в чем заключается философия твоя
Философские вопросы: 135 вопросов для размышления
Философия — это изучение или попытка понять коренную природу реальности, существования и знания. Философские вопросы не имеют четких ответов. На самом деле, заданный философский вопрос часто приводит к еще большему количеству дополнительных вопросов.
Мы на saytpozitiva.ru уверены, что ответы на философские вопросы помогают нам понять себя и окружающий мир, а ключом к ответу является непредвзятость. Но для этого надо мыслить критически, системно и четко.
В этой статье мы собрали для размышления вопросы на философские темы о жизни, любви, человеческой природе, науке и технике, этике и морали. Некоторые вопросы довольно-таки сложные и вечные, тогда как другие простые и интересные.
Философские вопросы для размышления
Философские вопросы о жизни
Вечные или основные философские вопросы
Сложные философские вопросы на разные темы
Интересные вопросы философии
Философские вопросы о любви, отношениях и счастье
10 смешных философских вопросов
10 философских вопросов
Вместо заключения
Почему философские вопросы называют вечными?
Задавать вопросы — это суть человеческой природы. А любопытство заставляет людей открывать и узнавать обо всем, что их окружает. На протяжении всей истории человечества люди задали много вопросов, но которые они нашли исчерпывающие ответы.
Но есть вопросы, которые до сих пор остаются без ответов, их и называют вечными.
Что значит философский вопрос?
Это вопрос, на который нет однозначного и точного ответа. Каждый человек, отвечая на такой вопрос, пытается проанализировать и интерпретировать собственную точку зрения. Этот вопрос заставляет нас задуматься и по-другому мыслить, ведя к позитивной дискуссии.
Удовольствия, познание или долг: в чем философия предлагает поискать смысл жизни
Вопрос о смысле жизни — один из вечных вопросов философии, на который мы вряд ли когда-нибудь узнаем окончательный ответ. О нем любили поспорить и Платон с Аристотелем в V–IV веках до н. э., и современные философы в XXI веке. От них не отстают священники, писатели, физики, биологи, психологи и соседи по подъезду. За долгую историю накопилось множество разнообразных ответов на вопрос о смысле жизни — выбирайте любой!
Хотя смысл жизни — традиционный вопрос философии, исследовать его специально ученые стали только около полувека назад: тогда философия смысла жизни стала отдельным направлением. До этого философы пытались понять, что же такое счастье, нравственная жизнь, добро, справедливость и ответственность, искали определение понятиям «человек» и «бытие» и как бы между прочим отвечали на вопрос о смысле жизни. Почему этот вопрос всё время возникает снова и снова?
Люди — пока что единственные живые существа, способные на рефлексию и взгляд на самих себя со стороны. В отличие от котиков и хомячков мы в любой момент можем отвлечься от своих занятий и спросить себя, почему из множества дел мы выбрали именно это.
Как это обычно и бывает в философии, одного-единственного правильного ответа не существует, и разные философские школы предлагают свои варианты.
Учиться мудрости: жить как Сократ
Для древнегреческого философа Сократа (по крайней мере, если верить его ученику Платону) смыслом жизни является мудрость, познание и самопознание. Только они и способны сделать нас по-настоящему счастливыми, потому что учат нас не радоваться материальным вещам, а тому, как мы ими распоряжаемся. Какой смысл в деньгах, если они используются для войн и делают других несчастными? Какой смысл в золоте, если оно не приносит пользы ни нам, ни окружающим?
Сократ заметил, что даже самые хорошие вещи в руках глупого человека только сделают его более несчастным, ведь он не будет знать, как ими правильно распоряжаться.
Деньги он потеряет, здоровье разрушит, потому что не будет следить за собой, любовь упустит из-за придирок или завышенных ожиданий. Глупый человек обречен на несчастья, сколько бы он ни имел — так считал Сократ, а потому учил, что только в обретении мудрости и заключается наивысшая цель нашей жизни. Ведь умный, даже не имея ничего, найдет способы, как обернуть ситуацию в свою пользу.
«Поскольку мы все стремимся к счастью и, как оказалось, мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами, причем пользуемся правильно, а правильность эту и благополучие дает нам знание, должно, по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым».
— Сократ в диалоге Платона, «Евтидем»
Наслаждаться: жить моментом, как киренаики
С Сократом не соглашались его ученики, известные как школа киренаиков. Они считали, что познание субъективно — то есть истина у каждого своя, а потому мудрости учиться не надо, а лучше объявить различные радости (включая и простые телесные удовольствия вроде еды и секса) смыслом жизни.
Киренаики рассуждали так: раз будущее неизвестно, а одно и то же может разным людям (или одному человеку в разные времена) приносить и удовольствие, и страдание, нужно жить настоящим и пытаться каждый миг своей жизни сделать максимально счастливым: радоваться вкусной еде и вину, хорошей погоде и встречам с друзьями.
Неизвестно, каким окажется будущее, а жизнь происходит уже сейчас и складывается из вот таких вот отдельных моментов.
В этом и заключается смысл по-киренайски — наслаждаться жизнью и самому решать, что для тебя такое «наслаждение»: пиры и вино или интеллектуальные беседы и философия. Киренаики одобряли всё.
«Не нужно ни жалеть о прошлом, ни бояться будущего; но нужно довольствоваться только настоящим, да и то только каждым его моментом в отдельности.
Отдельное наслаждение само по себе достойно выбора. Но счастье возникает не само через себя, а через отдельные наслаждения».
— цитаты киренаиков по Лосеву, «Киренаики»
Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски
Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?
Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.
Вместо этого Эпикур предлагал сделать смыслом своей жизни получение «постоянных» (или «высших») удовольствий — душевного покоя, благоразумия и умеренности.
Если мы достигаем душевного равновесия, оно никуда не уходит и поддерживает нас в сложные минуты, помогает видеть в жизни главное. Чтобы достичь такого состояния духа, Эпикур советовал заниматься самопознанием, изучать всё новое, не бояться богов и смерти, а также сосредоточиться на том, что в наших силах.
«Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе».
Преодолеть страдания: жить как стоики и Будда
Учение Эпикура во многом перекликается с тем, что советуют стоики и буддисты. И те и другие ищут смысл жизни в душевном покое — только он достигается не за счет поиска постоянных удовольствий, как думают эпикурейцы, а благодаря свободе от страданий. Итак, как же перестать страдать? Тут есть несколько рецептов.
Стоики считали, что мы способны преодолеть страдания, только достигнув особого состояния — апатии. И это не полное равнодушие и даже упадок сил, как принято сейчас думать, а специфическое состояние ума, которое достигается благодаря правильным суждениям и самоконтролю.
Когда мы поймем, что всё в мире делится на то, что мы можем контролировать, и на то, что не можем, а также начнем беспокоиться только о первых и не переживать о вторых, — тогда мы начнем жить стоически. Причем единственное, что мы полностью можем контролировать — это наше отношение к ситуации. Только мы сами вправе решать, переживать нам из-за плохой погоды, или вместо этого одеться теплее и сосредоточиться на своем душевном равновесии. И перестать страдать.
«Если ты огорчаешься по поводу чего-либо внешнего, то угнетает тебя не сама эта вещь, а твое суждение о ней. Но устранить последнее — в твоей власти. Если же тебя огорчает что-либо в твоем собственном настроении, то кто мешает тебе исправить свой образ мыслей? Точно так же, если ты огорчаешься по поводу того, что не делаешь чего-либо, представляющегося тебе правильным, то не лучше сделать это, нежели огорчаться?».
— Марк Аврелий, «Наедине с собою»
Философия буддизма тоже ставит свободу от страданий превыше всего. Чтобы добиться такой свободы, стоит помнить, что источник страданий — наши желания. Мы постоянно чего-то хотим и страдаем, когда этого у нас нет. Получив же, страдаем, потому что легко можем этого лишиться, а также потому, что начинаем хотеть большего (или чего-то другого). Только отказавшись от всех желаний, мы способны избавиться от страданий и достичь особого состояния — нирваны.
Впрочем, словосочетание «смысл жизни» в привычном нам значении не очень-то к буддизму применимо. Буддизм — это широкое направление философии. В нем столько разных школ и течений и такая сложная терминология, что некоторые западные философы напоминают нам: всё, что западному пониманию доступно, — это «адаптация» буддизма для нашей культуры. Конечно, это не означает, что его нужно бросить и вообще не исследовать, просто стоит всегда помнить об ограниченности нашего понимания.
Построить идеальное общество: жить по-конфуциански
Еще один любопытный вариант смысла жизни, доставшийся нам в наследие из восточной философии, — это стремление построить совершенное общество, в котором будет достигнута гармония между человеком и Небом.
Древнекитайский философ Конфуций учит, что идеальное общество можно построить, только если каждый человек будет хорошо исполнять свои обязанности и следовать своей судьбе.
Он рассматривал каждого человека как винтик в большом механизме, для слаженной работы которого важно, чтобы каждый старательно исполнял свои обязанности. Только работая сообща, исполняя свою предписанную роль и уважительно относясь друг к другу, люди способны жить в лучшем обществе. А потому и смыслом жизни Конфуций объявлял самосовершенствование и наилучшее исполнение той работы, которая тебе дана. Каждый человек, кем бы он ни был, способен учиться и совершенствовать то, что он делает: неважно, будто то уборка и готовка или управление страной.
Кроме того, Конфуций напоминает, что люди никогда не должны забывать и о других. Много внимание в конфуцианстве уделено отношениям: как быть хорошим сыном и родителем, как любить всех людей и как исполнять свой долг перед другими.
«Когда человек совершенствует то, что ему дано от природы, и использует это во благо других, он недалек от Истинного Пути. Не делайте то, что вам не нравится, по отношению к другим людям».
— Confucius, The Doctrine of the Mean
Исполнять свой долг: жить как Кант
Если идеи долга вам близки, но строить идеальный мир как-то не хочется, то спросите, в чем смысл жизни у немецкого философа XVIII века Иммануила Канта. Он посоветует добровольно следовать категорическому императиву или, проще говоря, моральному закону, который звучит так:
«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
— Иммануил Кант, «Критика практического разума»
Кант предлагает еще несколько вариаций категорического императива, но его суть такова: наш долг в том, чтобы жить и относиться к другим людям так же, как мы хотели бы, чтобы жили другие и относились к нам самим.
Проще говоря, если унижаешь других, не жалуйся, когда унижают тебя. А если хочешь, чтобы тебя любили, в первую очередь люби и уважай других.
Впрочем, Кант не поощряет эгоизм и учит, что к другим ни в коем случае нельзя относиться как к средству для достижения собственных целей: например, любить других только для того, чтобы любили тебя. Наоборот, нужно ценить каждого человека и видеть в нем личность или, как сказал бы Кант, «конечную цель». Только жизнь в согласии с моралью и может быть осмысленной.
Делать счастливыми других и быть самому счастливым: жить как утилитаристы
Однако не все философы согласны, что мораль заключается только лишь в исполнении нравственного долга. Утилитаризм учит, что действие может быть названо моральным, только когда оно приносит как можно больше счастья и пользы всем вокруг. А значит, и смысл жизни состоит в том, чтобы это счастье максимизировать и быть, таким образом, полезным обществу.
Но как этого добиться? Можно, например, мысленно подсчитывать, как много счастья принесет то или иное действие, а затем делать то, что наиболее полезно обществу.
Иногда даже во вред себе: выбирая между счастьем одного или десятерых, утилитарист предпочтет количество. А потому жизнь, наполненная смыслом, будет та, в которой человек приносит наибольшую пользу обществу и делает как можно больше людей счастливыми.
Утилитаристов за это любят покритиковать: не всё в жизни можно так легко подсчитать и сравнить, да и люди вряд ли согласятся жертвовать собой в угоду остальным.
Английский философ XIX столетия Джон Стюарт Милль возражает на это: «Счастье остальных делает счастливым и меня самого», — потому мы и совершаем добрые альтруистические поступки. Чаще всего именно они и наполняет нашу жизнь смыслом: делая счастливыми других и видя на их лицах улыбки, мы и сами становимся чуточку счастливее.
Смысла нет: жить нигилистически
Впрочем, часть философов вообще сомневается в том, что в жизни есть какой-либо смысл. Например, немецкий философ XIX столетия Фридрих Ницше напоминает, что нет никакой объективной истины, всё зависит только от нас самих, точнее, от того, с какой стороны мы смотрим на вещи. У мира нет никакого смысла, как нет одной объективной истины, и нам нужно прекратить поиски.
С ним соглашается французский философ XX столетия Альбер Камю, который тоже говорит, что жизнь абсурдна и не имеет никакого смысла, как бы мы отчаянно ни пытались его найти. Все наши попытки — всего лишь разные точки зрения, ни одна из которых не может быть окончательной.
Он сравнивает вечные попытки человека найти всему объяснение с Сизифовым трудом: мы катим камень в гору, надеясь, что в этот раз удастся закатить его на вершину, смысл найдется и всё станет ясно, — вот только камень всегда скатывается вниз, мы остаемся ни с чем и начинаем всё по новой.
Жизнь бессмысленна, но это не значит, что следует сдаться и отказываться жить. Скорее, стоит прекратить попытки искать смысл и заявить, что отсутствие смысла дает человеку огромную свободу. Можно делать всё, что хочется, и не переживать за то, что твои действия бессмысленны.
Можно, наконец, честно сказать себе: «Жизнь — это абсурд, но я буду ею наслаждаться». Не жалеть о прошлом, не переживать за будущее, просто жить.
«Всё завершается признанием глубочайшей бесполезности индивидуальной жизни. Но именно это признание придает легкость, с какой они осуществляют свое творчество, поскольку принятие абсурдности жизни позволяет полностью в нее погрузиться».
— Альбер Камю, «Миф о Сизифе»
Искать собственный смысл жизни: жить, как учат современные философы
Одной статьи не хватит, чтобы описать все возможные варианты ответов на вопрос о смысле жизни. Да и жизни тоже не хватит, чтобы прочитать всех мыслителей и узнать, в чем они находили смысл.
А потому некоторые современные философы поступили хитрее: они считают, что каждый человек должен сам найти для себя свой смысл жизни.
Не стоит ждать, пока кто-то из мудрых ответит на этот самый главный вопрос, пора брать жизнь в свои руки и искать то, что вдохновляет и наполняет серые дни смыслом.
«Мне не кажется, что жизнь в общем имеет какую-либо цель. Она просто происходит. Но у каждого конкретного человека есть своя цель».
— Бертран Рассел, «Кто такой агностик?»
И вот эту самую свою цель и нужно найти, а затем жить так, чтобы ее достичь. Впрочем, философы предупреждают: зацикливаться на будущем так же опасно, как и надеяться на то, что ответ на вопрос о смысле жизни можно узнать, прочитав один лишь учебник.
«Привычка надеяться на будущее и думать, что оно придает смысл тому, что происходит сейчас, очень опасна. Не будет никакого смысла в целом, если нет смысла в его частях. Не нужно думать, что жизнь — это мелодрама, в которой главный герой или героиня мучаются и страдают, а потом обретают счастье. Я живу сейчас, и это мой день, потом у моего сына будет свой день, а затем его сын придет на его место».
— Бертран Рассел, The Conquest of Happiness
В конце концов, это правда: научиться жизни можно, только начав непосредственно жить. Это страшно. Непонятно, как это всё делается, но у нас нет другого пути. К жизни не прилагается никакой готовой и проверенной инструкции. А если бы она была, то жить было бы слишком скучно.
Зато можно придумать инструкцию по сбору своего смысла жизни — что мы и сделали.
Чем живут современные философы
Говорим о месте философии в современности и о типичном рабочем дне современного философа. Нет, это не только лежать на диване, размышляя о вечном.
Представления о философах часто окружены романтическими стереотипами — их видят мыслителями, бесконечно ищущими ответы на вечные вопросы о жизни и смерти. Разбираемся в основных вопросах о современной философии.
Кто такой философ
Философия (с греческого это слово переводится как «любовь к мудрости») — система идей и представлений о мире, рационально обоснованных и систематизированных. Можно сказать, что философ — это тот, кто размышляет на философские вопросы, например о Боге, любви, политической жизни, и пишет научные труды, в которых предлагает логически выстроенные решения. Исследователь опирается на философскую традицию, то есть на идеи мыслителей, которые задавались теми же вопросами раньше. Философ может продолжать чей-то труд, а может критически переосмысливать его и даже спорить с ним. Философ сегодня, как правило, рассуждает на актуальные темы, а также анализирует тексты своих предшественников и распространяет артефакты человеческой мысли, вступая в диалог с мыслителями прошлого.
Чем занимается философ в обществе
Философ зачастую занят анализом современных культурных и социальных проблем. Он изучает общество и человека, наши взаимодействия друг с другом, отношения с государством, принципы работы мышления и языка. Обращаясь к людям, философы делятся рассуждениями, чтобы у нас была возможность приобрести новый взгляд на обыденные вещи, выйти за пределы привычной бытовой мудрости, порефлексировать и лучше понять самих себя и мироздание.
Как стать философом
Строго говоря, чтобы стать философом, заканчивать университет необязательно, но если для вас эта наука — неизведанная интеллектуальная территория, то вуз окажет вам большую поддержку в знакомстве с историей идей и философскими традициями. Этому учат на философских факультетах, которые есть во многих вузах, в том числе в таких, как МГУ, ВШЭ и РГГУ.
Чтобы поступить на философский, как правило, нужно сдавать ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому, иногда к ним добавляется английский. В вузе вы будете читать много философских трудов — от древнегреческих до современных, анализировать их, сравнивать, изучать логику, историю, знакомиться с гуманитарными дисциплинами и приобретать навыки научной аргументации, писать эссе и проводить исследования.
Как сами философы понимают свою профессиональную деятельность и роль философии в жизни общества? Об этом мы поговорили со студентами философских факультетов и с исследовательницей в области философской антропологии.
студентка первого курса философского факультета МГУ
Что для тебя философия?
Если давать философии определение, то получится, что философия — это не совсем наука. У меня скорее возникает ассоциативный ряд с историей мысли, с познанием себя и бытия вокруг.
В какой-то момент я поняла, что всё, что меня интересует — наука, искусство, религия, — всё сходится в одной точке, и этой точкой оказалась философия. Гуманитарные факультеты дают базу. Ты можешь забыть, как звали египетского царя в V веке до нашей эры, но всё равно после учёбы останется что-то, что позволит тебе смотреть на мир сложнее.
Прикладной функции у философии нет. Но философия — это живая материя. Мне кажется, абсолютно каждый человек философствует.
Философский труд, конечно, может написать не каждый, но каждый может прийти к тем же мыслям, что высказываются в этом труде. Поэтому нельзя ограничивать философию только кругом людей, получивших философское образование.
Главная ценность философии — это осознание себя в этом мире, мира внутри себя и всего существующего. Во время изучения философии у тебя получается раздвоиться и начать задавать себе вопросы, которыми ты бы не задавался иначе. Философия позволяет смотреть с другой высоты на себя и на мир — без такой смены перспективы невозможно двигаться дальше. Думаю, что философия — это уровень рефлексии. А без рефлексии жизнь, конечно, возможна, но что это за жизнь тогда такая?
студентка четвёртого курса Школы философии и культурологии ВШЭ
Как ты решила поступать на философский факультет?
Кажется, всё началось с факультатива по логике. Там я познакомилась с преподавателями и студентами Школы философии ВШЭ. Общение с преподавателями-философами дало понять, что философия может дать мне фундаментальное гуманитарное образование и поможет в моём дальнейшем академическом пути.
Что для тебя философия?
Можно по-разному определять её: от любви к мудрости до способа мышления. По сути, это некое стремление к вопрошанию и поиску причин в метафизическом дискурсе. Вместо вопроса «Почему небо голубое?» философ спрашивает: «Почему мы видим небо голубым? Почему правильно, что небо голубое?» Философия обращает внимание на те вещи, которые часто остаются вне стандартного поля вопросов. Мне кажется, что все дети — философы: они интересуются миром, размышляют о том, почему что-то происходит.
Философия — это наука, которая стоит вне остальных наук и над ними. В этом её смысл.
В чём ценность гуманитарного знания и философии для общества?
Человек не может жить без культуры. Кем бы ни работал человек, он приходит домой с работы и в свободное время занимается чем-то, отдыхает. Его досуг связан с культурными практиками, а культура — это вотчина гуманитарного знания. Устройство общества завязано на гуманитарном знании. Без понимания человека и культуры никакие институции бы не смогли работать. В буклете философского факультета как возможное место работы выпускников указана госслужба — в этом есть правда. Навыки теоретизации и понимания процессов, связанных с государством, человеческой жизнью и мышлением, необходимы при устройстве жизни общества.
младший научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН
Что для тебя философия?
Я бы ответила так — в какой бы ситуации ни находилось человеческое существо, оно задаётся вопросами по поводу своего положения. Философия позволяет проследить причинно-следственные связи между нашими суждениями, и так мы гармонизируем картину мира, она становится менее противоречивой. Иными словами, философия — это инструмент для сборки человека, то есть её миссия довольно прагматична.
Как ты решила стать философом?
Я с ранних лет тяготела к книгам, к анализу текстов и их написанию. Философское образование представлялось мне тем пространством, которое позволяет студенту получить самый широкий спектр знаний. Нужно сказать, что мои ожидания оправдались: философское образование даёт выходы на бесчисленное количество гуманитарных наук — и на психологию, и на культурологию, и на эстетику, и на логику. На примере тех, кто учился со мной в одно время, я могу сказать, что люди, окончив философский, двигаются с полученным багажом знаний в самых разных направлениях, и я уверена, что этот багаж способен обогатить любую сферу деятельности.
Моя же ситуация такова, что уже на третьем курсе, когда настала пора выбирать кафедру и научного руководителя, я попала в очень интересный сектор — сектор аналитической антропологии. Университет, в котором я училась, — это университет при Академии наук, и большая часть преподавательского состава относилась непосредственно к Институту философии при Академии наук.
Выбирая научного руководителя, ты также выбирал сектор (кафедру), к которой будет относиться твоя курсовая или дипломная работа. Я выбрала философскую антропологию как дисциплину, которая, на мой взгляд, затрагивала наиболее актуальные вопросы и тексты. В дальнейшем, познакомившись с исследователями с этой кафедры, мне уже не хотелось расставаться ни с кафедрой, ни с коллегами, так что после диплома я поступила в аспирантуру и в мае этого года защитила кандидатскую диссертацию — уже в статусе научного сотрудника.
Это спорный тезис, но мне кажется, никакая творческая работа невозможна без фигуры учителя, наставника или мастера.
Я вижу подтверждения этому в самых разных сферах — и в искусстве, и в кино, и в науке: там, где имеет место творческий процесс, важно найти ориентир, авторитет, источник вдохновения, в диалогах с которым — очных и заочных — ты сможешь обучаться и расти. Для меня таким источником был мой научный руководитель, Валерий Александрович Подорога — создатель метода аналитической антропологии и основатель одноимённого сектора в ИФ РАН.
Что входит в сферу твоих научных интересов?
Меня всегда привлекал феномен коллективности. Я начала исследования с написания курсовых и диплома о французской социологической школе: меня заинтересовали Жорж Батай и Роже Кайуа. Эти мыслители задавались вопросами, которые кажутся актуальными и сейчас: что есть феномен сакрального вне религиозности, в «светском» пространстве? Как общество коллективно переживает сакральный опыт? Чем подпитывается коллективный аффект? В дальнейшем я осталась в лоне «континентальной» традиции и посвятила кандидатскую французскому исследователю Рене Жирару.
Дописывая диссертацию, я увлеклась темой экологии. Мне казалось очень важным осмыслить экологические проблемы с философских позиций, и я организовала просветительский лекторий Repubblica Verde, в котором учёные из разных сфер могут знакомить широкую аудиторию с разными аспектами «зелёной» повестки.
Другая тема, которой я увлеклась в последнее время, это экофеминизм — теория, которая проводит параллель между угнетением социальных групп, в первую очередь женщин, и отношением человека к природе. Экофеминизм предлагает нам порефлексировать на тему того, как преодолеть иерархическую модель отношений с природой и выстроить более здоровые и менее ресурсно-ориентированные отношения между всеми живыми существами.
Как выглядит рабочий день философа?
Любопытно, что любой исследователь всегда находится в режиме «работы» и никогда не находится в режиме «отдыха»: любая интеллектуальная пища становится поводом для размышления, и получается, что грань между состояниями работы и не-работы стирается, особенно когда ты погружён в какую-то интересующую тебя тему и охвачен азартом. В философии это усугубляется тем, что мысль не имеет локализации, она не привязана к конкретным инструментам, без которых невозможен рабочий процесс.
Но я всё же настаиваю на том, что мы все нуждаемся в гигиене труда и «переключении режимов». Например, мне нравится работать в библиотеке, писать от руки, я люблю книги в бумажном формате. В этом плане я стою на осознанно ретроградных позициях и симпатизирую «тёмной академии», потому что она придаёт учебно-исследовательскому процессу эстетическое измерение.
Пандемия существенно изменила форматы взаимодействия в РАН: раньше мы имели возможность побеседовать с коллегами очно, спонтанно заглянуть на чей-то семинар, узнать любопытную новость во время смол-тока в коридоре. Теперь мы больше взаимодействуем онлайн, и это повлияло как на взаимодействие внутри сообщества, так и индивидуальные распорядки дня. Сейчас институт снова переходит на прежний режим работы, и я думаю, что возвращение в офлайн заставит нас под другим углом взглянуть на процесс исследования.
Какова социальная функция философии?
Я согласна с тезисом «личное — это политическое», но рискну предположить, что любое личное в равной степени и философское.
Мне кажется, социальная функция философии заключается в том, что, когда мы теряем почву под ногами, в философских текстах мы можем найти своего рода маяки, в свете которых из разрозненных аффектов, идей и терминов складывается наше знание о мире.
Философия показывает, из какой точки производятся те или иные наши высказывания, как устроены наши идейные остановки, касающиеся общественного устройства, социальной справедливости и морали, ценности искусства. Потому что эти установки в той или иной форме есть у каждого Homo sapiens, но мы не всегда умеем защищать свою позицию, находить нужные аргументы, строить из них непротиворечивую систему, как я упомянула ранее.
Философское образование укореняет где-то в подсознании мысль, что ты не одинок в своём вопрошании: какую бы позицию ты ни занимал, что бы ни переживал, какие дилеммы бы перед тобой ни стояли, найдётся автор, который может стать твоим заочным собеседником. Это особенно ощутимо и ценно в эпоху турбулентности, такую, какую мы переживаем сейчас. Я замечаю подъём интереса к гуманитарным наукам, это видно в том числе и по возрастающему запросу на научно-популярные тексты и передачи.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter