в чем выражен антропоцентризм эпохи возрождения ренессанса
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
Каковы основные особенности философии этого периода?
Оптимизм возрожденного мировоззрения основан не на благости божественного творения (как в средневековье), но на вере в жизненные, добрые, творческие силы человека, способности его изменить мир к лучшему.
Я в мир пришел порок развеять в прах
Яд себялюбья всех змеиных злее
Я знаю край, где зло ступить не смеет,
Где Мощь, Любовь и Разум сменят страх
Вернемся к нашей таблице «Добродетели в истории культуры». Заполните следующий столбец, отвечая на вопрос: какие добродетели почитались, культивировались в эпоху Возрождения?
Проведите сравнение понятий: теизм, пантеизм, атеизм, политеизм, монотеизм
Что такое гуманизм и что такое антропоцентризм эпохи Возрождения?
Содержание:
Эпоха Возрождения стала новым этапом социологических и философских учений. Она зарождается в Италии в четырнадцатом веке, продлится до семнадцатого. В это время возникает раннее буржуазное общество. Возрождение становится кардинальным переломом в мировоззрении, мышлении людей. Ключевая роль досталась натурфилософским концепциям, авторами которых были Парацельс, Корано, Бруно. Они полностью разрушали устоявшуюся тенденцию схоластики относительно понимания природы.
Что такое антропоцентризм в философии
Антропоцентризм, представители которого стремились изменить мир, открыть людям нечто новое и красивое, являлся мировоззренческим, идеалистическим философским концептом. Антропоцентризм гласит: человек является центром всего, что происходит в мире, на нем сосредоточена Вселенная.
Антропоцентричность – это познавательная догма научного, философского стиля. Она утверждает, что существует человеческое измерение в любом знании, где упоминается природа, общество, бытие или познание. Философия указывает на наличие зависимости между итогами научных трудов и присутствием самого автора этих результатов. Значима не только целеполагающая, инструментальная деятельность, но и то, что человек живет на Земле.
Исторический социологизм является полной противоположностью антропоцентризма, согласно социальному познанию. Особенности концепций направления:
Происходит соизмерение социального преобразования и личности. Строится новый мир, в котором власть не имеет права заходить за пределы человеческой повседневности.
Секуляризация девятнадцатого-двадцатого веков характеризуется преобразованием антропоцентризма. В философии ярко выражается открытая борьба с Богом. Фейербах утверждал, что религиозное преклонение – враг человека. Для обретения истинного величия необходимо избавить мир от идола.
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения – кратко
Окончание Средних веков приходится на четырнадцатое столетие, это становится началом эры Возрождения. Она продолжается в течение двух веков. Семнадцатый век – старт Нового времени. После завершения Средневековой эпохи происходит активное развитие новых концепций. Одними из основных направлений становятся гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Антропоцентризм в философии – это отрицание ранее принятых догм в пользу новых учений.
Понятие антропоцентризм пришло из греческого языка, где антропос – это человек. Возрождение характеризуется наличием двух центров вселенной – Бога и человека. Это свидетельствует о том, что именно антропоцентризм в философии стал переходным этапом между рассуждениями Средневековья и суждениями Нового времени.
Гуманизм – это культура, основанная на централизации человеческой личности. Она поддерживает его свободы, права, направляет к счастью и благополучию. У гуманизма длительная история развития, начинающаяся в Античный период. Он стал массовым общественным движением, имел значение в политике, социуме и нравственных взглядах.
Гуманизм является прямым отражением антропоцентризма. Его объект – человеческая значимость. Творческие способности людей, их разум и желание обрести счастье на земле заменяют принятое ранее презрение к земным желаниям.
Антропоцентризм, пантеизм и натурфилософия Возрождения
Антропоцентризм стал началом для зарождения других направлений в философии. Первая формулировка пантеистической картины мира была сформулирована жителем Италии, Джованни Мирандола. Согласно его суждениям, Бог утрачивает свою потустороннюю, непознаваемую, запредельную власть и силу. Он объединяется с природой.
После развития теории сформировался пантеизм. Он стал распространенным философским учением, представляющим бога безличным началом, тождественным с природой. Отвержение сверхъественного начала растворяло фигуру Бога в природе.
Натурфилософская теория зародилась во второй половине шестнадцатого века. Она основывалась на научном мировоззрении; отсутствовала теология, формировалась новая космология. Приветствовался земной опыт людей, естественные науки. Основные методики в экспериментальных и математических методах:
Натурфилософию активно развивают Бруно, Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и другие представители.
Антропоцентризм философии Возрождения
Философия эпохи Возрождения антропоцентрична: в центр мироздания поставлен человек (антропос), он же является главной темой философских размышлений большинства философов. Этот сдвиг – с теоцентризма на антропоцентризм, по сравнению со средневековой философией, – стал возможен на основе переосмысления господствующей до этого концепции человека.
Концепция человека эпохи Возрождения в основе своей является по-прежнему христианской: человек есть образ и подобие Бога. Однако если средневековая философия подчеркивает греховность, несовершенство человека, то эпоха Возрождения делает акцент на богопричастности, богоподобии человека. «Человек есть бог, – пишет Н. Кузанский, – но не абсолютным образом, ибо
он – человек».
Богоподобие человека – в его способности к творчеству. Причем творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей. Творчество человека проявляется прежде всего в его самосозидании.
В знаменитой речи «О достоинстве человека» итальянский философ Д. Пико дела Мирандолла видит главное отличие человека от других сотворенных Богом существ именно в его «незавершённости»: Бог дал человеку свободу воли, а тем самым – возможность самому завершить свой образ, избрать себя.
Уже в рамках средневековой философии вызревало понимание человека как личности.Но там человек был лишь частью Абсолютной личности. Если средневековый мыслитель осознает себя через Бога, то в эпоху Возрождения, наоборот, человеческая личность узревает внутри себя абсолютное начало, то есть Бога. В наиболее радикальных формах возрожденческого неоплатонизма Бог выступает как сверхличное начало, поэтому Личностью является только человек, и теперь именно он занимает центр бытия, которое в средневековой философии принадлежало Абсолютной личности, то есть Богу.
Возрождение возвеличивает человека не только как творческую, духовную личность: оно возвеличивает его как целостноеединство души и тела. «Реабилитация» человеческого тела приводит к возрождению (христиански переосмысленного) античного идеала калокагатии– прекрасно-доброго человека. Так, Т. Кампанелла в своих эстетических трактатах развивает мысль, что телесная красота – божий дар для добрых людей и, наоборот, телесное несовершенство – предостерегающий знак Бога: это злой человек. Философия эпохи Возрождения не всегда удерживает единство этического и эстетического начал и имеет тенденцию к эстетизму, то есть к возвеличиванию прекрасного безотносительно к его этическому содержанию.
Пантеизм
Основной философской системой эпохи Возрождения является пантеизм.Пантеизм – философское учение, исходящее из тождества бога и природы.(Дословный перевод: «пан» – всё, «теос» – бог: «всё есть бог»). Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся. Пантеизм, в известной мере, аналогичен античному гилозоизму, но только на основе единобожия. По сути своей пантеизм – один из христианских вариантов переосмысления античного неоплатонизма.
Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия Н. Кузанского и философия Д. Бруно.
Н. Кузанский(1401–1464) – немецкий кардинал, математик, философ. Согласно Н. Кузанскому, бог – это совпадение минимума и максимума, всё и ничто одновременно. Аналогично тому, как прямая может быть представлена как развернутая в пространстве точка, так и природа есть «развертывание», воплощение бога. И наоборот, точка (минимум) может быть представлена как потенциальная возможность прямой (максимума), как ее «свернутое» состояние. Так и природа содержится в боге. Бог – это и актуальное бытие, и возможность становления. Бог – это предельное понятие, поэтому он не может быть постигнут рассудочным путём. Постижимым образом бог может проявиться только в конечном – в природе, человеке.
Д. Бруно (1548–1600) – итальянский философ, монах доминиканского ордена, впоследствии порвавший с монашеством. Его философия продолжает пантеистические идеи Н. Кузанского. Однако его пантеизм носит не мистический, как у Кузанского, а натуралистический характер. Если у Кузанского бог всё-таки не равен миру, то Д. Бруно уравнивает бога и мир и делает из идеи тождества бога и природы ряд выводов, которые приводят его в непримиримое столкновение с церковной доктриной. Последовательный пантеизм Д. Бруно приводит его к отрицанию ряда идей:
– идеи креацианизма: она заменяется идеей эманации – свободного «истечения» мира из бога;
– конечности и единственности материального мира: идя дальше Н. Коперника, чья система была замкнута сферой неподвижных звезд, Д. Бруно выдвигает идею бесконечной множественности миров и бесконечности вселенной;
– личности бога: бог у Д. Бруно – сверхличное животворящее начало, свет;
– личностного бессмертия человека: душа человека – часть Мировой души, она бессмертна и после смерти тела, но она растворяется в Мировой душе, как капля в океане, теряя свою форму, то есть личность.
Мир – бездна бездн, и каждый атом в нём
Проникнут богом: жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живём
Единою – божественной – душою. …
(И. Бунин. Джордано Бруно)
Контрольные вопросы
1. Почему философия эпохи Возрождения может быть охарактеризована как антропоцентричная?
2. В чём отличие возрожденческого понимания человека от средневекового?
3. Что означает понятие «калокагатия»?
4. Что означает понятие «пантеизм»?
5. В чём пантеизм Д. Бруно отличается от пантеизма Н. Кузанского?
Список рекомендуемой литературы
1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1980.
2. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М.: Мысль, 1991.
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.
4. Аврелий Августин. Исповедь: Повесть / Пьер Абеляр. История моих бедствий. – М.: Мысль, 1992.
5. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992 – № 7.
6. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991.
РАЗДЕЛ 5
В чем выражается антропоцентризм миропонимания людей эпохи Возрождения в отличие от теоцентризма сре
Как меняются люди из поколения в поколение, так и меняются мировоззрения переходящих одна в другую эпох. Средневековье сменилось Ренессансом, принесшим с собой новые идеи, новые начинания и новые открытия. Именно проблема важности и отличности идей возрождения в частности антропоцентризма и средневековья, а именно теоцентризма будет подниматься в этой работе. Мы обязаны, безусловно, очень многим эпохе возрождения и не осветить одну из главных идей того времени было бы просто «преступлением». Целью работы является сопоставление антропоцентричных идей эпохи возрождения с теоцентричными идеями эпохи средневековья и антропоцентричными идеями времён античности.
«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром.» говорил Нильс Бор. Я думаю, именно эта цитата послужит лучшим началом данной работы. В средневековье, а именно в средневековой философии люди перестали изучать окружающий мир, в отличие от античной философии, а, решив, что бог есть высшее и он создал мир, то познать мир можно только с помощью познания бога. Философы назвали это теоцентризм. Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентристы средневековья считали, что именно познавание бога и его замыслов откроет им абсолютную истину. Ярким примером подобных суждений может считаться философ по имени Фома Аквинский- выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики. Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Считает, что философия, как «истина разума», должна находиться в услужении богословия, как «истины откровения». Философию считает настолько менее значимой, чем богословие, насколько человеческий разум слабее мудрости божественной. Это очень ярко показывает общие настроения тогдашних «философов». Для них Философия из царицы наук в мгновении ока превратилась в служанку теологии. Хотя мыслители средневековья активно использовали тексты своих античных коллег ( в основном Аристотеля и Платона ) их рассуждения, они, если так можно сказать, развращали, делая собственные выводы удобными католической церкви. Но благодаря развитию средневековье ушло, а ему на смену пришла эпоха ренессанса, во время которой из застоя вышли множество сфер науки и искусства. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Однако этот интерес отличается от средневекового. Основным направлением в изучении античности становиться её переосмысление. И вместо теоцентризма приходит антропоцентризм. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главе всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Антропоцентризм ставится также в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является Бог, Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях — от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии. Наиболее распространённое значение — экологическое: человек — хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путем ущемления других биологических видов. Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что основным отличием антропоцентризма от теоцентризма является переход от религиозных объяснений происходящих в природе явлений к естественно-научным их толкованиям. Благодаря этому переходу наука и искусство получили второе дыхание, перейдя из-под лона церкви в светский мир. Антропоцентризм послужил толчком к развитию таких неотъемлемых для нашего нынешнего бытия дисциплин как гуманизм, плюрализм и так далее. Даже психология в своем расцвете, в какой то мере обязана антропоцентризму, так как именно благодаря ему произошло переключение интересов деятелей науки и искусства с проблем божественных на проблемы человеческие. На то, как человек осознаёт себя, как взаимодействует с социумом вокруг себя и как добиться наилучшей синхронизации этого взаимодействия.
1. Общая характеристика эпохи Возрождения ……………………….
2. Гуманизм – возвышение человека ………….…………………………
3. Антропоцентризм эпохи Возрождения …………………….………….
4. Человек как творец самого себя……………………………………….
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.
Поэтому философия эпохи Возрождения является важным этапом развития философской мысли. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью.
Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). При переходе от античности к средневековью произошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта. Субъективное, правда оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (от греч. антропос). Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.
Цель данной работы – изучение антропоцентрической особенности философии эпохи Возрождения.
Выделим основные задачи:
1. Дать характеристику эпохи Возрождения.
2. Рассмотреть особенности философии гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения.
3. Проанализировать учебную, общественно-политическую и научную литературу по теме исследования.
1. Общая характеристика эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Этот период знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства.
В естествознании это время великих открытий и изобретений, в частности:
— великие географические открытия, такие как открытие Америки;
— расширение познаний о космосе (установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника);
— развитие знаний об окружающей среде и о живом мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной медицине).
Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело, классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.
Гуманизм же переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения гуманистов означал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей.
2. Гуманизм – возвышение человека
В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации и он утверждал себя через максимально деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.
Однако у Данте тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе, а к жизни вечной человека ведет церковь. Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.
Итак, можно резюмировать, что философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного.
3. Антропоцентризм эпохи Возрождения
Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, признавала правомерность неравенства между людьми, в частности, рабства, и усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Антропоцентризм Ксенофонта был удобной философией, освобождавшей человека от угрызений совести по поводу судьбы других существ, и приобрел большую популярность. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге «Сумма теологика» Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека; бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы.
Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего, обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилино Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно.
Марсилино Фичино (1433-1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, платоническая любовь, литературное мастерство.
В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.
Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать.
Возрожденческие философы по-прежнему использовали неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.
4. Человек как творец самого себя
В эпоху Возрождения в качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы.
Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Это подтверждают рассуждения одного из итальянских гуманистов Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Он утверждает, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Схоластической религии противопоставляется право на истину и поиск ее. Догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам все чаще противопоставляется самый обыкновенный труд. Но тот, кто трудится, имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.
Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государственной жизни.