в чем в повести выражается гуманизм пушкина

Гуманизм повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Общечеловеческая тема «блудных детей». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

– Вы прочитали повесть А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Какие чувства вызвали у вас её герои?

(Жалость, сочувствие, сострадание).

– Значит, цель, поставленная Пушкиным при создании этого произведения, была достигнута, потому что он хотел вызвать именно сочувствие, сострадание в сердцах своих читателей. В этом проявился гуманизм поэта, его человеколюбие.

Гуманизм – любовь к людям, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей.

В этом произведении А.С.Пушкиным впервые в русской литературе так остро поднимается тема “ маленького человека”.

“Маленький человек” в литературе – обобщённый образ бесправного и страдающего человека.

– Как вы думаете, кого в повести “Станционный смотритель” можно назвать “маленьким человеком”? Подтвердите свою мысль словами текста (учебник).

– Чаще всего это бедный человек, в данном случае – чиновник низшего класса.

Коллежский регистратор – чиновник низшего, 14 класса в “Табели о рангах”.(“Табель о рангах” – классификация чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе. Учреждена в 1722 г., во времена Петра I.)

III. “ Притча о блудном сыне” в литературе и живописи.

1. Притча– маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете…

Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи и в те далёкие времена, и позже. Правда, авторы произведений Древней Руси чаще сверяли жизнь своих героев с евангельским словом, писатели нового времени – реже.

Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где он родился, откуда и куда путь держит. Оттого, наверное, что история эта возможна с каждым и которое уже столетие повторяется. Но евангельские притчи для молодца 17 века ещё дышат живой историей, поэтому “спамянует молодец спасения путь”, ушёл в монастырь – вернулся к Богу, а горе у ворот осталось.

Два столетия спустя уже иначе живёт эта притча в литературе нового времени. В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают уроки из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

2. “Притча о блудном сыне” нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. (Рассматриваем репродукции картин И. Босха, Б.Э. Мурильо и других художников).Но особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне голландского художника Рембрандта “Возвращение блудного сына” (1669 г.) Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 году Рембрандта не стало.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя.

И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.

IV. Сопоставление картины Рембрандта и иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.

1. Какая из картин, на ваш взгляд, более трагична? (Конечно, картина Рембрандта )

2. Почему? (На иллюстрации Доре – светлый фон, видно движение, жизнь.)
Картина Рембрандта – мгновение неподвижности, несколько застывших фигур. Много красного, трагического цвета. Фон картины – тёмный.

Графика – вид изобразительного искусства, рисунок на бумаге карандашом, углём, мелом, кистью либо оттиск этого рисунка со специально обработанной доски или камня.

3. Зачитайте из “ Притчи о блудном сыне” слова, которые могут служить подписью к иллюстрации. (“Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его…”) Полотно Доре – это непосредственная иллюстрация к Библии, поэтому мы видим картину встречи отца и сына по-иному, нежели на полотне Рембрандта.

Картина Рембрандта не только передаёт библейский сюжет, но и отражает жизненные наблюдения художника, понимание им тех страданий, через которые пришлось пройти и сыну, и отцу, поэтому на его полотне сын – обессиленный и больной человек, а отец ослеп от того, что выплакал все слёзы по пропавшему сыну.

V. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” и библейской “Притчи о блудном сыне”.

1. Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)

2. Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он не сказал ему слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)

3. Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил. Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)

4. Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
“ Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…”.
“ Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню…”.
“ Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною, он поневоле ею любовался”.

5. Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин. Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп от горя. Станционный смотритель умер.)

6. Но почему он желает смерти своей дочери?
(“ Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…).

7. А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да, своими страданиями.)

8. Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)

9. А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её простить.)

10. А вы её простили? Почему? (Она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы видим, что она страдает.)

11. Простит ли Дуня себя?

12. Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

Вывод: Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому было сказать “ прости”. До конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

VI. Подведение итогов урока.

1. О чём эта повесть?

– о глубокой и всепрощающей отцовской любви;
– о дочерней неблагодарности;
– об одиночестве и беззащитности “маленького человека”, сохранившего своё достоинство;
– о запоздалом раскаянии “блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

2. В чём проявился гуманизм А.П.Пушкина – автора повести “Станционный смотритель”? (Писатель вызывает у читателя сочувствие и уважение к “маленькому человеку”.)

3. Одно из значений слова Гуманизм – “забота о благе людей”. Как проявилась забота автора о благе людей в этом произведении?

Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас.

Рассказчик ещё и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам…

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.

Источник

Сочинение: Гуманизм и красота прозы А. С. Пушкина (по повести «Станционный смотритель»)

в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Смотреть фото в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Смотреть картинку в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Картинка про в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Фото в чем в повести выражается гуманизм пушкина В 1830 году А. С. Пушкин создал цикл рассказов под названи­ем «Повести Белкина». Все рассказы написаны от лица отставно­го офицера егерского полка Белкина.

Все рассказы были очень необычны для пушкинского вре­мени, В них автор показывает всю красоту и богатство русско­го языка. Пушкин стоял у истоков реалистического и натура­листического направлений, которые затем будут развивать Лер­монтов, Гоголь, Тургенев. Художественные приемы, с помощью которых Пушкин изображает действительность, просты и гар­моничны.

Все рассказы отличаются своеобразным сюжетом, который имеет всегда хорошее окончание.
[sms]

Во всех повестях А. С. Пушкин изображает характеры людей разных сословий. Рассказ «Станционный смотритель» интересен тем, что здесь автор разрабатывает тему «маленького человека». Главный герой произведения Самсон Вырин служит на переклад­ной станции. Автор пишет о несчастном положении человека на такой должности: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе».

Автор наделяет старика библейским именем. Самсон — это ге­рой Ветхого Завета, который отличался силой, но обманным пу­тем был ослеплен своими врагами. Старик Вырин также будет об­манут.

Пушкин описывает несчастное положение этого старика. И показывает, что единственной отрадой в его жизни была дочь Дуня. Отец гордился ее красотой. Девочка очень любила отца и помога­ла ему справляться с делами. Старик говорил о ней так: «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала», а если сердитый барин попадался, то при виде девочки сразу «утихает и милостиво со мною разговаривает».

Однажды на станцию приехал молодой гусар. Он обманул ста­рика и увез его дочь с собой. Автор описывает глубокое горе Сам­сона Вырина. Когда рассказчик увидел его во второй раз, он отме­тил, что старик сильно поседел и начал пить. Станционный смот­ритель пытается вернуть дочь, приезжает вслед за гусаром Минс­ким в Петербург, просит его не губить Дуню, но тот дает старику деньги и прогоняет. В рассказе Пушкин показывает сложные пе­реживания. Любовь отца к дочери подчеркивается с помощью биб­лейской притчи о блудном сыне. Рассказчик видит в доме Вырина картинки с изображением этой истории. Когда Дуня уезжает с гусаром, то всю дорогу плачет. Встреча с отцом доводит ее до обмо­рока. В конце рассказа она раскаивается на могиле отца.

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин показал трагизм судьбы «маленького человека» Самсона Вырина и его до­чери Дуни. Зависимость простых людей от своенравия аристокра­тов, взаимоотношения между родителями и детьми, грех и раская­ние, — всех этих сложных тем сумел коснуться автор «Станцион­ного смотрителя». Повесть А. С. Пушкина проникнута глубоким гуманизмом и состраданием к простым русским людям. [/sms]

Источник

ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ”

ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ”

“Повести Белкина” проникнуты гуманизмом, в своей основе они оптимистичны. В “Повестях Белкина” выдуманные чувства, навеянные чтением романтических книг, проверяются самой жизнью. Иллюзии сталкиваются с действительностью, которая в конечном счете оказывается неожиданнее самых замысловатых литературных сюжетов.

С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести “Станционный смотритель “. На совершенно новой основе Пушкин продолжает

За образом Вырина появилась галерея подобных художественных типов – Башмачкина в “Шинели” Гоголя, Девушкина в “Бедных людях” Достоевского.

В “Станционном смотрителе” с глубоким сочувствием рассказывается о бедном чиновнике, “сущем мученике четырнадцатого класса”. Все авторское сочувствие

В ее душе сохранилось высокое нравственное чувство – чувство вины перед отцом. Несчастный Вырин заплатил слишком большую цену за стремление дочери стать счастливой.

Тема “маленького человека”, поднятая Пушкиным в “Станционном смотрителе”, очень важна.

То, о чем писал Пушкин, – это вечные вопросы. В центре его произведений всегда стоит человек, а главная задача – изображение характера, образа жизни, быта человека. И все, что занимало людей тысячу лет назад – вопросы любви, свободы, чести, долга, смерти, бессмертия, будет волновать их до тех пор, пока будет существовать человеческий род.

А литература помогает решать эти вопросы.

В повести “Станционный смотритель” А. С. Пушкин обращается к теме ” маленького человека “. Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день: “Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца”.

Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти “люди мирные, от природы услужливые…”. Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери – красавице Дуне.

Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним.

За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец.

Зато он хорошо знает другое – как в таких случаях обычно бывает: “Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”. То, чего боится Вырин, – реальность.

Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом.

В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток.

Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

Related posts:

Источник

В чём заключается гуманизм звучания романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? (ЕГЭ по литературе)

В основу романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» были положены настоящие исторические события — Пугачевский бунт. Несмотря на описание кровопролитного восстания, произведение не лишено человечности. Рассмотрим, в чем заключается гуманизм звучания романа А. С. Пушкина.

Во-первых, особое внимание стоит уделить эпиграфу произведения: «Береги честь смолоду».

Именно это наставление дает отец Гринёву, и оно является ключевым в романе. Петр Гринев, главный герой романа — человек чести, ему очень важно следовать моральным принципам, не нарушать их и быть гуманным. Ему противопоставлен Алексей Швабрин — бесчестный и подлый персонаж, что доказывают его поступки: «смертоубийство», за которое его перевели в Белогорскую крепость, оскорбления Маши Мироновой, ранение, нанесенное Гриневу в спину, присяга самозванцу. Поэтому судьба благоволит больше Петру Гриневу, нежели Швабрину, ведь в основе произведения лежат человечность и честь.

Во-вторых, даже человека, поднявшего крестьянский бунт, можно назвать гуманным. «Самозванец» пощадил Гринева, когда тот отказался ему присягать, в благодарность за заячий тулуп, за прямолинейность и верность принципам. «Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов», — говорит «раскольник» Пугачёв. Помимо этого можно заметить, что Емельян Пугачёв ценит мнение каждого человека, на его советах все имеют право сказать что-то. Это вновь доказывает, что даже «самозванец» способен на человечные, добрые поступки.

В-третьих, одним самых важных эпизодов в романе является поездка Маши Мироновой в Петербург к императрице, чтобы доказать невиновность Гринёва и вернуть ему доброе имя. Благодаря её решительности, смелости и искренней любви герой был помилован. «Я приехала просить милости, а не правосудия», — говорит Маша императрице. Немаловажен образ Екатерины 2. Она внимательно выслушала Машу Миронову, не раскрывая своего статуса, а затем отпустила Гринева. Здесь вновь проявляется великодушие, гуманность героини, которая, выслушав речь Маши, помогла ей.

Таким образом, гуманизм звучания романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» заключается в том, что почти все персонажи здесь великодушны, способны совершать добрые дела. Даже главный «раскольник» произведения Емельян Пугачев оказывается гуманным и поступает по-честному.

в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Смотреть фото в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Смотреть картинку в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Картинка про в чем в повести выражается гуманизм пушкина. Фото в чем в повести выражается гуманизм пушкина

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Гуманизм повести

Открытый урок в 7 классе

Тема: А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Гуманизм повести

обучающие: познакомить с содержанием повести «Станционный смотритель», помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание повести, её глубокую нравственную сущность, прочувствовать его эмоциональную атмосферу; выявить, в чем заключается гуманизм повести

развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; анализ поведенческих ситуаций героев повести; развивать монологическую речь учащихся; развивать творческие способности учащихся.

воспитывающие : воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку, а также любознательность, умение работать в коллективе, выслушивать оппонентов, быть терпимым к иной точке зрения.

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, буктрейлер), практические (работа с текстом).

Оборудование: мультимедийная презентация, буктрейлер, текст повести «Станционный смотритель», карточки, ватман, репродукции к тексту

«Куда несёт нас рок событий. »

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз
И запомните рассказ.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке (у детей на столе лежат карточки):
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.

Мотивация учебной деятельности

Просмотр буктрейлера «Станционный смотритель»

Объявление темы и целей урока

А вы уже догадались, какая тема нашего урока?

А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». (Записываем в тетрадь)

Изучение нового материала

Сегодня мы побеседуем о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в сборник «Повести Белкина», рассмотрим ее сюжет, познакомимся с главными героями произведения

Повесть это жанр повествовательной литературы. Это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

Работа с текстом произведения

Дома вы уже познакомились с произведением. Скажите, кто является главными героями повести? (Самсон Вырин, Дуня, Минский)

Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин.

Найдите в тексте, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?

А сейчас, давайте познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?

Как повествователь изображает дочь Самсона Вырина?

«Свежим и бодрым » увидел повествователь Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет героя. Что изменилось в его облике? Почему? Что произошло?

Как автор изображает Минского?

А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы и создать свой макет буктрейлера, в котором вы поведаете историю станционного смотрителя от имени одного из персонажей повести:

В своем буктрейлере вы должны отразить эпиграф нашего урока, т.е ответить на этот вопрос

«Куда несёт нас рок событий. »

Презентация макета буктрейлера

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

Закрепление изученного материала

Характеристика героев. Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

(Пишу на доске имена главных героев, ученики дают х-ку, я записываю, ученики записывают в тетрадь)

Бедный Красивая Беспечный

Несчастный Прелестная Легкомысленный

Добрый Приветливая Удалой

Любящий Хозяйственная Счастливый

Забитый Печальная Богатый

«Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий

Как вы думаете, в чем заключается гуманизм повести?

(Смысл повести в её гуманистической идее. Повесть пробуждает в нас сострадание к слабому, беспомощному и даёт понимание истинной любви и истинной мудрости. Пушкин как бы предупреждает: как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья).

Подведение итогов. Выставление оценок

В повести поднимается важная проблема – проблема взаимоотношения родителей и детей. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда, может быть, не всегда прислушиваетесь к мнению родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдет время, и вы по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловите каждое мгновение, говорите близким о своей любви.

Ведь так важно успеть сказать родителям, что мы их ЛЮБИМ!

Представьте, что конец повести другой. Самсон Вырин жив, но болен. И Дуня пишет ему письмо. Что она могла ему написать? Что там были бы за слова? Напишите письмо от лица Дуни.

У вас на столе лежат анкеты. Я прошу заполнить их. Учащиеся зачитывают свои ответы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *