в чем выражается требовательность учителя

Педагогический такт в деятельности педагога

Класс: д/с

Ключевые слова: педагогический такт

Профессиональную этику мы понимаем, как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в его педагогическом такте.

Глубоко прав был К.Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основные элементы педагогического такта:

Профессиональный такт проявляется:

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно, как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Нетерпение, торопливость в равной степени недопустимы как в воспитании. Так и в перевоспитании детей. Ведь сложность формирования личности в том и заключается, что это длительный, непрерывный процесс который не может быть ограничен ни местом, ни временем, он не терпит нарочитости и неискренности и не дает результатов от прямолинейного, разового воздействия. Много косвенных незримых для воспитуемого усилий потребуется со стороны педагога, чтобы, к примеру, в ребенке с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировались коллективистские навыки, чтобы искоренить жадность, чтобы привить трудолюбие, воспитать доброту, отзывчивость.

Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством так та, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.

Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.

Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот по отношении одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен.

Обращение один на один требует большой интимности, доверительности. Оно может иметь тысяча оттенков: указание, вопроса, просьбы, замечания, шутки, иронии. Добродушного подтрунивания и т. д. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Учета конкретного случая, важно ведь не принудить, а убедить его.

Эффективность педагогического воздействия слова во многом зависит от умения воспитателя предвидеть, какое оно окажет влияние на эмоциональную сферу ребенка. Если в группе спокойная обстановка, то дети более уравновешены, жизнерадостны. А это значит, что педагогический процесс протекает в наиболее благоприятных условиях: воспитатели и дети слышат и понимают друг друга. Личность самого воспитателя имеет огромное значение в создании у детей эмоциональной уравновешенности. Есть воспитатели, у которых все выглядит естественно: манера держаться и разговаривать с детьми, он отдает распоряжения без нажима, не горячится, уверен в себе, немногословен, приветлив, замечания для него редкость. Вообще дети не ощущают на себе его давление и тем не менее ведут себя организованно. Это показатель такта воспитателя, его умения «видеть и чувствовать детскую душу», как говорил В.А.Сухомлинский. Он советовал прежде всего педагогам научиться понимать движение детского сердца, а «это дается с помощью высокой эмоционально-нравственной культуры педагога». Обладающий этим качеством педагог умеет выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка. Он вовремя успокоит, пошутит, рассмешит, доверительно поговорит.

К сожалению, приходится встречать отдельных воспитателей, которые руководят детьми с помощью команд «Все встали! Быстро построились!», запретов «Кто разрешил, запрещаю!», замечаний «Опять не послушался!», нотаций «Если это повториться, то…» и т.д. Такой воспитатель не видит внутреннего состояния маленького человека и применяет порой приемы, неадекватные его чувствам. Он может, например, приказать: «Перестань сейчас же плакать!», его раздражает неповиновение ребенка. Но воспитатель совершенно забывает в этот момент, что эмоции по приказанию не переключить, плач не заменишь улыбкой, а огорчение – радостью. Допустимо, ли вообще раздражаться тем, что малыш не понял указание и ему приходится повторять «сто раз одно и тоже», что он докучает вам «глупыми вопросами». Что жалуется по пустякам, не аккуратен, не послушался и промочил ноги, что капризничает, упрямиться? В этом случае воспитатель и дети испытывают трудности от взаимного непонимания.

Если воспитатель раб своего настроения, то воспитание для него всегда дело трудное. Он не может быть последовательным в своих требованиях, а отношения с детьми строит в зависимости от своих субъективных эмоциональных оценок. Все это признак дефицита культуры, выражающийся в неумении управлять собой.

Возможно ли чтобы педагог всегда был бесстрастно спокоен и официален с детьми? Конечно, нет. Маленький ребенок, которому воспитатель заменяет маму в её отсутствии нуждается в искреннем, материнском отношении. А искрение отношения, как известно, предполагает и искренность чувств. Общеизвестно, что дети чутко улавливают фальшь, искусственность, наигранность в общении с детьми, и в этих случаях нельзя рассчитывать на ответное искреннее отношение к себе. Пусть дети видят, что воспитатель вместе с ними радуется, смеётся, печалится, даже иногда сердится. Что ему присуща вся гамма человеческих чувств, не окультивированных сдержанностью. Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребенка большой эффект, чем замечание. Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил: проявление чувств требует большой культуры.

