в чем выражен когнитивный аппарат психологической науки
Основоположники и история развития когнитивной психологии
Психология — относительно новая многогранная наука, которая активно развивается в последние годы. Она включает несколько направлений, изучающих явления психики людей. Каждое из направлений имеет свои методики проведения исследований, теоретическую основу. Когнитивная психология — это новая ветвь психологической науки, цель которой изучение мыслящего разума.
Суть и идеи науки
Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:
Основоположники и последователи направления
Это уникальное направление, поскольку образовалось благодаря нескольким людям, которые создали похожие научные труды, основывающиеся на одной цели. Представители:
Становление и развитие
Наука возникла благодаря трудам американских ученых. В 40-е годы 20 века среди исследователей появился повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Постепенно на эту тему начали появляться научные труды. Появилось новое понятие — познание. Оно определяет все поступки человека, его сознание. Первый ученый, с которого начались основные исследования, развивающие когнитивную психологию, как отдельное направление психологической науки — У. Нессер.
Модели внимания
Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:
Поздняя селекция Дональда Нормана:
Модель А. М. Трейсмана:
Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:
Преимущества и недостатки
Методы исследования
Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:
Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:
При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.
Взаимодействие с другими науками
Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:
Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта. При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.
Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.
Полезное видео
В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.
История зарождения и развития когнитивной психологии
Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.
Путь становления новой науки
Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.
Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.
Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.
Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».
Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии
Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.
Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:
- Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года). Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет). Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет). Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).
В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.
Необычный эксперимент
Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.
Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.
Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.
Дальнейшее развитие интереса
В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.
Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.
Новый этап исследования
Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.
Взаимодействие с другими науками
В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.
Заключение
Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.
Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.
Источники литературы:
Автор: Зонира Дженнифер, писатель, лингвист
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Современная когнитивная психология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Развитие когнитивной психологии
Когнитивная психология – отдельный раздел психологии, который занимается изучением познавательных процессов, осуществляющихся в сознании человека.
Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии.
Данное направление психологии в 1960-х гг. возникло как альтернатива бихевиоризму. Последователи данного направления не считали существовавшие ранее направления в психологии научными в связи с тем, что они считали, что предметом их изучения является субъективный опыт человека, который не может выступать в качестве единственно возможного, эмпирического подхода в науке.
Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка.
В процессе развития теории когнитивной психологии ученые пытались моделировать те психические процессы, которые происходят у человека. Именно эти смоделированные процессы и были названы когнитивными процессами. Те процессы, которые не поддавались процессу моделирования были названы аффективными процессами. Таким образом, когнитивные процессы – это логичная и осмысленная последовательность действий человека, направленных на переработку информации.
Когнитивная психология на современном этапе развития психологии
На современном этапе развития психологии когнитивная психология является мощнейшим направлением, которое включает в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию, когнитивную этологию и множество других разделов.
Готовые работы на аналогичную тему
Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания, сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные. Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков.
Рассматривая актуальность когнитивной психологии следует отметить тот факт, что он является очень востребованной среди специалистов, которые занимаются изучением особенностей и механизмов действия как познавательных процессов, так и процессов формирования определенных суждений и умозаключений, принятия решений в соответствии с ситуацией, эффективного разрешения возникающих проблем, работы интеллекта человека и особенностей его развития.
Одним из важнейших открытий последних лет исследователи когнитивной психологии считают процесс установления связи между мыслительными процессами человеческого сознания и соответствующей нейрофизиологической активностью. Данные исследования были проведены во второй половине двадцатого века и получили свое развитие и на современном этапе развития психологической науки. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия.
Основные теории когнитивного соответствия в социальной психологии
Основой для исследований когнитивной социальной психологии являются теории когнитивного соответствия. Это определенный класс теорий, которые были разработаны в западной психологии. Целью данных исследований являлась необходимость объяснения существующего соотношения между логичным и алогичным поведением человека. Основной идеей для всех существующих теорий когнитивного соответствия является мысль о том, что когнитивная структура человека является априори сбалансированной и гармоничной. Если же у человека появляются признаки дисгармонии в развитии и существовании, то они являются стимулом для изменения возникшего состояния и возврата к прежнему внутреннему соответствию когнитивной структуры личности.
Данная идея развивается такими учеными, как:
Среди отечественных психологов, занимающихся анализом теорий когнитивной психологии был Борис Величковский. Именно ему принадлежит первое систематическое изложение и критический анализ данного направления психологии. В своей книге «Современная когнитивная психология» он подробно рассмотрел проведенные экспериментальные исследования и теоретические модели познавательных процессов психики человека. Помимо этого, им были рассмотрены нерешенные методологические проблемы в рамках когнитивной психологии, которые послужили источником торможения процесса ее развития.
На данный момент когнитивная психология является одним из наиболее современных направлений исследований в области психологии, основным направлением которой является объяснение поведения человека и изучение процесса и динамики формирования знаний.
Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение с помощью системы познавательных процессов и установления баланса между когнитивными структурами. Именно эти структуры выступают в роли регуляторов социального поведения человека в реальной действительности. Благодаря им происходит классификация воспринимаемых объектов и определение их к определенным классам и категориям.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что когнитивная психология и ее основоположники и представители играют огромную роль в понимании существующих закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Их исследовательская деятельность в области как общей таки и когнитивной психологии продолжает способствовать активному развитию психологии личности, психологии эмоций человека и различных разделов возрастной психологии. Помимо этих областей благодаря их деятельности свое дальнейшее развитие получила экология восприятия и изучение социальных когниций.
Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.
Понятие и краткая история когнитивной психологии
Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.
Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.
Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.
Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.
Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.
Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».
В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.
В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)
Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.
Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.
Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.
Основные идеи когнитивной психологии
Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:
Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.
Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.
Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.
Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
когнитивный подход в психологии
Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.
Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.
Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.
Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.
В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:
Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.
Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.
Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.
Вместо заключения
Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.
Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д.
Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.
Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:
И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!