в чем выражается безопасность информационно образовательной среды иос образовательного учреждения

Статья «Создание информационно – образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования»

Создание информационно – образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования

Стойкина Татьяна Львовна,

учитель математики и информатики, МБОУ «Сусловская СОШ», Мариинского района, Кемеровской области

Создание информационно – образовательной среды в образовательных учреждениях, как условие достижения нового качества образования

«Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…»
Герберт Маршалл Маклюэн

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования. Главной задачей, которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС).

ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.

Новое качество образования – его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьезные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре.

Модернизация школы связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе:

на персональном уровне – сформировать информационную компетентность участников образовательного процесса: овладение навыками работы в Интернете, использование новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств, технологий;

корпоративном уровне – овладеть навыками совместной работы в локальной сети, Интернете, совместной проектной деятельности.

Локальная, глобальная сети изменили методологию поиска и производства знаний. Ядром, базисным компонентом информатизации образования становится освоение образовательных продуктов с новым информационным качеством.

Информационно-образовательная среда должна комплексно обеспечить все процессы в ОУ: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.

Что такое информационно-образовательная среда (ИОС) школы?

Какова ее структура и содержание?

Информационно-образовательная среда школы – система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного

ИОС школы включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности.

Эффективность использования ИКТ, возможности индивидуализации образования существенным образом зависят от уровня ИКТ-компетентности учителя, от степени его готовности к использованию ИКТ в учебном предмете, в целостном в образовательном процессе, но информационно-образовательная среда не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, выполняемые с помощью ИКТ (например, использование компьютерных презентаций вместо слайдов и видеофильмов ).

Чтобы посмотреть реальную картину Информатизации школы, был проведен мониторинг по разным направлениям.

Так в нашей школе удостоверение “Пользователь компьютера” получили 88% учителей, активно используют информационные технологии в обучении всего 53% учителей, 32 % учителей используют их эпизодически и 12% преподавателей работают в традиционном стиле.

Мониторинг эффективности использования компьютерной техники

в образовательном процессе

Оснащенность ОУ компьютерной техникой

Источник

Конспект на тему: «Формирование безопасной информационной образовательной среды школы».

Формирование безопасной информационной образовательной среды школы.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения.

формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.

организация технического контроля безопасности

Через установку антивирусных программ и фильтрации в интернете

создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.

Наблюдение за деятельностью учеников на уроке, предотвращение использование запрещенных сайтов, индивидуальные беседы.

Плакаты, информационные уголки, информационные сайты в интернете.

разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей

Совместные классные часы (дети+родители), индивидуальные консультации с родителями

Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:

Для обеспечения информационной безопасности можно использовать классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете», уголки безопасности о правилах поведения в интернете и т.д

5. Способы реализации:

Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет. Использование современных компьютерных сервисов и Интернет. Использование технологий опросов, использование Облачных технологий.

На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » и пр. Технология «Дебаты». Дискуссионные клубы.

Памятки и буклеты для детей.

Использование современных компьютерных сервисов и Интернет. Использование технологий опросов, использование Облачных технологий;

Использование ментальных карт для объяснения и структурирования информации;

Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»

— Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?».

Руководитель осуществляет руководство:

Утверждает нормативную и иную документацию гимназии.

Осуществляет контроль за реализацией программы

— разрабатывают содержание учебно-методических и информационных ресурсов, применяемых в учебном и внеурочном процессе;

— ведут учебные занятия с использованием медиапродуктов;

— дают консультации по безопасной работе с информацией;

— организуют работу слушателей: индивидуальную и в группе,

— осуществляют контроль за безопасным использованием информационных ресурсов в урочное и внеурочное время.

— активно участвуют в образовательном процессе, во внеурочной и внеучебной деятельности;

— осваивают содержание образовательных программ по обучению медиаграмотности и безопасному использованию информации.

— активно принимают участие в изучении программы

-осуществляют контроль за использованием информационных ресурсов своего ребенка вне гимназии;

-формируют культуру работы с информацией у своего ребенка.

Источник

Информационно-образовательная среда

1.1. Понятие информационно-образовательной среды

Понятия «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» не тождественны. Современный этап развития образования отличает информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС). ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы.

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качественное состояние, соответствующее информационному обществу.

ИОС – это средство осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным.

ИОС является многоуровневой иерархической средой. Выделяют следующие уровни:

— ИОС образовательного учреждения,

ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В современном образовании они стали средством поддержки преподавания любого учебного курса в образовательных учреждениях всех уровней.

Отметим, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие самой образовательной среды.

Основным компонентом образовательной среды является ИОС образовательного учреждения. Данный уровень ИОС поддерживает реализацию целей образования в конкретном образовательном учреждении с учетом специфики территориального расположения, условий, характеристиками реальных субъектов образования.

За основу понятия ИОС выберем ее определение, данное в Стандарте, пункт 26 (2, с. 49):

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

В соответствии с данным Стандартом, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, как внутренний образ общей образовательной среды.

Общая образовательная (общеобразовательная) среда имеет следующую особенность: в отличие от локальных (школьных, вузовских и т. п.) образовательных сред она абстрактна, в ней абстрактно выражены и представлены на информационном языке все ее средства, ресурсы, технологии, методики. Это универсальная информационная модель реальной образовательной среды. Образы (проекции) этой универсальной модели составляют множество конкретных сред образовательных учреждений, создаваемых с учетом их специфики.

Создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Согласно Стандарту ИОС ОУ «должна обеспечивать:

· информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

· мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

· мониторинг здоровья обучающихся;

· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

· электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

· дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности» (2, с.49).

Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога) как субъекта образования. Одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика.

Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования, наличие «путеводителей» в многомерном пространстве ресурсов, чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, «не утонул в море информации».

Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы – ИОР, в том числе электронно выраженные ИОР: электронно-образовательные ресурсы – ЭОР. Состав этих ресурсов определяет степень полноты и насыщенности ИОС.

Каждый информационно-образовательный ресурс, являясь целенаправленным средством обучения в предметной области, имеет определенное назначение, которое обусловливает требования к нему, содержание, форму выражения и порядок документирования.

ИОР и ЭОР являются предметами авторского и другого информационного права, имеют социальную значимость и в этом качестве подлежат защите и правовой охране.

Экспертная оценка, сертификация ИОР, проверка его на соответствие определенным требованиям и свойствам могут быть как обязательными (для учебников, учебно-методических пособий), осуществляемыми в порядке, установленном государством (законодательством, министерством), так и добровольными, проводимыми авторитетными, компетентными организациями.

Однако информационные ресурсы ИОС не исчерпываются множеством ИОР и ЭОР, составляющих ее первый и главный уровень. Второй уровень ресурсов ИОС составляют информационные ресурсы, имеющие образовательное значение. Информационными ресурсами образовательного значения являются печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники (художественные, критические, научно-познавательные произведения), источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации. Это ресурсы библиотек, Интернет, радио и телевидения, научно-познавательная литература, электронные документы.

Насыщение образовательной среды открытой информацией, необходимой для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности является одной из важнейших задач информатизации образования.

Методические ресурсы составляют научно-практические разработки по актуальным темам общего образования и предметного обучения. Эти документированные разработки, распространяемые в открытой печати, направлены на учебно-методическую сферу, учителей, студентов педагогических вузов. Следовательно, это тоже информационно-образовательные ресурсы, имеющие вполне определенное назначение и открытую сферу применения.

Информационными ресурсами в сфере образования и, следовательно, в ИОС являются источники права, законодательные документы. Никакие описания и комментарии не могут заменить первоисточники права. Поэтому каждый субъект образования должен уметь работать со стандартными автоматизированными правовыми системами.

Выделим базовые компоненты ИОС школы (1, стр. 89).

Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения.

Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС. Организационно-управленческая компонента ИОС – это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.

Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированных в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но возможно выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения.

Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Она может как включаться в учебную компоненту ИОС, так и выделяться в самостоятельную компоненту.

Одной из существенных сфер деятельности образовательного учреждения являются научно-методические исследования педагогов, а также и учащихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей средства информатизации научно-исследовательской деятельности, продукты творческого труда педагогов. Возможно ее включение в качестве подсистемы в методическую компоненту ИОС.

Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Целесообразно использование компьютерных телекоммуникаций и в межличностном внеучебном общении.

Административная компонента ИОС. В административной компоненте ИОС образовательного учреждения должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в данном учреждении. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

Проектирование ИОС образовательного учреждения должно заранее предусматривать возможность ее последующего объединения с другими ИОС учебных заведений в единое информационно-образовательное пространство. На сегодня реальной и эффективной реализацией требования системной интеграции ИОС образовательных учреждений является создание общеобразовательной ИОС в телекоммуникационном web-пространстве Интернета.

Информационные и коммуникационные технологии ИОС смогут оказать положительное воздействие на процесс обучения только при условии грамотного использования их возможностей. Педагог приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников и необходимые для этого информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Педагог регулирует как процессы потребления ресурсов ИОС, так и процессы их дополнения своими собственными технологиями и ресурсами, включая ЭОР собственной разработки.

Общие тенденции развития социально-информационной среды – информатизация, глобализация, коммуникация – определяют и тенденции развития ИОС. Одна из тенденций – ориентация на общемировую коммуникационную сеть Интернет, вхождение в ее сферу на правах подсистемы. Интернет является интегрированным информационно-технологическим ресурсом общемирового значения. Он объединяет непрерывно расширяемое множество информационных объектов, учебных, методических и социокультурных ресурсов, ИОР, ЭОР. Правильное использование этого потенциала в образовательной сфере, как показывает практика, приносит положительные результаты.

Но следует учитывать, что виртуальный компьютерный мир кроме множества «плюсов» имеет и свои «минусы». При попадании в виртуальное познавательное пространство складывается ощущение доступности любой информации. Однако полагая, что любые конкретные знания можно получать средствами коммуникации по мере их необходимости, пользователи не уделяют должного внимания их усвоению и воспроизведению в памяти. В результате есть риск остаться только потребителями, имеющими лишь «виртуальные» знания.

Цель ИОС не в удовлетворении информационных потребностей любознательного человека и предоставление информации в готовом для этого потребления виде, а формирование личности, умеющей создавать производную информацию.

Следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека.

1.2. Сетевые ресурсы для формирования электронной образовательной среды.

Современный учитель должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО).

Облачные технологии последние несколько лет активно используются в образовательной практике. Они становятся альтернативой традиционной IT-инфраструктуры. Модель облачных вычислений обеспечивает доступ через Интернет к различным ресурсам: сетям, серверам, системам хранения данных, приложениям.

Часто крупные компании предлагают отдельные условия сотрудничества для образовательных учреждений, как например Microsoft или Google.

Облачные технологии в образовании используются в основном для: редактирования файлов, хранения данных, организации совместной работы, управления приложениями.

Редактирование файлов

В настоящее время разнообразие облачного инструментария позволяет редактировать файлы практически любого формата. Комплексы средств редактирования файлов представляют такие сервисы как Office Web Apps, Adobe Acrobat, Google Docs, Zoho и ThinkFree Online. В таблице 1.1. представлены некоторые примеры облачных программных продуктов для редактирования различных файлов – от текстовых до видео.

Источник

Статья «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения»

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

В государственном образователь­ном стандарте (ГОС) основного общего образования ука­зано, что «информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться совре­менной информационно-образовательной средой».

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

· систему современных педагогических техно­логий;

· комплекс электронных образовательных ре­сурсов (ЭОР);

· совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, ком­муникационные каналы.

Информационно-образовательная среда обра­зовательного учреждения должна обеспечивать:

· информационно-методическую поддержку об­разовательного процесса;

· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

· мониторинг хода и результатов образовательного процесса;

· мониторинг здоровья обучающихся;

· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

· дистанционное взаимодействие всех участни­ков образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;

Существует разноуровневый подход к пониманию информационно-образовательной среды:

· среда, в которой субъект находится в те­чение всей жизни; создается интеграцией всех сред и средств коммуникации;

· среда, локализованная по территориальному признаку: федеральная, региональная, муниципальная;

· среда образовательного учреждения.

Следовательно, информационно-образователь­ную среду можно трактовать многозначно. В уз­ком смысле — это среда ближайшего окружения индивида , именно она оказывает наиболее сильное влияние на развитие учащегося. В конструирова­нии информационно-образовательной среды участву­ют учителя и учащиеся.

Рассмотрим уровни ИОС ближайшего окруже­ния индивида:

· первый уровень — ИОС школы, включающая все средства обучения и коммуникации;

· третий уровень — индивидуальные ИОС, формируемые каждым учащимся в ходе учеб­ной деятельности в ИОС двух верхних уров­ней.

Индивидуальная ИОС учащегося формируется в процессе урочной и внеурочной учебной деятель­ности. Предметные ИОС являются подсистемами открытой информационно-образовательной среды школы, взаимосвязаны междисциплинарными свя­зями и средствами коммуникации. ИОС школы, нацеленная на обеспечение качества образования, адаптирует воздействие информационной среды.

1.2 Информационно-образовательная среда и содержание образования

Сущность информационно-образовательной сре­ды определяется ориентацией на достижение обра­зовательных результатов, что нацеливает на деятельностный характер содержания образования. Требования к организации обучения в логике системно-деятельностного подхода и к образовательным результатам, — главный фактор отбо­ра содержания и разработки программы деятельно­сти учителя и учащихся в ИОС. Таким образом, содержание образования рассматривается как един­ство знаний, деятельности и развития учащихся.

Основу содержания образования составляет система научных знаний. Основными элементами научного знания, предназначенными для обязательного изучения, являются ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. Знания вза­имосвязаны с другими элементами содержания об­разования — универсальными учебными действия­ми (УУД), на формирование которых направлен об­разовательный процесс как в целом, так и по отдельным предметам. Инвариантной основой содер­жания образования в школе является фундамен­тальное ядро содержания общего образования.

· дополнительным учебным материалом;

· вспомогательным учебным материалом;

· альтернативным учебным материалом;

· специальными предметными действиями.

Для отдельного учащегося содержание оболоч­ки может отличаться и зависит от его интересов и способностей, типа образовательного учреждения, состава компонентов ИОС. Отбор содержания по каждому предмету в условиях ИОС имеет свои осо­бенности. Это связано с тем, что появляются новые информационные ресурсы и средства обучения, об­едающие принципиально новыми свойствами, что, в свою очередь, приводит к изменениям в орга­низации учебных задач и учебной деятельности в целом.

Дополнительная часть содержания образования находится в тесной связи с основной частью и служит для подкрепления и углубления положений ключевых теорий, идей, понятий, фактов. Примером дополнительного материала, функционирующего на основе средств ИКТ и обладающего интерак­тивными свойствами, могут служить словари, справочники, таблицы (единиц измерения, элементов и т. д.), энциклопедии, отдельные статьи. Расширяют основной материал виртуальные экскурсии, системы виртуальной реальности, видеосюже­ты, модели процессов и явлений, а также вопросы и задания к этим материалам.

В информационно-образовательной среде со­держание образования распределяется:

· в кабинете (стенды, живые объекты, микроскопы, приборы, гербарии, муляжи, таблицы, микропрепараты и т. д.);

· в локальной сети школы (ЭОР, средства ин­формационного взаимодействия);

· в сети Интернет (ЭОР, средства информаци­онного взаимодействия) — распределенный информационный ресурс;

Содержание образования в информационно- образовательной среде обладает открытостью — каждый учащийся:

· в любой момент времени имеет доступ к со­держанию;

· может размещать выполненные задания;

· сравнивать результаты своей работы с образ­цами, оценивать по критериям;

· оставлять отзывы на работу других учащихся;

· получать консультации учителя или других учащихся.

Это свойство актуально для организации учеб­ной деятельности не только на уроке, но и при под­готовке домашнего задания, а также для учащих­ся, временно не посещающих школу.

Архитектура ИОС включает следующие основные функцио­нальные компоненты:

в чем выражается безопасность информационно образовательной среды иос образовательного учреждения. Смотреть фото в чем выражается безопасность информационно образовательной среды иос образовательного учреждения. Смотреть картинку в чем выражается безопасность информационно образовательной среды иос образовательного учреждения. Картинка про в чем выражается безопасность информационно образовательной среды иос образовательного учреждения. Фото в чем выражается безопасность информационно образовательной среды иос образовательного учреждения

k 2.2.1 — система управления учреждением;

k 2.2.2 — система управления образовательным процессом;

k 2.2.3 — система управления образовательным контентом;

k 2.2.4 — электронная библиотечная система;

k 2.2.5 — образовательный контент;

k 2.2.6 — система управления результатами об­разовательной и интеллектуальной деятельности;

k 2.2.7 — система управления коммуникациями; систему управления персональными данными.

Система управления обра­зовательным процессом содержит информацион­ные системы и соответствующие информационное, организационное и методическое обеспечения, не­обходимые для реализации функций планирования образовательного процесса, учета посещаемости и образовательных достижений обучающихся, конт­роля и мониторинга уровня и качества знаний обу­чающихся, осуществления различных форм элект­ронного обучения.

Типовыми задачами данного компонента яв­ляются:

· составление и ведение расписания занятий, мероприятий и доступ к данной информации обучающихся, педагогов и родителей обучающихся;

· получение отчетов об успеваемости и посеща­емости;

· ведение календарно-тематических планов;

· подготовка и проведение контроля знаний обучающихся;

· поддержка различных форм обучения;

· выдача заданий для самостоятельной работы и контроль их исполнения;

· консультации и тренинги в режиме онлайн;

· поддержка проектной деятельностью и управ­ление ею.

Под образовательным контентом, будем понимать структурированное предметное содержание, используемое в образова­тельном процессе. Важно, что образовательный контент (как и образовательный ресурс) мо­жет быть представлен как в электронном, так и в неэлектронном виде.

Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и данные о них, называется элек­тронным образовательным ресурсом (ЭОР). При этом структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронных образовательных ресурсов определяются их функ­циональным назначением и спецификой примене­ния.

Струк­турированная совокупность ЭОР, содержащих вза­имосвязанный образовательный контент и пред­назначенных для совместного применения в обра­зовательном процессе, образует электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). Обобщенная структура ЭУМК включает сле­дующие системные элементы:

• комплект дополнительных электронных пособий;

• система контроля знаний;

• комплект специ­ализированного программного обеспечения;

• методи­ческие указания и др.

Структура конкретного ЭУМК формируется с учетом специфики задач конкретно­го образовательного учреждения (образовательного процесса), а также требований ГОС.

Образовательное учреждение должно иметь ин­терактивный электронный контент по всем учебным предметам.

Образовательный контент составляет содержа­тельную основу ИОС образовательного учреждения.

Система управления образовательным контентом должна обеспечивать возможности по созданию, хранению, сбору и (или) доставке образовательного контента:

• создание ЭОР и ЭУМК;

• использование при создании ЭОР и ЭУМК аудио и видеофрагментов, графических и тек­стовых примеров, электронных учебных и про­верочных материалов;

• загрузку электронных материалов;

• выгрузку материалов, ЭОР и ЭУМК на внеш­ний носитель для использования без доступа к сети Интернет;

• использование различных инструментальных средств для создания и обработки (правки) мультимедийных объектов;

• структурирование и управление ЭОР и ЭУМК для отображения в нормальном, развернутом и конспективном виде;

• создание интерактивных тренингов, ситуаци­онных игр, интерактивных практикумов;

• учет ЭОР и ЭУМК, формирование отчетов по их использованию;

• разграничение уровня доступа к ЭОР и ЭУМК;

В ближайшем будущем пл анируется внедрение единой ИОС единой государственной системы информаци­онного взаимодействия в сфере образования. При этом существует ряд задач, проблем и перспектив.

• Серьезным шагом в развитии управления каче­ством образования является переход к предоставлению услуг в сфере образования в электронном виде.

• Ядром информационно-образовательного про­странства школы, ее центральной системой стано­вится электронный журнал. Электронные журна­лы и дневники должны интегрироваться с вирту­альной обучающей средой, системами мониторинга и автоматизации управления образованием, обра­зовательным порталом государства, системой управле­ния проектами.

• Введение в школе электронного журнала и днев­ника позволяет значительно автоматизировать про­цесс текущего контроля и оценивания успеваемос­ти учащихся, что может повысить эффективность учебного процесса.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *