в чем я вижу значение современной литературы
Зачем читать современную литературу?
Рассказываем, почему не стоит останавливаться только на классике
Часто ли вы слышите, что классические романы — это почти 100% гарантия качества, а новые книги — как минное поле, где никогда не знаешь, на что наткнешься? Есть и другое распространенное утверждение: все написано до нас, Толстого с Достоевским никому не переплюнуть, а значит новые романы и читать не стоит. Как бы не так! Очень даже стоит. Приводим пять доказательств наших слов.
Современная литература помогает понять проблемы общества
Хорошие писатели улавливают общественные настроения. Не подстраиваются под «запросы потребителя», а просто острее чувствуют то, чем живут и о чем беспокоятся их современники. И кому, как не им, проговаривать травмы поколения и выводить на поверхность скрытые страхи. Так, близкие по времени события — появление громкого флэшмоба #янебоюсьсказать и выход романа «Маленькая жизнь» — можно, конечно, назвать простым совпадением, а можно увидеть в этом прорвавшийся нарыв, который теперь легче будет вылечить.
«Новая проза отражает события и тренды в социуме. Каждый из нас каким-то образом эти их переосмысливает, вырабатывает собственное к ним отношение. Неужели не интересно сравнить свои мысли с мыслями автора? Книги современных писателей позволяют оставаться в актуальном информационном поле. Любому думающему человеку это безусловно важно».
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт
Не случайна тут и популярность исторических романов, написанных современными авторами. Литераторы нередко возвращаются к событиям прошлого, чтобы осмыслить настоящее. И на первый взгляд кажется, что гонкуровский лауреат Эрик Вюйар в своей «Повестке дня» в очередной раз рассказал о гитлеровской Германии и ее соседях, а на самом деле — продемонстрировал, как культура потребления сделала непобедимыми крупные компании и как лидер, чей авторитет поддерживали СМИ, чуть не уничтожил добрую половину мира.
«Не секрет, что сразу после события книги пишутся плохо, и сейчас мы переживаем последствия Второй мировой войны в литературе и наблюдаем большой всплеск исторического романа. Это попытка проговорить травмы: не только военные, но и последствия сталинских чисток, например».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина
Говорит с читателями на одном языке
Как бы хорошо вы ни знали историю и литературу, от вас все равно скроются важные подробности романа, написанного в начале XIX века.
«Викторианская Англия завораживает своей медлительностью, но в ее литературе полно нюансов, которые от нас ускользают. Читая романы той эпохи, мы видим только один пласт, и за намеками и недомолвками, языком цветов или деталями гардероба, от нас уходит много смысла».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина
В то же время современная литература, если и рассказывает о событиях прошлого, то на понятном и ясном языке. Положите рядом средневековый рыцарский роман и книгу Филиппы Грегори, и вы поймете, насколько проще и понятнее для вас окажется второй вариант. Еще лучше дело обстоит с романами о «дне текущем». Тут вы можете не соглашаться с автором, спорить или, наоборот, прочесть и понять, что все правда, вы сами это видели и слышали.
Помогает осознать все многообразие мира
Если раньше литературный мир смотрел на любых аборигенов глазами европейских переселенцев, то сейчас о проблемах целых народов честно и громко рассказывают их представители. Попробуйте в XX веке найти роман, написанный женщиной одного из индейских племен. Не получается? Тогда обратите внимание на недавно вышедшего «Лароуза», действие которого происходит в индейской резервации. Его автор, Луиза Эрдрич, сама наполовину оджибве. Другой пример — лауреат Нобелевской премии, афроамериканка Тони Моррисон, рассказывающая о нелегких судьбах темнокожего населения.
Современная литература, особенно «национальная», помогает лучше понять, что волнует жителей Индии или стран Африки, какие проблемы у резидентов Восточной Европы и чего боятся жители Севера.
Дает возможность испытать сильные ощущения, не выходя из дома
У кого не захватывало дух от приключенческих книг Джека Лондона, Фенимора Купера или Жюля Верна? Но их истории настолько известны, что и без знакомства с книгой читатель знает почти все о приключениях детей капитана Гранта или путешествии Филеаса Фогга. А давно ли вы читали книгу, где каждый сюжетный поворот — это сюрприз, и вы не знаете, что будет на следующей странице? Образчики качественной современной прозы легко внесут элемент неожиданности в ваш читательский быт. Слетайте на колонизированную Китаем Луну вместе с героями Кима Стэнли Робинсона или ужаснитесь той дикости, до которой может скатиться человек, прочитав «Звериное царство» Жан-Батиста Дель Амо. Поверьте, в современных романах немало волнующих приключений и леденящих душу подробностей.
Заставляет думать самостоятельно
Известная писательница Вирджиния Вульф была злым и въедливым литературным критиком. Ох и доставалось же от нее авторам-современникам, обвиняемым в бездарности, поверхностности и неумении работать с материалом. Однако именно Вульф считала, что «от живых мы получаем больше, чем от мертвых, хотя, на первый взгляд, первые во многом уступают вторым». Почему так? Все очень просто: писательница была уверена, что вокруг современных книг еще не возник ореол «неприкасаемости», и читатель сам может решить для себя, хорош тот или иной роман или плох.
«Современники становятся классиками у нас на глазах. Может, не ждать, когда автор перейдет в иной мир, позволить себе насладиться его прозой уже сейчас?»
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт
В чем я вижу значение современной литературы
В чем же я вижу значение современной литературы?
Во всем этом и есть стремление к совершенству.
В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль о какой-то ультрасовременной телеграфной краткости прозы. Порой спорщики пекутся о времени нашего читателя, которому «не поднять толстый роман», ибо есть полуторачасовое кино, телевизор и иные технические чуда XX века.
Гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания. Его глаза видели то, что не видели другие, его проникновение в психологию и, следовательно, в природу настолько гениально, всеобъемно, что мы порой говорим: Толстой «написал всю психологию человека».
Толстой обладал редким даром, который кто-то назвал «ясновидением плоти».
Вы никогда не забудете место в «Анне Карениной», где Толстой описывает, как Анна вдруг почувствовала, что Вронскому противны ее рука, жест и звук, с которым она пила кофе.
Толстой, как известно, писал и лаконичные, и большие вещи, но он всегда был краток. Он подымал такие пласты психологии, он развертывал такие общественные события, он описывал такие характеры, что «Война и мир» кажется весьма коротким произведением.
Изображая нашу сложнейшую и невиданную в истории человечества эпоху, мы должны каждодневно учиться этой краткости, этой глубине и художнической смелости художника-гиганта.
ОБНАЖЕННАЯ ОГРОМНОСТЬ СТРАСТЕЙ
Имя Достоевского не нуждается ни в преувеличенных восторгах, ни в словесных выспренностях, как не нуждаются в этом великие художники. По-видимому, оценочные категории, применимые ко всему его творчеству, выходят за вульгарно-социологические пределы однозначных «да» или «нет», решительно ломают банальные измерения таланта, подобно тому как глобальные понятия, связанные с исследованием жизни, несовместимы с комнатными аксиомами «прямого искусства», напоминающего холодный и бездушный металл.
Задачи литературы в современном социуме
Каковы задачи литературы в современном мире?
Могут ли произведения литературы изменить мир и социум к лучшему?
Может ли сама по себе литература выполнять роль «учебника жизни»?
Нам интересно задать себе эти вопросы?
Несомненно, опыт литераторов помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневности, в решении многих социальных проблем и конфликтов. Практически все проблемы и конфликты так или иначе описаны, разобраны в классической литературе, и наша задача – воспринять опыт писателей, осмыслить его и уметь оперировать житейскими выводами на практике. Действительно, обращаясь к литературе, мы сбережём немало личного времени, учась на примерах литературных героев поведению в жизненных ситуациях, постигая людские характеры и судьбы.
Изучая литературу, мы познаём жизнь.
Но литература являет собой также и феномен самовыражения. Писатель творчески выражает себя, свой внутренний мир, «отзеркаливает» в своих героях свои личностные и социальные проблемы. Всем известна крылатая фраза Флобера, автора романа «Мадам Бовари»: «Мадам Бовари – это я». Л.Н. Толстой говорил, что литература позволяет «найти самого себя». Действительно, литература учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы.
Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире. Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.
Но литература – это и работа со словом, понимание сути того, как слово может влиять на жизнь человека и общества.
Многие русские писатели справедливо считали, что слово может регулировать жизнь общества, менять развитие общества, служить благим целям. Н.В. Гоголь предлагал каждому «проездиться по России», разумеется, не в качестве туриста, а с целью узнать социальную картину общества, и своей публицистикой, своими произведениями показывал пример деятельного отношения к социальным вопросам. А.П. Чехов предпринял сложную и опасную поездку на Сахалин, и затем с помощью публицистических произведений способствовал улучшению жизни людей этого края. Врач и писатель А.А. Богданов прямо указывал на возможности изменения общества посредством слова.
…Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
Ко всем тем формам энергии, что перечисляются в школьных учебниках физики, видимо, следовало бы добавить ещё одну – словесную.
Творение литературы создаёт вокруг себя «силовое поле», и в слове заключены неисчерпаемые запасы энергии.
Мы должны чётко представлять себе социальную роль литературы.
«Литература – это разговор с людьми. Иначе в ней нет никакого смысла», – сказал писатель Юрий Нагибин.
« Литература – не развлечение, не времяпровождение, не источник сведений и не наставление, не подбор красивых эпитетов. Это разговор сердца с сердцем», – говорил он же.
Роль литературы в современном мире возрастает многократно.
Пусть никого не вводят в заблуждение опустевшие залы библиотек: да, еще три десятилетия назад в любую минуту, зайдя в бибиотеку, мы заставали очередь к библиотекарям, выдающим книги; в читальных залах, бывало, не находилось свободного места. Сейчас книжная индустрия развита настолько, что желающий может купить нужную для работы или важную для чтения книгу; добавьте к этому доступность книг на дисках, легкость доступа к ресурсам библиотек через Интернет, доступность чтения книг на планшетниках – электронных носителях информации, куда можно загрузить, скачать из Интернета внушительное количество книг в электронном виде…
И сами библиотеки в современной ситуации начинают играть роль не только «поставщика» информации, но и все более берут на себя роль социального института, призванного объединять и обучать людей. Появляются при библиотеках литературные кафе, литературные гостиные, литературные и театральные кружки, детские комнаты с книгами и игрушками, даже студии, где подростки под наблюдением педагогов совместно готовят уроки. Современные библиотеки выступают организаторами фестивалей, форумов, конференций, литературных чтений – все более играя роль социокультурных площадок города или поселения. Современные библиотеки вполне могли бы заниматься полноценной издательской деятельностью, и мы полагаем, что тандем «библиотека-издательство» был бы достаточно оправдан.
Литература всегда будет востребована социумом, покуда она позволяет увидеть множество людских характеров и ситуаций, понять их – это потребуется в жизни каждому, это пригодится и в деятельности социально-культурного работника.
Значимость литературы как предмета для социально-культурного работника очень высока. С помощью литературы как искусства за короткое время мы приобретаем драгоценный жизненный опыт, безболезненно для себя проигрываем множество жизненных ситуаций, учась на них тому, как вести себя в реальной жизни.
С помощью литературы социальный работник, специалист сферы культурно-досуговой деятельности может узнать массу сюжетов, характеров героев. Из литературных произведений можно вынести целый «багаж» моделей поведения в различных жизненных ситуациях, не тратя время на разбор подобных ситуаций в реальной жизни. Литература обогащает жизненный опыт человека. Не случайно литературные сюжеты ложатся в основу театральных спектаклей и кинофильмов: во многих сюжетах есть важные жизненные уроки, есть целительная мораль. Литература влияет на общество и в большой мере оказывает влияние на поступки человека, формирует его характер.
Способна ли литература влиять на общество?
Да, и это представляется нам очевидным.
Несомненно, в курсе изучения литературы как предмета следует обращать внимание на современную литературу – литературное творчество современных писателей, текущий литературный процесс.
Именно она отвечает на самые насущные вызовы времени. Современную литературу следует изучать, несмотря на то, что множество произведений «на потребу дня» появляется, печатается и исчезает с литературного горизонта. Остаются самые достойные – как правило, те произведения, где писатели дают ответы на сложные и запутанные житейские ситуации. Таковы, например, произведения Юрия Полякова: «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козлёнок в молоке». Проблематика этих произведений волнует каждого: это вечные дилеммы любви или равнодушия, дружбы или предательства, приспособленчества или честного выбора. К этим темам обращался ещё Шекспир… Но в каждом веке, в каждом десятилетии эти темы требуют внимания вновь и вновь, только в нынешнее время они окрашены в современные тона, с актуальной атрибутикой, со своими ответами на вызовы времени и социума.
Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.
Нам представляется важным рассмотреть вопрос о задачах литературы не в художественном и не в литературоведческом аспектах ( такие попытки были предприняты В.Г. Белинским, А.Н. Толстым, И.А. Ильным); нам представляется необходимым рассмотреть здесь вопрос о задачах литературы с точки зрения культурологии..
Так как литература сама по себе не что иное, как часть культуры, то очевидно, что наши знания о функциях и задачах культуры в обществе вполне применимы к литературе; выводы о задачах культуры будут говорить о задачах литературы в частности.
Итак, выделим следующие основные задачи литературы в обществе:
1. Познавательная (гносеологическая) функция литературы.
2. Информативная (трансляционная) функция
3. Коммуникативная функция
4. Регулятивная (нормативная) функция
5. Ценностная ( аксиологическая) функция
6. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция
7. Деятельностная ( праксиологическая) функция
8. Рекреативная (целительная) функция
9. Компенсаторно-развлекательная функция
10. Адаптационная функция
11. Человекотворческая (гуманистическая) функция
Постараемся кратко представить некоторые функции.
Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, что литература даёт представление о народе, о регионе, о стране, а также о времени – о периоде, о годах событий, об эпохе. Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы.
Так, например, «Белая Гвардия» Михаила Булгакова и «Как закаклялась сталь» Николая Островского с разных точек зрения показывают нам послереволюционную Россию; мы никогда не поймём сердцем всех противоречий грандиозной эпохи в истории Отчизны, изучая историю только по строкам учебников и исключив вклад литературы.
Информативная (трансляционная) функция проявляется в том, что литература передаёт опыт и знания предшествующих поколений. Здесь мы процитируем слова, сказанные профессором, доктором философских наук Л.З. Немировской относительно трансляционной функции культуры. Мы полагаем, что выдержка из учебного пособия Л.З. Немировской «Культурология» удачно иллюстрирует также информативную функцию литературы: «Информативная функция позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Бернард Шоу: «Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остаётся по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей».
Таким образом, становится понятно, что информативная функция литературы «работает» с «социальной генетической наследственностью» человечества; наиболее насыщены ею древние предания, легенды, былины, сказания… В самом деле, ничего «познавательного» для нас в сказах о Змее-Горыныче или о Бабе-Яге нет, настолько ничтожна вероятность для человека разумного встречи с ними. Одновременно сказы эти несут в себе колоссальную «генетическую социальную» нагрузку, работают на механизм социальной идентификации.
Примером же, где информационная задача ставилась писателем меньше всего, может послужить повесть А.П. Чехова «Дама с собачкой». Информационная составляющая сюжета сводится здесь всего лишь к банальному сообщению о курортном романе. Очевидно, главную нагрузку здесь несут две другие функции – а именно ценностная и человекотворческая, иначе никакие поколения не стали бы перечитывать как поэму о любви такой незатейливый житейский сюжет – перечитывать вновь и вновь.
Коммуникативная функция литературы состоит не только в том, что посредством литературных произведений мы можем «общаться» с людьми других стран, с людьми других профессий, с людьми другого круга жизни и даже с людьми иных эпох – читая их дневники, мемуары, рассказы, эссе… Не только в том, что мы, читая, видим и «обсуждаем» с писателем общие проблемы, обращаясь к своему собственному опыту. Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме.
Наиболее заметно выполняют коммуникативную функцию произведения, прямо ориентированные на живую и яркую реакцию читателя: произведения публицистического жанра, сатирические произведения. Сразу вспомнятся «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, рассказы М. Зощенко. Часто яркую коммуникативную роль играют и автобиографические произведения, например, «Былое и думы» А. Герцена.
Но бывает и так, что произведение заведомо не ориентировано на коммуникативные реакции читателя и ведет себя как «вещь в себе», тем не менее имея и свое место в литературе, и свой круг читателей. Пожалуй, в качестве примера можно привести «Поэму без героя» А. Ахматовой, где поэтесса сама не стремится к тому, чтобы произведение было верно понято и легко воспринято каждым читателем. Опять-таки, несоблюдение одной или даже нескольких функций не лишает истинные произведения литературы присущей им ценности: так, наш современник Михаил Веллер призывал в данном случае не искать в золоте жемчужного блеска, а в жемчуге – вкраплений золота; в каждом свои достоинства и своя природа их соотношений.
А поэт, переводчик С.Я. Маршак всерьёз записывал в заметках, сколь много отзывов на переводы сонетов Шекспира присылали ему читатели со словами, что чтение сонетов заметно облегчало течение хронических заболеваний…
Исследования, проведенные специалистом МГУКИ, преподавателем Ю.М. Малышевой касались литературы древнерусской, а именно «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», и выявили, что художественное чтение этих произведений в ряде лечебных учреждений также заметно облегчало состояние пациентов, воодушевляло их к выздоровлению, пробуждало душевные целительные силы.
Оригинально сказал поэт В.Н. Сосин о целительных свойствах хорошей поэзии, посвящая одно из стихотворений собрату-поэту:
«Когда бы волею Всевышнего
Я на Руси был главный лекарь,
Стихи Евгения Мартишина
Я б разослал по всем аптекам»
Сам Е.А. Мартишин, писатель и преподаватель, признавался, что часто люди обращались к нему, говоря, что в сложных жизненных ситуациях утешались, читая его стихи, находили после чтения стихов новые силы и новую мотивацию к жизни и работе.
На рекреативную роль литературы указывал писатель М. Веллер в книге «Перпендикуляр»: «Библиотерапия. Хорошее слово. Вполне имеющее право на существование… Литература оказывает на читателя, кроме прочего, также и терапевтическое воздействие…»
Нам осталось только привести здесь пример произведения, где целительная роль не выполняется вовсе.Таким примером может служить стихотворение-поэма Ильи Сельвинского «Портрет Лизы Лютце»:
Строки далеки от гуманистических идеалов. Но на каждое настоящее произведение искусства найдется свой зритель, свой читатель – именно в том душевном состоянии, которое изменится, динамично и позитивно среагирует на встречу. И, желая привести пример художественного произведения, не обладающего целительной силой, мы скорее признаем, что это такой пример привести мы не сможем. Мы скорее приведем пример произведения, где целительная задача автором совершенно не рассматривалась.
Но и это будет трудно: даже учебник математики структурирует память, стимулирует разум, усиливая энергопотенциал человека.
Так что, строго говоря, мы не можем привести пример произведения истинной литературы, совершенно не выполняющего целительных задач.
Знания о функциях (задачах) литературы в обществе понадобятся специалисту сферы культуры при выборе персоналий и произведений для проведения досуговых мероприятий.
Мы надеемся, что данный подход позволит молодым специалистам приобрести более независимый и более уверенный критический взгляд.
Мы завершим этот краткий обзор словами наших классиков – критика и писателя.
«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни», – писал В.Г. Белинский.
«Литература непременно должна быть выражением – символом внутренней жизни народа», – то ли требовательно указывал, то ли смиренно мечтал великий критик.
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку», – говорил писатель, поэт, видный общественный деятель Максим Горький.
И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли литературы в современном мире и задачах литературы в современном обществе.
Значение литературы в жизни человека
Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.
Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.
Какова роль, значение литературы в жизни человека?
Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.
Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.
Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.
В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.
Литература указывает нам пути самосовершенствования.
О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.
Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.
Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.
Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.
Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.
В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.
Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.
В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.
Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+