в чем уникальность радио
В чем уникальность радио
Преимущества радио по сравнению с другими СМИ
Новички в связи с общественностью имеют обыкновение сосредотачивать свои усилия на печатных СМИ в ущерб радио и телевидению. В результате более опытным специалистам чаще,
Экономия. Создание рекламных роликов обходится достаточно дешево, потому что картинку в голове слушателя создает его собственное воображение, а недорогой фотограф или студия цифрового видеомонтажа. Для радио характерна более низкая стоимость донесения сообщения до тысячи представителей целевой аудитории (врезка «Как подсчитать стоимость за тысячу контактов»), чем для газет, журналов или телевидения. Кроме того, в этой главе я покажу вам, как с помощью ПР обеспечить себе все необходимое вам время в радио эфире бесплатно. Тут расходы вообще приближаются к нулю.
Избирательность. Радио предлагает широкий набор форматов, каждый из которых отвечает запросам конкретных слоев населения. (Ниже в этой главе они перечисляются.)
Проникновение. Радио охватывает почти 99% потребительского рынка.
Мобильность. Радио достигает потребителя практически везде, даже в местах продаж.
Быстрота реакции. Рекламодатель без труда может оперативно вносить изменения в свои сообщения. Новые ролики быстро попадают в эфир. Рекламный ролик можно написать, записать и выпустить в эфир буквально за один день.
Гибкость. Радио позволяет рекламодателю выходить на связь с потребителем в течение дня, в благоприятной для совершения покупки среде.
Аудитория. С радио можно охватить практически все сегменты потребительского рынка, включая тех, кто нечасто читает газеты (например, подростков). Оно достигает читателей газет, которые не стали завсегдатаями магазинов и до которых редко доходят рекламные материалы, распространяемые в торговых центрах. Оно достигает тех, кто не внесен в списки вашей почтовой рассылки, и тех, кто избавляется от почтовых конвертов с рекламными материалами, не читая их. Радио позволяет четко рассчитать целевую аудиторию по демографическим, психографическим и географическим характеристикам.
Мы живем в век электронной информации, когда люди все меньше читают и все больше смотрят и слушают. Радио можно слушать, занимаясь чем-то еще, что делает его особенно перспективным средством распространения информации в сегодняшнем вечно занятом мире.
«Музыка – это мощный инструмент популяризации культуры и языка!»
«Радио — это поток, который сопровождает человека в автомобиле, в офисе, дома, на природе, зачастую параллельно с другими делами. Это дает некое преимущество, так как слушать радио в пробках или во время домашних дел — это более эффективное использование времени», — делится мнением генеральный директор радиостанции «БИМ-радио» Илона Зинатова. Она рассказала, почему кризис не сломил стремления дарить аудитории «хлеба и зрелищ», конкуренции с федералами и как компания готовится к юбилею — 25 лет!
Илона Зинатова – генеральный директор радиостанции «БИМ-радио»
«МЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОНИМАЕМ НАСТРОЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ТАТАРСТАНА…»
– Илона, «БИМ-радио» в ноябре отмечает свое 24-летие. Информации сейчас так много, что сложно в ней выделиться. Как вам это удается?
– Действительно, сегодня нет вопроса, где и как взять нужную информацию. И гораздо важнее отсечь лишнее в непрерывном потоке. Радио сопровождает человека в автомобиле, офисе, дома, на природе, зачастую параллельно с другими делами. Это дает некое преимущество, так как, слушая радио в пробках или во время домашних дел, люди получают дополнительную информацию без отрыва от привычных занятий. Развлекательные передачи позволяют не только узнать что-то, но и взглянуть на привычные инфоповоды под другим углом зрения. Музыка помогает перейти в иное эмоциональное состояние, что тоже само по себе полезно, поскольку благотворно влияет на химические процессы в организме и его психофизическое состояние, снижает уровень агрессии, заряжает бодростью.
Да, это делают все радио. Но «БИМ-радио» для татарстанцев – это не «все», потому что наши программы, интонация, язык и люди, которые создают радио, близки нашим землякам. Сотрудники живут в едином ежедневном потоке со своим слушателем, они носители единой культуры и менталитета. Мы ежедневно пребываем в той же среде, сталкиваемся с теми же трудностями и очень хорошо понимаем желания и настроения казанцев и жителей Татарстана. Это позволяет нам говорить с аудиторией на одном языке и транслировать то, что ей близко. Высокий профессиональный опыт команды тоже имеет большое значение. Все-таки почти четверть века – это серьезный срок!
– Большую часть информации и развлечений современный человек получает в интернете – какова эффективность радиорекламы в сравнении с интернетом?
– Радио, интернет, телевидение, наружные щиты – это все инструменты. И все они эффективны, если их правильно использовать в разных сочетаниях под конкретную рекламную задачу. Рекламодатели правильно делают опросы своих клиентов, откуда те узнали об их услуге. И зачастую клиент отвечает, что «из интернета». В таких случаях, без уточняющих вопросов, рекламодателя может ожидать подвох. Предположим, вы едете в автомобиле и слушаете вашу любимую радиостанцию, вы услышали рекламу, которая вас заинтересовала. Чтобы принять окончательное решение о покупке, что вы будете делать дальше? Правильно – пойдете в интернет, чтобы уточнить адрес, телефон, подробности и рекомендации других потребителей. Когда клиент приходит и говорит, что узнал о вашем продукте из интернета, это зачастую не верно, так как он называет последний источник информации, где он узнал все подробности о вашей услуге. Но, чтобы его привести к поисковику, зачастую нужно радио или ТV.
Если в вашей компании решение о распределении рекламных бюджетов принимает недостаточно компетентный человек, то он может прийти к ложным выводам. Например, вы дали рекламу на радио, и никто не позвонил и не сказал: «Мы слышали рекламу на радио и хотим купить». При этом у вас параллельно выросла статистика переходов на сайт из поисковика. Мало компетентный маркетолог может сделать ложный вывод, что на радио реклама не работает, в отличие от интернет-рекламы. Хотя всплеск сетевых запросов связан с тем, что о вашем продукте услышали на радио или увидели по ТV.
Для повышения эффективности радиорекламы также важно, какой именно у вас будет рекламный ролик. Большая часть из них – это стандартные информационники, которые слабо выделяются на общем фоне. Более результативны сегодня креативные, оригинальные ролики, которые заметны и цепляют внимание слушателя. Да, они стоят дороже, но они работают на порядок эффективнее. Конечно, также очень важна суть вашего предложения и понятна выгода для потребителя.
Структура клиентов 2017–2018 (данные ЕМГ) Чтобы увеличить, нажмите
Или еще пример. Автосалоны при обслуживании автомобиля часто смотрят, какие радиостанции настроены в панели магнитолы у их клиента, чтобы понять, что слушает их целевая аудитория. Это правильно, потому что, в отличие от устного опроса, здесь смотрят на факты. При опросе человек часто обманывает самого себя и других. Говорит, что слушает классику и джаз – такое у него мнение, а когда садишься к нему в машину, то слышишь, что по факту в авто играет Михаил Круг. Но при этом очень важно отделить мнения от фактов. Замер – это правильный инструмент, если им распоряжаться грамотно. Что происходит на деле. В разговоре с представителем одного из крупных автосалонов города выясняется, что фиксирует все данные некий нерадивый исполнитель, который делает свою работу недобросовестно. И бывает так, что он пишет некорректный отчет для аналитика, лишь бы побыстрее сдать работу, особо не напрягаясь. В результате даже те, к кому стекаются данные для анализа, понимают, что картины, которая складывается по результатам фиксации радиостанций, не может быть в действительности, потому что есть явные рассогласования в данных. И все только из-за того, что кто-то на своем месте не сделал свою работу как должно. Просто отписался.
