в чем заключается безналичный расчет

Безналичные платежи

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Безналичные платежи – особый вид платежей, при которых не используется наличных денежных средств. Все расчёты производятся перечислением средств со счёта на счёт в кредитных учреждениях или, например, способом зачета взаимных требований. Изначально вводились для облегчения и ускорения оборачиваемости капитала, а также чтобы уменьшить объём наличных. Уменьшались и издержки обращения, свойственные для наличных денег. Также безналичным платежам способствуют государственные институты – по перечисленным выше причинам (увеличение скорости оборота денежных средств плюс экономия на их обслуживании).

Безналичные расчеты и платежи

Самые первые безналичные расчёты и платежи представляли собой расчёты и платежи с помощью чеков и векселей. После были введены расчётные палаты – организации, совершающие операции между различными банками. Затем в большей части развитых стран распространились жирорасчеты как подвид безналичных расчетов (через жиробанки, коммерческие банки, сберкассы).

Безналичные расчетные операции – основной вид банковских операций. Различают инкассо, переводные, а также аккредитивные операции.

Регулируются безналичные расчёты и платежи законодательством. В России это ГК РФ (со ст. 861 по ст. 885), ФЗ «О ЦБ РФ». Также применяется федеральный закон «О банках и банковской деятельности», прочие нормативные акты.

Безналичный платеж что это

Безналичным платежом считается расчёт с помощью безналичного денежного обращения (в безналичной форме – то есть, в виде записи на соответствующем счёте). Безналичный платёж выполняется по нескольким принципам:

Полное определение и все условия проведения таких платежей указываются в актуальном Положении о безналичных расчетах (утверждается ЦБ РФ).

Виды безналичных платежей

Изначально безналичные платежи выполнялись в виде векселей либо чеков. Сегодня применяются

Подробный перечень расчётов (платежей) указан в соответствующем документе Банка России за 19 июня 2012 года. В Положении №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» указаны все виды безналичных платежей, кроме последнего (электронных), однако также работает ФЗ за 27.06.2011 г. №161 в редакции от 23.07.2013 г. – «О национальной платежной системе». Согласно этому документу, электронные платежи (с применением электронных денег) также стали формой безналичных платежей.

Возврат безналичного платежа

По закону допускается, чтобы клиенты, обслуживающиеся в банке, отзывали свои расчётные документы. Однако на практике возврат безналичного платежа влечёт за собой целую серию процедур.

Внимание. Зачастую компании, работающие в сфере торговли, заключают с банком, обслуживающим терминалы, о возможности возврата денежных средств при безналичных расчётах.

От клиента, в пользу которого необходимо осуществить возврат, обычно требуются номер расчётного счёта, наименование банка и номер корсчёта, ИНН и БИК получателя, его ФИО.

Оплата безналичным платежом

Оплату безналичным платежом осуществить можно несколькими способами: с помощью

Оплата безналичным платежом осуществляется в виде перевода суммы средств со счёта отправителя на счёт получателя, который может быть как в этом, так и в другом банке. При этом платёжное поручение – самая часто используемая форма оплаты.

Платёжное требование обозначает требование получателя к плательщику об уплате определённой суммы. Применяется для удобства оплаты безналичным платежом за товары и услуги. Плательщик должен предоставить акцепт (согласиться оплатить сумму) либо отказаться – тогда требование возвращают без исполнения.

Инкассовое поручение выставляют госорганы – по решению суда.

Аккредитив – обязательство совершить платёж по предъявлении получателем определённых документов (акты, документы о поставке).

Прием безналичных платежей

Приём безналичных платежей выполняется несколькими способами: либо зачислением на счёт организации через банк, либо посредством терминала (ККТ, банковский пинпад). Кроме того, сегодня организации стараются максимально автоматизировать перечисление средств, чтобы исключить ошибки и «человеческий фактор». Комиссия при безналичном расчёте, в отличие от платёжных систем, берущих до 5%, составляет 0%. Для приёма платежей безналичным способом организации решают несколько задач:

— оформление счетов и договоров (по желанию),

— контроль зачисления средств,

— оформление закрывающих документов.

Для приёма платежей нужны ИНН организации, номер расчетного счета, БИК обслуживающего плательщика банка, юридический и почтовый адрес.

Проблемы безналичных платежей

Основные проблемы безналичных платежей – это:

Кроме того, предприятия несут ответственность за соблюдение кредитных договоров, а также установленной расчётной дисциплины. Если организация не выполняет обязательств по расчётам, его могут объявить неплатёжеспособным.

Учет безналичных платежей

При расчётах между организациями в виде безналичных платежей (путем перевода со счёта на счёт) возникает необходимость в учёте безналичных платежей с помощью специальных расчетных документов. Они являются основанием для расчёта, и могут оформляться в виде распоряжения:

Предприятия сами определяют подходящие формы документов для учёта безналичных платежей, обязательно только наличие реквизитов –

Учет таких операций выполняется с использованием счёте 51 «Расчетные счета» (как поступление на дебете, так и выбытие на кредите данного счёта).

Основанием либо первичным документом для учёта является выписка банка или платежное поручение. Это справедливо для разных видов платежей:

перечислений в бюджет обязательных платежей, взносов в ПФР и другие организации (ФСС, ФФОМС, ТФОМС).

Источник

Как учитываются безналичные денежные средства

Безналичные расчеты используются практически в каждой организации. Они предполагают перевод средств между счетами, взаимозачет требований. При операциях не используется наличка. Они предполагают особый учет.

Как открыть расчетный счет в банковском учреждении

Произведение безналичных расчетов предполагает открытие р/с. Для этого необходимо обратиться в банковское учреждение. Взаимодействие с банком выполняется на основании соглашения взаимных расчетов. Организация при необходимости может открыть несколько счетов.

Место совершения мошенничества в отношении безналичных денежных средств, совершаемого при помощи средств компьютерной техники и мобильной связи

Формы безналичных расчетов

Расчеты подразделяются на различные формы. Рассмотрим самые распространенные из них:

Все приведенные формы расчетов отличаются своими нюансами.

Вопрос: Банк в декабре 2019 г. заключил с физическим лицом договор банковского счета (не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности), согласно которому стоимость оказываемых банком услуг по обслуживанию счета и выдача денежных средств с текущего счета клиента регулируются тарифами банка и операции по зачислению денежных средств в безналичном порядке не являются платными. На счет клиента в безналичном порядке от юридических лиц поступили денежные средства в общей сумме, превышающей 600 тыс. руб. По результатам применения правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ банк пришел к выводу, что операции клиента отвечают признакам сомнительных операций, и списал со счета комиссию в размере 15 процентов, которая была введена решением правления банка в январе 2020 г. и предусмотрена за зачисление на счет в безналичном порядке денежных средств при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка. Правомерны ли действия банка?
Посмотреть ответ

Бухучет операций

Рассмотрим порядок безналичных расчетов:

Бухгалтеру для управления безналичными средствами рекомендуется завести специальный платежный календарь.

Бухучет безналичных расчетов на счете 51

Безналичные расчеты фиксируются на счете 51. Он является активным. У него есть сальдо дебета. ДТ51 нужен для фиксации поступления безнала на расчетные счета, КТ51 – для фиксации списания средств. В первом случае актив будет увеличиваться, во втором – уменьшаться.

Списание средств осуществляется на основании платежного поручения. Документ этот оформляется в двух экземплярах. Одна из копий направляется в банк. На ней проставляется отметка банка о принятии документа. Когда средства направляются на расчетный счет, необходимо составить заявку на взнос наличными.

Используемые проводки

Рассмотрим стандартные проводки по переводу безнала на р/с:

При выбытии безнала с расчетного счета выполняются эти записи:

То есть записи используются для двух основных направлений операций: поступление средств и их выбытие.

Принципы расчетов безналичными средствами

Рассматриваемые расчеты через банк реализуются исключительно при наличии соответствующего документа. К примеру, это могут быть письменное распоряжение, судебный приказ, исполнительный лист и прочие документы. Списание выполняется на базе соответствующего распоряжения. В некоторых случаях списание проводится без распоряжения. К примеру, выполняется эта процедура в тех случаях, когда есть соответствующее требование кредитора. Право на списание по просьбе кредитора должно быть указано в соглашении о предоставлении услуг.

Следующий важный принцип – срочность. Существуют такие банковские процедуры: обработка официальных бумаг, списание средств, зачисление денег на счета. Практически для всех этих операций установлены определенные сроки. Последние обычно утверждаются каждым конкретным банком.

К СВЕДЕНИЮ! Платежная обеспеченность предполагает исполнение платежей со счетов в рамках сумм, которые на них имеются. То есть на счетах организации есть определенная сумма. Снять средства сверх этой суммы нельзя.

Следующий принцип – свободный подбор формы для расчета безналичкой. Существует множество форм для расчетов, которые были приведены выше. Это инкассо, аккредитив и прочее. Компания может самостоятельно подобрать подходящую для себя форму.

Унификация платежных документов также важна. Расчетные бумаги составляются по определенной форме. Они могут быть электронными или бумажными. В бумагах содержатся эти реквизиты:

Документы не будут действительны без печати и подписи.

Условные коды для операций с р/с

При отражении операций используются эти коды:

На основании приведенных кодов будут формироваться проводки.

Пример

Рассмотрим пример бухучета. Организация исполнила эти операции:

Проводки будут такими:

Каждая проводка меняет начальное и конечное сальдо. Она базируется на первичке.

Источник

Особенности наличных и безналичных расчетов

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Понятие наличного и безналичного расчета

Наличные и безналичные расчеты осуществляются как юридическими, так и физическими лицами. В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса наличные и безналичные расчеты, не связанные с бизнес-деятельностью между физлицами, могут осуществляться без ограничения, за исключением случаев, когда есть лимиты, установленные договором по обслуживанию в банках и/или законом.

Безналичный и наличный расчет между юрлицами, а также с участием граждан при ведении предпринимательской деятельности производится в соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса. При этом безналичные расчеты осуществляются через финансово-кредитные организации (банки), где открыты соответствующие расчетные счета.

В п. 1 ст. 862 ГК РФ выделены 4 основные формы проведения безналичных расчетов:

Также могут существовать и другие формы безналичных расчетов, если это предусмотрено соответствующим законом и правилами обслуживающего банка. Участники сделки сами выбирают удобную им форму оплаты (делают выбор в пользу наличного или безналичного расчета) и закрепляют сделанный выбор в условиях двухстороннего договора.

Наличные расчеты между юрлицами и ИП лимитируются. Каков сейчас размер лимита, как он применяется, кого и как наказывают за его несоблюдение, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

Правила ведения наличных и безналичных расчетов утверждены нормативными актами. Так, порядок проведения операций с наличностью по кассе предприятия/ИП производится в соответствии с указаниями Банка России от 11.03.2014 № 3210. Порядок проведения безналичных операций утвержден положением Банка России от 29.06.2021 № 762-П.

Особенности учета наличных и безналичных средств

Для проведения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные счета 50 и 51. Поступление денежных средств (при проведении наличных и безналичных расчетов) отображается по дебету указанных выше счетов. И соответственно, выбытие средств отображается по кредиту.

Сальдо на счетах 50 и 51 должно быть всегда положительным, за исключением тех случаев, когда банк открывает клиенту овердрафт — тогда возможен отрицательный остаток на расчетном счете.

При работе с наличностью на предприятии устанавливается самостоятельно выбранный размер лимита. Наличные расчеты должны проводиться через кассу фирмы с применением ККТ.

Кто и в каких случаях может работать без кассового аппарата (не применять ККТ), смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатен.

Выводы

Ведение безналичных и наличных расчетов предусматривает присутствие 2 контрагентов. Ведение расчетов наличными средствами между физлицами, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, происходит без каких-либо ограничений. Наличные расчеты у юрлиц и ИП проводятся с соблюдением кассовой дисциплины.

О том, как важно соблюдать кассовую дисциплину, вы узнаете из этой статьи.

Безналичные расчеты проводятся с участием банковских учреждений, которые выполняют распоряжение своего клиента на списание денежных средств с его расчетного счета в пользу другого лица на его расчетный счет, открытый в этом же или в другом банке, с которым у исполняющего платежное поручение банка установлены корреспондентские отношения.

Для отображения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные синтетические счета 50 и 51. На данных счетах по итогам отчетного периода может оставаться сальдо, которое свидетельствует о наличии денежных средств у организации или предпринимателя.

Источник

Безналичный перевод

Безналичные расчеты — расчеты, осуществляемые между физическим лицом и юридическим лицом без использования наличных денег, путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя.

Такой формат платежей доступен всем – юридическим лицам, предпринимателям и обычным гражданам.

Безналичная оплата – это один из наиболее удобных вариантов ведения расчетов по причине высокой скорости осуществления платежей и практически полном отсутствии нормативных ограничений в осуществлении платежей.

В ходе проведения безналичных расчетов происходит зачисление и списание денежных средств в электронном виде.

По итогам рабочего дня владельцу счета предоставляется выписка по счету, в которой отражается остаток на начало и конец дня, а также все приходно-расходные операции, что позволяет владельцу счета контролировать денежные потоки.

Формы безналичных расчетов

Существует несколько форм, в которых осуществляются безналичные расчеты:

расчеты с помощью платежных поручений;

расчеты посредством аккредитива;

расчеты посредством инкассовых поручений или инкассо;

расчеты через чековые книжки;

расчеты с использованием пластиковых карточек;

расчеты в виде перевода электронных денег.

Расчеты с помощью платежных поручений

Платежное поручение как форма расчетов по исполнению перевода представляет собой платежную инструкцию, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении.

Сторонами выступают плательщик и получатель платежа, участником является банк, который осуществляет операцию перевода.

Перевод осуществляется в сроки и тому лицу, которое указано в поручении.

Срок действия платежного поручения составляет десять дней, в которые не входит день составления документа.

Расчеты посредством аккредитива

Аккредитив представляет собой специальный счет, который используется для расчетов по операциям, требующим посредничества банка.

Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.

В расчетах по аккредитиву участвуют:

приказодатель, который обращается в банк с просьбой об открытии аккредитива;

банк, который привлекается для передачи аккредитива получателю средств.

В случае осуществления расчетов с использованием аккредитива плательщик даёт распоряжение банку о переводе средств их получателю, но только при соблюдении получателем денежных средств особых условий, например, поставки товаров, предоставления документов и иных условий.

Расчеты с использованием аккредитива проводятся следующим образом.

Покупатель открывает в своем банке аккредитив и переводит туда стоимость производимой им покупки.

Поставщик сможет получить эти средства при условии осуществления поставки товара и передачи сопроводительных документов банку, где открыт аккредитив.

И только после этого банк осуществляет перевод средств.

Удобство такой формы расчетов заключается в защищенности сделки.

Расчеты посредством инкассовых поручений или инкассо

Такие расчеты возможны только при наличии у взыскателя (получателя) средств прав на предъявление требований к счету должника (плательщика).

Эти права могут быть предусмотрены законом либо договором, который заключен между держателем счета (должником) и банком.

Инкассо по своей сути носит взыскательный характер.

Таким образом получатель средств, чтобы взыскать необходимую сумму, должен предъявить банку-держателю счета плательщика необходимые сведения о должнике и его обязательстве.

Расчеты с использованием чековых книжек

Расчеты чеками из чековых книжек совершают:

юридические лица (предприниматели) либо индивидуальные предприниматели — чекодержатели, являющиеся получателями платежа по чеку из чековой книжки;

физические лица — чекодатели.

В этом случае происходит списание средств со счета чекодателя на счет чекодержателя или выдачу ему наличных денег.

Расчет по чекам производится только при условии, что у чекодателя есть на счету достаточная сумма денег и после подтверждения личности предъявителя чека и проверки подлинности самого чека.

Расчеты с использованием пластиковых карточек

Пластиковая карточка — это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты и получать наличные денежные средства. Расчеты пластиковыми карточками предполагают наличие определенной системы, в состав которой входят банки и иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием пластиковых карточек.

Безналичные расчеты с использованием пластиковых карточек совершаются согласно договору, заключаемому банком с владельцем системы расчетов по установленным им стандартам и правилам.

Расчеты в виде перевода электронных денег

В рамках этого вида безналичных расчетов гражданин (физическое лицо) предоставляет оператору для ведения операций денежные средства с его личного банковского счета.

Принципы построения безналичных расчетов

Система безналичных расчетов базируется на следующих принципах:

принцип законности. Все безналичные операции проводятся в соответствии с требованиями законодательства и осуществляются только рамках закона;

принцип достаточности средств. Проведение всех расчетных операций должно быть обеспечено суммой, достаточной для осуществления платежей;

принцип акцепта. Этот принцип заключается в том, что без согласия или предварительного уведомления держателя счета никакие денежные средства не могут быть списаны со счета;

принцип ведения всех операций на основании договора. Это принцип основан на том, что обслуживающий банк обязан действовать только в рамках действующего между ним и держателем счета договором, в котором установлены правила отношений между банком и собственником открытого в банке счета;

принцип срочности платежа. Это означает, что любой платеж, производимый с банковского счета, должен быть проведен в указанный плательщиком срок;

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Организация безналичных расчетов

Оглавление

Цель — раскрыть понятие безналичных расчетов, порядок их организации и документального оформления.

Задачи

1. Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов

Предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, постоянно осуществляют различные расчетные операции со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Основную часть расчетных операций составляют следующие:

В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчета между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего совпадают во времени.

Согласно ст. 140 ГК РФ платежи на территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму предается путем оформления соответствующих документов и проведения записей по счетам.

Налично-денежный оборот регламентирован Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 5 января 1998 г., утвержденным Банком РФ. Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в учреждение банка с последующим зачислением на счет данного предприятия; сумма денежных средств, которую можно держать в кассе предприятия, лимитируется. Порядок и сроки сдачи наличных денег в учреждение банка устанавливаются индивидуально по каждому предприятию.

Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам.

Выделяют следующие основные принципы организации безналичных расчетов:

Расчетные документы действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

Кроме того, списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

2. Классификация форм безналичных расчетов

Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями (взыскателями) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально.

Формы безналичных расчетов классифицируются по следующим критериям.

1. В зависимости от наличия или отсутствия посредников между плательщиком и получателем средств:

2. В зависимости от уровня прохождения платежа:

3. В зависимости от того, кто является плательщиком и получателем средств:

4. В зависимости от статуса и степени обособленности учреждений банка, обслуживающих плательщика и получателя средств:

5. В зависимости от способа хранения, обработки и передачи информации:

6. В зависимости от видов используемых расчетных документов и установленного порядка документооборота:

Рассмотрим основные формы безналичных расчетов.

2.1. Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. В настоящее время это одна из основных форм расчетов.

С момента получения платежного поручения банком от клиента у него возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению с корреспондентского счета (субсчета), иных счетов, открытых для проведения расчетных операций. При этом клиент должен соблюдать следующие условия:

При соблюдении вышеуказанных условий банк или его филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета.

Если на платежном документе не проставлен срок платежа, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.

Схема расчетов платежными поручениями выглядит следующим образом (рис. 1):

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями

1 — выписка платежного поручения в соответствии с требованиями договора

2 — списание средств со счета покупателя и зачисление на счет продавца

3 — выписка с расчетного счета покупателя о списании средств

4 — выписка с расчетного счета продавца о зачислении средств

Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки. В отдельных случаях используются безотзывные поручения, действующие в течение неопределенного времени.

Предприятие-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы, по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится оригинальная печать предприятия, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Данный экземпляр является общим основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний экземпляр прилагается к выписке со счета получателя в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.

Платежное поручение является универсальным расчетным документом и применяется для проведения всех видов товарных и нетоварных платежей, используется как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В настоящее время электронные платежные поручения передаются по единой расчетной сети Банка России, по локальным расчетным сетям коммерческих банков и по системе «клиент-банк», если имеется надежная компьютерная связь с клиентом.

Основным преимуществом расчетов с помощью платежных поручений является относительно быстрый документооборот.

2.2. Расчеты по аккредитиву

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставит полномочия другому (исполняющему) банку произвести такие платежи.

Содержание аккредитивной формы расчетов:

Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме.

Известно несколько видов аккредитивной формы расчетов.

Депонированный (покрытый) аккредитив (рис. 2). Здесь банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита. То есть необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору. Такая форма аккредитивных расчетов применяется в случае, если между банками, обслуживающими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения.

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Рис. 2. Схема расчетов с использованием покрытого аккредитива

1 — предоставление в банк аккредитива по установленной форме;

2 — списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк для платежей по аккредитиву;

3 — уведомление продавца об открытии аккредитива;

4 — отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;

6 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет продавца;

7 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

8 — уведомление покупателя об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке

Непокрытый, или гарантированный, аккредитив (рис. 3), применяется при наличии у банков корреспондентских счетов друг друга. В этом случае средства, списанные с расчетного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются.

Другие классификации аккредитивной формы расчета, по сути, представляют собой видоизменения либо покрытой, либо непокрытой формы аккредитива. К ним относятся:

Отзывной аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Рис. 3. Схема расчетов с использованием гарантированного (непокрытого) аккредитива:

1 — предоставление аккредитива по установленной форме;

2 — сообщение об открытии гарантированного аккредитива;

3 — отражение открытия аккредитива в исполняющем банке;

4 — уведомление продавца об открытии аккредитива;

5 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

6 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;

7 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта, списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента и зачисление средств на счет продавца;

8 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

9 — списание денежных средств со счета покупателя;

10 — уведомление покупателя о списании денежных средств вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке

Безотзывным аккредитивом признается такой, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним получателем средств, причем получатель может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.

Аккредитивная форма расчетов отличается сложностью и длительностью документооборота, высокой себестоимостью затрат на открытие и ведение аккредитива, необходимостью проверки подлинности и товарности документов, предъявляемых в банк поставщиком. Кроме того, при открытии депонированного аккредитива сумма предварительно снимается со счета плательщика и хранится на определенном счете в банке поставщика (продавца). При этом проценты по аккредитивному счету не начисляются, даже если он не был использован. Поэтому плательщик вынужден отвлекать свои ликвидные денежные средства, нести инфляционные потери. В настоящее время в России аккредитивная форма расчетов практически не используется.

2.3. Расчеты чеками

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Выделяют два вида чеков:

Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками.

При оформлении депонированной чековой книжки (рис. 4) клиент предварительно перечисляет на определенный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Такая форма расчета чеками получила наибольшее распространение в современной отечественной практике.

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Рис. 4. Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки:

1 — заявление покупателя в банк о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств;

2 — депонирование средств на специальном счете;

3 — выдача чековой книжки;

4 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

5 — выписка чека и передача его поставщику;

6 — предоставление в обслуживающий банк чеков вместе с реестром чеков;

7 — предъявление реестра чеков в банк покупателя для оплаты;

8 — перечисление соответствующих сумм с лицевого счета чековой книжки

Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Порядок использования расчетных чеков регулируется ГК РФ, в соответствии с которым чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных реквизитов лишает документ силы чека. Если в чеке указано наименование чекодержателя, то такой чек называется именным.

В соответствии с законодательством чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке — индоссамента, за исключением именного чека. Чекодержатель переводного чека считается его законным владельцем, если он основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.

В настоящее время чековая форма расчетов постепенно уступает место электронным платежам.

2.4. Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов совершает действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Суть такой операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.

Расчеты по инкассо осуществляются с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает предоставленные в его банк документы на списание денежных средств; без акцепта, когда в случаях установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам), средства списываются со счета плательщика.

Расчеты по инкассо проводятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. Они предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.

Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями-поручениями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими предприятиями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и своим банком условия о возможности безакцептного списания денежных средств. Однако в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика (рис. 5).

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Рис. 5. Схема расчетов с использованием платежных требований-поручений, подлежащих акцепту плательщика:

1 — отгрузка товара, выполнение работ, услуг;

2 — выписка и направление в банк-эмитент платежного требования-поручения, реестров требований и сопроводительных документов;

3,4 — передача указанных документов в исполняющий банк и направление требования покупателю;

5 — акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующим заявлением;

6 — перечисление средств в случае акцепта или возврат документов вместе с заявлением об отказе акцепта;

7 — зачисление средств на счет продавца (в случае акцепта и оплаты);

8 — извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о полном или частичном отказе от акцепта

Принимающий платежные требования банк получателя (банк-эмитент) осуществляет проверку соответствия платежного требования установленной форме, соответствие подписей и печатей получателя, а также полноты заполнения всех указанных на бланке реквизитов. В случае соблюдения всех правил два экземпляра платежного требования с реестром платежных требований (перечень требований по данному платежу и их основные реквизиты) передаются в банк плательщика (исполняющий банк). Поступившие в исполняющий банк платежные требования проверяются на соответствие условий данной формы расчетов условиям договора между банком и плательщиком.

При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования предается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен плательщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основании указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика.

Инкассовые расчеты могут осуществляться также на основании инкассовых поручений. В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены следующие случаи применения инкассовых поручений:

Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. Порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта. Схема расчетов инкассовыми поручениями и платежными требованиями без акцепта показана на рис. 6.

Инкассовая форма расчетов не только отличается сложностью документооборота, но и не дает гарантии платежа. Ведение двух картотек расчетных документов: переданных плательщику для акцепта и не оплаченных в связи с отсутствием средств на счете — требует дополнительных затрат со стороны банка. Поэтому платежные требования применяются редко. Инкассовые поручения используются, как правило, налоговыми органами для взыскания недоимок налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

в чем заключается безналичный расчет. Смотреть фото в чем заключается безналичный расчет. Смотреть картинку в чем заключается безналичный расчет. Картинка про в чем заключается безналичный расчет. Фото в чем заключается безналичный расчет

Рис. 6. Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений:

1 — заключение договора банковского счета, предусматривающего возможность безакцептного списания денежных средств, и представление в банк сведений о поставщиках, имеющих право выставлять безакцептные требования и инкассовые поручения;

2 — отгрузка товара, выполнение работ, услуг;

3 — выписка и направление в банк-эмитент платежного требования или инкассового поручения, реестра требований или поручений и сопроводительных документов;

4 — передача указанных документов в исполняющий банк;

5 — проверка исполняющим банком соответствия применения данной формы расчетов договору банковского счета и иным требованиям законодательства;

6 — перечисление средств в случае полного соблюдения условий, указанных в п. 5;

7 — извещение плательщика о списании денежных средств с его счета;

8 — зачисление средств на счет продавца (в случае поступления платежа);

9 — извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о невозможности произвести взыскание в случае несоблюдения условий законодательства или отсутствия средств на счете плательщика

2.5. Расчеты с использованием пластиковых карт

Многие специалисты в области банковского дела считают, что начало выпуску банковских кредитных карт было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из «Национального банка „Флэтбуш“» в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 г. С. Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала оформление долговых расписок, которые принимались от клиентов местными магазинами за мел кие покупки. После того как покупка состоялась, магазин сдавал рас писки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей. Так появился механизм банковского эквайринга, т. е. обслуживания торговых центров, принимающих к оплате кредитные карты, эмитированные другими банками.

Первой массовой платежной карточной системой стала американская «Дайнерс Клаб» («Diners Club»), созданная в 1949 г. Одним из главных ее отличий от предшествующих систем было наличие профессиональной посреднической компании, берущей на себя организацию и проведение расчетов между продавцами и покупателями товаров и услуг. В 1950 г. компания «Дайнерс Клаб» ввела в обращение платежные карты, принимаемые ресторанами, отелями и туристскими агентствами. Впоследствии они стали называться картами туризма и развлечений. Первоначально изготавливались на плотной бумаге, картоне, но уже в 50-е годы появились первые пластиковые карты. В 1958 г. первые карты выпустили компании «Америкэн экспресс», «Бэнк оф Америкард» (ныне это система «Виза»).

В странах Западной Европы, в первую очередь в Великобритании и Франции, первые платежные карты появились в 60-е годы.

В СССР банковские карты в рублевых расчетах внутри страны не использовались. В 1969 г. было подписано первое международное соглашение с компанией «Дайнерс Клаб», в 1974 г. — с «Америкэн экспресс», в 1975 г. — с «Бэнк Америкард» и «Еврокард», в 1976 г. — с японской компанией «Джей-Си-Би». С советской стороны все эти соглашения подписывались организацией «Интурист», которая и осуществляла расчеты по пластиковым картам для элитных иностранных туристов в специальных валютных магазинах «Березка» и гостиницах. В 1989 г. Внешэкономбанк выпустил «золотые» карты «Еврокард», но в очень ограниченном количестве и для узкого круга лиц. Поэтому принято считать, что первым российским коммерческим банком, выпустившим карту системы «Виза», стал в 1991 г. Кредобанк. Наряду с внедрением карт международных платежных систем с начала 90-х годов стали развиваться и российские платежные системы: «СТБ Карт» на базе банка «Столичный», «Юнион Карт» — на базе Автобанка, «Золотая корона» — на базе Сибирского торгового банка и, конечно же «Сберкарт» — на базе крупнейшего отечественного коммерческого банка — Сберегательного банка Российской Федерации.

Порядок эмиссии банковских карт и расчетов с их помощью регулируется в основном нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации и федеральном законодательстве не уделено достаточного внимания электронным формам расчетов.

Банком России 9 апреля 1998 г. № 23-П утверждено Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием.

В соответствии с этим Положением банковская карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Также банковскую карту можно определить как персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных денежных средств в отделениях (филиалах) банков и банкоматах.

Для совершения операций с пластиковыми картами кредитной организации достаточно иметь обычную лицензию на проведение банковских операций, отдельного разрешения со стороны Банка России не требуется.

Кредитная организация может эмитировать банковские карты для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на проведение банковских операций предусматривает операции по счетам указанных лиц в соответствующей валюте.

Если эмитируемые банковские карты предоставляют держателю возможность трансграничных платежей, т. е. платежей по операциям, совершенным с использованием банковских карт за пределами государства, на территории которого они эмитированы, то эмиссию карт могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Банковские карты эмитируются на территории Российской Федерации кредитными организациями — резидентами.

Распространение (продажа) кредитными организациями-резидентами карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов (American Express, Diners Club, VisaTravel Money, VISA CASH, Mondex, чеков и др.), позволяющих оплачивать товары (услуги) или получать наличные деньги, возможно только по специальному разрешению Банка России.

Банковские карты выдаются клиенту на основании заключенного с ним договора. На банковской карте должны быть проставлены наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.

Эмитент должен уведомить клиентов о необходимости обязательного получения разрешения Банка России для совершения валютных операций, связанных с движением капитала, в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в валюте Российской Федерации расходов эмитента, в соответствии с валютным законодательством.

По одному счету клиента могут отражаться операции с использованием нескольких однотипных банковских карт (расчетные, кредитные операции) одной или разных платежных систем, выданных кредитной организацией либо самому клиенту, либо лицам, уполномоченным клиентом.

Кредитная организация, начинающая (завершающая) эмиссию банковских карт или эквайринг с их использованием, обязана уведомить в 30-дневный срок Департамент методологии и организации расчетов Банка России о начале (завершении) эмиссии или эквайринга. Уведомление должно содержать общую информацию о платежной системе и типах банковских карт, которые выпускает эмитент или обслуживает эквайрер, по форме, установленной Банком России.

Физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам, эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

Юридическим лицам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории Российской Федерации, должны проводиться только в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Но это правило не распространяется на межбанковские расчеты при использовании банковских карт резидентами и нерезидентами за пределами Российской Федерации, а также при получении наличных денежных средств в иностранной валюте с использованием банковских карт в уполномоченных банках.

Юридические лица — резиденты могут совершать с использованием корпоративных карт безналичные операции на предприятиях торговли (услуг), а также операции получения наличных денежных средств в следующих случаях:

1) получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на территории Российской Федерации, а также для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в пределах Российской Федерации;

2) безналичная оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц, в пределах Российской Федерации;

3) безналичные операции на территории Российской Федерации, связанные с основной хозяйственной деятельностью юридического лица, в валюте Российской Федерации;

4) безналичная оплата в валюте Российской Федерации расходов представительского характера на территории Российской Федерации;

5) безналичная оплата расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;

6) безналичная оплата расходов представительского характера в иностранной валюте за пределами Российской Федерации;

7) получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера.

При совершении операций с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете клиента расчеты по таким операциям проводятся путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом.

За совершение операций по счетам пластиковых карт кредитные организации получают следующие виды комиссионного вознаграждения:

Кроме того, при выдаче держателям карт кредитов в пределах установленных лимитов взимается банковский процент, предусмотренный договором.

Очевидные преимущества расчетов с помощью банковских карт заключаются в высокой скорости их проведения (суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя практически мгновенно), возможности использования банковского кредита, сокращении затрат на эмиссию, транспортировку, хранение и пересчет наличных денег. Платежные карты портативны, их сложно подделать, в случае потери или хищения счет блокируется по первому заявлению владельца. Вместе с тем развитие рынка банковских карт в России требует совершенствования действующего законодательства, сокращения теневого сектора экономики, дополнительных инвестиций в банковскую инфраструктуру (на создание компьютерных сетей, средств защиты информации, установку банкоматов и терминалов).

Выводы

Таким образом, в результате изучения темы были определены основные принципы организации безналичных расчетов, рассмотрена классификация безналичных расчетов и особенности организации различных форм безналичных расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, по инкассо, чеками и с использованием пластиковых карт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *