в чем выражалась специфика государственного управления в древнем вавилоне
Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
Цивилизация Древнего Вавилона была одной из самых развитых на Ближнем Востоке. Ученые утверждают, что именно в ней зародилась первая письменность. Государственный аппарат имел строгую иерархию, а характеристики общества были характерны для того времени и включали бесправные слои социума.
Общественный строй Древнего Вавилона
В цивилизации население подразделялось на два класса: свободных граждан и рабов. Зависимые от распоряжений других лиц граждане подразделялись на несколько групп:
Источником рабства являлись военнопленные. Также в данную категорию попадали должники. Рожденные от рабов, попадали в ту же категорию. Они владели имуществом только с разрешения хозяина. При смерти раба, его состояние переходило в управление владельца.
Закон защищал только женщин — рабынь, зачавших ребенка от господина. Они пользовались положением свободных людей. Находившиеся в статусе рабов из-за невыплаченных займов, освобождались от положения по истечению трех лет.
Свободные граждане Вавилона подразделялись на две категории:
Полноправные. К ним относились авилумы, обладающие правом на землей, и несущие обязательства перед государством, в том числе личным имуществом. Его жизнь имела определенную ценность.
Неполноправные. Мушкенами называли граждан, служивших при царском дворе. Имущество данных граждан особо охранялась законом.
Государственный строй Древнего Вавилона
Государство и право Древнего Вавилона
Государственный строй Древнего Вавилона
Во главе государства стоял монарх (царь), который носил титул «деспот». В его руках была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная и религиозная власть. Он осуществлял управление через сложный бюрократический аппарат.
Существовало три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ.
В Вавилоне был развит бюрократический аппарат. Насчитывался большой штат сановников, чиновников. К высшим должностным лицам государства относились такие, как визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник. На местах существовали органы местной власти, например: руководство большими городами осуществляли наместники царя; правители местностей; органы общинного самоуправления, в чьих руках сосредотачивалась административная, финансовая и судебная власть на уровне общины.
Высшей судебной инстанцией был монарх, который мог взять на рассмотрение особо важные дела. Судебная власть не была отделена от административной. Системы органов судебной власти не существовало. На местах судебные функции осуществляли назначенные царем наместники и правители местности.
Правовой статус основных групп населения
Наиболее четкие социальные границы в Древнем Вавилоне проводились в праве между свободными и рабами.
В праве нововавилонского царства нашли отражение специфические формы рабской зависимости, связанные с прогрессом товарно-денежных отношений. Раб в это время все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, владеть землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, продавать и покупать рабов и нанимать для работы рабов и свободных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истца, ответчика, свидетеля. Однако, несмотря на это, раб оставался зависимым от своего господина: он был обязан ему выплачивать своеобразный ежемесячный оброк.
Право древнейших государств Месопотамии. Источники права
Как и во всех древнейших государствах, длительное время основным источником права в Двуречье был правовой обычай.
Одной из особенностей развития права в Двуречье стало раннее возникновение письменных законодательных актов, принятых по воле правителя.
Появление царских узаконений было вызвано особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли.
Тем самым говорилось о божественном характере происхождения права. В настоящее время этот выдающийся памятник права хранится в Лувре в Париже.
Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, наследованию имущества и пр.
Характерной чертой указанных правовых документов была их незавершенность. Положения Законов царя Хаммурапи, например, касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Пробелы в законах, нередкая констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и др., являются лишним свидетельством того, что, наряду с законом, особое место среди источников права отводилось в это время общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Таким образом, право носило обычный характер.
На право Месопотамии так же, как на право других древневосточных государств, оказывала большое влияние религия.
Для Законов царя Хаммурапи была характерна казуистичность норм права, их формализм, тесная связь права с ритуалом, с символической процедурой. Формальный и символический характер имела, например, клятва, которая играла огромную роль в правосудии. С помощью клятвы, например, по Законам царя
Хаммурапи можно было снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, разрешить споры по займам и пр.
В Законах Хаммураппи отсутствовала система изложения правовых норм: нормы материального права здесь чередовались с нормами процессуальными. Однако внутренняя логика изложения правового материала, безусловно, присутствовала. В Законах царя Хаммурапи нормы права были сгруппированы по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществлялся путем ассоциаций.
Вещное право. В Вавилонском государстве институт частной собственности на землю формировался длительное время. Изначально землепользование регулировалось правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредотачивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов, которые часто пополнялись за счет многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого населения, сдавались в аренду, передавались за службу воинам, тамкарам, жрецам и др.
Договорное право. Отдельные виды гражданско-правовых договоров, например займа, мены, купли-продажи, в месопотамском законодательстве стали регулироваться очень рано.
Все сделки в Двуречье делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятв, присутствия свидетеля и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления.
Уголовное право. Нормы уголовного права свидетельствовали о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуде, коллективной общинной ответственности, объективном вменении. Законодатель не сформулировал общие принципы уголовного права, формы вины; обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание; соучастие; покушение и пр. Но определенные упоминания об этих понятиях есть в Законах царя Хаммурапи; например, понимание различий между умышленным и неумышленным преступлением, соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление, и пр.
Наказания характеризовались жестокостью. Применялась смертная казнь (как в случае совершения умышленного преступления, так и неосторожного) в форме сожжения, утопления, сажания на кол и др. Законодатель закрепил членовредительские наказания, например, отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона (око за око, зуб за зуб), если потерпевший и преступник были равны по социальному положению, и др. Эти наказания соседствовали с другими: обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф (композиция), принудительный труд, клеймение, битье палками и др.
Эти преступления посягали на нормы морали, нравственности, сложившихся в обществе традиций.
Брачно-семейное право. Брачно-семейные отношения носили патриархальный характер.
С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс. до н.э. нельзя назвать полностью бесправной, хотя в общественном сознании и здесь ее роль сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей.
Не препятствовали заключению брака ранний возраст невесты, отсутствие согласия женщины, рабское положение мужа.
Брак не считался священным. Его можно было расторгнуть.
Средствами доказательства служили свидетельские показания, клятва, ордалии и др.
Стадия предварительного расследования отсутствовала. Судья исследовал обстоятельства дела, выносил решение и не мог изменить его. Если же решение изменялось, то он платил штраф и лишался своего места. В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников были делом царских наместников. И истец, и ответчик сами предоставляли суду доказательства. Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он не мог изменить.
В российской науке, описывая историю государства и права восточных стран, например, таких как Китай, Индия, Япония, Вьетнам, ученые придерживаются формационного подхода. Однако ученые Вьетнама, которыми написаны данные главы учебника, предложили рассмотреть историю государства и права этих стран с точки зрения цивилизационного подхода. Учитывая близость духовно-нравственных начал в процессе формирования права и государства, роль ритуала и религии, достижения экономического развития в последние десятилетия, усиление политического влияния этих стран на международной арене, поиск и успешную реализацию оптимальной модели государства, представляется полезным и интересным изложить историю государства и права этих стран с позиции современных ученых Вьетнама.
В чем выражалась специфика государственного управления в древнем вавилоне
1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.
Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.
Общественный строй Вавилонского государства
Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.
Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.
Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.
2. Свободное население Вавилона делилось на:
Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.
Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:
· в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие,
· высокое положение в обществе занимало чиновничество’,
· низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.
Государственное устройство Вавилонии
По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.
Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.
К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.
В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.
В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.
В Вавилонии имелась регулярная армия.
Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.
В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат или отдававших это имущество внаем.
Государственный строй Древнего Вавилона
Вы будете перенаправлены на Автор24
Царство Древнего Вавилона По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государство и право Древнего Вавилона подробнее представляло собой централизованное государство, в руках царя были сосредоточены все три вида власти – законодательная, исполнительная и судебная. Но царь рассматривался как служитель бога на земле, а это означало, что правитель не был самостоятельным, имелись ограничения со стороны духовенства и богатых городов.
Форма правления Древневавилонского государства
Древневавилонское государство имело форму правления восточная деспотия. Владыка Вавилона находился во главе и был не ограничен в полномочиях как законодательной, так и исполнительной власти, кроме того царь вмешивался и в различные сферы хозяйственной деятельности. К примеру: устанавливал оплату за определенную работу, стоимость товаров и услуг, возведение храмов.
Имелись и органы управления общины, которые осуществляли следующие функции:
Из вышесказанного следует, что полностью деспотичным правление в Древнем Вавилоне назвать нельзя. Кроме того, некоторые города имели особый статус, что означало нахождение их под божьей защитой. Древние жители таких «особых» городов:
Религиозные учреждения Древнего Вавилона обладали огромной властью. Во владении храмов имелись крупные земельные участки, а сами святилища были экономически независимы. И лишь законы Хаммурапи ограничивали жрецов и подчиняли их власти царя, хотя он не был признан верховным жрецом и к божеству власть его не относилась. Царь мог находиться в храме лишь в процессе коронации, которая была ежегодной. Коронация, по убеждениям Вавилонян, давала царю способность править, но власть его божественной, все равно, не становилась.
Храмовые и общинные суды возглавляли судебную власть, но дела, которые касались имущества царя или слуг они рассматривать не имели права – такие дела рассматривал специально созданный царский суд. Законы Хаммурапи гласят, что высшая судебная инстанция – это есть Царь, и в каждом населенном пункте страны был образован царский суд. Органами администрации, то есть исполнителями судебных функций в населенных пунктах были правители области или города.
Готовые работы на аналогичную тему
Древний Вавилон имел постоянную армию. Военные вознаграждались за службу землями, которые передавались по наследству, от отца к сыну. Пожизненная военная служба предполагала возложение на данную категорию выполнение полицейских функций. Военные полностью освобождались от уплаты налога и несения любого вида повинностей.
Правительство Древнего Вавилона отладило совершенный механизм управления государством. Дело в том, что древние правители старались лично вникнуть в каждое дело государства, даже, если оно казалось незначительным и мелким. По этой причине в цене были умные чиновники с опытом. С течением времени родовая знать была вытеснена служивой, и именно в царском дворце было сконцентрировано управление.
Ключевым источником права в Древнем Вавилоне становится закон, действие которого возможно с появлением писанного акта, принимаемого по волеизъявлению царя. Первоначальные акты создавались с целью создания памяти и передачи потомкам сведений о жизни древних вавилонян. Далее шли правовые акты, которые указывали на регулирование общественных отношений. Строение древнего правового акта свидетельствует о его подобии современному законодательству – содержание древнего акта также состояло из введения и предписания права.
По конкретному правовому акту можно было определить временной период и состояние государства. Основной акцент при написании документов делался на сохранение жизни и имущества.
Договор как источник права в Древнем Вавилоне
Древний Вавилон был страной интенсивного земледелия, земля могла находиться в собственности, передаваться по наследству, сдавалась в аренду. Обрабатывание земельных наделов происходило за счет рабской силы или самостоятельно. Уже в то время существовало четкое подразделение имущественных прав собственника, арендатора и наемной рабочей силы, разграничение мер ответственности за хищение, утерю, не возврат или причинение вреда имуществу.
Различного вида сделки фиксировались с помощью договора. Договоры, представляющие особую важность, в нескольких экземплярах запечатывали в двойной глиняный конверт и обжигали для сохранности, благодаря чему некоторые из них сохранились до нашего времени.
Самыми частыми из сделок были:
Многие сделки считались действительными только при наличии договора, например, заключение брака непременно подтверждалось брачным договором.
Основой обязательных отношений в договоре были законы Хаммурапи. Договор играл важную роль в государстве, поскольку именно с помощью договорных условий стало возможным урегулирование взаимоотношений между людьми.
Законы Хаммурапи
Законы царя Хаммурапи являются самым известным памятником Вавилонского государства. Изготовлены они были в виде предписаний о правах, которые были высечены на базальтовом столбе. Вводная часть законов гласила об обязательности предписаний царя, о его заслугах, далее следовали сами правовые предписания. Статьи с 1 по 5 были о судопроизводстве, следующие с 6 по 126 статьи говорили о праве собственности, далее следовали статьи с 127 по 195 о браке, семье и наследовании, о преступлениях против личности можно узнать изучив с 196 статьи по 214.
Источниками законов служили обычаи и судебные решения. Ключевая цель издания законов – организация одной единой правовой основы для всех регионов с разным уровнем развития и разрешение противоречий общества Вавилона. Сами законы есть следствие крупнейших преобразований имеющегося правопорядка, которые дополнили действие не отраженных письменно норм поведения первобытного общества.
Реферат: История государства и права Древнего Вавилона
Название: История государства и права Древнего Вавилона Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат Добавлен 09:43:01 19 мая 2010 Похожие работы Просмотров: 5931 Комментариев: 23 Оценило: 13 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать |