в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.

Оглавление

1.6.1. Экономические законы рыночной экономики

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:

где: М – количество необходимых для обращения денег;

PQ – сумма цен проданных товаров;

v – скорость оборота денежной единицы.

И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.

Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики

Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).

Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.

1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы

Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).

Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:

Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Рынок товаров и услуг

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.

Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.

Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.

Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.

Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.

Источник

Ограниченность возможностей рынка.

Рынок в целом ряде случаев не эффективно распределяет ресурсы, следствием этого становятся внешние эффекты.

Внешние эффекты – это рыночные ситуации, когда 3-е лицо не участвующее в рыночной операции получает выгоду или ущерб.

Примером отрицательного внешнего эффекта является ущерб населению в связи с загрязнением окружающей среды, вследствие чего граждане имеют дополнительные расходы на лекарства, а предприятия не учитывают издержки загрязнения в себестоимость производимой продукции. Было бы иначе, если бы предприятия устанавливали фильтры и очистные сооружения. Следовательно, цена производства не учитывает всех затрат. Следствием внешнего эффекта является не только дополнительные расходы на лекарства, но и заниженная цена производства и производство чрезмерного объёма продукции, и направление на использование чрезмерного объёма ресурсов.

В случае отрицательного эффекта рынок не эффективно распределяет ресурсы.

При положительном внешнем эффекте рынок направляет не достаточное количество ресурсов на производство данных благ. При этом цена производства завышена рынком.

Но это не единственный недостаток рынка. Рынок не производит общественных благ, так как это производство не принесёт дохода предприятию, поэтому общественные блага вынуждено производить государство. Приведем примеры общественных благ:

— дошкольное и среднее образование

— медицинское обслуживание (в частности относится к нашей стране)

— места культурного отдыха

Таким образом, общественные блага уравнивают людей, то есть ставят их в равные стартовые условия.

Ещё одним недостатком является то что рынок гарантирует получение доходов только тем, кто осуществляет вложения ресурсов, то есть те у которых нет ресурсов не получат доходов. Например, инвалид не способный работать, без вмешательства государства не будет получать деньги, ни от кого. Аналогичная ситуация с пенсионерами. Это ограничение рынка одно из самых значимых, которое должно очень чётко регулироваться рынком.

Рынок так же не гарантирует права на экономическую деятельность. Это право завоевывается в конкуренции. Примером этого может служить банкротство предприятий, не выдержавших конкуренции.

Циклическое развитие рыночной экономики тоже нуждается в государственном регулировании. Для экономического цикла характерны спады и подъёмы вследствие чего отсутствие стабильности.

Рынок стихийно стремится к монополизму, и чем выше степень монополизма в экономике, тем больше проблем появляется у средних и малых предприятий, следовательно, отсутствует конкуренция и тормозится экономическое развитие.

Рыночный механизм распределения доходов очень жёсткий, поэтому возникает необходимость социально защиты.

13. Спрос и закон спроса.

СПРОС — фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определенного периода времени.

Закон спроса объясняется следующими основными причинами:

1) Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Высокая цена снижает у потребителей желание совершить покупку, а низкая цена стимулирует к совершению покупки.

2) Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения – потребители покупают дополнительные единица продукта лишь при условии, что цена его снижается.

в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Смотреть картинку в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Картинка про в чем вы видите ограниченность возможностей рынка. Фото в чем вы видите ограниченность возможностей рынка

объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.

Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения

Рыночное равновесие. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.

Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие.

Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.

Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.

Источник

Ограниченность возможностей рынка

Раздел II. Экономика.

Тема 12. Экономика и экономическая наука.

Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить блага.

Экономическую науку разделяют на

Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

Основные измерители экономической деятельности:

1. Валовый национальный продукт (ВНП)– общаярыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых факторами производства данной страны как в пределах её границ, так и в других странах в течение года.

2. Валовый внутренний продукт (ВВП)– общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.

3. Национальный доход –часть ВНП за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов.

4. Уровень благосостояния – степень обеспеченности граждан страны товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.

Тема 13. Факторы производства и факторные доходы.

Условием жизни любого человека и общества является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, а также духовных потребностей.

Потребности – недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы, общества в целом.

Для удовлетворения потребностей производят блага.

Блага– всё то, что удовлетворяет потребности людей.

свободные – созданы природой, экономические – созданы людьми,

безграничны, бесплатны ограничены, платны

(воздух, вода) (дома, одежда)

Экономические блага

(вещи, товары) (услуги – процесс производства и

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые, материальные.

Основные факторы производства:

труд (трудовые ресурсы, рабочая сила),

капитал (станки, оборудования, производственные здания, транспортные средства),

информация (знания, сведения, технология),

предпринимательские способности управления.

земля капитал труд предпринимательство

рента процент заработная плата прибыль

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся безграничными. А реальные ресурсы (факторы производства), которые общество может направить на удовлетворении потребностей, всегда ограничены. Проблему выбора и решает экономика.

Тема14. Экономические системы и собственность.

Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни (экономических систем).

Экономическая система – совокупность форм и методов ведения хозяйства отдельной страны. Её определяют по следующим признакам:

а) кому принадлежит собственность

б) каков уровень экономической свободы

в) каковы способы производства

г) кто осуществляет распределение.

Типы экономических систем:

1. Традиционная экономическая система:

а) общинная собственность

б) натуральное хозяйство (нет обмена)

в) ручные орудия труда

г) распределение на основе традиций

2. Командная (плановая) экономическая система:

а) государственная собственность

б) централизованное планирование производства товаров и услуг

в) нет конкуренции, отсутствие мотивов к труду

г) административное (из центра) распределение и ценообразование.

3. Рыночная экономическая система:

а) частная собственность

б) свобода предпринимательства

в) рыночное распределение (в соответствии с законами спроса и предложения)

г) государство обеспечивает экономический порядок, но не вмешивается в производство и распределение

д) есть конкуренция и свободное ценообразование

4. Смешанная экономическая система:

а) сочетание признаков рыночной и командной экономики

б) собственность государства и частных лиц

в) планирование и рыночное распределение

г) государство ограничивает конкуренцию, осуществляет инвестирование в фундаментальные науки и производство, оказывает социальную помощь незащищённым слоям населения

Определяющим признаком является вопрос о собственности.

Собственность – правовое обладание каким-либо имуществом, материальными и духовными ценностями определёнными лицами.

Права собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

1. Частная собственность

2. Общественная собственность: государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная

Тема 15. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли.

— принцип свободной экономической деятельности, не запрещённой законом

— принцип поддержки добросовестной конкуренции

— недопустимость предпринимательства, направленного на монополизацию рынка

— принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и защиты.

Субъекты предпринимательского права:

1. Граждане (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица –ИПБОЮЛ и фермеры).

2. Фирмы– коммерческие организации, осуществляющие затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли, зарегистрированные как юридические лица.

3. Государство (государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества).

Формы правовой организации юридических лиц (фирм):

1. Хозяйственные товарищества:

полное (отвечают по обязательствам фирмы всем своим имуществом)

товарищество на вере – коммандитное (организаторы, т.е. полные товарищи – отвечают всем своим имуществом, коммандисты – только собственным вкладом).

2. Хозяйственные общества:

общества с ограниченной ответственностью (ООО) (все участники не отвечают своим личным имуществом по обязательствам фирмы, а только внесённым вкладом).

общества с дополнительной ответственностью (ОДО) (участники несут ответственность по обязательствам фирмы своим личным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов).

3. Государственные унитарные предприятия (коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними, а принадлежащее государству или муниципалитету).

4. Производственный кооператив(добровольное объединение граждан на основе членства для совместной личной хозяйственной деятельности, созданное на паевых имущественных взносах; прибыль кооператива распределяется в соответствии с их трудовым участием).

Порядок создания своего дела:

· Обоснование предпринимательских идей

· Определить состав учредителей

· Выбрать организационно-правовую форму

· Оформление учредительных документов

· Составление учредительного договора

· Государственная регистрация (для отдельных видов деятельности требуется лицензия – специальное разрешение).

Тема16. Рынок и рыночный механизм.

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты.

1. Информационная (через цены рынок сообщает производителям, какой продукции не хватает и где избыток).

2. Регулирующая («невидимая рука» рынка устанавливает пропорциональность в развитии экономики в соответствии со спросом и предложением).

3. Стимулирующая (рынок стимулирует технический прогресс и выпуск качественной продукции)

4. Санирующая (жёстко очищает от экономически слабых, нежизнеспособных фирм, заменяя их эффективными предприятиями).

ü По экономическому назначению:

— рынок товаров и услуг

— рынок ценных бумаг

ü По географическому положению:

Ограниченность возможностей рынка

1. Функционирование рынка порождает внешние эффекты:

— положительный внешний эффект – эффект, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (выгода третьего лица);

отрицательный внешний эффект – эффект, когда часть затрат рыночной сделки между двумя сторонами, несёт третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (издержки третьего лица).

2. Рынку не выгодно создание общественных благ.

3. Рынок создаёт неравенство в распределении доходов.

4. Рынок не финансирует исследований фундаментальных наук.

5. Рынок порождает образование монополий, разрушающих рыночный механизм, препятствующих научно-техническому прогрессу.

6. Рынок создаёт нестабильность в экономике, так как развивается циклично, порождает инфляцию.

Все недостатки рынка должна компенсировать деятельность государства. Именно поэтому лучшей экономической системой является смешанная экономика.

Тема 17. Спрос и предложение.

Спрос – это потребность покупателей в данном товаре(услуге), выраженная в их покупательской способности.

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от цены этого товара, т.е. если P (цена) увеличивается, то D (спрос) уменьшается и наоборот.

Факторы, влияющие на спрос:

(приводят к сдвигу кривой спроса, вызывают увеличение или уменьшение спроса):

· Изменение доходов покупателей

· Вкусы и предпочтения потребителей

· Изменение цен на сопряжённые товары (взаимозаменяемые или дополняющие товары)

· Ожидание изменения доходов и цен

· Изменение числа покупателей.

Предложение – это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить

на рынок в зависимости от их цены.

Величина предложения – количество товаров (услуг), которое продавцы способны и

готовы продать по определённой цене в заданном месте и в заданное время.

Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения

товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара

(услуги), т.е. если Р(цена) увеличивается, то и S(предложение) увеличивается.

Факторы, влияющие на предложение:

(приводят к сдвигу кривой предложения, вызывая увеличение или уменьшение предложения)

· Изменения в технологии производства

· Цены на другие сопряжённые товары

· Ожидания изменения цен

· Рост числа производителей

Рыночное равновесие наступает, когда спрос(D) равен предложению(S), когда товар продаётся по равновесной цене.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *