в чем заключается генетический метод обучения письму

Сообщение: «Методика обучения письму»

В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.

Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведёт к сознательному овладению почерком, однако умелое применение этого способа может дать определённый эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во II-IV классах.

В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв и её частей. Это давало возможность писать буквы, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Графическая сетка применялась ещё в XIX в., но от её использования отказались, т.к. она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.

Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем всё более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци, потом был перенесён и в русскую школу. При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения. Поэтому генетический способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма в послебукварный период.

Ритмический (тактический) метод – это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки. Упражнения-«расчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и для развития свободы и лёгкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, т.к. многие «расчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.

В практике обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму.

Источник

В чем заключается генетический метод обучения письму

Методические условия формирования графических навыков письма. Копировальный, линейный, генетический и тактический методы. Метод Карстера.

Рассмотрим принципы, методы и приемы обучения первоначальному письму. Своеобразие методики обучения первоначальному письму в сравнении с методикой отработки техники письма и каллиграфии обусловлено особенностями психофизиологического механизма процессов овладения элементарным графическим навыком и выработки его автоматизированности в дальнейшем. В связи с этим в методической науке следует различать принципы двух уровней: 1) обучение первоначальному восприятию и воспроизведению буквенных знаков и 2) отработка техники письма букв и их комплексов, а также каллиграфии.

Ведущими принципами в методике обучения первоначальному письму являются: 1) поэлементное изучение и 2) одновариантное начертание письменных букв.

Одновариантное и стабильное начертание буквенных знаков соответствует основной закономерности формирования графического навыка: повторяемости идентичных, единообразных движений руки. Обучение письму на основе этого принципа позволяет снять ряд трудностей в процессе овладения элементарным графическим навыком и предупредить нежелательное явление переучивания.

В методической системе поэлементный принцип не ассоциируется с отрывным письмом, так как процесс воспроизведения букв на бумаге реализуется на основе двигательных элементов. Ученик теперь не просто «рисует» зрительно воспринимаемые элементы, а упражняется в изображении частей букв, которые представляют собой относительно законченные движения и поэтому не противоречат естественному ходу движения руки при связном письме.

Переосмысление содержания поэлементного принципа стало возможным лишь на основе учета одновариантного начертания письменных букв и использования в обучении письму элементов двух категорий, зрительных и двигательных(55, с.233, приложение 1).

В практике обучения письму этот принцип реализуется благодаря использованию нового поэлементно-целостного метода воспроизведения букв на бумаге. Суть поэлементно-целостного метода определяется закономерностями взаимообусловленной связи между зрительными и двигательными элементами букв. Применение данного метода позволяет целенаправленно формировать целостные, дифференцированные зрительно-двигательные образы букв, на основе которых ученик овладевает первоначальным письмом, т. е. элементарным графическим навыком.

Технология поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму реализуется с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования букв. Прежде чем приступить к отработке начертания буквы, ученик должен воссоздать ее форму, т. е. сконструировать и переконструировать с помощью специальных элементов-шаблонов (приложение 2).

В традиционной методике обучения первоначальному письму применялись методы копировальный и тактический (ритмический), которые с позиции обновленного поэлементного принципа и поэлементно-целостного метода интерпретируются как приемы.

Прием копирования можно успешно применять на основе достаточно сформированного у ученика зрительного образа изучаемой буквы и при условии воспроизведения ее только по двигательным элементам и в определенной (заданной) последовательности. В связи с этим в методику введено новое понятие «соединительная точка со штрихом», которое применяется для фиксации начала и направления движения руки при письме элементов в букве, а также букв в соединениях. Преимущество такого штриха с точкой в том, что он по сравнению с обычным штрихом, который применяется в обычных учебных пособиях по письму, указывает не только на начало, но и последовательность начертания буквы. Кроме того, он расположен в самом контуре буквы и поэтому используется непосредственно обучающимся в процессе воспроизведения букв и соединений.

Используя в процессе письма точку со штрихом, ученики овладевают алгоритмом действия: 1) ставь ручку в точку и веди линию в ту сторону, куда направлен штрих; 2) пиши от точки до точки, не отрывая ручку; 3) останавливайся или отрывай ручку от бумаги только в точке. Такой алгоритм позволяет управлять действиями ребенка в процессе воспроизведения буквы по двигательным элементам. В результате он усваивает правило: останавливаться или отрывать ручку нужно не произвольно, а в том месте буквы, где заканчивается предшествующий и начинается последующий двигательный элемент буквы. На первый взгляд это поэлементно-отрывное письмо, однако по сути оно составляет необходимую основу для безотрывного воспроизведения букв и соединений в будущем.

Следует также заметить, что сфера применения этого приема должна быть весьма ограниченной: его можно применять лишь на самом первом этапе овладения поэлементным начертанием букв и соединений и при рисовании узоров-бордюров. В любом случае копирования важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

Издавна в методике обучения детей первоначальному письму применялся ритмический (тактический) прием (метод), т. е. письмо под счет. Этот прием позволяет учителю добиваться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа письма учащихся (приложение 3).

Применение ритмического приема обосновано объективными закономерностями процесса письма, а именно: движения, идущие сверху вниз, «на себя», выполняются пишущим с большим, а снизу вверх — с меньшим напряжением мышц руки. Все движения в линиях и полуовалах, идущие сверху вниз, пишутся под счет: раз-два-три, а снизу вверх, влево или вправо — и. Так, буква у строчная воспроизводится под счет: раз-и-два-и, а— и-раз-и-два-и (приложение 3).

Первоклассники в силу возрастных особенностей не умеют чередовать напряжения руки с расслаблением, что зачастую приводит не только к утомлению детей при выполнении письменных работ, но и надолго задерживает формирование у них графического навыка. Реализуя ритмический прием на уроках письма и минутках каллиграфии, учитель обязан научить ребенка правильно чередовать напряжения руки с расслаблением. В процессе письма под счет в почерке детей, пишущих довольно быстро, но небрежно, начинает появляться согласованность и каллиграфическая четкость выполняемых движений. Для других учеников, которые пишут старательно и каллиграфически правильно, но в замедленном темпе, применение ритмического метода способствует развитию устойчивости и скорости письма.

Письмо под счет осуществляется на уроке как в реальном плане, т. е. в процессе непосредственного воспроизведения детьми на бумаге букв и их соединений, так и в воображаемом, когда дети как бы прописывают букву, делая соответствующее «пустое движение» ручкой в воздухе.

Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.

Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.

Таким образом, приемы копирования и тактирования в сочетании с новыми приемами аналитического восприятия и конструирования букв составляют технологический инструмент поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму.

Источник

Вопрос № 41 Методы обучению письму.

В системе обучения письму известны следующие методы :

Копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.

Копировальный метод заключается в обведении букв напечатанных в прописях или по точкам.

В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению – точное и всегда одинаковое расстояние между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв и её частей. Это давало возможность писать буквы и слова вспомогательной сеткой, определять высоту, наклон и расстояние между элементами.

Генетический метод заключается в том, что сначала изучается более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные.

Ритмический метод – это письмо под счёт в одинаковом для всех учащихся ритме. Он удобен для работы со всем классом.

Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

За период обучения О.Г. первоклассник овладевает графическими навыками письма не позднее 15 апреля. За это время они должны уметь:

-правильно держать ручку

-располагать пропись во время письма

-придерживаться строки и соблюдать поля

-делать пробелы между словами

-переводить печатный текст в письменный

-списывать и писать под диктовку слова

Графический навык. Обучение письму – это прежде всего выработка графического навыка.

Навык состоит в правильном соотношении звуков и букв.

Формирование графического навыка выделяют след. Этапы:-штриховка-обводка трафаретов-самостоятельное написание элементов бкув на строке-написание строчных и заглавных букв

Обучение письму опирается на прописи, которые следует рассматривать как тетрадь с печатной основой.

№ 32. Процесс работы над усвоением понятий.

Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников.

В грамматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия, прежде всего, должен включать анализ определенного языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки — это признаки отличительные, необходимые для того или иного понятия, без которых понятия, как такового, быть не может (они составляют его суть, его сущность).

После того как в процессе анализа языкового материала будут выделены существенные признаки изучаемого понятия (первый этап работы над понятием), необходимо установить между ними связь, соотнести их между собой как свойства одного и того же понятия, ввести термин (второй этап работы над понятием).

Необходимо, чтобы учащиеся умели точно формулировать определения понятия и переносить признаки понятия на новый языковой материал, т. е. умели распознавать изучаемое понятие и применять знания в речевой практике. Поэтому на третьем этапе проводится работа над точностью формулировки определения понятия, на четвертом — упражнения в распознавании изучаемой категории среди других.

Первый этап — анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории.

Второй этап — обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина.

Третий этап — осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Четвертый этап — конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике.

Однако учащиеся на уроке только познакомились с понятием и для усвоения необходима система упражнений, которые выполняются в течение всех уроков, предусмотренных программой на изучение темы

Дата добавления: 2015-10-31 ; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав

Источник

Урок 1. Базовые принципы и основные методы обучения детей письму

в чем заключается генетический метод обучения письму. Смотреть фото в чем заключается генетический метод обучения письму. Смотреть картинку в чем заключается генетический метод обучения письму. Картинка про в чем заключается генетический метод обучения письму. Фото в чем заключается генетический метод обучения письмуКак и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах. Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.

Содержание:

Базовые принципы обучения детей письму

Всего основополагающих принципов обучения детей письму можно выделить восемь:

Более подробно о каждом из них.

Принцип наглядности

Принцип наглядности очень важен. Обеспечить его можно, наглядно демонстрируя процесс письма своему подопечному, например, на специальной доске, на альбомном листе или в тетради, таблице, прописи или другом пособии. Одними лишь устными инструкциями научить писать невозможно. Смысл в том, что подражание примеру и копирование правильных действий является одним из главных путей, через которые дети усваивают информацию.

Принцип сознательности

Согласно принципу сознательности, привычки, приемы и умения, формируемые у ребенка вами как учителем, требуется подробно и точно разъяснять с самого начала. Также нужно убеждаться в том, что ребенок все понял.

Например, в первом классе ученикам необходимо знать:

Принцип повторяемости

Принцип повторяемости очень важен в вопросе автоматизации навыка письма. Реализуется на практике он при помощи не обычного механического повторения последовательности правильных движений, но такого повторения и повторного воспроизведения, которое позволяет совершенствовать технику. Наибольшую роль повторение играет на первых ступенях освоения ребенком письма. Нужно помнить, что если по каким-то причинам происходят перерывы (каникулы, отпуск, лечение и т.д.), ребенок быстро забывает изученный материал, к примеру, формы букв или правила письма.

Принцип постепенного нарастания сложностей

Принцип постепенного нарастания сложностей подразумевает обучение от простого к сложному. Например, сначала ребенок учится писать элементы букв, потом – буквы, а после – буквосочетания (способы соединения букв). На уроках чистописания этот принцип является основным, т.к. на нем строится вся работа над формой букв.

К первой категории букв относят самые понятные графические, а ко второй – более сложные по начертанию. Данная организационная форма (по группам) предполагает нарастание графических элементов, отчего в чистописании принцип называется генетическим.

Принцип учета индивидуальных особенностей

Исходя из принципа учета индивидуальных особенностей, обучая ребенка писать, вы должны знать, чем он отличается в плане развития: особенности зрения (дальнозоркость, близорукость), преобладающий характер восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик), отклонения (подергивание рук, дрожание пальцев) или их отсутствие в моторике рук и т.д.

Кроме того, вы должны наблюдать за позой ребенка в процессе письма, манерой держать ручку, расположением тетради, воспроизведением форм букв, их последовательностью, соединениями, скоростью письма и т.д. Это позволяет вовремя увидеть недочеты и исправить их.

Принцип параллельного обучения письму и чтению

Принцип параллельного обучения чтению и письму был введен еще в середине 19 века русским педагогом и писателем Константином Дмитриевичем Ушинским. Даже сегодня этот принцип активно используют в школах, т.к. им обеспечивается сознательное и грамотное письмо. Не зная букв, ребенок не сможет их писать, а зная поочередность букв и их произношение, овладевать письмом он будет намного быстрее. Поэтому рекомендуется учить детей писать и читать одновременно.

Принцип поэлементного изучения букв

Принцип поэлементного изучения букв тесно соприкасается с принципом развивающего обучения, т.к. наглядно иллюстрирует одно из его частных проявлений. Однако не следует ассоциировать его с отрывным письмом, ведь написание букв на бумаге состоит из непрерывных двигательных элементов. Ребенок не просто изображает увиденные элементы, а тренируется в написании частей букв, представляющих более-менее законченные движения, не противоречащие естественным движениям руки при нормальном письме.

Принцип одновариантного начертания письменных букв

Принцип одновариантного начертания письменных букв зависит от особенностей, с которыми формируется двигательный навык. Если говорить более конкретно, то это повторяемость и единообразие выполняемых рукой движений. К примеру, в письме есть 9 букв, в графический состав которых входят овалы – это буквы «а», «о», «О», «б», «д», «ф», «Ф», «ю» и «Ю». Есть прямые линии, переходящие в овал – это буквы «ъ», «ь», «Б», «Ы». Есть также линии с петлей, например, «в» и другие элементы. На практике соответствие принципу отслеживается через идентичность придаваемых буквам форм и последовательность начертания элементов.

Принцип также соответствует тому, как именно формируется графический навык в ракурсе двигательного действия. Главная закономерность этого процесса проявляется в совершении рукой при сформированном письме круговых ритмично-колебательных движений, направленных внутрь и к плечу. Достигается же это только многократным воспроизведением однообразных элементов, т.е. выполнением однообразных действий.

Таковы восемь базовых принципов обучения детей письму. Именно на них вам следует опираться в раннем развитии своего чада, чтобы быть уверенным, что результат будет стоить затраченных усилий.

Теперь же давайте перейдем непосредственно к методам, которые используются, когда нужно научить ребенка писать.

Основные методы обучения детей письму

Всего мы рассмотрим шесть методов:

Начнем с поэлементно-целостного метода. К тому же он позволяет реализовывать принципы одновременного начертания и поэлементного изучения букв, о которых мы только что говорили.

Поэлементно-целостный метод

Смысл поэлементно-целостного метода обусловлен особенностями взаимосвязи зрительных и двигательных элементов букв, ко всему прочему обуславливающих друг друга. Благодаря этому методу можно целенаправленно воздействовать на формирование целостных, дифференцированных зрительно-двигательных образов букв. На основе данных образов ребенок овладевает навыком первоначального письма, проще говоря, самым простым графическим умением.

Основу поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму составляют несколько методических приемов – это аналитическое восприятие и практическое конструирование букв. Перед отработкой начертания букв ребенку необходимо научиться воспроизводить их формы, а это и есть их конструирование и переконструирование при помощи элементов.

Вышеназванный метод считается инновационным. Традиционно же обучение детей письму базируется на иных методах. О них и пойдет речь далее.

Копировальный метод

Копировальный метод (второе название – стигмографический) заявил о себе в 18 веке. Суть сводится к тому, что вы пишите в тетрадке точками или карандашом начертания букв. Далее ребенок обводит эти начертания или точки, тем самым привыкая к формам букв и правильному их написанию. Распространенный пример применения копировального метода – обычные прописи.

Метод можно использовать как для обучения первоначальному письму, так и для исправления неправильного почерка. Для этого ребенку показываются правильные образцы букв и их соединений и предлагается их идентичное написание.

Применение метода нужно ограничивать, т.к. при простом обведении ручкой по образцу ребенок не осознает в нужной степени сам процесс и особенности форм букв. Нередко дети также обводят буквы не в том направлении.

При помощи стигмографического метода, если, конечно, он применяется грамотно, ребенок прекрасно тренирует навык выполнения правильных движений с учетом их формы, направления, размера, размаха и т.д. Если же все это воспринимается лишь зрительно, ребенок не перенесет нужные действия в процесс письма. Посредством обведения можно хорошо упражняться в оттачивании двигательных представлений.

Линейный метод

Линейный метод появился уже в 19 веке, на что в огромной степени повлияло введение тетрадей в линейку. Внедрение метода заметно упростило детям усвоение правильного написания букв, их размера, наклона, соединения, а также благоприятно сказалось на развитии глазомера и плавности при письме.

Сегодня для реализации линейного метода применяют в основном тетрадки в одну и две линейки, причем именно последние обеспечивают выработку конкретной высоты букв (1-й класс) и корректировку движения кисти по строке (2-й и 3-й классы) при обучении письму.

Генетический метод

Генетический метод был известен еще в 18 веке, т.к. в обучении письму его использовал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. А в 19 веке он применялся чуть ли ни в каждой европейской школе. В России же к нему традиционно прибегают после освоения ребенком начертания всех букв, и лишь для оттачивания навыка письма и корректировки форм в послебукварный период.

Основные характеристики генетического метода состоят в том, что он подразумевает предварительное письмо составляющих букв и усвоение ребенком начертания букв не в порядке алфавита, а в порядке увеличивающейся сложности в их начертании. Здесь же можно отметить, что процесс выстраивается на основе генезиса, когда каждая последующая буква образуется через добавление нового элемента к предыдущей. Ребенок заранее усваивает главный элемент, служащий основой нового блока букв.

Ритмический метод

Ритмический метод, называемый также тактическим, представляет собой письмо в такт счету, когда ребенок пишет в одном конкретном ритме и темпе. Популярность метод заслужил, во-первых, благодаря развивающему воздействию на плавность письма, во-вторых, из-за того, что позволяет значительно повысить скорость письма, и, в-третьих, по причине формирования у детей решительных и четких действий, требующихся для приобретения навыка красивого письма. Кроме того, метод способствует дисциплине и вносит оживление в занятия.

Но для успешного применения ритмического метода нужно внедрять его в соответствии с несколькими важными требованиями:

Стоит отметить, что ритмическое письмо требует от детей немалого внимания и сил, а потому быстро их утомляет. Так что на первых порах тактирование допускают только на полустроках, а в середине строк делают паузы, т.к. в противном случае к окончанию строки качество письма снизится.

Метод Иосифа Карстера

Последний метод, о котором мы поговорим, был разработан английским педагогом Иосифом Карстером в 19 веке, Он основывается на выполнении ребенком ряда упражнений, развивающих движения руки: предплечья, кисти и пальцев.

Метод Карстера рассчитан на развитие свободных, быстрых и уверенных движений руки. При его использовании ребенок сначала осваивает написание простых крупных элементов, потом – букв, где есть особые штрихи, а после – слов, но без вспомогательных частей. Это нужно, чтобы ребенок научился использовать пространство листа и направление письма, достиг свободы и легкости движений.

Как родитель и педагог одновременно, вы должны знать, что на практике ни один из рассмотренных выше методов в качестве эффективного самостоятельного инструмента так и не смог себя оправдать. Лучшие результаты во все времена достигались только посредством комплексного подхода, где каждый этап обучения выстраивался на конкретном способе.

Наработки 4Brain

Как и в случае с двумя предыдущими блоками нашего курса, к подготовке третьего блока мы подошли не менее основательно. Так, мы рассмотрели наиболее популярные приемы обучения детей письму, оценили их плюсы и минусы, систематизировали и придали удобный для восприятия вид. Помимо третьего урока, остальные семь будут носить по большей части практический характер, хотя уже в следующем мы коснемся практики.

Многие советы и рекомендации, игры и упражнения были проверены на практике и некоторыми членами команды 4Brain, по причине чего мы уверены в их эффективности, и смело делимся информацией с вами. В третьем уроке мы поговорим о подготовке детей к занятиям, а также предложим несколько занимательных игр для детей и полезные хитрости для практического применения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *