в чем вы видите причины неэффективной деятельности сэва
Доклад на тему «Совет экономической взаимопомощи»
«Совет экономической взаимопомощи»
2.1. Период успешного функционирования……………………………. ……. 7
Образование в середине XX века Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) явилось важной вехой в истории всего мирового сообщества. За время своего существования Совет превратился в авторитетную динамичную экономическую интеграционную структуру во главе с СССР. Несмотря на то, что СЭВ самоликвидировался в 1991 году, анализ и изучение его экономической деятельности, развития интеграционных процессов и по сей день крайне актуальны.
Целью данной работы является изучение истории создания и деятельности Совета Экономической Взаимопомощи в XX веке.
Для этого поставлены следующие задачи:
Анализ истории образования СЭВ;
Рассмотрение основных этапов деятельности;
Выявление причин распада СЭВ и его значение для государств, входящих в него.
Налаживание сотрудничества стран Восточной Европы между собой и Советским союзом позволило постепенно преодолеть экономический упадок и разруху. Однако в этот период экономические связи развивались на двусторонней основе. Стимулирующим фактором послужила развернувшаяся в конце 40-х годов «холодная война», отказ США и других западных (капиталистических) держав поддерживать экономические отношения со странами «социалистического блока». Естественно, экономическая помощь со стороны США, равно как координация торгово-экономических связей, предусмотренные планом Маршалла, также не распространялись на Восточную Европу, как сферу влияния СССР. СЭВ создавался на основе принципов равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п. Это было ответом изоляционной политике Запада.
Новая международная организация была создана, прежде всего, по политическим мотивам. Именно политика и идеология стали у истоков экономического объединения ранее мало экономически связанных между собой стран. Для стран Восточной Европы, вошедших в число учредителей СЭВ, взаимные связи ранее не являлись ведущим направлением внешнеэкономической деятельности. До 90 % их товарооборота приходилось на страны, находившиеся за пределами формирующегося нового «экономического пространства». Весьма скромные масштабы до Второй мировой войны имела торговля этих стран с Советским Союзом. Тем самым можно признать, что практически отсутствовала одна из важнейших предпосылок развития экономической интеграции − традиционные длительные глубокие хозяйственные связи стран-партнеров, разделение труда между ними. С другой предпосылкой интеграции дело обстояло так же: хозяйственные механизмы были малосопоставимыми. Третья предпосылка тоже отсутствовала: СЭВ объединил страны с различными иностранными традициями и менталитетом. Однако обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора и буквально заставляла их идти на сближение.
Глава II . Деятельность СЭВ.
2.1. Период успешного функционирования
В первые полтора-два десятилетия экономика и взаимные связи стран СЗВ развивались достаточно динамично: в тот период, как свидетельствовали объективные сопоставления, они неуклонно улучшали по многим показателям свои позиции в экономическом соревновании двух систем. На фоне успехов родилась идея не только координировать друг с другом пятилетние народнохозяйственные планы, но и согласовывать перспективы развития на более длительный период в 10-15 лет. А для этого важно было наметить общие стратегические ориентиры в экономическом сотрудничестве.
Тем не менее, провозгласив новые принципы и начав не без успеха претворять их в жизнь, Совет Экономической Взаимопомощи оказал определенное влияние на подход развивающихся государств к переустройству мирового экономического порядка, да и на представления международных политических и интеллектуальных кругов по этим вопросам.
Как уже отмечалось, международное разделение труда означало, что каждая страна будет специализироваться на тех отраслях, которые наиболее соответствуют условиям данной страны (сырье, кадры, традиции) с тем, чтобы обеспечить продукцией этих отраслей и другие страны, получая в обмен их продукцию. Подобное разделение труда требовало координации народнохозяйственных планов: в них необходимо было учитывать потребности в той или иной продукции не только своей страны, но и других стран; необходимо было рассчитать и сделать соответствующие запросы на продукцию других стран. Иными словами, требовалось планирование уже в международном масштабе.
Скачок цен на нефть в 1973 году привёл к усилению роли сырьевого сектора в экономике: оборот внешней торговли СССР вырос за период с 1970 по 1975 год в 2,3 раза, при этом экспорт топлива, составлявший в 1970 году 15,6 % возрос к 1987 до 46,5 %. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ в конце 1980-х их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.
Логинова и Травина считают, что «Самым существенным недостатком
являлось слабое вхождение в мировой рынок и недостаточное использование научного и производственного потенциала. Помимо дискриминации со стороны капиталистического мира, не была учтена взаимосвязь между структурой товарооборота и потребностями научно-технической революции». 11
Причины распада СЭВ и его последствия
Заседание Исполнительного комитета Совета Экономической Взаимопомощи
Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.
Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %
Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.
Революции в странах Восточной Европы, распад СССР, образование новых государств в Евразии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Совет экономической взаимопомощи(СЭВ)
Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
Основные решения принимались на ежегодно созываемых сессиях, проходивших поочерёдно в столицах стран — членов в порядке названий по русскому алфавиту. Делегации стран возглавляли главы правительств, на 16—18-м и 23-м заседаниях делегации стран возглавляли первые (генеральные) секретари центральных комитетов коммунистических и рабочих партий. В 1962 году был создан исполнительный комитет, состоявший из представителей стран — членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Действовал секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное лицо Совета) и его заместители.
Переводной рубль — коллективная валюта, мера стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчётов стран — членов Совета экономической взаимопомощи.
Создание
5 января 1949 года в Москве по инициативе СССР и РНР[3] было созвано закрытое экономическое совещание (продлилось до 8 января) представителей правительств Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, принявшее решение об образовании Совета экономической взаимопомощи, призванного способствовать установлению тесных экономических связей между Советским Союзом и странами новой демократии[4]. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года[5], но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «Общий рынок», предшественник Европейского союза). Приоритетным направлением деятельности СЭВ было определено экономическое и научно-техническое сотрудничество стран — членов Союза, включавшее развитие взаимной торговли, организацию обмена хозяйственным опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц. До 1969 года штаб располагался на улице Петровка, 14 в Москве, после — на Новом Арбате.
Период успешного функционирования организации
С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.
В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо-и энергосберегающих технологий (таких, например, как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».
Начинаются контакты между СЭВ и ЕЭС. В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.
В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.
Кризисные 1980-е и распад СЭВ
Скачок цен на нефть в 1973 году привёл к усилению роли сырьевого сектора в экономике: оборот внешней торговли СССР вырос за период с 1970 по 1975 год в 2,3 раза, при этом экспорт топлива, составлявший в 1970 году 15,6 % возрос к 1987 до 46,5 % (если в 1970 году доля машин и оборудования в экспорте составляла 21,5 %, то к 1987 году она сократилась до 15,5 %). Если доля энергоресурсов в экспорте стран СЭВ составляла в 1971—1975 годах 14,5 %, то к 1979 уже возросла до 58,8 %.
СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ в конце 1980-х их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.
5 января 1991 года на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.
28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.
Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.
Причины распада СЭВ и его последствия
Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигло той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовали: выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.
Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна даёт больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран — членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1938 году (пик предвоенного экономического подъёма) и в 1970 году (наиболее успешный период функционирования СЭВ), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %
Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнёры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., но за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.
Члены Совета экономической взаимопомощи
Секретари СЭВ
Фаддеев, Николай Васильевич — с 1967 по 1983
Сычёв, Вячеслав Владимирович — с 1983 по 1991
Причины распада СЭВ и его последствия
Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.
Безденежнаяторговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %
Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.
Формально СЭВ был распущен в 1991 году.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Около 1 / 3 всей внешней торговли СССР (включая и торговлю с остальным СССР ) приходилось на страны СЭВ вне СССР, причем экспорт Украины в эти страны (в основном в ГДР, Чехословакии и Польше) превышал импорт в 1965 г. на 42,5%.
Украина была также главным рынком сбыта стран СЭВ в СССР. Чехословакиявкладывала свои капиталы в развитие Криворожских рудников, аБолгаря делала инвестиции для развития завода «Азовсталь».
ВЕНГРИЯ и СЭВ
В июне 1967 г. между СССР, ЧССР и ВНР был подписан договор о наиболее эффективном использовании нефтепровода «Дружба» для поставок нефти из Советского Союза в Венгрию. Выполнение договора обеспечило венгерскому народному хозяйству экономию на транспортных расходах приблизительно 30 млн. форинтов в год по сравнению со стоимостью перевозок того же количества нефти по железной дороге. В том же году в польском местечке Забже при шахте «Рокитница» вступило в строй пятое, самое крупное предприятие смешанного польско-венгерского акционерного общества «Халдекс», перерабатывающее угольные отвалы польских шахт по венгерской технологии. Проектная мощность нового участка 325 т угля в сутки. Венгрия активно участвовала в осуществляемых в рамках СЭВ межгосударственной специализации и кооперировании производства. В 1967 г. между Венгрией и ГДР было подписано соглашение о распределении производственных программ по выпуску отдельных видов счетных машин, а также о специализации в одной из отраслей станкостроения. В начале следующего года ГДР, Венгрия и Чехословакия заключили трехстороннее соглашение о специализации в области электронно-измерительной техники. Осуществлялось венгерско-польское сотрудничество по совместному производству грузовых автомобилей и автобусов.
В сентябре 1962 г. в Венгрию пришла первая советская нефть по магистральному трубопроводу «Дружба». Десять лет спустя вступил в строй трубопровод «Дружба-2» повышенной пропускной способности, рассчитанный на 10 млн т в год. Так заработал энергетический мост Москва–Будапешт, по которому с Востока на Запад шла приволжская, а позднее сибирская нефть, а в обратном направлении – бартерная продукция венгерского машиностроения, фармацевтической, пищевой и аграрной промышленности.
Расходы венгерской стороны на строительство трубопроводов окупились всего за три года. На трассе «Дружбы» выросли крупные предприятия: Дунайский нефтеперерабатывающий завод, нефтехимический комбинат Tisza, сооруженные при техническом содействии СССР. Их продукция успешно шла за рубеж.
В 1973 г., после арабо-израильской войны, произошел драматический «взрыв цен» на мировом нефтяном рынке. Чтобы смягчить его последствия для стран СЭВ, Москва еще длительное время продолжала поставлять нефть своим союзникам по 16 переводных рублей за тонну, тогда как мировые цены подскочили до 80 долл. Да и с 1975 г., после ревизии условий торговли, советская нефть оставалась для венгерских партнеров относительно недорогой, что позволяло им поддерживать сравнительно высокий жизненный уровень населения.
Начиная с 1975 г., в Венгрию стали поступать крупные объемы советского природного газа. Многие электростанции, теплоцентрали, котельные перешли с бурого угля на экологически чистое топливо, в Будапеште стало легче дышать. Существенно улучшились экономические показатели предприятий, перешедших на новый вид топлива. Удельный вес газа в энергопотреблении страны со временем приблизился к 40%. В 70–80-х годах в рамках единой энергосистемы стран СЭВ в Венгрию поставлялось также значительное количество электроэнергии с украинских электростанций по линии электропередач Винница – Альбертирша.
Особое место в двустороннем энергетическом сотрудничестве занимает атомная энергетика. Свыше 40% потребностей Венгрии обеспечивает атомная электростанция Paks на Дунае. Четыре блока ВВЭР-440 были построены в 70–80-х годах по программе экономической интеграции стран СЭВ. За основу был взят усовершенствованный «нововоронежский» проект, на стройке трудились сотни советских специалистов. Значительная часть оборудования была поставлена чехословацким предприятием Skoda-Plzen.
После Чернобыльской катастрофы на АЭС Paks была проведена большая работа по дополнительному усилению систем безопасности с привлечением известных западных фирм. Придирчивые эксперты Евросоюза не возражали против продолжения эксплуатации всех четырех блоков до окончания проектного срока, то есть до 2012–2017 гг. А теперь принята программа мероприятий по продлению срока эксплуатации АЭС.
С 1988 г. политика Венгрии в отношении сотрудничества в СЭВ направлена на пересмотр сложившихся отношений, постановку их на рыночную основу и перевод расчетов на твердую валюту. В ВНР критикуют одностороннюю ориентацию на СЭВ, т. е. подключение страны к широкому рынку, но такому, который не предъявляет требования к качеству с точки зрения импорта, не может помочь Венгрии ликвидировать техническое отставание, а в области экспорта этот рынок тянет страну назад, принимая продукцию любого качества.
Болгария и Румыния в СЭВ более других стран Восточной Европы выиграли от проведения индустриализации с помощью СССР и других государств социалистического содружества. Здесь впервые была создана фабрично-заводская промышленность, это свидетельствует о запоздалом осуществлении в БНР и СРР промышленной революции и индустриализации. Поэтому вначале с помощью СССР здесь создали пищевую промышленность (консервированные овощи и фрукты в больших объемах долгое время закупались СССР). В стране много горных рек, поэтому строились ГЭС и создавалась электроэнергетика. В Родопских горах находились значительные залежи руд цветных металлов, на их базе создали металлургию цветных металлов. Однако машиностроительная отрасль (кроме сельхозмашиностроения.) как основа индустриализации не была создана. Машины для оснащения пищевой, горнодобывающей и металлургической отраслей завозились из СССР и ряда других стран.
Похожие процессы проходили и в Румынии.
СЭВ И РУМЫНИЯ
Одной из важнейших задач социалистического строительства в Румынии была ликвидация унаследованной от прошлого экономической отсталости страны, подъем ее производительных сил. Только социалистическая индустриализация позволила превратить Румынию в страну с развитой современной промышленностью и коллективизированным сельским хозяйством, обеспечить рост общественной производительности труда и повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся.
В период 1950—1970 гг. в промышленность направлялось в среднем 52% народнохозяйственных капиталовложений, из них более половины — в такие отрасли тяжелой индустрии, как производство электроэнергии, металлургию, машиностроение и химическую промышленность. За это время вошло в строй около 2300 новых промышленных предприятий и цехов.
Благодаря помощи социалистических стран, в первую очередь СССР, в решающих отраслях румынской промышленности созданы предприятия высокой технической оснащенности. К таким предприятиям можно отнести, например, металлургический комбинат в Галаце, тракторный завод в Брашове, нефтехимический комбинат в Борзешти и др.
В 1970 г. промышленное производство Румынии в 17 раз превысило уровень 1938 г. На долю СРР приходится 1,3% мирового промышленного производства по сравнению с 0,3% в довоенный период. Из отсталой аграрной страны Румыния превратилась в индустриально-аграрное государство.
Преимущественное развитие получили такие отрасли тяжелой индустрии, как электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность, черная металлургия. Их удельный вес в валовой промышленной продукции составил в 1970 г. около 50% по сравнению с 18% в 1938 г.
По выпуску зерновых комбайнов Румыния вышла на первое место среди европейских стран СЭВ (без СССР), а по производству тракторов — на третье. Большие успехи достигнуты в развитии нефтяного машиностроения, по которому Румыния заняла третье место в мире (после США и СССР).
Высокими темпами развивается химическая промышленность. За 1951 —1970 гг. объем химического производства возрос более чем в 40 раз. Наибольшее развитие получило производство содовых продуктов: по выпуску каустической и кальцинированной соды Румыния занимает соответственно второе и третье места среди европейских стран СЭВ (без СССР). Начиная с 60-х годов высокими темпами стало развиваться производство продуктов органической химии, полностью базирующееся на переработке нефти и газа. В несколько раз возросла также легкая и пищевая промышленность.
Социалистическая индустриализация страны обеспечила укрепление материально-технической базы сельского хозяйства. Происходит непрерывный процесс модернизации сельскохозяйственного производства, основывающийся на применении средств механизации, минеральных удобрений, создании оросительных систем. Производство сельскохозяйственной продукции в 1970г. увеличилось в 1,5 раза против довоенного уровня.
Развитие экономики в Румынии сопровождается экономическим развитием ранее отсталых уездов. В довоенной Румынии почти вся промышленность была сконцентрирована в 6 центрах: Бухаресте, областях Валя Праховей, Брашове, Хунедоаре, Тимишоаре и Решице. А такие провинции, как Молдова, Добруджа, Олтения, в которых проживало 38% населения, давали лишь 12% промышленной продукции. Теперь же типично сельскохозяйственные в прошлом уезды — такие, например, как Арджеш, Долж, Яссы, Нямц и другие, производят разнообразную промышленную продукцию почти наравне с традиционными индустриальными уездами Тимиш, Сибиу, Караш-Северин, Клуж На карте страны появились новые индустриальные центры Рознов, Сэвинешть, Георгиу Деж и др.
Советский Союз оказал содействие Румынии в строительстве многих промышленных объектов, на которых в начале 1969 г производилась в частности, половина всей электроэнергии и труб, а кокса — около 60%.
Значительную помощь в развитии румынской экономики оказали и другие социалистические страны ЧССР поставляла энергетическое оборудование для электростанций, установки для телесвязи, коксующийся уголь, кокс, ГДР — различное оборудование и приборы, химикаты, специальную сталь, с помощью нескольких социалистических стран был построен крупный целлюлозно-бумажный комбинат.
По линии СЭВ Румыния специализируется на производстве 380 видов машин и оборудования Основные направления специализации — производство сельскохозяйственных машин, товарных вагонов, нефтяного оборудования и др Вместе с другими социалистическими странами — членами СЭВ Румыния участвует в таких организациях коллективного сотрудничества, как Общий парк грузовых вагонов, Объединенный научный институт ядерных исследований в Дубне, Международный банк экономического сотрудничества В 1964 г Румыния присоединилась к объединенной энергосистеме «Мир», с 1970 г сотрудничает в области черной металлургии и химии в организациях «Интерметалл» и «Интерхим», в начале 1971 г стала членом Международного Инвестиционного банка.
Чехия и СЭВ
Сегодня в Центральной и Восточной Европе все сильнее ощущаются признаки кризиса, терзающего западноевропейские страны. Чехия всегда считалась образцом для подражания стран «новой Европы»: маленький госдолг, приличный экономический рост, стабильная банковская система. Однако в начале 2012-го страна неожиданно показала признаки рецессии, оказавшись в компании прежде более слабых Венгрии и Хорватии. Фактически, пока кризису на востоке Европы успешно сопротивляются лишь Польша и Словакия.
ВВП Чехии во II квартале 2012-го сократился на 0,2%. «Экономика сокращается ввиду сильного уменьшения объемов экспорта и падения внутреннего спроса», – говорит зампред центробанка Владимир Томшик. Действительно, в июне промышленное производство сократилось по сравнению с тем же периодом прошлого года на 2,2%.
Чехия – это классическая промышленная страна с традиционно высокой долей экспорта, около 80% которого идет в Евросоюз (в основном в Германию). Однако соседняя Словакия, имея аналогичную структуру промышленности и экспорта, выходит в текущем году на рост более 2% и о рецессии даже не помышляет.
Чехия – индустриальная страна. Основные отрасли – топливно-энергетическая, металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность. Также велика в экономике доля сферы услуг – прежде всего туристических и финансовых. А вот доля сельского и лесного хозяйства, а также горнодобывающей промышленности незначительна и продолжает уменьшаться.
Чехия унаследовала от ЧССР структуру экономики, которая в новых условиях оказалась энергетически неэффективной, неэкологичной и устаревшей с отраслевой точки зрения
В Чехии тогда непропорционально большую долю занимала черная металлургия на привозном сырье, тяжелое машиностроение и военная промышленность. Внешняя торговля подчинялась директивам СЭВ, ориентировалась на нужды СССР и по сравнению с развитыми странами была незначительной.
Чехия – это не только легендарное пиво и центральноевропейская туристическая мекка. Для ее экономики значительно большую роль играют автомобильная промышленность и финансовая система.
Чехия лидер по производству автомобилей. История компании Škoda Auto,
Югославия и СЭВ
Отношения СФРЮ с СССР и другими социалистическими странами характеризуются широким сотрудничеством в различных областях. На основе соглашения, заключенного в 1964 г между СЭВ и Югославией, она участвует в работе ряда органов этой международной организации, сотрудничает в реализации Комплексной программы социалистической экономической интеграции.
В стране ведется значительное жилищное строительство (в 1978 г. построено ок. 146 тыс. квартир), достигнуты определенные успехи в области образования, здравоохранения и социального обеспечения. В 1979 г., с учетом повышения розничных цен и стоимости жизни, рост жизненного уровня составил в среднем ок 4,5
ПНР и ВНР были экономически более развиты, чем БНР и СРР. Находясь до осени 1917 г. в составе Российской империи, Польша имела развитую текстильную, угольную и металлургическую промышленность, а в Венгрии почти те же отрасли развивались еще в рамках Австро-Венгрии. В довольно трудных условиях 50-х гг. XX в. здесь создавалась машиностроительная промышленность.Свои экономические трудности имелись и в ГДР. Восточная Германия, попавшая под влияние Советского оккупационного режима, издавна была аграрной частью Германии. В Западной Германии находились залежи каменного угля и железной руды. Для развития металлургии ГДР пришлось использовать бурый уголь. Чтобы сократить затраты на индустриализацию, “молодое” машиностроение стало специализироваться на неметаллоемких отраслях. Чехословакия, как известно, состояла из промышленно развитой Чехии и аграрной Словакии. Однако в последней, как и в Болгарии, протекает много горных рек, поэтому экономически выгодной оказалась переброска более 300 предприятий из Чехии в Словакию. Для их деятельности использовалась энергия от ГЭС, построенных на горных реках.