в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей
Взаимосвязь социальной роли и социального статуса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальный статус и социальная роль: взаимосвязь понятий
Социальный статус отражает положение отдельного человека или более обширной группы в рамках социальной иерархии. Социальный статус имеет определенные, достаточно специфические признаки, которые отличают одного индивида или группу от остальных. Каждый статус обладает своими характеристика, которые опираются на оценку престижа. Таким образом, в современной науке об обществе различают несколько видов социального статуса:
На протяжении своей жизни человек может иметь не один статус, а сразу несколько, в зависимости от того, в каком количестве сфер общественной жизни он задействован. Это могут быть статусы в семье, в учебной группе, в профессиональном коллективе, во взаимодействии с друзьями и знакомыми.
Помимо понятия «социальный статус» исследователи также рассматривают понятие «социальная роль». Она тесно связана с понятием статуса и отражает поведение, которое ожидают от человека, который обладает определенным социальным статусом. Чаще всего подчеркивается то, что роль – это не неподвижный, а динамический аспект социального статуса, и когда человек в своей деятельности и поведении соответствует требованиям роли, это говорит о том, что он соответствует и собственному социальному статусу.
Понятие «ролевой конфликт»
Как мы уже отметили, социальный статус – это набор характеристик, которыми человек может владеть с самого рождения, а также приобретать на протяжении всей своей жизни как результат выполнения определенной деятельности. Социальный статус порождает социальную роль. Она отражена в общественных ожиданиях, которые социум предъявляет человеку со статусом. В идеале, социальный статус должен соответствовать ролевым ожиданиям, и тогда человек целиком и полностью находится в гармонии с самим собой и в гармонии с общественностью, которая его окружает.
Готовые работы на аналогичную тему
Но, поскольку человек обладает достаточно обширным набором социальных статусов, то и число ролей, которые требуют от него определенного поведения, также постепенно увеличивается. В такой обстановке в реальной жизни возникает возможность так называемого ролевого конфликта. Он возникает как в общих случаях, так, в частности, в ряде некоторых ситуаций, которые мы опишем чуть ниже.
Во-первых, в тех случаях, когда требования социальных ролей, который индивид должен выполнять в одно и то же время, в целом противоречат друг другу, поэтому не могут быть исполнены в полном объеме. Вторая ситуация заключается в том, когда взаимодействующие друг с другом индивиды по-разному могут трактовать требования одной и той же роли. Один интерпретирует их в соответствии со своими жизненными установками и ценностями, другой также поддерживает идею совершено другого значения социальной роли. Такое происходят в семьях, когда ребенок воспитывается людьми, которые совершенно противоположно смотрят на его будущее и на возможности его дальнейшего развития.
В-третьих, ролевой конфликт идентифицируется тогда, когда выполнение роли индивидов оказывается на пересечении интересов двух или сразу нескольких социальных групп. Каждая ожидает от него различного поведения, поэтому человек начинает путаться в собственной самоидентификации, испытывает серьезные проблемы в общении с окружающими, а также не может до конца понять, что нужно именно ему в складывающихся социальных, экономических, политических и культурных условиях. К тому же, социальные и экономические трансформации также требует от индивида постоянно менять свои установки и потребности, в связи с чем он не может расстаться с привычными для него установка.
Еще одна ситуация, в которой возникает ролевой конфликт – это связь социального статуса и социальной роли, о чем мы уже упоминали в первой части нашей статьи. Роль выступает в качестве динамического аспекта социального статуса. Роли отличаются разными признаками: это и темы для разговоров, и интонация, и степень подчинения одного индивида другому в процессе ведения диалога. Роль – это прямое следствие статусов, и поэтому крайне важно осознавать свое место, соответствовать своему статусу, осознавать окружающую действительность в соответствии как с собственными ожиданиями, так и ожиданиями окружающих.
Таким образом, в современной социологической науке понятия «социальный статус» и «социальная роль» рассматриваются во взаимодействии и взаимозависимости друг от друга. Эти понятия вытекают друг из друга, и отражают, что сам индивид может предложить обществу, и как общественность может отреагировать на подобные предложения. Если возникает взаимное согласие, то мы с уверенностью можем говорить о том, что социальное взаимодействие состоялось, и индивид закрепил свой статус за самим собой, при этом соответствуя требованиям современности. Ролевой конфликт – это часто встречающаяся проблема, которая нуждается в разрешении с привлечением психологов и социальных психологов.
В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей
Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:
— ожидания формально выражены;
— они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.
2) механизм поддержания ролевого поведения, например:
— за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
3) Объяснен смысл понятия, например:
— социальная норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее отношения между социальными субъектами, устанавливающее допустимые границы деятельности.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей
В социальной жизни у каждого человека существует собственный социальный статус и социальная роль. Каждый индивид постепенно приобретает свой статус, а также получает при различных обстоятельствах соответствующую роль. Ролей у индивида в жизни достаточно много. Все они появляются постепенно от самого рождения.
Статусы подразделяются на несколько видов:
Между социальными статусами и ролями нередко появляются конфликты. Немногочисленные роли являются свободными от конфликтных обстоятельств, что говорит об отсутствии эмоциональной напряженности. Практически, любой человек в своей жизни применяет защитные механизмы для предотвращения отрицательных ситуаций и пресечения конфликтных ситуаций. У многих индивидов они присутствуют, что помогает им избежать конфликты между различными ролевыми статусами и ролями, поэтому у них такой ролевой стресс снижается.
Понятие о социальном статусе
Любой индивид находится в социальной роли, поскольку сам состоит в групповом статусе и взаимодействует с группами: общеобразовательной, производственной и т.д. Именно в них человек получает социальный статус, но первый получает в своей семье: статус сына, дочери и т.д.
Под социальным статусом определяется сама личность с конкретными обязанностями в обществе.
У каждого человека присутствуют свои характерные особенности:
Все выше перечисленные особенности определяются как «статусный набор». Особым статусом именуют преобладающий статус, оказывающий максимальное воздействие на поведение человека. Это может быть материальное благо или профессия. Социальный статус подразделяется на предписанный, то есть приобретенный вне зависимости от самого человека, часто от его расы, пола, национальности, происхождения, либо достигнутый, то есть приобретенный во время жизненных обстоятельств или своими стремлениями.
Под иерархической структурой статусов определяется статусный ранг.
Если статусы не сходятся, то наблюдаются противоречивость в иерархической структуре при нескольких факторах:
Социальный статус взаимодействует с социальной ролью, поскольку он и является функцией самого индивида. Социальная роль выражает непосредственное поведение человека и имеет конкретный статус в жизни.
К предписанным статусам относят присвоенные человеку вне зависимости от его стремлений и достижений. К статутам относят: этнические, семейные, которые влияют на образ жизни самого индивида.
К приобретенным (завоёванным) причисляют статус и роль, которые достигаются собственными стремлениями индивида. Такие люди достигли в обществе достаточно высокого положения. Это могут быть известные ученые, опытные врачи, популярные артисты и т.д. К приобретенным статусам относят профессиональный, экономический, культурный уровень человека. Основной статус определяет положение индивида, поэтому его нередко называют интегральным. Это может быть статус высокой должности, богатства, высокой образованности, достижение максимальных спортивных достижений и т.д.
Кроме того, индивида можно охарактеризовать любым статусом и ролью. Он может быть мужского пола, женатым, предпринимателем, то есть иметь целый набор статусов, зависящий от многих факторов. Он может иметь статус ученика, абитуриента, супруга и т.д. Часто он связывается с выполнением должностных обязанностей.
Статусный набор в различных жизненных обстоятельствах достаточно часто изменяется из-за нужды и интересов человека. Он способен изменяться и в результате воздействия окружающей среды. Например, 18-й юноша мечтает поступить учиться в высшее образовательное учреждение, а его забирают служить Родине, и у него меняются интересы, он считает последующие дни до окончания своей службы. Для любого человека характерно повышение и усложнение статуса.
По мнению многих философов, видящее значение состоит в реализации способностей, возвышения статуса. Это обстоятельство обуславливается тем, что реализация имеет фундаментальные предпосылки человека – его свободы, амбиций, соревнования. Кроме того, многие другие факторы нередко поднимают или снижают статусный набор. Поэтому многие индивиды, которые продвигаются по жизни, благодаря своей воли и стремлениям, переключаются из одного статуса в уже престижный статус.
Например, ученик стал выпускником среднего общеобразовательного учреждения и зачислился в высшее учебное заведение, таким образом, он приобрел статус студента. После окончания высшего учебного заведения он получил престижную и высокооплачиваемую профессию и стал молодым специалистом, а далее молодой человек открыл свой бизнес, став успешным предпринимателем и т.д. Спустя годы он становится пенсионером, что и ставит окончательную точку статусного набора. Важной проблемой отмечают, когда человек должен адаптироваться к возрастным изменениям и к своему изменяющему статусу. Поскольку для нашей жизни период к приобретению статуса пенсионера является слабой социализацией, поскольку многие люди совсем не подготовлены к такому периоду. Многие видят в этом периоде второстепенную социальную группу, в которой чаще всего преобладает сильный стресс, выживание на небольшую пенсию, старость.
Понятие социальной роли
Под социальной ролью определяется поведение, которое вытекает из статуса индивида. В социальную роль входят социальные нормы, устанавливающие ожидаемые действия индивида, оптимальный его статус. Например, от спортсмена ожидается победа в соревновании и получение медали; от доктора – успешное выполнение операции. Социальная роль определяется как поведение, которое отвечает всем нормам, установленным в обществе.
Социальные роли классифицируются на:
Р. Мертон считал, что роль, которая соответствует своему статусу, определяется ролевой системой. Социальные роли классифицируются на ролевые ожидания – то, чего с условиями игры ожидают от той либо другой роли, что личность реализует в пределах своего поведения.
С точки взгляда Т. Парсонса, любая социальная роль имеет несколько важных особенностей:
Под эмоциональностью подразумевается эмоциональная особенность (роль доктора, офицера). Другие люди эмоциональность сдерживать не обязаны (строитель и т.д.).
Под вариантом приобретения определяются роли (пол, возрастная категория, нация), которые реализуются в итоге социализации, а другие (ученика, студента, исследователя) – в результате своих способностей, стремлений и затраченных физических сил.
Под вариантом формализации определяются образованные стихийно в результате жизненных обстоятельств, либо в результате возникновения интереса (например, роль оратора, организатора мероприятий, основателя группы), другие возникают на основе установленных прав и норм (роль депутата).
Под мотивацией определяются различные роли, которые обусловлены множественными нуждами и интересами. Например, роль Главы страны определяется государственной властью. Одновременно роли бизнесмена могут устанавливаться экономической мотивацией.
По мнению многих ученых, статус и роль взаимодействуют между собой, поэтому их не подразделяют в отдельности. Каждый человек может иметь несколько различных ролей. Например, молодая женщина может обладать статусом матери, педагога и доктора. Только установив социальную значимость роли, можно выделять координацию действий индивидов в социальном обществе.
Роль возникает с самого рождения с воздействия родных, отца и матери на ребенка. Сперва для малыша социализация бессознательна. Но родители воспитывают его, указывая как нужно поступать, как правильно осуществлять определенные действия. Уже в детском возрасте малыши подразделяются по полу: мальчишки играют в машинки и самолетики, а девочки играют в куклы. У них формируются различные свои вкусы, интересы, социальные роли. С самого рождения дети выполняют собственные роли, подражая своим родителям. Родители воспитывают и обучают своих детей, благодаря им маленькие дети уже знают, что необходимо выполнять, а что не следует делать, что следует опасаться, а какие нормы необходимо соблюдать. Обучающий процесс происходит с детства с установок взрослых, а они уже затем осознают значимость своих действий.
Из этого следует, что любой субъект имеет определённую социальную роль и статус с самого детства. В начале своей жизни он выступает как ребенок, ученик, студент, друг, а уже затем взрослые роли: как родитель, специалист, пенсионер.
Социальный статус личности. Взаимосвязь социального статуса и роли.
Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.
Что такое социальный статус
Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.
Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.
В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.
Статус и социальные роли
Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.
Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.
Социальный статус и авторитет
Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.
Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.
Социальный статус и социальная роль. Виды статусов. Ролевой набор.
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек состоит членом семьи как малой группы, но он является еще членом и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса).
Социальная роль —
это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения, Женщины имеют статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается поведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются
индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность
достигает
своими собственными усилиями.
Предписанные статусы и роли.
Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — это разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха».
Пол
и
возраст
универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.
Достигаемые статусы и роли.
Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как
достигаемый статус.
Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М. Янгом: «Принцесса это предписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она
рождена
принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной — предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это предписанный статус, но полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским.
Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться, Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида.
Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Итак, параллельно понятию «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.
Виды социальных статусов
Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.
Различные виды позиций в групповой иерархии
Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.
Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.
Социометрические статусы
Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.
Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:
Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.