в чем видит толстой величие русского народа
Тема народа в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе.
Так, князь Андрей Болконский, духовно развитый, интеллигентный человек, в начале романа показан нам слишком погруженным в свои честолюбивые мечты, подчас высокомерным. И только трагические события, в том числе Бородинское сражение и примеры героизма простых людей, смягчают его, заставляют понять что-то такое, мимо чего он проходил раньше.
Гораздо тоньше чувствует народ Пьер Безухов. Встреча в плену с Платоном Каратаевым потрясла его. Почему Пьер все время мечется, чем-то мучается, что-то безрезультатно ищет? И почему так спокоен, миролюбив, покорен судьбе Платон? Значит, он знает что-то такое, что неведомо было Пьеру, он мудр мудростью, которую не почерпнешь из книг.
Но особенно ярко величие народное проявляется накануне и во время Бородинского сражения. Если высшие чины и перед битвой могли думать о повышениях и продвижениях по службе, простой народ понимал, что настала грозная минута – решается судьба страны, с которой они связаны в одно целое. И выбора у них нет – или жизнь положить, или победить врага. «Всем народом навалиться хотят» – говорит перед боем простой солдат. Сколько мудрости и силы в этих словах! Уже даже не «пойти в бой», а «навалиться», чтобы раздавить, разрушить, уничтожить то, что грозит разрушению основания их жизни.
Война 1812 года стала событием, где осуществилась идея духовного единения и нравственного величия народа, и это ярко показал в своем романе Л.Н. Толстой.
2 вариант
В знаменитом произведении писателя основным лейтмотивом является раскрытие народного образа, начиная от простолюдинов и заканчивая представителями высшего света.
Главная сюжетная линия базируется на описании судеб семейств Болконских и Ростовых, на примерах которых автор показывает, как развивались события того времени в России.
Народная тематика, рассматриваемая на всем протяжении романа, представлена писателем многочисленными персонажами и имеет собирательный образ характерных качеств русского народа.
Это и представитель купечества Ферапонтов, в обычной жизни изворотливый, прижимистый человек, но в условиях начавшейся войны, решающий сжечь все свое имущество, чтобы оно не попало в руки врага. Купец не желает слышать о том, что его родной город может быть сдан неприятелю и, не выдержав причитаний жены, даже поднимает на нее кулаки.
В персонаже Тихона Щербатого изображен отчаянный человек, создавший партизанский отряд и уничтожающий врага своими методами, словно играя в войну.
Народные черты представлены также и в Пелагеюшке, смиренной религиозной страннице, бродившей по местам святыни и молящейся за судьбу страны, и в простых мужиках-ополченцев, роющих окопы перед Бородинским сражением в белых рубахах, потому приготовились умирать, но при этом не растерявших оптимизма.
Наиболее глубоко раскрывается народная тема в той части романа, которая описывает подготовку к Бородинской битве. Здесь и яркие образы обычных солдат, понимающих свою предстоящую гибель, и офицеры-карьеристы, рассчитывающие по окончании сражения получить большие награды, и переживающие за судьбу родины русские люди, просящие прощения у бога и молящиеся перед иконами.
Все персонажи русского народа, собранные писателем в один общий образ, характеризуют главные черты россиян, оказавшихся в непростых жизненных ситуациях в период жестокой войны – бесстрашие, мужество, выносливость, стойкость, человечность.
Сочинение Народ в романе Толстого Война и мир
Роман-эпопея «Война и мир» Льва Толстого действительно заслужил считаться одной из вершин русской прозы. События затрагивают многие проблемы, но главной из них считается проблема народа.
Действия романа разворачиваются во время реального исторического события — Отечественной войны 1812 года. Для Льва Толстого война — это время объединения народа, время пика его развития, время рассвета добра, силы, патриотизма.
В уста Андрея Болконского Лев Толстой вложил свое мнение, свое понимание. В одном из эпизодов князь Андрей размышляет на тему солдат и войны. Он говорит, что результат сражение зависит не от полководца, а от воли солдат. Полководец будет считаться выдающимся только тогда, когда поймет эту простую истину.
Таким по мнению автора был Михаил Илларионович Кутузов. Его образ представлен как внешне незаметного человека, но на фоне наружной неприметном и выделяются его выдающиеся внутренние качества. К ним относится мудрость, проницательность, смелость, эрудированность, милосердие. Михаил Кутузов заботился о своих солдатах, думал прежде всего о народе, о стране. Он уступал свои мечты и стремления общественному благу.
Тема народа максимально развивается в эпизоде общения Пьера Безухова с Платоном Каратаевым. Почему Лев Толстой отправил в плен именно Пьера? Все просто. Пьер Безухов чувствовал себя некомфортно в новом для него кругу, новом обществе. Его душа была простой, чистой. Одним словом явно не светской и не аристократической. Из всех героев только Пьер смог полностью почувствовать то, что чувствовал Платон. Только он мог познать его.
В беседах с Платоном Каратаевым Пьера поражала его простота, открытость. Платон Каратаев не мог думать наперед или переживать о прошлом. Его отличительная черта — осознанность. Крепостной жил моментом, наслаждался жизнью, принимал все ее невзгоды. Именно это и привлекло Пьера.
Победа в войне — общее дело. Это подчеркивается образом Наташи Ростовой. Девушка понимала, что солдаты — великие люди, от которых зависит будущее страны, то есть и ее жизнь тоже, а также жизнь всех, кто ей дорог, поэтому девушка хотела помочь им. Ей было непонятно мнение матери, которая стремилась увезти с собой одеяла, а раненных людей оставить в Москве. Таким образом, появляется противопоставление двух точек зрения.
Лев Толстой хочет сказать то, что война — это общее дело, решающую роль в котором играл народ.
Образец 4
Роман под названием «Война и мир» является, пожалуй, одним из самых известнейших произведений титана русской литературы Льва Николаевича Толстого. Это произведение распростерлось на несколько томов, так как мысль Льва Николаевича разбежалась на такое огромное количество листов. В романе рассматривается несколько временных эпох, разные поколения. Затрагиваются важные темы, которые даже сейчас являются актуальными, например, тема семьи и семейной жизни, любви, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Также произведение содержит элементы исторического характера – война с Наполеоном Бонапартом. Одной из главных тем «Войны и мира» является тема народа и его положения. Роман писался как раз в то время, когда народ в России находился в плачевном состоянии после отмены крепостного права.
Но также эта тема затронута Львом Николаевичем Толстым для того, чтобы донести к читателю свою мысль конкретнее, четче, ярче.
Вообще весь роман строится на формировании характеров и складывании судеб двух семей по фамилии Болконские, Ростовы. На их примерах автор изображает развитие русской интеллигенции 19-го века.
Русский же народ представляют разные персонажи. Автор объединил качества характера, что относятся к простым людям и изобрел несколько сборных образов и воплотил их в определенных героев.
Платона Каратаева Пьер Безухов встретил, когда попал в плен. В этом герое воплощены черты, которые относятся к крепостным крестьянам. Он добр, спокоен, работящ. Платон рассуждает о жизни, но не задумывается о ней на более дальнем уровне. Он живет сегодняшним днем. Этот герой воплощает часть народа времени начала 19-го века. Он любит родную землю, но пошел воевать за нее только потому, что насильно заставили стать солдатом. Истинная доброта и своеобразная мудрость присущи Каратаеву. Они помогают возродиться Пьеру Безухову, который постоянно занимается поиском самого себя и смыслом существования.
Платон Каратаев живет сегодняшним днем, мгновением. Он не испытывает ропотного страха перед смертью. Он не думает о смысле жизни и своем предназначении в этом бренном мире.
Для крестьянина он мудр, но для интеллигенции – глуп и прост. Но это не мешает ему чувствовать себя в некоторой степени счастливым
Именно таким изобразил русский народ на примере Платона Каратаева Лев Николаевич Толстой.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема народа в романе Война и мир
Популярные сегодня темы
Филиппок был младший в семье, и когда брат Костя уходил в школу, ему становилось очень грустно и одиноко. Мальчик давно мечтал тоже быть учеником и ходить с братом в школу.
Приближается самый замечательный праздник, Новый год. Этот праздник любят практически все, и взрослые и дети. Новый год – это сказка, волшебство и чудеса. В этот праздник все счастливы. Я тоже люблю Новый год.
Произведение является актуальным и в настоящее время, несмотря, что относится к шедеврам русской литературы. Основной сутью романа является противопоставление двух миров (крестьянского и помещичьего).
Одним из наиболее существенных событий для всей истории России являлось крещение страны, то есть принятие христианства (в частности православия) как официальной религии
Основными персонажами произведения являются Маша Миронова, дочь военного, служащего в чине капитана, Петр Гринев, молодой дворянин, и Емельян Пугачев, предводитель народного восстания.
Тема народа в романе «Война и мир»
Народ в романе «Война и мир»
Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и принимающие участие в сражениях и битвах, становятся той самой ниткой, при помощи которой вышивается история. Если попытаться шить только одной иглой – ткань проколется, возможно, даже останутся следы, но результата работы не будет. Так и полководец без своих полков – просто одинокая иголка, которая легко теряется в стогах, образуемых временем, если за ним нет нитки его войск. Воюют не государи, воюет народ. Государи и полководцы только иголки. Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Народ России – это люди разных сословий, и высший свет и те, кто составляет средний класс, и простые люди. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.
Образ народа в романе
Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских. На этих примерах Толстой показывает, как развивалась интеллигенция в России, некоторые ее представители пришли к событиям декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов.
Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами. Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей.
В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…».
Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю. И верить, что Смоленск сдадут, он не хочет, и жену даже свою колотит за ее просьбы уехать из города.
И в том, что Ферапонтов и другие купцы сами поджигают свои лавки и дома, есть проявление патриотизма и любви к России, и уже понятно становится – Наполеон не сможет победить народ, готовый на все ради спасения своей Родины.
Собирательный образ народа в романе «Война и мир» создается многими персонажами. Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.
В тяжелые времена, когда над страной нависла опасность быть завоеванной Наполеоном на передний план у всех этих людей вышла одна главная цель – спасение России. Перед ней оказались мелочными и неважными все остальные дела. В такие моменты люди с потрясающей четкостью проявляют свое истинное лицо, и в «Войне и мире» Толстой показывает разницу между простым народом, готовым умирать за свою страну и другими людьми, карьеристами и приспособленцами.
Особенно хорошо это проявляется в описании подготовки к битве на Бородинском поле. Простой солдат со словами: «Всем народом навалиться хотят…», некоторые офицеры, для которых главное то, что «за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди», солдаты, молящиеся перед иконой Смоленской Божией матери, Долохов, просящий прощения у Пьера – все это мазки общей картины, вставшей перед Пьером после разговора с Болконским. «Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» – так описывает Толстой общее состояние людей перед Бородинским сражением.
Но автор вовсе не идеализирует русский народ, в эпизоде, где богучаровские мужики, стремясь сохранить нажитое добро, не выпускают княжну Марью из Богучарова, он явственно показывает подлость и низость этих людей. В описании этой сцены Толстой показывает поведение крестьян, как чуждое русскому патриотизму.
Заключение
В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. И закончить сочинение я хочу цитатой Толстова: «…причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, … характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»
Мысль «народная»
Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.
Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.
Тихон Щербатый выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое типичные черты русского народного характера. В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».
В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.
Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров – Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.
Главная мысль определила не только художественную форму произведения, но и характеры, оценку его героев. Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует перед Бородинским сражением необыкновенный подъем, верит в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.
Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей. »
«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, насыщенных кровью, смертью и страданиями, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель – убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством.
► Читайте также:
Художественные особенности романа
Нравственно-философский смысл произведения
Русский народ в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)
Литеровед представляет сочинение по литературе на тему «Русский народ в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором говорится о национальном характере и смысле жизни отдельного человека и народа в целом.
Свой роман «Война и мир» Л. Н. Толстой особенно любил за «мысль народную». Она пронизывает все страницы романа от начала до эпилога. Эта мысль живет в каждой сцене, является мерилом человечности героев. Писатель показывает русский народ как единое целое, наделенное душой, мыслями, философией, противопоставляя его понятию «толпы».
Говоря о русском народе в романе Толстого, сразу вспоминаешь сон Пьера о глобусе. Этот необычный шар, в центре которого был бог, состоял из множества капелек. Они постоянно двигались, сливались друг с другом, увеличивались. Каждая из них отражала бога в большей или меньшей степени. Так русский народ состоит из множества людей, которые занимаются своими делами, двигаются, объединяются, ищут бога и отражают его каждый по-своему. Эти люди составляют единое целое, но каждый из них – это отдельный неповторимый мир.
Русский народ показан глазами любимых героев Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова. Князь Андрей стремился на войну за славой, но нашел там нового себя. Его отправляют на забытую батарею капитана Тушина, чтобы передать приказ об отступлении. Попав туда, он увидел народ с другой стороны. Тушин поражает его тем, что забывает о себе. Он представляет единое целое со своими солдатами, их объединяет братское начало, они стоят горой друг за друга. И таких Тушиных, оказывается, много вокруг. Во время войны 1812 года князь Андрей уже знает, что победа зависит от народа. Он отказывается от штабной службы. Князь заботится о солдатах, прост в обращении с ними. В этом он близок Кутузову. Солдаты относятся к нему с уважением, гордятся им, называют «наш князь».
Пьер долгое время жил и воспитывался за границей. Приехав в Россию, он знакомится с русской действительностью, с русским народом. Толстой сталкивает Пьера с простыми людьми, в которых тот видит мудрость и правду сущего. Наблюдения за крестьянской жизнью приводят героя к мысли о том, что сила народа в его простоте, естественности. Он видит в простых людях «беспрестанную радость открытия жизни», которая присуща ребенку. Пьер считает, что потеря этого чувства есть самая страшная трагедия человека. Простые неграмотные люди неосознанно впитали в себя мудрость творца. Они живут, сливаясь с мирозданием. В природе нет ничего некрасивого, ни отнять, ни прибавить, так и в русском народе хранится духовная красота.
Изображая народ, Толстой показывает особенности русского национального характера. Писатель наделяет русский народ чувством патриотизма. По его мнению, исход войны 1812 года зависел не от мастерства полководцев, а от народного духа. Толстой подчеркивает единство народа, его отдельных личностей. Писатель показывает два начала в русском характере: воинствующее и мирное. Воинствующее представлено в образе Тихона Щербатого, мирное – в образе Платона Каратаева. Эти герои дополняют друг друга, они словно две стороны одной медали.
С Тихоном Щербатым мы встречаемся в главах, описывающих течение Отечественной войны 1812 года. Он воюет в партизанском отряде Денисова. О его мирной жизни известно немного. В отряде он сначала не играл важной роли, разводил костры, чистил лошадей, был готов выполнять любую работу. Со временем его роль возросла. Он всегда доставлял в лагерь пленных, которые давали нужные сведения. Благодаря его смелости и ловкости, отряд был на шаг впереди противника. Тихон обладает смекалкой, хитростью, большой физической силой. Толстой подчеркивает, как он нужен людям. В образе Тихона автор показал типичные качества русского народа. Русские люди в большинстве своем не боятся трудностей, смелые, бескорыстные. Тихон Щербатый подобен богатырю, который борется с врагами земли русской.
Другое, мирное, начало представляет Платон Каратаев. Внешность Платона примечательна тем, что он был весь круглый. Его руки словно собирались обнять что-то, у него была приятная улыбка и нежность в глазах. Когда он смеялся, зубы «выкатывались» полукругами. На вид ему было больше пятидесяти лет, но фигура отличалась гибкостью, а в волосах не мелькала седина. Круглые морщинки на лице соединялись с выражением юности. Он весь был непосредственный, верный, убедительный. Казалось, что Платон не знает, что такое усталость и болезнь. Весь день герой был занят какими-то делами, он умел делать все. Только вечером он мог позволить себе поговорить с кем-то, попеть, что очень ему нравилось.
Платон делился дорогими воспоминаниями, рассказывал о крестьянской жизни. О солдатской службе говорить не любил. Его речь, наполненная поговорками, пословицами, выражала народную мудрость. Часто Каратаев говорил «противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо». Простые события, о которых он рассказывал, получали оттенок торжественности. Платон и сам любил слушать сказки и «рассказы о настоящей жизни».
Платон не имел привязанностей. Он любил все, что его окружало, но не привыкал ни к чему. Он радовался находкам, но не огорчался от потерь. Окружающие любили его, называли «соколик» или «Платоша». Для Пьера он стал «олицетворением духа простоты и правды». Его жизнь отдельно не имела смысла, она имела значение только внутри общей жизни. Он был частью целого, капелькой того глобуса, который приснился Пьеру.
Мировоззрение Платона имело в своей основе любовь и взаимопонимание, причем сам он об этом не задумывался, он просто жил. Каратаев жил очень просто, находя смысл жизни в самой жизни. Чтобы быть счастливым, нужно верить в бога, ценить вечно изменяющуюся, великую, непостижимую жизнь.
Толстой не идеализирует героев, в его произведении нет оттенков национализма. И все же, описывая высший свет и простой русский народ, он отдает свои симпатии простым людям. О героях из высшего света он судит, исходя из их отношения к народу. «Мысль народная» проходит через все произведение, оттеняя характеры героев. Судьба всех положительных персонажей в итоге связывается с судьбой всей нации.
Толстой показал в романе многообразие народных характеров. Он смог выразить суть русского национального характера. Народные образы отражают смысл жизни человека, которая в основе своей очень проста. Вера в бога и любовь к жизни делают человека сильным и счастливым. К этому выводу автор приводит своих любимых героев, а вместе с ними и читателя.