в чем выразилось падение мармеладова
В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, развенчивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Мир Достоевского принципиально противоречив, «за» и «против» постоянно борются в душах героев.
Особое место в романе занимает семья Мармеладовых. В чём трагедия каждого из членов этой семьи? Все они имеют свои слабости и странности: Мармеладов – пьяница, у Катерины Ивановны болезненная мания самоутверждения, у Сонечки – романтические любовные фантазии. Жизнь безжалостна по отношению к героям, благополучны лишь подлецы типа Лужина или преодолевающие отчаяние любовью и наивным искренним чувством (Разумихин, Соня).
Вглядимся в портрет Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухлыми веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». Достоевский пишет, что было в нем что-то очень странное, во взгляде его светились восторженность, смысл и ум, но, в то же время, мелькало и безумие. Мармеладов страстно хочет исповедаться, но хихиканье окружающих сопровождает его признание. Даже выясняется, что он бесконечно добр, любит и жену и детей, но оказывается причиной несчастий их жизни. «Бедность не порок…- говорит Мармеладов Раскольникову. – Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.» От горькой нищеты глава семейства становиться пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, было слишком поздно. Он получил место, но не смог удержаться на нем долго – у героя уже не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.
Герои, у которых есть сердце, у Достоевского непременно страдают или сочувствуют страданию. Мармеладова мучает его вина, и он не может простить себе, что, когда Соня послана была на панель, он «лежал пьяненькой-с».
В Мармеладове Достоевский открывает искажение человека. И причины этого искажения не только в нищете и бесправии. Социальные обстоятельства и равнодушие имперского Петербурга к «маленькому человеку» откровенно губительны.
Соня – сильный по своей натуре человек, но она должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысль о позорном и бесчестном положении терзали ее, причиняя чудовищную боль. Соня Мармеладова преступила нравственный закон. Но она это сделала во имя детей Катерины Ивановны, во имя жизни, принеся себя в жертву. Но есть в Соне и нравственная ясность. Есть в ней «ненасытимое страдание», лишенное всякого ожесточения.
Соня не умеет сердиться. У нее настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для девушки совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии этого сделать, поэтому ответственность за содержание тяжелым грузом легла на хрупкие плечи Сони. Раскольников испытал Соню и убедился, что истоки великой жалости и сострадания к ближнему – в ее глубокой вере. Герой почувствовал, что Бог Соню поддерживает. Он поверил Сонечке, потому что убедился, что ее любви, жалости и сострадания хватит и на то, чтобы принять участие в его трагедии.
Тяжело читать в романе эпизоды описания детей Катерины Ивановны. Жизнь для них была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было даже есть, вечные скандалы между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Ребенок болезненно переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок, и только это он будет помнить во взрослой жизни.
Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? В своем Романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические, и нравственные проблемы, которые лежат в основе всех действий его героев, людей «униженных и оскорбленных». Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников.
Семен Захарович Мармеладов
Господин Мармеладов является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, хотя его и нельзя назвать героем первого плана.
Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной. Во многом, именно встреча с Мармеладовым подтолкнула Раскольникова к совершения преступления.
Мармеладов — один из наиболее ярких примеров «маленького человека» в русской литературе.
Цитатная характеристика
Судя по всему, Мармеладов является малообразованным человеком из простой семьи. По социальному положению он не подходит своей жене Катерине Ивановне, образованной и хорошо воспитанной женщине из известной семьи:
Описывая Мармеладова, автор отмечает, что в его взгляде «светится смысл и ум»:
По мнению его жены, Семен Захарович Мармеладов — добрый, благородный, доверчивый человек:
Не смотря на беспробудное пьянство Мармеладов помнит о семье и любит всех своих четверых детей:
Мармеладов учит своих приемных детей чтению и грамматике. Из приемных детей Семен Захарович особенно любит младшую приемную дочь Лидочку:
Еще до того как стать пьяницей Мармеладов обучал и свою старшую дочь Соню, но в силу своих неглубоких познаний не мог дать ей хорошего образования:
Внешность
Достоевский описывает внешность и одежду Мармеладова следующим образом:
Пьянство Мармеладова
Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник. Имеет невысокий чин титулярного советника:
Три года назад лишился работы в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить:
За год до этого он женился на молодой вдове Катерине Ивановне, которая была моложе его на 20 лет. Потеряв мужа Катерина Ивановна осталась без средств к существованию с тремя маленькими детьми на руках. Мармеладов женился на ней из жалости:
Для Мармеладова это второй брак. Его первая жена умерла, оставив ему дочь Соню:
Катерина Ивановна была образованной женщиной из офицерской семьи, но после того как она еще в юности сбежала с молодым офицером, родители отказались принимать ее:
Когда Мармеладов 4 года назад женился на Катерине Ивановне, они жили где-то в провинции. Целый год Мармеладов вел себя прилично, работал и не пил. Спустя год он потерял работу из-за сокращения по службе и начал пьянствовать:
Полтора года назад семья Мармеладовых переехала из провинции в Петербург. Здесь господин Мармеладов снова нашел место на службе, но вскоре из-за пьянства лишился и этой работы:
Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:
Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством):
Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает:
Несмотря на все свои пороки, господин Мармеладов любит и уважает свою семью и предан ей. Он уважает и любит свою жену Катерину Ивановну:
Когда пьяный Мармеладов приходит домой, его жена Катерина Ивановна бьет его, «дерет ему волосы», «дерет вихры». Пьяница смиренно терпит побои, понимая свою вину:
В своих мечтах Мармеладов возвращается к нормальной жизни и вытаскивает семью из этой бедности:
Попытка возвращения к нормальной жизни
За 5 недель до событий, описанных в начале романе, Мармеладов снова «берется за ум»: он идет к начальнику и тот берет его на службу, дав ему последний шанс. Спустя месяц работы Мармеладов получает долгожданное первое жалованье, чему вся семья очень радуется. Однако на следующий день Мармеладов крадет свою зарплату из сундука жены, уходит в запой и больше не появляется на службе. В течение следующих 5 дней он бродяжничает по Петербургу, не появляясь дома. На пятый день запоя он в трактире знакомится с бывшим студентом Раскольниковым. Молодой человек провожает пьяницу домой и знакомится с его семьей:
Трагичная судьба дочери
Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:
Раньше она зарабатывала швеей, но денег получала мало, к томуже ее обманывали. В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:
Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе:
Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей:
Смерть Мармеладова
Вскоре после знакомства с Раскольниковым пьяный Мармеладов попадает на улице под лошадей и от полученных травм умирает в тот же день:
В день похорон Мармеладова его несчастная вдова Катерина Ивановна падает на улице и умирает от кровотечения. Трое детей женщины остаются сиротами, их определяют в детский дом.
Мармеладов Семён Захарович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Внешность, манера поведения, речь
Семёну Захаровичу Мармеладову за пятьдесят лет. Это человек плотного телосложения, среднего роста. У него волосы с проседью, большая лысина. От постоянного пьянства лицо отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Веки припухшие, глаза маленькие и красноватые. Взгляд его одушевлённый, осмысленный, но в то же время немного безумный.
Одет этот герой неряшливо и очень бедно, на нём старый чёрный фрак, на котором сохранилась одна пуговица.
Несмотря на то, что Семён Захарович отставной чиновник, общаясь с людьми, он ведёт себя по-чиновничьи солидно. Говорит он витиевато, видно, что привык занимать своими разговорами собутыльников.
Знакомство с Раскольниковым
Встреча Раскольникова с Мармеладовым произошла в кабаке, куда Семён Захарович пришел на пятый день своего запоя. Угадав в Родионе образованного человека, он рассказал ему о своих несчастьях. Его мучит раскаяние в своих грехах. Исповедь Мармеладова — это страшный рассказ о том, как человек из-за алкоголизма опустился на дно, как мучаются от нищеты его жена и дети. На Раскольникова рассказ нового знакомого произвёл гнетущее впечатление.
Черты характера
Семён Захарович — человек добрый, на Катерине Ивановне он женился, потому что пожалел её, оставшуюся с маленькими детьми в страшной нищете. Он уважает свою жену, добр к приёмным детям, учит их грамматике, чтению.
Семья Мармеладовых
История семьи Мармеладовых началась четыре года назад, когда Семён Захарович, будучи вдовцом, женился на Катерине Ивановне из жалости. Эта молодая женщина осталась с тремя малолетними детьми (двумя дочками и сыном) без средств к существованию после смерти первого мужа. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как образованную, благородную женщину.
История жизни Мармеладова — это история несчастий. После смерти первой жены Семён Захарович остался с четырнадцатилетней дочерью Соней. Через год после женитьбы на Катерине Ивановне он потерял службу в результате сокращения и с горя стал пьянствовать.
В Петербург Семён Захарович перебрался из провинции вместе с семьёй полтора года назад и начал там служить. Но скоро из-за пьянства лишился этого места. Он стал вместе с женой и малолетними приёмными детьми жить на деньги Сони, решившей из-за жалости к голодным детям пойти на панель.
За пять недель до встречи с Раскольниковым глава семьи взялся за ум и нашёл работу. Через месяц на радость всей семье он принёс жалование, но уже на другой день украл эти деньги у жены. Пять дней не показывался он дома, пил в кабаках, в одном из них и произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым. Выслушав исповедь Мармеладова и историю его семьи, Раскольников проводил пьяницу к нему домой. Он увидел там нищую обстановку, троих детей и больную несчастную жену Мармеладова.
Вывод
Характеристика образа Мармеладова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Смерть Мармеладова — краткое содержание, анализ эпизода | «Преступление и наказание»
В этой статье представлено краткое содержание и анализ сцены смерти Мармеладова в романе «Преступление и наказание» в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Мармеладове
Смерть Мармеладова в романе «Преступление и наказание»: краткое содержание, анализ эпизода
Спившийся чиновник Семен Захарович Мармеладов является отцом главной героини романа Сони Мармеладовой и знакомым главного героя Родиона Раскольникова.
Однажды пьяный Мармеладов, идя по улицам Петербурга, попадает под копыта лошадей, которые везут «барскую карету». В результате происшествия он получает тяжелые травмы. В это время его приятель Раскольников как раз оказывается неподалеку и помогает отнести раненого домой:
«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крoви. С лица, с головы текла крoвь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку. » (часть 2 глава VII)
«Вижу его, улицу переходит, шатается, чуть не валится, — крикнул одноважды, да в другой, да в третий, да и придержал лошадей; а он прямехонько им под ноги так и пал! Уж нарочно, что ль, он, аль уж очень был нетверез…» (слова кучера, часть 2 глава VII)
«Катерина Ивановна стояла вся бледная и трудно дышала. Дети перепугались. Маленькая Лидочка вскрикнула, бросилась к Поленьке, обхватила ее и вся затряслась. » (часть 2 глава VII)
«Меж тем комната наполнилась так, что яблоку упасть было негде. Полицейские ушли, кроме одного, который оставался на время и старался выгнать публику, набравшуюся с лестницы, опять обратно на лестницу. Зато из внутренних комнат высыпали чуть не все жильцы госпожи Липпевехзель и сначала было теснились только в дверях, но потом гурьбой хлынули в самую комнату. Катерина Ивановна пришла в исступление.
Хоть бы умереть-то дали спокойно! — закричала она на всю толпу, — что за спектакль нашли! С папиросами! Кхе-кхе-кхе! В шляпах войдите еще. И то в шляпе один… Вон! К мертвому телу хоть уважение имейте. » (Катерина Ивановна, часть 2 глава VII)
«Сейчас умрет При последнем издыхании… К тому же голова очень опасно ранена… Гм. Пожалуй, можно крoвь отворить… но… это будет бесполезно. Через пять или десять минут умрет непременно. » (доктор, часть 2 глава VII)
«Между тем двери из внутренних комнат стали опять отворяться любопытными. В сенях же всё плотнее и плотнее стеснялись зрители, жильцы со всей лестницы, не переступая, впрочем, за порог комнаты. » (часть 2 глава VII)
«Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом. Бесконечное страдание изобразилось в лице его.» (о Мармеладове, часть 2 глава VII)
Во время причащения Мармеладова в комнате появляется его единственная родная дочь Соня Мармеладова в своем «уличном», непристойном наряде. Испуганная Соня не сразу решает войти и некоторое время стоит на входе среди толпы.
Тем временем священник пытается утешить Катерину Ивановну, советует ей полагаться на помощь всевышнего, а также советует простить мужу его грехи. Убитая горем Катерина Ивановна вступает в перепалку со священником, изливая ему душу. Женщина признается священнику, что отчасти рада смерти мужа, так как тот лишь создавал проблемы, пропивая все имущество и деньги. По совету священника Катерина Ивановна, вероятно, на словах прощает своего непутевого мужа, но в глубине души, судя по всему, не прощает его и сохраняет обиду:
— Простить бы надо в предсмертный час, а это грех, сударыня, таковые чувства большой грех!
Катерина Ивановна суетилась около больного, она подавала ему пить, обтирала пот и кровь с головы, оправляла подушки и разговаривала с священником, изредка успевая оборотиться к нему между делом. Теперь же она вдруг набросилась на него почти в исступлении.
— Эх, батюшка! Слова да слова одни! Простить! Вот он пришел бы сегодня пьяный, как бы не раздавили-то, рубашка-то на нем одна, вся заношенная, да в лохмотьях, так он бы завалился дрыхнуть, а я бы до рассвета в воде полоскалась, обноски бы его да детские мыла, да потом высушила бы за окном, да тут же, как рассветет, и штопать бы села, — вот моя и ночь. Так чего уж тут про прощение говорить! И то простила!» (Катерина Ивановна — священнику, часть 2 глава VII)
«. Соня! Дочь! Прости! — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь; бросились поднимать его, положили, но он уже отходил. Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у нее в руках. » (часть 2 глава VII)
«— Добился своего! — крикнула Катерина Ивановна, увидав труп мужа, — ну, что теперь делать! Чем я похороню его! А чем их-то, их-то завтра чем накормлю?» (часть 2 глава VII)
«Позвольте же мне теперь. способствовать к отданию долга моему покойному другу. Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в помощь, то… я… одним словом, я зайду — я непременно зайду… я, может быть, еще завтра зайду. Прощайте!» (Раскольников — Катерине Ивановне, часть 2 глава VII)
Это было краткое содержание и анализ сцены смерти Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Мармеладов в романе «Преступление и наказание». Образ Мармеладова
Достоин ли сострадания Мармеладов почему он погибает, так и не искупив собственную вину? Можно ли жалеть таких людей, как этот герой Достоевского?
История Мармеладова достаточно тривиальна, он горький пьяница, который потерял свою работу, его дочь Соня вынуждена была пойти торговать собой, чтобы прокормить семью.
Прожив буквально несколько глав, Мармеладов погибает под копытами лошади. Достоевский, большинство своих малохольных героев пытается описать как невинных жертв несправедливого порядка. Именно это и требуют указывать учителя в школьных сочинениях.
Однако, Мармеладов — это человек, опустившийся сугубо по своей воле. И в настоящее время имеется большое количество таких же людей, которые топят свою жизнь в пьянстве, ведут себя крайне пассивно, жалуются и рыдают, но на деле оказываются типичными пассивными неудачниками.
Жизнеописание рабского менталитета является любимым делом Достоевского, что у нормального человека, стремящегося к цивилизованной жизни и развитию, должно вызывать исключительно только чувство мерзости. Жить в нищете, пьянствовать и заниматься психологией – удел лентяя. Можно ли сострадать Мармеладову? Нельзя
. Если бы Достоевский оставил его в живых, образ получился бы крайне неинтересным, ведь в жизни такие люди умирают не сразу от цирроза печени, а спустя лет десять, окончательно вымотав своих родных и близких.
На фоне семьи Мармеладовых начинает раскрываться и Раскольников, благодаря которому этого пьяницу хоронят как человека, а не как бродягу, чего, собственно, тот совершенно не заслужил. Да, поступок может и добрый. Но по факту никакого сочувствия к Мармеладову быть не должно, в человеческом обществе, как и в природе происходит естественный отбор, в результате которого все алкоголики, наркоманы и тунеядцы рано или поздно помирают от нищеты или плохого здоровья. Он бросил свою семью на произвол судьбы, стал пить, разве так поступает настоящий мужчина?
Мармеладов сделал свой выбор, а потом сострадания не достоин, а погибает из-за своей слабости и любви к вину. Каждому человеку дан выбор — грешить или нет, пить или работать, спасать свою семью, или опускаться.
Теги:литература
Семён Захарович Мармеладов
Мармеладов. Актер Ю. Кузнецов. Т/с «Преступление и наказание». 2007
Семен Захарович Мармеладов – второстепенный персонаж романа «Преступление и наказание». Герой является родным отцом Сони Мармеладовой, супругом Катерины Ивановны и отчимом ее троих детей. Постепенно спиваясь, бывший чиновник Мармеладов достигает социального дна и заканчивает жизнь под колесами пролетки. Встреча с этим персонажем играет решающую роль в дальнейшем поведении главного героя романа, Раскольникова. Прототипами Мармеладова, в некоторой степени, стали литератор П.Н. Горский и знакомый Достоевского по ссылке, спившийся чиновник А.И. Исаев.
Описание героя
Внешность Мармеладова
Составить представление о внешности героя помогает описание самого автора: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».
Лохмотья, в которые облачен Мармеладов, никак не претендуют на звание одежды. На мужчине изодранный фрак с дырявыми локтями и оторванными пуговицами, помятая, серая от грязи манишка, видавший виды несвежий жилет. Создается впечатление, что человек минимум неделю не прикасался ни к воде, ни к мылу. Особенно отталкивающе выглядят его красные опухшие руки с жирными пальцами и грязью под ногтями.
Всё его поведение и манеры соответствуют образу канцелярского чиновника средней руки: они отличаются демонстративной солидностью, подчеркнутой интеллигентностью и тактичностью, что абсолютно не вяжется с вышеописанным портретом этого персонажа.
История героя
Супруги Мармеладовы какое-то время все еще живут в провинции. Первый год их совместной жизни заканчивается тем, что Семён Захарович попадает под сокращение и лишается своей чиновничьей должности. Это становится для него настоящим ударом, поскольку он является единственным кормильцем семьи. Тяжелая ситуация приводит к тому, что у него все заметнее начинает проявляться тяга к алкоголю. Отчаявшись найти работу на родине, Мармеладов предлагает Катерине Ивановне перебраться в Петербург.
В столице жизнь начинает постепенно налаживаться – Мармеладову удается найти работу, Катерина Ивановна занимается хозяйством и детьми. Единственной проблемой становится то, что у Катерины Ивановны, еще до отъезда в Петербург диагностировали туберкулез. Впрочем, женщина не опускает рук, она надеется, что зарплаты ее мужа хватит и на хорошее питание, и на лечение. Но уже очень скоро глава семейства срывается и уходит в запой. В семье быстро заканчиваются деньги, и все ближе начинает маячить беспросветная нищета.
Наступает критический момент, когда семье не на что купить даже хлеба. Видя это, Соня, родная дочь Семена Захаровича, решает идти на панель, чтобы торговать собой за деньги. Эта жертва обходится девушке очень дорого но, благодаря ей, семья спасается от голода. В моменты просветления Мармеладов с ужасом осознает всю глубину того кошмара, в котором оказалась его семья. Но, не видя никакого выхода, этот слабый и безвольный человек снова пытается утопить свое горе на дне бутылки.
Примерно за пять недель до описываемых событий Мармеладов решает в корне изменить свою жизнь. В его планах – поиск новой работы и спасение Сони. Вскоре ему удается поступить на службу, куда его берут под личную ответственность начальника. Через месяц Семен Захарович приносит домой первое жалованье, и этот день впервые за долгое время становится для семьи настоящим праздником. Деньги Катерина Ивановна кладет в сундук, надеясь, что до следующего месяца их хватит на покрытие всех расходов.
Но уже назавтра Мармеладов крадет эти деньги и снова уходит в запой, который продолжается почти неделю. Во время своего бродяжничества, в один из вечеров он знакомится с Родионом Раскольниковым, который доставляет его домой и передает Катерине Ивановне. Женщина устраивает Мармеладову грандиозный скандал, обвиняя мужа в воровстве и отсутствии совести.
Характер героя
Семён Мармеладов. Актер Е. Лебедев. Х/ф «Преступление и наказание». 1969
Скорее всего, Достоевский сознательно награждает своего героя «сладкой» фамилией – Мармеладов, чтобы на контрасте с его жизнью показать, насколько горько и беспросветно его существование. Несмотря на такие пороки, как абсолютное безволие, пьянство, отсутствие ответственности, это «был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!»
Несмотря на маргинальное общество, в котором вращается Мармеладов, проводя время в кабаках и питейных, в его характере напрочь отсутствуют наглость и хамство. Напротив, у него сохраняется самокритика, он в состоянии оценивать то положение, в котором оказался по вине собственной слабости. У Мармеладова развито красноречие, его рассуждения отличаются витиеватостью и «речистостью». Он высказывает свое мнение, но никому его не навязывает.
Семен Захарович очень гордится происхождением и образованностью своей супруги. Он корит себя за то, что превратил ее жизнь в ад, однако изменить что-либо он не способен. Во многом из-за своей вины перед ней он терпит непростой характер Катерины Ивановны, ее скандалы и даже рукоприкладство. У него трепетное отношение к детям. Младших, приемных, он любит не меньше родной дочери Сони. Временами балует их, приносит сладости, в перерывах между запоями играет с ними и обучает грамоте.
Его очень тревожит судьба старшей дочери, которая от безысходности занимается «постыдными делами». В то же время, он не перестает тянуть из девушки деньги. Кроткая и безответная Соня, которая всем сердцем любит и жалеет отца, не в силах отказать ему, отдавая порой последние копейки на его похмелье. «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!»
Мармеладов и Раскольников
Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 2007
Знакомство Раскольникова с Мармеладовым произошло в одном из петербургских трактиров. Внимание Родиона привлек «маленький, пьяненький человечек», в облике которого наблюдалось какое-то противоречие. В его взгляде «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».
Роль героя в произведении
Образ Мармеладова является олицетворением социального дна, символом нищеты и унижения, жертвой тех обстоятельств, в которых личность постепенно теряет человеческое достоинство. Его историю можно назвать предысторией преступления главного героя. Встреча Раскольникова с Мармеладовым окончательно убеждает его в правильности своей теории. Семья Мармеладова – это собирательный образ людей, жизнь которых превратилась в жалкое существование из-за беспросветной нищеты. В этой сюжетной линии ярко проявляется позиция Достоевского-гуманиста по отношению к «маленьким людям» и попытка проанализировать состояние души «страшного преступника» Раскольникова.
Мармеладов в романе «Преступление и наказание». Образ Мармеладова
У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете. Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел. Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела. Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.
У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором. Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ. Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией… Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет. Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.
Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.
С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения. Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть. Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.
Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии. Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора». То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».
На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»
Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.
Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011