в чем выражается культура личности
В чем выражается культура личности
Культура личности — это важен аспект понимания культуры. Это уровень воспитанности и образованности человека, овладения избранной сферой знаний или деятельности. Понятие «культура» фиксирует качеству человека, способ ее поведения, отношения ЕЕ к другим людям. Культура личности как целостное образование определяется глубиной, широтой и мерой усвоения ею общечеловеческого достояния материальной и духовной культуры. Личность является и творением культуры, и ее творцом в то же время. Через освоение культуры формируется духовный мир личности и ее основные духовные ценности: воля, чувство, ум, вера. Все ценности мира чего-то достойны для человека, если улучшают ее жизнь, развивают ее индивидуальность, способную не только потреблять достояние предыдущих поколений, но и творить новые материальные и духовные ценности. Создавая ценности, человек творит себя, «окультуривает» свои сущностные силы, развивает индивидуальность, а следовательно и формируется как личность. Культуру личности можно мыслить как диалектическая связь нескольких понять: индивид, индивидуальность, лицо, личность.
Индивид — это биологическое существо, которое родилось. Индивид выступает как единство биологического и социального, как продукт биосоциогенезу, как целостная система. В обществе человек становится общественным индивидом, а ее жизнедеятельность — социальной жизнедеятельностью. Процесс реализации ее жизни осуществляется в обществе, индивидуальная деятельность индивида появляется как общественная, потому что индивид удерживает в себе определенные общие черты, свойственные другим индивидам, обществу в целом.
Индивидуальность характеризуется неповторимыми физиологичными и психологическими качествами, которые отличают одного человека от другой. Это уникальное воплощение общего в человеке, в ее телесных и духовных особенностях, характере и деятельности. Индивидуальность формируется и самореализуется во взаимоотношениях с другими людьми, потому что миром ее бытия и становления как личности являются обществом.
Лицо как понятие используется для обозначения человека, участника общественных отношений и сознательной деятельности. Оно тотожне сроку «личность». Личность — это система социально значимых свойств, качеств и черт, которые характеризуют индивида как продукт общественного развития. Человек в процессе своей жизни усваивает богатство социального опыта и включается в общественную жизнь, исходя из возможностей, что их предоставляет ей общество, а также из собственных возможностей и активности. Общественное в человеке всегда оказывается через индивидуальное. Чем лучше человек познает окружающий мир, тем более яркие ее индивидуальные качества.
Культура личности — это ценностное достояние человека, созданное в процессе ее социализации. Личность формируется в процессе социализации (начиная от культуры общения в симт, в коллективе, культуры профессиональной деятельности, политической культуры, национальной культуры) и является продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия. Понятием культуры фиксируются качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности. Например, в производственной сфере — «ответственный, подготовленный, организований специалист»; в быту — «хороший семьянин и хозяин»; в искусстве — «талантливый художник». Человек живет в культуре, создает ее и пользуется ею, сама является культурным существом.
Нередко случается, что личность своими практическими действиями разрушает культурные ценности, пренебрегает общепринятыми нормами культуры общения, забывает о морали, чести, человеческом достоинстве. О таком человеке говорят как об анти-культурном существе.
Культура личности
Смотреть что такое «Культура личности» в других словарях:
Культура личности — совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Культура личности информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… … Педагогический словарь
Правовая культура личности — свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Правовая культура … Элементарные начала общей теории права
Базисная культура личности — (гр. – основание) – это фундаментальные свойства, качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а внося посильный вклад в ее развитие. Базисная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Правовая культура личности — знание законодательства (интеллектуальный срез), убежденность в его необходимости и социальной полезности (эмоционально психологический срез) и умение пользоваться правом (поведенческий срез). Правовая культура личности характеризует уровень ее… … Теория государства и права в схемах и определениях
физическая культура личности — asmens kūno kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sveikata, fizinis pajėgumas ir kūno gražumas, valdomi intelekto ir valios, įprasminami doriniais tikslais. atitikmenys: angl. personal physical culture vok. persönliche… … Sporto terminų žodynas
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… … Словарь по этике
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — совокупность духовно практических способностей, позволяющая ей выстраивать цивилизованные, отвечающие морально правовым критериям отношения с другими индивидами, структурами гражданского общества и государственными институтами. Правовая… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике
Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:
Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.
О первом подходе
Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:
В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.
О втором подходе
Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:
Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.
Роль культуры в социальной жизни
Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.
Тут всё просто. Социальная жизнь – это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.
Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».
Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.
Уровни проявления культуры
Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.
Самый высокий уровень дифференцирования культур – цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.
Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.
Материальная и духовная ипостаси
Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.
Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.
Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.
Кто такой культурный человек?
Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.
В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление – ключевое качество культурного человека.
Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование – воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.
Признаки культурной личности
Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это – культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.
Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.
Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.
В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.
Социальная культура
Об этом – напоследок. Ранее было оговорено – что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.
Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек – тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.
25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий.
Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо—физиологическими и психологическими качествами).
Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.
Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.
Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.
Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.
Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.
Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.
Культура позволяет человеку становиться интеллектуально—духовной, нравственной, творческой личностью.
Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.
Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Личность Ивана
Личность Ивана Как пишут летописи, внешность Ивана всех изумляла. Он был велик ростом и строен, имел широкие плечи, крепкие мышцы, развитую грудь, прекрасные волосы, римский нос, небольшие серые проницательные глаза. В молодости лицо его было приятным, но с возрастом он
Личность Павла
Личность Павла По описанию польского историка К. Валишевского, Павел был некрасив. Он был курнос, большерот, имел большие зубы, выдающиеся вперед челюсти и толстые губы. На коротком туловище сидела большая, рано облысевшая голова. Лицо без всякой растительности казалось
Личность императора
Личность императора С Александром I произошел случай, который говорит о его способности к состраданию. Во время его возвращения в Петербург из путешествия по России на пути в Вильну (Вильнюс), близ Ковно (Каунас), Александр заметил на берегу Немана толпу людей и приказал
Личность Николая II
Личность Николая II Николай II родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Он был порядочным, интеллигентным и образованным человеком, отличался деликатностью и был совестлив, а в обращении прост и доступен.О мягком характере Николая II посол Франции Морис Палеолог сказал: «У
38 МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
38 МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ Маргинальная личность – это человек, который живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своим прошлым и традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,
Личность в саге
Личность в саге «Речи Высокого» содержат наставления: как должен вести себя индивид в разнообразных и подчас нелегких жизненных обстоятельствах. Эта нормативность показательна, и знать ее историку важно, но остается неудовлетворенным его желание выяснить, каково в
Личность и право
Личность и право Проблема, обсуждаемая в этом очерке, встала передо мной в ходе работы над новым учебником по философии.[1] Поначалу статья продумывалась как продолжение и дополнение параграфа «Индивид, индивидуальность, личность».[2] Это наложило отпечаток на ее стиль,
Личность и культура: «права наследия» [209]
Личность и культура: «права наследия» [209] Л. Н. Летягин Целостный образ культурного наследия определяется не абстрактными, т. е. обезличенными моделями его репрезентации, а сущностной потребностью индивидуального сознания – его ценностными структурами. Вместе с тем
Сущность и содержание культуры личности
В обыденном словоупотреблении культура личности означает степень ее образованности и воспитанности. Этим схвачено главное, сущностное понимание культурности человека. Но оно не является полным, хотя во многих случаях вполне достаточно. Образованность и воспитанность закрепляются в духовных характеристиках личности обязательно гармонично, в единстве и проявляются в ее практической активности. Но личность функционирует не только в системе образования и воспитания, она наделена также многими другими признаками, которые не охватываются понятия ми «образованность» и «воспитанность». Поэтому культура личности может быть представлена более широко и полно, а вместе с тем и более детализировано.
Культура личности должна соотноситься с культурой общества, быть с ней соизмеримой. Образованность и воспитанность не всегда позволяют это сделать. В более полном понимании культура личности представляет собой такое интегральное качество, которое выражено мерой усвоения действующей и прошлой культуры, степенью и направленностью участия личности в культурно-творческом процессе, конкретными нормами и правилами межличностного общения и индивидуального поведения.
Содержание культуры личности образуют следующие элементы:
1. Характер картины мира как ведущая характеристика сознания;
2. Качество и направленность мировоззрения;
3. Развитость чувствования бытия, своего существования;
4. Уровень интеллекта;
5.Соотношение эгоистического (индивидуально-личностного) и альтруистического (социально-общественного);
6. Наличие навыков и умений, мера усвоения социального опыта;
7. Развитая способность к саморегуляции и самоконтролю;
8. Совершенство социальных качеств, характер их внутреннего и внешнего проявления;
9. Мастерство, непринужденность поведения, общения и деятельности;
10.Высокое качество результатов деятельности, их положительная направленность для самой личности и общества;
11.Физическая культура личности;
12.Следование этикетам и др.
Представленные элементы содержания культуры личности образуют скорее теоретическую, идеализированную модель, чем практический феномен. Она может быть дополнена, уточнена, изменена по многим показателям и направлениям. Но она — и ориентир для практического формирования культуры конкретных индивидов.
Формирование культуры личности представляет собой сложный и длительный процесс. Стадии развития, расцвета, зрелости, стагнации и умирания культуры личности сопровождаются и моментами формирования. Достаточно часто человек на закате своей физической жизни как бы «просыпается», ему открываются иные ценности и смыслы. Культура в эти моменты формируется в чем-то новом, в ней возникают отсутствовавшие ранее признаки и элементы.
Культура личности складывается в результате протекания ряда процессов. Во-первых, она формируется в процессе приобретения признаков культуры духовным миром личности: сознанием, мировоззрением, духовно-нравственным его содержанием. Во-вторых, культуру личности образует ее характер как совокупность положительных, устойчивых социально-типических и индивидуально-неповторимых особенностей общения и деятельности личности. Характеры бывают сильные и слабые, активные и пассивные, эгоистические и альтруистические. Характер накладывает существенный отпечаток на культуру личности, персонифицирует ее. Отрицательно направленные социальные качества обусловливают многие антикультурные признаки и действия личности.
В-третьих, культуру личности составляет содержание и направленность общения. В процессе общения, поведения и деятельности личность социализируется, а также интегрируется, «растает» в тело культуры общества. Общение — процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми по обмену информацией, планами действия, нахождения общих интересов и позиций. В-четвертых, важным составляющим элементом культуры личности выступает поведение. Оно может быть определено как демонстрация личностью себе и другим своих способностей и качеств, меры культурности. Поведение человека обусловлено социальной обстановкой, языком, культурной средой, но в значительной мере — субъективностью самой личности. Поведение проявляется в трех основных формах: поступках, проступках и правонарушениях. Они выступают важными показателями культуры личности.
В-пятых, культура личности складывается из содержания и направленности деятельности. Она определяется как динамичная система взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которого мысленные психические образы воплощаются в конкретно-предметные результаты. Деятельность может быть мыслительной (умственной, интеллектуальной), а также практической (трудовой, общественно полезной). Главное содержание практической деятельности составляет общественно полезный профессиональный труд. Полезный обществу, он становится культурно полезным и для личности.
Культуру личности можно классифицировать по различным основаниям.
Уже отмечалось, что она может быть разделена на мыслительную, духовную и практически-деятельностную культуру. Духовная культура личности включает методологическую культуру, мировоззренческую культуру, логическую (мыслительную) культуру. Практически-деятельностная культура личности — ее участие в тех или иных видах общественной деятельности: семейная деятельность, политическая, экономическая, экологическая, правовая и т. д. Она проявляется (формируется, развивается и объективируется) в культуре поведения, культуре общения и культуре деятельности.
Важными составляющими культуры личности являются ее общая и профессиональная культура. Общая культура личности — это ее кругозор, главное содержание которого у современного человека образует научная картина мира. Это мера усвоения личностью действующей культуры и культуры прошлых поколений. Это степень участия личности в воспроизводстве культуры общества.
Основные показатели общей культуры личности:
1.Образованность, развитый интеллект;
2.Тип и направленность мировоззрения;
3. Доминирование в духовном мире личности и ее социальной активности нравственных норм и принципов (воспитанность личности);
4. Знание правовых норм, правопослушание, деятельность на основе норм права и нравственности;
5.Физическая культура личности.
Профессиональная культура личности — система усвоенных специальных знаний и ценностных ориентации, интересов, сформированных навыков и умений мастерской, свободной и самостоятельной творческой трудовой деятельности по специальности. Она включает: информационный элемент (систему профессиональных знаний и соответствующих состояний сознания); операциональный элемент (профессиональные навыки и умения, мастерство); мотивационный элемент (интересы, ценностные ориентации, побуждения, установки, направленность личности, способности и т. п.); деятельностный элемент (объективация всех элементов культуры личности в процессе создания материальных и духовных благ).
Главной проблемой изучения культуры личности выступает определение соответствия духовной культуры и ее реализации в практической жизни. Не менее важной проблемой является и формирование личностной культуры. Но взрослый человек чаще проявляет свою культуру, чем формирует ее, йота, как отмечалось, эти процессы взаимосвязаны.