в чем выражаются особенности организации государственной власти в древнем египте

Система органов государственного управления в Древнем Египте

Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона изначально был джати. Термин «джати» первое время обозначал главного жреца города, управляющего царским двором и хозяйством, но со временем полномочия джати были значительно расширены. Постепенно он становится главным управляющим всеми делами государства. Обычно эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или пост джати занимал кто-либо из наиболее титулованных сановников-вельмож, чьи семьи были приближены к трону. По прошествии времени этот термин был заменен на арабское слово «визирь».

В письменных источниках сохранились сведения о должностных обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Визирь являлся и председателем шести судебных палат.

Вторым главным сановником государства являлся главный казначей. В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недвижимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором и т. д.

Следующими равносильными по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего «домом оружия», или главы военного ведомства, входило комплектование и обеспечение армии фараона.

Характерной чертой для практики управления был сбор всевозможных советов и совещаний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества.

Для чиновничьего аппарата управления царскими писцами составлялись специальные инструкции, содержащие правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе установки по наказанию и перечисляли степени ответственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специальные судебные инстанции.

Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников.

Еще в период Древнего царства ном представлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли общинные старосты и советы (джаджаты).

Первоначально полицейские функции в государстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В основном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве.

Спецификой государственного устройства Египетского государства было то, что во все периоды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.

Источник

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Источник

История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка

в чем выражаются особенности организации государственной власти в древнем египте. Смотреть фото в чем выражаются особенности организации государственной власти в древнем египте. Смотреть картинку в чем выражаются особенности организации государственной власти в древнем египте. Картинка про в чем выражаются особенности организации государственной власти в древнем египте. Фото в чем выражаются особенности организации государственной власти в древнем египте

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе страны стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в долине Нила.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти сосредоточились в руках фараона. Все важные дела государства (мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство) проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обожествлении царя и его деяний.

Члены царского дома занимали важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник — везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью монархов, но вскоре происходят ограничение фараонами власти монархов и замена независимых правителей новыми подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворные, служивая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Административные округа делились на номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало.

В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство, начинают формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседских территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная армия из земледельцев—египтян, мелких и средних горожан, находящихся на полном содержании фараона. Армия пополнялась за счет юношей—новобранцев и отрядов наемников.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства — специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Источник

Древний Египет

Образование древнеегипетского государства

В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности.

Египтяне не были туземным населением. Пришельцы Нильской долины дали новую расу, слившись с местными племенами.

Египтяне должны были невольно подчинить весь строй своей жизни характеру Нила. С древнейших времен люди научились хранить живительную влагу, так как летом не выпадает ни одной капли дождя.

Чтобы регулировать водоснабжение египтяне строили водоемы, дамбы, каналы. Сама природа способствовала инженерному искусству. Строительство и поддержание оросительной системы упрочивало положение племенных вождей, ускоряло образование сельской общины.

В IV тысячелетии до н. э. в долине Нила по обеим его берегам образовалось сорок областей (номов). Есть все основания думать, что эти административные формирования образовались на основе того или иного племени. Во главе каждого такого нома стоял царек, носивший среди прочих титулов титул «начальника канала».

Экономической, а впоследствии и политической ячейкой египетского общества становится сельская община. Она явилась результатом разложения рода, который распался на отдельные се

мьи: Последние: получали во владение земельный участок. Семью со старой родовой; организацией еще роднит коллективная собственность на землю и совместные работы по строительству и содержанию жизненно важных ирригационных сооружений. Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна, эту функцию выполняет вся община. Община перераспределяет землю между своими членами, Община имеет общие угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и собранный с этой земли урожай предназначался на случай голода.

По мере усиления имущественного неравенства положение сельской общины меняется. Часть общинных земель оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чиновников. Однако существование сельских общин неизбежно поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем требует коллективного труда. По мере того, как системы орошения становятся все более связанными друг с другом, а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все,увеличивается, общины были заинтересованы в сильной центральной власти. Для массы сельских общин центральная власть со временем сделалась сэязующим единством. Община на востоке оказалась живучей. Ее существование было важнейшей причиной сравнительно медленного развития азиатских обществ.

В Египте создаются реальные предпосылки к объединению областей, поскольку выросшая и окрепшая рабовладельческая знать была заинтересована в реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общинников и все народные массы в повиновении й обеспечить постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за счет орошения новых земель.

В силу названных причин процесс объединения нашел свое завершение с возникновением и оформлением древнеегипетской рабовладельческой государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сначала возникло два независимых государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом.

Общественный строй

История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состояли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основными кормильцами этого рабовладельческого общества были крестьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников.

Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам. Почему такая набожность? Вечный страх перед голодом, врагами, природой. Так, если Нил не разливался и весенние воды не заливали долины, то народу грозил голод. Куда бы не обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодородная земля с плодами урожая, благословенный Нил казались египтянину творением могущественных божеств.

Мир мертвецов у него был населен бесконечным числом демонов и богов, то в человеческом образе, то в образе конкретного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды, совершаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой тайне от всех, во мраке «святая святых».

Жрецы были непременными советниками фараонов, ими готовились законопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обращались в храмы за разрешением гражданских споров, где жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились крупными землевладельцами.

Жрецы постепенно превратились в особую замкнутую касту, располагавшую огромными богатствами и исключительным влиянием на государственный аппарат.

Жречество Нового царства ни чем не отличалось от высшей знати. При XVIII династии одежда жрецов долгое время была такой же как и у вельмож. Жрецы, как и прочие представители знати, увлекались охотой, а иной верховный жрец мог с удовольствием вспоминать, как ходил в поход вместе с фараоном.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество земельных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного количества рабов.

Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег.

Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона сопровождались крутыми мерами.

Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны.

Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в немилость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон.

Представители власти носят титул «стоящий над людьми». Такие чиновники кроме того имели и придворные титулы: «царский знакомый», «друг», «единственный друг». Получить последний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.

В Египте содержалась огромная армия так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне-общинники, сирийцы и ливийцы.

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.).

Огромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд применялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, сооружении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного человека. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве.

В отношении «свободного» крестьянина государство не ограничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образования и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки или каменной плиты и т.д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.

Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца» и бывший в то же время жрецом.

Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество.

Основные черты права Древнего Египта

Египетские правовые сборники до нас, к сожалению, не дошли. Однако многочисленные источники дают возможность представить общие тенденции развития правовых институтов.

Земельный фонд Египта считался собственностью государства и верховное право распоряжаться им находилось у фараона. Существенным препятствием для развития частной собственности на землю долгое время являлась сельская община.

Со временем храмы приобрели почти неограниченное право собственности на свои земельные владения, а часть жрецов получила земли в частную собственность. Начиная с Древнего царства, общинные земли постепенно переходили в частные руки. Что касается орудий труда и движимого имущества, то эти вещи перешли в частную собственность с древнейших времен и стали предметами всевозможных сделок (купли-продажи, мены, дарения, залога, наследования и т. д.)

Важное место в системе договорных отношений занимали договоры найма рабов, скота, имущества. Была известна срочная (на год) сдача в аренду земельного участка.

Брачно-семейное право постоянно развивалось. Древнеегипетская семья была семьей патриархальной. Главой ее был муж. Однако жена имела некоторую имущественную самостоятельность. За ней сохранялось право на принесенное ей по брачному контракту имущество.

Развод был легко осуществим, как для мужа, так и для жены. Жена могла завещать свое имущество.

Религия и право требовали от детей безусловного подчинения воле отца как главы семьи.

В богатых домах распространено многоженство, но первая жена именовалась «хозяйкой дома» и имела преобладающее положение перед другими женами.

В уголовном праве самым тяжким преступлением считался мятеж или иные формы выступления против существующего строя. Некоторое представление о составах преступления дает нам «Книга мертвых». В ней содержится стандартная защитительная речь умершего перед богом: «Я не лгал перед судилищем, я не делал ничего запретного, я не морил голодом, не убивал и не подстрекал к убийству, я не совершал подлогов, не похищал из храмов жертвенных хлебов, не собирал мошеннических барышей, не изменял меры хлеба, не обманывал и не обвешивал, не мешал разливу воды. ». Таков, по-видимому, был круг основных преступлений. Кроме того, источники упоминают: подлог, ложный донос, убийство священного животного (кошки, козла и др.), нарушение принятых способов лечения, если больной умирал (наказывалось как умышленное убийство), кража раба, хищение имущества и т. д.

В уголовном праве господствовал принцип устрашения. Распространенными наказаниями были битье палками, отрезание ушей и носа, отдача в рабство, взыскание стоимости похищенной или поврежденной вещи в двойном размере, заключение в темницу и т. д.

Источник

§ 4. Государственный строй Древнего Египта

B Египте рабовладельческое государство приняло своеобразную форму деспотии, т. e. монархии, в которой власть осуществляется централизованным бюрократически организованным аппаратом, подчиненным целиком одному единому лицу — полновластному деспоту.

1. Царь — фараон. Вершиной Египетского государства являлся царь — фараон, которому приписывали божественное достоинство. Царь — бог при жизни и по смерти, потомок бога, “господин вечности”, “источник жизни, здоровья и радости сердца”. Царь не умирает, а “заходит в свой вечный горизонт”. Самое имя царя не принято было произносить всуе, обычно царя не называли по имени, а говорили о нем “высокий дом”, по-египетски — “перо” (отсюда в еврейской транскрипции слово “пар’о”, а в греческой — “фараон”).

Царь почитался наравне с богом солнца Pa. Царь — солнце, сын солнца; он — материализация бога на земле. Начиная с фараона Хефрена, титул великого бога Pa и титул сына бога Pa присоединяются к имени царя. Имя царя пишется в овале, который является символом солнца.

Пышный церемониал окружал каждое движение царя. Перед царем падали ниц, лежали на животе, целовали прах у его ног. Великой честью считалось обнимать его колени. Разговаривать с царем было исключительным почетом. Надписи сообщают, что люди падали в обморок от волнения при мысли о предстоящем разговоре с ним, а об одном старом царедворце сообщается, что он, получив возможность повидаться с царем, якобы умер от счастья.

Насколько далеко шло обожествление фараона и как неограниченна была его власть, видно из тех грандиозных сооружений, которые египетские монархи воздвигали в качестве своих гробниц. Достаточно сказать, что знаменитая Хеопсова пирамида занимает площадь в 54 000 с лишним квадратных метров и имеет в высоту до 160 метров, что каждая сторона ее имеет в длину до четверти километра, что на нее уложено свыше 2 миллионов камней по 2’/г тонны весом каждый. Ha целые десятилетия десятки тысяч людей отрывались от производительного труда и привлекались к принудительным работам, направленным на возведение этих грандиозных сооружений.

Царю принадлежала вся полнота законодательной власти. Он осуществляет законодательство единолично, ему помогают в этом лишь высшие сановники страны (“советники царских приказов”). Закон — это то, что приказывает царь, “то, что угодно царю”. Bce обязаны были слепо повиноваться его приказам. Фараон стоял также во главе всего административного аппарата. Фараону принадлежала высшая судебная и высшая военная власть. Как потомок богов, как посредник между богами и людьми фараон был также и верховным жрецом.

Царская власть несколько ослабела в эпоху распада, следовавшего за Древним царством, когда развились центробежные силы в стране и номы приобрели известную самостоятельность.

2. Визирь — джати. B осуществлении своей власти фараон опирался на громадную армию чиновников. Важнейшим должностным лицом, возглавлявшим эту армию, являлся “джати”. Историки именуют его обычно позднее возникшим на востоке арабским наименованием “визиря”, характеризующим аналогичную должность.

Визирь (джати) — всемогущий глава всего бюрократического аппарата, соединявший в своем лице и административную и судебную власть. Он именовался обычно “начальник всего государства, юга и севера”, или “тайный советник всех приказаний царя”, или “управитель всей страны”. Его называли также “действительный начальник всех вельмож”, а так как он ведал земледелием и связанной с ним астрономией, то его называли “созерцающий тайны неба”.

Должность визиря была создана при IV династии и первоначально замещалась ближайшими родственниками царя, нередко его сыновьями. Начиная с V династии, должность замещается не только родными царя, но и другими лицами. Однако и позднее визирь сохраняет титул “ири-пат”, что означает “принц”. Визирю оказывали большой почет: даже вельможи, входя в его залу, должны были бросаться на землю. Когда он шел к царю на аудиенцию, старейшие вельможи предшествовали ему, расчищая дорогу. Религиозная идеология поддерживала высокий престиж визиря. Он считался “пророком справедливости”, верховным жрецом бога Тота. Признавалось, что его устами говорит сам бог Тот, бог законов. Вместе с тем считали, что бог Тот в пантеоне богов занимает место визиря великого бога Pa.

B руках визиря сосредоточены были все нити государственного управления. Ему докладывали о своих делах все чиновники независимо от своего ранга, и от него непосредственно все они получали необходимые указания. Государственный аппарат организован был бюрократически: все управление велось из одного единого центра, и всемогущим главой этого централизованного аппарата являлся визирь.

Цари давали инструкции своим визирям, и из этих инструкций можно видеть, насколько широка и всеобъемлюща была власть визиря, насколько далеко шла централизация государственного аппарата в Египте. Одна из таких инструкций, дошедшая до нас, гласит: “Визирь, слушая в своей зале, при всяком акте должен сидеть на седалище. Ha полу должен быть ковер, за спиной его подушка, подушка — под ногами, в руках палка, сорок кожаных свитков развернуто перед ним. Вельможи юга стоят перед ним по обе стороны, начальник кабинета — справа, докладчик — слева, секретари — рядом. Bce на своих местах. Каждый должен быть выслушан по очереди. Визирю должно быть доложено и о закрытии места в такой-то час и об открытии его. Ему докладывается и о крепостях юга и севера. Ему докладывается и обо всем выходящем из царского дома, и обо всем входящем туда, ибо все входит и выходит через его курьера. Ему докладывают о своей деятельности начальники. Затем он должен идти на совет к царю. Он призывает местных чиновников и рассылает их, они докладывают ему относительно своих участков. K нему поступает каждое завещание, и он прикладывает к нему печать. Всякое прошение на имя царя должно быть подано визирю. Визирь отправляет каждого курьера из дома царя к комендантам и сельским старшинам. Он набирает войска и заведует царской охраной во время путешествия. Заведующий царским столом и военный совет являются к нему, чтобы получить инструкции об управлении войском. Bce чиновники, с первого до последнего, являются в залу визиря, чтобы спросить его совета. Он посылает рубить деревья согласно распоряжения царского дома. Он посылает чиновников заботиться о водоснабжении по всей стране. Ему докладывается об всем, о состоянии южной крепости и о всяком аресте. Он выслушивает дела, касающиеся всех номов. Он рассылает военных и гражданских чиновников царской администрации. Документы номов хранятся в его зале. Он выслушивает дела всех земель. От него исходят все назначения для зала суда. Он составляет списки всех быков. Он наблюдает за каналами в первый день каждой недели. Ему докладывают о высоте Нила и т. д.”.

Вместе с тем визирь руководил осуществлением судебной функции в государстве. Суд был неотделим от управления в Египте, поэтому визирю принадлежала также высшая судебная власть. Он был председателем великого совета десяти, который являлся, по- видимому, высшей судебной инстанцией Египта и вместе с тем одним из органов управления. Равным образом визирь выступал в качестве руководителя великой “палаты шести”, также органа судебного.

Визирь принимал непосредственное участие в хозяйственном управлении, будучи начальником всех царских сокровищниц, всех государственных складов и руководителем всех царских работ. B эпоху Нового царства визирь выполнял также роль руководителя всех военных сил.

3. Управление государственными имуществами и доходами.

Значительной была также роль другого важного должностного лица — хранителя печати, или главного казначея, или “казначея царя Нижнего Египта”. Собственно, казначейства в нашем смысле слова в Египте не было: налоги вносились натурой — хлебом, скотом, птицей, плодами, слитками металла и т. п. Казначей заведовал государственными складами, в которых хранились все эти натуральные приношения. Поэтому он назывался “заведующим тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил”.

Главному казначею были подчинены два “казначея бога” (т. e. два казначея царя). Они заведовали каменоломнями, медными рудниками и т. п. Их обязанностью являлась забота о доставке строительных материалов для царских построек. Они должны были нередко снаряжать экспедиции в другие страны за этими материалами, снабжая эти экспедиции защитными военными отрядами. Ha них лежали, таким образом, функции военного и морского министров. Кроме этих лиц, визирю были подчинены также смотритель “белой палаты” и смотрители двух царских житниц.

Доходы государства складывались из поступлений “от ограбления собственного народа” и из поступлений от ограбления чужих народов. Крестьяне обязаны были отдавать чиновникам часть урожая, скота, птицы и т. п. Ремесленники отдавали часть своих изделий. Кроме того, на население возлагались обязанности по выполнению различных государственных работ. Сооружение каналов, плотин и дамб, строительство дворцов, храмов, гробниц происходило обычно при участии огромного количества свободного населения, на которое возлагалась обязанность работать в интересах государства.

Налоги достигали пятой части урожая. Документы отражают тяжкое положение трудящихся. B одном из них красочно описываются бедствия египетского крестьянина: “Черви воруют половину зерна; гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле, саранча налетает. A чиновник пристает к берегу, он обходит вокруг жатвы, свита его с палками, негры с розгами. Они говорят: “Подавай зерно”. Нет его — они бьют хозяина. Он связан и брошен в канаву. его жена и дети связаны”.

K поступлениям от местного населения присоединялось все награбленное во время военных походов в чужие страны. Эта статья доходов была значительной, особенно в период Нового царства. Ливанский лес, нубийское золото, слоновая кость, рабы и многое другое притекало в Египет в результате походов как военная добыча.

Важной была также роль “начальника всех царских работ”, который был своего рода царским архитектором и министром общественных работ, наблюдавшим, возможно, и за порядком выполнения повинностей, лежавших на свободном населении.

4. Чиновничий аппарат. Далее следовал огромный чиновничий аппарат с высокоразвитым письменным делопроизводством, с множеством секретарей и писцов, с формализмом и обильной служебной перепиской. Эти чиновники вели учет всего обширного государственного хозяйства, управляли царскими угодьями и складами, ведали полицией и судом.

Доступ в ряды чиновничества был открыт, по-видимому, для всех свободных в Египте. B одном памятнике, относящемся к эпохе Среднего царства, содержатся наставления некоего Дуау своему сыну, которого он отдал в придворную школу. Отец перечисляет преимущества, какие, по его мнению, имеет профессия чиновника перед другими профессиями, в особенности перед профессией ремесленника. Из текста этого наставления видно, что чиновники могут выходить из таких общественных кругов, представители которых могут подвергаться побоям. “Я видел побои. Обрати сердце свое к книгам. Право, нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах, — ты найдешь в них наставление: “Если писец находится при дворе, он не будет в нем нищим, но насытится”. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению”.

До нас дошла также биография одного египетского сановника, некоего Метена, жившего в конце царствования III — начале IV династии. Из этой биографии видно, что Метен начал свою службу писцом при пищевых складах, позднее составлял списки натуральных приношений, еще позднее заведовал складом, был контролером податей. Начав, таким образом, с весьма скромных должностей, он доходит, как мы узнаем дальше, до вершин служебной лестницы: ему удается достигнуть положения управляющего царским хозяйством Нижнего Египта, позднее — должности начальника крепостей на западной границе Верхнего Египта, еще позднее — должности начальника царского дворца. Он был награжден имениями за свою службу, носил титул “вельможи юга” и был вхож во дворец.

Жалованье чиновникам выдавалось натурой. Наиболее видные чиновники обеспечивались нередко крупными земельными владениями, которые царь жаловал из своих земель, вернее, из государственного земельного фонда. Иногда, жалуя землю, царь давал сановникам право взимать сборы с крестьян в свою пользу.

Жрецы также занимали важное положение в государстве, причем не было строгого различия между чиновниками и жрецами; нередко жрецы назначались на государственные должности и чиновники получали сан жрецов. Например, один жрец был вместе с тем придворным капельмейстером, а в другом случае верховный жрец именовался вместе с тем адмиралом флота и начальником врачей. Особенно усилилось могущество жрецов в эпоху Нового царства, когда наряду с обогащением царской казны в результате удачных войн непомерно обогащается также казна храмов. От времен Рамзеса III дошел документ, знакомящий нас с размерами богатств египетских храмов. Мы узнаем, что храмы обладали до 15% всей удобной для обработки земли Египта, до 500 000 голов крупного и мелкого скота, что у них было 53 мастерских для изготовления полотен и других изделий, что им принадлежал флот в 88 кораблей, что они имели десятки тысяч рабов и что огромное число крестьян несло повинности в их пользу. Мемфисское жречество обладало Моккатамскими горами с каменоломнями, поставлявшими материалы для пирамид, гробниц и статуй.

5. Военное управление. Армия. Постоянная армия в Египте в период Древнего и Среднего царств ограничивалась личной охраной фараона, сопровождавшей его во время его передвижений по стране, и отрядами, предназначенными для целей подавления внутри страны (главным образом ливийские и нубийские стрелки). Ha местах у храмов и в распоряжении государственных сборщиков податей была своя постоянная вооруженная сила. Кроме того, была в Египте полиция из нубийских негров.

B случае войны набиралось ополчение. Каждый ном выставлял положенное ему число рекрутов; та же обязанность лежала на храмах и на крупных землевладельцах, в пользу которых были установлены повинности крестьян.

После изгнания гиксосов в армии появляются отряды “колесничных”, т. e. воинов, сражающихся на колесницах, запряженных лошадьми. Армия отражает, таким образом, имущественную дифференциацию, существующую в обществе.

Обострение противоречий в египетском обществе делает пехотные части армии ненадежным и опасным для господствующего класса орудием. Вот почему широкое развитие в период Нового царства получает в Египте система наемных войск. Эта система обусловила в дальнейшем возвышение иностранных военачальников и усиление их влияния в стране и приводила в отдельных случаях к захватам трона опиравшимися на свои войска иностранцами.

6. Местное управление. Ha местах государственное управление осуществляли главы номов. Первоначально, когда номы пользовались самостоятельностью, это были местные цари, позднее, с объединением Египта, правители номов — это назначаемые царем должностные лица, которых царь по своему усмотрению переводит из одного нома в другой. Это как бы губернаторы, которые осуществляли в пределах нома судебную и административную власть и собирали подати в пользу государственной казны. Они титуловались “заведующий областью”, или “начальник поручений”, или “первый после царя”. Ha местах были также местные судьи, писцы, заведующие складами, начальники разного рода.

B период распада Древнего царства правители номов приобрели значительную самостоятельность по отношению к центру, в особенности в тех случаях, когда номы получали от царей льготные грамоты, освобождавшие местное номовое хозяйство от работ в пользу царя. Происходит возвышение местной знати, которая приобретает известную независимость от царского двора. Если раньше правители номов и представители знатных фамилий, владевшие имениями на местах, стремились добиться милостей при дворе царя и старались, чтобы гробницы их находились рядом с величественными гробницами фараонов, то теперь главы номов и местная знать проводят свою жизнь, не проявляясь при дворе фараонов, а их гробницы теперь сооружаются вдали от центра, в их родных номах.

7. Судебная организация. Судебные органы в Египте не были отделены от органов управления. Они осуществляли судебную власть под руководством административных органов, а нередко совмещали судебную деятельность с отдельными задачами управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *