в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения

Специфические принципы дистанционного обучения

Существует несколько специфических принципов дистанционного обучения. При этом методология ДО развивается, а не стоит на месте.

Просмотр содержимого документа
«Специфические принципы дистанционного обучения»

Существует несколько специфических принципов дистанционного обучения. При этом методология дистанционного обучения развивается, а не является законченной

Принцип базовых знаний. Для обучения дистанционно необходимы базовые/ стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Например, необходимо не только иметь компьютер с выходом в интернет, но и обладать навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка

Принцип интерактивности. Этот принцип предусматривает закономерность контактов учитель-ученик, ученик-ученик посредством ИКТ.

При этом интенсивность обмена информацией между учащимися больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в ДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку учащегося в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в ДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип регламентности обучения. Часто встречается мнение, что, так как время обучения в ДО жестко не регламентировано, то для обучающегося нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для младших.

Принцип открытости и гибкости ДО Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.

Источник

Реферат по теме «Основные понятия дистанционного обучения»

Реферат по дисциплине:

«Лингвистика и межкультурные коммуникации»

« Основные понятия дистанционного обучения »

Донова Анастасия Евгеньевна

Санкт-Петербург 2017 год

Общие принципы дистанционного обучения 4

Специфические принципы дистанционного обучения 5

Преимущества дистанционного обучения 7

Недостатки дистанционного обучения 8

Список литературы 11

В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором информация и знания становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования, причем важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий.

В результате перехода экономики страны к рыночным отношениям многие специалисты с высшим образованием оказались невостребованными. В условиях рынка они должны были переквалифицироваться с учетом потребностей народного хозяйства. В результате потребителями образовательных услуг стали не только школьники и студенты, но и значительная часть взрослого населения страны. В результате в современном мире отмечается резкое увеличение спроса на образовательные услуги.

Целью данного реферата является рассмотрение и изучение понятия дистанционного обучения, его особенностей и принципов.

Общие принципы дистанционного обучения

соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

Однако, несмотря на то, что данные стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения, они являются достаточно общими. В связи с этим стоит отметить определенные принципы, характерные именно для дистанционного обучения.

Основными принципами дистанционной формы обучения являются свободный доступ, а именно право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование, и, собственно, дистанционность, то есть обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу. Помимо этого немаловажно то, что процедура приема на дистанционную форму обучения является «открытой», обладает свободным доступом.

Специфические принципы дистанционного обучения

Как было сказано выше, дистанционное обучения является достаточно новой формой получения образования, оно, безусловно, обладает особыми принципами, которые также стоит упомянуть. Данные принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии системы.

Итак, специфическими принципами дистанционного обучения являются: принцип базовых знаний, принцип интерактивности, принцип идентификации, принцип индивидуализации, принцип регламентированности обучения, принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, а также принцип открытости и гибкости. Что же скрывается за данными понятиями?

Принцип базовых знаний состоит в том, что для эффективного обучения необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при дистанционном обучении) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка.

Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при дистанционном обучении предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Рассматривая принцип регламентированности обучения, стоит отметить, что часто люди считают дистанционное обучение нерегламентированным в связи с отсутствием жесткого графика. Однако, практика показывает, что дистанционное обучение подразумевает жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения.

И последним является принцип открытости и гибкости, который состоит в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Однако стоит отметить, что опыт зарубежных, а также отечественных образовательных учреждений говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны образовательного учреждения, работающего по системе дистанционного обучения при последующем индивидуальном обучении принятого студента.

Преимущества дистанционного обучения

Говоря о понятии дистанционного обучения, стоит отметить ряд его преимуществ по сравнению с другими формами обучения. Одним из них безусловно является доступность образования, поскольку любой обучающийся имеет возможность пройти обучение, вне зависимости от его местонахождения. Студенты имеют возможность получить образование, проживая в регионах и за рубежом. Такая система особенно выгодна для людей с ограниченными возможностями здоровья, молодых мам, военных. Также безусловным преимуществом является гибкий график, который позволит постигать выбранную образовательную программу в любое свободное время, без привязки к расписанию вуза. Еще одним плюсом становится возможность выбрать любое интересное направление подготовки и заниматься по индивидуально составленной программе. Помимо этого стоимость дистанционного обучения значительно ниже стоимости образования по очной форме. Также необходимо отметить модульность, то есть систему, при которой каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям. Преподаватель в дистанционном обучении — это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса. Еще одним преимуществом является специализированный контроль качества обучения — используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. И наконец, стоит упомянуть использование специализированных технологий и средств обучения, а именно совокупности методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний, которые аккумулируются в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

Недостатки дистанционного обучения

К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:

Сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);

Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;

Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).

Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.

Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы.

В заключении стоит отметить, что дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Именно поэтому в современном обществе повышается интерес к дистанционному обучению, к его самым различным формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.

1. Ибрагимов И.М., Информационные технологии и средства дистанционного обучения, М.: Академия, 2007

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007

3. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения, М. Юнити-Дана, 2000

4. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели, 2011

Источник

Статья. Тема :»Дистанционное обучение»

Статья «Дистанционное обучение»

В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий – это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга. Понятийный аппарат дистанционного обучения. Ключевое определение – это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся. К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:

географическое разделение педагога и его обучающихся;

применение учебных средств, которые позволяют объединить усилия педагога и учеников и тем самым обеспечить усвоение содержания курса;

отведение приоритетной роли самоконтролю обучающихся;

обеспечение интерактивности не только в общении между педагогом и обучающимися, но и между администрацией учреждения и обучающимися.

Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:

взаимодействие учителя с учениками

взаимодействие учеников между собой

взаимодействие обучающихся со средствами обучения

Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.

Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:

информационно-образовательная подсистема, т.е. средства обучения;

При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.

Характерные черты дистанционного обучения:

Рентабельность. Дистанционное обучение характеризуется высокой экономической эффективностью. Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, затраты на дистанционное обучение примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на иные формы обучения;

Социальность. За счет дистанционного образования в определенной степени происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени – и материальные условия;

Новые информационные технологии. Активно применяются различные информационные технологии, причем предпочтение отдается новым информационным технологиям, представленным компьютерами, мультимедиа системами, компьютерными сетям и пр.;

Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.

Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником. Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.

В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:

подконтрольность технологическим правилам. При очном преподавании существует подконтрольность социальным нормам;

поддержка посредством неэмоционального языка, а не живой речи;

основой являются ограниченные возможности анализа и направления потребностей обучающихся, так как личное общение отсутствует;

достижение поставленных целей через продуктивную работу, а не с помощью личного взаимодействия.

Для организации и поддержки системы педагогического сопровождения дистанционного обучения важное значение имеет информационная образовательная среда (ИОС), которая является программной основой. Для того чтобы организовать ИОС, требуется наличие современных платформ дистанционного обучения, которые также называются система дистанционного обучения (СДО). В число самых распространенных и доступных СДО входит платформа Moodle, благодаря которой у учебного заведения появляется возможность развертывания сети электронных дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle – это Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Ресурсы платформы дистанционного обучения обеспечивают доступ к электронным учебно-методическим комплексам, учебно-методической документации (графикам учебного процесса, учебным планам и т. д.); дополнительным образовательным материалам. Также предусматривается возможность работы с материалами мультимедиа, прохождения тестирования и взаимодействия с субъектами системы дистанционного обучения .

Основными преимуществами дистанционного обучения являются: 1) Предоставление возможности обучающимся получать образование без отрыва от своих основных занятий и делать это в любое удобное для себя время. 2) Обеспечение высокого уровня самостоятельности с одновременной возможностью получать консультации от преподавателя. 3) Наличие возможности самостоятельно определять сроки и темп обучения. 4) Возможность привлечения к образовательному процессу специалистов, вне зависимости от их географической удаленности. 5) Применение в обучении передовых технологий и современных учебных средств. 6) Возможность использования приобретенных навыков работы с различными интернет-технологиями в своей профессиональной деятельности.

Говоря о стратегии развития дистанционного обучения в России, С.А. Щенников выделяет основные тенденции:

Единение возможностей современных информационных технологий с традиционно сложившейся практикой обучения для того, чтобы обеспечить массовость и возможность обучения на расстоянии;

Построение базовой модели образования, которая ориентируется на учет и развитие потребностей в образовании специалиста XXI века.

в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть картинку в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Картинка про в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть картинку в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Картинка про в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть картинку в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Картинка про в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Смотреть картинку в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Картинка про в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения. Фото в чем выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения

В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий – это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга.

Понятийный аппарат дистанционного обучения.Ключевое определение – это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся.К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:

Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:

Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.

Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:

При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.

Характерные черты дистанционного обучения:

Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.

Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником. Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.

В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:

Для организации и поддержки системы педагогического сопровождения дистанционного обучения важное значение имеет информационная образовательная среда (ИОС), которая является программной основой. Для того чтобы организовать ИОС, требуется наличие современных платформ дистанционного обучения, которые также называются система дистанционного обучения (СДО). В число самых распространенных и доступных СДО входит платформа Moodle, благодаря которой у учебного заведения появляется возможность развертывания сети электронных дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle – это Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Ресурсы платформы дистанционного обучения обеспечивают доступ к электронным учебно-методическим комплексам, учебно-методической документации (графикам учебного процесса, учебным планам и т. д.); дополнительным образовательным материалам. Также предусматривается возможность работы с материалами мультимедиа, прохождения тестирования и взаимодействия с субъектами системы дистанционного обучения.

Основными преимуществами дистанционного обучения являются

1) Предоставление возможности обучающимся получать образование без отрыва от своих основных занятий и делать это в любое удобное для себя время.

2) Обеспечение высокого уровня самостоятельности с одновременной возможностью получать консультации от преподавателя.

3) Наличие возможности самостоятельно определять сроки и темп обучения.

4) Возможность привлечения к образовательному процессу специалистов, вне зависимости от их географической удаленности.

5) Применение в обучении передовых технологий и современных учебных средств.

6) Возможность использования приобретенных навыков работы с различными интернет-технологиями в своей профессиональной деятельности.

Говоря о стратегии развития дистанционного обучения в России,С.А. Щенников выделяет основные тенденции:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *