в чем заключается генеральная уборка стоматологического кабинета
Генеральная уборка стоматологических кабинетов (хирургических, терапевтических, ортопедических) проводится I раз в 7 дней.
Дезинфекция поверхностей
Дезинфекция поверхностей в стоматологическом кабинете является чрезвычайно важным звеном в профилактике внутрибольничного инфицирования в Вашем учреждении. В кабинете стоматолога при работе с высокооборотными турбинами, бормашинами и ультразвуковыми приборами, применяемыми при лечении каждого пациента происходит образование аэрозолей, состоящих из мельчайших капель масла, гноя, крови, слюны, микроорганизмов. Аэрозоли удерживаюся в зоне дыхания врача и пациента до 30 минут и распространяться на расстояние до 50 – 80 см. (при применении водяного и охлаждения диаметр аэрозольного облака достигает двух метров).
Таким образом, обработка поверхностей в лечебном стоматологическом кабинете направлена на снижение бактериального загрязнения всех поверхностей включая оборудование, дверные ручки и краны. В помещениях стоматологии выделяются 3 зоны с разными уровнями гигиены:
В качестве средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используются только разрешенные в установленном порядке в РФ физические и химические средства, которые применяются строго в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.
В ЛПУ целесообразно организовывать централизованное приготовление дезинфицирующих растворов с выделением отдельного помещения для этих целей.
После использования уборочный инвентарь обеззараживают в свежем растворе дезинфектантов, выдерживают экспозицию, после чего ветошь прополаскивают и сушат. Сушка на батареях строго запрещена!
Уборочный инвентарь должен быть раздельным для хирургического, терапевтического, ортопедического и ортодонтического кабинетов (отдельно на каждый кабинет).
Все емкости должны иметь крышки, четкую маркировку на каждый вид уборочных работ и использоваться строго по назначению. Ветошь никогда не перепутают, если она будет в разных цветовых вариациях (для хирургического кабинета №1 – синяя, для хирургического кабинета №2 – сиреневая и т.д.)
Основной проблемой дезинфекции поверхностей в стоматологических учреждениях является полноценная обработка поверхностей границы зоны лечения (поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебная установка и т.д.) обработка которых, необходима после каждого больного. Уборка данных поверхностей может происходить в присутствии пациента, следовательно, дезинфектант должен относится к 4 классу опасности ингаляционного воздействия на человека (см. степень токсического воздействия). Желательно, что бы средство не имело резкого запаха, не коррозировало оборудование.
Важным моментом, влияющим на качество проведения дезинфекции помещения, является подготовка персонала. Необходимо иметь подробные инструкции по проведению как текущей, так и генеральной уборки, с учетом используемого дезинфектанта, а так же порядка обработки поверхностей в кабинете.
Текущая уборка
Текущая уборка в стоматологических учреждениях должна проводиться не реже двух раз в день утром до рабочего дня и в конце рабочей смены. При работе в две смены не менее трех раз.
Если поверхности обрабатываются способом протирания необходимо иметь достаточное количество ветоши, используя принцип разового смачивания ветоши в дезинфицирующем растворе. Обработка осуществляется 2-х кратным протиранием поверхностей стоматологического кабинета ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором с интервалом 15 минут или мытье с применением дезинфицирующих средств.
Как правило, большие по площади поверхности не орошают, а протирают (ингаляционная опасность). Идеально сочетание двух способов, оборудование, имеющее стыки, крепления и неровные поверхности – орошать, стены, шкафы, полы и т.д. – протирать.
Обрабатывают все поверхности в строгой последовательности: стол для стерильного материала, манипуляционный стол, зубоврачебное кресло, медицинские шкафы, кресла для больных, раковины для мытья рук и инструментов, краны, раковины, дверные ручки, полы.
После влажной обработки включают бактерицидные лампы.
Генеральная уборка
Генеральная уборка – это комплекс санитарно- гигиенических и дезинфекционных мероприятий, направленных на создание асептического режима помещений, где проводятся те или иные медицинские манипуляции.
Для проведения данных мероприятий необходимо иметь моющие и дезинфицирующие средства (дезинфектанты используются в той же экспозиции и концентрации, что и при текущей дезинфекции), специально выделенный для данного помещения уборочный инвентарь: ведра, щетки, чистая ветошь.
Весь инвентарь маркируют и применяют раздельно для каждого стоматологического кабинета. Хранят инвентарь строго в установленных местах и используют по прямому назначению.
В процессе уборки важно соблюдать определенную последовательность: вначале протирают потолок и стены, затем стекла, подоконники, трубы отопительной системы, аппаратуру и заканчивают уборку мытьем пола. Во время мытья пола всю мебель перемещают в одну половину комнаты и моют сначала освобожденную половину, затем мебель переносят на чистую сторону, далее проводят мытье второй половины комнаты.
Генеральная уборка стоматологических кабинетов (хирургических, терапевтических, ортопедических) проводится I раз в 7 дней.
Генеральную уборку осуществляют способом «двух ведер». С этой целью выделяют 2 емкости: первая заполняется дезраствором, вторая – водопроводной водой. Уборочная ветошь смачивается в первой емкости и после обработки 2 м 2 поверхности прополаскивается во второй емкости. Раствор превой емкости меняют после обработки 60 м 2 поверхности, воду во второй емкости – по мере загрязнения.
Этапы проведения:
Если средство имеет моющий компонент, то процесс дезинфекции и смывания загрязнения с поверхностей можно объединить в один процесс. Данная особенность актуальна для средств используемых во время проведения генеральной уборки помещений, т.к. значительно экономят время в результате объединения нескольких этапов обработки. Существуют дезинфектанты, которые не требуют смывания рабочего раствора с поверхности после дезинфекции.
Текущая и генеральная уборка в стоматологическом кабинете
Санитарное состояние медицинского кабинета должно не противоречить требованиям, предъявляемым к любому медучреждению. Стерильность может быть получена благодаря специальному инвентарю, а также моющим и дезсредствам. Санитарная обработка в стоматологии подразделяется на 2 вида: текущая и генеральная уборка в стоматологическом кабинете.
Как проходит дезинфекция?
Наведение порядка и обработка поверхностей каждый день в таких медкабинетах выполняется за счет простого влажного и сухого протирания. А генеральная приборка в стоматологическом блоке требует наиболее тщательной обработки и мытья.
Мероприятие основано на проведении санитарных, гигиенических операций с использованием дезрастворов. Необходимость применения дезинфектантов при текущей и генеральной уборке в стоматологическом кабинете дает возможность обеспечивать асептический режим объектов, которые предназначены для медицинских процедур. Как проводится уборка медицинских учреждений, сказано в СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18.05.2010 г. В гл. 5 изложены требования к стоматологиям.
Виды и периодичность уборки стоматологии
Уборку стоматологического кабинета игнорировать нельзя, это риск распространения инфекций, заражения. По СанПиН, в помещении, где проходят стоматологические процедуры, должны выполняться такие виды санобработки:
Текущая уборка медкабинета должна производиться в пересменках и по завершению работы. Генеральная уборка стоматологического кабинета (обновленный регламент) зависима от характера выполняемых в помещении операций.
Контроль качества санобработки выполняют главная или старшая медсестра. Кроме того ответственный человек использует органолептические или инструментальные методики (например, флюоресцентный маркер, люминометр). Такая проверка субъективна, потому необходимо также обращаться к микробиологии и проверке проб с поверхностей в лаборатории. Качество санобработки проверяет госпитальный эпидемиолог.
Правила текущей обработки
Текущая уборка в стоматологическом кабинете должна проходить не реже 2 раз в день — сутра и после рабочей смены. Когда работает 2 смены, убираются трижды. Методы санобработки:
Когда обрабатывание проходит методом протирания, нужно иметь много ветоши, применяя принцип одноразового намачивания материала в дезрастворе. Обрабатывание выполняется двойной протиркой поверхностей помещения ветошью, намоченной дезраствором с промежутком 15 минут. Допускается мытье с использованием дезинфицирующих препаратов.
Места, трудные для обрабатывания, можно продезинфицировать оросительным способом. При этом методе следует учитывать свойства дезвещества, выбранного в качестве распыления. Необходимо изучить инструкцию по применению конкретного вещества. Необходимо иметь спецустройства для распыливания — ирригаторы.
Обычно объемные по метражу поверхности не обрызгивают, а протирают. Хорошо объединять оба метода. Медоборудование, имеющее стыки, крепежи и неровности – орошать. Стенки, мебель, напольную поверхность – протирать. Обработку проводят последовательно:
Когда все промыто, обязательно включают обеззараживающие приборы, ультрафиолет.
Правила генеральной обработки
Генеральная уборка стоматологического кабинета выполняется по технике «двух ведер». Для этого:
Порядок генеральной уборки в стоматологии:
Если дезсредство имеет моющий ингредиент, то процесс дезинфицирования и смывания грязи разрешено объединить. Это сократит время санобработки.
Правила применения, обработки и хранения инструмента
Генеральная уборка стоматологического кабинета выполняется с применением ведер, швабр (металл, пластик), щеток, стерильных тряпок. Инвентарь для санации должен быть индивидуальным по типам помещений стоматологии, для любого вида уборки. Менять предметы запрещено. Чтобы не допустить случайного применения чужих емкостей и инструментов, их надо промаркировать цветом или аналогичными методами.
После применения весь инвентарь для санобработки хорошенько обрабатывают дезрастворами. Затем моют в теплой воде из-под крана и просушивают. Тряпки желательно применять один раз. Но если это невозможно, то их необходимо постирать в порошке, прокипятить.
Мебель для содержания инвентаря и инструмента должны быть отдельными. Все зависит от того, в каком медкабинете и виде обработки используются соответствующие предметы. Размещаются они за пределами медицинского помещения для стоматологических операций, в специализированных помещениях.
Если текущая уборка в стоматологическом кабинете проведена по правилам, то риск заражения будет исключен. Старшая медсестра обязательно ведет график санобработки. Соблюдают регламентированные правила.
Этапы уборки стоматологического кабинета
К уборке стоматологических клиник и кабинетов выдвигаются жесткие требования. Для этого ведется специальная документация, включая журнал учета текущих и генеральных уборок, назначаются ответственные лица и комиссии, а за уборку и обработку помещений отвечает руководитель заведения. Ежедневно на санитарно-дезинфекционные мероприятия тратится около двух часов, раз в неделю – еще 3-4 часа при условии малых размеров клиники.
Из этого материала вы узнаете основные требования СанПиН к уборке медучреждений, правила осуществления процедуры, информацию о средствах для дезинфекции, увидите различия между текущей и генеральной уборкой и почерпнете несколько полезных советов, которые сделают эти мероприятия быстрее и удобнее.
Уборка стоматологического кабинета
Требования СанПиН по уборке стоматологического кабинета
Пункт 8 СанПин «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям» гласит о том, что ответственность за организацию и осуществление дезинфекционных и стерилизационных действий возлагается на руководство клиники.
Для проведения уборки и обработки необходимы регулярные поставки моющих и дезинфекционных средств различного назначения, препаратов для стерилизации, кожных антисептиков, упаковочных материалов. Все эти вещества должны быть разрешены в Российской Федерации и храниться на стеллажах с заводской этикеткой в упаковке. Рабочие растворы должны иметь этикетки с надписями даты приготовления, концентрации, указанием средства, срока годности.
Правила уборки стоматологических кабинетов
Правила уборки стоматологических кабинетов
Обработка стоматологического кабинета
Что понадобится для уборки
Виды уборки стоматологического кабинета
Виды уборки стоматологического кабинета
Стоматологический кабинет требует регулярной уборки и обработки. Ежедневные санитарные мероприятия называются текущей уборкой, а масштабные регулярные, которые проводятся еженедельно – генеральной уборкой.
Текущая уборка стоматологического кабинета
Осуществляется ежедневно перед открытием и приемом посетителей, и после. Если стоматология работает в две смены, то между сменами уборка проводится еще раз.
Уборка стоматологического кабинета по новому СанПиН включает несколько методов:
После осуществления санитарно-дезинфекционных мероприятий персонал записывает в журнал графика уборки стоматологического кабинета (текущие уборки) порядковый номер процедуры, дату, время, ФИО, вид уборки, средство и концентрацию, ставит подпись.
Генеральная уборка стоматологического кабинета
Генеральная уборка стоматологического кабинета
Инвентарь и средства при текущей и ген.уборке не отличаются. Генеральная уборка стоматологического кабинета проводится раз в неделю и займет больше времени. Она включает в себя полную обработку и мытьё всех поверхностей, включая потолок и проводится в несколько этапов.
Алгоритм уборки стоматологического кабинета:
Для генеральной уборки понадобится два ведра: первое – для раствора с дезинфицирующим средством, второе – для чистой воды. Сначала ветошь смачивают в растворе, протирают до 2 м², затем промывают ее в воде, повторяя процедуру. Когда вода и раствор загрязнятся, следует сменить на новый (обычно хватает для площади до 60 м²).
Кроме уборки с обработкой, кабинет потребуется обработать бактерицидным облучателем.
Лучше всего для мытья и обработки поверхностей использовать средства с моющим эффектом, чтобы совместить два этапа в одном: мытьё и дезинфекция. Подойдет бюджетный Оптимакс.
Санпин по уборке стоматологического кабинета
Учет генеральной уборки в графике также необходим с указанием всех те же данных, что и при текущей уборке.
В клинике важно следить не только за чистотой, но и за бактериальным риском. Обзаведитесь качественными дизсредствами большого объема, предметами индивидуальной защиты, сменной одеждой и обувью, бактерицидными устройствами, которые будут на страже охраны здоровья все время. Все эти действия сведут любой риск заражения к нулю.
Как часто проводится генеральная уборка стоматологии с дезинфекцией
К уровню санитарного состояния помещений в медицине предъявляются повышенные требования, поскольку здоровье пациентов зависит, помимо прочего, и от этого важнейшего фактора. Среди ряда мероприятий, направленных на предотвращение ухудшения эпидемиологической обстановки, особое внимание уделяется санитарной обработке помещений, в которых проводятся манипуляции, связанные с инвазивным (проникающим) медицинским вмешательством. К этой категории относятся, в том числе, кабинеты стоматологических клиник. Требования к их гигиеническому состоянию утверждены санитарными правилами и нормами (СанПиН), и являются общими для крупных городов и небольших населенных пунктов.
Виды и периодичность уборки стоматологических кабинетов
В зависимости от характера проводимых манипуляций, кабинеты в специализированных стоматологических поликлиниках подразделяются на три типа:
Все они проходят регулярную санитарную обработку. Требования нормативных документов в отношении того, насколько частой должна быть периодичность проведения гигиенических процедур, направленных на поддержание необходимого уровня санитарного состояния этих помещений, несколько разнятся. Текущая уборка стоматологического кабинета должна проводиться дважды в день – между сменами и по окончании каждого рабочего дня. Сколько раз делается генеральная уборка в стоматологии по новому СанПиН, зависит от характера проводимых в помещении процедур.
Обязанности по текущей и генеральной уборке стоматологических кабинетов выполняет штатный персонал уборщиков, трудящийся в клинике на постоянной основе и регулярно проходящий профилактические медицинские осмотры. Привлекать к этой работе сотрудников клининговых компаний не следует.
Правила текущей уборки в стоматологии
В перечень предметов, находящихся в зоне лечения и подлежащих обеззараживанию после каждого пациента, входят:
Для обеззараживания используют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного действия. Они должны иметь бактерицидный, вирулицидный (противовирусный) и фунгицидный (противогрибковый) эффект.
Последующий этап текущей уборки стоматологического кабинета включает его обработку ультрафиолетовыми бактерицидными лампами. Ультрафиолетовое излучение обладает дезинфицирующими свойствами, нейтрализующими вредоносные свойства большей части болезнетворных микроорганизмов. С помощью бактерицидных ламп обеззараживаются предметы, находящиеся в кабинете, а также стены и воздух в нем. Однако провести подобную обработку возможно только в помещении, свободном от людей, поскольку ультрафиолет способен вредно воздействовать на глаза и кожу человека.
Количество и мощность бактерицидных ламп подбирается с таким расчетом, чтобы при прямом облучении на 1 куб. м объема помещения приходилось не менее 2-2,5 Вт мощности излучателя. В стоматологии используются приборы следующих видов:
Лампы включаются на 1 час дважды в день – перед началом и после окончания работы. Входить в помещение можно спустя полчаса после их выключения. Также для очистки воздуха в кабинетах используются антимикробные фильтры – электрические и работающие по принципу фотокатализа.
Правила генеральной уборки
В терапевтических и ортопедических кабинетах генеральную уборку необходимо проводить один раз в месяц, в хирургических – еженедельно. График проведения генеральной уборки составляется ежемесячно и утверждается главным врачом.
На первом этапе генеральной уборки в стоматологии используются дезрастворы того же вида и концентрации, что и при текущей санобработке. Ими обрабатывается поверхность стен на высоте не менее двух метров (в хирургическом кабинете – стены до потолка), а также окон, подоконников, дверей, мебели и пола. На втором этапе производят облучение помещения бактерицидной лампой. После этого все поверхности тщательно протирают стерильной ветошью, смоченной проточной водопроводной питьевой водой. Также возможно орошение кабинетов дезинфицирующими растворами при помощи специальной распылительной аппаратуры. Данная процедура проводится в отсутствии людей. В заключение вновь повторяют световую обработку. Периодически в алгоритм генеральной уборки включается процедура мытья оконных стекол: один раз в месяц – изнутри, и один раз в три месяца – снаружи.
Правила использования, обработки и хранения уборочного инструментария
После использования весь уборочный инвентарь тщательно обрабатывают дезинфицирующими растворами, затем промывают в горячей проточной воде и сушат. Текстильные салфетки желательно применять одноразово, но если такой возможности не имеется, их стирают в порошке с кипячением.
Шкафы для хранения уборочного инвентаря должны быть раздельными, в соответствии с тем, в каком кабинете и при каком виде уборки применяются те или иные предметы, и располагаться за пределами медицинских кабинетов, в специально отведенных для этого помещениях.
ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
Клинико-эпидемиологические исследования, проведенные для оценки уровня загрязненности рабочих поверхностей во время лечебного процесса в стоматологических кабинетах выявили различные степени интенсивности микробного загрязнения. По степени загрязнения рабочих поверхностей выделяют три зоны стоматологического кабинета.
Третья зона представляет остальную часть кабинета.
Уборку стоматологических кабинетовпроводят не реже 2 раз в день с применением дезинфицирующих или моюще-дезинфицирующих растворов. Во время уборки обеззараживают мебель, оборудование, краны и раковины, дверные ручки, пол. Обеззараживание проводят двукратным протиранием или орошением с последующим протиранием ветошью, увлажненной дезраствором: 1 % раствором хлорамина, 1 % раствором перформа, 0,75% раствором ПВК, 2% раствором Секусепт-пульвер, Септодор и др.
Генеральная уборка кабинетов хирургической стоматологии проводится один раз в неделю с применением дезинфектантов (комплекс 6% перекиси- водорода и 0,5% моющего средства).
Генеральную уборку остальных стоматологических кабинетов проводят один раз в месяц с мытьем стен, окон, подоконников, мебели, оборудования. Дезинфицирующий раствор наносят на стены, окна, подоконники, двери, столы, пол и включают на 60 мин бактерицидную лампу. Затем все поверхности отмывают стерильной ветошью, смоченной водопроводной водой. Емкости для дезинфекции мебели, оборудования, пола, стен должны быть раздельными и промаркированными.
После использования уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфектанта, после чего ветошь прополаскивают и сушат.
Уборочный инвентарь в стоматологической поликлинике должен быть раздельным для терапевтических, хирургических, ортопедичеческих кабинетов, иметь четкую маркировку. Уборку коридоров и санузлов проводят 2 раза в день с использованием дезинфицирующих средств.
Служебные помещения для медперсонала убирают 1 раз в день 0,5% растворами моющих средств «Лотос», «Логос-автомат», «Астра», «Прогресс».
Обеззараживание воздушной среды.
Состояние и микробная обсемененность воздуха ЛПУ стоматологического профиля играют определенную роль в распространении возбудителей ВБИ, в первую очередь коагулазопозитивных стафилококков, респираторных вирусов, некоторых грибов, а также условно-патогенных и патогенных микроорганизмов, которые в мелкодисперсной фазе бактериального аэрозоля попадают в воздух при работе ротационного оборудования в полости рта пациента. Уровень суммарной бактериальной обсемененности воздуха в конце рабочей смены в хирургическм кабинете составляет 2000 КОЕ (колониеобразующие единицы) в 1 м 3 воздуха, в терапевтичеком и ортопедическом – по 2500 КОЕ.
Действенным средством борьбы с микробным загрязнением воздуха является использование ультрафиолетового бактерицидного излучения с помощью бактерицидных кварцевых ламп, которые включают в конце рабочей смены и в ночное время. Режим дезинфекции, выбор облучателей, расчет их числа зависят от функционального назначения помещения, объема и др. параметров и характеристик в соответствии с «Методическими указаниями по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях» №11-16/03-06, утвержденными Минздравмедпромом РФ 28.02.95 г. Обеззараживание воздуха можно также проводить аэрозольным методом с помощью специальной распылительной аппаратуры. В этом случае используют только те дезсредства, которые разрешены для такого способа применения («Велтолен», «Пемос-1»).
Для стерилизации воздуха малых операционных, создания антисептических условий в стоматологических кабинетах применяют озонирование воздуха с помощью озонаторов ОП1-М и «Микросан ОП-4В», т.к. озон обладает бактерицидной и вирулицидной активностью.
ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Спецодеждав терапевтическом, ортопедическом кабинетах и зуботехнической лаборатории меняется не реже, чем 1 раз в 3 дня, при загрязнении чаще, в хирургическом и ортодонтологическом кабинетах ежедневно. Стирка спецодежды на дому не допускается. Спецодежду без видимого загрязнения биологическими жидкостями собирают в клеенчатый мешок и сдают в стирку. Спецодежду с пятнами крови или гноя обильно смачивают одним из дезинфицирующих растворов на заданную экспозицию, после чего сдают в стирку.
Защитные очки или экраны после каждого пациента протирают салфеткой, смоченной 70% этиловым спиртом.
Руки в перчатках (без видимого загрязнения кровью) после каждого пациента моют под проточной водой с двукратным намыливанием с последующей гигиенической дезинфекцией. При загрязнении перчаток кровью или гноем, перчатки снимают и подвергают дезинфекции в емкости с дезраствором. Разовые перчатки после дезинфекции утилизируют, перчатки многоразового пользования подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации автоклавированием на щадящем режиме при 132°С. После каждого снятия перчаток руки моют и обрабатывают антисептиком.
ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Внутрибольничные инфекции (ВБИ) в России, как и во всем мире, представляют актуальную медицинскую и социально-экономическую проблему. Согласно официальной статистике ВБИ ежегодно поражают 8% госпитализированных больных, что составляет около 2 млн. случаев в год.
Значение внутрибольничной инфекции для здравоохранения определяется тем, что, наслаиваясь на основное заболевание, она утяжеляет состояние больного, удлиняет сроки пребывания в стационаре в среднем на 6-8 дней, является причиной увеличения летальности и смертности.
Помимо снижения качества медицинской помощи населению ВБИ наносят существенный экономический ущерб, что обусловлено дополнительными затратами из-за увеличения длительности стационарного и амбулаторного лечения, дополнительными расходами лекарственных препаратов.
ВБИ как глобальная медицинская и социально-экономическая проблема сформировалась в 50-60-е гг. ХХ столетия. Рост заболеваемости ВБИ в разных регионах мира, прежде всего в экономически развитых странах, в этот период определил комплекс факторов, среди которых ведущее значение имеют:
а) строительство крупных многопрофильных больничных комплексов, характеризующихся своеобразной экологией: большой плотностью заселения, замкнутостью окружающей среды (палаты, коридоры, процедурные и диагностические кабинеты), интенсивными миграционными процессами (поступление и выписка пациентов), тесным общением с медицинским персоналом;
б) формирование артифициального механизма передачи возбудителя ВБИ, реализуемого при проведении инвазивных вмешательств, лечебных и диагностических процедур, использование сложной медицинской техники (по данным ВОЗ около 30% инвазивных медицинских манипуляций не продиктованы необходимостью);
в) наличие большого количества источников инфекции: больные, поступающие в стационар с нераспознанным инфекционным заболеванием или являющиеся бактерионосителями; а также пациенты, у которых ВБИ наслаивается на основное заболевание в стационаре, и медицинский персонал, среди которых могут быть носители и больные легкими и стертыми формами инфекционной болезни;
г) широкое применение антибиотиков, что способствует появлению лекарственной устойчивости у микроорганизмов, и как следствие формирование «госпитальных штаммов»;
д) увеличение группы риска, т. е. лиц, наиболее подверженных заражению и заболеванию ВБИ (больные лейкозами, получающие иммунодепрессанты, больные с онкологическими заболеваниями на фоне химио- и лучевой терапии, больные сахарным диабетом, пожилые, недоношенные новорожденные и дети с врожденными дефектами физического и психического развития).
Среди факторов, способствующих росту заболеваемости, следует выделить отсутствие настороженности в отношении ВБИ у части клиницистов, рассматривающих такие заболевания как пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки и другие как неинфекционную патологию несвоевременно осуществляющих или не проводящих необходимые профилактические и противоэпидемические мероприятия.
Согласно определению Комитета экспертов ВОЗ внутрибольничной инфекцией (синонимы: госпитальная, нозокомиальная инфекции) является любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов заболевания во время пребывания в больнице или после [Комитет экспертов ВОЗ, 1979 г.]. В связи с этим классификация ВБИ представляет определенные трудности. В классификации ВБИ принят как этиологический критерий (например, внутрибольничная дифтерия, сальмонеллез, корь, стафилококковая инфекция и т.д.), так и критерий локализации инфекционного процесса (инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции, раневая инфекция, инфекция кожи, подкожной клетчатки, суставов и т.д.). Приоритет в классификации ВБИ имеет критерий локализации инфекционного процесса, что обосновано преобладанием условно-патогенных микроорганизмов в качестве этиологических агентов ВБИ, для которых характерна политропность.
Оценивая инфекционное заболевание госпитализированного пациента как ВБИ, врач должен рассмотреть возможность имевшейся инфекции, или нахождение пациента в инкубационном периоде к моменту поступления в стационар, т.е. исключить «занос инфекции» в стационар. В качестве заноса инфекционной болезни рассматривают случай инфекционного заболевания, имеющегося у больного на момент поступления в стационар или проявившееся в стационаре через срок, меньший, чем инкубационный период, т.е. когда заражение произошло до момента госпитализации. При подозрении ВБИ у выписанного из стационара пациента необходимо проведение специального эпидемиологического расследования для установления возможности заражения в стационаре.
К патогенным микроорганизмам, имеющим определенное значение в этиологической структуре ВБИ, относят: возбудителей кишечных инфекций (шигеллы, сальмонеллы, энтеропатогенные кишечные палочки), возбудителей инфекций дыхательных путей бактериальной (дифтерии, коклюша, менингококковой инфекции и др.) и вирусной (гриппа, ОРВИ, кори, краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы и др.) природы, а также вирусы гепатитов В, С, Д и ВИЧ.
Наибольшую роль в качестве возбудителей ВБИ играют условно-патогенные микроорганизмы, список которых неуклонно увеличивается. Являясь постоянными обитателями организма человека, они могут находиться на коже и слизистых оболочках, в кишечнике, вызывая различные формы инфекционного процесса у ослабленных пациентов, детей раннего возраста или пожилых людей.
К таким возбудителям относят стафилококки, стрептококки, синегнойную палочку, протей, клебсиеллы, кишечную палочку, сальмонеллы, энтеробактерии, энтерококки, серрации, клостридии, кандида и другие микроорганизмы. ВБИ могут вызывать редкие возбудители, например, легионеллы и пневмоцисты.
Применительно к возбудителям ВБИ часто употребляют термин «госпитальный штамм», который вызывает в стационаре эпидемический процесс и отличается рядом характерных признаков, в числе которых – и селективные преимущества для существования в условиях стационара (высокая устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов госпитальной среды: ультрафиолетовое облучение, высушивание, действие дезинфицирующих препаратов), а также множественная лекарственная устойчивость фагорезистентность. Важной отличительной чертой «госпитальных штаммов» является формирование множественной устойчивости к антибактериальным препаратам, обычно применяемым в том или ином стационаре, а также наличие у этих штаммов «неприхотливости» к условиям среды обитания. Так, например, псевдомонады и клебсиеллы могут бурно размножаться во влажной среде – в ингаляторах, жидких лекарственных формах, на поверхности умывальных раковин, кранах, во влажном уборочном материале.
ВБИ могут быть экзогенного и эндогенного происхождения. В большинстве случаев возбудитель ВБИ проникает в организм пациентов извне при участии разнообразных факторов передачи (воздух, руки медперсонала, медицинские инструменты, перевязочный материал, предметы ухода за больным, вода, пища и др.); развивается инфекционный процесс, имеющий свою специфику. Долевое участие эндогенно возникших инфекций ничтожно мало. Это, в основном, осложнения после операций на кишечнике, придаточных пазухах носа, иногда наблюдается активизация ранее клинически не проявлявшейся инфекции с длительной персистенцией возбудителя (например, герпетическая инфекция).
К контингентам повышенного риска заболевания ВБИ относят медицинский персонал.
В число профессиональных заболеваний медицинских работников, имеющих контакт с кровью больных, входят вирусные гепатиты В,С, Д, ВИЧ-инфекция. Наибольший риск заражения парентеральными гепатитами имеет медицинский персонал отделений гемодиализа, работники клинических лабораторий, хирурги, стоматологи, реаниматологи. Наибольший риск инфицирования медиков связан с первыми пятью годами медицинской практики, когда навыки безопасной работы не являются устоявшимся стереотипом.
Предупреждение заражений медицинского персонала ВБИ основывается на проведении комплекса мероприятий, представленных на схеме 5.1.