в чем заключается борьба за существование в понимании ч дарвина
Что понимал Дарвин под борьбой за существование?
Обсуждение вопроса:
Дарвин выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными факторами среды. Борьба за существование по Дарвину – это процесс взаимодействия организмов и окружающей среды.
Внутривидовая борьба – происходит между особями одно вида. Протекает наиболее остро, так как особи обладают одинаковыми возможностями и потребностями, использую сходные ресурсы для жизни. Например, львы выясняют отношения в борьбе за территорию, гепарды борется за обладание добычей, или самца одного вида борется за самку.
Межвидовая борьба – происходит между особями разного вида в процессе отношений «хищник-жертва» (лиса-мышь), «паразит-хозяин» (комар-млекопитающее), «растения-травоядное животное» (клевер-копытные), конкуренция (волк-медведь, лиса-волк). Хищники конкурируют за добычу (жертву), растения конкурируют за свет, влагу и минеральные вещества почвы.
Борьба с неблагоприятными условиями – происходи в тех случаях, когда организмы подвергаются воздействию экстремальных абиотических факторов – тепла или холода, сухости или влажности. Пример, в 40-х гг. в России наблюдалась гибель кротов. В условиях длительных холодов выживали только самые мелкие животные, а относительно крупные погибали, так как не могли найти себе достаточно количества пищи. Иными словами, мелкие кроты оказались лучше приспособлены к перенесению холодов.
Борьба за существование и естественный отбор
теория по биологии 🌿 эволюция
Борьба за существование
У борьбы за существование есть 3 формы: внутри- и межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями среды.
Естественный отбор
С точки зрения генетики, роль естественного отбора заключается в том, чтобы сохранить гены наиболее приспособленных особей. Это логично, ведь в ходе борьбы за существование неприспособленные организмы погибнут. Таким образом, естественный отбор — избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции.
Формы естественного отбора
Стабилизирующий отбор
Движущая форма отбора
Разрывающий, или дизруптивный отбор
Задание EB2021 Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
Типы морфологических адаптаций | Характеристики | Примеры |
_______________(А) | Контрастные пятна или полосы, имитирующие игру света-тени | Бурундук, тигр |
Предупреждающая окраска | _________________ (Б) | Клоп-солдатик, шмель |
Мимикрия | Окраска незащищённых животных, подражающая окраске защищённых | ___________________ (В) |
Список понятий и примеров:
Итак, ищем то, что подходит под характеристику в первой строке. Из вариантов адаптаций, которые на первый взгляд могут нам подойти это:
«Яркая окраска» нам не подходит, речь идет о полосах и пятнах, которые имитируют свет и тень, они делают незаметными, а не наоборот.
«Окраска и форма животного, имитирующие объекты внешней среды» тоже не подходят, т.к в характеристике указано, что имитация не объектов внешней среды (камни, деревья, листья ), а игры света-тени.
Где обитает тигр? Где-то в лесу, в горах, ущельях, у рек. Заметен ли по форме тела тигр на фоне этих мест? Конечно. Он не имеет ничего общего с элементами среды. Хорошим примером такой морфологической адаптации были бы насекомые палочники, тело которых напоминает веточку.
Расчленяющая окраска нам подходит, так как полосы буквально разделяют тело животного, 8).
Предупреждающая окраска характерна ядовитым животным. Их тела имеют контрастные пятна и полосы. Подходит вариант 2).
Примером мимикрии является вариант 6). Многих животных назвали по внешним признакам. Муха «осовидка» лишь похожа на осу, но не является ею, она не способна ужалить.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Агроценоз – искусственная экосистема. Примером может являться поле ржи, за которым человек ухаживает.
1) Круговорот веществ в агроценозе не является замкнутым, т.к человек собирает урожай. Поэтому в почву не возвращаются минеральные вещества естественным путем, только через удобрения.
3) В агроценозах нет саморегуляции, так как в искусственной системе просто нет этих механизмов, все контролируется человеком.
5) Верно, так как работает
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Начнем с того, что окраска крыльев не будет меняться просто так. Это отклик на изменения окружающей среды.
2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
Если произошло загрязнение и березы поменяли цвет, значит, что их кора потемнела, белые бабочки будут выделяться на фоне своего убежища.
4) уничтожение светлых бабочек птицами
В то время как белые бабочки были уничтожаются, выжили темные бабочки.
1)сохранение темных бабочек в результате отбора
Темные бабочки могут выжить в данных условиях окружающей среды, поэтому они благополучно размножаются.
3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
Популяция белых бабочек перестает существовать, остаются только темные бабочки
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB16929 Установите соответствие между особенностями действия эволюционного фактора и факторами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРА | ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ |
А) один из источников эволюционного материала Б) представляет собой колебания численности популяций В) действие фактора направленно Г) обеспечивает селекцию генотипов Д) носит случайный характер Е) изменяет частоту аллелей в генофонде популяции 1) популяционные волны 2) естественный отбор |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Про естественный отбор речь уже шла в заданиях выше.
Популяционные волны представляют собой колебания численности особей популяции, носит это явление случайный характер.
Источник эволюционного материала — популяционные волны. 1)
Колебания численности популяций — популяционный волны. 1)
Действует направлено — естественный отбор, так как он направлен на отбор наиболее приспособленный особей. 2)
Селекция генотипов — естественный отбор. 2)
Случайный характер — популяционные волны. 1)
Изменяет частоту аллелей в генофонде популяции — естественный отбор. 2)
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB12535 Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РЕЗУЛЬТАТ | ФОРМА |
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий. Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере. В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных. Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих. Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом. Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции. 3) дизруптивный (разрывающий) Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий — один крайний признак — движущий отбор. 2) Быстро и медленно — два крайних признака — разрывающий отбор. 3) Сходное строение — 1 средний признак — стабилизирующий отбор. 1) Возникновение ласт — один крайний признак — движущий отбор. 2) Крайние отклонения внутри одной популяции — разрывающий отбор. 3) pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции: объектом является фенотип особи, обеспечивает селекцию (отбор) генотипов, фактор направленного действия. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Существует три формы естественного отбора: pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Отбор делится на естественный и искусственный. Как можно догадаться, естественный отбор проводит сама жизнь. А естественный — человек. Пример искусственного отбора — селекция. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Движущие силы эволюции: мутационный процесс, естественный отбор, популяционные волны. Мутация — это внезапное наследственное изменение, вызванное резким структурным и функциональным изменением генетического материала. Естественный отбор — основной фактор эволюции, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Популяционные волны (волны численности,волны жизни) — резкие колебания численности особей популяции вследствие естественных причин. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Основные положения теории Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существованиеОсновные положения теории Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Вид занятия (тип урока): лекция с элементами самостоятельной работы Образовательные: дать представление о современном состоянии теории эволюции, раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли, сформировать понятие эволюции, раскрыть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина, на основе работ К. Линнея и Ж. Ламарка; изучить виды борьбы за существование. Развивающие: развивать умения студентов выделять главную мысль лекционного материала, умения анализировать текст и работать самостоятельно с учебной литературой. Воспитательные: расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение. Обеспечение занятия: учебник, тетрадь, дидактические карточки задания. Лекция по плану:1. Понятие о биологической эволюции.2. Развитие эволюционных идей.3. Положения теории Ч. Дарвина.4. Борьба за существование.5. Синтетическая теория эволюции.Теория эволюции была разработана Ч. Дарвиным (1809-1882) и изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Средние века характеризуются в науке застоем, из-за господства религии. XVIII в. ознаменовался развитием в русском и европейском естествознании эволюционных взглядов. К этому времени накопилось достаточно много описательного материала о растениях и животных, которые необходимо было систематизировать. Всеобщее признание завоевала система, составленная знаменитым шведским ученым Карлом Линнеем (1707-1778 гг.). К. Линней разделял метафизические взгляды на природу, усматривая в ней изначальную целесообразность, “премудрость творца”. Каждый вид он считал неизменным и постоянным, не связанным родством с другими видами. Тем не менее он признавал, что виды могут возникнуть путем скрещивания или в результате изменения среды, но такое понимание к нему пришло в конце жизни. Линнея в прогрессивное развитие естествознания огромен: он предложил систему животных и растений; ввел бинарную систему двойных названий; описал около 1 200 родов и более 8 000 видов растений; реформировал ботанический язык и установил до 1 000 терминов, многие из которых ввел впервые. В начале XVIII в. французский ученый Жан-Батист Ламарк (1744-1829 гг.) создал первую эволюционную теорию, которую изложил в труде “Философия зоологии” (1809 г.). По Ламарку, одни организмы произошли от других в процессе длительной эволюции, постепенно изменяясь и совершенствуясь под воздействием внешней среды. Изменения закреплялись и передавались по наследству, что и явилось тем основным фактором, который обусловил эволюцию. Ж.-Б. Ламарк впервые изложил идеи эволюции живой природы, утверждавшие историческое развитие от простого к сложному. Однако вопрос о движущих силах эволюции им был решен неправильно: Ламарк полагал, что основной движущей силой эволюции является внутреннее стремление всего живого к совершенству. Его утверждение о врожденной способности организмов отвечать на изменения внешней среды только полезными наследственными изменениями дальнейшими исследованиями ученых не подтвердилось. Доказательства эволюционной теории, выдвинутые Ж.-Б. Ламарком, оказались недостаточными для полного их принятия, поскольку не были даны ответы на вопросы: чем объяснить большое разнообразие видов в природе; с чем связано совершенствование организации живых существ; как объяснить приспособленность организмов к условиям внешней среды? К середине XIX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию эволюции, составив научные предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина. Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита философом Э. Кантом (1724-1804), который в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что вся Земля и Солнечная система есть нечто, возникшее во времени. Благодаря работам Э. Канта, П. Лапласа и В. Гертеля Земля и вся Солнечная система стали рассматриваться как развивающиеся во времени. В 1830 г. английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797-1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных естественных причин и законов: климата, воды, вулканических сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, что было подтверждено результатами палеонтологических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769-1832). В ХVIII-XIX веках в результате колонизации огромных территорий и исследования их европейцы значительно расширили свои представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения. В первой половине ХIХ века начинается детальное изучение географического распространения организмов; начинают развиваться биогеография и экология, первые обобщения которых имели важное значение для обоснования идея эволюции. Так, в 1807 г. немецкий натуралист А. Гумбольдт (1769-1859) высказал мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. Русский ученый (1814-1858) пытается трактовать историческое изменение лика Земли и условий жизни на ней и влияние этих изменений на изменение животных и растений. Его ученик (1827-1885) высказывал идеи о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процессе. В это же время развивается сравнительная морфология и анатомия. Ее успехи способствовали выяснению не только сходства строения различных видов животных, но и такого подобия в их организации, которое наводило на мысль о глубокой связи между ними, об их единстве. Начинает складываться сравнительная эмбриология. В 1817-1818 гг. открыты зародышевые листки и универсальность их закладки в эмбриогенезе многоклеточнык животных. Немецкий исследователь М. Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным (1829). В конце 20-х годов ХIХ века русский эмбриолог (1792-1870) установил основные типы эмбрионального развития и доказал, что все позво-ночные животные развиваются по единому плану (впоследствии обобщения Бэра были названы Ч. Дарвиным «законом зародышевого сходства» и использовались им для доказательства эволюции). Замечательным признаком зародышевого сходства является, например, наличие жаберных щелей у зародышей всех позвоночных, включая человека. В 1839 г. Т. Шванном была создана клеточная теория, которая обосновала общность микроструктуры и развития животных и растений. Таким образом, интенсивное развитие науки, накопление в различных областях естествознания большого количества фактов, несовместимых с креационистскими представлениями, подготовили основу, на которой успешно развивалось учение Дарвина. Этому способствовали и социально-экономические условия первой половины ХIХ века. Утверждение капиталистического способа производства вместе с расширением британской колониальной империи сопровождалось интенсивной перестройкой сельского хозяйства, способствовавшей развитию селекции. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям путем искусственного отбора. Селекционеры первой половины ХIХ века не только практически доказали могущество искусственного отбора, но и пытались теоретически обосновать его. Это существенно повлияло на формирование у Дарвина идеи эволюции, а главное, опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, он смог перейти к анализу процесса видообразования в природе. Формированию идей Ч. Дарвина способствовали и некоторые политико-экономические идеи, прежде всего взгляды А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит (1723-1790) исходил из укрепившейся тогда идеи о естественных законах и создал учение о «свободной конкуренции». Он считал, что двигателем свободной конкуренции является «естественное своекорыстие или «естественный эгоизм» человека, и это служит источником национального богатства. Неприспособленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Идея о конкурентных отношениях повлияла и на формирование представлений о развитии живой природы. Эти идеи, по всей вероятности, натолкнули Дарвина на мысль о существовании в природе некоторых аналогий и способствовали созданию эволюционной теории. Достигнутые к середине ХIХ в. крупные успехи в развитии различных направлений в естествознании, а также обществе условия, стимулировавшие развитие селекции и создавшие возможности для выдвижения идей конкуренции и отбора, и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формулирования научной концепции биологической эволюции. 3. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях: 1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. 2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями. 3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование. 4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе. 4.Виды борьбы за существование. Термин «борьба за существование» Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся кровопролитием и гибелью. Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование. Примером борьбы за существование является благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена), взаимное приспособление видов друг к другу (цветки и их опылители). Таким образом, межвидовая борьба приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Межвидовая борьба усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. Борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и другие условия существования. Неслучайно про растение в пустыне говорят, что оно борется с засухой. В тундре деревья представлены карликовыми формами, хотя и не испытывают конкуренции со стороны других растений. Победителями в борьбе оказываются наиболее жизнеспособные особи (у них более эффективно протекают физиологические процессы, обмен веществ). Если биологические особенности передаются по наследству, то это в конечном счете приведет к совершенствованию видовых приспособлений к среде обитания. 5.Основные положения синтетической теории эволюции Синтетическая теория эволюции — современный дарвинизм — возникла в начале 40-х годов XX в. Она представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма. Термин «синтетическая» идет от названия книги известного английского эволюциониста Дж. Хаксли «Эволюция: современный синтез» (1942). В разработку синтетической теории эволюции внесли вклад многие ученые. Основные положения синтетической теории эволюции в общих чертах можно выразить следующим образом: 1. Материалом для эволюции служат наследственные изменения — мутации (как правило, генные) и их комбинации. 2. Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор, возникающий на основе борьбы за существование. 3. Наименьшей единицей эволюции является популяция. 4. Эволюция носит в большинстве случаев дивергентный характер, т. е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов. 5. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций. 6. Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц — подвидов и популяций. 7. Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»), 8. Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. Согласно синтетической теории эволюции, не существует закономерностей макроэволюции, отличных от микроэволюции. Иными словами, для эволюции групп видов живых организмов характерны те же предпосылки и движущие силы, что и для микроэволюции. 9. Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилети-ческое происхождение. 10. Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели. Синтетическая теория эволюции вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых фактов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих биологических наук. Тем не менее синтетическая теория эволюции (или неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Ч. Дарвином. 1. Что было известно о живой природе в Древнем мире? 2. Какие взгляды на происхождение и изменяемость организмов существовали у ученых в период Возрождения и Средневековья? 3. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в 18 веке? 4. Какой вклад в биологию внес Карл Линней? 5. Что принято за единицу классификации в системе природы Линнея? 6. Какой ученый предложил первую теорию эволюции? 7. В чём суть эволюционной теории Ламарка? Каковы причины (факторы ) эволюции по Ламарку? 8. Какие научные открытия предшествовали появлению теории эволюции Дарвина? 9. Каких русских ученых эволюционистов вы можете назвать? 10. Назовите факторы эволюции по Дарвину. 11. Объясните, что понимал Дарвин под термином «борьба за существование». 12. Перечислите виды борьбы за существование. Какой вид борьбы за существование является наиболее жестким? 13. В чем значение теории эволюции Дарвина? 14. На основе каких наук создана синтетическая теория эволюции? Работая с текстом учебника заполните таблицу 1. Формы борьбы за существование Название формы борьбы за существование Причины её вызывающие Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар: 1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2. Плодами питаются многие птицы; 3. Всходами питаются травоядные животные; 4. Топчут люди, автомашины, тракторы; 5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники и деревья), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром; 6. Сами одуванчики вытесняют друг друга; 7. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах; 8. Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия; 9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи; 10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов. Заполните таблицу (в каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных выше) Формы борьбы за существование одуванчиков: Борьба с неблагоприятными условиями среды. Домашнее задание с учетом интереса ученика Понаблюдайте за окружающими вас животными и растениями. Отметьте, чем они различаются, составьте списки различий. 1. На основе ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описание борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов. 1. Античные и средневековые представления о сущности жизни и ее развитии. 2. Система органической природы К. Линнея. 4. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.
|