в чем выражается федеративный характер нашего государства

Особенности федерализма в России сквозь призму проблематики разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами

В современных условиях, в частности, вызванных коронавирусным кризисом, актуализировалось обсуждение вопросов взаимодействия различных уровней государственной власти в России. Разумеется, в силу самого факта сложности и многоаспектности феномена федерализма неизбежно возникновение различных теоретико-правовых коллизий, возникающих в процессе построения федеративных отношений. К тому же, в поле зрения конституционалистов уже давно находятся проблемы экономического и политического неравноправия субъектов федерации; сложность в восприятии многоаспектности особенностей становления и развития российского федерализма, выразившегося в неоднозначном оформлении статусов субъектов федерации как неотъемлемых, но в то же время, самостоятельных частей Российского государства.

Казалось бы, разграничение предметов ведения и полномочий достаточно конкретно изложено в Конституции. Однако в практической деятельности границы этих полномочий могут меняться, расширяться и уменьшаться в зависимости от казуса. Существует сложность в определении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, так как в данной области вполне закономерно образуется конфликт их интересов. Как известно, органы власти субъектов России вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в рамках предметов совместного ведения в порядке так называемого «опережающего» правотворчества, в случае, когда соответствующий федеральный закон еще не принят. Таким образом, вполне оправдано опасение возможного повышения автономности регионов ultra vires в ущерб интересам федерации, что корреспондирует с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 7 июня № 10-П, где Конституционный Суд категорично обратил внимание на то, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом».

Говоря же об общетеоретических правовых коллизиях федеративного устройства, как правило, выделяют следующие аспекты его правового регулирования: известно, что Конституция России определяет ведущую роль федерального законодательства, но в то же время дает определенную автономию субъектам федерации (ч. 1 ст. 77). Отдельное внимание этому будет уделено чуть ниже. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции, субъекты равноправны. Вместе с тем, интересно, что по согласованию с центральными органами власти статус субъекта может быть изменен (ч. 5 ст. 66), а республика выделяется как государство с собственной конституцией (ч. 2 ст. 5). Следует упомянуть и о том, что международные связи таких субъектов федерации как республики намного шире, чем у остальных субъектов. В то же время, различие в правовом статусе субъектов федерации, бесспорно, вызвано экономико-географическим положением, национальной структурой.

Разумеется, что такое различие субъектов федерации в правовом и политико-экономическом статусе требует принятия различных организационно-управленческих решений в бюджетной сфере, соразмерно отвечающих потребностям отдельных регионов. В этой связи, некоторые указывают на необходимость введения в законодательство понятия бюджетного федерализма. С понятием бюджетного федерализма, подразумевающего разделение полномочий между центральными органами власти, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, сопряжена сложность в нахождении компромисса в отношениях различных уровней государственной власти. Некоторые указывают на необходимость ухода от дотационности, посредством формирования таких экономико-правовых условий, которые бы позволили субъектам федерации «самостоятельно прокормить себя», что, впрочем, требовало бы проявления крайне осмотрительного и дифференцированного подхода в распределении средств, что обусловлено различной социально-экономической развитостью субъектов федерации.

На сегодняшний день, наиболее ярким примером неблагоприятного развития сценария бюджетной самостоятельности дотационного региона служит сложившаяся ситуация с банкротством республики Ингушетия. Размер госдолга в республике Ингушетия превысил объем собственных доходов, поступивших в бюджет региона. Объем государственного долга Ингушетии на 1 ноября 2016 года составляет 1 млрд 663,7 млн рублей. Правительство распорядилось передать управление финансами республики Министерству Финансов. Как отмечают некоторые, представляется, что следствием таких мер будет мобилизация доходов, сокращение налоговых льгот, что, по видимости, будет частью масштабного плана по возврату платежеспособности региона. Примечательно, что законодателем в рамках действующего Бюджетного Кодекса РФ уже давно предусмотрена процедура внешнего финансового управления для регионов.

Некоторые указывают на возможность повторения сценария Ингушетии другими субъектами федерации, долговая проблема которых уже давно обострена. К таким регионам можно отнести Псковскую область и Мордовию. Конечно, в целях предотвращения развития ситуации, связанной с госдолгом в дотационных регионах, требуется принятие масштабных экономико-правовых управленческих решений на основе последующего опыта восстановления платежеспособности Ингушетии.

Конечно наиболее дискуссионные аспекты в процессе построения федеративных отношений возникают по вопросам именно распределения полномочий и предметов ведений между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, в особенности, в бюджетной сфере. Отсутствует четкое разграничение между сферами совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации.

К примеру, особого внимания заслуживают вопросы распределения таких полномочий в процессе исполнения федерацией различных международных договоров, а именно: ввиду отсутствия четкого разграничения предметов ведения, возникают сложности в вопросах возможного административно-технического взаимодействия федерации и субъектов федерации по вопросам исполнения постановлений межгосударственного судебного органа, такого как ЕСПЧ, когда требовалось бы изменение нормативного правового акта на уровне субъекта федерации в целях исполнения постановления наднацинального органа, поскольку на данный момент законодательством прямо не определен правовой механизм воздействия органов федеральной государственной власти на органы государственной власти субъектов федерации в случае необходимости проведения трансформации законодательного регулирования какого-либо вопроса, входящего в сферу исключительного ведения субъекта федерации (в силу ст. 73 Конституции), когда эта необходимость вызвана исполнением предписания межгосударственного органа. Представляется, что при разрешении таких вопросов, законодателю следует руководствоваться общеизвестной ч. 4 ст. 15 Конституции, а также тем, что исполнение международных договоров и, соответственно, постановлений межгосударственных органов, таких как ЕСПЧ, является все же сферой совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Считаю, однако, что тематика настоящей заметки не позволяет мне высказать свое мнение по указанному вопросу в более развернутом виде, что обуславливает целесообразность его более предметного раскрытия в другой работе в рамках этого блога.
Очевидно, что построение федеративных отношений ipso facto не может не вызывать различные проблемы в вопросах нахождения баланса во взаимоотношениях центральных и региональных органов власти. Таким образом, ограничиваясь обобщенными выводами, стоит отметить, что:

Однако нельзя и отрицать перманентный характер процесса развития федерализма. Законодатель не стоит на месте, предпринимаются новые шаги на пути к реализации наиболее эффективной модели федеративных отношений.

Источник

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (ФЕДЕРАЦИЯ)

Сложное по составу государство, состоящее из относительно самостоятельных государственно-территориальных (или национально-территориальных) образований, называемых субъектами федерации (штаты, кантоны, земли и т. д.). Ф. г. характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой федеральной конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти, единой кредитно-денежной системой, едиными вооруженными силами, единой официальной государственной символикой.

РФ в соответствии с ст. 1, 4, 5 и гл. 3 Конституции РФ является Ф. г., состоящим из субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. РФ как Ф. г. характеризуется следующими юридическими признаками: включением в территорию РФ территорий всех ее субъектов; распространением суверенитета РФ на всю ее территорию; установлением двухуровневой системы органов государственной власти (федеральная система органов власти и системы органов власти субъектов); наличием федеральной правовой системы, включая федеральное законодательство, и правовых систем субъектов; принципом верховенства федерального законодательства; принадлежностью верховной законодательной, исполнительной и судебной власти федеральным государственным органам; субъекты обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои законодательные и исполнительные органы; принципом бикамерализма в устройстве федерального парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат — СФ — представляет интересы субъектов); разграничением полномочий между РФ и ее субъектами с закреплением комплекса исключительных полномочий РФ; закреплением в исключительном ведении РФ полномочий по финансовому, валютному, кредитному, таможенному регулированию, денежной эмиссии; наличием единого гражданства; закреплением прерогативы по осуществлению внешнеполитической деятельности за федеральными органами государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.

Источник

в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть фото в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть картинку в чем выражается федеративный характер нашего государства. Картинка про в чем выражается федеративный характер нашего государства. Фото в чем выражается федеративный характер нашего государства

Что такое федеративное устройство

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть фото в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть картинку в чем выражается федеративный характер нашего государства. Картинка про в чем выражается федеративный характер нашего государства. Фото в чем выражается федеративный характер нашего государстваФедеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Источник

Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства

Цели и задачи:

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

Оглавление

2.1. Основы конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации определяются Конституцией, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 Российская Федерация является суверенным государством, юрисдикция которого распространяется на всю территорию России. При этом РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, которая включает в себя территорию субъектов РФ.

По форме правления РФ представляет собой республику смешанного типа — президентско-парламентарную, поскольку содержит в себе элементы той и другой. Как и в президентской республике, Правительство в РФ формируется Президентом, однако Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной думы. Как и в парламентарной республике, Государственная дума может выразить недоверие правительству, но окончательную судьбу этого вотума решает Президент РФ, который может как согласиться с решением Государственной думы, так и отклонить его. Более того, Президент вправе распустить Государственную думу, если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, а Президент не согласится с этим решением Думы.

По форме государственного устройства РФ представляет собой, как уже указывалось, федеративное государство. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, национальному составу, численности и плотности населения, экономическому потенциалу и другим признакам. Тем не менее, Конституция РФ провозглашает их равноправие между собой и в отношениях с федеральной властью. Состав субъектов РФ может быть изменен двумя путями: принятием новых членов и формированием внутри РФ нового субъекта. И тот и другой варианты должны регулироваться федеральным конституционным законом, который, однако, пока отсутствует.

Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:

1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер.

2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности.

3. Принцип народовластия: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом. Например, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03); во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством. Согласно этому принципу, все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания.

5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности, в том числе и на землю.

7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти.

8. Принцип политического и идеологического многообразия в Российской Федерации предусматривает создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. В ст. 13 Конституции РФ указывается, что в России признается политическое многообразие, многопартийность. Плюрализм – это свобода политических мнений и действий. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, легализует политическую свободу. Защита политического многообразия – одна из предпосылок функционирования правового государства.

9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии. Согласно этому принципу, государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

По своему государственно-правовому режиму Российская Федерация является либерально-демократическим государством. Но России еще предстоит добиться строгого соблюдения законности, верховенства закона, господства права, неуклонной защиты прав и свобод граждан и др. Но уже сейчас можно констатировать установление плюрализма в политической жизни, в том числе многопартийности, ликвидацию единой государственной идеологии, отмену цензуры печатных и иных изданий, установление судебного порядка защиты прав и свобод граждан.

2.2. Особенности федеративного устройства России

2.3. Система органов государственной власти

Одним из признаков государства является наличие государственного аппарата — системы всех наделенных властными полномочиями органов и учреждений государства, созданных для решения стоящих перед ней задач и осуществления ею функций. Орган государства — это структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные законом функции и обладающее необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Каждый государственный орган осуществляет: государственную деятельность определенного направления. Его задачи, цели, компетенция и структура определяются в соответствующих нормативных актах.

Так, например, в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.04 и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.04 предусмотрено следующее деление руководства деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.

Деление федеральных органов исполнительной власти в зависимости от функции представлено ниже.

Федеральное министерство

Федеральная служба (служба)

Федеральное агентство

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа

Кроме этого, в зависимости от направления деятельности, задач, объема полномочий, порядка образования и деятельности можно выделить следующие виды органов государства:

1. Законодательные (представительные) органы — Федеральное собрание — парламент Российской Федерации и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (собрания, думы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

2. Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрация прочих субъектов Федерации.

З. Правоохранительные органы:

а) судебные органы, включающие Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также систему местных общих и арбитражных судов, рассматривающих в судебных заседаниях гражданские и уголовные дела;

в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть фото в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть картинку в чем выражается федеративный характер нашего государства. Картинка про в чем выражается федеративный характер нашего государства. Фото в чем выражается федеративный характер нашего государства

Судебная власть Российской Федерации

б) органы внутренних дел, обеспечивающие охрану общественного порядка и осуществляющие борьбу с преступностью;

в) органы внешней разведки, обеспечивающие безопасность РФ и охрану ее интересов за пределами территории России;

г) прокуратура — орган надзора за точным и единообразным исполнением законов на территории России.

4. Органы внешних сношений — органы государственного управления, осуществляющие внешнеполитические связи РФ. Особенностью этих органов является их централизованный характер: они не имеют своих территориальных органов внутри России.

5. Органы военного управления — Министерства обороны РФ, которые, так же как и Министерство иностранных дел, не имеют своих территориальных органов в субъектах Федерации.

Особое место занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, возглавляет Совет безопасности РФ, является гарантом Конституции и в соответствии с нею определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Президент определяет состав Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства. Президент вправе в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную думу, он также вправе объявить проведение референдума.

Конституция РФ провозглашает Президента РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент вправе требовать от всех федеральных органов соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент может обратиться в Конституционный суд с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ (последних — по вопросам совместной компетенции). С указанных позиций Президент может оценивать деятельность подчиненных ему органов и должностных лиц. Как гарант соблюдения прав и свобод личности Президент вправе использовать право помилования граждан. На Президента возложена обязанность охраны суверенитета РФ, независимости и государственной целостности РФ. Выполнение этой важной обязанности осуществляется посредством определения Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства. Это не означает, что эта политика определяется единолично Президентом, в данном процессе участвуют различные политические силы и все ветви государственной власти. К этой обязанности примыкает обеспечение Президентом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Иначе говоря, Президент выполняет координирующую функцию, обладая для этого необходимыми юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти. В частности, на деятельность законодательной власти Президент имеет возможность воздействовать посредством осуществления права законодательной инициативы, права вето, права роспуска Государственной думы.

Право законодательной инициативы, кроме Президента РФ, принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Например, в Государственную думу законопроекты об изменениях в Бюджетный кодекс РФ, о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Законодательный процесс — это процедура принятия закона в Федеральном Собрании. Процедура принятия закона проходит в несколько этапов: первый — законодательная инициатива; второй этап принятия закона — обсуждение; третий — принятие закона; четвертый — подписание и обнародование (опубликование) федерального закона. Назначение Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что Государственная дума принимает, а Совет Федерации одобряет принятые федеральные законы.

На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Что касается судебной власти, то она независима, но Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

2.4. Основы правового статуса человека и гражданина

В Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ. В ней закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина. При этом установлены следующие принципы:

в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть фото в чем выражается федеративный характер нашего государства. Смотреть картинку в чем выражается федеративный характер нашего государства. Картинка про в чем выражается федеративный характер нашего государства. Фото в чем выражается федеративный характер нашего государства

Личные права принадлежит каждому человеку независимо от признания их государством. К такого рода правам и свободам относятся: право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право свободно определять, указывать свою национальную принадлежность; право пользоваться родным языком; свобода выбора воспитания, обучения и творчества; свобода передвижения, в том числе свобода выбора места пребывания и жительства, свобода выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения в нее; свобода совести, мысли и слова. Ограничение этих прав и свобод допустимо только по решению суда.

Право на жизнь означает, что никто не может быть произвольно лишен этого права. Данное право обеспечивается рядом гарантий, среди которых запрет пыток, насилия, право на благоприятную экологическую среду, добровольное согласие на проведение в отношении человека медицинских, научных и иных опытов, социальное обеспечение, установление уголовной ответственности за убийство, доведение до самоубийства, неоказание медицинской помощи больному и др. УК РФ сохранил меру наказания в виде смертной казни. Однако она сохраняется в качестве временной меры наказания, применение ее ограниченно, т. е. назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, например убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др.

Охрана достоинства предполагает защиту достоинства не только взрослого человека, но и ребенка, а также душевнобольного. Ничто — ни осуждение лица за совершение преступления и заключение в колонию, ни заболевание СПИДом или иной тяжелой болезнью — не может служить основанием для умаления достоинства человека. Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» всем психически больным гарантируется право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства.

Неприкосновенность личности предполагает, что заключение под стражу, содержание под стражей допускаются лишь по судебному решению. Неприкосновенность жилища означает, что никто не имеет права войти в жилище, оставаться там против воли проживающих в нем лиц. Нарушение неприкосновенности жилища возможно только по решению суда (или с санкции прокурора). Проникновение в жилище считается законным в трех случаях:

1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах — пожар, наводнение, авария водопровода, канализации и др.;

2) при подозрениях о смерти хозяина жилища;

3) при защите правопорядка и пресечении преступления.

Тайна личной жизни может быть сведена к запрещению без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Свобода передвижения есть право выбора места жительства в пределах РФ, места пребывания. В соответствии с международными нормами допускаются ограничения свободы передвижения в пограничной полосе, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, в районах, где введено чрезвычайное положение, и др. Свобода совести — это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения. Свобода мысли, убеждений, слова предполагает, что никто не принуждаться к выражению своих убеждений или мнений. Вместе с тем человек имеет право свободно выражать свои мысли, убеждения мнения. Важной гарантией этой свободы служит отмена в нашей стране цензуры.

Свобода убеждений имеет три основания для своего ограничения:

1) уважение прав и репутации других лиц;

2) охрана государственной тайны;

3) запрет пропаганды, возбуждающей расовую, национальную или религиозную вражду.

Политические права и свободы обладают той особенностью, что они принадлежат не каждому человеку, а только гражданам РФ.

В соответствии Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации » (№ 62-ФЗ от 31.05.02г., в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ) гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Таким образом, гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г.;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Законодательством предусмотрены основания приобретения гражданства Российской Федерации:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» № 136-21 от 19.03.04 и Законом Санкт-Петербурга «О местном референдуме Санкт-Петербурга» № 138-22 от 19.03.04 установлены виды референдумов от места жительства гражданина и вопросов, выносящихся на референдум.

Местный референдум в Санкт-Петербурге

форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемая посредством голосования граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного значения

голосование граждан Российской Федерации, место жительства которых находится в границах муниципального образования, расположенного на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения

Что касается права на объединение, то оно тоже может быть отнесено к политическим, однако оно предоставляется не только гражданам РФ, но и каждому для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Социальные права включают достаточно большой перечень. К ним относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе на землю, свобода труда. Надо отметить, что в условиях рыночной экономики государство гарантирует свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Государство гарантирует также реализацию труда в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, а также устанавливает минимальный размер оплаты труда. Каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и потери трудоспособности. Вместе с тем государством признается право на забастовку. Среди социальных прав важное значение имеет право на жилище. Однако государство предоставляет бесплатно жилище лишь малоимущим и нуждающимся (ст. 40). В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями 1992 и 1994 гг. граждане, занимающие жилые помещения по договору найма в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда, могут приобрести это жилище бесплатно в собственность в порядке приватизации. Собственники приватизированного жилья вправе им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе продать, завещать, сдавать в аренду, подарить и т.д.

К социально-экономическим правам относится также право на отдых, т. е. на ежегодный оплачиваемый отдых, выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь оказывается бесплатно. Установлено два вида медицинского страхования — обязательное и добровольное. Для неработающего населения, например пенсионеров, страховые взносы на обязательное страхование вносит государство, для работающего предусмотрено внесение взносов предприятиями, организациями, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и лицами свободных профессий. Большую значимость имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на образование предполагает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Высшее образование можно получить не только на конкурсной основе и не только в государственных и муниципальных вузах. И, наконец, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *