в чем выгода концессионера
Концессионное соглашение
Что такое концессионное соглашение?
Концессионное соглашение – это договор, который дает компании право вести конкретный бизнес в пределах государственной юрисдикции или на собственности другой фирмы на определенных условиях. Концессионные соглашения часто включают контракты между негосударственным владельцем объекта и концессионером или концессионером. Соглашение предоставляет концессионеру исключительные права вести свой бизнес на объекте в течение указанного времени и на определенных условиях.
Ключевые выводы
Как работает концессионное соглашение
Концессионные соглашения, также называемые концессионными соглашениями, охватывают различные отрасли и бывают разных размеров. Они включают концессии на добычу полезных ископаемых, оцениваемые в сотни миллионов долларов, а также небольшие концессии на еду и напитки в местном кинотеатре. Независимо от типа концессии концессионер обычно должен уплатить стороне, которая предоставляет ему концессионные сборы. Эти сборы и правила, в соответствии с которыми они могут измениться, обычно подробно описываются в контракте.
В концессионных соглашениях обычно определяются период эксплуатации и требования к страхованию, а также комиссии. Платежи собственнику могут включать арендную плату за местоположение, процент от дохода от продаж или их комбинацию. Любые дополнительные ожидания также могут быть прописаны в соглашении. Например, в соглашении может быть указано, какая из сторон отвечает за коммунальные услуги, техническое обслуживание и ремонт.
Условия концессионного соглашения во многом зависят от его желательности. Например, контракт на управление продовольственной концессией на популярном стадионе может не предлагать концессионеру особых стимулов. С другой стороны, правительство, стремящееся привлечь горнодобывающие компании в бедные районы, может предложить значительные стимулы. Эти стимулы могут включать налоговые льготы и более низкую ставку роялти.
Краткий обзор
Чем привлекательнее и выгоднее уступка, тем меньше вероятность того, что правительство предложит налоговые льготы и другие стимулы.
Общая сфера концессионных соглашений между правительствами и частным бизнесом включает право использовать определенные объекты общественной инфраструктуры, такие как железные дороги. Права могут быть предоставлены отдельным предприятиям, что приводит к исключительным правам, или нескольким организациям. В рамках соглашения у правительства могут быть правила, касающиеся строительства и обслуживания, а также текущие операционные стандарты.
Преимущества концессионных соглашений
В лучшем случае концессионные соглашения представляют собой форму аутсорсинга, позволяющую всем сторонам воспользоваться сравнительными преимуществами. Часто страна или компания владеют ресурсами, которые им не хватает знаний или капитала для эффективного использования. Поручив разработку или эксплуатацию этих ресурсов другим сторонним организациям, можно заработать больше, чем они могли бы в одиночку. Например, стране может не хватать капитала и технических навыков для использования морских запасов нефти. Концессионное соглашение с транснациональной нефтяной компанией может принести стране прибыль и создать рабочие места.
Концессионные соглашения также могут использоваться для управления рисками. Предположим, страна инвестирует значительную сумму в производство одного товара. Тогда у этой страны будет высокий идиосинкразический риск, связанный с ценой на этот товар. Например, правительства Бразилии и Мексики вложили значительные средства в государственные нефтяные компании. Стоимость их активов и их доходы значительно снизились, когда цена на нефть упала в 2020 году. Страны, предоставляющие концессии, могут потерять доходы от концессионных сборов, но они не рискуют почти таким же капиталом.
Критика концессионных соглашений
Иногда концессионные соглашения используются для извлечения выгоды из других стран. Например, зарубежные страны и компании вынуждали Китай идти на различные уступки в 19-м и начале 20-го века. Эти уступки дали иностранным компаниям право развивать и управлять железными дорогами и портами в Китае. Более того, граждане других стран часто пользовались экстерриториальностью в рамках своих уступок. Экстерриториальность означает, что иностранные законы и суды разрешают юридические споры между китайцами и иностранцами на концессиях. Естественно, что решения этих судов, как правило, шли против китайских предприятий и потребителей.
Примеры концессионных соглашений
Например, существует концессионное соглашение между правительствами Франции и Великобритании и двумя частными компаниями в отношении тоннеля под Ла-Маншем. British Channel Tunnel Group Limited и французская France-Manche SA эксплуатируют туннель под Ла-Маншем, который в соответствии с этим соглашением часто называют «каналом». Туннель соединяет две страны и позволяет осуществлять между ними пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки. Его длина составляет 31,5 мили, из них 23,5 мили проходит под Ла-Маншем. Это делает туннель под Ла-Маншем самым длинным подводным туннелем в мире, а также важным элементом общественной инфраструктуры.
В меньшем масштабе поставщики работают по концессионным соглашениям, предоставленным местными органами власти, корпорациями или другими владельцами собственности. Эта деятельность может включать рестораны и розничные магазины, расположенные в крупных аэропортах, продавцов на государственных ярмарках или продажу продуктов питания и напитков со стендов в государственных парках.
Риски для бюджета от концессий – не больше 300 млрд рублей
В российской экономике не так много частных денег, привлеченных через концессионные соглашения, сказано в обзоре «Концессии в России – 2019. Основные итоги и тренды», подготовленном Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ). «Ведомости» ознакомились с копией обзора, подлинность подтвердил представитель НАКДИ.
За последние 15 лет до стадии коммерческого закрытия (после него надо еще договориться о финансировании) дошло всего 277 проектов стоимостью более 100 млн руб., посчитала НАКДИ. Все инвестиции во все проекты должны составить около 1,9 трлн руб. Существенные вложения сосредоточены в 18 мегапроектах – 17 транспортных и одном коммунальном, обязательства в каждом превышают 30 млрд руб. На них приходится 72% (1,3 трлн руб.) инвестиций, и это обязательства обеих сторон – и государства, и частников.
Обычно говорят, что в России работают тысячи концессий, объясняет исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик: «Но в этом опте основной вал представляют небольшие так называемые арендные или операторские концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве, в большинстве случаев они не предусматривают инвестиций в создание нового актива или даже модернизацию существующего, а только эксплуатационные платежи и тариф».
Расчеты ассоциация ведет по своей базе данных «Инвестинфра», где учтены все проекты стоимостью свыше 100 млн руб., подходящие под закон о концессиях. Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) пока в эту базу не включены. Дорогостоящие соглашения ГЧП были заключены по региональным законам до того, как приняли федеральный, их учитывать сложнее. Новые проекты в основном стоят дешевле 100 млн руб. «Мы оцениваем рынок на основе максимально доступной и репрезентативной выборки, отражающей реальный инвестиционный смысл процесса, – комментирует Бик. – Данные НАКДИ верифицированы крупными участниками рынка».
Для бюджета важны риски, которые представляют все эти соглашения.
В России никто не знает, сколько концессий и ГЧП подписано, признавал замминистра финансов Андрей Иванов и предупреждал, что забалансовые риски, связанные с концессиями и ГЧП, оцениваются в 3 трлн руб. и они могут быть предъявлены к оплате.
Представитель Минфина сообщил, что замминистра приводил оценку Национального центра ГЧП. В его аналитическом обзоре говорится о 3422 проектах разного вида партнерства и бизнеса на 2,2 трлн руб., сюда входят не только концессии (1 трлн руб.), но и ГЧП, госконтракты жизненного цикла, инвестиционные соглашения и аренда с инвестиционными обязательствами.
Обязательства государства в связи с концессиями могут возникнуть как на инвестиционной стадии (капитальный грант, субсидия, бюджетные инвестиции, плата концедента), так и на эксплуатационной (возмещение расходов концессионера, плата концедента, в том числе покрывающая аренду, минимальный гарантированный доход и др.). Некоторые из них – прямые, другие – условные, которые могут наступить при определенных обстоятельствах, а могут и не наступить вовсе. Суммарный и предельный бюджетный риск по заключенным концессиям с инвестиционными обязательствами мог бы составить 992 млрд руб., пишет НАКДИ. Но часть этих денег в проекты не только не вложена, об их финансировании даже не договорились (нет финансового закрытия). А часть вложений уже возмещена – в тех случаях, когда концессия начала работать.
Поэтому подтверждаемый статистикой риск бюджета по возможным компенсациям затрат – 320 млрд руб., а можно считать, что и 260 млрд, если учитывать уже возвращенные инвестиции по купонам концессионных облигаций, говорится в обзоре НАКДИ. Частная сторона несет больше рисков, чем государство, делается вывод в обзоре: суммарные предельные риски концессионеров оцениваются в 586 млрд руб.
Эксперты считают оценку бюджетных рисков в 300 млрд руб., а не 3 трлн руб. справедливой. «Не думаю, что риски бюджета превышают полтриллиона рублей», – комментирует замруководителя Аналитического центра при правительстве Александр Радуцкий.
Оценка бюджетного риска НАКДИ представляется более реалистичной, поскольку базируется на прозрачной, конкретной методологии подсчета и многолетних данных, говорит гендиректор агентства «Национальные кредитные рейтинги» Кирилл Лукашук. Оценка в 3 трлн руб., вероятно, была очень приблизительной и может учитывать очень широкую совокупность прямых и потенциальных обязательств бюджета, полагает он.
Неверно оценивать риск как общую сумму концессий, часть из которых еще даже не профинансирована, соглашается с НАКДИ президент Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Правильнее оценивать вероятность потерь, в случае концессий она не превышает 10% от общего финансирования, а при детальном анализе становится понятно, что вероятность еще ниже, указывает он. Нужно также учесть, на какую сумму у государства возникают активы, созданные в продолжение действия концессии, замечает Радуцкий: растут не только обязательства, появляется новое имущество казны. Но данных об этих активах пока нет, потому что учет концессий до 2020 г. вели без единых правил, признает он.
Гораздо больше риски для инвесторов, которые ждут от государства компенсации затрат на стадии эксплуатации, считает Четвериков.
Сейчас, когда обсуждаются серьезные регуляторные решения – готовится закон о соглашении о защите и поощрении капитальных вложений, предлагаются существенные изменения в действующий уже 15 лет закон о концессионных соглашениях, – нужно трезво посмотреть на результат работы рынка, говорит Бик. За 15 лет – 277 концессий, в год подписываются соглашения на 300–500 млрд руб. – это меньше, чем за месяц привлекают эмитенты корпоративных облигаций при первичных размещениях на Московской бирже, отмечает Бик. С учетом этих результатов речь должна идти не о том, как защитить бюджет, а о том, как привлечь и защитить частные деньги и почему в последние годы рынок концессий совсем не растет (уберите 2–3 мегапроекта каждый год и увидите провал, объясняет она) – при наличии в России избытка ликвидности в финансовом секторе, а также огромного спроса на создание и обновление публичной инфраструктуры, резюмирует Бик.
Что такое концессия. Объясняем простыми словами
Государство (концедент) может отдавать в эксплуатацию частникам практически любое имущество. Объектами концессионного соглашения в первую очередь становятся социально значимые объекты — аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Частная компания (концессионер) обязуется построить/реконструировать/ /инвестировать в государственный объект, за что получает право пользоваться им и получать с него прибыль. Имущество при этом остается в государственной собственности.
Пример употребления на «Секрете»
«Откуда мы знаем о НЭПе? Основной источник для нас — «Золотой телёнок» и «12 стульев» Ильфа и Петрова. Напомню, там был концерн «Геркулес» — в нём легко узнать любую современную госкорпорацию. А ещё кроме «Рогов и копыт» там была концессия по строительству трамвая. О ней все забывают, хотя это в принципе то, что вполне соответствует концепции нацпроектов, только на местном уровне: строили этот несчастный трамвай в Старгороде, когда можно было купить ишака».
(Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах — о параллелях между современными реалиями в экономике и произведениями Ильфа и Петрова.)
Нюансы
Типы концессионных соглашений:
По законодательству РФ:
BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству.
По факту чаще используется:
BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнёрства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру.
История
Практики, напоминающие концессию, восходят к Древней Греции и Древнему Риму — там был широко распространён откуп, разрешение государства взимать налоги от своего имени за определенную плату. Первой «классической» концессией, однако, считается договор между Кастилией и Христофором Колумбом, по которому он получал 10% от всех привезённых товаров и природных ресурсов, а также имел право взимать долги по налогам с горожан города Палоса.
Факты
Объекты исключительных прав не могут быть объектом концессионного соглашения.
Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем и соединяющий Англию с континентальной Европой, был возведён по договору концессии компанией Getlink, которая управляет им и получает доход от перевозки пассажиров.
Коммерческой концессией (или франчайзингом) называют сделку между двумя частными компаниями / предпринимателями: одна разрешает другой за плату вести бизнес от своего имени, используя технологию, сырьё, бизнес-модель, товарный знак.
Практика
Крупнейший концессионный проект последних лет в Москве — строительство Северного дублёра Кутузовского проспекта стоимостью около 40 млрд рублей.
Концессионные соглашения в сфере ЖКХ: алгоритм для муниципалитета
Кто может участвовать в концессионном соглашении
В концессионном соглашении должны быть предусмотрены взаимоотношения между сторонами-участницами: концессионером — частным партнером и концедентом — публичным партнером (ст. 3 Закона № 115-ФЗ). В рамках соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать объект, а затем использовать его в своей деятельности. Концедент обязуется предоставить концессионеру на определенный срок права владения и пользования объектом соглашения для осуществления деятельности. При этом право собственности на объект принадлежит или будет принадлежать концеденту. Концедентом от имени муниципального образования выступает орган МСУ. Концессионером может быть ИП или юрлицо. В качестве концессионеров могут выступать два и более юридических лица, действующие по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), без образования единого юридического лица.
Документ: Регулирование муниципальных концессий осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Что может быть объектом концессионного соглашения
Объектом соглашения может выступать:
Возможные объекты концессионного соглашения указаны в статье 4 Закона № 115-ФЗ:
Рекомендация: Концессии имеют не только преимущества, но и недостатки. Какие — посмотрите в таблице ниже. Проанализируйте их, прежде чем заключать соглашение
ПРИМЕР. В 2016 году МУП Великого Новгорода «Теплоэнерго» заключило соглашение с одной из частных компаний. Ей передали изношенные системы теплоснабжения и горячего водоснабжения. Средств на модернизацию в местном бюджете не хватало. Соглашение заключили на 25 лет. В течение 5 лет концессионер вложил в модернизацию оборудования 2 млрд руб. Он модернизировал старые котельные и построил новые, заменил трубы. При этом право собственности на оборудование и планируемые улучшения осталось у муниципалитета. В течение 8 лет бюджет Великого Новгорода ежегодно получал концессионные платежи в размере 70 млн руб. Средства шли на погашение задолженности МУП «Теплоэнерго».
В Волгограде реализуется соглашение между администрацией города, МУП «ВКХ» и частной компанией в отношении объектов теплового хозяйства. Стороны предусмотрели 29,6 млрд руб. инвестиций. Срок соглашения — 30 лет. В другую концессию передали объекты наружного освещения. Срок реализации соглашения — 15 лет. Объем инвестиций — 943,9 млн руб.
В Казани передали в концессию дамбу. Концессионер обязуется инвестировать в ее реконструкцию и модернизацию 837 млн руб. Муниципалитет получает концессионную плату в размере 63,8 тыс. руб. в месяц. Срок действия соглашения — 49 лет.
Одной из сторон концессионного соглашения может стать регион. Например, в Тульской области такое соглашение подписали региональное правительство, администрация города Советска и частная теплоснабжающая компания. В рамках проекта запланировано строительство котельной, центральных тепловых пунктов, сетей горячего водоснабжения Советска.
Преимущества и недостатки муниципальных концессий
Долгосрочный характер соглашения позволяет сторонам осуществлять стратегическое
планирование своей деятельности с четкой постановкой цели на перспективу
Из-за длительности срока соглашения невозможно заранее предусмотреть все обстоятельства
и риски, которые могут возникнуть в будущем
Частный партнер сохраняет полную свободу в принятии важнейших управленческих
решений. Но у публичного партнера есть рычаги воздействия на частного партнера в
случае, если последний нарушит существенные условия соглашения
Объекты инфраструктуры, которые являются предметом соглашения, имеют
продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций
При проведении долгосрочных финансово-экономических расчетов нередко возникают сложности,
погрешности и ошибки. Это повышает риск того, что частный партнер не выполнит условия соглашения
Как провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в ЖКХ
Если услуги в рамках проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а соглашение заключать по итогам конкурса, следуйте алгоритму, указанному ниже.
Шаг 1. Определите состав сторон соглашения
Полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, так как он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. При необходимости представительный орган вносит в устав муниципального образования положение о наделении местной администрации полномочиями концедента. Во многих случаях одной из сторон соглашения выступает регион (см. ниже «На заметку»).
На заметку:
Когда нужно привлечь регион в качестве стороны соглашения
С 1 января 2017 года орган местного самоуправления обязан привлечь регион в качестве самостоятельной стороны соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения, если полномочия в сфере тарифного регулирования не переданы на уровень муниципалитета. Орган МСУ не вправе устанавливать тариф, утверждать инвестиционную программу, возмещать недополученные доходы и экономически обоснованные расходы концессионера. Все это — полномочия региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион — третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение тарифных условий.
Пока регион не подпишет соглашение, оно заключено не будет. Но основания отказа региона от подписания муниципальной концессии законом не предусмотрены.
Шаг 2. Проведите техническое обследование
Техническое обследование объекта концессионного соглашения — обязательное условие подготовки проекта. Если обследование провели некорректно или не выполнили вовсе, возникает риск, что концессионер не сможет исполнить свои обязательства. Либо муниципалитет неверно поставит ему задачи.
В ходе обследования нужно определить:
Включите отчет о проведении техобследования в конкурсную документацию.
Шаг 3. Подготовьте или актуализируйте схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
По результатам технического обследования подготовьте новые или актуализируйте существующие схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. На основании схем вы разработаете задание муниципалитета.
Шаг 4. Подготовьте задание
Важная деталь: Не включайте в задание требования, ограничивающие доступ кого-либо из участников конкурса к участию в нем или создающие кому-либо из них преимущества
В задании указывают целевые показатели и прогноз потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать:
Задание концедента — основа для определения инвестиционных обязательств. Включите задание в состав конкурсной документации и соглашения. На основе задания участники конкурса составят перечень мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта. Используйте его, чтобы установить плату концедента либо объем софинансирования им расходов.
Шаг 5. Подготовьте документацию
Рекомендация: Заключите соглашение с кредиторами о порядке выплат по долгам эксплуатирующей организации, чтобы обезопасить проект
Подготовьте проекты решения о заключении соглашения, сообщения о проведении конкурса, конкурсной документации и самого соглашения. В проекте решения укажите:
Участники конкурса должны обеспечивать достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых показателей деятельности концессионера.
В сообщение о проведении конкурса включите:
Шаг 6. Примите решение о заключении концессионного соглашения
Конкурсную документацию и проект соглашения утверждает исполнительный орган МСУ решением о заключении концессионного соглашения. Согласуйте решение с представительным органом, если этого требует устав муниципального образования. Уставом может быть также предусмотрена необходимость согласования с представительным органом решения о передаче имущества в концессию или существенных условий соглашения.
Шаг 7. Создайте конкурсную комиссию
В состав конкурсной комиссии включите не менее пяти человек. Среди них должны быть представители органов МСУ.
Шаг 8. Опубликуйте сообщение о проведении конкурса
На заметку: Публикация требует регистрации организатора на этом сайте
Сообщение о проведении конкурса и конкурсную документацию муниципалитет публикует на сайте torgi.gov.ru.
Заявки на участие в конкурсе принимайте как минимум 30 дней со дня, когда опубликовали сообщение. Либо со дня, когда направили потенциальным участникам приглашение принять участие в конкурсе или уведомление.
Шаг 9. Определите победителя
При оценке предложений участников конкурса учитывайте предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера. К ним относятся:
Шаг 10. Опубликуйте сообщение о результатах конкурса и заключите соглашение
Сообщение о результатах конкурса муниципалитет — организатор конкурса публикует на сайте torgi.gov.ru, в местных СМИ, размещает на своем официальном сайте.
Что предусмотреть в концессионном соглашении
СВЕТЛАНА ИСУПОВА, генеральный директор ООО «ЕврАКонс», доцент Московского областного филиала РАНХиГС, к.ю.н.
Концессия
Что такое концессия
Концессия — это разновидность государственно-частного партнерства, в рамках которого частный партнер создает и эксплуатирует объект публичной инфраструктуры, собирая с пользователей объекта плату в свою пользу. Роль государственного партнера в концессионном соглашении заключается в том, что он предоставляет частному партнеру земельный участок, иные права или эксклюзивный договор, позволяющие частному партнеру реализовать проект.
Два основных участника концессионного соглашения:
Концессионер — частная компания, которая берет на себя обязательство построить или реконструировать объект, управлять им, и получает право извлекать доход от предоставления услуг объекта на условиях, определенных концессионным соглашением.
Концедент — федеральный, региональный или муниципальный орган власти, который передает концессионеру право на создание и управление объектом инфраструктуры.
Объекты концессии в России
Объектами концессии могут быть самые разные виды инфраструктуры. Широко распространены и хорошо известны концессионные соглашения на строительство платных автомобильных дорог, но в целом в перечень возможных объектов входят следующие варианты :
Плата концессионера
Поскольку выгода от эксплуатации объекта может быть слишком велика для тех инвестиций, которые требуются для его создания, концессионное соглашение может включать плату концессионера за пользование объектом. Эта плата может принимать следующий вид :
Плата концессионера устанавливается исходя из необходимости довести ожидаемую норму доходности его инвестиций до уровня, который, с одной стороны, означал бы, что концессионер не получает избыточно высокие доходы от вложений, а с другой —ожидаемая доходность достаточно высока, чтобы сделать проект привлекательным для частного партнера.
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.
Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.