в чем выражается психическая психоэмоциональная адаптация ребенка
Консультация для родителей «Особенности и специфика адаптации детей к ДОУ»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад
комбинированного вида № 30 «Родничок» г.Белорецк муниципального района
Белорецкий район Республики Башкортостан
20.05.2021 г. Методическое объединение
Белорецкого района и г.Белорецк
________ Азнабаева В.Г.
Консультация для психологов
« Особенности и специфика адаптации детей к ДОУ»
Педагог- психолог МДОБУ д/с № 30
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом или негативным (стресс). В психолого-педагогической науке адаптацию определяют, как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его обитания. Успешность процесса адаптации человека в значительной степени определяет успешность его деятельности, а также сохранение физического и психического здоровья. Выделяют различные аспекты адаптации: физиологический, психический, психологический, социальный, профессиональный и т.д.).
Для детей раннего дошкольного возраста центральными являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация. Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические процессы у него проходят без особых проблем. Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, то считать, что он адаптировался нельзя. Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость. Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребенка к изменяющимся условиям среды и в выработке модели поведения. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность. «Социальная адаптация заключается в приспособлении ребенка к новой социальной среде в ДОУ, которая является срезом более широкого социума. Адаптация предполагает подчинение и приспособление индивидуальных желаний нормам, правилам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста — это состояние гармонии между ребенком и социальной средой детского сада».
Адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.
«Цель и главная функция процесса адаптации ребенка к новым условиям (детского сада) — достижение стабильности эмоционально-психологического состояния, чувства безопасности и комфорта». Современные исследования показывают, что только 20% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 10% — не готовы, 70% — условно готовы. Это говорит о том, что процесс привыкания детей к дошкольному учреждению проходит не всегда.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три этапа (фазы) адаптационного процесса.
1. «Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев. 3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии». Самым тяжелым является первый этап, который и называют острой фазой. Все этапы адаптационного периода у детей протекают сугубо индивидуально. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Показатели успешной адаптации детей к ДОУ.
Главной задачей педагогического коллектива детского сада является создание таких условий, при которых каждый ребенок сможет как можно более легко и с минимальными «последствиями» адаптироваться к новой жизни. Важную роль здесь играет процесс наблюдения за каждым ребенком, за тем, как он «переживает» процесс вхождения в новый для него мир. Педагог должен знать все признаки, по которым можно судить от степени переживания ребенком новых условий, о степени адаптированности его к детскому саду.
В психолого-педагогической теории выделяют следующие основные признаки эффективной адаптации:
1) адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;
2) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются эмоциональное насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми. Все дети отличаются способностью к адаптации, в связи с чем следует иметь в виду следующие критерии адаптированности ребенка: Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущение угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности, установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормального поведения. В соответствии с этими критериями основными показателями успешности / неуспешности прохождения ребенком процесса адаптации выступают следующие показатели: — состояние здоровья ребенка (удовлетворительное или неудовлетворительное); — аппетит (хороший или плохой); — сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет); — двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный); — взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены); — деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен); — речь (инициативная, ответная или отсутствует); — эмоциональный тонус (позитивный или негативный); — желание — нежелание идти в детский сад; — суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные). Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Таким образом, под адаптацией ребенка к детскому саду понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду дошкольного учреждения и приспособление к ее условиям. При благоприятном течении адаптация приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро; чаще всего адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличают: преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрата навыков самообслуживания; нарушение сна; снижение апатита; регрессия речи; изменения в двигательной активности, которая либо падает, либо возрастает; снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Трудности адаптационного периода связаны с тем, что с приходом в детский сад происходят значительные изменения в установленном порядке жизни малыша, что сказываются на его поведении. В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму сна, отдыха, питания, к микроклимату семейных отношений. В соответствии с установленным ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются привычки и навыки, строится определенный стиль поведения. С приходом в детский сад все это изменяется, а жизненный опыт ребенка еще невелик и приспособление к новым условиям представляет для него большую трудность. Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне. Эмоциональный профиль ребенка, проходящего период адаптации к детскому саду включает в себя такие показатели, как: эмоции, социальные контакты, речевые навыки, гигиенические навыки, аппетит, сон и т.д.
Врачи и психологи различают 3 степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения: легкую (15-30 дней); среднюю (30-60 дней); тяжелую (от 2 до 6 месяцев). Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша; его отношение со сверстниками; отношения со взрослыми; сон и аппетит; частота и длительность острых заболеваний. Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать. Цель и главная функция педагогического коллектива во время адаптационного периода — помочь ребенку быстрее и легче приспособиться к новым условиям, достижение стабильности его эмоционально-психологического состояния и чувства безопасности и комфорта.
Диагностика эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ отражается, главным образом, на их психоэмоциональном состоянии.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование. Исследование проходило в 2 этапа: на первом этапе было изучено психоэмоциональное состояние детей на основе наблюдения за их поведением во время предметно-игровой деятельности, поскольку именно этот вид деятельности является ведущим в раннем возрасте. Наблюдения за детьми в детском саду проходило во время игровой деятельности детей, как в группе, так и на участке. На втором этапе был сделан прогноз готовности детей к детскому саду по психолого-педагогическим параметрам на основе анкетирования родителей.
Рекомендации для воспитателей относительно педагогического процесса, направленного на лучшую адаптацию детей к ДОУ, заключаются в следующем.
1. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни — они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. В группе необходимо установить спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Целесообразно разработать для родителей памятки «первые дни ребенка в детском саду», которая станет своеобразной подсказкой для родителей детей, впервые посещающих детский сад. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок». Основная задача игр в адаптационный период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д., например, «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики». В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Врачи и психологи различают 3 степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения: легкую (15-30 дней); среднюю (30-60 дней); тяжелую (от 2 до 6 месяцев). Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша; его отношение со сверстниками; отношения со взрослыми; сон и аппетит; частота и длительность острых заболеваний. Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать. Цель и главная функция педагогического коллектива во время адаптационного периода — помочь ребенку быстрее и легче приспособиться к новым условиям, достижение стабильности его эмоционально-психологического состояния и чувства безопасности и комфорта.
Адаптация к условиям детского сада, как педагогическая проблема
Марина Борзова
Адаптация к условиям детского сада, как педагогическая проблема
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом или негативным (стресс).
В психолого-педагогической науке адаптацию определяют,как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его обитания. Успешность процесса адаптации человека в значительной степени определяет успешность его деятельности, а также сохранение физического и психического здоровья.
Выделяют различные аспекты адаптации: физиологический, психический, психологический, социальный и т. д. Для детей раннего дошкольного возраста центральными являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация [10].
Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические процессы у него проходят без особых проблем. Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, то считать, что он адаптировался нельзя.
Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.
Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребенка к изменяющимся условиям среды и в выработке модели поведения. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность.
Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду [9].
Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте [19].
В пособии Л. В. Белкиной рассматриваются фазы адаптационного процесса, содержатся практические материалы по организации адаптационного периода в ДОУ ребенка раннего дошкольного возраста, особое место уделяется работе с родителями [5].
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова – Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико – педагогическая проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса.
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова – Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия.
Исследователями (Н. М. Аксарина, А. В. Запорожец, М. И. Лисицина, Н. Д. Ватутина) установлено, что характер и особенности процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению тесно связаны с предшествующими условиями воспитания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенка в детском саду пытаются вовлечь в общение, содержание и формы которого, не отвечают его опыту и потребностям.
Адаптация т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) [1, с. 3–4].
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического (длится два – пять месяцев) [1, с. 4].
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: – легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учереждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений; – адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился; – тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Адаптация это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, адаптация – это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т. е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в группу раннего возраста, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить.
«Адаптация ребенка к условиям детского сада» Проходит лето. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной.
Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам. Для всех детей, в том числе и детей.
Адаптация ребенка к условиям детского сада Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детишек такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют.
Исследование «Адаптация детей к условиям детского сада. Как сделать ее интересней?» Здравствуйте уважаемые участники конференции. Меня зовут Шведова Мария Михайловна, работаю я воспитателем в детском саду №5 «Ивушка» города.
Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Поступление ребёнка в детский сад – один из сложных периодов в жизни маленького ребёнка. Это.
Памятка для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Памятка для родителей. «Адаптация детей к условиям детского сада»Когда речь идет об адаптации малыша к саду, очень много говорят о том, как.
Памятка для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Наиболее благоприятный возраст для адаптации • для девочек – 2 года • для мальчиков – 2,5 года (мальчики привязаны к матери сильнее чем.