в чем заключается грех блуда

В чем заключается грех блуда

Блуд – 1) физи­че­ская бли­зость лиц, не состо­я­щих в закон­ном браке; 2) всякое укло­не­ние чело­века от Божьего про­мысла о нем; идо­ло­по­клон­ство, неве­рие. Явля­ется второй из восьми глав­ных стра­стей. Грех супру­же­ской измены назы­ва­ется пре­лю­бо­де­я­нием.

Хри­сти­ан­ство при­знает две формы устро­е­ния жизни чело­века в сфере пола: брак и без­бра­чие (цели­бат). Блуд как иска­же­ние отно­ше­ний между полами и зало­жен­ной в них Боже­ствен­ной цели есть грех, ибо он пред­по­ла­гает лишь дости­же­ние чув­ствен­ного само- или вза­и­мо­на­сла­жде­ния. Про­яв­ля­ясь в виде помысла, стра­сти, раз­вра­ща­ю­щих слов и т.п., блуд пося­гает на чистоту и цело­муд­рие чело­века. K блуду при­чис­ля­ются также про­сти­ту­ция, гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния, кро­во­сме­ше­ние, руко­блу­дие (мастур­ба­ция, мала­кия).

Что такое духов­ный блуд?

Тема «духов­ного» блуда чело­ве­че­ства явля­ется одной из глав­ных в Ветхом Завете. Чело­век, отпав­ший в раю от Бога, поте­ряв­ший Его в исто­рии, утра­тил истин­ный смысл жизни, «заблу­дился». Отпав­шего от Бога чело­века цер­ков­ное пре­да­ние назы­вает блуд­ным сыном (ср. Лк.15:11-32 ). Блуд­ными явля­ются деяния людей, сви­де­тель­ству­ю­щие об их без­бо­жии. Блу­дить озна­чает также впасть в раскол или ересь.

Физи­че­ский и духов­ный блуд тесно свя­заны между собой. В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», в раз­деле, посвя­щен­ном нрав­ствен­но­сти, состо­я­ние совре­мен­ного обще­ства харак­те­ри­зу­ется как духов­ный кризис, к про­яв­ле­ниям кото­рого сле­дует отне­сти: мас­со­вое бого­от­вер­же­ние, про­па­ганду идеи «сек­су­аль­ной рево­лю­ции», при­вед­шей к потере смысла брака и ощу­ще­ния гре­хов­но­сти блуда…

Что сти­му­ли­рует блуд­ную страсть?

От пяти причин уси­ли­ва­ется блуд­ная брань:

Жела­ю­щий устра­нить от себя брань блуда да хра­нится от упо­мя­ну­тых пово­дов к ней: празд­но­сло­вие да заме­нит молит­во­сло­вием, тще­сла­вие сми­ре­нием Хри­сто­вым, многий сон бде­нием, кра­си­вые одежды руби­щем, объ­еде­ние воз­дер­жа­нием от изли­ше­ства в пище. Стра­сти дер­жатся одна за другую, как звенья в цепи.

Мыс­лен­ный блуд

О блуде в Свя­щен­ном Писа­нии

В Ветхом Завете 7‑я запо­ведь Мои­се­ева дека­лога – «не пре­лю­бо­дей­ствуй» (см. Исх.20:14 ; Втор.5:18 ) – не про­во­дит четкой гра­ницы между поня­ти­ями пре­лю­бо­де­я­ния и блуда, поэтому эта запо­ведь отно­сится ко всем слу­чаям нару­ше­ния поло­вой морали.

В Новом Завете при­сут­ствуют гораздо более стро­гие поня­тия о цело­муд­рии, об отно­ше­нии к телу, соот­вет­ству­ю­щие открыв­ше­муся высо­чай­шему пред­на­зна­че­нию чело­века – еди­не­нию с Богом: тело же не для блуда, но для Гос­пода, и Гос­подь для тела ( 1Кор.6:13 ). Апо­стол Павел назы­вает тело храмом живу­щего в хри­сти­а­нах Свя­того Духа (см. 1Кор.6:19 ) и про­ти­во­по­став­ляет образ жизни греш­ника, ста­но­вя­ще­гося одним телом с блуд­ни­цей, соеди­не­нию веру­ю­щего с Телом Христа – Его Цер­ко­вью (см. 1Кор.6:15-17 ).

Хри­стос обра­щает вни­ма­ние на то, что пре­лю­бо­де­я­ние (как и блуд) совер­ша­ется прежде всего в сердце чело­века, т.е. в мысли и чув­стве: Kто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Любо­де­я­ние ука­зы­ва­ется Хри­стом в числе злых помыс­лов, исхо­дя­щих из сердца и осквер­ня­ю­щих чело­века (см. Мф.15:19 ; Мк.7:21 ), цело­муд­рие же апо­стол Павел назы­вает Божиим освя­ще­нием хри­стиан (см. 1Сол.4:3-5 ). Поэтому блуд и всякая нечи­стота не должны даже име­но­ваться у хри­стиан, как при­лично святым ( Еф.5:3 ). В связи с этим опре­де­ля­ется участь блуд­ни­ков и пре­лю­бо­деев, кото­рые Цар­ства Божия не насле­дуют ( 1Кор.6:9-10 ; ср.: Откр.22:15 ), ибо блуд рас­тле­вает душу и тело, охла­ждает чело­века в его стрем­ле­нии к Богу, раз­лу­чает с Богом.

Вместе с тем при­шед­ший при­звать греш­ни­ков к пока­я­нию ( Мф.9:13 ), давший каж­дому чело­веку воз­мож­ность очи­ститься от грехов, Гос­подь пока­зы­вает пример милу­ю­щего отно­ше­ния к пад­шему чело­веку. Обли­чая гор­дыню и лице­ме­рие обви­ни­те­лей, Хри­стос гово­рит при­ве­ден­ной к Нему блуд­нице: Иди и впредь не греши ( Ин.8:3-11 ). Рас­ка­яв­ши­еся блуд­ницы, кото­рым Гос­подь обе­щает лучшую участь, нежели пер­во­свя­щен­ни­кам (см. Мф.21:31 ), стали вер­ными Его уче­ни­цами.

Борьба с блудом в аске­ти­че­ской прак­тике Церкви

Блуд пред­стает как одна из основ­ных стра­стей в аске­ти­че­ском учении Церкви. Наряду с чре­во­уго­дием блуд отно­сится к плот­ским стра­стям, т.е. стра­стям, свя­зан­ным с потреб­но­стями тела. Апо­стол Павел и святые отцы особо под­чер­ки­вают, что всякий грех совер­ша­ется вне тела, а блуд­ник грешит против соб­ствен­ного тела ( 1Кор.6:18 ). Блуд­ная страсть есть резуль­тат посто­ян­ного согла­ше­ния с блуд­ными помыс­лами и раз­ви­тие навыка к блу­до­де­я­нию, пси­хо­фи­зи­че­ская потреб­ность в нем.

Аске­тика тесно свя­зы­вает блуд с похо­тью. Под похо­тью пони­ма­ется не поло­вое жела­ние как тако­вое, ибо оно дано чело­веку в браке как сила при­тя­же­ния соеди­ня­ю­щихся, а иска­же­ние отно­ше­ний полов в резуль­тате гре­хо­па­де­ния, свя­зан­ное с эго­из­мом, жаждой власти: виде­ние в другом чело­веке лишь объ­екта для удо­вле­тво­ре­ния.

Блуд, как и любая другая страсть, побеж­да­ется сми­ре­нием, доб­ро­де­тель­ной жизнью по Божиим запо­ве­дям, рас­кры­тием себя для дей­ствия Божией бла­го­дати через Таин­ства Церкви. Душевно-телес­ная при­рода блуда пред­по­ла­гает особые сред­ства прак­ти­че­ской борьбы с ним. Для победы над блуд­ной стра­стью полезны воз­дер­жа­ние, уеди­не­ние, без­мол­вие. Согре­шив­шему чело­веку Гос­подь дает время на пока­я­ние. Цер­ков­ная дис­ци­пли­нар­ная прак­тика соеди­нила вет­хо­за­вет­ную нетер­пи­мость к блуду с пас­тыр­ской любов­ной забо­той о греш­нике. Kано­ни­че­ское право отли­чает блуд от пре­лю­бо­де­я­ния, нака­за­ния за кото­рое вдвое строже, чем за блуд.

Цер­ков­ные каноны о блуд­ном грехе

Миря­нин за блуд отлу­ча­ется от при­ча­ще­ния на 7 или на 9 лет по пра­ви­лам Васи­лия Вели­кого или Гри­го­рия Нис­ского, но срок епи­ти­мии может быть сокра­щен. Kли­рики, впав­шие в блуд, извер­га­ются из сана, но не лиша­ются при­ча­стия, т.к. за одно пре­ступ­ле­ние не воз­ла­га­ется двой­ное нака­за­ние. На прак­тике при при­ме­не­нии кано­нов Цер­ковь учи­ты­вает кон­крет­ную духовно-исто­ри­че­скую обста­новку.

Явля­ется ли блудом брак без вен­ча­ния?

Цер­ковь отно­сится с ува­же­нием к браку, заклю­чен­ному в соот­вет­ствии с дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством госу­дар­ства, не считая его блудом, но в отсут­ствие цер­ков­ного вен­ча­ния при­знает его духовно несо­вер­шен­ным.

О борьбе с блуд­ной стра­стью.

Борьба с блуд­ной стра­стью – это, прежде всего, трез­ве­ние ума и сердца, то есть свое­вре­мен­ное обна­ру­же­ние и немед­лен­ное отсе­че­ние нечи­стого помысла (образа), что воз­можно лишь в свете посто­ян­ной молитвы; обра­ще­ние гнева против нечи­стых помыс­лов (обра­зов); посто­ян­ный труд, испо­ведь и откры­тие помыс­лов своему духов­ному отцу, настав­нику; борьба с чре­во­уго­дием, скром­ность в одежде и пове­де­нии, неосуж­де­ние, мол­ча­ние и разум­ное уеди­не­ние во время осо­бенно силь­ных напа­де­ний блуд­ного духа и, глав­ное, нели­це­мер­ное, глу­бо­кое сми­ре­ние. Святые Отцы гово­рят: «Цело­муд­рие – сово­куп­ность всех доб­ро­де­те­лей».

Как испо­ве­до­вать блуд­ные грехи?

Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский давал такую реко­мен­да­цию: «Каса­тельно же того, что вы затруд­ня­е­тесь ска­зать духов­нику о неко­то­рых пред­ме­тах, скажу вам: мыс­лен­ные при­ра­же­ния страст­ных плот­ских помыс­лов не изъ­яс­няйте подробно, а просто гово­рите: «побеж­да­юсь плот­скими помыс­лами»; довольно и сего».

«Телес­ное вожде­ле­ние увя­дает от испо­веди более, чем от поста и бдения», — писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Если же согла­сие с помыс­лом выра­зи­лось уже в каком-либо дей­ствии, то опять же стыд не должен стать пре­пят­ствием к испо­веди, напро­тив, пере­жи­ва­ние этого стыда можно назвать нача­лом вра­че­ва­ния. Есть выска­зы­ва­ние, что « блуд­ные грехи стыдом сго­рают ».

Блуд­ные грехи испо­ве­дуют без подроб­но­стей, только назы­вая их. Напри­мер: согрешил(а) блудом (пре­лю­бо­де­я­нием, поло­выми извра­ще­ни­ями, она­низ­мом, блуд­ными помыс­лами…).

Почему интим­ные отно­ше­ния вне брака – грех, а в браке бла­го­сло­венны?

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Поло­вая бли­зость ничем не гре­ховна, когда муж­чина и жен­щина нахо­дятся в опре­де­лен­ном состо­я­нии – в браке. Когда же поло­вая бли­зость ста­но­вится над­ру­га­тель­ством над браком, нынеш­ним или буду­щим, раз­ру­ше­нием и гибе­лью брака и лич­но­сти, – тогда она, разу­ме­ется, гре­ховна.

Брак, создан­ный и бла­го­сло­вен­ный Гос­по­дом, служит для взра­щи­ва­ния и умно­же­ния любви между людьми. Но люди, к сожа­ле­нию, зло­упо­треб­ляют полу­чен­ными дарами – и от этого неис­чис­ли­мые скорби. Возь­мите пример: пусть у вас есть авто­мо­биль. Если он ваш – пре­красно, он при­не­сет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точ­но­сти такой же авто­мо­биль, только не ваш, а кра­де­ный – от него одно зло, вы поне­сете нака­за­ние по заслу­гам. Поло­вая бли­зость без брака – кра­де­ная.

игумен Петр Меще­ри­нов:

Чем стра­шен блуд, можно отве­тить только с рели­ги­оз­ной точки зрения; со всех осталь­ных пози­ций всегда будет воз­мож­ность контр­ар­гу­мен­тов.

С рели­ги­оз­ной же т.зр. ответ таков: блуд изго­няет из сердца чело­века Свя­того Духа. Блуд­ная нечи­стота и Дух Святой сосу­ще­ство­вать не могут: или одно, или другое. А ничего более страш­ного для чело­века, чем остаться вне Бога, нет (соб­ственно, ад – и есть суще­ство­ва­ние без Бога). Хри­стос обра­тил на это особое вни­ма­ние, сказав, что кто только лишь воз­зрит на жен­щину с вожде­ле­нием…, и т.д.

Тут же воз­ни­кают два след­ствен­ных вопроса:

Потому что так устроен духов­ный мир. Бог так устроил, нра­вится нам это, или нет. Это всё равно, что если чело­век выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разо­бьётся – таковы законы мира, в кото­ром мы живём; и с ними нера­зумно не счи­таться.

2) А как же брак? ведь те же самые плот­ские отно­ше­ния, кото­рые вне брака счи­та­ются столь боль­шим грехом, в браке законны и не гре­ховны?

В браке плот­ские отно­ше­ния явля­ются всего лишь завер­ше­нием уже име­ю­щихся духов­ных и душев­ных связей (а у хри­стиан ещё и Таин­ства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встро­ены в тво­ре­ние, кото­рое «хорошо весьма»; вне брака они попи­рают Божий замысл о мире и чело­веке.

«Блуд – не под­го­товка к браку, а состо­я­ние, ему про­ти­во­по­лож­ное», – опре­де­лил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу жен­щину.
– Что съест­ное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: жен­щину или хлеба?
– Хле­бушка, отче.
– Возьми и научись сам сми­рять свою плоть и не захо­чешь блуда».
Из книги «Бого­любцы: рас­сказы о подвиж­ни­ках бла­го­че­стия совре­мен­ной Греции, мона­хах и миря­нах».

Источник

Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница

Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.

Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие

Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.

Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.

Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.

На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.

Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.

О семье в православии:

Наказание за прелюбодеяние

Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.

Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.

Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.

Значение заповеди «не прелюбодействуй»

Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.

Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии

Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.

Как искупить блудливый грех

Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.

Дополнительные советы по истреблению плотской страсти

Дело каждого христианина — истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.

Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.

Источник

Чем страшен блудный грех

в чем заключается грех блуда. Смотреть фото в чем заключается грех блуда. Смотреть картинку в чем заключается грех блуда. Картинка про в чем заключается грех блуда. Фото в чем заключается грех блуда

В наши дни многие не хотят задумываться о сути происходящего в их жизни. Греховные и порочные явления называют новым словом, смягчая их отвратительность, а то вообще придавая их проявлению некий окрас человеческой естественности. Ведь Бог нас такими сотворил. Но разве от этого грех перестает быть грехом?

Современное общество погрязло в грехах. Посмотрите, какими только средствами не пропагандируют блуд! В литературе, в кино, в театре, в текстах и видеосюжетах СМИ постоянно встречаются упоминания о добрачных отношениях мужчины и женщины. Человека стараются убедить в том, что это норма жизни. К сожалению, сегодня многие свыклись с такой «нелегальной» формой брака, но блуд является тяжким смертным грехом. Как упоминается в свидетельстве блаженной Феодоры о загробной жизни, бесы блудных мытарств хвалятся, что доставляют в ад больше всего людей.

Может, стало бы понятнее, где добро, а где зло, если бы человек называл явления так, как они этого заслуживают? Многие ли скажут о себе: «Живу в блудном сожительстве»? Нет, говорят: «Это гражданский брак!» Красивые слова, за которыми прячут непристойные явления, называются эвфемизмами. Как написано в одной из научных публикаций Ларисы Горшковой, доцента кафедры теории и истории журналистики Самарского университета, эвфемизмы нередко используются с целью введения «общественности в заблуждение и фальсификации действительности». В последние десятилетия таких завуалированных наименований греха стало слишком много. Пример с широким распространением «гражданских браков» — один из самых ярких.

В результате подмены понятий, одобрения греха вместо порицания, многие люди не могут создать полноценную семью. Что еще важнее, прегрешение влияет на вечную участь человека.

Отношение к этому явлению настолько трансформировалось, что, если раньше о добрачных отношениях было стыдно говорить, то теперь открыто заявляют: «Поживем вместе, попробуем. Проверим свои чувства».

Согласитесь, проверка чувств — очень странная причина для сожительства. Если люди сомневаются друг в друге, зачем им устанавливать близкий контакт? Присматриваться к избраннику или избраннице до свадьбы необходимо. Стоит наблюдать, как он общается с матерью, она относится к отцу, но жить полноценной семейной жизнью до свадьбы — это значит, разрушать свое счастье.

Блуд оскверняет человека. Он отдаляет его от Бога, а без помощи Господа разве возможно обрести счастье в семейной жизни? Нет, невозможно. «Где блуд, там обитает диавол», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Вместо того чтобы начинать совместную семейную жизнь с благословения Божия, венчанного брака, люди полагают в основании совместной жизни грех, который есть начало разложения. К каким результатам это может привести?

«Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется», — отмечал блаженный Диадох. Брак, оскверненный блудным сожительством, очень ненадежен.

Приведу печальный пример. Юноша и девушка стали испытывать друг к другу страстное влечение и решили жить вместе. Вскоре выяснилось, что по духу, интересам, складу характера они совершенно чужие люди. Это легко проявилось бы в процессе обычного общения, необязательно для этого было совершать грех блуда. «Проба чувств» завершилась полным крахом: теперь искать бы настоящих спутников жизни, но возникло одно «непредвиденное обстоятельство». Оказалось, что у молодой женщины будет ребенок.

Благо, и мужчина, и женщина отнеслись к этому ответственно. Похожие ситуации нередко заканчиваются еще более тяжким грехом — абортом (убийством младенца). Пара спешно расписалась, но буквально через полгода после рождения ребенка стало ясно: совместная жизнь «супругов поневоле», причиной которой был блуд, стала невыносимой. О понимании и любви речь вообще не шла. Муж и жена раздражали друг друга настолько, что их совместная жизнь рухнула. В итоге младенец, только начав жить, стал жертвой «проб» любви отца и матери.

Приводят ли к крепости семьи испытания чувств добрачной связью? Нет. Статистика разводов — грустное свидетельство этого. По данным Росстата, в России в 2019 году на 950 167 зарегистрированных браков было 620 730 разводов, т. е. 63 процента. Это печальная картина. Можно привести тысячи примеров, когда люди и пробовали жить вместе и испытывали друг друга годами, но семья распадалась. Эти примеры опровергают практическую пользу блудного сожительства. Не бывает от заведомо греховных решений блага.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если в семью внесена несправедливость, то вместе с ней войдет туда же и разлад, за ним — действия богопротивные». Прегрешение вызывает в человеке скрытность и подозрительность, а если в семье водворилась неискренность, то союз между людьми становится формальным. Как подчеркивал преподобный Паисий, такой брак напоминает постройку, воздвигнутую на песке.

Напротив, целомудрие, сохраняемое до брака, служит основанием к взаимному доверию. Если союз супругов скреплен духовно, то мужу и жене легче устоять против искушений, преодолеть раздоры, сохранить взаимную любовь.

В словах: «Поживем вместе, потому что создание семьи — это серьезный шаг» заключено лукавство. В сожительстве, похожем по форме на брак, нет важной составляющей — готовности взять ответственность за другого человека.

Горько встречать людей-инвалидов добрачных отношений: мужчин, не готовых взять ответственность за семью; женщин, которые верят, что живут в браке, а однажды, это может случиться и через десятки лет, остаются одинокими. Больнее всего детям, которые видят пример родителей и постепенно начинают воспринимать грех блуда как норму жизни.

Неслучайно говорят: «Не старайтесь воспитывать детей: все равно они будут похожи на вас». Родители могут говорить ребенку о высоких истинах, но если для отца и матери блуд, называемый «гражданским браком», естественен, эти взгляды повлияют и на детей. Что ждет общество, в котором люди поколение за поколением живут в смертном грехе? Ответ очевиден: это общество разлагается и само себя разрушает.

Источник

Православная Жизнь

Можно ли совладать с блудной страстью? Почему святые отцы считают, что блуд страшнее убийства? Аскеза — это только для святых? Протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки, размышляя о природе блуда, ответил на эти вопросы.

У слов «блуд» и «заблудиться» один корень. Заблудиться может тот, кто потерял дорогу, какие-то ориентиры и не знает, куда идти. Когда мы употребляем это слово как название греха против седьмой заповеди, то оно указывает и на духовное состояние человека.

В чём вообще проблема?

От всех остальных грехов блуд отличается тяжестью духовного состояния и последствий. По словам святителя Иоанна Златоуста, блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех людей, — делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли. Нередко он приравнивается к убийству. В отличие от собственно убийства, блуд уничтожает не только тело, но и душу человека, причём его губительное действие начинается именно с разложения сознания и души. «Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого», — утверждает преподобный Симеон Новый Богослов.

Святитель Григорий Нисский, сравнивая грех блуда с убийством, говорит о том, что от убийства страдает только одна сторона — жертва, при этом человек погибает физически, а его душа остается живой. Вина ложится на плечи преступника, совершившего убийство. В случае же нарушения седьмой заповеди ситуация с духовной точки зрения образует ещё более страшную картину. Во-первых, ответственность за совершение такого греха распространяется как на его инициатора, так и на того, кто поддался соблазну. Во-вторых, вред наносится не только телу человека, но и его бессмертной душе.

«Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же тело и сам сопричастен осквернению» (свт. Григорий Нисский).

Этой проблеме святые отцы в своих проповедях уделили большое внимание. Вот лишь некоторые примеры. В ветхозаветные времена совершивших такой грех всенародно предавали смертной казни: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; …обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 22:22-24). Двадцатая глава книги Левит полностью посвящена этой теме: «Да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:11). Даже с убийцами в некоторых случаях поступали снисходительнее.

Святые отцы о блуде:

Блуд — не брак, и даже не начало брака. Посему если возможно, чтоб вступившие в связь блудно, разлучались, то это всего лучше; если же они всемерно желают жить вместе, то пусть понесут наказание, но и получат дозволение, чтоб не было чего худшего (свт. Василий Великий).

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (свт. Василий Великий).

Прелюбодейство… нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь (прп. Исидор Пелусиот).

Дух блуда не ограничивается тем, чтобы подвергнуть безчестию одного, к нему тотчас присоединяются товарищи; пиры, пьянство, постыдные рассказы и непотребная женщина, которая вместе пьет, одному улыбается, другого соблазняет и всех распаляет к тому же греху (свт. Григорий Нисский).

Блудник вредит сам себе, сам себя пронзает стрелой безчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ограблении собственной плоти (свт. Григорий Нисский).

Неслучайно нравственность, супружеская верность, целомудрие считались залогом внутреннего благосостояния государства и здоровья нации. Нравственная распущенность ставила под угрозу существование целых народов, государств и империй. История полна такими примерами. Нельзя не упомянуть и об искалеченных судьбах, разбитых семьях, нежеланных детях, которых, если сразу не бросили, всю жизнь ненавидят. Всё это венчается горем и слезами.

Как становятся распутниками?

Нужно заметить, что ни один из грехов так легко не воспринимается человеком и в то же время не обрушивает на него такую лавину вреда, как блуд. Чтобы понять, с чем это связано, нужно проследить цепочку возникновения в человеке этого греха. На фоне общего падения нравственности сделать это с помощью частных примеров будет очень сложно, поэтому целесообразнее воспользоваться примером классическим. Для этого придётся снова обратиться к святоотеческому наследию.

Как и другие грехи, блуд просто так, сам по себе не возникает. Но, в отличие от всех остальных, его нельзя рассматривать как отдельную единицу или поступок — это духовное состояние, которое можно сравнить с тяжелой хронической болезнью. К сожалению, реалии современного мира заставляют человека с раннего возраста считать такое состояние нормальным. Если по отношению к неправде, воровству и убийству вырабатывается какой-то иммунитет, то здесь, наоборот, происходит привыкание.

Раньше старшие люди обращали внимание на поведение молодежи. Тех, кто вёл себя недолжным образом, называли распутными, распущенными. К таким людям относились с недоверием везде, сомневаясь в их честности и порядочности. Проблема современного общества состоит в том, что культура касается только слов и действий, а внутреннее наполнение души никого не волнует, а ведь именно там распущенность и кроется. Логика здесь простая: мыслей и желаний никто не видит и не слышит, а значит, можно думать о чём угодно и хотеть чего угодно. Но Тот, во Имя Кого мы крещены, не согласен с такой логикой: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28). Ему вторит святитель Иоанн Златоуст: «Не думай, что ты чист от греха, когда не совокупился с блудницею; ты пожеланием все уже сделал».

Огромную роль здесь играет умение человека держать свои чувства и желания в узде. Как же тогда быть со свободной волей? Это разве не дар Божий? Любым даром нужно уметь распоряжаться, иначе мы его утратим. Свободная воля для того и дана нам, чтобы свободно выбирать то, что полезно. В противном случае мы будем использовать её себе во зло. Очень интересно об этом рассуждает Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» — глава «Легенда о великом инквизиторе».

Очень часто мы не обращаем внимания на возникающие у нас мысли и желания. В то же время человеку свойственно стремление идею воплощать в реальность. Чем больше мы соприкасаемся с одним и тем же желанием, тем больше хочется его исполнить. Появляется своего рода мечта.

Когда хотим есть, то мысли только о еде, но едим мы когда положено. Кто-нибудь назовет нормальным обед в три часа ночи? Своё тело мы пытаемся приучить к дисциплине. Мало того, появление некоторых мыслей у нас считается признаком психического расстройства. Мысли о суициде, о поджоге собственного дома просто так, ради интереса, и прочий вздор мы даже не пускаем на порог своего сознания. Почему же тогда в этот разряд никто не ставит похотливые мысли и желания? — потому, что так легче и приятнее. Сейчас это не модно. «Что естественно, то не безобразно». А если будет модно без головы ходить, мы тоже будем подражать такой моде? Расслабиться и катиться с горки вниз всегда легче — но что там, внизу? Болото? Для того нам и даны зрение и ум, чтобы видеть, куда нас приведёт дорога, по которой идём. Против течения плыть всегда тяжелее, но только такой вариант — единственно верный.

Куда приводят мечты?

в чем заключается грех блуда. Смотреть фото в чем заключается грех блуда. Смотреть картинку в чем заключается грех блуда. Картинка про в чем заключается грех блуда. Фото в чем заключается грех блуда

Бернардино Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя

Вседозволенность — это скорее о людях большого достатка, а вот потакать своим желаниям без разбора может начать каждый. Всё начинается с самого безобидного, но если в нужный момент не научиться говорить себе «нет», то чувства и желания делают сознание своим рабом. В эти дни мы вспоминаем один из таких печальных примеров — усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангелия от Матфея (14:1-13) и от Марка (6:14-30) дают нам описание этого события. Царь Ирод, имея такую возможность, не отказывал себе ни в чём: ни в еде, ни в вине, ни в развлечениях. Совсем не научившись воздерживаться, он сделался рабом своих страстей. Затем он отобрал у своего брата Филиппа жену Иродиаду, жил с ней, утопая в роскоши, а вельможи называли это нормальным и во всём ему потакали. Только Иоанн Креститель не страшился и несколько раз приходил к нему во дворец, чтобы обличить его.

Ирод, хотя и боялся Иоанна как пророка и во многом слушал его, всё же заключил его в темницу — правда глаза колет. Более всех ненавидела и желала его смерти Иродиада. Наконец, выдался удобный для этого момент. Во время пира опьяневший Ирод даёт безумную клятву: подарить дочери Иродиады всё, чего та ни пожелает. Мать, пользуясь ситуацией, заставляет дочь просить в качестве подарка голову Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и бывших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Никогда ни в чём не отказывавший ни себе, ни Иродиаде, Ирод совершает казнь ни в чём не повинного человека. Если бы его ум не был помрачён развратом, разве он совершил бы такое преступление?

Как бороться?

Мы уже говорили о том, что практически каждый человек в той или иной мере может быть подвержен пагубному влиянию этой греховной страсти, поэтому борьба с ней будет равна борьбе с самим собой. Святые отцы делятся с нами таким опытом: «Матерь блуда есть объедение» (прп. Иоанн Лествичник), «откармливающий же тело без воздержания в ястии и питии измучен будет духом блуда» (свт. Феодор Едесский), «столп опирается на свое основаниё — и страсть блудная покоится на пресыщении (прп. Нил Синайский).

Святые о том, как бороться с этой страстью:

Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах (прп. авва Исаия).

Если… ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждою, смиряясь пред всеми (прп. авва Исаия).

Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них (прп. Ефрем Сирин).

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (прп. Ефрем Сирин).

В твоей власти или накормить [демона блуда] непотребными делами, или с гневом обратить его в бегство молитвами, псалмопением, постом, бдением (прп. Нил Синайский).

У прп. Иоанна Кассиана Римлянина читаем следующее: «Исправление этого порока главным образом зависит от усовершения сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помышления злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства (Мф. 15:19). Следовательно, сначала надобно очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: всяким хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Прит. 4:23). Ибо плоть подчиняется его произволению и власти, и потому с особенным усердием надобно соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, безчинствуя, не извергла своего правителя — духа. Впрочем, если мы всю важность будем поставлять только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не возможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то, что в нас есть главное, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит прежде очищать внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность (Мф. 23:26)».

Никакого более верного пути здесь не придумать. Да, это прямой аскетизм. Можно, конечно, возразить, что это было актуально когда-то давно и для других, но разве те, кого мы сейчас называем святыми и кому молимся, не были обыкновенными людьми? Не подвергались влиянию страстей? Они смогли одержать над ними победу и делятся с нами проверенными рецептами. У нас есть все основания прикоснуться хотя бы к крупинке этого наследия.

Качество, противоположное греховной похоти — целомудрие. Это не просто содержание своих мыслей, чувств и тела в духовной чистоте, но состояние, когда они находятся в гармонии, работают согласно, как единое целое. Таким первоначально и был сотворён человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *