в чем видит а ахматова предназначение поэта
Вопросы по творчеству А.Ахматовой
по творчеству А.Ахматовой.
К какому литературному течению принадлежала Ахматова?
Анна Андреевна Ахматова- это псевдоним. Какова фамилия поэта?
Можно ли сказать, что образ лирической героини Ахматовой во многом
совпадает с образом поэтессы?
Лирика первых сборников исключительно любовная. В каком из сборников есть другие темы?
В чем видит Ахматова предназначение поэта?
Какой мотив творчества наиболее ярко выражен в поэме «Реквием»?
В каком году поэма «Реквием» была впервые опубликована в России?
6. Поэт должен быть голосом совести своего народа.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-789940
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Царственное слово в поэзии Ахматовой: тема поэта и поэзии
Ахматова пришла в поэзию в то время, когда символизм переживал кризис, и, как сказано в автобиографических заметках Ахматовой, она «сделалась акмеисткой». Акмеисты отказались от устремленности в потусторонние миры, в область «непознаваемого», отвергли «зыбкость слова», использование символов и обратились к реальным земным ценностям, красочности, богатству, вещности земного мира. Их поэзия – это реабилитация реальности. Ахматова не случайно оказалась среди акмеистов. В ее стихах перед нами предстает достоверно, в деталях, выписанный мир, предстает лирическая героиня в различных ее эмоциональных и психологических состояниях. Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна, конкретна, вещна.
Как поэтический манифест можно расценивать знаменитое стихотворение Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. » из цикла «Тайны ремесла»:
Но очень скоро рамки акмеистической поэзии оказались для нее тесными. Поэзия Ахматовой развивалась в русле русской классической поэзии и прозы. Идеалом поэта, перед кем она преклонялась, был А.С. Пушкин с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выражено в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям. » (1911) из цикла «В Царском Селе» (сборник «Вечер»). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе:
Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретишь, воздействие Пушкина сказывалось на ином уровне – в философии жизни, в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему.
Ахматовой, как и Пушкину, свойственно мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение «Приморский сонет» (1958) перекликается с пушкинским стихотворением «Вновь я посетил. » (1835). «Приморский сонет», как и стихотворение Пушкина, также написан незадолго до смерти:
«Голос вечности» в стихотворении – отнюдь не аллегория: настает для человека время, когда он слышит его все отчетливее. И окружающий мир, оставаясь реальным, неизбежно становится призрачным, как дорога, что ведет «не скажу куда». Мысль о неизбежности расставания со всем, что так дорого сердцу, вызывает скорбь, но чувство это становится светлым. Осознание того, что «здесь все меня переживет», порождает не озлобление, а напротив – состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у порога смерти. Но и о торжестве жизни, о дороге жизни, которая уходит в вечность.
Для Ахматовой характерно религиозное мировосприятие. По-христиански она воспринимает свой поэтический дар – это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б. Пастернака и О. Мандельштама). Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Поэт, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; лишь совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него:
Как Пушкин, Державин, Шекспир, Ахматова не могла не думать о сути поэзии, судьбе поэтического слова. Поэзия Ахматовой никогда не была утилитарной, агитационной. Поэтическое слово – «царственное слово» – обладает, по Ахматовой, большей властью над умами и сердцами людей, чем золото, власть:
Для самой Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяжелые годы унижений и гонений. Л. Чуковская писала: «Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, она, а не власть, унижающая ее, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе».
► Читайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой:
Конспект урока литературы. Тема поэта поэта и поэзии в творчестве А.А.Ахматовой
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
литературы с применением ИКТ в 9 классе
Парастаева Инесса Юрьевна
МБОУ СОШ №43 г.Владикавказ
Учитель русского языка и литературы
Тема и номер урока в теме
Тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой.
УМК Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2 частях, 9 класс,
М: «Просвещение», 2013
продолжить знакомство с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой;
пронаблюдать как развивалась тема пота и поэзии в творчестве А. Ахматовой;
показать, как исполнена поэтом Анной Ахматовой гражданская и поэтическая миссия;
умение читать стихи и эмоционально на них откликаться;
совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
Воспитать интерес к русской литературе, внимательное отношение к слову.
развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.
Средства обучения – учебники, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства.
Тип урока – комбинированный урок– презентация.
Вступительное слово учителя.
За всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, первый случай, когда женщина – поэт по силе своего дарования ни в чём не уступила поэтам – мужчинам. Среди блистательных имён поэтов серебряного века выделяется имя Анны Ахматовой
Не случайно она не жаловала слово «поэтесса» и не делала никаких скидок на «женскую слабость», предъявляя самые высокие требования к званию ПОЭТ. Что же позволило ей стать в один ряд с крупнейшимми лириками ХХ века: Блоком, Есениным, Маяковским, Мандельштамом, Гумилёвым, Пастернаком?
В первую очередь это предельная искренность, отношение к творчеству как к «священному ремеслу», теснейшая связь с родной землёй, её историей, культурой и, безусловно, виртуозное владение словом и безукоризненное чувство родной речи.
Я предлагаю вначале урока вспомнить о начале творческой биографии А. Ахматовой.
2. Беседа по повторению изученного ранее материала.
— Вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова? В чем его суть? (Ахматова пришла в поэзию в то время, когда символизм переживал кризис, и, как сказано в автобиографических заметках Ахматовой, она «сделалась акмеисткой». Акмеисты отказались от устремленности в потусторонние миры, отвергли использование символов и обратились к реальным земным ценностям, красочности, богатству, вещности земного мира. Их поэзия – это реабилитация реальности.
В стихах Ахматовой перед нами предстает достоверный, лирическая героиня предстает в различных ее эмоциональных и психологических состояниях. Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна.
— Как называются первые сборники Ахматовой? ( «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.)
— Каковы темы её раннего творчества? (Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически, но оно земное, лишённое мистики и тайны.
— Каковы особенности лирики А. Ахматовой этого периода (Отсутствие большого количества изобразительно-выразительных средств, неожиданные эпитеты делают её оригинальной, своеобразной; А. изображает кульминационные моменты в жизни человека (первая встреча, последняя встреча, прощание; использование разговорных интонаций; сдержанность и строгость, внутреннее напряжение; отсутствие ярких красок, значит, изображение утра, вечера, осени, зимы, ранней весны; приглушённая мелодичность звучания; в синтаксисе: простые предложения, восклицания, но компенсируется психологизмом, особым внимание к деталям.
Каждое стихотворение, как мозаика, которая складывается в нечто похожее на большой роман.
3. Чтение наизусть стихотворений о любви.
II Сообщение нового материала
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. Ахматовой. Мы должны понять, каковы особенности ахматовской лирики в «постакмеистский» период, постараемся услышать голос поэта, её понимание своего предназначения.
Обращение к эпиграфу урока
— Какие слова и выражения можно считать ключом к пониманию данной темы?
Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Всё видит, слышит, всем владеет…
Очень скоро рамки акмеистической поэзии оказались для нее тесными. Поэзия Ахматовой развивалась в русле классической поэзии и прозы. Идеалом поэта, перед которым она преклонялась, был А.С. Пушкин с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выразилось в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям. » из цикла «В Царском Селе» (сборник «Вечер»). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни.
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Воздействие Пушкина сказывалось в философии жизни, в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему, свойственно мудрое приятие жизни и смерти.
Стихотворение «Приморский сонет» (1958) перекликается с пушкинским стихотворением «Вновь я посетил. » (1835), написанного незадолго до смерти поэта.
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
— Какие философские раздумья созвучны мироощущению Пушкина? (В жизни человека настает время, когда становится грустно от мысль о неизбежности расставания со всем, что так дорого сердцу, эта вызывает скорбь, но чувство становится светлым. Осознание того, что «здесь все меня переживет», порождает состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у порога смерти. Но оно и о торжестве жизни, о дороге жизни, которая уходит в вечность).
Этот образ является в произведениях многих русских поэтов, в том числе и Пушкина. Анна Ахматова унаследовала его из классической поэзии.
О том, как развивался он в ее поэзии небольшое сообщение подготовила Тарасянц Диана, которая провела небольшое исследование поданному вопросу.
Мне кажется, что сама Анна Ахматова иногда занимает место музы. Окружающие её люди всегда замечали необычность, какую – то постоянную внутреннюю работу, которая происходила в душе юной девушки . Вот как говорит о юной Ахматовой Вера Веер:
«В церкви полумрак. Народу мало. Усердно кладут земные поклоны старушки-богомолки, истово крестятся и шепчут молитвы. Налево, в темном приделе, вырисовывается знакомый своеобразный профиль. Это Аня Горенко. Она стоит неподвижно, тонкая, стройная, напряженная. Взгляд сосредоточенно устремлен вперед. Она никого не видит, не слышит. Кажется, что она и не дышит. Сдерживаю свое первоначальное желание окликнуть ее, чувствую, что ей мешать нельзя. В голове опять возникают мысли: «Какая Странная Горенко. Какая она своеобразная».
— Давайте попробуем понять: в чем видит Ахматова природу творчества?
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знал и, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Найдите ключевые слова и выражения, через которые можно проследить развитие авторской идеи. Какова она?
Я прошу обратить внимание, что все они характеризуют творчество. Чем оно является для поэта? ( Это непредсказуемый процесс, но это и радость, и познание окружающего мира.)
— Прочитаем стихотворение «Я так молилась: «Утоли. ». Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова?
Я так молилась: «Утоли
Глухую жажду песнопенья!»
Но нет земному от земли
И не было освобожденья.
Как дым от жертвы, что не мог Учитель
Взлететь к престолу Сил и Славы,
А только стелется у ног,
Молитвенно целуя травы, —
Так я, Господь, простерта ниц:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего, пушкинской. Давайте вспомним стихотворение «Пророк».
Духовной жаждою томим,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанъе.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»
Учитель Ахматова по-христиански воспринимает свой поэтический дар — это для нее величайшая Божья милость и испытание. Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Она, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; и, совершив свой путь , как поэт обретает моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после них.
В поэзии Ахматовой извечная тема «поэта и поэзии» и связанные с нею литературные традиции получают своеобразное преломление, соответствующее особой логике её поэтического мира. Многие стихотворения Ахматовой посвяшены теме творчества. В самохарактеристику лирического героя органично входит определение себя как поэта, человека, для которого поэзия — призвание, дело, ремесло. Один из лирических циклов на эту тему «Тайны ремесла» открывается стихотворением, которое так и называется —
Бывает так: какая – то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Сужается какой – то тайный круг,
Встаёт один всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
— С чем ассоциируется у Ахматовой творчество? ( Творчество, по Ахматовой, — явление того же порядка, что и жизнь. Задача поэта — услышать стихи, уловить из гущи самой жизни. Поэзия вырастает из сора земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным — через поэта — и обрести бессмертие.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, Русская речь,
Великое Русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
— Какие особенности этого стихотворение вы заметили? (Лаконизм, аскетизм, «плакатность»)
— Кто из русских писателей тек же как и Ахматова охарактеризовал «русское слово»? ( И. С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык»)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты, – один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)
На родине творчество Ахматовой снова стало широко известно только в 80-е годы ХХ века, когда массовыми тиражами стали издаваться сборники ее стихотворений, когда вышел, наконец, из забвения ее «Реквием».
Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами, для нее не было выбора — уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством. В этом не только её гражданская позиция, но и позиция поэта. ( ведь «поэт в России больше, чем поэт»)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
— В каком стиле написано это стихотворение? Почему? ( Оно выдержанно в высоком стиле: старославяцизмы « не внемлю», «песен. не дам» в значении «не буду посвящать стихов», слова «растерзание», «изгнанник» и др.)
— Какие противопоставления мы видим в этом произведении? ( Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю (первая строфа) и «изгнанники» (вторая строфа) — разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной». Можно предположить, что имеются в виду, литераторы и философы, высланные из Советской России в I922г. в качестве враждебного элемента (позднейшая дата «Июль 1922», вероятно, — маскировочная: высылка состоялась в августе).
Однако судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан «Темна твоя дорога, странник, / Полынью пахнет хлеб чужой»), не лучше «Мы ни единого удара / Не отклонили от себя» Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с приятием собственного жребия. Исторически «Оправдан будет каждый час» мученической жизни.
III Обобщение изученного материала
Итог — Как развивается тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой?
Поэт получает вдохновение свыше, оно представляет собой как бы внешнюю силу, нисходящую на поэта иногда даже помимо его воли. С этим образом связано и представление о «муках творчества»:
4. как бы сказала Анна Андреевна: «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица…»
Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой неразрывно связана с темой Родины. Сегодня на уроке прозвучало стихотворение «Мужество» (1942), «Не с теми я, кто бросил землю» (1922). Дома вы должны проанализировать стихотворения, относящиеся к данной теме «Мне голос был» (1917) и «Родная земля» (1961).
Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой
Урок 41. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой»
Сегодня на уроке мы:
· Поговорим о поэзии и любви к Родине.
· Познакомимся с патриотической лирикой Анны Ахматовой.
· Увидим, как раскрывается тема судьбы Родины и судьбы поэта в творчестве Ахматовой.
Тема Родины – одна из важнейших тем в творчестве любого поэта. В творчестве Анны Ахматовой впервые она зазвучала в 1917 году в стихотворении «Мне голос был». Это стихотворение вошло в сборник «Белая стая», который подводит своеобразный итог раннему творчеству поэтессы.
Стихотворение написано в то тяжёлое время, когда страна была истерзана войнами и революционными потрясениями. Из разорённой страны, которая стремительно превращалась в какое-то совершенно новое, незнакомое государство, так непохожее на прошлую дворянскую Россию, уезжали многие.
Анна Ахматова в своём стихотворении говорит от лица той части русской интеллигенции, которая не смогла оставить Родину в годы испытаний. Потому что не мыслила себя в отрыве от родной земли. Для Анны Ахматовой быть поэтом – значит жить одной судьбой со своей Родиной, какой бы горькой ни была эта судьба.
В стихотворении «Мне голос был» поэтесса выразила свои переживания в тот момент, когда жизнь поставила её перед тяжелейшим выбором – эмигрировать или остаться в России, приняв её судьбу.
Композиционно стихотворение делится на две части. В первых двух строфах неведомый голос уговаривает лирическую героиню навсегда оставить родные места.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
В этих строфах звучит мотив дьявольского искушения, который создаётся неторопливостью темпа стихотворения, употреблением повторов, вкрадчивыми призывами. «Утешный» голос обещает не только спасение от страшного будущего. Он предлагает забвение, отказ от страшного прошлого:
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
«Чёрный стыд» и боль предавшего родину легко исчезнет в беззаботной и комфортной жизни.
Но в третьей строфе лирическая героиня делает свой выбор, решительно отвергая сладкий соблазн. Для неё жизнь без Родины немыслима, какой бы трагичной эта жизнь ни была.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.
Словосочетание «скорбный дух» заключает в себе предчувствие горьких бед, которые ждут поэтессу, решительно связавшую свою судьбу с судьбой Родины.
В поздней лирике Анна Ахматова уже не предчувствует будущее, а вспоминает и анализирует прошлое.
«Родная земля» – именно такое стихотворение-размышление. Создано оно в 1961 году, на закате жизни поэтессы. В это время Анна Ахматова находилась в больнице, страдая от обострившейся болезни сердца.
Интересно то, что к этому стихотворению есть эпиграф. Звучит он так:
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
Эти строки поэтесса взяла из своего стихотворения, написанного в 1922 году, когда представители интеллигенции массово покидали Россию. А начиналось это стихотворение так:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Мы видим, что уже в эпиграфе звучит мотив неразрывной связи человека с его родиной. Покидая родную землю, человек теряет право называть её своей. Поэтесса осуждает излишний пафос и лживый патриотизм тех, кто предпочёл уехать из России и любить Родину издалека. Именно к ним обращены слова «о ней стихи навзрыд не сочиняем». Истинные патриоты не кричат на весь мир о своей любви к ней. Они без всякой патетики и героизма жертвуют своим благополучием, а зачастую и жизнью, потому что чувствуют себя частью родины, неотделимой от неё.
В стихотворении «Родная земля» образ Родины воплощается в образе плодородной земли, рождающей и вскармливающей всё живое. Но образ этот не фольклорный, не сказочный, не возвышенный. Наоборот, нарочито сниженный.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чём не замешанный прах.
Но ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовём так свободно – своею.
Обратите внимание, насколько ясно и просто написано стихотворение «Родная земля». Без сложных метафор, вычурных эпитетов и синтаксических изысков. Такая лаконичность сама по себе является средством художественной выразительности и отчётливо передаёт основную мысль стихотворения.
Благородная простота, хрустальная ясность стиха, обращение к пушкинской поэтике – характерные черты поздней лирики Анны Ахматовой. Одним из прекраснейших стихотворений, созданных поэтессой в последние годы жизни, называют «Приморский сонет».
Здесь все меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
Первое четверостишие отсылает читателя к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
Гляжу ль на дуб уединённый,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Как мы видим, совпадает и неторопливый темп, и умиротворённое, элегическое настроение, темы скоротечности жизни и спокойного принятия неизбежной смерти. В стихотворении Ахматовой лирическая героиня находится в призрачном, сумеречном мире, на грани между жизнью и смертью. Но этот пограничный мир прекрасен: цветущие черешни, залитые светом «лёгкого» месяца, изумрудные чащи. И путь в вечность, «дорога не скажу куда» – светлая дорога.
Лирическая героиня устремлена в вечность. Обратите внимание, что первое четверостишие сонета начинается со слова «здесь», а последнее – со слова «там».
Там средь стволов ещё светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
В финале стихотворения появляется образ Царского Села. А мы знаем, что для поэтессы Царское Село не просто место, где прошло её детство и юность. Прежде всего это пушкинские места. Устремляясь в вечность, лирическая героиня словно возвращается в прошлое. К себе, к беззаботному детству, прекрасной юности и волшебству пушкинской поэзии, замыкая круг жизни.
Литературоведы говорят, что в гражданской лирике и теме поэта и поэзии Анна Ахматова следует традициям лирики Александра Сергеевича Пушкина. Действительно ли это так? Давайте разбираться.
Первое, на что мы обратим внимание, это восприятие поэтического дара. Для Анны Ахматовой быть поэтом одновременно и великий дар, и великое испытание. Быть поэтом значит быть отмеченным Божьим благословением. Но вместе с тем поэт несёт и тяжкий крест испытаний. Путь русского поэта всегда трагичен. Также как и у Пушкина, у Ахматовой поэт – это пророк. Эта мысль подтверждается и библейскими мотивами в творчестве Ахматовой, постоянным упоминанием христианских обрядов и праздников.
Ещё одной пушкинской чертой в лирике Ахматовой можно назвать гармоничное слияние национальных русских черт с мировой художественной культурой. Помимо религиозной христианской символики и сказаний, поэтесса использует мотивы и образы античного искусства, отсылки к европейской художественной культуре.
И конечно же стремление к простоте, ясности и изящной лаконичности стиха, сочетание высокого и повседневно-бытового тоже дань уважения мастерству великого поэта.
В стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» отразилась не только искренняя любовь поэтессы к родине, но и мысль о том, что истинная любовь, как и истинное искусство, не нуждается в громких словах и далека от пафоса. Это одно из самых известных стихотворений Анны Ахматовой. Его очень часто цитируют, рассуждая о природе поэзии.
Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» – одно из девяти стихотворений цикла «Тайны ремесла». Создано оно в 1940 году и почти сразу же появилось на страницах журнала «Звезда».
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Стихотворение бессюжетное. Оно представляет собой рассуждения лирического героя поэта о поэзии. В стихотворении утверждается отказ от пафоса. Истинная поэзия рождается в повседневности.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Настоящий поэт должен видеть красоту привычных, обыденных явлений. Именно тогда создаётся настоящая поэзия, а не оторванный от жизни искусственный эстетизм.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Анна Ахматова отрицает мысль о том, что поэту необходима какая-то высокая цель или идея, требующая служения. Жизнь поэтична сама по себе во всех своих проявлениях, в любой непритязательной мелочи. И талант поэта заключается в том, чтобы увидеть и выразить это.
Как поэт Анна Ахматова проделала огромный путь. Трагическая женская судьба лирической героини её творчества всё больше и больше становилась общей судьбой всех российских женщин, на долю которых выпало жить в тяжелейший период русской истории. И всё сильнее в ахматовской лирике раскрывалась тема неразрывной связи судеб поэта и его Родины.
Ещё в 1916 году Осип Эмильевич Мандельштам увидел эти перемены в лирике Анны Ахматовой, написав в одной из статей: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».