в чем выразился расцвет русской культуры в 19 веке
Золотой век русской культуры
Первая треть XIX века в истории России названа Золотым веком, разумеется, неслучайно. Именно в этот период наблюдается стремительный рост искусства и науки.
Главные события, определившие развитие русской культуры XIX в.
Одним из главных событий, повлиявших на развитие России, стала Отечественная война 1812 года. Во-первых, война объединила людей против внешнего врага, что поспособствовало росту патриотизма и национального самосознания. Во-вторых, множество русских людей побывало за границей, увидели демократическое общество, либеральную власть. Вернувшись в Россию, наиболее развитые умы, преимущественно дворяне, начали бороться с консерватизмом русской власти. В 1826 году вышел цензурный устав, который значительно уступал в либерализме прежнему уставу. Согласно этому уставу, цензор имел право вымарывать любые куски текста, которые, на его взгляд, оскорбляли церковь и действующую власть.
Золотой век в искусстве
Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.
Литература
К Золотому веку русской литературы относят прозу всего XIX века, а Золотой век русской поэзии просуществовал лишь первую треть столетия. Именно в это время сформировался русский литературный язык, а также поэтический и жанровый каноны в литературе. Среди наиболее выдающихся деятелей этого периода выделяют А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Кроме того, в русскую литературу хлынул мощный поток новых жанров. В поэзии популярными становятся жанры элегии, романса и баллады, а в прозе – повести, исповеди, дневники, а также, исторический роман.
Литература популяризируется, благодаря изданию так называемых «толстых» журналов, самым читаемым из которых был «Современник», издававшийся под началом А. С. Пушкина. Важно отметить деятельность Н. М. Карамзина, который вводит в литературу понятие исторического романа и исторической повести. Карамзин создаёт объёмный трактат «История государства Российского», в котором повествует о прошлом Отечества, почерпнутого из летописей. Кроме того, Карамзин пишет художественные исторические повести, например, «Марфа Посадница» и «Наталья – боярская дочь».
Золотой век русской литературы ознаменовался также и стремительной сменой направлений. В первой трети века господствовал сентиментализм, его основоположником стал Н.М. Карамзин, а ведущим произведением его повесть «Бедная Лиза». Очень скоро сентиментализм вытесняется романтизмом, мэтром которого по праву считается В. А. Жуковский. Романтизм же сменяется реализмом, а самым известным писателем этого направления был А.С. Пушкин, раннее творчество которого, однако, относится к романтизму.
Архитектура и скульптура
В архитектуре и скульптуре того времени господствовал классцизм, который отличался чёткостью форм и возвышенностью, а также подражанием античной архитектуре. В Санкт-Петербурге именно в этот период времени были построены:
В это время преображается также и Москва. Благодаря отечественным и приглашённым архитекторам, в некогда провинциальном городе были возведены:
Живопись
В первой половине XIX века, художники отдавали предпочтение романтизму, черты которого можно проследить в творчестве О.А. Кипренского и С.Ф. Щедрина. Кипренский состоялся как блестящий портретист. Его кисти принадлежит лучший портрет А. С. Пушкина, а также Е. П. Ростопчиной. Щедрин же знаменит благодаря серии картин «Гавани в Сорренто». В своём творчестве Щедрин поэтизировал мир Италии. Уникально творчество К.П. Брюллова, который удачно соединяет романтизм с классицизмом. Среди известнейших картин Брюллова можно выделить «Последний день Помпеи», «Вирсавия».
В 1870 году возникло так называемое Товарищество передвижников, с которого началось распространения другого направления – реализма. Наиболее полно реалистические тенденции отражались в творчестве В.И. Сурикова, который написал знаменитые «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову», а также в работах И. Е. Репина. Именно Репину принадлежит знаменитая картина «Бурлаки на Волге».
Театр
Золотой век русской культуры – век расцвета театрального искусства. Попытки создать театр в России были в прошлом столетии, но эти попытки не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. Наконец, XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цензура отказывалась давать разрешение на постановку пьесы, и только личное вмешательство императора Николая I разрешило эту ситуацию. Несмотря на консервативную политику, Николай I оказался благосклонен к комедии Гоголя.
Музыка
Золотой век искусства подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М. И. Глинка и А.С. Даргомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Даргомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки. Музыка Даргомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Даргомыжского «Русалка».
Достижения науки
Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.
В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.
XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.
Возникновение декабризма
Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.
Союз спасения (1816 г.) Это первое объединение декабристов, основателями которого стали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой.
Союз благоденствия (1818 г.) Довольно многочисленный кружок со своими филиалами в провинциальных городах. Его основали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1821 году члены общества приняли решение о роспуске кружка из-за тактических разногласий.
Южное общество (1821 г.) Общество, образованное П.И. Пестелем на Украине.
Западники и славянофилы
В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.
Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».
Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.
К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.
Особенности развития
В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого. С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира.
С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры.
Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.
Балетное искусство в России достигло расцвета в «золотой век» русского искусства, и это единственное, чем мы можем похвастать на весь мир в наше время.
Самый что ни на есть золотой век! Расцвет, подъем культуры. Мы можем гордиться такими известными личностями, как Грибоедов, Фет, Пушкин, Матрос, Брюлов, Венецианов и многими другими. Они оставили огромное наследие для потомков. Отдельно можно развить тему про Пушкина, как он писал о простом народе русском, с любовью, с гордостью!
Не будем забывать и о роли «Могучей кучки»….
Всё происходило в Питере, а затем в Москве…
Какой хороший был век!
Интересно, что Пушкина решили «сделать» гением эпохи еще до того, как он создал что-то по-настоящему гениальное. Юным Пушкиным демонстративно восхищались все писатели и поэты поколением старше. Хотя в детстве и отрочестве, до окончания Лицея, он был просто талантливым юношей. Удивительно, что он оправдал все ожидания и действительно прославил Россию своим творчеством в дальнейшем.
Характеристика золотого века русской культуры
Особенности эпохи «золотого века» русской культуры
«Золотой век» русской культуры в России наступил в XIX веке. Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось.
Интересно отметить, что общественно-политические условия XIX века были очень тяжелыми – этот период истории называют мрачной эпохой николаевской реакции, что, собственно, повлияло на высокую адаптивность русской культуры
Исследователи считают, что высокий расцвет в истории, как правило, сопровождается глобальными изменениями. В России «золотой век» завершился стачками, народными волнениями, последующим отречением царя от престола и революцией.
Многие исторические события оказали огромное влияние на русскую культуру и формирование менталитета российских граждан. В частности можно выделить:
Развитие культуры России в XIX веке
Прежде всего, необходимо отметить небывалый подъем российского просвещения. Дворянская интеллигенция России того периода серьезно увлеклась идеями французской революции о свободе, равенстве и братстве. Рост городов и развитие промышленности, обусловившие появление новых капиталистических предприятий, безусловно, также повлияли на культуру России.
Еще до начала XIX века – на рубеже XVIII и XIX веков – началось формирование русской классической культуры. Благодаря первым русским классикам – Н.М. Карамзину и А.С. Пушкину – в культуре России сложились две тенденции:
В результате русская интеллигенция разделилась на две основные группы: западники и славянофилы. Основой славянофильства стала «русская идея» (Н. Бердяев, В. Соловьев), имевшая особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX века.
Славянофилы осознавали особенность исторического развития России, расположенной между Западом и Востоком, что повлияло на формирование определенной консервативности приверженцев этого направления.
Подобная славянофильская идея в отношении политики была особенно консервативной, поскольку не предоставляла человеку должной свободы
Основой западничества стала радикально-модернистская идея, сформированная на мысли, что Россия органически входит в европейскую цивилизацию. Этой идеи придерживались П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, Б.Н. Чичерин, А. И. Герцен и др.
Таким образом, сложившаяся бинарность затрагивала все аспекты культуры и была ведущей в культуре России XIX века.
Достижения русской культуры XIX века
Литературе принадлежит значимая роль в рассматриваемый исторический период. Именно она являлась универсальной формой общественного самосознания. Это заключалось в том, что представители русского просвещенного общества ориентировали свои жизненные позиции на высокие литературные образы.
«Золотой век» в литературе начался с творчества А.С. Пушкина, который заложил основы для такого направления, как русский реализм
Произведения других великих русских писателей, среди которых А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др., входят в сокровищницу мировой литературы.
В музыкальном искусстве М.И. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Вторая половина XIX века для музыкальной культуры была связана с коллективом русских композиторов под названием «Могучая кучка». В ее составе были М.А. Балакирев – создатель коллектива – А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков.
Эти композиторы создавали шедевры музыкального искусства, следуя традициям классической музыки М. Глинки, но при этом их развивая. Они расширили границы музыкальных жанров и обогатили музыку новыми формами: оперной, симфонической, инструментальной.
Расцвет русской живописи XIX века начался с К.П. Брюллова и его картины «Последний день Помпеи», которая стала примером академической школы.
Свое развитие в живописи получил и реализм. Он связан с именами так называемых художников-передвижников: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий.
Художники-передвижники так назывались, потому что организовывали передвижные выставки картин для просвещения народа
Русские ученые в течение «золотого века» сделали множество научных открытий мирового масштаба. В частности можно выделить:
Роль истории в русской культуре
Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.
Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.
Духовные особенности русской культуры 19 века стали настоящей сенсацией и подарили мировое признание произведениям отечественных писателей. Высшую ценность в глазах зарубежных критиков приобрели результаты трудов Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Их романы «Война и мир», «Дурак», «Преступление и наказание» и в наше время пользуются популярностью во всем мире. Откровенные рассказы о культуре, быте, боли, страданиях, радости и печали простого русского человека — творческий неисчерпаемый клондайк для всех, кто ищет вдохновение.
Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:
Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.
Как и прежде, стремительный шаг в новую эпоху тормозит старый подход к решению задач. Самодержавие и крепостное право стали непреодолимым препятствием на пути к процветающему будущему страны.
Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.
События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:
Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.
Настойчивость и чёткое виденье лучшего будущего сделали своё дело: новая эпоха подарила свободу, теперь русский народ мог творить и развиваться. Но XX век вынудил заплатить за неё двумя войнами и многочисленными жертвами.
Образование и наука
Фундаментом для развития культуры стала популяризация образования и воспитания молодёжи. Утомлённые войной и революцией люди хотели утолить жажду новых знаний, поэтому представители власти были вынуждены ввести единую систему образования. Она была достаточно продумана, чтобы обеспечить необходимыми навыками всех граждан в зависимости от их сословия. Обучение состояло из четырёх методик. Школы делились на:
Результат, полученный в конце XIX столетия, можно охарактеризовать как залог образованной и процветающей нации. На тот момент уже были основаны 63 высших учебных заведения, количество студентов в них превышало 30 тыс. человек. Для женщин образование стало доступным с 1819 года. Реформа, отменившая крепостное право, послужила своеобразным катализатором для продвижения системы обучения. Во второй половине столетия количество грамотных людей возросло с 7 до 22%, что увеличило количество учёных и изобретателей.
Искусство, которое впечатлило мир
Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет, став классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.
Почувствовав глоток свободы, творческие люди стали больше работать и заявлять о себе миру. Архитекторы, живописцы, писатели, музыканты и поэты хотели любыми способами добиться славы. Однако деятели культуры 19 века признали, что из всех творческих сфер наибольшего прорыва удалось достичь в литературе.
Творцы и критики не могли отвергать тот факт, что писатели быстрее всех поняли главное: важно не только дать объяснение какому-либо событию или ситуации, нужно отразить национальный менталитет, свойственный народу, преподнести читателю развёрнутое описание душевных терзаний, которые испытывают герои, подать изложение так, чтобы характеристика персонажа не была категоричной. Одна из основных задач автора — это донести всю многогранность личности.
Направления в литературе
Сентиментализм — ответвление в творчестве, характеризующееся излишним вниманием к чувствам и переживаниям персонажей. В таких произведениях герои идеализируют своих возлюбленных и этот мир. Они обидчивы, вспыльчивы и часто совершают необдуманные поступки.
Ярким примером сентиментализма является произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Девушка, не выдержав предательства любимого, решает покончить жизнь самоубийством. Автор даёт подробное описание её эмоций и переживаний, раскрывает меланхоличность её характера через действия и отношения к окружающему миру, своим чувствам. Именно за свою откровенность произведение полюбили читатели.
Романтизм имел большее распространение, чем сентиментализм. Дух бунтарства привлекал писателей и поэтов того времени. Именно это направление и дало возможность выразить свои мысли. Романтизм делился на несколько ответвлений, представители которых знакомы читателям со школьной скамьи.
Кондратий Фёдорович Рылеев, Владимир Фёдорович Одоевский, Вильгельм Карпович Кюхельбекер — это имена поэтов-декабристов. Их работам гармонировали темы патриотизма, свободы и гражданской осознанности. В творчестве Антона Антоновича Дельвига, Ивана Ивановича Козлова и Николая Михайловича Языкова читался свободолюбивый лейтмотив.
Неизмеримая глубина духовного мира, разбавленная долей фантастики, — это обязательные составляющие произведений Василия Андреевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова. Философские размышления, знание психологии и любовь к Родине объединились в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева и Владимира Фёдоровича Одоевского.
Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов стали основоположниками нового течения в литературе — реализма. Это направление стало главным в 30-х годах XIX века. Самыми известными его представителями являются Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой.
Живопись и театр
Мастера живописного дела в то время достигли небывалых высот благодаря глотку свободы и нововведениям, которые открыли новые пути для развития изобразительного искусства. Творческие люди того времени имели общее мнение о реальности, что отражалось и в работе. Как и в литературе, в живописи образовались романтизм и реализм.
Знаменитыми романистами стали Орест Адамович Кипренский и Родион Константинович Щедрин. Первый получил известность благодаря работам «А. С. Пушкин» и «Автопортрет с кистями за ухом». Щедрин же больше любил работать с пейзажами итальянской природы. Серия «Гавани в Сорренто» стала визитной карточкой художника.
Автор шедеврального произведения «Последний день Помпеи» Карл Павлович Брюллов умело сочетал в своём творчестве романтизм и классицизм. Художник, вдохновлённый легендой о матери Соломона, создал потрясающую картину. На полотне он изобразил женственную, красивую и юную девушку Вирсавию, назвав её в честь жены Давида.
В середине столетия русскую живопись захлестнула волна реализма. Это направление неспроста стало одним из ведущих того времени. В 1870 году развитием этой сферы стали заниматься лучшие художники, образовавшие товарищество передвижников. Наиболее яркими оказались работы Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», портреты «Мусоргский» и «Протодьякон». Не меньшее внимание получили картины Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и «Ментиков в Березове».
Свой след в истории этого периода оставили также художники Иван Николаевич Крамской, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Григорьевич Перов, Павел Андреевич Федотов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин.
Особые успехи ждали страну и в развитии актёрского мастерства. Московский Малый театр стал трамплином для творческой карьеры одного из самых талантливых драматургов истории русского театра — Алескандра Николаевича Островского. В стенах этого здания появились на свет пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница» и «Доходное место». Эти произведения составили своеобразный скелет репертуара, который дал возможность русскому театру стать классикой. Одним из самых запоминающихся актёров Малого театра стал Михаил Семёнович Щепкин.
Новая архитектура
В начале XIX столетия, после Отечественной войны 1812 года, главной отраслью специалистов стало градостроение. Было необходимо не только заново построить города, но и отразить культуру народа во внешнем виде зданий. Для этого зодчие тщательно продумывали варианты оформления и наделяли общественные строения чертами, которые указывали на историческое прошлое России.
Чтобы лучше познакомиться с историей своей Родины, необходимо узнать не только о театре, живописи и литературе, но и об архитектуре, народной культуре 19 века в России, а таблица станет оптимальным вариантом для краткого конспекта.
Здание | Автор | Годы строительства |
Казанский кафедральный собор | А. Н. Воронихин | 1801—1811 |
Большой театр в Санкт-Петербурге | Ф. И. Тома де Томон | 1784—1886 |
Главное Адмиралтейство | А. Д. Захаров | 1704—1706 |
Здание Главного штаба | К. И. Росси | 1819—1829 |
Троице-Измайловский собор | В. П. Стасов | 1828—1835 |
Достижения российских мастеров XIX столетия превзошли все ожидания. Успехи в области искусства громко заявили о стране на весь мир, что улучшило репутацию государства на мировой арене. Осознавая свою значимость, народ стал больше гордиться Российской империей и делать всё для её светлого будущего.