как написано в одной из научных публикаций Ларисы Горшковой, доцента кафедры теории и истории журналистики Самарского университета, эвфемизмы нередко используются с целью введения «общественности в заблуждение и фальсификации действительности». В последние десятилетия таких завуалированных наименований греха стало слишком много. Пример с широким распространением «гражданских браков» — один из самых ярких.
В результате подмены понятий, одобрения греха вместо порицания, многие люди не могут создать полноценную семью. Что еще важнее, прегрешение влияет на вечную участь человека.
Отношение к этому явлению настолько трансформировалось, что, если раньше о добрачных отношениях было стыдно говорить, то теперь открыто заявляют: «Поживем вместе, попробуем. Проверим свои чувства».
Согласитесь, проверка чувств — очень странная причина для сожительства. Если люди сомневаются друг в друге, зачем им устанавливать близкий контакт? Присматриваться к избраннику или избраннице до свадьбы необходимо. Стоит наблюдать, как он общается с матерью, она относится к отцу, но жить полноценной семейной жизнью до свадьбы — это значит, разрушать свое счастье.
Блуд оскверняет человека. Он отдаляет его от Бога, а без помощи Господа разве возможно обрести счастье в семейной жизни? Нет, невозможно. «Где блуд, там обитает диавол», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Вместо того чтобы начинать совместную семейную жизнь с благословения Божия, венчанного брака, люди полагают в основании совместной жизни грех, который есть начало разложения. К каким результатам это может привести?
«Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется», — отмечал блаженный Диадох. Брак, оскверненный блудным сожительством, очень ненадежен.
Приведу печальный пример. Юноша и девушка стали испытывать друг к другу страстное влечение и решили жить вместе. Вскоре выяснилось, что по духу, интересам, складу характера они совершенно чужие люди. Это легко проявилось бы в процессе обычного общения, необязательно для этого было совершать грех блуда. «Проба чувств» завершилась полным крахом: теперь искать бы настоящих спутников жизни, но возникло одно «непредвиденное обстоятельство». Оказалось, что у молодой женщины будет ребенок.
Благо, и мужчина, и женщина отнеслись к этому ответственно. Похожие ситуации нередко заканчиваются еще более тяжким грехом — абортом (убийством младенца). Пара спешно расписалась, но буквально через полгода после рождения ребенка стало ясно: совместная жизнь «супругов поневоле», причиной которой был блуд, стала невыносимой. О понимании и любви речь вообще не шла. Муж и жена раздражали друг друга настолько, что их совместная жизнь рухнула. В итоге младенец, только начав жить, стал жертвой «проб» любви отца и матери.
Приводят ли к крепости семьи испытания чувств добрачной связью? Нет. Статистика разводов — грустное свидетельство этого. По данным Росстата, в России в 2019 году на 950 167 зарегистрированных браков было 620 730 разводов, т. е. 63 процента. Это печальная картина. Можно привести тысячи примеров, когда люди и пробовали жить вместе и испытывали друг друга годами, но семья распадалась. Эти примеры опровергают практическую пользу блудного сожительства. Не бывает от заведомо греховных решений блага.
Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если в семью внесена несправедливость, то вместе с ней войдет туда же и разлад, за ним — действия богопротивные». Прегрешение вызывает в человеке скрытность и подозрительность, а если в семье водворилась неискренность, то союз между людьми становится формальным. Как подчеркивал преподобный Паисий, такой брак напоминает постройку, воздвигнутую на песке.
Напротив, целомудрие, сохраняемое до брака, служит основанием к взаимному доверию. Если союз супругов скреплен духовно, то мужу и жене легче устоять против искушений, преодолеть раздоры, сохранить взаимную любовь.
В словах: «Поживем вместе, потому что создание семьи — это серьезный шаг» заключено лукавство. В сожительстве, похожем по форме на брак, нет важной составляющей — готовности взять ответственность за другого человека.
Горько встречать людей-инвалидов добрачных отношений: мужчин, не готовых взять ответственность за семью; женщин, которые верят, что живут в браке, а однажды, это может случиться и через десятки лет, остаются одинокими. Больнее всего детям, которые видят пример родителей и постепенно начинают воспринимать грех блуда как норму жизни.
Неслучайно говорят: «Не старайтесь воспитывать детей: все равно они будут похожи на вас». Родители могут говорить ребенку о высоких истинах, но если для отца и матери блуд, называемый «гражданским браком», естественен, эти взгляды повлияют и на детей. Что ждет общество, в котором люди поколение за поколением живут в смертном грехе? Ответ очевиден: это общество разлагается и само себя разрушает.
Православная Жизнь
Можно ли совладать с блудной страстью? Почему святые отцы считают, что блуд страшнее убийства? Аскеза — это только для святых? Протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки, размышляя о природе блуда, ответил на эти вопросы.
У слов «блуд» и «заблудиться» один корень. Заблудиться может тот, кто потерял дорогу, какие-то ориентиры и не знает, куда идти. Когда мы употребляем это слово как название греха против седьмой заповеди, то оно указывает и на духовное состояние человека.
В чём вообще проблема?
От всех остальных грехов блуд отличается тяжестью духовного состояния и последствий. По словам святителя Иоанна Златоуста, блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех людей, — делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли. Нередко он приравнивается к убийству. В отличие от собственно убийства, блуд уничтожает не только тело, но и душу человека, причём его губительное действие начинается именно с разложения сознания и души. «Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого», — утверждает преподобный Симеон Новый Богослов.
Святитель Григорий Нисский, сравнивая грех блуда с убийством, говорит о том, что от убийства страдает только одна сторона — жертва, при этом человек погибает физически, а его душа остается живой. Вина ложится на плечи преступника, совершившего убийство. В случае же нарушения седьмой заповеди ситуация с духовной точки зрения образует ещё более страшную картину. Во-первых, ответственность за совершение такого греха распространяется как на его инициатора, так и на того, кто поддался соблазну. Во-вторых, вред наносится не только телу человека, но и его бессмертной душе.
«Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же тело и сам сопричастен осквернению» (свт. Григорий Нисский).
Этой проблеме святые отцы в своих проповедях уделили большое внимание. Вот лишь некоторые примеры. В ветхозаветные времена совершивших такой грех всенародно предавали смертной казни: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; …обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 22:22-24). Двадцатая глава книги Левит полностью посвящена этой теме: «Да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:11). Даже с убийцами в некоторых случаях поступали снисходительнее.
Святые отцы о блуде:
Блуд — не брак, и даже не начало брака. Посему если возможно, чтоб вступившие в связь блудно, разлучались, то это всего лучше; если же они всемерно желают жить вместе, то пусть понесут наказание, но и получат дозволение, чтоб не было чего худшего (свт. Василий Великий).
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (свт. Василий Великий).
Прелюбодейство… нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь (прп. Исидор Пелусиот).
Дух блуда не ограничивается тем, чтобы подвергнуть безчестию одного, к нему тотчас присоединяются товарищи; пиры, пьянство, постыдные рассказы и непотребная женщина, которая вместе пьет, одному улыбается, другого соблазняет и всех распаляет к тому же греху (свт. Григорий Нисский).
Блудник вредит сам себе, сам себя пронзает стрелой безчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ограблении собственной плоти (свт. Григорий Нисский).
Неслучайно нравственность, супружеская верность, целомудрие считались залогом внутреннего благосостояния государства и здоровья нации. Нравственная распущенность ставила под угрозу существование целых народов, государств и империй. История полна такими примерами. Нельзя не упомянуть и об искалеченных судьбах, разбитых семьях, нежеланных детях, которых, если сразу не бросили, всю жизнь ненавидят. Всё это венчается горем и слезами.
Как становятся распутниками?
Нужно заметить, что ни один из грехов так легко не воспринимается человеком и в то же время не обрушивает на него такую лавину вреда, как блуд. Чтобы понять, с чем это связано, нужно проследить цепочку возникновения в человеке этого греха. На фоне общего падения нравственности сделать это с помощью частных примеров будет очень сложно, поэтому целесообразнее воспользоваться примером классическим. Для этого придётся снова обратиться к святоотеческому наследию.
Как и другие грехи, блуд просто так, сам по себе не возникает. Но, в отличие от всех остальных, его нельзя рассматривать как отдельную единицу или поступок — это духовное состояние, которое можно сравнить с тяжелой хронической болезнью. К сожалению, реалии современного мира заставляют человека с раннего возраста считать такое состояние нормальным. Если по отношению к неправде, воровству и убийству вырабатывается какой-то иммунитет, то здесь, наоборот, происходит привыкание.
Раньше старшие люди обращали внимание на поведение молодежи. Тех, кто вёл себя недолжным образом, называли распутными, распущенными. К таким людям относились с недоверием везде, сомневаясь в их честности и порядочности. Проблема современного общества состоит в том, что культура касается только слов и действий, а внутреннее наполнение души никого не волнует, а ведь именно там распущенность и кроется. Логика здесь простая: мыслей и желаний никто не видит и не слышит, а значит, можно думать о чём угодно и хотеть чего угодно. Но Тот, во Имя Кого мы крещены, не согласен с такой логикой: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28). Ему вторит святитель Иоанн Златоуст: «Не думай, что ты чист от греха, когда не совокупился с блудницею; ты пожеланием все уже сделал».
Огромную роль здесь играет умение человека держать свои чувства и желания в узде. Как же тогда быть со свободной волей? Это разве не дар Божий? Любым даром нужно уметь распоряжаться, иначе мы его утратим. Свободная воля для того и дана нам, чтобы свободно выбирать то, что полезно. В противном случае мы будем использовать её себе во зло. Очень интересно об этом рассуждает Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» — глава «Легенда о великом инквизиторе».
Очень часто мы не обращаем внимания на возникающие у нас мысли и желания. В то же время человеку свойственно стремление идею воплощать в реальность. Чем больше мы соприкасаемся с одним и тем же желанием, тем больше хочется его исполнить. Появляется своего рода мечта.
Когда хотим есть, то мысли только о еде, но едим мы когда положено. Кто-нибудь назовет нормальным обед в три часа ночи? Своё тело мы пытаемся приучить к дисциплине. Мало того, появление некоторых мыслей у нас считается признаком психического расстройства. Мысли о суициде, о поджоге собственного дома просто так, ради интереса, и прочий вздор мы даже не пускаем на порог своего сознания. Почему же тогда в этот разряд никто не ставит похотливые мысли и желания? — потому, что так легче и приятнее. Сейчас это не модно. «Что естественно, то не безобразно». А если будет модно без головы ходить, мы тоже будем подражать такой моде? Расслабиться и катиться с горки вниз всегда легче — но что там, внизу? Болото? Для того нам и даны зрение и ум, чтобы видеть, куда нас приведёт дорога, по которой идём. Против течения плыть всегда тяжелее, но только такой вариант — единственно верный.
Куда приводят мечты?
Бернардино Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя
Вседозволенность — это скорее о людях большого достатка, а вот потакать своим желаниям без разбора может начать каждый. Всё начинается с самого безобидного, но если в нужный момент не научиться говорить себе «нет», то чувства и желания делают сознание своим рабом. В эти дни мы вспоминаем один из таких печальных примеров — усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангелия от Матфея (14:1-13) и от Марка (6:14-30) дают нам описание этого события. Царь Ирод, имея такую возможность, не отказывал себе ни в чём: ни в еде, ни в вине, ни в развлечениях. Совсем не научившись воздерживаться, он сделался рабом своих страстей. Затем он отобрал у своего брата Филиппа жену Иродиаду, жил с ней, утопая в роскоши, а вельможи называли это нормальным и во всём ему потакали. Только Иоанн Креститель не страшился и несколько раз приходил к нему во дворец, чтобы обличить его.
Ирод, хотя и боялся Иоанна как пророка и во многом слушал его, всё же заключил его в темницу — правда глаза колет. Более всех ненавидела и желала его смерти Иродиада. Наконец, выдался удобный для этого момент. Во время пира опьяневший Ирод даёт безумную клятву: подарить дочери Иродиады всё, чего та ни пожелает. Мать, пользуясь ситуацией, заставляет дочь просить в качестве подарка голову Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и бывших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Никогда ни в чём не отказывавший ни себе, ни Иродиаде, Ирод совершает казнь ни в чём не повинного человека. Если бы его ум не был помрачён развратом, разве он совершил бы такое преступление?
Как бороться?
Мы уже говорили о том, что практически каждый человек в той или иной мере может быть подвержен пагубному влиянию этой греховной страсти, поэтому борьба с ней будет равна борьбе с самим собой. Святые отцы делятся с нами таким опытом: «Матерь блуда есть объедение» (прп. Иоанн Лествичник), «откармливающий же тело без воздержания в ястии и питии измучен будет духом блуда» (свт. Феодор Едесский), «столп опирается на свое основаниё — и страсть блудная покоится на пресыщении (прп. Нил Синайский).
Святые о том, как бороться с этой страстью:
Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах (прп. авва Исаия).
Если… ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждою, смиряясь пред всеми (прп. авва Исаия).
Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них (прп. Ефрем Сирин).
Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (прп. Ефрем Сирин).
В твоей власти или накормить [демона блуда] непотребными делами, или с гневом обратить его в бегство молитвами, псалмопением, постом, бдением (прп. Нил Синайский).
У прп. Иоанна Кассиана Римлянина читаем следующее: «Исправление этого порока главным образом зависит от усовершения сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помышления злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства (Мф. 15:19). Следовательно, сначала надобно очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: всяким хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Прит. 4:23). Ибо плоть подчиняется его произволению и власти, и потому с особенным усердием надобно соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, безчинствуя, не извергла своего правителя — духа. Впрочем, если мы всю важность будем поставлять только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не возможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то, что в нас есть главное, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит прежде очищать внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность (Мф. 23:26)».
Никакого более верного пути здесь не придумать. Да, это прямой аскетизм. Можно, конечно, возразить, что это было актуально когда-то давно и для других, но разве те, кого мы сейчас называем святыми и кому молимся, не были обыкновенными людьми? Не подвергались влиянию страстей? Они смогли одержать над ними победу и делятся с нами проверенными рецептами. У нас есть все основания прикоснуться хотя бы к крупинке этого наследия.
Качество, противоположное греховной похоти — целомудрие. Это не просто содержание своих мыслей, чувств и тела в духовной чистоте, но состояние, когда они находятся в гармонии, работают согласно, как единое целое. Таким первоначально и был сотворён человек.