Таким образом, подчеркну, правильность замеров и самой постановки задачи определяет эффективность распределения бюджетов в рекламной кампании.
«БИМ-РАДИО ОПЕРЕЖАЕТ ПОЧТИ ВСЕХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИГРОКОВ»
– Каковы ваши позиции сегодня? Насколько сложно вам конкурировать с крупными федеральными игроками?
– Конкуренция высокая. Но по рейтингу мы опережаем почти всех федеральных игроков, несмотря на то, что они располагают несравнимо большими финансовыми и административными ресурсами для создания своего контента и продвижения, чем мы. Их продукт производится в Москве.
Да, при размещении рекламы клиенты, как правило, опираются на данные Mediascope (бывшего «TNS Россия»), единственного измерителя традиционных медиа.
В последние несколько лет на первой странице, наряду с данными по суточному, недельному и месячному прослушиванию, размещается отчет по параметру AQH (Average Quarter Hour). Он показывает среднюю аудиторию 15-минутного интервала. Многие европейские агентства при расчете рекламных кампаний опираются именно на него.
Известно, что более 70 процентов людей слушают радио в автомобиле. И с точки зрения, что среднее время пребывания в автомобиле при одной поездке в городах-миллионниках (исключая Москву и С-Петербург) составляет 30 минут, показатель AQH также может иметь особое значение.
По данному показателю у нас первая позиция в городе.
И да, все 24 года мы были и остаемся в тройке лидеров по другим показателям общего охвата.
Отвечая на ваш вопрос, конечно, если ты не монополист, то конкурировать сложно в любом бизнесе. Это нормально.
Отчет по аудитории радиостанций. Mediascope. RI июль 2017 –июнь 2018. Период: июль 2017 – июнь 2018. AQH, AQH %, г. Казань Чтобы увеличить, нажмите
– Что интересного и знакового для вашей компании произошло за этот год? Остается ли у вас прежний формат, будут ли новые ведущие и программы?
– Мы запустили вечернее шоу и ряд новых рубрик, несколько поменяли информационный формат. Появились новостные выпуски, зазвучали новые голоса, у которых уже есть свои поклонники. Новые передачи и рубрики у нас возникают регулярно. Мы, пожалуй, самый открытый к новым идеям и людям коллектив. И так было всегда. Многие из тех, кто у нас работает в эфире, когда-то пришли с предложением своего проекта и желанием работать именно у нас.
– Многие предприятия сейчас жалуются на кадровый голод – испытываете ли вы проблемы с кадрами?
– Кадровый голод связан не столько с отсутствием свободных рук на рынке – судя по статистике, безработица растет, – сколько с качеством потенциальных соискателей. Кадровая нехватка связана с тем, что, увы, продукт современной системы образования не удовлетворяет запросов. Специалистов в нашем деле вузы не выпускают. Наши радиоведущие – это скорее шоумены, модераторы, артисты с высоким уровнем коммуникаций и желанием реализовать свои способности через радиоэфир. Мы сами обучаем их на практике, и со временем они становятся профессиональнее.
Поскольку мы публичная компания, запросы на работу в нашем коллективе приходят постоянно, в основном от желающих проявить себя у микрофона.
Конечно, радио – это не только эфир, но и инженерная служба, продажи, бухгалтерия, продакшн, пиар и управленцы. Люди, которые совпали с нами по ценностям, работают много лет. Те, кто не подходит по идеологии, покидают наш коллектив. Регулярная смена 10 процентов кадрового состава необходима, иначе будет застой и старение компании. У молодых людей незамыленный взгляд, больше энергии, они мыслят иначе.
Хорошо, что есть миграция в Казань, которая за последние несколько лет стала центром притяжения для жителей других городов. У нас работают сотрудники, переехавшие из Башкортостана и других регионов.
– Какие программы и ведущие сегодня наиболее популярны у вашей аудитории?
– Как правило, это ведущие, которые работают не первый год. Ведущему, только начинающему работать, требуется минимум год, чтобы набрать нормальный уровень ведения прямого эфира, научиться проявлять свою индивидуальность в рамках концепции «БИМ-радио» и уверенно реализовывать задачи, которые перед ним ставятся.
Популярными программами являются утреннее и вечернее шоу «Утромены» с Артемом Рычевым и Русланом Мазитовым и «Акуна Матата» с Валерией Бутровой и Сергеем Дурасовым. Дневные передачи, которые ведут известные с 90-х годов Махмуд Аракаев, Лена Медова, тоже популярны. «Коробка передач» – интерактивная двухчасовая игра для автомобилистов – выходит в эфир более 22 лет и стала неотъемлемой частью «БИМ-радио». Есть просветительские программы, которые ведут преподаватели КФУ. Рубрика «Радиокафедра» с популяризатором науки Аркадием Курамшиным рассказывает, как работают химические процессы в нашей повседневной бытовой жизни. И «Литературная бессонница» с Антоном Боровиковым, которая, несмотря на поздневечернее время, за год своего существования набрала верных слушателей. Передач много, я сейчас не смогу их все перечислить. Каждая не случайна, ведут их интересные и увлеченные темой сотрудники. То, что не получает отклик от слушателя, отсеивается само собой.
Ведущие вечернего шоу «Акуна Матата» – Валерия Бутрова и Сергей Дурасов
«МУЗЫКА – МОЩНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ И ЯЗЫКА»
– В чем секрет успеха и уникальность вашего радио, ведь музыки сейчас много и она в свободном доступе для любого слушателя?
– Да, музыки очень много, но не у каждого есть время формировать личный плей-лист. Сервисы, формирующие плейлист под ваши предпочтения, удобны, но в них нет коммуникаций с живым человеком (ведущим, или другими слушателями), когда мы слышим его голос, мнение и можем прокомментировать сказанное. В этом разница.
Радио – это комплексный продукт. Все элементы выстроены так, чтобы попасть в настроение и затронуть актуальные темы для тех, кто слушает здесь и сейчас. Да, есть радио, которые работают без ведущих или с минимальным их присутствием. Во многом они унифицированы, подразумевая минимум затрат на производство и максимум технологий. У «БИМ-радио» другая бизнес-модель. Локальных радиобрендов, входящих в Топ-3 рейтингов на всей территории России, не более трех-четырех, но только «БИМ-радио» занимает первые строчки рейтингов уже 24 года, без преувеличения можно сказать, что казанская радиостанция является в России лидером среди всех региональных радио. Казань уникальна еще и тем, что у ее жителей есть возможность слушать такую станцию. Это в том числе наш вклад в городскую среду обитания.
– В последнее время много волнений вокруг татароязычных артистов и их песен. Ставите ли вы в эфир татарскую музыку?
– При выборе музыкальных треков татарские песни проходят отбор по тем же критериям, что и иностранная или русскоязычная музыка. Например, существует русская народная песня, сыгранная на народных инструментах, спетая вокально в соответствующем стиле и интонировании, и звучит она прекрасно и проникновенно в своем жанре. Но на «БИМ-радио», как и на любой станции, есть определенный формат звучания, который близок к европейскому. Поэтому мы не ставим в эфир народную русскую песню в традиционном, классическом исполнении, как бы красиво она ни звучала. Мы ставим народные песни, которые звучат на уровне евроформатов или близки к нему. К сожалению, на современной татарской эстраде таких исполнителей мало, и это, на мой взгляд, создает препятствия для распространения татарской музыкальной культуры в России и в мире.
Народное звучание должно сохраняться как жанр, но для продвижения культуры нужны современные формы, которые понятны для восприятия молодого поколения, которые в музыкальном исполнении близки людям, не знающим татарский язык. Люди слушают англоязычные, французские и испанские песни не потому, что они понимают текст и его смысловое содержание, а потому что им нравится звучание и мелодия, она рождает в организме волнующие эмоции и переживания. Кстати, и оперу многие ценители слушают, не зная языка, и это не умаляет удовольствия от ее прослушивания.
«Битлз» сделали огромный вклад в продвижение английского языка, распространив битломанию за пределы англосаксонского мира. Музыка – это мощный инструмент популяризации культуры и языка. Я знаю людей, которые учили английский по песням «Битлз» или по иностранным кинофильмам. Достойные музыкальные, литературные, кинематографические произведения будят интерес к языку и культуре их авторов и исполнителей.
Если татарская песня звучит на уровне европейской или лучших образцов российской поп-сцены и музыкально понятна людям, не знающим татарского языка, мы ее ставим в эфир. Среди таковых могу назвать Элвина Грея. А среди начинающих, пожалуй, Лэйну, трек которой нам показался интересным и выделяющимся по звучанию. Повторюсь, я говорю именно о современной популярной татарской музыке, а не о классическом материале, где много мелодичных жемчужин. Но это совершенно другой формат.
– В следующем году у вас юбилей – 25 лет. Можете ли вы приоткрыть тайну и хотя бы намекнуть, какие специальные проекты планируются в честь этого события?
– Впереди год, и, как показывает практика, за столь длительный период времени многое может меняться, поэтому намекать пока не буду. На «БИМ-радио» главное – это наши слушатели и клиенты. Этот праздник в первую очередь их и, конечно, тех, кто создавал и создает «БИМ-радио». Мы постараемся сделать все, чтобы он запомнился надолго и принес только положительные эмоции и впечатления.
Зачем нужно радио в 21 веке
«Радио в 21 веке? Может ещё телеграф подключить?» — задашь ты резонный вопрос. Многие думают, что радио уже давным-давно устарело, и для чего оно нужно, просто не понимают. Но на самом деле радио обладает целым рядом преимуществ:
1. Свежие новости. Часто не в свойственной телевидению сухой и унылой подаче.
2. Любимая музыка. Да, конечно, в наше время, когда можно воткнуть флешку и слушать любимые композиции без рекламы, радиостанции морально устарели. Однако радио хорошо своим разнообразием и рандомностью, а значит, любимая музыка будет каждый раз приятным сюрпризом.
3. Информативная функция. Так, например, если вдруг какой-нибудь обезумевший генерал запустит все ракеты на твой город или инопланетяне захотят внедрить каждому жителю Земли зонды, то ты узнаешь об этом по радио одним из первых. И пока остальные жители планеты будут мучительно решать дилемму: бежать в лес или сотрудничать с рептилоидами, ты успеешь спрятаться в своём бомбоубежище.
В этой статье мы расскажем о нескольких радиоприемниках от компании Ritmix, которые украсят твой прикроватный комод.
Ritmix RPR-171
Ritmix RPR-171 — это классический форм-фактор в стиле 90-х годов. Радио сделано из пластика и имеет габариты 165x73x115 и вес всего 742 грамма, так что его можно брать с собой даже в рюкзаке, если ты решил поехать с друзьями на природу. Ritmix RPR-171 работает в диапазоне частот FM/AM/SW и имеет телескопическую антенну для улучшения качества звучания. Кстати, возможность прослушивания AM и SW частот является достаточно редкой в наше время функцией. В радио встроен USB-вход для флешек, а также слоты для SD и MMC-карт памяти. На передней панели расположен широкополосный динамик, регуляторы радиостанций и громкости, а также шкала радиостанций в стиле 90-х. На верхней грани расположена настройка эквалайзера, кнопки управления и переключения частот. Также есть аудиовход на 3,5 и AUX-вход.
Ritmix RRC-1212
Ritmix RRC-1212 — это упомянутые выше радиочасы. Внешне этот крутой девайс соответствует современному дизайну в стиле минимализм и подойдёт для создания футуристичной обстановки. В этом небольшом прямоугольнике есть несколько полезных функций. Так, например, радиочасы Ritmix RRC-1212 имеют яркий дисплей с цифрами высотой 3 сантиметра, так что хоть поздней ночью, хоть в разгар дня ты будешь в курсе времени. Ritmix RRC-1212, в отличие от предыдущей модели, работают только на FM частотах 87-108 МГц с цифровой настройкой на 20 станций. Самая полезная функция в радиочасах — наличие двух будильников с функцией повтора сигнала, так что ты точно не проспишь. Также в Ritmix RRC-1212 есть таймер выключения. Радиочасы работают от сети. Сохранение текущих настроек обеспечивается двумя батарейками ААА. Переключение станций и настройка будильника осуществляется с помощью клавиш на верхней грани Ritmix RRC-1212.
Ritmix RRC-1810
Ritmix RRC-1810 — это более продвинутые радиочасы. Ritmix RRC-1810 отличается от предыдущей модели ещё большим дисплеем, на котором высота цифр составляет 4,5 сантиметра. У радиочасов есть внешняя антенна для улучшения качества звучания. Ritmix RRC-1810 работает в диапазоне FM-частот 87-108 МГц, что охватывает все популярные радиостанции. Также в радиочасах есть цифровая настройка на 20 станций. И, конечно же, радиочасы не были бы радиочасами, если бы в них не встроили будильник, и в данной модели их два. Ну а если ты решишь поспать подольше, игнорируя сигнал, то в Ritmix RRC-1810 есть повтор будильника. Кроме того, в радиочасах есть таймер выключения. Управление Ritmix RRC-1810 осуществляется с помощью больших кнопок на верхней грани.
Новости
Чем объясняется растущая популярность онлайн-радиостанций
Сегодня многие люди просто не представляют своей жизни без любимой музыки, которая задаёт ритм дня. А ведь далеко не все и не всегда находятся в автомобиле, где есть возможность включить радиоприёмник или магнитолу.
Было время, когда с появлением ТВ-вещания предрекали, что радиовещание сдаст позиции и интерес к нему будет утерян. Но в реальности всё сложилось по-другому. Популярность радио в XXI веке пошла вверх. И в наши дни возможность слушать любимую волну бесплатно есть у каждого, кто имеет гаджет и интернет. Сегодня практически любую радиостанцию слушать можно не только дома или в офисе, но и в дороге или на пляже. Всё, о чем нужно позаботиться любителю хорошей музыки, это о наличии смартфона и подключении к интернету. А радиостанции в свою очередь заботятся о высоком качестве звука. А есть и такие порталы, где можно найти множество онлайн радиоканалов и выбрать любой понравившийся.
Набирающее сегодня популярность радио рекорд имеет свои преимущества – слушать музыку можно не только в прямом вещании, но и в записи. Здесь найдут подкасты поклонники самых разных музыкальных направлений. Ежедневно можно найти лучшие и самые свежие новинки, а если хочется чего-то особенного, то можно запустить шоу-подкаст, в котором весёлые и продвинутые ведущие рассказывают о интереснейших, забавных и неожиданных вещах.
Можно без преувеличения сказать, что у поклонников радио рекорд практически нет ограничений в музыкальных желаниях. Ведь эта радиостанция всегда шагает в ногу с последними хитовыми направлениями. Поэтому здесь можно найти не только популярную музыку, но и ещё нераспиаренные композиции российских и зарубежных композиторов, а также классику в весьма неожиданной аранжировке.
Есть повод остаться на этой волне и у поклонников танцевальной музыки. Ежедневно и в любое время Radio record готово поделиться со своими слушателями популярной клубной музыкой, а также dj-сетами и эксклюзивом live-show. А ещё каждую неделю здесь российский хит-парад. Остаётся добавить ко всему этому прекрасный звук.
Эксперты отмечают, что для радиостанций наступает новая эра. Но даже при огромной популярность онлайн-радио традиционные каналы не исчезнут, как не исчезает телевидение с ростом популярность Youtube. Просто сегодня радио получает шанс на перерождение.