в чем выражается монополия государства

Государственная монополия

Государственная монополия это исключительное право государства на изготовление или реализацию определенных видов продуктов, работ или услуг.

Государственная монополия защищает национальные богатства страны, контролирует оборот редких и опасных для здоровья продуктов, веществ, материалов.

Ряд государственных монополий объясняется экономической нецелесообразностью конкуренции. Например, естественная монополия на выпуск денежных знаков, строительство станций метро ввиду высоких издержек и жестких стандартов качества. Такие монополии создаются в соответствии с требованиями законодательства РФ, описывают формы надзора за рынком и полномочия контролирующих органов.

Виды государственной монополии

Исключительное положение государства как хозяйствующего субъекта на рынке создается для сохранения национальной безопасности, соблюдения общественных интересов.

Роль государственной монополии в развитии экономики

Монопольное положение одного производителя на рынке товаров или услуг исключает конкуренцию, позволяет получать сверхприбыли, самостоятельно устанавливать цены на продукцию и предлагать любой уровень качества. Государственная монополия ориентирована на поддержание экономической стабильности и решение социальных проблем.

Государственные монополии финансируют национальный бюджет и обеспечивают экономическую стабильность. Длительное использование государственной монополии снижает конкурентоспособность в отрасли, увеличивает неравенство участников рынка, порождает многочисленные злоупотребления членов монополии. Например, развитие государственных корпораций в топливно-энергетическом комплексе привело к повышению цен на нефтепродукты.

Источник

Что такое государственная монополия и какова ее роль в экономике?

Роль государства в экономике очень велика. Формирование государственного сектора произошло одновременно с возникновением государства. В экономике РФ хозяйствующие субъекты государственного сектора представлены госучреждениями, акционерными обществами, в уставном капитале которых свыше 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности, а также дочерними предприятиями и предприятиями, входящими в холдинг, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора.

Государственная монополия считается одной из форм организации этих хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день вопросы, касающиеся сфер, форм и методов реализации государственной монополии, её роль в развитии и функционировании экономики являются очень важными и актуальными. Ведь ключевое место в экономике государства отводится государственным монополиям, а их эффективное функционирование – необходимое условие не только для результативности экономической системы в общем, но и для сохранения национальной безопасности и соблюдения общественных интересов.

Суть понятия, основные особенности и виды

Любой бизнес прагматичен, его главной целью является получение выгоды. Наряду с этим существуют различные сферы деятельности, способные как положительно, так отрицательно воздействовать на население. Именно в таких сферах роль монополиста отводится государству. Прибрав к своим рукам эти сферы, государство, таким образом, регулирует оборот, разрешает либо запрещает выпуск или продажу какой-либо продукции/услуги, устанавливает необходимый уровень цен и следит за качеством продукции. в чем выражается монополия государства. Смотреть фото в чем выражается монополия государства. Смотреть картинку в чем выражается монополия государства. Картинка про в чем выражается монополия государства. Фото в чем выражается монополия государства

Под понятием «государственная монополия» подразумевается исключительное право, позволяющее государству изготавливать или реализовывать определённые виды продуктов, услуг либо работ. Государственная монополия бывает полная, если государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления, или частичная, когда монополизируется либо производство, либо реализация. Её используют не во всех странах, к примеру, она существует в России, США, ФРГ, Франции, Японии, Италии, а в Великобритании её нет.

Данный вид монополии необходим для защиты национальных богатств страны, а также для осуществления контроля за оборотом редких и опасных для здоровья продуктов, веществ и материалов. Некоторые государственные монополии можно объяснить экономической нецелесообразностью конкуренции. В качестве примера возьмём естественную монополию на выпуск денежных знаков, строительство станций метрополитена в связи с высокими издержками и жесткими стандартами качества. Подобные монополии создаются согласно законодательству РФ, они описывают формы надзора за рынком и полномочия контролирующих органов.

К государственной монополии можно отнести следующие две разновидности монополии:

Сферы деятельности, в которых государство выступает монополистом

Отменённые государственные монополии

В Советском Союзе существовали две важные государственные монополии, с помощью которых государство могло, как получать дополнительную прибыль, так и следить за здоровьем населения. Это была государственная монополия на производство и продажу:

Роль в экономическом развитии страны

Государственные монополии являются источником финансирования национального бюджета. Благодаря им поддерживается экономическая стабильность и решаются социальные проблемы, а также:

Длительное использование государственной монополии способствует снижению конкурентоспособности в отрасли, увеличению неравенства участников рынка, возникновению многочисленных злоупотреблений членов монополии. К примеру, развитие госкорпораций в топливно-энергетическом комплексе повлекло за собой повышение цены на нефтепродукты.

Источник

МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА

Смотреть что такое «МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:

Монополия Валютная — монополия государства на проведение валютных операций и всю валютную выручку национальных компаний и фирм. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

МОНОПОЛИЯ, ВАЛЮТНАЯ — монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами … Большой экономический словарь

МОНОПОЛИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.) с целью получения акцизов … Большой экономический словарь

Монополия — (Monopoly) Монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции Определение монополии, виды монополий и их роль в развитии рыночной экономики государства, осуществление государством контроля за… … Энциклопедия инвестора

Монополия внешней торговли — государственная, сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны. Ведение внешней торговли на основе государственой монополии является при социализме объективной необходимостью в силу социалистической… … Большая советская энциклопедия

Монополия — исключительное право на пользование чем либо: промыслом, торговлей и т. д. В капиталистическом обществе различаются государственная монополия и частная; к первой относится исключительное право государства на продажу товаров (винная монополия,… … Популярный политический словарь

монополия — и, ж. 1) только ед. Исключительное право лица, группы лиц или государства в определенной сфере деятельности, прежде всего на производство или продажу чего л. Монополия государства на выпуск денег. При Елизавете промысла подчинялись монополии… … Популярный словарь русского языка

МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… … Словарь иностранных слов русского языка

Монополия на насилие — (англ. monopoly on violence, нем. Gewaltmonopol des Staates) концепция государства, изложенная Максом Вебером в книге «Политика как призвание и профессия». Он, в частности, утверждал, что государство невозможно определить… … Википедия

Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Источник

Монополия: что это такое простыми словами

Что такое монополия

Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое монополия и в чём её характерные особенности. «Моно» означает единицу, а «поли» означает продавца. Таким образом, монополия относится к рыночной ситуации, в которой есть только один продавец конкретного продукта.

Это означает, что сама компания является отраслью, и её продукт не имеет близкой замены. Монополист не обеспокоен реакцией конкурирующих сторон, поскольку у него нет конкурентов. Таким образом, кривая спроса, с которой сталкивается монопольная группа, совпадает с кривой спроса в отрасли.

в чем выражается монополия государства. Смотреть фото в чем выражается монополия государства. Смотреть картинку в чем выражается монополия государства. Картинка про в чем выражается монополия государства. Фото в чем выражается монополия государства

Может ли быть полная монополия в реальном коммерческом мире? Некоторые экономисты считают, что, поддерживая некоторые барьеры для входа, фирма может выступать в качестве единственного продавца продукта в конкретной отрасли.

Другие считают, что все продукты конкурируют за ограниченный бюджет потребителя. Например, в деле по разработке и созданию сайтов-визиток невозможно стать монополистом, так как в Сети существует огромное множество предложений по данному вопросу.

В чём суть монополии

Чтобы лучше понять, в чём суть монополии, следует перечислить ключевые особенности монопольного рынка. При монополии фирма полностью контролирует поставки продукта. Существует один продавец или производитель конкретного продукта, и нет никакой разницы между компанией и отраслью. Кривая спроса на монопольном рынке имеет наклон вниз, что означает, что фирма может получать больше прибыли только за счет увеличения продаж, которые возможны за счет снижения цены продукта.

в чем выражается монополия государства. Смотреть фото в чем выражается монополия государства. Смотреть картинку в чем выражается монополия государства. Картинка про в чем выражается монополия государства. Фото в чем выражается монополия государства

Монополист является единственным продавцом определенного товара. Поэтому, если Вы думаете развивать свой проект по бизнес-идеям 2020 года, монополистом Вам стать вряд ли удастся. Следовательно, если монополист должен получать сверхприбыль в долгосрочной перспективе, должны существовать определенные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль.

Такие барьеры могут относиться к любой силе, которая препятствует проникновению конкурирующих компаний (конкурирующих производителей) в отрасль. Такие барьеры, защищающие монополиста от вторжения других фирм, использующихбизнес-идеи для женщин или мужчин могут быть как естественными, так и искусственными (законными). Фактически, входной барьер может принимать различные формы.

Что относится к естественным монополиям

Далее рассмотрим, что относится к естественным монополиям и в чём их суть. Естественная прерогатива возникает, когда одна компания поставляет на весь рынок определенный продукт или услугу без какой-либо конкуренции из-за больших барьеров для входа.

в чем выражается монополия государства. Смотреть фото в чем выражается монополия государства. Смотреть картинку в чем выражается монополия государства. Картинка про в чем выражается монополия государства. Фото в чем выражается монополия государства

Под словом продукт может пониматься не только материальный объект. Это могут быть и услуги, такие как СЕО-продвижение сайта интернет-магазина или пакеты акций и документов и т.д. Эти барьеры для входа могут включать в себя высокие начальные затраты, высокие постоянные затраты, трудности с получением необходимого сырья и многое другое.

Другими словами, одна компания контролирует рынок из-за уникального продукта, производства или рыночных условий. Это происходит естественно, без сговора или нечестной игры. Советуем узнать об основных правилах ведения бизнеса в России, чтобы лучше разобраться в данной теме. Естественный монополист менее обеспокоен новыми участниками рынка, которые могут подорвать его власть. Компании, которые рассматривают возможность выхода на рынок, знают, что они не смогут конкурировать при низких затратах.

в чем выражается монополия государства. Смотреть фото в чем выражается монополия государства. Смотреть картинку в чем выражается монополия государства. Картинка про в чем выражается монополия государства. Фото в чем выражается монополия государства

Обычно естественные монополии действуют в отраслях, где для работы требуются передовые технологии и / или сырье. Хотя естественные прерогативы сталкиваются с высокими фиксированными производственными затратами, средние затраты снижаются до такой степени, что кривая спроса пересекает кривую средних затрат. Типичными примерами являются компании, занимающиеся производством и распределением энергии, распределением воды, общественным транспортом, телекоммуникациями и почтой.

Что такое монополия государства

Теперь обратим внимание и расскажем о том, что такое монополия государства и на что она распространяется. В экономике, она является одной из форм монополии, в которой правительство или государственная корпорация является единственным поставщиком определенного товара или услуг и конкуренция запрещена законом.

в чем выражается монополия государства. Смотреть фото в чем выражается монополия государства. Смотреть картинку в чем выражается монополия государства. Картинка про в чем выражается монополия государства. Фото в чем выражается монополия государства

В скандинавских странах некоторые товары, которые считаются «вредными», распространяются через государственную прерогативу. Например, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции государственные компании имеют привилегии на продажу алкогольных напитков. Казино и другие игорные заведения также могут быть монополизированы. В Финляндии её своеобразный фирменный стиль – это государственная монополия на эксплуатацию игровых автоматов.

В заключение ещё раз скажем об отличительных особенностях монопольного рынка:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *