в чем заключается экономическая функция государства современного цивилизованного государства
Функции государства. Функции государства – это главные направления его деятельности
Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.
Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;
2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;
3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;
4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими странами;
2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 4.
ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Эволюция государства как системы социальных функций (по Калашников С.В. Очерк теории социального государства. / С.В. Калашников М.: Изд-во Экономика, 2006)
2. Возникновение и развитие понятия «социальное государство» (по Калашников С.В. Очерк теории социального государства. / С.В. Калашников М.: Изд-во Экономика, 2006)
Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;
2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;
3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;
4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими странами;
2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
Выделяют три основных формы государственного устройства:
федерация;
унитарное государство;
Конфедерация.
Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.
Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Признаки конфедерации:
Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.
2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Политический (государственно‑правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.
Существуют следующие виды политического режима:
Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;
Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;
Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству;
Теория, согласно которой власть в государстве должна быть разделена между тремя независимыми и взаимно уравновешенными ветвями, — законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть принимает нормативные акты высшей юридической силы, исполнительная исполняет законы. Судебная власть отправляет правосудие на основании закона.
Цель теории разделения властей — исключение возможности узурпации власти в государстве. Это необходимо, так как лицо, сосредоточившее всю государственную власть в своих руках, перестает при использовании власти руководствоваться интересами остальных граждан. А граждане теряют возможность бороться со злоупотреблениями правителя.
Легитимность – это форма поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами.
Легитимность власти означает общественное признание власти, доверие и поддержку, которые оказывают ей общество, народ, а не только правовое, юридическое закрепление политической власти в соответствующих государственных документах.
Легитимность характеризуется тремя моментами:
Формальная легальность;
Истинная легитимность, поддержка власти населением;
Преемственность власти, смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов, в противном случае новая власть может законодательно оформить свою деятельность, т. е. стать формально законной, но при этом не обладать качеством легитимности, власть, основанная на насилии, не имеет будущего;
Выделяют три формы (теории) легитимности, которые объясняют причины, по которым данная власть может пользоваться поддержкой народа:
Традиционная легитимность;
Народ поддерживает власть потому, что привык к ней, власть носит длительный, устойчивый характер, примером может служить монархическая власть.
Харизматическая легитимность;
Рационально-правовая легитимность;
Назовите экономическую функцию современного цивилизованного государства. обеспечение хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства
обеспечение хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства
Определите характерные черты или признаки механизма государствавсе признаки
Основной критерий деления государств на правовые и неправовыев соответствии с юридической практикой и правосознанием
Назовите главную предпосылку свободы личности и всего обществасобственность
Право- это:совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых им от нарушения
Влияние государства на правогосударство обеспечивает охрану права
Назовите характерные особенности правовых норм, отличающих их от других социальных нормобщеобязательность, нормативность, гарантированность государством
Назовите нормы права, различающиеся по субъекту право- творчествазаконодательные нормы и подзаконные нормы
Право принятия законов Президентом РК:имеет такое право лишь в исключительных случаях, прямо указанных в Конституции РК
Институт права- этофункция права
Назовите стадию правотворческого процесса:законодательная инициатива
Выделите виды правотворчества по субъекту:референдум
Закон обратной силы не имеет- это значит, что:закон не действует на те отношения, которые возникли до принятия данного закона
Одновременно возникает правоспособность и дееспособность:у юридических лиц
Юридический факт, наступление которого не зависит от воли людейфакт- событие
Форма реализации норм права осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни:правоприменение
Назовите средство правового воспитания:правовая пропаганда, правовое обучение
Термин «деликт» означает:деяние в форме действия или бездействия, нарушающее требование права, то есть правонарушение
Назовите наиболее значимые обстоятельства, отягчающие ответственностьсовершение противаправного деяния с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим
Правовая система, где судья является творцом права:англо- саксонская
Назовите фундаментальную науку правоведенияобщая теория государства и права
Назовите представителей «Классовой теории» происхождение государства и права
Маркс, Энгельс, Ленин
Государственный суверенитет- этосамостоятельность и независимость государственной власти при решении внутренней и внешней политики
Единое государство, которое подразделяется на административно- территориальные единицы, но не обладает политической самостоятельностью- это …унитарное государство
Назовите форму правления, при которой власть переходит по наследствумонархия
Светское государство- этогосударство, которое не признает господствующей ни одну религию, равно относится ко всем существующим, допускает существование различных видов религий
Укажите признак дуалистической монархиивласть монарха и парламента
Вмешательства государства требуется в следующих областях жизнедеятельности общества …во все сферы жизнедеятельности общества
Основная цель правового государствасоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, формирование активного гражданского общества
Правовые презумпции- этозакрепление в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов
Презумпция невиновности- этопредположение о том, что каждый гражданин является честным, добропорядочным и ни в чем невиновным, пока в установленном порядке не будет доказано иное
Нормативный характер права означает, что:право выступает в виде системы официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм
Социальные нормы по содержанию бывают:политические, экономические, эстетические, организационные, нормы культуры, правовые
Основной источник права в республике Казахстан …нормативно- правовой акт
Нормативно- правовые акты, издаваемые правительством РК, по вопросам своей компетенции и имеющие обязательную силу на всей территории РК:постановления
Нормативно- правовой акт, обладающий высшей юридической силой:конституция
Основной критерий деления системы права на отрасли:предмет и метод правового регулирования
Укажите принципы правотворчеств:законность, демократизм, профессионализм
Не являются деликтоспособными :душевнобольные, малолетние
Претворение правовых норм в деятельность субъектов права в результате соблюдения правовых запретов, исполнения юридических обязанностей и использования субъективных правреализация права
К методам правового регулирования относятся:императивный, диспозитивный
Диспозитивный метод правового регулирования означает:способ воздействия, представляющий субъектам права возможности урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законов
Рекомендательный метод правового регулирования означает:способ воздействия, предлагающий субъектам права наиболее целесообразный вариант поведения
Стадия правоприменительного процесса:решение дела и оформление акта применения права
Укажите основные показатели правовой культуры и личностиправомерное поведение
Показателями правовой культуры общества являются:Все перечисленное и уровень правотворческой и правореализующей культуры
Гарантии, обеспечивающие законность и правопорядок:юридические, политические, международные
Первые государства возникли…в IV-V тысячелетии до н.э.
Право от обычаев отличается …если обычаи выражаются в устной форме, то право выражается в письменной форме в виде нормативных актов
Назовите представителей «Психологической теории» происхождение государства и праваПетражицкий, Фрезер, Тард
Признаки, характеризующие республиканскую форму правления …выборность и ограничение власти главы государства и других верховных органов власти определенным сроком и зависимость от воли избирателей
Правовые формы реализации функций государстваправотворческое, правоохранительное, правоприменительное
Унитарное государство- этогосударство, территория которого разделена на административные или национально- территориальные единицы- области и районы имеет единые органы власти и правления
Назовите орган, относящийся к исполнительной властиправительство
Назовите государственный орган, коллегиальный по управлениюгенеральный прокурор
С принципом разделения властей государственные органы делятся назаконодательные, исполнительные и судебные
Республика Казахстан- социальное государство, это значит что…государство заботится о всех группах населения
Авторы, разработавшие теорию правового государства на основе естественного праваИ.Кант, Шарль-Луи Монтэскье, Джон Локк
Естественное право- это:высшие постоянно действующие независимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, свободу, равенство
Признаки права- это:общеобязательность права
Элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормысанкция
Законность как один из принципов правотворчества означает:соблюдение процедуры и компетентности принятия актов
Разновидность систематизации законодательства, при которой консолидация нормативных материалов производится по хронологическому, предметному и иным критериям- это:инкорпорация
Отрасль права, относящаяся к частному праву:гражданское право
Юридическое лицо считается созданным:с момента его государственной регистрации
Действие юридических норм в пространстве означает, что:
правовые нормы действуют на определенной территории
Правовой нигилизм- это:неверие в возможности права, девальвация права, законности, игнорирование законов, отрицание социальной и личной ценности права
К формам выражения правового нигилизма относятся:Все перечисленное и издания противоречащих актов, несогласованные действия государственных органов на всех уровнях
Правоотношения- это:особый вид общественных отношений, участники которых обладают взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, гарантированные силой государства
Из перечисленных видов ответственности найдите ту, которая относится к юридической:дисциплинарная
Экономические функции государства
Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на эффективное использование производственных ресурсов для удовлетворения потребностей как членов общества, так и общества в целом.
Повышение благосостояния членов общества – конечная цель любого производства. Она реализуется через множественность целей, определяющих целевую направленность государственного регулирования экономики. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Можно выделить следующие главные цели: 1) стабильный рост национального объема производства, а для этого обеспечение нужных темпов экономического роста; 2) обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения; 3) обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне; 4) достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны и др.
Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства:
– стабилизационная – состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством антициклической политики;
– распределительная – связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;
– социальная – способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;
– аллокационная – государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.
В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:
– организацию функционирования государственного сектора. Эта функция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике;
– формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации;
– внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.
3. Инструменты, методы и формы
государственного регулирования экономики
Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.
Инструменты государственного регулирования – это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.
Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.
Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.
Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.
Методы регулирования – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.
В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:
– государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий‑монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т. д.;
– поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т. п.;
– защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности;
– дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.
Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.
Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.
Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.
Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно‑денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т. д.).
Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.
Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.
Формы регулирования – это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:
1. Государственное стимулирование научных исследований и опытно‑конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:
– распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;
– косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;
– формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно‑технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;
– прогнозирование научно‑технического прогресса и его последствий.
Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно‑технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей – участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.
2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.
Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:
– проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;
– стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.
3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:
– конъюнктурное – краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;
– частично‑структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;
– структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.
В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные – основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству концентрировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.
4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.
5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:
– регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;
– субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;
– регулирование закупочных цен;
– государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;
– выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.
Государственное регулирование экономики имеет свои границы. Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.