в чем выражается этика водителя
Этикет водителя
Чтобы не прослыть невеждой за рулем, нужно соблюдать этикет водителя. Это касается как тех людей, для которых управление транспортным средством – профессиональная деятельность, так и автолюбителей. Соблюдение правил поведения актуально как с пассажирами транспортного средства, так и с другими водителями.
Дресс-код водителя
Дресс-код зависит от вида автомобиля. Так, если это машина бизнес-класса, то подойдет деловой стиль одежды. Это касается как представителей сильного пола, так и женщин.
Поскольку внедорожник изначально создавался, как автомобиль для путешествий, то в этом случае подойдет свободный стиль одежды. Можно надевать вещи из повседневного гардероба.
Для спортивных машин, соответственно, подойдет спортивный стиль одежды. В данном случае будут неуместно смотреться деловые костюмы.
Этикет водителя с пассажирами
Если владелец автомобиля мужчина, то ему надлежит, согласно правилам этикета, открывать двери перед представительницами слабого пола и пассажирами в возрасте. Возвращаясь на свое место, он должен обходить автомобиль спереди. Это делается для того, чтобы всегда быть в поле зрения гостей своей машины.
Женщинам надлежит открывать двери только перед пассажирами в возрасте.
Что касается посадки, то люди вправе занимать места на свое усмотрение. Однако водитель имеет право самостоятельно составить схему того, как должны сидеть гости транспортного средства, в особенности, если среди них есть дети, а в салоне установлены детские кресла.
Выбор музыки
Перед тем, как включить музыку, водитель должен поинтересоваться у пассажиров, не помешает ли им радиостанция или диск. При этом гости автомобиля должны спросить автолюбителя, не будут ли их разговоры отвлекать его от дороги.
Таксист обязан включать музыку не ту, которая нравится ему, а которую готовы слушать его клиенты. Например, если водитель любит шансон, но пассажиры просят включить поп-музыку, он обязан удовлетворить их просьбу.
Этикет среди водителей
Водители должны соблюдать определенные правила поведения не только по отношению к пассажирам, но и по отношению друг к другу.
Водительское спасибо
Если водитель хочет поблагодарить другого автолюбителя за что-то, то он для этого должен пару раз «моргнуть» аварийным сигналом. Другой вариант выражения благодарности – включить сначала левый, а потом правый сигнал поворота.
Выражение возмущения
Когда нужно выразить свое возмущение поведением других владельцев транспортных средств, достаточно посигналить несколько раз. При этом:
Чтобы выразить возмущение, можно также несколько раз включить дальний свет фар. Этого будет достаточно для того, чтобы сказать, что все автолюбитель думает о владельце другого автомобиля.
Впереди опасность
Когда впереди поджидает опасность, нужно два раза включить дальний свет фар. Другой способ предупреждения – активация «аравийки».
Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний
Иногда на дороге возникает ситуация, когда человека за рулем буквально ослепляет дальний свет фар встречной машины. Чтобы попросить переключиться на ближний режим, достаточно на несколько секунд самому включить дальнее освещение. Встречные водители сразу поймут, что от них требуется.
Пропустите, дайте дорогу
Если нужно совершить обгон, необходимо один раз «моргнуть» дальним светом фар. Благодаря этому впереди идущие транспортные средства уступят дорогу.
Выхожу из машины
Чтобы подать такой сигнал, нужно:
Вот так нужно вести себя автолюбителю за рулем.
Этика автомобилистов
Каждый водитель должен знать, что из-за его халатности и безответственности, из-за несоблюдения правил обслуживания и вождения автомобиля может произойти авария и что за это ему придется держать ответ и в этом, и в потустороннем мире.
Надеюсь, что все члены всемирного содружества водителей DRIVE2.RU очень воспитанные люди.
У нормальных людей принято помогать друг другу — подсказывать правильный маневр, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей. В водительской практике важны этические нормы — ответственность, следование дисциплине потока или колонны, уважение к другим водителям и пешеходам. Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, и машину он водит лучше, потому что расслаблен и уверен в себе.
Черты характера водителя проявляются в его поведении за рулем. Если милейший человек, твой знакомый, останавливается прямо на автобусной остановке, мешая подъезжающему коллеге — водителю автобуса, или мчится по лужам, обрызгивая прохожих, или «подрезает» других, или оставляет машину надолго в проезде у дома или на стоянке, перекрывая путь всем, или вытесняет пешеходов с перехода, или дымит, прогревая мотор прямо под чужими окнами, знай, что он — хам, и это его качество придется испытать и тебе.
Вот некоторые правила этики:
Относись к другим водителям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Действуй понятно для других водителей и пешеходов, это поможет избежать многих критических ситуаций.
Терпеливо и снисходительно относись к ошибкам других.
Уступай путь водителям, которые хотят въехать в плотное движение или перестроиться. Они наградят тебя улыбкой или кивком благодарности.
Не возмущайся каждой мелочью — медлительным пешеходом, красным сигналом светофора, трактором, поврежденным участком дороги; относись к этим явлениям как к неизбежным, вроде дождя или снега.
Не «заводись» от хамства и не отвечай тем же.
Необходимость уступать право проезда другому участнику движения — водителю или пешеходу — не должна вызывать отрицательных эмоций.
Укроти бурный темперамент — это полезно и при вождении, и при общении с инспекторами и другими водителями.
Стоя у светофора вечером, не держи ногу на педали тормоза, т. к. яркие стоп-сигналы ослепляют водителей автомобилей, стоящих сзади.
Безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования.
Не забывай благодарить поднятием руки или «аварийкой» тех, кто уступил тебе дорогу, когда ты просил, или кто предупредил тебя о чем-то.
Уступай дорогу, если просят другие, предупреждай других о невидимой им опасности.
Не настаивай на своей правоте, а просто уступи дорогу дураку или неопытному.
Старайся устанавливать «зрительный контакт» с другими водителями чтобы предупредить о чем-либо, для этого можно посигналить.
Если другой автомобиль едет медленно, не подгоняй его гудком. Водитель может быть сердитым, больным или иметь проблемы с автомобилем.
Не сигналь, чтобы показать другому водителю, что он сделал ошибку. Гудок может обескуражить его и он наделает больше ошибок.
Никогда не сигналь от злости.
Предоставляй преимущество в движении:
-водителям, которые не замечают твою машину, выезжая из-за кустарника, зданий или плохо видя через окна, покрытые грязью или льдом;
-пешеходам, не замечающим машин из-за зонтов или шляп, увлеченно беседующим;
-детям, перебегающим дорогу;
-работающим на дороге рабочим;
-слепым с тросточкой или собакой-поводырем;
-водителям, двигающимся неуверенно — высматривающим номера домов, иногородним и т.п.;
-водителям, которые совершили ошибку — вынуждены въехать на твою полосу, избегая наезда на велосипедиста, пешехода и т.п.
Всегда пропускай пешеходов там, где они имеют преимущественное право движения, жестом приглашай их идти, если они не решаются.
Оказывай помощь в дороге другим водителям. При необходимости помогут и тебе.
Не осложняй жизнь соседям и знакомым своим автомобилем.
Не засоряй землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором — для них есть отведенные места.
«Баранкин, будь человеком!» (советский рисованный мультфильм 1963 года)
Будь вежлив… и тебе вернется!
Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.
Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения.
Настоящий водитель вежлив и предупредителен — он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехода ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.
Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятельствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» любой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется недостаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может помешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.
Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.
Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.
Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пешеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!
Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однозначному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода — часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелательного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.
Этика складывается из следующих нравственных отношений:
— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;
— предупредительный, вежливый стиль езды;
— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;
— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;
— помощь другим водителям;
— ответственность за рядом сидящих пассажиров;
— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек
и т. д.
— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;
— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;
— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.
Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:
Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.
Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.
Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.
Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.
Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?
Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.
Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.
Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.
При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.
При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.
При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.
При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.
Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.
Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.
Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.
Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.
Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.
Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.
Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.
Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, — пригласи их идти понятным жестом.
Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.
Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.
Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.
Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами.
К чему этот пост?! Да всё протсо. Начинает постепенно надоедать наглость водителей, которые решили что они одни на дороге. Что никого кроме них нет и им всё дозволено. Что дозволено? Езда по тротуарам, по газонам, по обочине, не пускают в ряд, не включают поворотники, создают тырканья на дорогах, ездят на красный… Ощущение что люди совершенно не знакомы с правилами ПДД, что говорить об этике?
Я надеюсь люди научатся уважать других, а если нет, то на…
Культура вождения автомобиля
То, что культура вождения автомобиля стопроцентно зависит от культуры человека как таковой – неоспоримый факт. Ведь трудно себе представить, что автовладелец, который на работе и в быту ведет себя как никого не уважающий хам, за рулем вдруг превращается в милейшего и предупредительного гражданина. И чтобы поднять водительскую культуру, ужесточаются ПДД, повышаются административные штрафы, снимается социальная реклама. Однако очень многое зависит от нас самих: начав думать о других участниках движения, мы автоматически меняем свой стиль поведения, становимся лучше. И, кстати, начинаем чувствовать себя за рулем просто отлично!
Конечно, забыть о себе, любимом, просто нереально, как и постоянно думать об окружающих нас людях. Как и в жизни, все, что мы делаем на проезжей части – только для себя. Однако умный водитель всегда помнит о принципе бумеранга: если с кем-то обойтись невежливо, то можно в ответ получить такой же моральный «подарок». Зато приятное ощущение, что какой-то участник дорожного движения искренне вам благодарен хотя бы за то, что ему уступили дорогу, согревает душу и делает любой ненастный день ярче.
Культура вождения: определение и правила
Под термином «культура водителей» подразумеваются отношения на дорогах общего пользования, в целом характеризующие уровень взаимоотношений и взаимной выручки всех участников дорожного движения. Подразумевается, что водитель за рулем соблюдает ПДД, не создает аварийных ситуаций и в целом старается не причинять неудобств как другим водителям транспортных средств, так и пешеходам.
Есть довольно большой свод правил, которые и называются культура вождения. Выполнять эти негласные предписания способен даже новичок. Назовем лишь основные из них.
Соблюдение ПДД – первый признак уважительного отношения к своим автоколлегам. И даже если кто-то из них сам выполнил странный маневр – не стоит нервничать и ругаться. Лучше постараться понять, что будет делать этот водитель дальше, чтобы заранее предупредить аварийную ситуацию.
Увидев на обочине неисправный автомобиль, остановись и предложи помощь. Возможно, она и не нужна или ты не в силах помочь. Но в любом случае проявление сочувствия, внимание к проблемам других – признак хорошего тона.
При парковке располагай свою машину так, чтобы она не занимала полтора-два места. И уж тем более не «подпирай» уже припаркованный автомобиль. Однако бывает так, что других вариантов не остается: тогда обязательно оставь свой номер телефона на листочке под стеклом.
Если машина, стоящая на светофоре, тронулась с места не слишком быстро – не сигналь настойчиво этому водителю. Ведь можно просто «моргнуть» фарами – и он без негативных эмоций все поймет.
Когда у соседней машины видны неполадки – сообщи об этом автовладельцу.
При подъезде к светофору с красным светом или пробке пропускай автомобили, которые поворачивают налево. Лично вас это практически не задержит, все равно придется стоять! Зато, перегородив путь, вы лишаете соседей как минимум нескольких минут. То же самое касается пешеходов на перекрестке с пробкой: пропускайте людей, а не стойте прямо на переходе.
Безусловно, культура вождения в России пока что не находится на том уровне, на котором ей положено быть. Однако частично ей помогают негласные этические нормы, выработанные в течение многолетней практики вождения еще со времен Советского Союза.
Водительская этика – это не этикет, но она помогает на дороге
Что такое водительская этика? В первую очередь – совокупность нравственных правил человека за рулем, то есть как он должен себя вести. За нарушение этих правил не штрафуют и вообще не наказывают. Однако излишняя раздражительность, плохое настроение или агрессивный стиль вождения являются провокаторами многих неприятных ситуаций на проезжей части.
Любое из неприемлемых человеческих качеств способно привести к беде. Так, по каким-то личным причинам агрессивно настроенный водитель совершает массу опасных действий. Например, его явно раздражает повышенная скорость автомобиля, который его обгоняет, и агрессор сам начинает яростно давить на педаль газа, стараясь «наказать» псевдообидчика любой ценой. И напротив, когда по всем правилам нужно уступить транспортному средству, имеющему безоговорочное преимущество, он пытается «проскочить» первым.
Еще один признак человека, нарушающего этику – обгон вопреки ПДД машины, которая движется в одной полосе недостаточно быстро. Есть масса и других ситуаций, когда нарушение моральных норм накаляет обстановку на дороге.
В идеале, нравственные отношения между участниками движения должны состоять из:
отказа садиться за руль в нетрезвом виде;
вежливого стиля езды, без «рваности», резкого набора скорости и экстренного торможения; оптимальный стиль – плавный старт, постепенное торможение и перестроение, заблаговременная подача предупредительных сигналов;
недопустимости мщения за ошибки других;
использования наиболее безопасных приемов вождения;
максимальной помощи другим участникам движения;
предупредительного и вежливого отношения к пешеходам – в конце концов, это может быть беременная женщина, пожилой человек или ребенок;
ответственности за своих пассажиров;
хорошего технического состояния ТС и его внешнего вида.
Существуют и другие, достаточно тривиальные, но эффективные правила этики, которые прописаны любому человеку за рулем независимо от стоимости автомобиля, водительского стажа и даже страны проживания.
Старайся быть понятным другим. Для этого нужно предупреждать других о своих маневрах заблаговременно, а не за пару метров до поворота на перекрестке или места остановки. И не затягивай перестроение, как и не проводи его резко: это вводить в заблуждение других водителей, они не понимают, чего от тебя ожидать в дальнейшем. А это раздражает…
Помощь при обгоне – признак доброжелательного шофера. Как соблюдается это правило, демонстрирует водители фур: если за ними формируется очередь легковушек, а дорога свободна, они включают правый сигнал; сигнал левого поворота означает, что по встречной полосе едут машины, и обгон следует отложить.
Если проезжая часть сужается, соблюдай очередность проезда –«бодаться» на таких участках себе дороже. Именно поэтому в некоторых странах в таких случаях законодательно прописан алгоритм безопасных маневров.
Помогай водителям, стремящимся выехать из боковых проездов. Ведь при плотном потоке транспорта им придется стоять довольно долго в ожидании разрыва. А когда машина, едущая в первом ряду, притормозит хотя бы на пару секунд, это поможет ожидающему автомобилю встроиться в поток.
Ближний свет фар лучше включать в сумерках, а не в полной темноте. Даже если это не улучшает видимость, то однозначно помогает заранее увидеть вашу машину другим. И особенно – пешеходам.
Вообще, корректное использование световых приборов считается признаком настоящего профессионала. Например, «дальнобой» никогда не ослепит дальним светом, вовремя перейдя на ближний. А если большегруз приближается к вершине подъема, то его водитель включает ближний несколько раньше, чем станут видны фары встречного автомобиля. Вот еще несколько правил, отличающие вежливого водителя:
если «пристроился» к автомобилю-лидеру – сразу же включай ближний свет, чтобы не ослеплять водителя через боковые зеркала;
когда обгоняют тебя, выключай фары дальнего света сразу же, как только обгоняющий их включит; соответственно, когда сам обгоняешь, включай дальний свет в момент, когда поравняешься с обгоняемым;
если остановился – обязательно перейди на габаритное освещение, которое улучшит освещенность проезжей части, а заодно поможет водителям увидеть твою машину. Если фары оставить включенными, они будут слепить других водителей транспортных средств.
Рассказывать о культуре водителей можно очень долго, но лучший учитель – это практика. Поэтому всегда учитывай то, как твои поступки отражаются на других водителях. Перефразируя “крылатое” выражение: поступай со всеми участниками дорожного движения так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!