в чем выражается инфляция
Что такое инфляция
Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.
Индекс потребительских цен как показатель инфляции
Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.
Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.
Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
Особенности российской потребительской корзины
В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.
Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.
Инфляция
Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары, работы и услуги (населения страны и предприятий) на длительный срок.
При инфляции на одну и ту же сумму денежных средств по истечении некоторого периода времени можно будет купить меньше товаров, работ и услуг, чем прежде.
В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились, то есть, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс.
Инфляция не означает рост всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары, работы и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения.
Важно, чтобы изменялся общий уровень цен.
Причины инфляции
На практике различают следующие причины инфляции:
1. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт проведения массового кредитования. При этом денежные средства для кредитования берутся не из сбережений, а выдаются от эмиссии необеспеченной валюты. Заметнее всего это происходит в периоды экономического кризиса или военных действий.
2. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу (включение «печатного станка») сверх потребностей товарного оборота.
3. Сокращение реального объёма национального производства, которое при более-менее стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объёму товаров, работ и услуг соответствует прежнее количество денег, то есть, на единицу произведенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг приходится больше денег.
4. Монополия крупных компаний на установление цены и определение собственных издержек производства, особенно в ресурсо-добывающих отраслях производства и в сырьевых отраслях.
5. Монополия профсоюзов при определении уровня зарплат.
6. Рост налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.
7. Снижение курса национальной валюты (особенно при большом количестве импорта в страну).
Методы измерения инфляции
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
Также измерить инфляцию можно при помощи расчета:
дефлятора валового внутреннего продукта.
Отметим, что индексы потребительских цен используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное.
Для того чтобы рассчитать индекс потребительских цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета).
Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:
Индекс цен = Стоимость рыночной корзины в текущем году / Стоимость рыночной корзины в базовом году.
Виды инфляции
В зависимости от темпов (скорости протекания) инфляции выделяют следующие виды инфляции:
Ползучая (умеренная) инфляция. При такой инфляции происходит рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. Такая инфляция считается наилучшей, так как инфляция происходит за счет обновления ассортимента и позволяет проводить корректировку цен за счет изменений условий спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, так как её можно регулировать.
Галопирующая (скачкообразная) инфляция. При такой инфляции происходит рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В заключаемых контрактах предприятия устанавливают стоимость своих товаров, продукции, работ и услуг с учетом роста цен. Население начинает активно вкладывать свои сбережения в материальные ценности. Такая инфляция трудно поддается управлению. В стране часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о наличии экономического кризиса.
Гиперинфляция. При такой инфляции происходит рост цен более 50% в месяц и более 100% в год. Благосостояние населения резко ухудшается. Разрушаются экономические отношения между предприятиями. Такая инфляция является неуправляемой и требует принятия со стороны государства чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство останавливается, продажа товаров, продукции, работ и услуг сокращается, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, действующие предприятия закрываются, происходит банкротство компаний.
В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:
Открытая инфляция. При такой инфляции происходит рост уровня цен в условиях свободных цен, не регулируемых государством.
Подавленная (закрытая) инфляция. При такой инфляции происходит увеличение товарного дефицита, в условиях жесткого контроля над ценами со стороны государства.
В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:
К прочим видам инфляции относятся:
Сбалансированная инфляция. При такой инфляции цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.
Несбалансированная инфляция. При такой инфляции цены на товары растут неодинаково.
Ожидаемая инфляция. Такая инфляция позволяет государству предпринять меры защиты.
Импортируемая инфляция. Такая инфляция развивается под воздействием внешних факторов. Импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
Экспортируемая инфляция. Такая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.
Последствия инфляции
Инфляция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономические процессы.
К положительным последствиям инфляции можно отнести следующие моменты:
1. Инфляция оказывает стимулирующее влияние на товарооборот, так ожидание роста цен в будущем побуждает потребителей приобретать товары сегодня.
2. Инфляция служит фактором «естественного отбора» экономической эволюции. В условиях инфляционного развития экономики разоряются слабые предприятия. Таким образом, в национальной экономике остаются функционировать только самые сильные и эффективные предприятия. При этом инфляция может способствовать росту конкурентоспособности отечественных товаров.
3. В экономике с неполной занятостью умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать.
4. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и заемщиками, причем в выигрыше оказываются заемщики. Получив долгосрочную ссуду под фиксированные проценты, заемщик должен будет вернуть лишь часть ее, так как реальная покупательная способность денег уменьшится из-за инфляции.
5. При инфляции выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора.
К отрицательным последствиям инфляции можно отнести следующие моменты:
1. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Так, от непредвиденной инфляции теряют доходы держатели сбережений на расчетном счете (деньги обесцениваются, и сбережения уменьшаются).
2. Обесцениваются ценные бумаги.
3. Резко обостряются проблемы эмиссии денег.
4. Происходит стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов, в результате которого при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий. Так, кредиторы (лица, выдавшие кредит), через некоторое время ожидают возвращения кредита деньгами, которые потеряли свою покупательную способность.
5. Снижается экономическое благосостояние тех, кто хранит денежные накопления в банках, если обычный банковский процент ниже уровня инфляции.
6. Рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.
7. Искажаются все основные экономические показатели, такие как ВВП, рентабельность, процент и т.п.
8. Инфляция оказывает влияние на объем национального производства. Например, при гиперинфляции останавливаются производства и сокращается объем продаж товаров, продукции, работ и услуг, что, в свою очередь, приводит к снижению реального объема национального производства, увеличению безработицы, закрытию предприятий и банкротству.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что такое инфляция и причины обесценивания денег
Приветствую всех! В этой статье поговорим про то, что из себя представляет инфляция и почему она постоянно съедает Ваши деньги вне зависимости от того, чем Вы сейчас занимаетесь на данный момент, кушаете, гуляете, читаете эту статью. не важно, инфляция всегда в действии.
реклама
Я бы разделил эту статью на две основные части.
Инфляция – это, когда Ваши деньги теряют покупательскую способность. Проще говоря, год назад на те же самые деньги, например 5.000 рублей, Вы могли купить больше продуктов, чем сейчас. А в 2022 году на эти же самые 5.000 рублей, Вы сможете купить ещё меньше, чем в 2021 году.
реклама
Сейчас приведу пример, про который рассказал один блогер проживающий в Америке. В 1970 году чашечка кофе стоило примерно 0,25$. Сейчас на дворе 2021 год и в Америке чашечка простого кофе стоит 3 доллара. Это означает, что в течение 51 года инфляция на кофе составила 1200%, на эту самую чашечку кофе. Отмечу, что это то же самое кофе, оно никак не изменилось. Но, сегодня за это кофе люди должны заплатить в 1200% больше.
Но, также нужно сказать, что инфляцию нельзя судить по изменению цен одного товара, так как стоимость отдельных продуктов может меняться очень сильно. Теперь, я думаю Вам стало понятно, что такое инфляция и как она работает в действии. Ещё раз, инфляция – это обесценивание денег, снижение покупательской способности.
Из каких элементов формируется инфляция и как она измеряется?
Есть так называемый индекс потребительских цен (ИПЦ). Индекс потребительских цен есть в каждой стране и формируется он следующим образом. В корзину берут (для статистики): товары, продукты и услуги. На пример это может быть одежда, билеты на транспорт, услуги ЖКХ, мебель, строительные материалы, игрушки и даже корм для домашних животных.
реклама
Дальше формируется статистика, которая есть в интернете и за 2019, 2020 и 21. И потом уже отслеживается изменение цен, и сравнивается год с годом. Потом Вы видите, как 5%, 7% инфляции, это и есть индекс, этот самый показатель. И он измеряется так, берётся, например, 2021 год делится на 2020 год и умножается на 100 и в итоге получается некий процент. Например, за 2021 год инфляция в России по официальным данным составит около 7 процентов.
Посчитать личную инфляцию
Да, Вы действительно можете посчитать свою инфляцию. Это очень круто, так как с помощью этого Вы можете с точностью ввести учёт своего капитала. На скриншотах ниже будут приведены примеры.
реклама
Не удивляйтесь, если Ваша (личная) инфляция отличается от официальной, это нормально. И теперь Вы можете задаться вопросом, а для чего тогда нам нужен официальный показатель по инфляции. Дело в том, что официальный показатель «усредняет» личную инфляцию многих домохозяйств. И если она у Вас оказалась ниже официальной, это означает, что у кого-то другого она окажется выше. Даже если у Вас не совпала в точности с данными Росстата, то взаимосвязь между ними точно есть. Чтобы убедиться в этом, нужно очень скрупулёзно провести статистику по оценке личной инфляции за несколько месяцев или даже лет. И когда официальный показатель упадёт, то и в Вашей личной корзине рост цен замедлиться, либо наоборот.
Официальную инфляцию лучше всего смотреть не на новостях, а просто вбить в поисковике «Индекс потребительский цен», либо же вводите «годовая инфляция» и свою страну.
Причины инфляции
И самая первая причина является «эмиссия денег» или по другому когда страны «печатают деньги». Как известно, федеральный резерв не спит и он постоянно печатает деньги.
Перед Вами сейчас график отображающий «эмиссию денег» в стране США. График построен с 2008 года по 2021 год. И вы можете заметить в 20 году (в марте), тут образовался резкий всплеск, когда деньги стали выдавать на руки людям. И в общей сложности за этот короткий промежуток было напечатано около 8 триллионов долларов, но и сейчас, как мы видим правительство на этом не останавливается и продолжает печатать деньги. Когда деньги печатаются такими большими объёмами и вбрасываются в экономику из-за этого цена каждого доллара уменьшается.
Вторая причина из-за которого происходит инфляция это спрос и предложение. Когда есть очень высокий спрос, но низкое предложение из-за этого происходит инфляция и наоборот, то есть когда есть высокое предложение, но маленький спрос. И как же это выражается? Вы наверное заметили, что не так давно цены на автомобили выросли примерно на 30%, и это связано с тем, что во время пандемии были закрыты производители. Из-за этого возникает недостаток выпуска автомобилей, так как есть высокий спрос, но низкое предложение и поэтому цена пошла вверх. Второй пример, это стройматериалы, на которые цены то же дико вскочили. Причина вся та же.
Виды инфляции
И сейчас скажу один из ключевых моментов, который должен понимать каждый инвестор. Есть два типа инфляции, краткосрочная и долгосрочная. Это понимают далеко не все люди.
Долгосрочная инфляция эта та инфляция с которой нужно бороться десятки лет, то есть на протяжении 20-30 (и больше) лет Ваши деньги теряют покупательскую способность. Первая причина, когда «печатают деньги» это и есть долгосрочная инфляция, которая влияет на огромный промежуток времени.
Краткосрочная инфляция это связано со спросом. В данный момент сейчас есть спрос на стройматериалы, но есть маленькое предложение, поэтому цена выросла. И это краткосрочная. Сейчас приведу пример связанный с ростом цены на картофель в июле 2017 года, когда её стоимость выросла в 1.5 раза по сравнению с июнем этого года. Эту кратковременную инфляцию вызывали следующие причины: холодное лето, запасы с прошлого года кончились. И это стало причиной из-за чего цены на картофель выросли. И как только в продажу поступил новый урожай, цены снизились и всё вернулось ко своим местам.
Поэтому каждому инвестору нужно понимать, что нужно работать именно с долгосрочной инфляцией, а не с краткосрочной. Также хочу отметить, что есть куча других причин инфляции, которые Вы можете найти в интернете.
На этом всё, но если Вам интересна тема криптовалют и Вы хотите быть в этой теме, то рекомендую подписаться на мой телеграм-канал. Спасибо всем читателям!
Как считают инфляцию
И почему всегда кажется, что статистики не правы
Но верится с трудом: например, бензин за год подорожал почти на 10%. Мы разобрались, как рассчитывают инфляцию, что влияет на рост цен и можно ли верить Росстату.
Что такое инфляция
Когда денег у населения и на счетах компаний больше, чем товаров на прилавках и складах, начинает расти спрос и продавцы повышают цены. В результате деньги обесцениваются: на ту же сумму спустя некоторое время можно купить меньше товаров. Общий прирост цен — это и есть инфляция. В России этот показатель считает Росстат. На языке статистиков его называют индексом потребительских цен.
Фактически сейчас в стране существует два вида денег: наличные — купюры и монеты; а также безнал, который находится на счетах государства и банков. Все денежное обращение в России контролирует Центральный банк. Если там считают, что стране нужно больше денег, то Центробанк заказывает на Гознаке больше наличных и параллельно с этим снижает ключевую ставку — процент, под который государство кредитует коммерческие банки.
Бывает такое, что цены не растут, а падают. Этот процесс называется дефляцией. Но ничего хорошего в дефляции нет: производить товары становится невыгодно и экономика замедляется. Самый известный кризис, происходивший на фоне дефляции, — Великая депрессия в Америке тридцатых годов. Идеальная ситуация для экономического роста в стране — небольшая инфляция 1—2%.
Как Росстат считает инфляцию
Для расчета инфляции статистики используют потребительскую корзину. В ее состав входит около семисот товаров и услуг: от хлеба, круп и овощей до бытовой техники и автомобилей. Ежемесячно статистики во всех регионах страны отслеживают цены на эти товары и услуги в магазинах, на рынках и напрямую у производителей, а потом выводят среднее значение по стране.
Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ
Состав потребительской корзины статистики меняют ежегодно, изучая реальные расходы российских семей. В 2018 году 37,5% расходов россиян приходилось на продукты питания, 35,2% — на непродовольственные товары, 27,3% — на услуги. Внутри этих трех категорий распределяются траты на отдельные товары.
Список товаров для расчета инфляции, приказ РосстатаPDF, 738 КБ
Например, по данным статистиков, 9,3% расходов приходится на мясо, 9,9% — на коммунальные услуги, 1,5% — на образование. В состав корзины включены и крупные покупки: путешествия, стройматериалы, компьютеры.
Пересматривают состав корзины и ее структуру еще и потому, что на прилавках появляются новые товары, а на какие-то вещи россияне начинают тратить больше. Например, в 2006 году бензин занимал 2% в составе потребительской корзины, а в 2018 уже 4%. А цены на смартфоны 12 лет назад не учитывались вообще.
Кроме этой большой потребительской корзины Росстат отдельно считает изменение базового индекса потребительских цен. Это набор из 83 товаров, цены на которые меньше всего зависят от внезапных изменений экономической ситуации или сезона: например, мясные продукты, хлебобулочные изделия, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте. Изменение стоимости такой базовой потребительской корзины статистики используют при расчете еженедельной инфляции.
Есть и третья потребительская корзина — с минимальным набором товаров, в которую входят 33 продукта питания. Изменение цен на минимальный набор используют при расчете прожиточного минимума.
Что влияет на инфляцию
На рост цен влияет целый комплекс факторов, в том числе ситуация на мировых рынках и внутренняя политика государства. Вот некоторые из причин инфляции.
Погода — в плохой год аграрии соберут маленький урожай, и, как следствие, стоимость продуктов вырастет.
Большие военные расходы — все деньги уходят военным заводам, а предприятия, которые выпускают гражданскую продукцию, вынуждены снижать объемы.
Развитие инфраструктуры — между двумя регионами построили дорогу, усилилась конкуренция, а предприниматели, подстраиваясь под новые условия, снижают цены.
Колебания курсов валют — из-за этого растут цены у производителей, закупающих сырье и оборудование за рубежом. Сырье дорожает — растут себестоимость и конечная цена товара.
Тарифы — в цене большинства товаров заложены расходы на транспортировку по железной дороге, платежи за тепло и электроэнергию. И железнодорожники, и энергетики обычно монополии. Как только они повышают тарифы, это сразу же сказывается на ценах на почти все товары.
Экономические прогнозы — в Центробанке даже используют специальный термин «инфляционные ожидания». И эти ожидания могут ускорять или замедлять инфляцию.
Например, если какой-то эксперт заявит на главном канале страны, что возможен резкий рост цен, то зрители побегут в магазины скупать товары впрок. На фоне ажиотажного спроса вырастут цены. Если производители будут ждать высокой инфляции, то они начнут заранее поднимать стоимость своих товаров. В итоге само ожидание роста цен станет причиной этого роста.
Государство регулирует инфляцию, ограничивая количество денег в экономике. Этим занимается Центробанк. Его главный инструмент — ключевая ставка. Если Центробанк снижает ключевую ставку, банки могут выдавать кредиты людям и предпринимателям под низкий процент, ведь им самим деньги обходятся дешево. Параллельно с этим ставки по вкладам падают — привлекать депозиты у граждан становится невыгодно, ведь проще занять у государства.
В итоге количество денег в экономике растет: все берут дешевые кредиты, активно тратят накопления, так как класть их на депозиты нет смысла. Спрос растет, а вслед за ним и цены. Инфляция повышается.
Чтобы снизить инфляцию, Центробанк, наоборот, повышает ключевую ставку. Тогда банки занимают не у государства, а у населения, повышая ставки по вкладам. Люди перестают тратить и начинают копить. Проценты по кредитам растут. Денег в экономике становится меньше, инфляция снижается.
Почему кажется, что Росстат не прав
Среднестатистический потребитель, портрет которого рисует Росстат, собирая продуктовую корзину, — абстрактный персонаж. У каждой российской семьи своя уникальная корзина, которая не совпадает со статистической. Например, бедные люди большую часть доходов тратят на еду, в то время как продукты питания занимают всего 37,5% от официальной корзины.
Кроме того, показатель инфляции отличается в разных регионах. Например, в ноябре 2018 года в Брянской области цены, по данным Росстата, выросли на 0,9%, а в Ямало-Ненецком округе, наоборот, снизились на 0,2%. В целом же по стране стоимость продуктовой корзины увеличилась на 0,5%. Но не считать общероссийскую инфляцию нельзя: государству важно понимать, что происходит с экономикой в целом и получается ли регулировать цены в стране.
Опросы ВЦИОМа показывают, что последние 14 лет больше половины россиян считают, что в стране очень высокая инфляция. Например, в марте 2018 года, по данным Центробанка, большинство населения считало, что инфляция в России составляет 9,2%. По официальной информации, этот показатель составлял 2,35%. В Центробанке считают, что так происходит из-за того, что мы просто привыкли жить в стране с высокой инфляцией.
Кто еще считает инфляцию в России
Кроме Росстата изменение цен в отечественных магазинах считают еще несколько организаций.
X5 Retail Group совместно с Росстатом рассчитывает индекс «Пятерочки», основываясь на ценах на продукты в своей торговой сети. Компания отслеживает цены только на 33 товара, входящих в минимальный набор Росстата. Индекс «Пятерочки» практически совпадает с официальной инфляцией.
Индекс-дефлятор «Ромир» показывает, как ежемесячно меняются расходы среднестатистической российской семьи на потребительскую корзину
Чаще всего данные «Ромира» и Росстата расходятся: например, в сентябре 2018 месячная инфляция по Росстату составила 0,16%, а «Ромир» зафиксировал дефляцию в 0,33%.
Ученые Массачусетского технологического института и Гарвардского университета в 2008 году запустили проект «Миллиард цен». Исследователи ежедневно собирают цены на товары в интернет-магазинах 70 стран, в том числе и в России, чтобы отслеживать инфляцию.
До 2016 года индекс инфляции «Миллиарда цен» публиковался в открытом доступе и совпадал с данными Росстата. Сейчас авторы проекта предоставляют информацию только за деньги.
Верить ли официальным данным
В 2017 году Центр макроэкономических исследований Сбербанка выпустил доклад, посвященный методам, которые использует Росстат для расчета инфляции. Авторы признали, что в целом статистики придерживаются международных стандартов, но есть и недостатки.
Например, Росстат не учитывает цены в сельской местности, рынок аренды жилья и не принимает во внимание скидки. Если бы статистики использовали данные, которые продавцы передают в налоговую при помощи кассовой техники, мониторинг цен был бы точнее. Но почти все альтернативные расчеты инфляции в России не сильно отличаются от официальных данных, поэтому в принципе данные Росстата отражают действительность.