в чем выражается специфика натурфилософии эпохи возрождения
Что такое натурфилософия эпохи Возрождения? Основные моменты
Содержание:
Эпоха Возрождения известна благодаря множеству крупных открытий, изобретений в области техники. Возрождение стало начальным этапом стремительного развития человечества. Бог перестал быть центром Вселенной для людей, основное внимание уделялось непосредственно человеку, его чувствам. Гуманизм поощрял творчество, знания. Это стало основой для развития нового философского течения – натурфилософии. Душа, тело и свобода являлись главными критериями.
В будущем натурфилософия окажет большое влияние на формирование философских взглядов в Новое время. Отрицание Бога как создателя всего живого на планете станет ключевым аспектом рассуждения. Философия отождествляет божество с природой.
Натурфилософия также именовалась как философия природы. Это исследования, направленные на рациональное постижение природной целостности. Они изучают первоначало всего живого, воспринимая природу единым, предельным понятием. Именно природа формирует понимание, объясняет важные аспекты. С помощью натурфилософии мыслители старались объяснить идеи регуляции, осмыслить сущность.
Натурфилософия эпохи Возрождения – кратко
Классическое естествознание зародилось в период Возрождения ввиду мыслительной работы известных философов. Толчком к этому послужила мировоззренческая революция. Человек полностью изменил свое отношение к природе, окружающему миру.
В основе натурфилософии Возрождения лежит принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений. В процессе перехода от средневекового теоцентризма поменялись взгляды на божество.
Бог принадлежит миру внутренне. Природу классифицировали как субстанцию, которая существует, состоит из формы и материи. Деятельность философов сводилась поиску сути природы, ее первоначала. Они отрицали возможность рождения и исчезновения в мире. Ключевые понятия натурфилософии:
Натурфилософия эпохи Возрождения – понимание природы
Дух природы либо личность воспринимались натурфилософией как главная основа мира. Философы выдвинули идею целостного взгляда на природу. Появились и иные диалектические положения. Они гласили, что источником перемен является борьба между противоположными началами.
Взгляд средневековых мыслителей – безнравственный, неверный. Но в натурфилософии присутствовало чрезмерно много фантастического. Люди страстно желали получить природную силу. Это стало источником развития магии, появилась пифагорейская мистика, кабалистика. Опытные знания активно развивались, это привело к распространению паранормальных научных направлений. Многие увлеклись магией, алхимией, астрологией, но это не мешало важным открытиям и достижениям. Понимание природы в науке:
Натурфилософия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения стала источником идей, которые в последствие породили предпосылки для формирования классического естествознания. Это произошло из-за мировоззренческой революции, которая способствовала перевороту мысли о мире, природе и месте человека в этой среде.
Основные концепции натурфилософии не оказывали прямого действия на развитие естествознания. Скорее они способствовали оживлению интереса к исследованию природы и желанию поиска свободного духа.
Зарождение натурфилософии
Переходный период от теоцентризма к пантеизму способствовал развитию идей натурфилософии. Именно в этот период появилось новое понимание Бога и природы. Бог – это что-то внутреннее, принадлежащее миру, а природа – это определённая субстанция, которая существует и реально, и потенциально, при этом соединяет в себе материю и форму.
Философы Эпохи Возрождения не допускали мысли о том, что в природе возможно творение из ничего, утверждая, что ничто не рождается и не исчезает.
Мыслители эпохи Возрождения, которые придерживались натурфилософских воззрений, говорили о целостном изучении природы. Но логично предположить, что понимание и изучение природы в целом, было скорее чем-то фантастическим, нежели реальным. Кроме того, огромное желание овладеть силами природы, стало источником увлечения магией, кабалистикой и даже пифагорейской мистикой чисел.
Каким бы удивительным это не казалось, но развитие естественных наук повлекло за собой и широкой распространение знаний паранаук. Здесь говорим об алхимии, магии, астрологии, в которых изо дня в день проводились определённые исследования и, более того, совершались важнейшие открытия.
Представители натурфилософии Возрождения
Бернандино Телезио
Ярким представителем натурфилософии эпохи Возрождения стал Бернандино Телезио (1509-1583). Он является основателем академии в Неаполе (Academia Telesiam). И всё это для того, чтобы изучать природу, основываясь на её законах. Ключевой труд Телезио – «О природе вещей согласно её собственным началам». Главная особенность этого сочинения в том, что оно написано с позиции гилозоизма. Имеются в виду представления о том, что всё материальное имеет душу. Его учение о «живой материи» гласит о том, что любой предмет и вещь внутри себя кроет духовную причину, которая соединяет её с всеобщим живым пластом субстанций.
Прибегал в своих суждениях Телезио и к алхимии. Так он трактовал чувственную сторону всеобщего познания. Говоря о том, что чувства и разум не имеют чёткой границы между собой. А скорее наблюдение за фикциями естественных процессов непротиворечиво возводит к усвоению духовных начал.
Своими способами познания, которые были основаны на опытах, Телезио оказал большое влияние на Дж. Бруно и Ф. Бэкона, который является основоположником эмпиризма Нового времени.
Джироламо Кардано
Джироламо Кардано (1501-1576) натурфилософ эпохи Возрождения. Однако эго деятельность в сфере философии – это, скорее ядро всей его деятельности в других науках и окончательный результат его исследований в математике, астрологии, алхимии, медицине, физике, инженерии, психологии и многих других областях. Нельзя недооценивать его достижения в алгебраической науке. Он исследовал теорию рычагов и теорию передачи движения.
Формула Кардана – способ решения неполного кубического уравнения. Авторство принадлежит именно Джироламо. А также понятия «карданный механизм» и «карданная передача».
В основе его натурфилософии лежат принципы пантеизма, разбавленные мистическими представлениями о мире и природе.
В своих трудах Кардано говорил о существовании материи, и при этом оспаривал положения схоластики о том, что материя Вселенной вечна. ОН утверждал, что космос состоит из «тончайшей материи» и она имеет способность принимать различные формы. Вселенная, по его мнению, это единое целое, а предметы, из которых она состоит, неразрывно связаны между собой и синтезируются в единство. А активное жизненное начало есть единство мироздания, которое достигается посредством мировой души.
Современники знали его как астролога-теоретика. Его авторство носят несколько сочинений по астрологии. Более того, он изучал религию, опираясь на астрологические знания, тем самым, достаточно элементарно, объясняя происхождение, расцвет и упадок религий, выдвигая мнение о том, что всё зависит от влияния небесных тел.
Из сочинений Джироламо Кардано: «Законы религий проистекают от Бога, но их образ действия зависит от планет и звезд».
Он является составителем гороскопов епископов, кардиналов, пап, а также Христа и Мухаммеда.
В этой связи назревает вполне уместный вопрос: «Насколько совместимы научные исследования с астрологией?» Говоря о естествознании и астрологии с точки зрения научного естествознания, можно смело сделать вывод о том, что они не имеют ничего общего. Но для исследователей эпохи Ренессанса мистика и астрология органично соединялись с изучением природы.
Астрологические исследования И. Кеплера, который сделал открытия на тему «Движения планет» и изучения И. Ньютона в области естествознания невозможно не оценивать высоко, хотя оба они были величайшими мистиками.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1648-1600), итальянский священник и монах Доминикского ордена. Его натурфилософия основывалась на учении пантеизма. Относил себя к числу радикальных вольнодумцев, более того активно отвергал ортодоксальные идеи христианства. Основой его учения были пантеистические мысли о том, что Бог и мир бесконечны. Принципиальное различие Бога и мира Бруно отрицал и полностью исключал.
Советская история гласит о том, что Бруно вёл жёсткую борьбу с ретроградными церковными догмами, кроме того говорилось о том, что его казнили за его научные убеждения и пристрастия к новой гелиоцентрической системе мира, которую создал Коперник.
Хотя с исторической точностью можно говорить о том, что эти убеждения Бруно интересовали инквизиторов меньше всего. Убеждения о том, что церковь преследовала Бруно за причастность и принадлежность к новой науке полностью ложные. Всё потому, что во время процесса церковь не имела реальных доказательств и положительная или отрицательная оценка была невозможно, поскольку теория по астрономии Коперника была запрещена только в 1616 г.
Настоящая причина его казни заключалась в его связи как еретика с протестантами.
Бруно был настроен показать свои сочинения Папе, и он надеялся, что последний даст своё одобрение на проведение реформы католической церкви. Он говорил о том, что чувствует в себе силы бороться, и уверен в своём исключительном призвании.
Джордано Бруно писал: » …знаю больше, чем апостолы, и сумею, если захочу, сделать так, чтобы во всем мире была одна религия».
Но ничего у него не получилось, поскольку от был осуждён за свою связь с протестантами и еретические взгляды.
Одним из самых ключевых трудов в области естествознания Дж. Бруно было учение о бесконечной Вселенной «О бесконечности, Вселенной и мирах». Его теория по космологии не была похожа на средневековые или античные представления. В античные времена и Средневековье учёные полагали, что у космоса есть конец. Вселенная в представлениях Бруно не имеет конца и предела.
Он не ограничивается представлениями о космосе, которые были характерными до него. Он смело выдвигает мнение о том, что из-за своей бесконечности Вселенных может быть бесконечное множество подобно нашей. Кроме того, он выдвинул неоспоримый аргумент о том, что конечный мир ограничивается конечным благом, а бесконечный мир есть бесконечное благо. В виду этого, Бруно с лёгкостью опровергает мнение Аристотеля о понятии абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.п. Вместе с этим вводит новое понятие в физическую науку – относительность всякого места.
Бруно разрушает целиком конечный космос Аристотеля и его систему абсолютных мест. Этим самым он создаёт предпосылки для формирования идей об относительности всякого движения. Таким образом, учёный подрывает все принципы системы физики Аристотеля и наглядно показывает тщетность геоцентрической системы мира. Также как и Коперник, Бруно стал основоположником идей, которые послужили твёрдой почвой для нового научного естествознания.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения
2. Натурфилософия эпохи Возрождения
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).
Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.
Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества – безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.[41]
Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.
Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548—1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе «О бесконечности. Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве…»[42]
Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.
Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек – часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.[43]
В 1592 г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его сожгли на костре.
Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея (1564—1642). Он стяжал славу «Колумба неба», открыв кратеры и хребты на Луне (в его представлении «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце и т. п.
Все эти открытия положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника, а Галилей продолжает работать над совершенствованием доказательств истинности теории.
Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл некоторые ее фундаментальные законы, которые свидетельствовали о том, что существует естественная необходимость. Эта идея была усилена открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. Все это позволило Галилею впервые в истории человечества ввести понятие закона природы в своем «Диалоге о двух главных системах мира – птолемеевой и коперниковой». Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции. В 1633 г. состоялся процесс над Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений». Однако сам суд привлек к идеям Галилея еще большее внимание. Ученые, не только астрономы, но и математики, физики, естествоиспытатели все больше убеждались в правоте идей не только Галилея, но и Коперника, Бруно. Мыслитель фактически вышел победителем.
Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, зсе явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук.
Он был страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный – это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент.
Галилей в научную методологию вводит количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы.
Научная методология Галилея опиралась в первую очередь на математику и механику и таким образом определила характер его мировоззренческой ориентации как механистического материализма. Галилей всячески подчеркивал, что природу, ее тайны нельзя познать, не овладев математическим языком. В произведении «Пробирщик золота» он указывает, что частицам материи присуща определенная форма, величина, определенное место в пространстве, движение или покой, но они не обладают ни цветом, ни запахом, ибо последние представляют собой восприятия субъекта. Так он выступил против гилозоизма материи, но одновременно открыл пути к отрицанию объективной основы таких качеств, как вкус, цвет, запах, звук.
Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв.[44]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения
12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменуя начала новой эпохи, которая вошла в Историю под именем Возрождения.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия антропоцентрического гуманизма. 2. Неоплатонизм эпохи Возрождения,3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.4. Социально-политическая философия гуманизма.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Антропоцентризм — философское
2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития философской мысли.Оживлению
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Социальные основания философии Ренессанса.2. Земное предназначение человека.3. Проблема конечного и бесконечного в философии эпохи Возрождения.4. Проблема свободы человека и его ответственности.5. «Великие открытия» эпохи Возрождения и
Антропоцентризм эпохи Возрождения
Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой
3.1. Философия эпохи Возрождения
3.1. Философия эпохи Возрождения Два центра: Бог и человекСредние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философииСредневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода
16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.Антропоцентризм
Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало
ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХOmnia transit – все проходит. Только что невидимые Гении времени объявили конец еще одного века, еще одного тысячелетия бурной истории человечества. Странное, смешанное ощущение надежды и страха рождается вместе с
Д. С. Гусман Магия и алхимия эпохи Возрождения
Д. С. Гусман Магия и алхимия эпохи Возрождения Возрождение, возникшее в XV на Апеннинском полуострове, было подобно пробуждению после длительного периода Средневековья. Выдающиеся люди стряхнули оцепенение этой эпохи сна и затишья и обратили свои взоры на другие моменты
Натурфилософия эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрождения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение. Культуру Возрождения отличают светский, антиклерикальный характер и гуманизм.
Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, порождая своеобразную, отличную от средневековой, культуру. В это время происходит новый виток развития, а не поворот назад. Из античности было взято следующее: возрождение проблемы человека (антропоцентризм), возрождение натурфилософии, возрождение значимости наук, искусств. Из средневековой философии было сохранено: монотеистические представления о мире, то есть идея единого бога продолжает существовать, но она трансформируется в новое представление о боге, которое получило название пантеизм («всебожие», «бог во всем»).
Важная отличительная черта мировоззрения этой эпохи – его ориентация на искусство. При этом главное внимание уделяется человеку. Человек не только является объектом философского исследования, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Поэтому философское мышление Возрождения можно назвать антропоцентрическим. Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Для гуманистической философии эпохи Возрождения характерно рассмотрение человека в его, прежде всего, земном предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, он склонен приписывать все свои заслуги себе. Человек сам теперь – творец, а потому фигура художника-творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.
Основные направления философии эпохи Возрождения
Натурфилософия эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения, однако, не остается без внимания, особенно в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм(от греч. раn – все и theos – бог) – учение, отождествляющее природу и Бога.
В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), анатомии (А. Везалий).
Николай Кузанский – одна из самых значительных фигур раннего Ренессанса, последовательный пантеист. Самое значительное произведение Н. Кузанского – «Об ученом незнании», в котором он рассматривает центральную проблему своей философии – проблему соотношения Бога и мира. Бог, рассматриваемый Н. Кузанским, получает у него наименование абсолютного максимума, или Абсолюта. Трактуемый Н. Кузанским Бог выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в неразрывном единстве с миром. Таким образом, Н. Кузанский отвергает дуалистическое понимание мира и Бога. Низводя бесконечность Бога в природу, Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе: максимума и минимума, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Единое тождественно беспредельному, бесконечному, и этот принцип дал толчок для развития математики и астрономии. Тем самым Н. Кузанский подготовил революцию Н. Коперника, устранившую геоцентризм.
Создание новой космологии требовало не только усовершенствований наблюдений и расчетов, но и радикального пересмотра ее теоретических предпосылок. Наибольший вклад в решение вопроса о новой космологии внес Николай Коперник, который разработал принцип относительности: Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного им в центр мира. Коперниковская революция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира. Гелиоцентризмдавал иную картину движения небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; соблюсти явления, т. е. дать описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Главное заключалось в создании объективно истинной картины движения планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии.
Под натурфилософией мыслители XVI в. понимали не только предмет своего исследования – философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства.
Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно(1548–1600). Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, единая, бесконечная и неподвижная. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое производит формы из самого себя. Тем самым отвергалась идея творения. Материя представлялась ему состоящей из атомов. В своих работах он развивалучение о монадах. единицей бытия, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём».
Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл мировой душой.
Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворившего якобы мир. Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлял Бога-природу с материей. Природа – это материя. Таким образом, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с которой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.
В своей теории познания Дж. Бруно отвергал учение о двух истинах, т. е. истинах богословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина – истина, достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена «религией разума». «Религия разума» – это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. За свои взгляды Дж. Бруно подвергался преследованиям со стороны религиозных властей. Он был обвинен в ереси, а в 1600 г. суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре.