в чем заключается эффект дохода

Эффект дохода

Опубликовано 14.07.2021 · Обновлено 14.07.2021

Что такое Эффект дохода?

Ключевые моменты

Понимание эффекта дохода

Эффект дохода и эффект замещения – взаимосвязанные экономические концепции в теории потребительского выбора. Эффект дохода выражает влияние изменений покупательной способности на потребление, а эффект замещения описывает, как изменение относительных цен может изменить структуру потребления связанных товаров, которые могут заменять друг друга.

Эффект дохода и изменения спроса

Краткая справка

Когда цена товара увеличивается по сравнению с другими аналогичными товарами, потребители будут стремиться требовать меньшего количества этого товара и увеличивать свой спрос на аналогичные товары для замены.

Низкокачественные товары – это товары, спрос на которые снижается по мере роста реальных доходов потребителей или повышается по мере их падения. Это происходит, когда у товара есть более дорогие заменители, спрос на которые растет по мере улучшения экономики общества. Для товаров более низкого качества эластичность спроса по доходу отрицательна, а эффекты дохода и замещения работают в противоположных направлениях.

Увеличение цены низшего товара означает, что потребители захотят вместо этого покупать другие товары-заменители, но также захотят потреблять меньше любых других обычных товаров-заменителей из-за их более низкого реального дохода.

Низкокачественные товары, как правило, считаются товарами более низкого качества, но с ограниченным бюджетом, например, обычная болонская бумага или грубая царапающаяся туалетная бумага. Потребители предпочитают товары более высокого качества, но им нужен больший доход, чтобы они могли платить более высокую цену.

Пример эффекта дохода

Например, представьте себе потребителя, который в среднем в день покупает дешевый бутерброд с сыром, чтобы пообедать на работе, но иногда тратится на роскошный хот-дог. Если цена сэндвича с сыром увеличивается по сравнению с хот-догами, это может заставить их чувствовать, что они не могут позволить себе так часто тратить деньги на хот-дог, потому что более высокая цена их повседневного бутерброда с сыром снижает их реальный доход.

В этой ситуации эффект дохода преобладает над эффектом замещения, а повышение цен повышает спрос на бутерброд с сыром и снижает спрос на заменяющий обычный товар, хот-дог, даже если цена хот-дога остается прежней.

Источник

Эффект дохода и эффект замещения

Эффект дохода

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.

Эффект замещения

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

Взаимосвязь эффекта дохода и эффекта замещения

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них.

Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей.

Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Источник

5. Эффект дохода и эффект замещения

5. Эффект дохода и эффект замещения

Закон спроса характеризуется тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продукцию и покупателей, которые действуют в соответствии со своими потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий «эффект дохода» и «эффект замещения».

Эффект дохода (Y). Посредством данного показателя определяется степень динамики доходов потребителей и соответственно – формирование их спроса на тот или иной товар при изменении общего уровня рыночных цен. Так, например, если снизить цену на какой-либо продукт в два раза, это значит, что на реальный доход, который остался неизменным, можно приобрести в два раза больший объем товаров и услуг. В результате возникает эффект богатства, который действует на уровне макроэкономики: если цены снижаются, а уровень дохода остается прежним, то экономический субъект чувствует себя богаче ровно во столько раз, во сколько растет количество приобретаемых благ. То есть получается, что деньги те же, а товаров больше. Однако если объем потребления необходимо оставить на прежнем уровне, то на оставшиеся деньги можно приобрести некоторое количество других товаров. Это делает потребителя реально богаче и тем самым повышает спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что даже при приостановлении роста спроса при дальнейшем понижении цены количество продаж данного продукта будет увеличиваться, так как начнут удовлетворять потребности люди с более низкими доходами. Таким образом, эффект дохода представляет собой количественное изменение структуры спроса покупателей как следствие динамики их доходов и платежеспособности.

В свою очередь эффект замещения представляет собой зависимость потребительского спроса от динамики уровня цен без влияния структуры доходов. При этом спрос ориентируется на систему относительных цен. Исходя из вышеприведенного примера можно сделать вывод, что по сравнению с другими товарами на рынке те, на которые цены были снижены, стали более дешевыми. Это соответственно вызывает рост спроса, поскольку потребители начнут приобретать именно эти блага, а не те, которые имеют такое же назначение, но стоят относительно больше. Это объясняется стремлением индивида максимизировать полезность от потребления заданного набора благ.

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Эффект маржи

Эффект маржи Управление капиталом показывает фантастические результаты, поскольку может обеспечивать рост прибыли в геометрической прогрессии. В значительной степени именно невысокие требования по марже на товарных и фьючерсных рынках делают возможным

Эффект бабочки

Эффект бабочки Можете ли вы прямо сейчас сделать выбор, который навсегда изменит траекторию вашей жизни? Можете, и у вас есть все шансы почувствовать разницу между богатством и бедностью.Даже самые крошечные решения, которые нарушают первоначальные условия жизни, могут

Эффект безбилетника

Эффект безбилетника Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением

Эффект привязки

Эффект привязки Группа студентов в аудитории получила задание написать на листе бумаги две последние цифры своего номера социального страхования. Затем им предлагалось поучаствовать в шуточном аукционе, где с молотка уходили шоколадки и шампанское. Внимательное

Эффект подтверждения

Эффект подтверждения В течение пяти лет, с 1984 по 1989 год, экономисты Барри Стоу и Ха Хоанг изучали тенденции, связанные с игрой баскетболистов NBA. Они измеряли навыки игроков — например, количество заработанных очков, быстроту (количество результативных подач и перехватов

Вопрос 10 Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены и эффект дохода.

Вопрос 10 Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены и эффект дохода. ОТВЕТИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ на одно благо при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу

Эффект трейдера

Эффект трейдера В физике есть понятие эффект наблюдателя – суть его заключается в том, что измерение явления иногда влияет на само явление; обозреватель нарушает чистоту эксперимента самим фактом обозревания. Нечто подобное порой происходит и в трейдинге – проводимая

Эффект джокера

Эффект джокера Кроме известных проблем и ожидаемых решений, действует феномен, наподобие эффекта «черного лебедя», с низкой вероятностью, но высоким воздействием – эффект «джокера». Эти события могут произойти в любое время в зависимости от случая или удачи, немного

Эффект дефицита

Эффект дефицита В 1975 году исследователи Уорчел, Ли и Эйдуол решили выяснить, как люди оценят печенье, которое они положили в две одинаковые стеклянные банки<63>. Количество печенья разнилось, в одной – десять штук, в другой – всего две. Какое из них показалось людям

Эффект фрейминга

Эффект фрейминга На восприятие также влияет контекст. В ходе одного социального эксперимента скрипач мирового класса Джошуа Белл решил дать бесплатный импровизированный концерт на станции вашингтонской подземки<64>. Этот музыкант регулярно собирает такие залы, как

Эффект якорения

Эффект якорения Редко увидишь магазин одежды без рекламных объявлений «скидка 30 %», «купите один – получите второй бесплатно» и тому подобных спецпредложений. Часто эти акции обеспечивают магазину максимальную прибыль. При этом там же можно найти аналогичные, но менее

Эффект Микеланджело

Эффект Микеланджело Яркой метафорой для участников рынка могут служить слова великого итальянского художника и скульптора Микеланджело, который обладал способностью высвобождать внутреннюю красоту. Он говорил: «Я беру камень и отсекаю все лишнее»[246]. Своим нетленным

Эффект рычага

Эффект рычага – Чтобы сделать дело, – продолжала Саманта, – нам нужно найти идею на миллион долларов и затем «поднять» ее силой рычага. Рычаг позволяет не только поднимать тяжелые предметы при минимальных усилиях. Он обеспечивает также скорость. – А что у нас служит

2. Эффект домино

2. Эффект домино Каждое большое изменение начинается так, будто валятся фишки домино. Б. Дж. Торнтон 13 ноября 2009 г. фирма Weijers Domino Productions организовала в голландском городе Леувардене мировой рекорд по падению фишек домино, составив из них впечатляющий ряд

Источник

в чем заключается эффект дохода. Смотреть фото в чем заключается эффект дохода. Смотреть картинку в чем заключается эффект дохода. Картинка про в чем заключается эффект дохода. Фото в чем заключается эффект дохода

Информация

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

в чем заключается эффект дохода. Смотреть фото в чем заключается эффект дохода. Смотреть картинку в чем заключается эффект дохода. Картинка про в чем заключается эффект дохода. Фото в чем заключается эффект дохода Содержание

4.3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены

Изменение цены влияет на потребление товара двумя различными путями: во-первых, через эффект дохода; во-вторых через эффект замещения.

Эффект дохода – это изменение спроса (потребления), вызванное изменением покупательной способности. Когда цена товара, например, падает, то реальный доход покупателя возрастает – на ту же денежную сумму он может купить большее количество данного товара и/или других товаров. Так, если бутылка пива стоит 20 руб., а пакетик леденцов – 10 руб., то потребитель, имея доход в 60 руб., может купить 2 бутылки пива и 2 пакетика леденцов. При снижении цены пива до 10 руб. он может по-прежнему потреблять 2 бутылки и 2 пакетика леденцов, и у него ещё остаются 20 руб., которые он может использовать для покупки дополнительного количества леденцов и пива.

Эффект замещения – изменение спроса (потребления), вызванное изменением относительных цен. Когда цена товара, к примеру, падает, то другие товары становятся относительно более дорогими. Потребитель тогда имеет стимул увеличить потребление данного товара за счёт других. Так, если цена бутылки пива падает с 20 руб. до 10 руб., то относительная цена другого товара – леденцов возрастает с 0,5 бутылки пива за пакетик до 1 бутылки пива. Рациональный потребитель тогда перераспределяет свой доход в пользу пива.

Общий эффект изменения цены складывается из суммы двух эффектов:

Общий эффект = Эффект замещения + эффект дохода

Вернёмся к вопросу о том, может ли понижение цены товара вести к уменьшению спроса на этот товар. Ясно, что эффект замещения будет действовать в направлении противоположном изменению цены. Если цена пива понижается, то потребление относительно более дешёвого пива должно расти за счёт леденцов. Но эффект роста дохода, возникающий при снижении цены пива, не обязательно должен вести к расширению потребления пива. Если пиво для нашего потребителя в данном диапазоне изменения дохода является низшим товаром, то потребление его должно уменьшиться. Таким образом, снижение цены пива одновременно может обусловливать два эффекта, действующих в противоположном друг другу направлении. Один вызывает рост потребления пива, другой – его сокращение. Если величина второго эффекта будет больше величины первого, то потребление пива может уменьшиться вследствие понижения цены пива! Тогда кривая спроса на пиво будет иметь непривычный положительный наклон.

В реальной жизни, однако, мы можем наблюдать только совместный эффект изменения цены. Однако, определение величины каждого из рассматриваемых эффектов в отдельности имеет важное значение. И, разумеется, не только для теоретической возможности существования товаров Гиффена, но и для решения ряда практических задач. Например, что произойдет с потреблением бензина, если его рыночная цена повысится, но его потребителям будет выдана субсидия, равная по величине той сумме, которую им пришлось бы доплачивать, чтобы покупать прежнее количество бензина. Останется потребление бензина на прежнем уровне, или оно изменится? И, если изменится, то в какую сторону?

Как же разделить эти два эффекта? Решить эту непростую задачу можно, если разбить её на два этапа. Вначале определим, что произошло бы с потреблением товара, если бы изменение цены не сопровождалось изменением реального дохода потребителя. То есть элиминируем влияние эффекта дохода. Так мы получим эффект замещения в чистом виде. Затем, зная общий эффект от изменения цены, можно определить эффект дохода.

Эффект дохода = общий эффект – эффект замещения

Задача, следовательно, сводится к нахождению эффекта замещения при неизменном реальном доходе. Существуют два подхода к её решению, связанных с разным пониманием реального дохода: подход Хикса и подход Слуцкого.

Подход Хикса. Реальный доход потребителя в понимании сэра Джона Хикса (1904-1989), лауреата Нобелевская премия по экономике (1972) не изменится, если потребитель останется на той же кривой безразличия, на которой он находился до изменения цены. Это предположение логично, поскольку кривые безразличия характеризуют уровни полезности или благосостояния потребителя. Переход на более высокую кривую безразличия означает для потребителя возможность потребления набора, включающего в себя большее количество обоих благ.

1) она должна иметь наклон, отражающий новое соотношение цен, то есть должна быть параллельной новой бюджетной линии с наклоном равным Р2; 2) она должна касаться исходной кривой безразличия U1, чтобы новый оптимальный набор потребителя E′ был равноценен набору Е1.

Точка E′ представляет товарный набор, который выбрал бы рациональный потребитель, исходя из нового соотношении цен, но имея при этом прежний реальный доход. Отрезок Х1Х′ поэтому показывает величину эффекта замещения (S). Потребитель переходя от старого равновесия к новому (от к E′) замещает товаром Х определённое количество других товаров (на рис. 4-6 видно, что набор E′ включает в себя меньше других товаров, чем набор Е1).

Движение из точки E′ в точку Е2 показывает нам, как реагировал бы потребитель, если бы при установившемся, новом соотношении цен его доход увеличился бы. Поэтому длина отрезка Х′Х2 отражает величину эффекта дохода (I). Сумма эффекта дохода и эффекта замещения образует общий эффект от понижения цены товара Х.

Опираясь на проделанный анализ можно сделать важный вывод. Эффект замещения при любом изменении цены всегда ведёт к росту потребления товара при снижении его цены, или к сокращению потребления товара при повышении его цены. Это следует из скольжения гипотетической бюджетной линии вдоль выпуклой кривой безразличия. При снижении цены бюджетная линия скользит вниз, где наклон кривой безразличия (MRS) уменьшается. При повышении цены бюджетная линия скользит вверх, где наклон бюджетной линии (MRS) возрастает.

Рост дохода при понижении цены ведёт росту потребления только для нормальных товаров. Поэтому для нормальных товаров эффект дохода действует в том же направлении, что и эффект замещения. Можно сказать. Что эффект дохода в случае нормальных товаров усиливает эффект замещения. Следовательно, кривая спроса для нормального товара всегда должна иметь отрицательный наклон.

в чем заключается эффект дохода. Смотреть фото в чем заключается эффект дохода. Смотреть картинку в чем заключается эффект дохода. Картинка про в чем заключается эффект дохода. Фото в чем заключается эффект доходаА как работают эффекты дохода и замещения в том случае, если изменяется цена низшего товара?

Если эффект дохода по величине будет меньше эффекта замещения, как на рис. 4-7, то общий эффект будет положительной величиной. То есть с понижением цены товара Х спрос потребителя на него растёт с Х1 до Х2. Закон спроса в отношении такого низшего товара действует.

в чем заключается эффект дохода. Смотреть фото в чем заключается эффект дохода. Смотреть картинку в чем заключается эффект дохода. Картинка про в чем заключается эффект дохода. Фото в чем заключается эффект доходаЕсли же эффект дохода будет превышать эффект замещения, то общий эффект будет отрицательной величиной. Спрос на такой низший товар с понижением его цены будет падать (см. рис. 4-7-1). В этом случае мы имеем дело с товаром Гиффена.

Таким образом, товар Гиффена должен обязательно быть низшим товаром. Но не всякий низший товар является товаром Гиффена, а только тот, для которого эффект дохода будет больше эффекта замещения. Насколько же велика вероятность этого? Она ничтожно мала. Возможно она существует только теоретически. Дело в том, что для большинства товаров эффект дохода, возникающий при изменении цены, очень мал, так как потребители обычно покупают много разных товаров и редко бывает, чтобы доля низшего товара в бюджете потребителя составляла сколько-нибудь значительную величину. С другой стороны, эффект замещения для низших товаров, как правило, весьма велик. Ведь они относятся к более широкой товарной группе, включающей аналогичные товары разного качества, которым потребитель легко находит замену. Например, если цена варёной колбасы вырастет, потребитель может сократить её потребление и больше покупать полукопчёной колбасы. Поэтому изменение в ценах на низшие товары скорее вызывает значительный эффект замещения и небольшой эффект дохода. Кривая спроса имеет традиционный отрицательный наклон.

Студенты часто смешивают понятия низшего товара и товара Гиффена. Ещё раз подчеркнем, что низший товар – это товар, которого вы меньше покупаете, когда ваш доход растёт. Товар Гиффена – это товар, которого вы меньше покупаете, когда его цена понижается.

Экономисты спорят. «Россия – родина товаров Гиффена?»

Согласно легенде Роберт Гиффен (1837-1910) открыл парадокс, получивший позднее его имя, когда изучал голод в Ирландии в 1846-49 гг. Будто бы, цена на картофель вследствие болезни, которая его поразила, пошла вверх. Ирландцы обнаружили, что покупка прежнего количества картофеля стала обходиться дороже, и на другие товары, такие как мясо, денег оставалось меньше. Новый набор благ, включающий привычное количество картофеля и меньшее количество мяса не обеспечивал по своей калорийности даже простого выживания. Но требуемая калорийность достигалась за счёт покупки большего чем раньше количества картофеля при уменьшении расходов на мясо. Таким образом, повышение цены картофеля повлекло за собой увеличение спроса на него.

Джордж Стиглер, Нобелевский лауреат по экономике (1987) отметил, что если бы примеры товара Гиффена существовали в реальном мире, а не только в учебниках, то экономисты давно бы их открыли и написали об этом. Однако этого до сих пор не произошло.

Впрочем недавно некоторые российские экономисты заявили о том, что товары Гиффена наблюдались в реформируемой России в 1990-е годы (см., например: Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.,1998, с.138-139; О.С. Белокрылова. Теория переходной экономики. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2002, с.99). Сколь основательны эти утверждения? Увы, доказательств авторы не приводят.

Указывается, например, на то что в первой половине 1990-х гг., когда в стране происходил инфляционный рост цен, потребление всех основных продуктов питания на душу населения сократилось. Потребление же картофеля возросло. Но означает ли это, что картофель, как считают авторы, – товар Гиффена? Вовсе нет! Ведь статистические данные о росте потребления картофеля учитывают не только рыночный оборот, но и весьма масштабное производство этого продукта россиянами для собственного потребления. Кроме того, для определения характера связи между ценой и спросом необходимо учитывать изменение относительных, а не абсолютных цен. И хотя автор вышеупомянутого учебника делает замечание о том, что цены на картофель росли быстрее общего уровня цен, никаких статистических данных на этот счёт он приводит. Да и вряд ли это возможно. Мои личные наблюдения, которые я проводил в те годы, показывают, что темп прироста средней цены картофеля на уличных рынках Томска был даже ниже темпа инфляции.

Эмпирическое доказательство существования товаров Гиффена сталкивается ещё с одним труднопреодолимым препятствием (первое – необходимость учёта изменения относительных, а не абсолютных цен). Необходимо элиминировать действие неценовых факторов. Ведь рост спроса на товар мог быть вызван не ростом цены, а, например, увеличением количества покупателей или изменением покупательских ожиданий. Вероятность обнаружить в реальности товар Гиффена ничтожно мала и потому, что в этих поисках речь идёт не об индивидуальном спросе, а о спросе со стороны группы покупателей, то есть по сути о рыночном спросе на данный товар. Но среди покупателей данного товара могут быть как люди, для которых он является низшим товаром, так и те для кого он является нормальным товаром. «Сложение» всех индивидуальных кривых спроса, среди которых число кривых спроса на низший товар, имеющих положительный наклон, весьма мало (если они будут вообще), скорее всего даст рыночную кривую спроса с нормальным, отрицательным наклоном.

Но если до сих пор неясно, могут ли в реальности существовать товары Гиффена, то зачем мы уделили им столько внимания? Главная причина в том, что далее мы будем исходить из положения о том, что кривые спроса имеют отрицательный наклон, то есть чем выше цена товара, тем меньше его вы покупаете. Делая предсказания о том что будет происходить в реальном мире, мы можем смело игнорировать эффекты Гиффена. Теперь мы знаем, что наше предположение имеет солидное основание.

Предлагаем читателю, используя подход Слуцкого, самостоятельно показать графически и объяснить как работают эффекты дохода и замещения в случае понижения цены на обычный низший товар (для которого кривая спроса является нисходящей), и на товар Гиффена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *