в чем уникальность картины черный квадрат малевича
Тайна «Чёрного квадрата»: в чём смысл картины Малевича и почему это шедевр
«Чёрный квадрат» Малевича. В чём смысл картины и почему «Чёрный квадрат» считается шедевром искусства. История создания. Сколько стоит и где хранится картина.
«Черный квадрат» Казимира Малевича – картина, которая не может оставить равнодушным.
В этой большой обзорной статье, я хочу рассказать вам про мировой шедевр и вместе с вами разобраться, понять, почему это шедевр, за что такие деньги и вообще, сколько и каких супрематических квадратов было, а также как они изменили направление в живописи.
Читайте эту статью до конца, чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы.
Раскрываем тайну «Чёрного квадрата», или почему эта картина – шедевр
«Чёрный квадрат» на самом деле не чёрный
Тайна черного квадрата Малевича кроется уже в самом названии, а точнее в том, что из себя представляет картина. Если вы начнете углубляться в историю картины, то сразу выясните, что на самом деле, перед вами никакой не квадрат и никакой он не черный.
Любопытно, да? Это первый шаг, на пути к ответу, почему «Черный квадрат» Малевича считается искусством.
Проводя анализ картины, в том числе и химический, эксперты выяснили, что Малевич писал несколькими красками, которые изготовил сам. Каких цветов он добавил в тайну черного квадрата? Это были кость жженая, охра черная и темно-зеленая. К тому же, выяснилось, что кроме красок в состав был замешан мел, который делал картину более матовой.
Так что, если вы думаете, что все так просто, то это только самое начало. У картины много ключей и сейчас мы постараемся открыть их все, по порядку.
За «Черным квадратом» есть другие картины
За трещинами, покрывающими квадрат 1915 года скрывается вполне себе цветная картина, которую художник написал ранее. Но, и под этой картиной, скрывается еще одна работа. Таким образов, квадрат скрывает под собой целых 2 картины! Отсюда эти характерные трещины – на холсте просто слишком большой слой краски, который не выдерживает испытания временем. Но все-таки, почему черный квадрат считается шедевром? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разгадать его смыслы, узнать лучше описание картины.
В чём смысл картины «Черный квадрат» Малевича
Как в и в случае с другими мировыми шедеврами живописи, у «Черного квадрата» Малевича был свой смысл, тайны и загадки, отсюда и эта особенность, уникальность, гениальность.
Как я уже говорила выше, квадрат имеет форму квадрата, а цвет – не чисто черный, а смесь нескольких красок, дающих в сумме то, что мы видим.
Такой подход к картине имел свой смысл. Малевич стремился своей работой показать свою позицию и отношение к живописи – создать свою динамическую и подвижную форму. Что ж, можно считать, что ему это вполне удалось.
Впервые свою работу Малевич представил на выставке футуристов. Его работа находилась на том месте, где обычно православные ставили иконы. Это стало своеобразным вызовом церкви и религии, что дает нам еще один смысл картины. Такое, конечно, не могло остаться незамеченным и дало толчок развитию истории картины, ее изучению, критике, восхвалению.
А что же с теми картинами, которые находятся под черным квадратом? Ведь, как мы помним, их там целых две, под растрескивающимся слоем краски. Дело в том, что выставка вот-вот должна была открыться, а у Малевича еще не были готовы работы для нее. Что же делать художнику в такой ситуации? Не знаю, чтобы сделали вы, но Малевич нашел просто потрясающий выход из ситуации – замазал неудавшуюся работу смесь красок, изобразив «квадрат». Друзья сказали, что это гениально, и картина ушла «в народ» так сказать, переродившись черным квадратом. Вот вам и еще один смысл – все можно исправить и иногда найти неочевидное решение. Особенно если ты художник нового направления и подрываешь традиционные основы.
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.
К сожалению, даже сейчас нельзя сказать, что точно покоится под краской, эксперты считают, что это может навредить картине.
Еще одна интересная особенность – квадрат, на который мы смотрим, может быть и кубом. Просто нужно правильно смотреть.
Учитывая все эти особенности, можно сказать, что смысл «Черного квадрата», показать нам, что то, что нас окружает, только на первый взгляд кажется дуальным, черным или белым. На самом деле наш мир гораздо сложнее и многограннее, и цветне, чем просто черное и белое.
Философия этой картины состоит в том, что, если вы за черным цветом, за темнотой увидите свет, если вы не обманите себя только первым, а загляните «за слой краски», то вам откроется особая, другая истина, и, возможно, от этого ваша жизнь кардинально изменится.
Таким образом, шедевральность картины в том, что это не просто картина, а предмет со множеством смыслов, который заставит вас размышлять и думать, открывая свои смыслы.
К тому же, картины, которые Малевич закрасил, были близки по стилю к кубизму, который уже успел набить оскомину у художников. Все стремились найти новую форму, прийти к новому стилю. Для Малевича это стал супрематизм, и его квадрат – очень яркий пример этого направления. Есть даже такая информация, что, увидев работу Казимира, другой известный бунтарь и новатор, Пабло Пикассо, охладел к любимому кубизму.
Не будем забывать и время создания картины – 1915 год. Через 2 года случится революция, которая изменит буквально все в стране. Супрематизм и квадрат – не первые ласточки надвигающейся катастрофы и нового мира, но уж точно самые заметные в мире искусства и российского авангарда.
Малевич был большевиком, и, вполне логично, что в мире живописи он продвигал новые идеи. Но, так будет не всегда, и его же вера обернется против не него. Но об этом уже в других статьях.
«Черный квадрат» стал своеобразной черной дырой искусства. После него сложно было двигаться дальше, в живописи наблюдался творческий кризис, художники уже не создавали новые направления, многие копировали, а многие просто потеряли желание творить.
Что означает «Черный квадрат» Малевича?
Так что у этой работы есть еще один смысл – «Черный квадрат» как черта, подводит итог направлениям в искусстве, которые были до него, и, еще будут после него.
И, конечно же, говоря о смысле картины, нельзя не упомянуть о том, что многие считают работу пустышкой, которая вообще не имеет смысла. А то, что выдается за смысл, критики и зрители просто придумали, чтобы хоть как-то оправдать примитивную работу художника, которая вообще-то и не должна была появляться, которая, по сути, попытка скрыть неудачу.
Как бы там ни было, но у картины даже на первый взгляд полно смыслов. А уж если начинать изучать жизнь самого Малевича, его окружения, исторический период, в который он жил и работал – то тогда вам откроются еще и другие, иные смыслы.
Давайте вернемся к истории создания картины и посмотрим, как же все-таки был написан «Черный квадрат».
История создания «Чёрного квадрата»
Разобравшись, чем знаменит квадрат Малевича, давайте посмотрим на историю его создания, вдруг еще обнаружим секреты.
Казимир Малевич работал над декорациями к опере «Победа над солнцем». И вот, в одном из эскизов он изобрази черный квадрат, который означал победу творчества человека над природными формами – черный квадрат вместо солнца. Позднее, Малевич поставит на холсте с квадратом дату 1913 год, именно тот самый, в котором были сделаны эти рисунки.
Сама же картина датируется 1915 годом. Этот квадрат лишь часть супрематических работ художника, при чем даже не первая его картина в этом стиле.
Кстати, оригинал «Черного квадрата» Малевича висит в Третьяковской галерее, там же хранится еще один квадрат.
Эти работы художник писал для футуристической выставки, которая должна была состояться в конце 1915 года. Сразу было заявлено, что работ должно быть много, причем от каждого художника, зал был большой, и нужно было заполнять его работами.
Таким образом, Малевич подготовил к выставке не только квадрат, но и шар, крест и множество других работ.
Черный квадрат и белый фон означали собой определенный «нуль» — начало беспредметности и конец традициям. Таким образом, супрематический квадрат представлял собой форму ноль.
Сколько «квадратов» нарисовал Малевич
После оригинального «Черного квадрата», художник создал еще 3 квадрата в следующее десятилетие.
И, конечно же, все эти четыре работы не похожи друг на друга, кроме, разве что, самой идеей. Один из квадратов больше по своему размеру, тот, что был написан в 1923 году и хранится с Русском музее. Самый «черный» и насыщенный по цвету квадрат, хранится в Третьяковской галерее.
Сколько стоит «Чёрный квадрат»
По данным Sotheby’s, «Черный квадрат» стоит 20 миллионов долларов, но так как он находится в музее, то он не продается. Также нужно учитывать, что оценочная стоимость работы будет зависеть от разных причин. Если говорить о цене в рублях, то на 2015 год «Черный квадрат» стоит от 1 240 000 000 рублей до 1 500 000 000 рублей.
Так от чего же зависит стоимость работы и почему «Черный квадрат» Малевича такой дорогой? Давайте разбираться.
Во-первых, цена может меняться в зависимости от ситуации на экономическом рынке и от колебаний курса доллара к рублю. Во-вторых, если эксперты обнаружат новые подробности из жизни автора, либо, как это было в случае обнаружении второго и третьего слоев краски, новых подробностей о самой картине, ее цена тоже может измениться.
Но откуда же такие цифры? Дело в том, что «Черный квадрат» это не просто произведение искусства. Это произведение искусства с довольно громкой историей, репутацией и легендами. Такое просто так у коллекционеров не продается, и стоит очень дорого.
Выше мы с вами уже обсудили, какая историю у этого квадрата. Поэтому, если цена и изменится, то скорее всего только вверх.
А кто деньги получит? Картина принадлежит музею, и не продается, но даже если бы и продавалась, то средства достались бы музею, так как все права на картину у них. Кстати, оригинальный и первый квадрат 1915 года хранится в Третьяковской галерее. Но об этом ниже.
Итак, приблизительная стоимость «Черного квадрата» — 1 240 000 000 рублей. Неплохо для обычного черного квадрата, согласитесь.
Где находится «Чёрный квадрат»
Как мы уже успели выяснить, квадратов всего (именно черных) 4 и хранятся они в государственных музеях нашей страны. Они различаются фактурой, рисунком, и, конечно же, цветом.
«Чёрный квадрат» в Третьяковке
Оригинальный, первый «Черный квадрат» 1915 года хранится в государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его размеры 79, 5 х 79,5 см.
Третий квадрат был написан в 1929 году, и представляет собой самую точную копию оригинала. Его размер такой же, как и у первого квадрата – 79,5 х 79,5 см. Эту картину художник написал для своей персональной выставки в Третьяковской галерее, но слегка видоизменив, чтобы она не до конца повторяла оригинал. Хранится также в Третьяковской галерее.
«Черный квадрат» в Русском музее
Второй квадрат был написан в 1923 году, и вместе с кругом и крестом стал частью триптиха, представленного на биеннале в Венеции.
Он уже больше по размеру – 106 х 106 см. считается также, что этот квадрат написан не самим Малевичем, а его учениками, но под его руководством.
«Чёрный квадрат» в Эрмитаже
Четвертый квадрат – самый маленький, его размер 53,5 х 53,5 см. написан приблизительно в 1932 году, за три года до смерти Малевича.
Этот квадрат не был известен до 1993 года, пока однажды, неизвестный не принес картину в банк в качестве залога по кредиту.
Через 5 лет банк разоряется, владелец картины не возвращается за ней, а картина отходит банку. Начался аукцион, но правительство России сняло картину с торгов. По заверениям аукционистов, если бы картина вышла международный рынок, ее купили бы за 80 млн долларов.
Как бы там ни было, в 2002 году картину приобрел российский миллиардер Владимир Потанин, за 1 млн долларов (28 млн рублей по тому курсу), а затем передал ее в Эрмитаж. Теперь квадрат хранится в Петербурге.
Пожалуй, для истории одной картины этого уже достаточно. А если учесть весь творческий путь художника и другие его работы, становится понятно, почему квадрат имеет столько смыслов и так дорого стоит. Ставьте 5 звезд, если вам было интересно читать статью, а в комментариях пишите, как сами относитесь к картине и что еще было бы вам интересно узнать о мире искусства или о картинах русских художников.
Смыслы «Черного квадрата»
«Черный квадрат» Казимира Малевича – самая загадочная картина прошлого столетия. Вокруг нее до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым картина вызывает у зрителей весь спектр чувств – от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Черный квадрат»?…
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.
Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне.
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.
Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы.
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.
Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.
А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.
Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Альфонс Алле, «Философы ловят черную кошку в темной комнате», 1893
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
Впоследствии, в отличие от Марка Шагала или Василия Кандинского, уехавших в Европу, познавших еще при жизни славу и материальное благополучие, Казимир Малевич прожил полную лишений и трудностей жизнь в России, а имя его на многие годы было забыто.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины…
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем…