в чем заключается деятельность человека
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
В чем заключается деятельность человека
Ключевые слова конспекта: деятельность человека, структура деятельности, формы деятельности человека, мотивы, цель, виды действий, результат.
Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
(альтернативное определение): Деятельность — человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Развитие общества — результат деятельности людей. Деятельность человека:
Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган. Объект — то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект.
Деятельность имеет определённую структуру.
Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Достижение цели зависит от выбора средств. Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.
(альтернативное определение): Средства — это приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели. Действие — это проявление волеизъявления людей.
Различают следующие виды действий:
Структура протекания деятельности
Результат деятельности
Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели. Иначе: Результат — конечный итог, завершающий деятельность.
Это конспект по математике на тему «Деятельность человека». Выберите дальнейшие действия:
В чем заключается деятельность человека
Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.
Основные виды деятельности
1. Общение
Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
2. Игра (игровая деятельность)
Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
3. Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
4. Труд (трудовая деятельность)
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Другие виды деятельности
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:
В чем заключается деятельность человека
Характеристика деятельности человека. Типы и виды деятельности. Сущность труда. Факторы, побуждающие к деятельности,
мотивы и мотивация.
Деятельность, ее типы и виды. Слово деятельность означает специфический человеческий способ отношения человека к миру.
Оглянемся вокруг. Встав рано утром, вы идете в школу, ваши родители — на работу, совсем маленькие — в детский сад. Бабушки и дедушки тоже не остаются без дела: занимаются чем-либо полезным в саду или в доме.
Таким образом, жизнь человека всегда протекает в каких-либо действиях, занятиях каким-либо делом. Не бывает человека без действия. Где есть жизнь — там и действие, потому что действие — форма жизни человека.
Вообще действия, направленные на поддержание собственной жизни, характерны для любых живых организмов. И животные, и рыбы, и все другие живые существа ежедневно приступают к поиску пищи, спасаются от опасностей, продолжают свой род.
По сравнению с животными сущность деятельности человека абсолютно иная. Она отличается противопоставлением на определенном уровне его субъекта и объекта. Человек противопоставляет себе в качестве материала объект деятельности, а объект противостоит деятельности человека и, приняв новые формы и свойства, становится необходимым для него продуктом.
Любая деятельность человека имеет свою цель, средство, результат и процесс выполнения. Из этого можно дать характеристику деятельности: она становится реальной движущей силой общества, фактором прогресса, одним из условий жизни общества. Главное отличие деятельности человека от действий животных — в ее целевой направленности и применении орудий труда при ее выполнении. Действия животных, производимые только по инстинкту, без цели и средств, нельзя отнести к категории деятельности.
Деятельность — процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу; свойственная только человеку форма активного взаимодействия с окружающим миром.
Существует множество классификаций типов и видов деятельности: духовная, материальная, производственная, трудовая и нетрудовая. В большинстве случаев исследователи рассматривают проблемы человеческого труда, духовной, творческой и психической деятельности как составные элементы деятельности человека.
Цель деятельности человека. Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации.
Цель проявляется как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ целенаправленной деятельности предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью. Тогда осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Рассматривая цель как один из элементов деятельности человека по преобразованию окружающего мира, нельзя забывать об объективной обусловленности цели. Цель человека порождена объективным миром и связана с объективными потребностями, она выступает как идеальный внутренний мотив, побуждающий к производству.
Цель определяет способ и характер действия человека. Она проявляется как определенный механизм интеграции различных действий в системе: цель — средство — результат. Цель является проектом действий, определяющих характер и системную упорядоченность различных актов и операций, она рассматривается как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность—как сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности.
Здесь возникает проблема взаимосвязи цели и средств ее осуществления. Нужно отметить, что необходимо отвергнуть порочный тезис/‘Цель оправдывает средства» как антигуманный. Применение антигуманных средств для осуществления цели приводит к обесчелове- чиванию самой цели, к подмене ее ложной целью. Цель человека должна быть правой и средства ее достижения должны быть чистыми.
Мотивация деятельности человека. Факторы, побуждающие человека к действию, бывают различными по характеру и сущности. В психологии силу, побуждающую человека к определенной деятельности, называют мотивом.
Мотив (лат. movere — «приводить в движение, толкать”) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В современной психологии в качестве основного ме хани зма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращения ее объектов в мотив. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и жестко ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных инстинктивных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы.
Мотивы, побуждающие человека предпринимать те или иные действия, различаются по цели и характеру. В большинстве случаев они определяются материальной заинтересованностью. Это объясняется социальным бытием человека. Стремление к созданию необходимых для жизни условий свойственно для всех живых организмов. Но по взглядам на эту проблему человек существенно отличается от животных. Это отличие заключается в накоплении человеком материальных фондов (т.е. богатства), стремлении человека к эстетичным, красивым вещам и обладанию техническими средствами, облегчающими деятельность (транспорт, связь, бытовая техника и др.).
Кто бы отказался жить в красивом доме, есть вкусную пищу, иметь дорогие вещи, путешествовать на комфортабельном транспорте? Ни один человек, за исключением, пожалуй, только некоторых религиозных деятелей, сознательно ограждающих себя от мира, не откажется от материальных ценностей.
Но нетрудно также признать, что деятельность человека направлена на накопление не только и не столько материальных ценностей. Среди множества мотивов, побуждающих к деятельности, самыми значительными являются мотивы, порожденные его духовными потребностями. Человек по природе пристрастен к знаниям, науке. В философии уделяется большое внимание проблемам, касающимся познавательной деятельности человека. Стремление познать окружающий мир свойственно только людям, оно является одним из главных факторов, ведущих к прогрессу.
Для человека более значима духовная пища, нежели материальная. Сейчас невозможно представить современную жизнь общества без искусства и информации. А деятельность человека, касающаяся его чувств, составляет целый мир. Современные философы, рассматривая деятельность человека как целостный процесс, считают общение людей одним из его составных компонентов.
1. Назовите типы и виды деятельности. 2. В чем заключается существенное отличие действий животных от деятельности человека?
3. Согласны ли вы с утверждением: «Я имею право на счастье и стремлюсь к достойной жизни. Поэтому выбираю любое средство для достижения цели, даже если оно принесет другому страдание”?
4. Какие побудительные силы заставляют вас учиться в школе?
Деятельность человека.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Деятельность– процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
·Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
·Объекты– на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
·Мотивдеятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
·Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
·Средства —то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
·Процессдеятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
·Итогдеятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект—субъект—мотив —цель — средства—процесс (действия) —результат.
Формы деятельности
Труд
Труд– это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Характерные черты труда как вида деятельности
·Целесообразность (нужность, необходимость)
·Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
·Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
·Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
·Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
·Нацеленность на результат и получение его.
·Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
Виды трудовой деятельности:
·производственная– создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
·государственная (деятельность представителей органов власти);
·политическая – участие люде в политической жизни страны;
·военная – защита страны;
·интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
·художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)
Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Характерные черты игры как вида деятельности
·Наличие определённых правил для той или иной игры
·Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
·Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
·Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
Учение (учебная деятельность)
Учение— вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.
Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.
Характерные черты учения как вида деятельности
·Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
·В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
·Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
·Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Особенности деятельности человека.
·Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
·Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.
·Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
·Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
·Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
·Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
·Деятельность может носить творческий характер.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Деятельность человека.
·Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.
·Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.
·Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.
·Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.
·Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
·Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.