Перед воспитателем открыты разнообразные пути и самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов, разработкой планов, конспектов, активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса, заимствование передового опыта. Шефства над молодыми воспитателями, самостоятельная работа с книгой. Изучение классиков педагогики, постоянное знакомство с политическими событиями страны. Все это формирует идейную, педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.

Список литературы

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.3.

3. И.П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.

Источник

В чем выражается требовательность учителя

Ольга Сергеевна Давыдова

Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ

Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности. Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили называл такие потребности страстями: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Развертывание данных потребностей и возможностей в полной мере зависит от учителя. При этом каждый ребенок является уникальным и обладает своим неповторимым внутренним миром, прикосновение к которому должно быть бережным и заботливым. Само содержание и цели педагогической деятельности, которая направлена на взращивание лучшего в человеке, раскрытие его потенциала, сообщают ей особый, гуманистический характер.

Но гуманная цель педагогической деятельности очень часто оборачивается в реальной педагогической практике своей противоположностью, когда учитель, который направлен на будущее ребенка, забывает о его настоящем и считает, что можно использовать любые средства, которые позволяют добиться определенной цели. У ребенка, направленного в будущее, есть и свои актуальные, сиюминутные потребности. А. Маслоу, который является одним из основоположников гуманистического направления в педагогике и психологии, считал, что к актуальным, базовым потребностям человека, кроме физиологических относятся: потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании, потребность в самоактуализации.

Гуманистическая природа педагогического труда призывает учителя, чтобы он «со своими задачами, заботами и жизнью переместился в сторону жизни ребенка так, чтобы они, эти жизни, совпали друг с другом», чтобы ребенок не только был готов к жизни, но и жил полноценно, решая свои проблемы и удовлетворяя свои актуальные потребности. А это прежде всего определяется самим учителем. То есть гуманистическая природа педагогического труда проявляется лишь в гуманной деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он использует для осуществления своей деятельности.

Гуманистический потенциал педагогической деятельности состоит и в создании возможностей для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его базовых потребностей. К основным характеристикам каждой профессиональной деятельности, которые влияют на выбор профессии, относятся:

– содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности;

– общественная значимость труда, которая определяется его результатами и последствиями;

– общественная оценка трудовой деятельности человека, социальный статус профессии;

– режим и условия труда: социально-экономические;

– морально-психологические и т. д.

Трудно найти профессию, которая удовлетворяет всем требованиям человека, поэтому чаще всего ему нужно определять свои приоритеты.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Педагогическое творчество состоит в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может раскрыться как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. Гуманистическая психология изучает потребность в самоактуализации и самореализации как основную базовую потребность личности (А. Маслоу, К. Роджерс), которая проявляется в стремлении к постоянной актуализации ее потенций, способностей и талантов, к установлению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего человеческого призвания и предназначения.

В педагогическом труде много такого, что сближает его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность приближена к художественной не только своей созидательной сущностью, но и творческими процессами, в которые вовлечен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как главным ее инструментом. Ведь самая известная книга А.С. Макаренко называется «Педагогическая поэма».

Конечно же творческий поиск и творческое отношение к делу являются условиями эффективности каждой профессиональной деятельности, но именно в педагогике они необходимы, без них эта деятельность не может осуществляться полноценно.

При этом нужно понимать, что никакая человеческая деятельность сама по себе не приводит к креативному отношению человека к миру и к самому себе, ценностному по своей сути. Например, это отношение является условием творческой деятельности.

Самореализация педагога может происходить двумя путями: прогрессивным, творческим, который направляет его деятельность на созидание себя, саморазвитие, и регрессивным, который ведет к самодовольству, успокоенности, иллюзии бесконечного прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его профессиональной позицией и установками, направленностью его личности.

Труд только тогда будет по-настоящему творческим, когда в отношении к нему складываются заинтересованность, увлеченность трудом и чувство долга, ответственности перед обществом. Трудиться очень тяжело, когда неизвестно, во имя чего это делается. Осознание общественного смысла своего труда является мощной предпосылкой развития педагогического творчества. А достижение даже небольших результатов в воспитании и обучении детей приводит к чувству удовлетворения, эмоциональному подъему, наслаждению трудом.

Творческий характер педагогической деятельности образует предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который определяется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости,т. е. реализации своего человеческого предназначения.

3. СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ

Смысл и значение профессиональной деятельности для человека очень зависит от ее общественной значимости,т. е. от того, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность должна выполнять важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее не только образуется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее человечества, обеспечивается его культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности устанавливает полифонизм ее целей, которые направлены не только на сиюминутные потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность учащихся адаптироваться к условиям социальной жизни и к их преобразованию. Ш.А. Амонашвили считает «основой трагедии воспитания» то, что учитель, находясь в современности, строит будущее.

Конечно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность определяется не только самим учителем, но и уровнем социально-экономического развития общества. Но это не дает повод учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные причины. Школа может и обязана решать не только педагогические, но и социальные проблемы, в противном случае нельзя ждать изменений в общественном развитии, так как все они – прежде всего итог изменения сознания людей. Поэтому очень важно для педагога осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на данной основе целей и задач педагогической деятельности.

Источник

Строгость педагога как проявление любви к обучающимся

Лисовская Вера Александровна,

заведующая заочным отделением

ГПОУ «Забайкальский государственный колледж»

Строгость педагога как проявление любви к обучающимся

Говоря о педагогической любви, мы подразумеваем в основном заботу, понимание, гуманизм, принятие. Но настоящая педагогическая любовь невозможна без строгости.

Строгость как качество личности – склонность внимательно отслеживать качество и точность выполняемых действий без отклонений от образца. Проявляется как взыскательность, требовательность, точность в предъявлении требований и к качеству их выполнения. Строгий воспитатель правдив, справедлив, не дает повадки для лени и других пороков. Вместе с тем, это качество может легко из положительного превращаться в отрицательное. Это при условии, что педагог проявляет суровость, грубость, немилостивость, нелюбовь, жестокость, непрощение к своему воспитаннику. В этом случае рождается не просто «наказательная», а «карательная» педагогика, не стимулирующая полноценное гармоничное развитие ребенка.

Строгость – это резонанс с сердцем другого человека. Строгость ограничена любовью. Стоит педагогу нарушить умеренные, разумные границы наказания, и его действия будут называться иначе – жесткость, суровость или жестокость. Любовь – ограничитель строгости.

Н.Н.Никитина выделяет следующие виды педагогической любви:

«Рациональная любовь». Педагоги данного типа считают, что поскольку любовь – это чувство, заставить себя любить невозможно, и в основе педагогической деятельности и взаимодействия с воспитанниками должны лежать рациональные основания – педагогическая целесообразность. Действия таких воспитателей логически выведены, основаны на анализе педагогических явлений, но редко согреваются теплом человеческого сердца.

«Опекающая любовь». Для нее свойственно полное подчинение воспитателя сиюминутным интересам и потребностям ребенка, следование за ним, отказ от собственных интересов и потребностей. Опекающая любовь зиждется на ожидании ответной любви и благодарности ребенка, она взращивает его зависимость от других, неспособность к самостоятельности и встрече с жизнью.

«Попустительская любовь». Свойственна воспитателям, главная цель которых – завоевание детской любви. Они хотят нравиться детям, стремятся установить с ними хорошие отношения и убеждены, что такие отношения могут возникнуть только тогда, когда взрослые «спустятся» до уровня ребенка, будут «разговаривать с ними на их языке» или предоставят им полную свободу действий. Попустительская любовь построена на снисходительном отношении к детям, а не на уважении, признании их равными себе и ведет к воспитанию маргинальной личности, не способной к ответственному отношению к себе и окружающему миру.

Все вышеуказанные типы любви педагога к воспитанникам не содержат главной цели – научить ребенка любви к жизни, уважению к людям, к себе. Все эти типы педагогической любви можно назвать «педагогикой нелюбви». Есть только один тип педагогической любви – тот, в основе которого – любовь созидающая.

Созидающая любовь – это любовь как понимание, любовь как ответственность, любовь как принятие и самопринятие, любовь как забота о безопасности, физическом, психическом и духовном благополучии ребенка в настоящем и будущем, о проявлении и развитии его индивидуальности. Любовь педагога – это деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.

Строгость – обратная сторона любви. Педагог обязан быть строгим. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования он прежде должен предъявлять к себе, ибо нельзя требовать от других, чего не имеешь сам. Требовательность к себе – комплексное поня­тие, в которое включены и амбиции, и стремление к саморазвитию, и здоровая самокритичность. Она подразумевает постоянную работу над собой, но не исключает признания своих заслуг, гордости за собственные достижения. Психологи связывают требовательность к себе с сильной личностью, а отсутствие ее – с личностью слабой. Помимо того, для саморазвивающейся личности важным признаком является определенный баланс между требовательностью к себе и окружающим людям. Саморазвивающийся преподаватель предъявляет высокие требования, прежде всего, к себе, а по от­ношению к обучающимся проявляет терпимость.

Строгость проявляется в предъявлении требований к обучающимся. При реализации требований необходимо соблюдение следующих условий:

Источник

Методическое сообщение «Профессиональная этика в системе учитель-ученик»

Профессиональная этика в системе учитель и ученик

В учебно-воспитательном процессе система отношений «учитель – ученик» по степени значимости играет роль и, в то же время, отличается большим многообразием возникающих в ней противоречий. Определим в названной системе отношений нравственный аспект.

Система отношений «учитель – ученик» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых мимолетных, простых пространственно-временных психологических и социальных контактов, до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер. Нравственные отношения системы «учитель-ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса и важным методом воспитания. В зависимости от содержания эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его.

Естественно, что доброжелательные отношения порождают обстановку доверия учащихся к преподавателю.

Основное же направление деятельности педагога в его отношениях с учеником указывает принцип педагогической морали, который гласит: учитель несет моральную ответственность за всестороннее развитие учащегося. Из этого вытекает ряд нравственных норм:

-относиться к учащемуся как к личности, уважать и поддерживать наиболее ценные его личностные качества, способствовать их развитию;

-любить детей, быть внимательными к каждому ребенку;

-постоянно изучать внутренний мир своих учеников, а также условия их жизни с тем, чтобы иметь возможность понимать каждого учащегося и принимать правильные решения, предусматривая все педагогические и социальные последствия своих действий;

-быть требовательным к ученику, видеть в мере требовательности меру уважения к нему;

-стремиться, чтобы отношение к учащемуся носило не просто деловой, официальный, но и человеческий, товарищеский характер;

— подходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой: верить в возможности его развития, выявлять способности;

-не унижать человеческого достоинства ребенка.

Уважение учащихся – общее нравственное требование для учителя.

Требовательность как норма педагогической морали обладает рядом признаков, среди которых:

-объективность, целесообразность, продиктованная потребностями педагогического процесса;

— она не должна угнетать;

-доброжелательность, то есть требовательность человека, искренне заинтересованного в судьбе учащегося;

-она должна быть понятна ученику и восприниматься как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз учителя;

-реалистична и выполнима, соответствовать возможностям ребенка.

Трудности в осуществлении требовательности на практике часто связан ы с отступлениями от названных норм, с отсутствием у учителей единства в понимании требовательности. Последнее в какой-то мере снижает авторитет самого принципа требовательности. Именно поэтому иногда некоторые из требований воспринимаются как субъективизм или даже как его чудачество, оценивается учащимися не как уважение к ним, а как придирчивость, педантизм и даже деспотизм.

Быть нетребовательным учителем легче и проще, ибо при этом меньше затрачивается труда, времени и энергии. Более того, на какое-то время – пока учащиеся не разобрались – могут даже сложиться благоприятные отношения

учителя с учениками и их родителями, с администрацией школы.

Однако, рано или поздно обнаруживается конечный результат работы нетребовательного учителя, и все начинают понимать: он плохо учил, Работа такого учителя по существу _ обмани неуважение к учащимся.

Благоприятные условия для взаимоуважения учителя и ученика создает выполнение учителем нормы – уважения мнения учащегося как требовательность учителя к самому себе.

Требовательность учителя к себе – это отношение его к своим ошибкам и промахам, к своей работе и поступкам.

Чернокозова И.И. Профессиональная этика учителя.- Киев.:Рад.шк.,1988

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *