в чем в наибольшей мере проявляется специфика философии
СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Философия в переводе с греческого — это любовь к мудрости (phileo — люблю, sofic — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление термина «философия» связано с именем Платона. Первым греческим и вместе с тем первым европейским философом считают Фалеса.
Место и роль философии в системе знаний:
Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.
Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным.
Философия в отличие от науки, по характеру более национальна, чем интернациональна поэтому можно сказать: «русская философия», но абсурдно звучит «немецкая физика» и т. д.
Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.
В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:
• философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;
• философия выступает методологией науки;
• философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;
• философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет.
• Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая.
Мировоззренческая функция — это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.
Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем.
Гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.
Активный, действенный характер научной философии проявляется не только в том, что она учит и воспитывает, дает новое знание и общий взгляд на мир, но и в ее методологической функции, то есть в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность людей, определяет ее последовательность и применяемые средства.
Методологическую функцию философия выполняет в двух видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.
Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей.
Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.
Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.
Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.
Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.
Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.
Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.
Структура философского знания
Как система научного знания современная философия имеет свою внутреннюю структуру. Она складывалась постепенно. Так для многих учений XVII–XIX веков было характерно разделение философии на онтологию (греч. ontos — сущее), то есть учение о бытии как таковом, бытии самом по себе, гносеологию (греч. gnosis — знание), то есть учение о познании и логику — учение о законах и формах мышления.
В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность следующие философские дисциплины и направления:
• Социальная философия — более детальное распространение философских принципов на изучение социальных исторических явлений. Она изучает не только проявление всеобщих законов развития в жизни общества, но и действие особых, общесоциологических законов, источники и движущие силы общественного развития;
• История философии — изучает объективные закономерности и этапы становления и развития философии, основных ее исторических типов;
• Этика — (греч. Ethos — привычка, обычай) — учение о сущности морали, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни;
• Эстетика — (греч. Disthetikos — чувственный) — философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. п.;
• Аксиология — (греч. Axio — ценность) — философское учение о сущности, структуре и назначении ценностей;
• Философия культуры — философское осмысление сущности культуры как особой формы бытия;
• Философия науки — философское осмысление сущности и специфики научного познания в тесной связи с человеческой деятельностью;
• Философская антропология — философское учение о человеке;
• Философия истории — философское учение, которое занимается постижением закономерностей процесса развития общества во времени.
• Философия техники — это раздел философии, который занимается исследованием техники.
• Философия природы (натурфилософия) — это умозрительное постижение природы.
Читайте также
5. Философия в системе культуры. Функции философии
5. Философия в системе культуры. Функции философии Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему
2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ Становление философии в Древнем Китае имело свои социальные корни. Все общественные отношения были подчинены ритуалу, имевшему мировоззренческое значение. Ритуал обеспечивал постоянство неба, порядок земли и
1. Функции философии, вытекающие из техники понятий в культурной жизни
1. Функции философии, вытекающие из техники понятий в культурной жизни Осознание человеком своих действий и стремление его к общеобязательному знанию развивалось не только через мировоззрение. Еще до выступления философов уже произошло на почве политической
1.11. Функции философии
1.11. Функции философии Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования
Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции
Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции Философия и мировоззрение Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе
Функции философии
Функции философии Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,
Специфика языка философии
Специфика языка философии Поскольку философия – это обращение к всеобщему, закономерному, невидимому, когда «искатель мудрости» стремится преодолеть, отбросить видимые части бытия (или, если сказать яснее, желает за деревьями увидеть лес, абстрагируясь от признаков
Основные функции философии
Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,
3. Основные функции философии
3. Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,
2. Основное содержание и функции философии
2. Основное содержание и функции философии Предварительное представление о проблемах, вынесенных в заголовок, может дать образная и лаконичная формулировка одного из основоположников немецкой классической философии – И. Канта. По его мнению, философия должна дать
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и
17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ Ренессанс — эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как
1.2 Предмет и функции социальной философии
1.2 Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет – мировоззрение, науку, идеологию,
Предмет философии и специфика философского мышления. Философия и наука
В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще — на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы — также всеобщие.
По легенде термин «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Слово философия состоит из двух — «любовь» и «мудрость», т.е. означает любовь к мудрости. Пифагор имел ввиду то, что он сам не мудрец, т.е. не обладает мудростью, он только стремится к ней, любит ее, почитает. Нечто схожее позднее выскажет Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Интересно, что с точки зрения современной гносеологии эти позиции можно определить как агностицизм (ибо полное обладание мудростью невозможно) или, если быть менее радикальным, как предвосхищение диалектического учения об Абсолютной и Относительной истине.
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. Первые философы живо интересовались всем многообразием мира. Недаром философию называют матерью всех наук, ибо изначально философы одновременно были математиками, лингвистами, логиками, астрономами, риторами и т.д. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством.
Так что же такое философия?
Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический.
Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.
Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.
Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.
Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.
Онтология (от греч. ontos «сущее» и logos «понятие, разум») — отдел философии, изучающий основания мира, учение о Бытии как таковом. Выявляет и изучает наиболее общие сущности, предельные основания, фундаментальные принципы существования всего.
Гносеология (от греч. gnosis «знание») — отдел философии, изучающий природу познания, его формы, механизм, сущность.
Эпистемология (от греч. episteme «знание») — теория познания, отдел философии, изучающий проблему научного знания.
Аксиология (от греч. axia «ценность») — отдел философского знания, изучающий природу ценности, механизм ее проявления, функционирования.
Логика (от греч. logos «понятие, разум») — в философии — наука о правильном мышлении, учение о мышлении в понятиях. Служит повышению формальной точности сознания и выражения содержания мышления.
Эстетика (от греч. aisthetikos «чувствующий, чувственный») — учение о прекрасном, о законах и формах прекрасного, о его типах, его отношению к природе и искусству, о сущности прекрасного.
Этика (от греч. ethos «обычай, нравственный характер») — учение о нравственности, морали, о человеческом поведении, сообразуемом нравственными нормами, о характере этих норм и т.д. Термин впервые употреблен Аристотелем.
Антропология (от греч. anthropos «человек») — наука о человеке, о его происхождении и эволюции. С точки зрения естествознания антропология изучает отличия человека от других живых организмов, изучает его телесную организацию на анатомическом, физиологическом, расовом и т.д. уровнях. Философская антропология охватывает реальное человеческое существования во всей его полноте, определяет его место и отношение к окружающему миру.
История философии— отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.
Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.
Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.
Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называютсяагностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).
Этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.
Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.
Предмет и специфика философии
Предмет и специфика философии
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
1.Основная специфика филос-го знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)
Структура философского знания(осн разделы фил)
Основные функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Типы онтологий
Риккерд выделял шесть сфер ценностей:
Гносеология:осн проблемы
Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.
Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.
Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.
Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.
Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.
Логика и диалектика
1) Тут важно не спутать (не отождествить) собственно математику и мышление, связанное с математикой, в том числе и мышление математиков.
2) Это мнение в частности опирается на огромные трудности в создании мыслящей машины. Однако, если когда-нибудь удастся создать мыслящий автомат, построенный на основе законов ФЛ, то это мнение придется поменять.
Этика Нового Завета
Если обратиться к области этики, можно с сожалением отметить, что все, что есть в человеческой жизни чистого, доброго, благородного, часто оказывается поверженным и побежденным нечестием, неблагодарностью и злобой. Честность, добро и правда являются безоружными и бессильными против зависти, клеветы, вероломства и насилия. Однако столь очевидное попрание добра в метафизическом смысле вовсе не означает его поражения, но, напротив, означает его нравственную победу над злом. Человек часто оказывается обречен в той степени, в какой он благороден; но в той степени, в какой он обречен, он торжествует нравственную победу над теми, кто стал причиной его обреченности в этом мире.
Основные категории эстетики
эстетика философия категория красота
Фил антропология
Проблема чел-ка в фил. Античность. Природа превосходит человека. Человек как микрокосмос, полит., живот., разумное сущ-во. Средневековье. Чел-к сотворен и одухотворен богом, возвыш.над природой. Это творенье Божье, дуализм дух.(божетсв.)и телес.(грехов). Новое время. Превосх-во чел-ка над природой. Это мыслящая вещь(Декарт), машина(Ламетри), разум.животное. Нем.клас.фил-я: предмет.сущ-во; субъект произ-ва; нравст.природ.сущ-во(Кант). Марксизм: ансамбль всез общ.отнош-й; общ.-предметное, деят.сущ-во; творец мира и самого себя. Психоанализ: бессознат. Неоклассич.фил-я: воля к жизни(Шопенгауэр); воля к власти(Ницше); жизн.порыв энергии(Бергсон).
Важн. фил. проблема: соотношения прир. и соц. в его историч. и индивид. развитии.
Глав.двигателем общ. развития явл. борьба за сущ-е и естеств. отбор. Выживают только сильнейшие, погибают все слабые и неприспособленные к среде.
Человек – социобиолог. существо. Как личность он явл. социолог. Челов. природа являет нам сознат-ть, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоят-в. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойств-ть всегда заставляла философов искать сущность человека. Без соц. факторов, не м.б. человека. С др.стороны, человек – существо физ., телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы.
Под проблемой человека в фил. понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, души и тела, свободы, поиск места человека в окр. мире и т. д.
Милетская школа
Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше, чем это удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучными ценностями Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко осознали существование мира как единого целого, упорядоченного, гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и последовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означали значительный шаг в формировании целостного представления о мире. Впервые сознательно был поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства, о первоначалах, определяющих изменение действительности.
Вступление про Гераклита
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского.
Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) «отцом» всего, «царём» всего.
Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. Он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.
Гераклитова философия является вершиной стихийного диалектического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.
Софисты и сократ