в чем выражается маржа
Что такое маржинальная торговля: плюсы, минусы, риски
Что такое маржа и какой она бывает?
Когда инвестор хочет потратить на сделку больше денег, чем у него есть, он может взять деньги в долг у брокера. Тогда залогом будут собственные средства на брокерском счете — они заблокированы как некий страховой депозит. Эта сумма называется маржой. Маржа пересчитывается каждый раз, когда трейдер открывает позицию.
Рассчитывают два вида маржи: начальная и минимальная.
Начальная маржа — начальное обеспечение для совершения новой сделки. Она рассчитывается путем умножения стоимости актива на ставку риска.
Ставка риска — это вероятность изменения цены актива на бирже. Как правило, чем выше волатильность инструмента, тем выше ставка риска. Обычно брокеры публикуют ставки риска по активам на официальных сайтах. Обратите внимание, что ставки риска по сделкам в шорт всегда выше, чем в лонг.
Минимальная маржа — минимальное обеспечение для поддержания позиции, которую вы уже открыли. Обычно минимальная маржа одного ликвидного актива равна половине начальной маржи.
Чтобы рассчитать начальную и минимальную маржу в целом по портфелю, нужно сложить начальную и минимальную маржу по каждому ликвидному активу. Если стоимость ликвидного портфеля опустится ниже начальной маржи, вы сможете выкупить часть активов в непокрытой позиции, но не сможете заключать новые сделки.
Важно! При расчете начальной и минимальной маржи всего портфеля рубли на брокерском счете НЕ учитываются
Ликвидный портфель — это совокупная стоимость валюты и ликвидных ценных бумаг на вашем брокерском счете. Акции иностранных компаний, валюта и еврооблигации учитываются в рублях по текущему биржевому курсу.
Но если стоимость ликвидного портфеля опустится ниже минимальной маржи, то тогда брокер будет вправе принудительно закрыть часть ваших позиций, чтобы стоимость ликвидного портфеля не упала до нуля и не ушла в минус. Брокер вправе сам выбирать позиции, которые считает нужным закрыть.
Перед тем как закрыть ваши сделки, брокер отправит уведомление о необходимости пополнить счет на нужную сумму. Такое сообщение называют маржин-коллом.
Что такое торговля в лонг?
Длинная позиция (long position) — сделка в расчете на рост котировок. Cмысл длинной позиции в том, чтобы купить акции, пока они стоят дешево, и продать их, когда они подорожают. Трейдеры могут участвовать в сделках в лонг не только на свои средства, но и на заемные — то есть предоставленные брокером.
3. Как устроена маржинальная торговля в лонг?
Далее брокер рассчитает начальную и минимальную маржу.
После этого брокер пересчитает стоимость нашего ликвидного портфеля, его начальную и минимальную маржу. Это происходит каждый раз, когда меняется состав ликвидного портфеля или цена активов, которые в него входят.
Как уже писали выше, если стоимость ликвидного портфеля выше начальной маржи, то мы сможем заключать новые сделки. Если ниже начальной, но выше минимальной маржи, то мы сможем выкупить часть активов, но не заключать новые сделки. Если же стоимость ликвидного портфеля опустится ниже минимальной маржи, то брокер будет вправе принудительно закрыть часть наших активов.
А как устроена торговля в шорт?
Все расчеты относительно минимальной и начальной маржи, а также ликвидного портфеля аналогичны торговле в лонг, но в ставке риска берется значение « шорт ».
За каждый день использования активов брокера мы платим определенную сумму, с условиями маржинальной торговли необходимо ознакомится у брокера. Впрочем, это касается и торговли в лонг, поэтому маржинальную торговлю лучше использовать для краткосрочных сделок.
Торговля в шорт гораздо более рискованна, нежели в лонг. В случае игры на понижение математическое ожидание играет против нас: акции максимально могут упасть до 0, то есть минус 100%. А расти могут неограниченно, и 100%, и 200%, и даже 500%. При торговле в шорт инвестор ставит себя в заведомо опасную позицию, поэтому здесь еще более важно заранее оценивать свои риски, определить максимально возможные убытки по сделке и выставить стоп-лосс.
4. Плюсы и минусы маржинальной торговли
Плюсы:
Минусы:
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Распоряжение брокеру о покупке или продаже бумаги при достижении определенных показателей. Способ торговли на бирже, когда инвестор заимствует у брокера акции, которыми сам не владеет, чтобы продать их по текущей рыночной цене с тем, чтобы купить эти же акции по более низкой цене и извлечь выгоду. В этом случае инвестор ограничен сроками расчетов, а открытие короткой позиции сопряжено с высоким риском. При маржинальной торговле на рынке инвестор фактически берет кредит под залог на осуществление сделки. В качестве залога выступает небольшая часть собственных средств инвестора — так называемая маржа. Подробнее
Маржа — что это такое? Виды, формула, отличия от прибыли и наценки
Маржа – это разница, заключающаяся в стоимости покупки и стоимости продажи любого товара. Показатель маржи высчитывают как в денежном эквиваленте, так и в процентах.
Содержание
Что это такое
Маржа является одним из основных показателей, на которые обращают своё внимание эксперты. Показатели маржи позволяют сделать вывод относительно положения компании, оценить её рыночную стоимость и прочее.
Чаще всего понятие связывают с отраслью торговли, при этом каждая из отраслей на рынке имеет свою норму маржи. Для рыночной торговли показатель равен 30%. Если эксперты отмечают высокие показатели маржи, то можно смело делать заключение о том, что перед нами успешная компания с правильно выставленными ценами на товары или услуги.
Примечательно, что термин пришёл к нам из английского языка (Marge), и дословно переводится, как «поля страницы». На первый взгляд значение термина может показаться совершенно далёким от коммерции, но это не так. Представьте себе обыкновенную книгу, где на каждой из страниц текст находится между боковых полей. В этом случае, поля хоть являются частью страницы, но они выполняют совершенно другие обособленные функции.
Начинающие предприниматели, часто задаются вопросом: зачем нужна маржа, не является ли она обыкновенной наценкой на товар. Сразу скажем, что наценка и маржа — совершенно разные понятия. Маржа позволяет рассчитать показатель рентабельности конкретной компании.
Для определения эффективности ведения бизнеса необходимо учитывать показатель маржинальности. В том случае, если он находится на уровне ниже среднего – фирма испытывает кризисный период, получая маленький процент дохода.
Существует несколько направлений в экономике, где маржа является важным показателем.
Предлагаем рассмотреть основные виды маржи:
Формула
Торговля является основной отраслью, где понятие «маржа» имеет наиболее удельный вес. Ни один анализ и экспертное мнение относительно деятельности компании не обходится без маржи, соответственно, каждый предприниматель должен в обязательном порядке ознакомиться с формулой расчёта.
Формула выглядит следующим образом:
Цена товара*кол-во реализованного товара – затраты на товар*кол-во товара = маржа.
Чтобы формула была более понятной, приведём простой пример.
Компания, специализирующаяся на продаже бытовой техники, закупила 30 электрических чайников по 750 рублей. За месяц было продано 24 чайника, стоимость каждого из них составила 1000 рублей. Производим расчёт по формуле:
24*1000 – 30*750 = 1500 рублей. В данном случае относительная маржа составляет (24*1000 – 30*750)*100%= 15%
Отличия от прибыли и наценки
Мы уже говорили ранее о том, что маржа и прибыль – это разные понятия. В чём заключаются основные отличия? Прежде всего, маржа выражается в разнице начальной стоимости товара и его продаже. Иными словами, маржа – чистый доход компании.
Прибыль – результат совокупных операций. Маржу можно смело называть промежуточным результатом, её можно высчитать на разных стадиях ведения бизнеса, в то время, как прибыль является окончательным, суммарным результатом. Маржа может быть высчитана с разных видов деятельности одной фирмы, в то время как прибыль считается общим показателем.
Кроме того, молодые предприниматели часто путают показатели маржи с наценкой. Наценкой принято считать отношение начальной цены к цене с учётом «накрутки». Маржа представляет собой отношение дохода к начальной цене товара.
Давайте рассмотрим простой пример, где в числах видна разница между маржой и наценкой.
Мы приобретаем товар стоимостью 200 рублей, а реализуем его за 400 рублей. В этом случае наценка составит 100%, а маржа определяется следующим способом: (400-200)/400= 50%. Примечателен тот факт, что наценка на разные группы товаров может колебаться от 100% до 300%, а вот маржа никогда не превысит показатели в 100%.
Советы
Вывод
Маржа – важнейший показатель, позволяющий определить эффективность работы компании, выявить системные ошибки, приводящие к понижению уровня прибыли. Как правило, повышение уровня маржинальности свидетельствует о том, что компания движется в верном направлении, обеспечивая постоянный приток денежных средств. Используйте простые расчёты показателя маржи в своей деятельности, и вы сможете оптимизировать расходы и увеличить прибыль компании.
«Как вы считаете, является ли маржа важным показателем деятельности компании? Возможно, игнорирование простой формулы приводит многих неопытных предпринимателей к ряду системных ошибок и пора это исправлять?».
Что такое маржа и как ее рассчитать
Разбираемся в терминах маржа, маржинальность и наценка, чтобы больше никогда не путать их, а также учимся грамотно управлять финансами
Разбираться в финансовых терминах полезно не только стартаперам и предпринимателям. Знание матчасти здорово облегчает жизнь студентам, самозанятым, всем неравнодушным и интересующимся.
В статье мы предлагаем разобраться с терминологией, закрепить ее формулами и рассмотреть на примерах, чем отличаются маржа, маржинальность и наценка.
Отличие маржи от маржинальности
Маржу и маржинальность легко перепутать, но это разные понятия.
Маржа показывает разницу между выручкой и затратами на переменные расходы. Она выражается в рублях и позволяет увидеть, какая сумма остается у компании после продажи товара или услуги за вычетом расходов.
Выручка – это сумма, которую получают при продаже. Допустим, продали торты на 10 тысяч рублей или запчасти на 3 млн рублей.
Переменные расходы – это расходы на то, что связано с производством и продажей, обычно от них зависят объемы реализации. Если переменные расходы больше, то выручка выше, и наоборот. К переменным можно отнести затраты на исходные материалы, упаковку, зарплату менеджеров и курьеров, которые получают проценты от продаж.
А вот траты на аренду помещений и оборудования, интернет, электричество, отопление, воду, зарплату сотрудникам, не имеющим отношения к продажам, – относятся к постоянным расходам, от них выручка не зависит.
Представим, что вы продаете свечи ручной работы в соцсетях. За день вы продали свечей на 7 тысяч рублей – это и есть ваша выручка.
Расчет маржи по формуле будет выглядеть следующим образом:
Маржа = выручка – стоимость материалов – стоимость упаковки – стоимость доставки – проценты менеджеру
Давайте посчитаем маржу по формуле за сентябрь:
Выручка с продажи свечей – 150 тысяч рублей.
Переменные расходы – 70 тысяч рублей.
Маржа = 150 000 – 70 000 = 80 000 рублей.
Теперь посчитаем маржу за октябрь:
Выручка с продажи свечей – 220 тысяч рублей.
Переменные расходы – 115 тысяч рублей.
Маржа = 220 000 – 115 000 = 105 000 рублей.
В октябре маржа выросла почти в полтора раза. Это хорошо или плохо? Иными словами, можно ли по марже судить об успехе компании?
Для оценки эффективности есть еще один термин.
Маржинальность – это простая формула отношения маржи к выручке. Она выражается в процентах. С ее помощью удобно проводить сравнения, строить графики и отслеживать динамику продаж.
Итак, сравним показатели за два месяца.
Сентябрь: 80 000 / 150 000 х 100% = 53%
Октябрь: 105 / 220 000 х 100% = 48%
Несмотря на рост выручки, маржинальность упала. Это значит, что вместе с выручкой сильно выросли и переменные расходы. Возможно, стоит оптимизировать траты, чтобы сделать работу эффективнее.
Могут ли маржа и маржинальность быть отрицательными?
Да. Например, маржа будет отрицательной, если вы продадите товар ниже суммы переменных расходов.
Важно: максимальное значение маржинальности – 100%
Бизнес по производству свечей и никакой другой не может быть маржинальным более чем на 100%.
Отличие маржинальности от наценки
Для начала разберемся в терминологии.
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы испекли печенье, потратив на него 200 рублей, а продаете за 500, с наценкой в 300 рублей. Выразить наценку можно не только в рублях, но и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к переменным расходам (или, иными словами, к себестоимости).
У наценки нет максимального значения, потому что накинуть на себестоимость товара вы можете любую сумму. Это зависит от ситуации на рынке и спроса на ваш товар. Обычно, если товар редкий и пользующийся высоким спросом, наценка выше.
Рассмотрим различия между наценкой и маржинальностью.
Вернемся к примеру со свечами, где за сентябрь выручка составила 150 тысяч рублей, переменные расходы (или себестоимость) – 70 тысяч рублей, маржа – 80 тысяч рублей.
Посчитаем наценку: 80 000 / 70 000 х 100% = 114% – то есть с каждого вложенного в товар или услугу рубля мы получаем 114% прибыли.
Посчитаем маржинальность: 80 000 / 150 000 х 100% = 53% – то есть каждый рубль выручки приносит компании 53% дохода.
Использование показателей в жизни
Торговая наценка позволяет увидеть, сколько денег вы заработаете, но не гарантирует высокой прибыли. Например, можно сделать высокую наценку, но все равно уходить в минус из-за большого количества расходов.
Маржинальность является более емким показателем и позволяет:
Рассмотрим на примере компании с хенд-мейд свечами. Допустим, вы увеличили выручку и маржу, каждый месяц получаете больше, чем в предыдущий, а маржинальность при этом не растет. Это говорит о том, что вы теряете много денег на переменных расходах.
Например, выросла стоимость материалов и услуг курьера, а вы не заметили этого. Подкорректируйте эти моменты, чтобы ваша прибыль росла вместе с выручкой.
Кроме работы внутри компании, вы можете сравнивать показатели маржинальности конкурентов. Еще на этапе запуска это позволит вам рассчитать возможную прибыль и оценить свою эффективность относительно других.
Также маржинальность используется при расчете точки безубыточности.
Точка безубыточности – граница, переходя которую компания выходит в ноль. Рассчитывается по формуле как отношение постоянных расходов к маржинальности и выражается в рублях.
Допустим, постоянные расходы для производства свечей составляют 20 тысяч рублей. Тогда точка безубыточности равна 20 000 / 53% х 100% = 37 736 рублей.
Значит, как только выручка составит 37 736 рублей, компания перекроет постоянные расходы и начнет выходить в плюс. Лучше, если это случится ближе к началу месяца.
Предприниматели могут изучить список товаров с высокой маржинальностью. То есть те, которые гарантирую высокую прибыль. К ним относят цветы, косметику, безалкогольные напитки.
Для оценки эффективности зачастую также используют рентабельность. Она рассчитывается как отношение прибыли к интересующим нас ресурсам и показывает, насколько эффективно они используются.
Как контролировать маржинальность товаров
Пример со свечами, который мы рассматривали, очень простой. Сделать подсчеты для такого бизнеса можно в Excel или на листе бумаги.
В случаях, когда речь идет о крупных компаниях или производстве, используются специальные программы, которые автоматизируют процесс.
Лучше следить за маржинальностью ежемесячно, сравнивая показатели и делая выводы. Это позволит держать компанию под контролем, видеть, какие товары продаются лучше и вовремя корректировать слабые моменты.
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Как выбрать и проверить помещение для кафе
Найти место под кафе в популярной локации города — только полдела. Еще нужно убедиться, что Роспотребнадзор разрешит там открыть заведение. Разбираемся, на что обращать внимание при выборе места
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания