в чем заключается экологическая функция классного руководителя

Экологическое образование школьников в системе работы классного руководителя. Опыт работы школы по решению задач экологического образования школьников

в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Смотреть фото в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Смотреть картинку в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Картинка про в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Фото в чем заключается экологическая функция классного руководителя

Дата публикации: 24.01.2020 2020-01-24

Статья просмотрена: 445 раз

Библиографическое описание:

Панфилова, Т. А. Экологическое образование школьников в системе работы классного руководителя. Опыт работы школы по решению задач экологического образования школьников / Т. А. Панфилова, С. В. Зиновьева, Д. А. Варзугин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66746/ (дата обращения: 03.12.2021).

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, руководитель, учитель, окружающая среда, класс, классный руководитель, природная среда, система работы, участие.

По мнению Б.Т Лихачева экологически безответственное поведение — следствие недостаточно развитой у человека потребности практического участия в природоохранной деятельности [1].

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве у школьников необходимо начинать как можно раньше.

Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, основная задача образовательного процесса — это формирование образованной, инициативной успешной личности, системой современных взглядов, ценностных идейно-нравственных, культурных эстетических принципов норм поведения [6]. Исходя из этого определения, можно выделить основные аспекты, развиваемые географией в средней школе, а именно:

1) Осознание себя частью единого общества, как в общероссийском, так и общемировом масштабе.

2) Осознание неделимости географического пространства Российской Федерации как места проживания населяющих её народов.

3) Осознание значимости современных экологических проблем для России и всего мира [4].

Систему экологического образования составляют следующие звенья:

– экологическое образование в семье;

– экологическое образование в дошкольных учреждениях;

– экологическое образование в школе (в учебной и внеурочной работе);

– экологическое образование в детских внешкольных учреждениях;

– экологическое образование в лагерях летнего отдыха;

– экологические самообразование [2].

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем, поставленных временем. В средней общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако школьная география, по сравнению с другими учебными дисциплинами, отличается большей экологизацией.

в системе работы классного руководителя можно выделить и развивать следующие Универсальные Учебные Действия:

а) формирование мировоззренческого взгляда на мир с естественнонаучных позиций;

б) понимание и принятие гуманистических и общемировых ценностей;

в) осознание своего единства с другими гражданами РФ.

а) развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

б) уметь моделировать предложенные системы;

в) умение строить высказывание.

а) уметь слышать и слушать;

б) уметь выразить свои мысли;

в) предотвращать конфликтные ситуации [5].

Наиболее действенным средством экологического воспитания и обучения является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

– по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

– по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);

– по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сухостоя);

– по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

– по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Современная экологическая культура в России характеризуется:

а) низкими экологическими знаниями;

б) низкой удовлетворенностью информацией в экологической сфере, восприятием окружающей среды как непригодной для жизни;

в) ожиданием ухудшения здоровья;

г) сокращения продолжительности жизни из-за состояния окружающей среды;

д) убеждением, что экологическая обстановка будет ухудшаться, и что необходимо принятие более жесткого экологического законодательства, более строгих мер по отношению к загрязнителям природы. 3

Самым сильным инструментом формирования экологической культуры является именно последнее. Походы на экскурсии в краеведческие музеи, метеостанции, экологические лаборатории, а особенно самостоятельные организации школьников, такие как «зеленый патруль», являются мощным способом на практике показать детям, что значит быть экологически культурным человеком, объяснив это в том числе и на своем примере.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Русская Халань Чернянсского района Белгородской области», как и многие другие сельские школы, является одним из примеров социологической модели общества. Это особое звено социологической системы со свойственными ей проблемами, которыми озабочены жители села. Сельская школа всегда имела значение для выживания села: демографическое — проблема закрепление молодежи на селе, экономическое — наращивание потенциала села, она готовит будущих хозяев земли, т. е. сельская школа — условие и средство возрождения села. На сегодня реальность такова, что каждый сельский школьник со своим опытом жизни, понятием, мыслями вмешивается в жизнь села для осуществления на практике своих замыслов и идей. Отсюда и вытекает основное направление работы нашей школы, как говорит заместитель директора по УВР Быкова Наталья Дмитриевна — гражданско-патриотическое воспитание школьников, основным компонентом которого является экологическое воспитание. Она считает, что экологическое воспитание — самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе является сложным и длительным процессом. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Формы воспитания — это конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады). Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.

Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:

Воспитание личности является наряду с обучением важнейшей функцией системы образования. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Рассмотрим план мероприятий по реализации экологического воспитания на примере конкретного образовательного учреждения.

План мероприятий по реализации экологического воспитания вМБОУ «СОШ с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области» на 2018–2019 учебный год

Источник

Экологическое воспитание как системообразующий фактор деятельности классного руководителя

Для учителя важно сохранить данную от природы чистоту внутреннего мира ребенка.

Эта задача не решается от случая к случаю, какими-то отдельными, даже прекрасно разработанными мероприятиями, это целенаправленный, ежедневный, ежечасный, ежеминутный труд, в основе которого лежит система воспитательной работы.

Актуальность проблемы экологического воспитания обусловлена, с одной стороны, декларируемой потребностью государства и общества в личности, способной к созидающей, экологически целесообразной деятельности; с другой стороны, отсутствием в образовательных учреждениях систематической, комплексной работы по формированию экологической культуры школьников.

Анкетирование детей и родителей, организованное в сентябре 2008 года, показало, что только 23% младших школьников обладают активной жизненной позицией, уверены в себе, имеют экологические представления. Лишь 12% детей характеризуются успешностью в организуемых видах деятельности, стройной системой нормативного поведения, способностью осуществлять выбор в нестандартной ситуации. Большинство младших школьников не уверенно в себе, проявляет нерешительность в сложных ситуациях. Их взаимодействие со сверстниками и взрослыми затруднено. Они обладают фрагментарными представлениями о нормах нравственного и экологически грамотного поведения.

Воспитательная система «ТРИ «Я»», рассчитанная на учащихся 1-4 классов, включает несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: «наука», «здоровье», «душа», каждый из которых имеет свою содержательную специфику. Интегрирующей первоосновой системы выступает экологическое воспитание.

Программа отражена в презентации. (Приложение 1)

Это, на мой взгляд, системообразующий фактор, связующее звено всех других направлений воспитания: эстетического, трудового, физического, правового:

Наиболее эффективны такие формы работы с учащимися, как исследовательская деятельность; практические работы; познавательно-развлекательные мероприятия.

При организации научно-исследовательской деятельности учащихся используются такие формы, как проведение экологических недель, микроисследований, участие в районной научно-практической конференции учащихся с природоохранными проектами, региональном конкурсе «Почемучка». Данные формы работы позволяют расширить представления учащихся об окружающем мире, сформировать исследовательские навыки. Они содействуют формированию критической позиции при оценке явлений окружающей действительности.

Такое сочетание методов воспитания позволяет, с одной стороны, учесть эмоционально-образное мышление и восприятие ребенка младшего школьного возраста, сохраняющуюся игровую деятельность; с другой стороны, удовлетворить самолюбие, реализовать двигательную и игровую потребность как доминирующие потребности возраста.

При организации экологического воспитания наиболее результативно сочетание различных средств: использование живого слова, в том числе устного народного творчества и памяток; применение наглядных и иллюстративных материалов и технических средств; составление карты достижений коллектива и написание индивидуальных и коллективных сочинений.

Активное вовлечение родителей в деятельность классного коллектива и школы, тесное сотрудничество с семьей, обеспечение субъект-субъектной позиции всем участникам взаимодействия в условиях классной и внешкольной работы, ориентация взаимодействия на создание условий для развития ребенка, учет социокультурной ситуации отражают содержание социально-педагогического компонента деятельности классного руководителя. Данный компонент обеспечивает непрерывность экологического воспитания, повышает уровень педагогической культуры родителей и семьи в целом, содействует успешной адаптации учащихся к социуму.

Критериями оценки эффективности реализации воспитательной системы (с позиции субъект-субъектного подхода) выступают изменения, затрагивающие всех участников системы. С позиции ребенка результатом является повышение уровня экологической культуры учащихся, обретение уверенности в себе, умение оценивать свое поведение и поведение окружающих с позиции нравственной и экологической целесообразности, расширение контактов с окружающим миром, изменение отношения к родному краю, формирование активной жизненной позиции (в том числе и гражданской), улучшение детско-родительских отношений. С позиции родителей результат характеризуется улучшением отношения к школе, расширением педагогических знаний, формированием и совершенствованием педагогической и экологической культуры. С позиции классного руководителя результатом выступает расширение представлений о возможностях младшего школьника, накопление опыта экологического воспитания, совершенствование методов и приемов взаимодействия с детьми и родителями.

По результатам повторной диагностики учащихся, проведенной в январе 2010 года, можно отметить положительную динамику: 50% младших школьников обладают активной жизненной позицией, уверены в себе, имеют представления об экологии. 42% детей характеризуются успешностью организуемых видов природоохранной деятельности.

В душе ребенка не может быть, не должно быть пустого места, её нужно заполнить чистыми мыслями, делами, как родниковой водой.

Главная моя задача как педагога научить сохранить детей этот родник души, поступать всегда экологически грамотно, то есть нравственно.

Источник

«Формирование ценностного отношения к природе, через развитие экологической грамотности учащихся в деятельности классного руководителя»

в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Смотреть фото в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Смотреть картинку в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Картинка про в чем заключается экологическая функция классного руководителя. Фото в чем заключается экологическая функция классного руководителя

«Формирование ценностного отношения к природе, через развитие экологической грамотности учащихся в деятельности классного руководителя».

Заместитель директора по УВР

Высшей квалификационной категории

Развитие науки и техногенных процессов, неизбежно приводит к повышению активности людей в природе. Человечество все более видоизменяет, модифицирует, адаптирует, приспосабливает природу, «подстраивает» ее под свои все возрастающие потребности. Это привело к тому, что люди, длительно, постоянно нарушая естественные природные процессы, создали смертельную угрозу для своего существования. Использование человеком природы без учета присущих ей закономерностей, ставит под угрозу существование самого человеческого общества.

Процесс развития экологической социокультурной компетенции и воспитания ценностного отношения к миру природы необходимо начинать уже на этапе активной жизни человека. Воспитание ценностного отношения к окружающему тесно связано и с проблемой развития личности ребенка средствами экологического образования.

Под экологической социокультурной компетенцией понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развитие личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения к деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Целью
экологической социокультурной компетенции является составление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Задача экологического образования

· Углублять и расширять теоретические знания учащихся по экологии.

· Изучить влияние факторов среды на растительность, животных и среду обитания.
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; система интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки и улучшение окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Развитие интеллектуальной среды – способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждение и возможности решение экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитание потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Формы деятельности классного руководителя и учащихся по обеспечению выполнения программы:

1. Формирование экологической грамотности (через уроки краеведения, биологии, географии).

2.Экологические экскурсии, походы в природу.

3. Беседы о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

4. Наведение порядка на улицах района, города, озеленение школьного двора.

5. Направления деятельности

Глобальные, экологические проблемы.

Изучение экологических проблем их взаимосвязь с проблемами социальными и экономическими.

Формирование научного мировоззрения учащихся, понимание неразрывного единства природы и общества.

Формирование эколого-экономической грамотности учащихся.

Изучение экологической обстановки района, города. Развивать умение и навыки научно-исследовательской работы. Организация пропагандистской работы по вопросам экологии.

Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность своей области. Формирование экологической грамотности.

Охрана природы родного края.

Использование возможности школы и каждого школьника в улучшении экологической ситуации. Изучение экологической обстановки района, города. Наведение порядка на улицах, озеленение школьного двора.

Формирование знаний о влиянии природных ресурсов и условий на жизнь и здоровье человека.

Окружающая среда и здоровье человека

Расширение знаний о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

Проведение бесед, лекций, встреч с медицинскими работниками и работниками экологической службы района.

Формирование знаний о влиянии природных ресурсов и условий на жизнь и здоровье

Полноценное экологическое образование предполагает сочетание классно-урочного обучения с организацией исследовательских и практических занятий школьников в окружающей среде. Такой подход позволяет усилить мотивацию и воспитательный эффект обучения. Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в развитие экологической социокультурной компетенции и воспитания в классе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность подростков. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках технологии, литературы. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки, походы. Они связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы решаем в школе и задачи эстетического воспитания.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д.

Другой задачей экологического образования в школе является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы. Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Наилучшим образом этого можно достичь путем вовлечения учащихся в выполнение школьных экологических проектов. При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений; вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении; появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Экологический проект “ Чистый город!”.

Ведущая педагогическая идея проекта – включение всех ребят класса в проектную деятельность эколого-эстетического характера.

Цель проекта – создание счастливого города будущего, сказочного по своей красоте, с максимальной комфортностью для жителей и экологически безопасного для окружающей среды.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

· Воспитание экологической культуры поведения школьников.

· Расширение познавательного интереса у каждого участника проекта, расширение его возможностей к самостоятельному познанию нового и решению жизненно важных экологических проблем.

· Развитие у подростков осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий.

· Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений.

· Формирование компьютерной грамотности (пользование базами данных Интернет, распечатка информации на принтере, создание мультимедийных презентаций).

Форма проекта по доминирующей деятельности участников – творческая.

Продолжительность проекта – 4 месяца.

Участники проектной деятельности – учащиеся 6 класса.

Функция классного руководителя – организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой школьников на начальном периоде проектной деятельности, помощник в создании макета города, в подготовке общешкольной презентации.

Форма подведения итогов – защита проекта в форме презентации.

Результат выполненного проекта – план Чистого города.

Этапы работы над экологическим проектом “ Чистый город!”.

1. Знакомство с проблемой.

— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

— в значительной мере истреблен лесной покров;

— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

— мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

— частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

— загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

В ходе обсуждения проблем, ребята пришли к выводу, что экологические проблемы порождаются людьми и их образом жизни, то есть нами самими и тем, как мы живем. Возникла проблема: “Как добиться максимальной комфортности и экологической безопасности для жителей крупного населенного пункта, не нарушая экологические принципы и законы?” В результате родилась идея создания коллективом класса проекта города будущего, в котором будут воплощены наши мечты и который позволит жить в гармонии с окружающим миром.

2. Создание инициативной группы из учащихся, которые и станут организаторами, руководителями творческих лабораторий.

· Сформировать из ребят класса проектные группы – творческие лаборатории и разработать для них задания.

· Обосновать выбор площадки для строительства города.

· Создать макет города.

· Разработать сценарий защиты-презентации.

· Подготовить компьютерную презентацию.

3. Работа инициативной группы.

Из ребят класса образовано 5 творческих лабораторий:

Архитекторы разрабатывают принципиально новые строительные конструкции. Предлагают проект застройки Экограда зданиями в современных архитектурных стилях. Это должны быть не просто красивые здания, но и самые гармонически сочетающие надежность, прочность, экономичность.

Транспортники обеспечивают город оптимальной транспортной структурой. Предлагают альтернативные виды транспорта, которые по размерам, формам, способам передвижения, видам топлива должны отвечать максимально экологическим требованиям.

Зеленые строители уделяют особое внимание развитию рекреационной сферы, лесопарковой зоны. Учитывают роль зеленых насаждений в создании благоприятных условий для жизни человека, составляют картину растительности микрорайона, разрабатывают яркие и богатые по цветовой гамме композиции цветников и декоративных водоемов.

Утилизаторы отходов предлагают экологически грамотные способы утилизации различных отходов: бумаги, стекла, металла, пластмасс и других. Создают систему “Дом и участок – единое целое”.

Домашние экологи разрабатывают ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов жилых помещений на здоровье человека, уделяя особое внимание интерьеру, микроклимату жилища, комнатным растениям.

4. Работа творческих лабораторий – участников проекта.

Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление плана работы, программы действий по реализации экологического проекта, поиск информации, предзащита проектов, их доработка с учетом замечаний и предложений.

5. Подготовка к публичной защите проекта.

6. Создание плана Чистого города.

Полноценное экологическое воспитание невозможно без реальных экологических действий.

Обращаемся к взрослым за помощью, обращаем их внимание на вопиющие безобразия. Учимся безопасному поведению в природе. И как приятно бывает потом, когда мы просто выходим отдохнуть в парк. Ребята не просто отдыхают, они замечают все новое, интересуются всем. Организация такой формы работы позволяет школьникам интересно и с пользой проводить свободное время, общаться и развивать свои способности, вырабатывать сознание необходимости и возможности посильной охраны природы (сквера), воспитывать чувство ответственности каждого из них за судьбу всякого, даже самого маленького деревца.

Активной формой в воспитании ценностного отношения дошкольников к природе также является, организация туристических поездок. Только познакомив детей с особенностями родного края, можно пробудить в сердце интерес к нему, показать жизнь всей страны, воспитать любовь к родине. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Т. о. в результате экологического образования у учащихся будет сформированы:

• чувство ответственности за поведение в природе;

• инициативу и элементы творчества при взаимодействии с природными объектами;

• устойчивую потребность в экологически целесообразном, осознанном взаимодействии с природными объектами, поведении в природе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *