в чем вы видите художественное мастерство и новаторство достоевского психолога

Итоговый тест по литературе 10 класс за 2 полугодие

Итоговый тест по литературе. 10 класс. 2 полугодие

1.Какова была социально-политическая позиция Салтыкова-Щедрина?

а/ он был революционером-демократом,

б/ он был народником,

в/ он был либералом.

2. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием?

3. В какой из сказок объектом сатиры является самодержавие?

б/ «Медведь на воеводстве»,

4. В чем отличие фантастики Шедрина от фантастики народных сказок о животных?

а/ отличия практически нет,

б/ в народных сказках животные олицетворяют человеческие характеры вообще, а у Щедрина – социальные типы,

в/ фантастика народных сказок – это целый игровой мир, а фантастика Щедрина – это тот же реальный мир, только прикрытый аллегорическими масками.

5. Можно ли назвать метод сказок Щедрина реалистическим?

а/ нет, потому что Щедрин использовал фантастику,

б/ да, потому что за фантастической образностью у Щедрина стояли типические характеры в типических обстоятельствах,

в/ метод сказок можно определить как сочетание реализма и романтизма.

1. Почему мы называем «Войну и мир» романом-эпопеей?

а/ из-за большого временного и пространственного охвата событий,

б/ Толстого в этом произведении интересовала в равной степени и судьба нации (признак эпопеи), и идейно-нравственные искания личности (признак романа),

в/ потому что в произведении участвуют в качестве персонажей исторические личности.

2. Какая проблема увлекала Толстого в романе «Война и мир» прежде всего?

в/ индивидуальные искания личности.

в/ одной из самых главных идей.

4. Каковы критерии нравственной оценки человека Толстым?

а/ простота и естественность,

б/ постоянное самоусовершенствование,

в/ уверенность в себе.

5. Какая черта была особенно характерна для Пьера?

а/ боязнь задеть или огорчить других людей,

б/ постоянное желание быть лучше,

в/ желание служить человечеству.

6. Что понял Пьер во время своего нахождения в колонне пленных?

а/ в нем произошла переоценка ценностей, он понял, что истинная жизнь – естественная, природная и простая,

б/ Пьер понял, что такое подлинная свобода,

в/ Пьер поверил в Бога.

7. Каким предстает Пьер в эпилоге?

а/ он практически не изменился,

б/ он обрел в жизни высокую цель,

в/ в его характере появилась твердая воля.

8. Что было главным в жизни князя Андрея?

а/ благополучие окружающих,

9. Что открывается князю Андрею после ранения на поле Аустерлица?

а/ важность и нетленность вечного, воплощенного в высоком небе, и мелочность происходящего,

в/ бесконечность Божьего милосердия.

10. Что дало князю Андрею общение с простыми солдатами?

а/ понимание истинного патриотизма,

б/ понимание истинного героизма,

в/ чувство собственного превосходства.

11. Как вел себя князь Андрей во время романа с Наташей?

а/ как честный и благородный человек,

в/ нельзя сказать однозначно.

12. Что открывается князю Андрею перед смертью?

б/ понятие об истинной любви,

в/ нечто высокое и прекрасное, но что именно – Толстой не говорит.

13. Какова главная черта в характере Наташи?

а/ искренность и ответственность,

в/ недовольство самой собой.

14. Почему Наташа воскресла после своей болезни из-за неудачного побега с Анатолем?

а/ потому что ее любовь и силы потребовались больной матери,

б/ потому что сущность ее жизни была любовь; проснулась любовь – проснулась жизнь,

в/ со временем острота переживаний просто притупилась.

15. Что такое «диалектика души» как принцип психологизма?

а/ умение раскрыть противоречивость и динамику внутренней жизни героя,

б/ способность показать характер героя с разных сторон,

в/ умение раскрыть внутреннюю сущность, скрытую под внешней маской.

16. В чем смысл композиционного противопоставления Кутузова и Наполеона?

а/ в сравнении русского и французского полководцев,

б/ в противопоставлении верящего в свою гениальность Наполеона и верящего в мощь народа Кутузова,

в/ в противопоставлении истинного и ложного величия.

17. С точки зрения толстовской философии – кто делает историю?

б/ выдающиеся личности,

в/ миллионы отдельных воль, действующих в одном направлении.

1.Какие проблемы интересуют Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

2. Какой христианский образ является лейтмотивом романа?

в/ образ воскрешения Лазаря.

3. С какой точки зрения Раскольников делил людей на два разряда?

а/ богатых и бедных,

б/ могущих при необходимости совершить преступление или нет,

в/ православных и иноверцев.

4. Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?

а/ прямо говорит, что она неверна,

б/ заставляет кого-либо из героев победить Раскольникова в теоретическом споре,

в/ нравственно-психологическим развитием героя заставляет его убедиться в ложности теории.

5. Зачем в романе нужен эпилог?

а/ чтобы показать возможность возрождения героя,

б/ чтобы показать, что итогом н6равственного развития героя стал не отказ от себя самого (как в конце 6-ой главы), а отказ от ложной теории,

в/ чтобы показать дальнейшие судьбы героев.

6. В чем вы видите особенности мастерства Достоевского-психолога?

а/ в умении создать интересные и запоминающиеся человеческие характеры,

б/ в умении ярко передать психологическое состояние героев,

в/ в особой психологической «насыщенности» его романов.

1. Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?

а/ потому что к его времени романная традиция уже исчерпала себя,

б/ потому что его задачей было проникнуть во все «щелочки» и углы русской жизни, для чего рассказ удобнее, чем роман,

в/ потому что Чехов ориентировался на традиции западноевропейской литературы.

2. Что входит в круг истинно чеховских ценностей?

а/ христианские добродетели,

б/ ум, талант, любовь, свобода,

в/ ценности общественно-политического характера.

3. В чем вы видите особенности чеховского психологизма?

а/ в умении дать развернутую картину внутреннего мира,

б/ в использовании «диалектики души»,

в/ в умении подбором немногих деталей воссоздать настроение героев, их эмоциональный мир.

Данный тест позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русской литературе и самостоятельно проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по отдельным писателям. Вопросы теста рассчитаны на проверку знания текстов и на проверку понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики произведения и его художественного своеобразия.

М.Е.Салтыков-Щедрин. 1: а-5,б-0, в-0/. 2: а-0, б-0, в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0, б-4, в-5/.

Источник

Психологическое мастерство Ф.М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя.

Но ещё на этапе формирования своей теории у него было множество сомнений. Лично я считаю, что на убийство Родиона толкнула всё-таки нужда, а теория лишь попытка оправдать себя перед самим собой, найти другую причину своего поступка кроме денег, хотя может всё было как раз и наоборот.
Так или иначе Раскольников крайне долго готовился к своему преступлению, и долгое время считал всё это шуткой, так нелепой выдумкой, но вскоре он всё больше узнаёт об неприятностях простых людей, об проблемах семьи Мармеладовых, о своей никчёмной жизни и о всём прочем. Он видит прекрасные дворцы и храмы Петербурга, которые всегда восхищали, восхищают и будут восхищать людей, особенно приезжих, но Родион видит, что рядом с этим великолепием умирают от голода и холода люди, то сколько людей погрязли в непробудном пьянстве и т.д. Это убеждает его в его теории, он не хочет быть как все эти люди, как серая, нет чёрная масса его времени и он решается на убийство окончательно и бесповоротно если бы не Сонечка. Это луч света для Родиона и бич его теории, даже антипод в то время как Раскольников считает, что для достижения блага нужно перешагнуть через других людей, то Соня наоборот считает, что необходимо для блага родных и близких перешагнуть через себя, но не в коем случаи не через других. Но как не странно именно из-за Сони Раскольников снова решает осуществить свою идею, доказать свою пагубную теорию практикой.

Тот момент, когда Раскольников идёт сдаваться с поличным он не раскаивается и всё ещё верит в свою теорию, он как загнанная в угол собака до последнего момента не выпустит кость из зубов. Лишь только на каторге он сбит со своего престола, его теории была для него палкой, на которую он опирался, но она была ему так же нужна как нужен мешок кирпичей за спиной поднимаясь на гору. Но он уже не мог остановится он цеплялся за уже порванные нити. Крахом теории было то что на каторге, он не с кем не мог сойтись, он был чужой и здесь, в то время как к навешавшей его Соне все всегда были крайне добры и ласковы. Любовь в итоге взяла своё, Родион раскаялся, он осознал весть тот ужас, который пережил и сотворил, он осознал сколько страданий он причинил людям близким ему. Он валится к Соне в ноги и плачет он, не молит прощения всё сказано слезами, для них эти слёзы и они сами теперь свет, свет, который укажет путь в новую, лучшую, обновлённую жизнь.

Достоевский был великим писателем его диалоги персонажей, столкновение мнений, столкновение людей как двух противоборствующих разумных стихий очень важно. А также он активно использует метод названный в западной Европе «полёт сознания». Родион летает в своих мыслях его мнения крайне субъективны и мечутся, и перескакивают на противоположные. В Раскольникове происходит борьба разума и чувства, его живого, но холодного и жёсткого ума и его чувственного, доброго человеческого сердца. Это не постоянство можно видеть в сцене когда он видит, на улице заплаканную девушку и человека который активно за ней следит, он решает сказать об этом стражу порядка и говорит, но в итоге кричит тому вслед чтобы то бросил это какое ему дело да других.
«Преступление и наказание» крайне психологический роман как по смыслу так и по написанию, его герои как и люди в жизни то эволюционируют то резко деградирую, но постоянно меняются как и всё в мире. Достоевский смог описать куда человека приведёт слепой разум, и жажда власти если мы забудем про мораль, культуру и простое человеческое отношение к другим людям.

Источник

Своеобразие мастерства Ф. М. Достоевского как психолога (На примере романа “Преступление и наказание”)

1. Эволюция психологического портрета.
2. Достоевский как новатор.
3. “Глубина души человеческой” в “Преступление и наказание”.
4. Основные приемы создания психологического портрета.
После того как М. Ю. Ломоносов при создании “Героя нашего времени” впервые применил прием психологического портрета героя, в русской литературе начинается постепенная эволюция изображения психологического состояния человека. Ф. М. Достоевский как никто другой сумел изменить и дополнить этот процесс новыми методами и типажами.
Для

У Достоевского в произведении нет ни одной авторской фразы или ремарки, прямо или косвенно не указывающей на помыслы и чувства изображаемого человека. Внутренний мир любого человека для него представляет собой постоянное противоборство доброго и злого начал. Это не столько эволюция героя

В этом переходе и кроется состояние страдания, непрестанно довлеющее над героями: “Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось”.
Достоевскому одному из первых удалось изобразить на страницах своих произведений бездонную глубину души человеческой, неспособность самому человеку до конца осмыслить и понять тайны собственного сердца. Часто встречается изображение автором не действительного, а возможного или желаемого состояния у героя. Это делает описание зыбким и показывает сложность внутреннего мира, которую практически невозможно точно передать словами и терминами.

Автор неоднократно повторяет, что есть в душе человеческой такие сокровенные пласты, которые вообще не поддаются словесному описанию. Для Достоевского нехарактерен полный, ясный и сухой анализ. Наоборот, он всегда оставляет за читателем возможность самостоятельно додумать или представить моменты, недосказанные самим автором.
Классический психологический анализ включает описание интерьера или пейзажа, памятного или важного герою. Обычно они наполнены определенными предметами – ключами, символизирующими определенные чувства и ощущения. Времена года также помогают понять точнее героя, потому Достоевский изображает жаркое и душное лето не случайно.

Жара и духота буквально убивают Раскольникова. Кроме того, автор изображает ту часть Петербурга, у жителей которой нет возможности и денег выбраться куда-либо, и которым приходится дышать спертым смрадным воздухом. Следователь Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым бросает следующую фразу: “Вам давно уже воздух переменить пора”.

Именно духота и гнилая атмосфера города толкают героя на преступление. При этом писатель изображает внешние детали, которые могли повлиять на поведение Раскольникова. Это и город, и улица, и коморка, в которой он живет и которая “высасывает жизнь из человека”. Герой романа выходит на улицу чаще всего вечером, поэтому для понимания его характера большое значение имеют описания закатов.

Что символично, весеннее, яркое и сияющее солнце светит только в эпилоге романа, когда читатель уже понимает, какие перемены ожидают героя. В прочих же случаях картина заката описывается с величественной, но мрачной точки зрения.
Важна цветопись в романе. Не случайно для описания Петербурга Раскольникова Достоевский выбирает грязно-желтый, “гнойный” цвет. Желтого цвета стены домов, обои в квартире самого Раскольникова, старушки – процентщицы и мебель в доме Порфирия Петровича.

Соня Мармеладова живет и работает по “желтому билету”. Этот оттенок желтого символизирует грязь, власть, человеческие страдания. Оттенок создает особую атмосферу действий героя и его внутренней жизни, болезненной и напряженной.
Важно значение и другого цвета – зеленого. Он символизирует чистоту и обновление как природы (зелень свободной от пыли и гноя города листвы и травы), так и самого героя. Не случайно во время преступления свободные от дурных помыслов идеи Раскольникова окрашены изумрудно-зеленым, зеленый также встречается в эпилоге – это цвет платка Сони Мармеладовой, в котором она приходит на каторгу.

Символичны также в основном контексте романа голубой и коричневый. Первый – цвет бога и небес, цвет глаз Сони и добрых устремлений и помыслов. Второй – символ трагедии и надлома.

Так, в багровый и коричневый у Достоевского постоянно окрашена вода – словно замутнена кровью.
Особая заслуга Достоевского перед читателем – создание особого мира. Где рамки реального и нереального, внутреннего и внешнего оказываются разрушенными, границы – нечеткими, а сама картина мира становится зыбкой и размытой. Реальность приобретает особенный оттенок бредовых образов, видимых словно сквозь тонкую мерцающую дымку.
Так, мысли главного героя и события, происходящие в действительности изображаются автором с помощью одних и тех же приемов. Читатель погружается полностью в ставшие явью бред и кошмары Раскольникова.
Особая категория сознания героя в произведении – сны. В них эмоции и переживания сновидца становятся реалистичнее, ярче, четче. Тем самым писателю удается добиться ощущения нарастающей тревоги и ужаса, становящейся еще более очевидной во время высвобождения подсознания персонажа. Глаза как зеркало души человека играют здесь свою роль.

У каждого героя описание глаз индивидуализировано. Присуще описание взгляда только главным героям и также важно для понимания основного замысла произведения, как и сны. Так, у Сони глаза голубые, у Раскольникова – потрясающие, прекрасные темные глаза, у Дуни они “сверкающие и гордые”.

В красоте взгляда кроется возможность воскреснуть для героя, очиститься и стать собой. Огромное значение как психологической характеристики имеют монологи и диалоги. Впервые в русской литературе герой сам рассказывает собеседнику и читателю о своих душевных переживаниях.

Речь героев становится чрезвычайно выразительной, а авторские ремарки в процессе разговора позволяют точнее передать характер собеседника. Важен и ритм, и строй разговора, и мысли, которые приходят в голову в течение его. Так двойные мысли выделяются автором скобками, используются также паузы и курсив для передачи интонаций и движений голосов персонажей.
Благодаря подобным приемам Достоевский совершил революцию в рамках русской литературы и стал создателем, по сути, нового жанра психологического философского романа.

Related posts:

Источник

Реферат ученицы 10 класса МБОУ Досатуйской СОШ Голобоковой Ирины «Психологизм Ф.М.Достоевского»

МБОУ Досатуйская СОШ

Психологизм в произведении Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание »

Голобокова Ирина Михайловна

Балагурова Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Введение ………………..………………………………………………………..3

1. Слово о Достоевском ……………………………………………………. 3 2.Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание» …. 4

3.Личность Раскольникова, его мировоззрение и судьба……………….4

5.Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.. ……………………………………………………. 14

Заключение…………………………………………………………………….20

Список литературы 21

Цель : исследовать роман «Преступление и наказание» с психологической точки зрения

Задачи:1) Ознакомиться со статьями критиков и психологов о жизни и творчестве Достоевского

2 )Рассмотреть личность Раскольникова, его мировоззрение и судьбу

3 )Дать психологическую оценку преступлению

4) Проследить, через что автор раскрывает внутренний мир героев.

1.Слово о Достоевском

Прежде чем приступить к рассмотрению произведения обратимся к оценке творчества Достоевского писателями и психологами:

2.Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж — это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Ф. М. Достоевский является выдающимся мастером в изучении человеческой психологии, его роман “Преступление и наказание” можно назвать венцом души человека. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, — говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

3.Личность Раскольникова, его мировоззрение и судьба

В центре романа Достоевского — личность Раскольникова, «идейного» преступника. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления — социальные, философские и религиозные.

Образ Раскольникова связан с более ранними произведениями Достоевского. Достоевский обращался к психологии преступника, размышлял о наказании, о том, как действуют на преступника официальные карательные меры: суд, ссылка, каторга.

Индивидуальными душевными качествами Раскольникова являются благородство, великодушие, доброта, жалость и сострадание. Он образован, умен и наблюдателен, способен к философским обобщениям. Сочетание в личности Раскольникова столь различных свойств делает ее сложной и противоречивой. Герой ведет себя так, «точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Психологически точную характеристику Раскольникова дает его друг Разумихин: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия. »

Истоки теории Раскольникова — в его особом взгляде на мир, на человека, на историю человечества. Размышляя о прогрессе, о преступлениях и преступниках, о моральных запретах и их нарушителях, герой приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда»: большинство, «тварей дрожащих», составляющих «материал» истории, и меньшинство, «сильных личностей», «имеющих право» совершать любые деяния, идущие вразрез с моралью большинства. Первые не способны совершать великие деяния, не приносят пользы человечеству. Вторые — двигатели прогресса, без них историческое развитие было бы невозможным.

Главный критерий разграничения людей этих двух типов для Раскольникова — их отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, находясь в сфере действия общественной нравственности, и в силу этого не способны к свершениям, так как, по мнению Раскольникова, это лишает их необходимой свободы действий. На людей, относящихся ко «второму разряду », моральный закон не распространяется. Они «имеют право» на преступление потому, что результатом их деятельности, по убеждению Раскольникова, является общественный прогресс, благо человечества. Страдания и беды отдельных людей не останавливают их. Раскольников приходит к выводу, что «великие люди» даже обязаны пойти на преступление, если от этого зависит «всеобщее благо». При этом нравственные критерии, которые применяются к обычным людям, по отношению к этим «сверхлюдям» неприменимы.

Юридическая сторона преступления Раскольникова практически не интересует. Он даже готов признать справедливость юридического наказания: «Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами, — чего же беспокоиться? И ищите вора. » А если обычного, заурядного преступника поймают — «туда ему и дорога». По мнению Раскольникова, это всего лишь доказывает, что преступник (вор, мошенник или убийца), мнивший себя «право имеющим», на самом деле — лишь «тварь дрожащая ».

Смысл теории Раскольникова, по Достоевскому, состоит в том, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Ведь, пересматривая основы христианской морали, он «отпадает» от нее, а следовательно, и от Бога. Писатель подчеркивает фанатизм Раскольникова: «этот мрачный катехизис стал его верой и законом». Идея порабощает душу героя, изменяет его отношение к людям: любое общение с ними становится для него мучительным.

Достоевский внимательно прослеживает истоки и основные мотивы преступления Раскольникова, придавая особое значение его философским корням. Социальные мотивы убийства старухи процентщицы отходят на второй план: они лишь сопутствуют преступлению, повышая решимость героя «переступить», «подталкивая» его. Бедность и нищета — питательная среда, способствующая вызреванию и осуществлению идеи преступления, но не его решающий фактор.

Преступление Раскольникова не имело социальных результатов. Мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Раскольников даже ограбить по-настоящему не смог, а те вещи и деньги, которые он взял, так и пролежали под камнем: он даже не попытался ими воспользоваться. Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Сам факт убийства — открытое проявление «бунта» против христианской морали.

«Бес» предубеждений и после преступления не отпускает героя. Все время, пока ложная теория определяет его поступки и внутренний мир, он находится в крайне болезненном состоянии: его мучат горячка, бред, сны-кошмары. Духовные силы Раскольникова напряжены до предела, он становится раздражительным, мнительным, порой даже агрессивным. Сон Раскольникова о «трихинах» — также проявление мотива «умственной заразы», которая делает людей «бесноватыми». «Выздоровление» Раскольникова, его духовное возрождение, возвращение к Богу невозможно до тех пор, пока ложные представления о людях не будут изгнаны из его сознания.

Характер Раскольникова, несмотря на его сложность и противоречивость, статичен, лишен развития. Это характер, вполне сформировавшийся еще до начала изображаемых событий. Раскольников решает для себя чисто практические вопросы — он герой действия, герой поступка. Становление его мировоззрения и формирование теоретических взглядов остаются за рамками повествования.

Решающего поворота, осознания героем ложности своей теории в рамках сюжетного действия также не происходит. Но автор убежден, что духовное возрождение Раскольникова вполне возможно. В отличие от своих духовных «двойников» (Лужина и Свидригайлова), он способен к жалости и состраданию, им движет не расчет ( как Лужиным) и не порок (как Свидригайловым), а стремление к справедливости, к победе над злом.

Только в эпилоге характер Раскольникова начинает медленно изменяться, эволюционировать. «Выздоровление» Раскольникова лишь намечено в конце второй главы эпилога. Любовь к Соне — только начало новой жизни. Раскольников берет в руки Евангелие— писатель подчеркивает символический смысл этого события. Но окончательный духовный перелом в герое — дело будущего: он должен еще искупить свой грех, пройдя через очищающее душу страдание.

Преступление начинается не с момента осуществления, а с момента его зарождения в мыслях человека. Самый замысел убийства, вспыхнувший в сознании Раскольникова в трактире после посещения отвратительной росᴛᴏʙщицы, уже заражает его всеми ядами эгоистического самоутверждения и ставит в противоречие с духовным ᴨᴏᴛенциалом. Ему не удалось победить «наваждения» несмотря на отчаянное внутреннее сопротивление. До последней минуты он не верил в свою способность «переступить», хотя «весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и в самом себе он уже не находил сознательных возражений».

Изображается неотвратимость задуманного действия: Раскольников оказался во власти той огромной духовной силы, которая называется мыслью. Достоевский показывает Раскольникова в состоянии крайнего нравственного падения, саморазрушения, самоотрицания, в перспективе «восстановления», «самосохᴘẚʜᴇния и покаяния», обретения свободы как своей духовности с той же самой неотвратимостью, с какой Раскольников совершает преступление, наступает возмездие, развертывается саморазоблачение.

Резкая смена психологических состояний, когда чувство животной радости самосохᴘẚʜᴇния уступает место мучительному ощущению своего бесконечного «уединения» среди людей и желанию признаться, не случайна: она выражает движение авторской мысли. Внезапно пришло внутреннее нравственное наказание, о котором Раскольников не думал, радуясь за минуту перед тем «спасению от давившей опасности». Он почувствовал себя заключенным в полное одиночество: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое», «будь то все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни».

Протест духовной природы человека против пролития человеческой крови становится «странным и ужасным ощущением» и не доходит до порога сознания: «И что всего мучительнее- это было более ощущение, чем сознание, чем понятие». Авторская реплика служит скорее намеком, чем этико-философским и психологическим комментарием, анализом сущности этого «странного ощущения». На наш взгляд, М. М. Бахтин ошибается, считая слово героя о себе самом адекватным выражением наиболее затаенных и глубинных движений души. Подсознательные процессы не могут найти прямого выражения в слове героя, и ᴨᴏᴛому они становятся объектом авторского понимания и авторского слова. Тот «смысловой избыток». который, по мнению Бахтина, присущ только создателям «монологических романов», свойствен и Достоевскому. Он видит проницательно и то, что смутно иногда ощущается героем-персонажем, но не осознается им до конца. Снимая слой за слоем, автор добирается до глубинных пласᴛᴏʙ психики, до того основания личности, которое само по себе является подвижным и одновременно устойчивым.

В приведенном случае тревоги совести Раскольникова стоят где-то у самого порога сознания, на уровне чувства. Многие психологи указывают на то, что чувство всегда сознательно, и бессознательное чувство есть противоречие в самом определении. Так, Фрейд, защитник бессознательного, говорит: «Ведь сущность чувства состоит в том, что оно чувствуется, т. е. известно сознанию. Возможность бессознательности совершенно отпадает, таким образом, для чувства, ощущений и аффекᴛᴏʙ». Все дальнейшее повествование становится историей самосознания героя, превращением мучительного «странного ощущения» в факт его сознания.

5.Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же.

Отчество у Раскольников «Романович» – тоже не так просто. «Роман» — римлянин, сильный. Таким образом, мы опять сталкиваемся с упором автора на силу этого персонажа, вернее, на ту силу, которой он хотел бы обладать.

Фамилия «Раскольников» – явно говорящая. Раскол души, отсутствие согласия в самом себе – главный герой вёл бесконечные внутренние диалоги с самим собой, при этом, принимая переменно разные точки зрения, разные стороны. Поведение его двояко: он помогает, совершенно бескорыстно Мармеладову, сострадает Дуне, спасает из огня детей. С другой стороны, только лишь чтобы проверить теорию зла, возникшую в его голове – он убивает Лизавету, жизнь человека для него – пустой звук.

Мармеладовы – немаловажные герои повествования. В звучании фамилии – довольство, праздность дней, сытость и сладость. Только на деле – всё наоборот. По сути, фамилия призвана ещё больше подчеркнуть бедственное положение семьи, их нищету и голод, болезни и отсутствие денег даже на необходимые лекарства. Эта семья – порождение неправильно устроенного общества, а их фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.

Лизавета, случайная жертва Раскольникова – юродивая, по-детски несмышлёная барышня, она даже от нападения Раскольникова защищается «по-детски». В переводе с древнееврейского имя это означает «клятва Богу», «ответ богу». Попавшая под руку Лизавета символизирует отсутствие почтения к Богу, Раскольников, убивая её, заодно с Алёной Ивановной, как бы убивает в себе обет праведности, уважение к Божьим законам. Именно после её убийства жизнь как будто покидает Раскольникова, в нём гаснет Божья искра.

К. Мочульский в своей книге «Достоевский. Жизнь и творчество » на основе черновиков Достоевского приводит 3 единства классической трагедии: единства места, времени и действия.

Другой пример воплощения духа и одуховления материи по мнению Мочульского — описание комнаты Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть–чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот–вот стукнешься головой о потолок». Она, словно келья монаха, где главный герой проводит все своё время, забывая о мире реальном. «Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души».

Замкнутость и теснота комнаты Раскольникова противопоставлена простору Сониной комнаты. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, другой же угол был уж слишком безобразно тупой.… Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели… желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам…». Уродливость и угловатость Сониной комнаты сопоставима с её судьбой, а размер комнаты наличие окон показывает её обращение к миру. Соня всегда открыта людям, в то время как главный герой закрыт и зациклен на своих внутренних проблемах. « Идейный убийца задыхается в своем гробу, в безвоздушном пространстве мысли. Он приходит к Соне в ее просторный сарай с тремя окнами подышать воздухом земли»- именно так Мочульский объясняет тягу Родиона Раскольникова к общению с Соней Мармеладовой.

Также герои Достоевского в своей духовности зависят от времен года и перемен погоды. Так, когда Раскольников идет в контору, его слепит солнце. Здесь К. Мочульский объясняет это образом жизни героя, ведь Родион Раскольников – человек ночной, ему чужда земная жизнь, он отрезан от «дневного сознания».

«Единство времени» соблюдается в романе–трагедии столь же строго, как и «единство места». Потому как в первой части счет идет на дни, а далее он впадает в беспамятство, и совсем не следит за временем. Автор так излагает своё мнение об этом: «Контраст между точной фиксаций времени и провалами во вневременность — тонкий художественный прием. Раскольников мыслитель–теоретик живет вне времени; Раскольников–деятель входит во время».

Третье единство – «единство действий».Этот принцип располагает Раскольникова, как динамический центр, а все его идеи воплощены в судьбах окружающих его людей:«Идея о бессилии добра и бессмысленности страдания реализуется в семье пьяницы чиновника. Из лона ее возникает образ Сони. Она — добрый ангел героя. Так же и Дуня воплощает мысль брата о бесцельности жертвы; она тоже возникает из лона семьи (Раскольниковы — мать и дочь) и приводит за собой Свидригайлова, мистически связанного с героем, — его злого ангела. Борьба добра со злом в душе убийцы материализируется в противопоставлении двух личностей — Сони и Свидригайлова. Сознание Раскольникова раскрывается в трех аспектах. Он стоит перед нами, как человек в средневековой мистерии между добрым и злым ангелами».

Цветопись является важной деталью в раскрытии психологизма романа. Желтый цвет подчеркивает безысходную атмосферу, является предвестником недобрых событий.

Эти монологи, я полагаю, нужны Достоевскому, чтобы показать сложность натуры, и то, как герой занимается самоанализом, и помочь читателю глубже узнать его внутренний мир.

В распоряжении Достоевского имелось огромное количество художественных средств, которые он с успехом использовал для раскрытия внутреннего мира Раскольникова.

Одним из таких приемов, которые позволили бы описать подсознание и чувства героя, стали сны. Первый сон Раскольникова стал своего рода выражением доброй стороны души Родиона. В этом сне он, будучи семилетним мальчиком, видит, как мужик Миколка насмерть засекает свою лошадь. Раскольников во сне видит это и ему становится до слез жалко несчастное животное. Этот сон снится Раскольникову до того, как он совершает убийства, и как будто выражает внутренний протест подсознания героя против того, на что он решается пойти.

Сразу после совершения убийства Раскольников видит свой второй сон, в котором он приходит на квартиру к убитой старухе-процентщице. Старуха во сне прячется в углу комнаты и смеется, и тогда Раскольников достает из сквозного кармана на внутренней стороне своего пальто топор и бьет старуху по темени. Однако старуха остается жива, мало того, казалось бы, с ней вообще ничего не происходит. Тогда Раскольников начинает наносить ей удары по голове, но это вызывает у старухи только новую волну смеха. В этом сне автор показывает нам, что ощущение содеянного, образ убитой старухи теперь не отпустит Раскольникова, и будет преследовать его до того момента, пока он не обретет в душе гармонию с самим собой.

Кстати, стоит отметить также и то, что автор уделяет большое внимание деталям произведения, которые могут помочь оказать то или иное воздействие на читателя. Так, в сцене убийства возникает похожий на описанный ранее эффект. Он достигается за счет того, что старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а ее сестру Лизавету – острием. Однако, в течение всего времени, когда происходило убийство, лезвие топора Раскольникова было направлено исключительно на него, как бы угрожая и приглашая стать на место жертвы. «Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора». Но вот Раскольников убивает Лизавету, и тем самым получается, что топор все же сумел жестоко наказать Раскольникова.

Вообще, “Преступление и наказание” наполнено мельчайшими деталями, которые на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Примером таких деталей могут стать числа «семь» и «одиннадцать», которые на протяжении всего романа “преследуют” Раскольникова.

Не стоит обделять вниманием и тот факт, что Достоевскому удавалось мастерски давать портретные описания своих героев. Да, конечно, темп большинства его произведений задается настолько стремительный, что зачастую становятся незаметными те или иные “портреты” действующих лиц. Но, тем не менее, четкий образ, который рисует писатель, частенько надолго остается в нашем сознании и подсознании. Вспомним, к примеру, старуху процентщицу, образ которой задается во многом использованием уменьшительных слов: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Сам Петербург в романе представляет собой на удивление живой и яркий образ, который находится в постоянном взаимодействии с главным героем. А ведь этот образ создается всего лишь за счет нескольких достаточно коротких описаний.

Но вернемся ко снам Раскольникова. Самое большое значение для воплощения замысла романа “Преступление и наказание” имеет третий сон Раскольникова, который имеет место уже в самом эпилоге. Здесь автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию “разумного эгоизма”.

В третьем сне Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей «бесноватыми, сумасшедшими», при этом, заставляя их считать себя «умными и непоколебимыми в истине». Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей». Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истиной духовности, избранные по Достоевскому – это люди, наделенные глубочайшей верой. Именно в третьем сне Достоевский говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло.

Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет её, так как открывает новый аспект этой темы. Исследование глубин человеческой психики и психологии дает ему возможность художественно воплотить свои главные философские идеи: отрицание «крови по совести», неприятие принципа «цель оправдывает средства», утверждение абсолютной ценности каждой человеческой жизни, веру в страдание и сострадание. В своей работе я выяснила, что стоит за страданиями главного героя и какой психологический смысл несут в себе, казалось бы, неприметные детали.

Создав и разрушив на страницах романа теорию “сильной” личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, должна следовать в своей жизни закону своей совести – нравственному закону.

Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование. Сверхчеловек на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий. Автор не просто следит за мучениями героя, он изображает умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что мы мучаемся не меньше, чем сам герой. Вероятно, так он хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему приводят такие теории. Безусловно, эти теории имеют право на существование, но обращаться с ними следует предельно разумно и осторожно.

1.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман: Для учащихся ст. классов сред.шк./.,Сост., авт. послесл. и примеч. С.В.Белов-М.:Просвещение, 1995

5..Янушкевич А.С, Кошечко А.Н. Психоаналитический подход к изучению форм экзистенциального сознания в творчестве Ф.М. Достоевского. Удк 821.161.1.0

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *