в чем выражаются абсолютные величины
Краткий курс по статистике
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Статистика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по статистике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Абсолютные величины
1. В статистике различают абсолютные и относительные величины. Величина — это особая категория, выражающая количественную определенность явлений и событий.
Абсолютные величины представляют собой характеристику исследуемого явления или объекта по отдельно взятому признаку безотносительно к размерам других явлений или объектов.
Различают следующие признаки, характеризуемые абсолютными величинами:
☞ признак протяженности и размерности (длина железнодорожных путей, размер сельскохозяйственных площадей в регионе и т. д.);
☞ численность единиц совокупности (число жителей области и предприятий общественного питания и т. д.);
☞ характеризующий количественную сторону явления, состоящего из нескольких объектов или находящегося под влиянием нескольких признаков (объем произведенной продукции в стоимостном выражении, зависящий от множества факторов, например: себестоимости единицы продукции, количества произведенной продукции, численности рабочих, производительности труда рабочих и т. д.).
Абсолютные величины служат результатом первичного учета, заключающегося в первоначальной регистрации предметов, событий хозяйственной деятельности. Отличительная черта признаков, выражаемых через абсолютные величины, — существование их независимо от исследователя. Действительно, такой, например, признак, как количество автобусов транспортного предприятия, существует независимо от того, будет ли осуществляться статистическое исследование предприятия или нет.
2. Выделяют следующие основные виды абсолютных величин по степени охвата:
☞ индивидуальные, характеризующие размеры определенных признаков у отдельных единиц совокупности (например, число посадочных мест в самолете);
☞ групповые, отражающие размеры признака в отдельных частях совокупности (например, количество грузовых автомобилей предприятия);
☞ общие, отражающие размеры признака в совокупности в целом (например, численность населения области на начало определенного года).
Индивидуальные абсолютные величины образуются во время статистического наблюдения, групповые и общие получаются в результате обработки полученных статистических данных, т. е. во время группировки и сводки.
3. В качестве измерителей абсолютных величин используются натуральные, трудовые, денежные единицы.
В качестве натуральных единиц используются обычные физические единицы (кг, м, л и т. п.), а также условные, пересчитанные по какому-либо эквиваленту.
К трудовым измерителям относят единицы измерения затрат рабочего времени: человеко-час, человеко-день и т. д. В этих единицах определяются трудоемкость выпущенной продукции, производительность труда и другие трудовые показатели.
В качестве денежных единиц используются показатели себестоимости или цены.
Абсолютные статистические величины подразделяются на индивидуальные, групповые и общие (итоговые) в зависимости от выражения ими размера количественных признаков (единицы совокупности, группы или всей совокупности в целом).
Обобщающие показатели — абсолютные величины, приведенные в сравнимый вид. Они дают сводную, общую количественную характеристику уровня явления или выражают связи и соотношения, а также динамику явления, характеризуют одним числом наиболее типичные, наиболее распространенные стороны массовых процессов.
Ограничиваться абсолютными показателями при исследовании социально-экономических явлений некорректно. Для выявления особенностей изучаемых явлений возникает необходимость преобразования абсолютных величин к виду, пригодному для сравнения и сопоставления. В результате сопоставлений получаются качественные обобщающие показатели, или показатели отношений. Они образуются в результате сопоставления объемных показателей между собой.
Соотнесение абсолютных величин представляет собой сущность относительных величин, из чего вытекает метод их расчета: соотнесение сравниваемого показателя с другим показателем, принятым за основу. Изучаемый признак сравнивают с базисным показателем.
Абсолютные и относительные статистические величины
Понятие абсолютных величин
Абсолютные величины — это результаты статистических наблюдений. В статистике в отличие от математики все абсолютные величины имеют размерность (единицу измерения), а также могут быть положительными и отрицательными.
Единицы измерения абсолютных величин отражают свойства единиц статистической совокупности и могут быть простыми, отражая 1 свойство (например, масса груза измеряется в тоннах) или сложными, отражая несколько взаимосвязанных свойств (например, тонно-километр или киловатт-час).
Единицы измерения абсолютных величин могут быть 3 видов:
Абсолютные величины могут быть моментными или интервальными. Моментные абсолютные величины показывают уровень изучаемого явления или процесса на определенный момент времени или дату (например, количество денег в кармане или стоимость основных фондов на первое число месяца). Интервальные абсолютные величины — это итоговый накопленный результат за определенный период (интервал) времени (например, зарплата за месяц, квартал или год). Интервальные абсолютные величины, в отличие от моментных, допускают последующее суммирование.
Абсолютная статистическая величина обозначается X, а их общее число в статистической совокупности — N.
Количество величин с одинаковым значением признака обозначается f и называется частота (повторяемость, встречаемость).
Cами по себе абсолютные статистические величины не дают полного представления об изучаемом явлении, так как не показывают его динамику, структуру, соотношение между частями. Для этих целей служат относительные статистические величины.
Понятие и виды относительных величин
Относительная статистическая величина — это результат соотношения двух абсолютных статистических величин.
Если соотносятся абсолютные величины с одинаковой размерностью, то получаемая относительная величина будет безразмерной (размерность сократится) и носит название коэффициент.
Часто применяется искусственная размерность коэффициентов. Она получается путем их умножения:
Искусственная размерность коэффициентов применяется, как правило, в разговорной речи и при формулировании результатов, а в самих расчетах она не используется. Чаще всего применяются проценты, в которых принято выражать полученные значения относительных величин.
Чаще вместо названия относительная статистическая величина используется более краткий термин-синоним — индекс (от лат. index — показатель, коэффициент).
В зависимости от видов соотносимых абсолютных величин при расчете относительных величин, получаются разные виды индексов: динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, сравнения, интенсивности.
Индекс динамики
Индекс динамики (коэффициент роста, темп роста) показывает во сколько раз изменилось изучаемое явление или процесс во времени. Рассчитывается как отношение значения абсолютной величины в отчетный (анализируемый) период или момент времени к базисному (предыдущему):
.
Здесь и далее подиндексы означают: 1 — отчетный (анализируемый) период, 0 — базисный (прошлый) период.
Индекс планового задания
Индекс планового задания – это отношение планового значения абсолютной величины к базисному:
Например, автосалон в январе продал 100 автомобилей, а на февраль запланировал продать 120 автомобилей. Тогда индекс планового задания составит i пз = 120/100 = 1,2, что означает планирование роста продаж в 1,2 раза или на 20%
Индекс выполнения плана
Индекс выполнения плана – это отношение фактически полученного значения абсолютной величины в отчетном периоде к запланированному:
Например, автосалон в феврале продал 110 автомобилей, хотя на февраль было запланировано продать 120 автомобилей. Тогда индекс выполнения плана составит i вп = 110/120 = 0,917, что означает выполнение плана на 91,7%, то есть план недовыполнен на (100%-91,7%) = 8,3%.
Перемножая индексы планового задания и выполнения плана, получим индекс динамики:
В рассмотренном ранее примере про автосалон, если перемножим полученные значения индексов планового задания и выполнения плана, то получим значение индекса динамики: 1,2*0,917 = 1,1.
Индекс структуры
Индекс структуры показывает, какую долю составляет отдельная часть совокупности от всей совокупности.
Например, если в рассматриваемой группе студентов 20 девушек и 10 молодых людей, тогда индекс стурктуры (доля) девушек будет равен 20/(20+10) = 0,667, то есть доля девушек в группе составляет 66,7%.
Индекс координации
Индекс координации показывает, во сколько раз больше или сколько процентов составляет одна часть статистической совокупности по сравнению с другой ее частью, принятой за базу сравнения.
Например, если в группе студентов из 20 девушек и 10 молодых людей, принять за базу сравнения численность девушек, тогда индекс координации численности молодых людей составит 10/20 = 0,5, то есть численность молодых людей составляет 50% от численности девушек в группе.
Индекс сравнения
где А, Б — признаки сравниваемых объектов или территорий.
Индекс интенсивности
Например, хлебный магазин продал 500 буханок хлеба и заработал на этом 10000 руб., тогда индекс интенсивности составит 10000/500 = 20 [руб./бух.хлеба], то есть цена продажи хлеба составила 20 руб. за буханку.
Большинство величин с дробной размерностью представляют собой индексы интенсивности.
Абсолютные и относительные величины
Что представляют собой абсолютные и относительные величины мы скажем немного позже. Для начала поясним про совокупность. Существует генеральная совокупность – это все. Все кто есть номинально. Допустим все женщины, которые живут в городе Москве. Но, мы же не будет опрашивать всех женщин по всей Москве. Нам достаточно, опросить пару десятков, чтобы сделать вывод по всей совокупности (всем).
И вот непосредственно кого мы опрашиваем это и есть выборка.
Выборка должна быть репрезентативной. То есть, соответствовать генеральной совокупности. Если мы исследуем женщин в Москве. Не нужно опрашивать мужчин или жителей другого города.
Теперь, непосредственно, поговорим про величины. Они бывают абсолютные и относительные.
Абсолютные величины — это те, которые есть как есть. Например, количества инвесторов, открывших счета в марте 2020 году на Московской бирже. Данный массив можно назвать генеральной совокупность и обозначить в виде N. А вот каждого инвестора представить, как единицу, числом X. И еще давайте разделим всех инвесторов по группам. Например, как на сайте бирже, по типу клиентов: физлица, юрлица и другие. Группа, в которой есть определенная частота (количественно по определенному признаку), обозначиться это так f(x).
Всего новых 6 919 274, а юридических лиц в количестве 25 524.
Генеральная совокупность, новые клиенты в марте на всей Мосбирже, N = 6 919 274.
Один новый клиент – это X ед.
Из них юридических лиц f(x) = 25 524. То есть, количество клиентов в одной группе.
Кстати, в марте, в разгар пандемии количество новых клиентов физлиц было рекордным, более 6 миллионов.
По сути абсолютные величины — это количество в совокупности или выборки. Число инвесторов, инвесторов, которых мы опросили. Для удобства всех инвесторов можно разделить на группы.
Но, есть еще качественные данные. Допустим, при опросе респонденты указывают свои доходы в рублях, то это количественные данные. А если они сообщают свой пол, возраст, город или ответ в виде да/нет, то это уже качественные показатели.
Переходим к относительным величинам. Здесь все понятно, это значения сравнения с базовыми данными.
Измеряться они уже не штуками, а коэффициентами, процентами и промиллями.
Интенсивные показатели. Отношение явления к среде. Например, количества инвесторов в России к всему населению. Получиться маленькое число умножим его на 100 и будет показатель в виде процентов. Относительные показатели на ваше усмотрение можно домножать на K – кратное 10, 100 и 1000. (Явление/Среда)хK. 2млн/140млн х 100 = 1,42%.
Экстенсивные показатели. Отображают концентрацию (структуру). Например, соотнести тех инвесторов, которые совершают сделки и с теми, кто неактивен. Получим круговую диаграмму и увидим структуру. (Часть совокупность №1/часть совокупность №2)хK.
Соотношение. Тут понятно, совокупность к совокупности. К примеру, сколько выпущено облигации и сколько инвесторов на мосбрже. То есть на сколько инвесторов приходиться количество облигации. Допустим инвесторов 1 млн человек и облигации выпущено 10 млн штук. Вот на каждый инвертор приходится 10 облигаций. (совокупность №1/часть совокупность №2)хK.
Наглядная (показательная) статистика. Для того, чтобы показать динамику. То есть, вот в том то году было так мало, а сейчас много.
Это отношения текущего периода к базовому. (Текущий год/базовый год) х 100%. Например, в 2018 мало инвесторов на бирже, в 2019 стало много. И получим, наверное, 500%, то есть в 5 раз больше стало инвесторов.
Вот так несложно все получается. Абсолютные и относительные величины встречаются в практике постоянно. Если, что-то непонятно, пишите нам.
2. Абсолютные величины, их основные виды
2. Абсолютные величины, их основные виды
Статистические данные, полученные при наблюдении, в результате сводки, группировки, почти всегда являются абсолютными величинами, т. е. величинами, которые выражены в натуральных единицах и получены в результате счета или непосредственного измерения. Абсолютные величины отражают численность единиц изучаемых совокупностей, размеры или уровни признаков зарегистрированных у отдельных единиц совокупности, и общий объем количественно выраженного признака как результат суммирования всех его отдельных значений.
Абсолютные величины имеют большое познавательное значение.
Абсолютные величины выражают размеры (уровни, объемы) социально–экономических явлений и процессов, их получают в результате статистического наблюдения и сводки исходной информации. Абсолютные величины используют в практике торговли, применяют в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. На основе этих величин в коммерческой деятельности составляют хозяйственные договоры, оценивают объем спроса на конкретные изделия и т. д. Абсолютными величинами измеряются все стороны общественной жизни.
Абсолютные величины по способу выражения размеров изучаемых процессов подразделяются на: индивидуальные и суммарные, они в свою очередь относятся к одному из видов обобщающих величин. Размеры количественных признаков у каждой статистической единицы характеризуют индивидуальные абсолютные величины, а также они являются базой при статистической сводке для соединения отдельных единиц статистического объекта в группы. На их основе получают абсолютные величины, в которых можно выделить показатели объема признаков совокупности и показатели численности совокупности. Если заняться исследованием развития торговли и ее состояния в определенном районе, то определенное количество фирм можно отнести к индивидуальным величинам, а объем товарооборота и число работников, работающих в фирме, относят к суммарным.
Абсолютные величины бывают экономически простыми (численность магазинов, работников) и экономически сложными (объем товарооборота, размер основных фондов).
Абсолютные величины – всегда числа именованные, имеют определенную размерность, единицы измерения. В статистической науке применяются натуральные, денежные (стоимостные) и трудовые единицы измерения.
Единицы измерения называют натуральными, если они будут соответствовать потребительским или природным свойствам предмета, товара и будут выражены в физических весах, мерах длины и т. п. В статистической практике натуральные единицы измерения могут быть составными. Применяют условно–натуральные единицы измерения при суммировании количества разнородных товаров, продуктов.
Трудовые единицы измерения (человеко–дни, человеко–часы) используются для определения затрат труда на производства продукции, выполнение работы и т.д.
Абсолютные величины измеряются в стоимостных единицах – ценах. В стоимостных единицах измеряют доходы населения, валовой выпуск продукции и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
77. Основные виды банков. исторический аспект
77. Основные виды банков. исторический аспект В зависимости от того, кому принадлежит учреждение, в странах с рыночной экономикой различаются: 1) государственные;2) частные кредитные.Первая группа – это центральные банки, имеющие монопольное право выпуска
25. Основные виды налогов
25. Основные виды налогов Входящие в систему налогов платежи можно условно разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с предприятий, смежные и социальные налоги.Налоги с физических лицПодоходный налог с физических лиц
30. Основные формы и виды кредита
30. Основные формы и виды кредита 1. Коммерческий кредит. Это кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу. Коммерческий кредит, предоставляемый в товарной форме, прежде всего, путем отсрочки платежа, оформляется в
47. Основные виды товарных бирж
47. Основные виды товарных бирж Первая товарная биржа была учреждена еще в 1703 г., но объективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 г. государь предписывал «приневолить» купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений.В
1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности
1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных
14. Основные задачи и виды группировок
14. Основные задачи и виды группировок Статистические группировки – первый этап статистической сводки, позволяющий выделить из массы исходного статистического материала одно–родные группы единиц, обладающих общим сход–ством в качественном и количественном
21. Абсолютные статистические величины
21. Абсолютные статистические величины Абсолютные показатели являются количествен–ным выражением признаков статистических явлений.Абсолютный показатель должен характеризовать размер изучаемого явления или процесса в данном месте и в данное время, он должен быть
2. Рынок труда: его особенности и основные виды
2. Рынок труда: его особенности и основные виды Рынок труда представляет собой систему экономических отношений, которая возникает на договорной основе между предпринимателем, желающим увеличить штат служащих, и работником, который ищет работу и готов к ней приступить. В
6. Прибыль: функции и основные виды
6. Прибыль: функции и основные виды Прибыль представляет собой результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, стимулирующий предпринимательство. Она образуется путем вычета из общего дохода организации за определенный промежуток
2. Основные задачи и виды группировок
2. Основные задачи и виды группировок Предмет статистических исследований – массовые явления и процессы общественной жизни – обладают многочисленными признаками и свойствами. Обобщить статистические данные, раскрыть наиболее существенные особенности, формы развития
2. Абсолютные статистические величины
2. Абсолютные статистические величины Статистическое наблюдение независимо от его масштабов и целей всегда дает информацию о тех или иных социально-экономических явлениях и процессах в виде абсолютных показателей, т. е. показателей, представляющих собой количественную
46. Виды и основные источники аудиторских доказательств
2. Абсолютные величины, их основные виды
2. Абсолютные величины, их основные виды Статистические данные, полученные при наблюдении, в результате сводки, группировки, почти всегда являются абсолютными величинами, т. е. величинами, которые выражены в натуральных единицах и получены в результате счета или
3. Относительные величины, их значение и основные виды
3. Относительные величины, их значение и основные виды Одних абсолютных статистических величин недостаточно для характеристики изучаемых объектов. Чтобы отразить состояние рост, развитие явлений, соотношение их во времени и пространстве в статистике широко пользуются
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛЬГОТ РАБОТНИКАМ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛЬГОТ РАБОТНИКАМ Льготы могут быть поделены на следующие категории:• Пенсионные программы: обычно это рассматривается как наиболее существенная льгота работникам.• Личное страхование: это льготы, которые расширяют персональное страхование и
2.3. Основные виды деятельности
2.3. Основные виды деятельности Основным видом деятельности компании является производство
Лекция по теме «Абсолютные и относительные величины»
Тема. Абсолютные и относительные величины – 4 часа
Статистический показатель и его значение для изучения социально-экономических явлений. Виды статистических показателей.
Понятие абсолютных величин, их сущность.
Относительные статистический показатели и их значение для изучения социально-экономических явлений. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.
Основные виды относительных величин: структуры, сравнения, динамики, интенсивности.
Статистический показатель и его значение для изучения социально-экономических явлений. Виды статистических показателей
Любое статистическое исследование в конечном итоге заканчивается расчетом и анализом статистических показателей. Статистический показатель представляет собой количественную характеристику явлений и процессов.
Система статистических показателей – это совокупность взаимосвязанных показателей, предназначенных для решения конкретной задачи.
Индивидуальные показатели характеризуют отдельный объект или единицу совокупности (домохозяйство, фирму, предприятие).
Объемные показатели получают путем сложения значений единиц совокупности. Полученная величина может выступать в качестве абсолютного показателя или относительного.
Расчетные показатели, вычисляемые по формулам. Служат для решения задач анализа
В зависимости от принадлежности к одному или двум объектам различают однообъектные и межобъектные показатели. Первые характеризуют только один объект, а вторые получают в результате сопоставления двух величин
Понятие абсолютных величин, их сущность
Первичная статистическая информация выражается, прежде всего, в виде абсолютных показателей, которые являются количественной базой всех форм учёта.
В зависимости от сущности исследуемого явления и поставленных задач единицы измерения могут быть натуральными, условно-натуральными, стоимостными и трудовыми.
Натуральные единицы измерения соответствуют потребительским или природным свойствам товара или предмета и оцениваются в физических мерах массы, длины, объёма (килограмм, тонна, метр и т.д.).
Стоимостные единицы измерения оценивают социально-экономические процессы и явления в денежном выражении (цены, сопоставимые цены), что очень важно в условиях рыночной экономики.
Трудовые единицы измерения призваны отражать затраты труда, трудоёмкость технологических операций в человеко-днях, человеко-часах.
Вся совокупность абсолютных величин включает:
Абсолютные показатели следует также подразделить на моментные и интервальные.
Моментные абсолютные показатели характеризуют факт наличия явления или процесса, его размер (объем) на определенную дату времени.
Интервальные абсолютные показатели характеризуют итоговый объём явления за тот или иной период времени (например, выпуск продукции за квартал или за год и т. д.), допуская при этом последующее суммирование.
Абсолютные показатели не могут дать исчерпывающего представления об изучаемой совокупности или явлении, поскольку не могут отразить структуру, взаимосвязи, динамику. Данные функции выполняют относительные показатели, которые определяются на основе абсолютных показателей.
Относительные статистический показатели и их значение для изучения социально-экономических явлений. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин
В статистике относительные показатели используют в сравнительном анализе, в обобщении и синтезе.
Относительные показатели могут быть получены или как соотношения одноименных статистических показателей, или как соотношения разноименных статистических показателей. В первом случае получаемый относительный показатель рассчитывается или в процентах, или в относительных единицах, или в промилле (в тысячных долях). Если соотносятся разноименные абсолютные показатели, то относительный показатель в большинстве случаев бывает именованным.
В зависимости от величин числителя и знаменателя этой дроби относительные величины могут быть выражены в таких формах: коэффициентах (частях), процентах (%), промилле (), продецимилле (), когда за базу сравнения принимают соответственно 1, 100, 1000, 10000 единиц.
Основные виды относительных величин:
Относительная величина динамики (ОВД) характеризует изменение объёма одного и того же явления во времени в зависимости от принятого базового уровня.
Относительная величина динамики (ОВД) – отношение уровня исследуемого процесса за период времени к уровню того же процесса в прошлом.
Предшествующий или базисный показатель
Относительная величина выполнения плана (ОВВП) характеризует степень выполнения планового задания за отчётный период (%) и рассчитывается по формуле:
Показатель, достигнутый в отчетном периоде
Показатель, планируемый на отчетный период
Относительная величина планового задания (ОВПЗ) используется для расчёта в процентном отношении увеличения (уменьшения) величины показателя плана по сравнению с его базовым уровнем в предшествующем периоде, для чего используется формула:
Показатель, планируемый на отчетный период
Показатель, достигнутый в предшествующем периоде
Между относительным показателем выполнения плана (ОВВП), планового задания (ОВПЗ) и динамики (ОВД) существует следующая взаимосвязь:
Относительная величина структуры (ОВС) характеризует структуру совокупности, определяет долю (удельный вес) части в общем объёме совокупности.
Относительная величина структуры – соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого.
Показатель, характеризующий часть совокупности
Показатель по всей совокупности в целом
Относительная величина координации (ОВК) характеризует соотношение между двумя частями исследуемой совокупности, одна из которых выступает как база сравнения (%):
Показатель, характеризующий i часть совокупности
Показатель, характеризующий часть совокупности,
выбранной в качестве базы сравнения
Относительная величина интенсивности (ОВИ) – характеризует степень распространения изучаемого процесса в присущей ему среде.
Показатель, характеризующий явление А
Показатель, характеризующий среду распространения
Относительная величина сравнения (ОВСр) – соотношение одноименных абсолютных показателей, характеризующих разные объекты (фирмы, районы, страны).
Показатель, характеризующий объект А
Показатель, характеризующий объект Б
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие и значимость абсолютных статистических величин. Приведите примеры абсолютных величин
2. В каких единицах измерения выражаются абсолютные статистические величины? Приведите примеры
3. Раскройте понятие и значимость относительных статистических величин
4. Каковы основные условия правильного расчёта относительной величины?
5. В какой форме могут быть выражены относительные величины?
6. Какие существуют виды относительных величин? Приведите примеры их расчёта
По результатам изученного материала выполните тестовые задания в тетради (выберите единственный верный вариант ответа) :
1. Выберете виды абсолютных величин:
а) Структуры, интенсивности, координации;
б) Индивидуальные, суммарные;
в) Нет верного варианта ответа.
2. Что выражают в статистике абсолютные величины?
а) Выражают количественные отношение новых значений явления к принятым за базу;
б) Выражают индексы исследуемого явления;
в) Выражают конкретные значения исследуемого явления в натуральных единицах.
3. Как определяется «относительная величина координации»?
а) Как соотношение аналогичных показателей за равный период времени;
б)Как отношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам совокупности за один и тот же период;
в) Как соотношение заданной части совокупности к другой ее части, принятой за базу.
4.Как определяется «относительная величина сравнения»?
а) Как соотношение аналогичных показателей за равный период времени;
б) Как отношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам совокупности за один и тот же период;
в) Как отношение заданной части совокупности ко всей совокупности.
5.В чем заключается сущность относительных величин?
а) Они выражают соотношение двух сопоставимых величин в единицах или процентах;
б) Они выражают количественные отношение новых значений явления к принятым за базу;
в) Они выражают индексы исследуемого явления.
6. Как определяется «относительная величина структуры»?
а) Как соотношение различных показателей, приведенных к одной базе;
б) Как отношение заданной части совокупности ко всей совокупности;
в) Как отношение заданной части совокупности к другой ее части, принятой за базу.
7. …. совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру, и нацеленная на решение конкретной статистической задачи это:
а) Статистическая совокупность;
б) Статистическое наблюдение;
в) Система статистических показателей.
8. Именованными числами представлены….
а) Абсолютные показатели;
б) Относительные показатели;
в) Оба варианта ответов верны.
9. При расчете относительного показателя абсолютный показатель, находящийся в числителе получаемого отношения, называется…
10. Годовым планом организации определен прирост выпуска продукции на 7%. Фактически прирост составил 2,3%. К какому виду относительных величин можно причислить данные показатели? Это: