в чем выражается протест катерины
Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение
Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом Кабанихи — это нечто светлое, незапятнанное, против мрака, ереси и беспощадности «темного мира». Островский отдал это имя девушке в Екатерине, что значит «вечно чистая».
Она — поэтическая натура. Ее душа тянется к природе, которая тоже любит ее. Жестокие калиновцы не понимают ее сердечную натуру. В детстве девушка выращивала множество цветов. Сны ее были красивыми и сказочными. Душа Кати возвышенная, ее стремление лететь подчеркивает всю драматургию рассказа. Девушка пытается полюбить своего мужа и наладить отношения со свекровью. Об искренности чувств семья Кабановых не слышала. Героиня умирает в мрачной семье, как птица в запертой клетке.
Перед смертью она бедняжка душевно прощается с Тихоном. Екатерина очень любила детей, считая их спустившимися ангелами с небес. Ах, если бы она проживала в других условиях, то непременно стала бы лучшей мамой и супругой, но у Кабановых все превратилось в страшную пустоту.
Женщина верила в высшие силы и в религию. Кабаниха считала это безумством, портившее души людей. Катя очень любила церковь и часто посещала службу. Ей не хотелось покидать священное место. Во время произношения молитвы, ее улыбка не переставала ослеплять окружающих своей искренностью.
Героиня отстаивает свободу своей личности. В этом лежит основа протеста Екатерины. Жизнь ее не сильно отличалась от прошлой, но все происходило по неволе. Отчаявшись, она встречается с Борисом. После решает погибнуть, чем жить в вечном мраке.
Российская актриса рассказывала о своем перевоплощении в Катерину. Раньше она не понимала, чем героиня освещала лучом света «темное царство». Теперь она знает, как нужно выступать в роли Екатерины.
Девушка не находит дорогу к светлой и удовлетворенной жизни и гибнет. Это происходит не от слабости, не от печали и не от внутреннего опустошения. Броский порыв характера толкает ее на такой поступок.
2 вариант
Александр Николаевич Островский, известный русский драматург, даже и не предполагал при написании «Грозы», какой же эффект произведет его пьеса на весь мир русской литературы. Об ее истинном значении спорили критики как девятнадцатого, так и двадцатого века, и одной из самых известных тем – «лучу света в темном царстве» — было уделено особенное внимание.
Известный публицист того времени, Николай Александрович Добролюбов первым высказал такую мысль, оформив ее как статью. Ее заголовок приобрел такую популярность, что стал общеизвестным фразеологизмом, обозначающим доброго, приятного человека в тяжелой обстановке, окружении. Насколько справедливым было такое суждение легко доказать, так как Островский определенно подразумевал такое значение главной героини.
То, что автор вкладывал в главную героиню такой смысл, становится понятно сразу, так как даже имя – Катерина – имеет значение «чистая» или «непорочная». Девушка искренне верит, что все люди добры и возвышенны, однако, выданная замуж, сталкивается с жестокой реальностью. Несмотря на такое отношение к себе от мужа и свекрови, она все равно пытается найти к ним подход, полюбить мужа и жить счастливо, но окружение обрубает все ее попытки на корню.
Религия становится некой «отдушиной» Катерины, ее спасением в этом месте, среди чужих людей. Именно ее лицо в момент молитвы, озаренное внутренним светом, привлекает к себе внимание всех окружающих, в том числе и Бориса, племянника Дикого. Однако именно религиозность не позволяет Катерине совершить грех, удерживает ее от измены и встречи с Борисом, так как греха девушка боится даже больше, чем гнева мужа и свекрови – Кабанихи.
В то же время, героиня сама говорит о том, что, по сути, жизнь ее здесь мало чем отличается от ее незамужней жизни. Она все так же молится, занимается рукоделием, но делает это все как будто «из-под палки», подневольно. Именно это подневольное существование больше всего давит на Катерину, и, желая изменить это, девушка решается на встречу с Борисом.
Протест Катерины выражается в первую очередь ее готовностью пойти против всего «темного царства»: всех консервативных помещиков, ее свекрови, мужа, тех, кто пытался удержать ее свободолюбивую натуру.
Сочинение Протест Катерины против темного царства
Протест этот был с самого начала, ведь Катерина – не такая, как жители этого жуткого города. Но она была слишком слаба, чтобы что-то изменить, а смогла лишь отдать свою жизнь. Я не считаю это правильным, но в той ситуации она не могла больше переносить несправедливости, угнетение, оскорбления.
Говоря про эту пьесу, Катерину всегда сравнивают с лучом солнца. Девушка, на самом деле, во всех смыслах светлая. Она молода, красива, оптимистична (в принципе). Она никому не жалуется, не ноет… Старается переносить все тяготы.
И всё-таки, не получив поддержки ни от кого, она практически задыхается. Её мучает эта ужасная свекровь, которой всё не так… Катерина не поднимает скандала. Но она и не решается уехать – изменить как-то свою жизнь. Наверное, в те годы это было б трудней. Просто переезд в новый городок не изменил бы ничего… Сбежавшей жене нигде б не были рады.
Сам образ Катерины – это протест. Она не старалась стать такой, как окружение. Не старалась специально. С другой стороны, среда эта не повлияла на неё – даже подсознательно. Катерина не стала сплетничать, красоваться, она не подлизывалась даже к свекрови! Её любовь к Борису, конечно, это тоже протест против условностей. Да, тут (в этой отдушине настоящего чувства) жена как бы совершает преступление, но ей бы следовало давно уйти от мужа, который так плохо к ней относился.
А этот городок, где она жила – такой же, как и её свекровь. Тут все (как на подбор) – тёмные, ограниченные, злые сплетники. Они и сами не живут, и другим не дают жить! Есть один изобретатель, но и от него мало толку. Все только и знают, что гулять в дорогих нарядах по главной улице – это, кроме сплетен, единственное развлечение.
Добролюбов написал целую книгу, посвященную героине этой пьесы. Там говорится, в том числе о том, что Катерину считали все в городе сумасбродной. Её никто не принимал… И Катерина не претендует своим протестом на то, чтобы изменить окружающих. Она сама выходит из «игры». И даже если её протест не смог «разбудить» горожан, то он тронул читателей.
Я очень сочувствую героине. Мне жаль, что она не смогла изменить свою жизнь, а получилось вырваться из этого темного царства лишь ценой собственной жизни.
Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение
Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом Кабанихи — это нечто светлое, незапятнанное, против мрака, ереси и беспощадности «темного мира». Островский отдал это имя девушке в Екатерине, что значит «вечно чистая».
Она — поэтическая натура. Ее душа тянется к природе, которая тоже любит ее. Жестокие калиновцы не понимают ее сердечную натуру. В детстве девушка выращивала множество цветов. Сны ее были красивыми и сказочными. Душа Кати возвышенная, ее стремление лететь подчеркивает всю драматургию рассказа. Девушка пытается полюбить своего мужа и наладить отношения со свекровью. Об искренности чувств семья Кабановых не слышала. Героиня умирает в мрачной семье, как птица в запертой клетке.
Перед смертью она бедняжка душевно прощается с Тихоном. Екатерина очень любила детей, считая их спустившимися ангелами с небес. Ах, если бы она проживала в других условиях, то непременно стала бы лучшей мамой и супругой, но у Кабановых все превратилось в страшную пустоту.
Женщина верила в высшие силы и в религию. Кабаниха считала это безумством, портившее души людей. Катя очень любила церковь и часто посещала службу. Ей не хотелось покидать священное место. Во время произношения молитвы, ее улыбка не переставала ослеплять окружающих своей искренностью.
Героиня отстаивает свободу своей личности. В этом лежит основа протеста Екатерины. Жизнь ее не сильно отличалась от прошлой, но все происходило по неволе. Отчаявшись, она встречается с Борисом. После решает погибнуть, чем жить в вечном мраке.
Российская актриса рассказывала о своем перевоплощении в Катерину. Раньше она не понимала, чем героиня освещала лучом света «темное царство». Теперь она знает, как нужно выступать в роли Екатерины.
Девушка не находит дорогу к светлой и удовлетворенной жизни и гибнет. Это происходит не от слабости, не от печали и не от внутреннего опустошения. Броский порыв характера толкает ее на такой поступок.
2 вариант
Известный публицист того времени, Николай Александрович Добролюбов первым высказал такую мысль, оформив ее как статью. Ее заголовок приобрел такую популярность, что стал общеизвестным фразеологизмом, обозначающим доброго, приятного человека в тяжелой обстановке, окружении. Насколько справедливым было такое суждение легко доказать, так как Островский определенно подразумевал такое значение главной героини.
То, что автор вкладывал в главную героиню такой смысл, становится понятно сразу, так как даже имя – Катерина – имеет значение «чистая» или «непорочная». Девушка искренне верит, что все люди добры и возвышенны, однако, выданная замуж, сталкивается с жестокой реальностью. Несмотря на такое отношение к себе от мужа и свекрови, она все равно пытается найти к ним подход, полюбить мужа и жить счастливо, но окружение обрубает все ее попытки на корню.
Религия становится некой «отдушиной» Катерины, ее спасением в этом месте, среди чужих людей. Именно ее лицо в момент молитвы, озаренное внутренним светом, привлекает к себе внимание всех окружающих, в том числе и Бориса, племянника Дикого. Однако именно религиозность не позволяет Катерине совершить грех, удерживает ее от измены и встречи с Борисом, так как греха девушка боится даже больше, чем гнева мужа и свекрови – Кабанихи.
В то же время, героиня сама говорит о том, что, по сути, жизнь ее здесь мало чем отличается от ее незамужней жизни. Она все так же молится, занимается рукоделием, но делает это все как будто «из-под палки», подневольно. Именно это подневольное существование больше всего давит на Катерину, и, желая изменить это, девушка решается на встречу с Борисом.
Протест Катерины выражается в первую очередь ее готовностью пойти против всего «темного царства»: всех консервативных помещиков, ее свекрови, мужа, тех, кто пытался удержать ее свободолюбивую натуру.
Сочинение Протест Катерины против темного царства
Протест этот был с самого начала, ведь Катерина – не такая, как жители этого жуткого города. Но она была слишком слаба, чтобы что-то изменить, а смогла лишь отдать свою жизнь. Я не считаю это правильным, но в той ситуации она не могла больше переносить несправедливости, угнетение, оскорбления.
Говоря про эту пьесу, Катерину всегда сравнивают с лучом солнца. Девушка, на самом деле, во всех смыслах светлая. Она молода, красива, оптимистична (в принципе). Она никому не жалуется, не ноет… Старается переносить все тяготы.
И всё-таки, не получив поддержки ни от кого, она практически задыхается. Её мучает эта ужасная свекровь, которой всё не так… Катерина не поднимает скандала. Но она и не решается уехать – изменить как-то свою жизнь. Наверное, в те годы это было б трудней. Просто переезд в новый городок не изменил бы ничего… Сбежавшей жене нигде б не были рады.
Сам образ Катерины – это протест. Она не старалась стать такой, как окружение. Не старалась специально. С другой стороны, среда эта не повлияла на неё – даже подсознательно. Катерина не стала сплетничать, красоваться, она не подлизывалась даже к свекрови! Её любовь к Борису, конечно, это тоже протест против условностей. Да, тут (в этой отдушине настоящего чувства) жена как бы совершает преступление, но ей бы следовало давно уйти от мужа, который так плохо к ней относился.
А этот городок, где она жила – такой же, как и её свекровь. Тут все (как на подбор) – тёмные, ограниченные, злые сплетники. Они и сами не живут, и другим не дают жить! Есть один изобретатель, но и от него мало толку. Все только и знают, что гулять в дорогих нарядах по главной улице – это, кроме сплетен, единственное развлечение.
Добролюбов написал целую книгу, посвященную героине этой пьесы. Там говорится, в том числе о том, что Катерину считали все в городе сумасбродной. Её никто не принимал… И Катерина не претендует своим протестом на то, чтобы изменить окружающих. Она сама выходит из «игры». И даже если её протест не смог «разбудить» горожан, то он тронул читателей.
Я очень сочувствую героине. Мне жаль, что она не смогла изменить свою жизнь, а получилось вырваться из этого темного царства лишь ценой собственной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Протест Катерины против темного царства
Популярные сегодня темы
Известнейший советский художник – живописец Нестеров Михаил Васильевич очень любил осеннюю пору. Именно в этот период времени, творец получал особое вдохновение.
Беззаботная, прекрасная пора в жизни человека, это конечно детство. Волшебное время, когда вериться в чудеса. И есть вера в сказки. Ребенок каждый день открывает для себя что-то новое
В центре внимания читателя находится дьячок сельской церкви по имени Вонмигласов. Он обращается в земскую больницу за помощью, так как у него сильно болит зуб. В начале рассказа автор показывает героя
Хамелеонство – способность человека подстраиваться, маскироваться под ситуацию словно хамелеон, меняющий окрас в зависимости от окружающей среды. Такое качество человека вызывает у других неприятные чувства
Протест Катерины в драме “Гроза” Островского
А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа Малого театра, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о тем-ном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно.
Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”.
Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане.
Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки.
Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”.
Катерина очень любила природу, всю ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.
Попадая в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс растет…
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
Related posts:
Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Калинов и его обитатели
Будучи неплохим знатоком человеческих душ и хорошо разбираясь в действительности той поры, автор в своём произведении чётко описывает социальную несправедливость и людские пороки. Он делит социальную среду на два противоборствующих лагеря — «тёмное царство» и «жертвы».
Высший свет города
Купечество немногочисленного приволжского городка Калинов погрязло в алчности и стремлении прийти к власти любым путём и представлено в пьесе «тёмным царством». На примере Кабанихи и Дикого показано, что для них характерно психологически подавлять окружающих, не считаясь с их интересами, и творить всё, что им заблагорассудится. Первостепенный критерий — деньги.
Эти люди грубы и жадны, но, столкнувшись с отпором от человека с равным статусом, они начинают относиться к нему более снисходительно, с большим уважением. Красочный пример тому — Кулигин. Пятидесятилетний часовщик-самоучка, в душе поэт, любящий природу, книги и людей. Он вечно что-то придумывает, хочет приносить пользу общественности и непрерывно спорит с Диким, отстаивая своё мнение, невольно вызывая у того уважение.
Низшее сословие
Стоящие на более низкой ступени социальной лестницы по отношению к купечеству и дворянскому сословию, являются «жертвами». Это личности, не видящие выхода из сложившейся ситуации, которых понемногу засасывает болото «тёмного царства», потихоньку убивая в них всё человеческое.
Судьба Катерины
Главная героиня Катя — самый яркий персонаж в произведении. Её образ представляет собой резкий контраст с остальными обитателями города. Она понимает, что отличается от других горожан, и ощущает в себе тягу к свободе, знаниям, любви.
Жизнь в отчем доме
Барышня выросла в хорошей семье в любви и заботе. Матушка её баловала, не принуждала к работе, позволяла делать всё, что хотелось. Жизнь её была беспечна, весела и беззаботна. Она любила гулять в парке, её поэтичная душа тонко чувствовала красоту природы. Девушка мечтательна, свободолюбива, правдива, романтична, ранима. Благодаря воспитанию она впитала в себя все вековые традиции русского народа:
Не получившая образования, она чрезвычайно любила слушать рассказы о мире от странниц и богомолок, впитывая информацию и серьёзно воспринимая их религиозные предрассудки
Трудное взросление
Но, согласно законам того периода, её рано выдают замуж. Катерина честно пытается полюбить супруга и быть ему хорошей и верной женой. Но загнанная в рамки и постоянно третируемая бессердечной свекровью, она начинает чувствовать себя «птичкой в клетке». Ей нужна любовь, забота. Она желает детей, мечтает заботиться о них.
Но неумный и слабый муж полностью находится под материнским влиянием, не может оказать ей противостояние. Только потеряв жену, он открыто обвинил мать в её смерти, в чём и выразился протест Тихона.
Романтичная душа барышни не находит отклика в своих чувствах, не видит защиты от супруга. И понемногу в ней зреет духовный бунт.
И вдруг появляется Борис… Её сердце, истосковавшееся по любви, тянется к нему, видит в нём родственную душу и полагает, что он также непохож на других, как и она. Молодая женщина хочет перемен, счастья, семейного благополучия. Катерина честно пытается бороться с собой. При прощании с мужем, уезжающим по делам, она просит и молит не оставлять её одну, просит взять с собой. Она боится себя и чувствует, что её хрупкий мир пошатнулся. Но Тихон прилюдно, по указке матери, даёт ряд унижающих наставлений:
Судьба Катерины сложна. Будни полны постоянных конфликтов со свекровью. Кабаниха умело манипулирует сыном, закатывает скандалы и истерики, унижает молодую невестку, оскорбляет. Екатерина безуспешно пытается отстоять своё человеческое право на самостоятельность.
И вот тогда молодая женщина попадает под влияние сестры мужа Варвары. Варвара - яркий представитель обычного городского обывателя. Она не видит ничего плохого в обмане и всячески способствует сближению двух влюблённых.
Мораль Варвары — беспринципность. Она предлагает окунуться с головой в омут любви. Главное, чтобы никто не знал.
И влекомая неизвестным ей чувством, Катерина сдаётся. Но религиозные предрассудки отравляют её существование. Нежное, трепетное чувство к молодому человеку она воспринимает как страшный грех.
Трагичная развязка
Катерина не принимает устой общества своего времени, не хочет и не может жить во лжи. Она протестует и публично признаётся в своём грехе. Борис пытался отговорить её от неосторожного поступка и не берёт с собой уезжая.
После этого признания жизнь её становится невыносима. Остаётся только два пути: вернуться в дом Кабанихи или самоубийство. Она не видит выхода, не имеет сил дальше бороться, не понимает, что дальше делать, и в итоге всё это приводит её к гибели. В порыве жеста отчаяния она делает свой сознательный выбор и бросается в реку с высокого берега, в чём и выражается протест Катерины.
В сочинениях и конспектах современности можно встретить множество цитат из пьесы Островского, в которых заключается кратко выраженный глубокий смысл.
Почему люди не летают как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела.
Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».
Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной а. Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.
Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.
И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.
В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.
Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.
Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.